Научная статья на тему 'Формирование физической культуры личности студенток университета средствами оздоровительной гимнастики'

Формирование физической культуры личности студенток университета средствами оздоровительной гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОТИВЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE / MOTOR ACTIVITY / FUNCTIONAL CONDITION / PHYSICAL PREPAREDNESS / MOTIVES / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карасева Елена Николаевна, Смирнова Светлана Александровна, Чернышева Елена Николаевна

Включение в процесс физического воспитания студентов методики, направленной на формирование двигательной активности, способствует повышению качества учебного процесса. Обосновывается целесообразность разработки системных механизмов обеспечения студентов оптимальными двигательными режимами, раскрываются педагогические аспекты двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карасева Елена Николаевна, Смирнова Светлана Александровна, Чернышева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the university female student's physical culture by means of recreative gymnastics

Including the methods directed to the formation of motor activity of students into the process of physical training contributes to the improving of the academic process quality. Expedience for the development of system mechanisms for providing the students with optimal motor conditions has been justified, the pedagogical aspects of motion activity have been revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры личности студенток университета средствами оздоровительной гимнастики»

тивность предлагаемой концептуальной модели.

Рекомендации. Формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в коммуникативной педагогической функции в ВПО необходимо и возможно в направлении концептуализации процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Имашев, А.М. Деловая игра «Открытый урок» : методические рекомендации / А.М. Имашев, С.В. Кузнецов. - Набережные Челны : Изд-во Камского гос. политехнического института, 1999. - 20 с.

2. Имашев, А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев. - Набережные Челны : Изд-во Камской гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, 2008. - 104 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796:338.28

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Елена Николаевна Карасева, аспирант,

Светлана Александровна Смирнова, аспирант,

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, (ЕГУ им. Бунина),

Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),

Великие Луки

Аннотация

Включение в процесс физического воспитания студентов методики, направленной на формирование двигательной активности, способствует повышению качества учебного процесса. Обосновывается целесообразность разработки системных механизмов обеспечения студентов оптимальными двигательными режимами, раскрываются педагогические аспекты двигательной активности.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, двигательная активность, функциональное состояние, физическая подготовленность, мотивы, студенческая молодежь.

FORMATION OF THE UNIVERSITY FEMALE STUDENT’S PHYSICAL CULTURE BY MEANS OF RECREATIVE GYMNASTICS

Yelena Nikolayevna Karaseva, the post-graduate student,

Svetlana Aleksandrovna Smirnova, the post-graduate student,

Ylets State University Named after I.A.Bunin,

Yelena Nikolayevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports

Annotation

Including the methods directed to the formation of motor activity of students into the process of physical training contributes to the improving of the academic process quality. Expedience for the development of system mechanisms for providing the students with optimal motor conditions has been justified, the pedagogical aspects of motion activity have been revealed.

Keywords: health-improving physical culture, motor activity, functional condition, physical preparedness, motives, student youth.

ВВЕДЕНИЕ

В системе высшего профессионального образования перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных привлекательных форм занятий физическими упраж-

нениями, доступных и интересных для студенческой молодежи; необходимости пропагандировать физическую культуру как эффективного средства направленного на развитие личности, профилактики заболеваний, улучшения психоэмоционального состояния, повышения умственной и физической работоспособности [1,2].

Многие научные специалисты [2,3,5] указывают на то, что в студенческом возрасте происходит завершающий этап биологического созревания организма и осуществляется становление личности в социальной среде. В связи с этим формирование специалиста, обучающегося в системе высшего образования, происходит в противоречивых условиях, с одной стороны информационные технологии оказывают положительное воздействие на интеллектуальный потенциал, а с другой - способствует усилению действия ряда факторов, противодействующих полноценной психофизиологической адаптации организма. В результате таких воздействий снижается уровень физиологических резервов организма, что в конечном итоге не благоприятно влияет на здоровье, физическое состояние и работоспособность студентов, обучающихся в вузе. Деятельность современного студента специалисты [2,5,6] характеризуют, как типичные особенности гипокинезии (ограничение двигательной активности) и, как следствие гиподинамии (ослабление мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок). Между тем уже давно установлено, что ограничение двигательной активности оказывает неблагоприятное влияние на психофизическое развитие и состояние здоровья человека на всех этапах онтогенеза. Следует отметить, что двигательный дефицит, в котором вынужденно существует большинство студенческой молодежи, значительно усугубляет возникновение различного рода заболеваний, способствует распространению вредных привычек и нарушению здорового образа жизни.

Поэтому в целях обеспечения всестороннего развития студентов, обучающихся в системе высшего профессионального образования профессорско-преподавательскому составу кафедр физического воспитания необходимо постоянно совершенствовать учебный процесс по физической культуре. Процесс совершенствования предполагает использование различных форм, средств и методик проведения занятий по физической культуре со студенческой молодёжью. В настоящее время в практике физического воспитания наиболее популярными видами двигательной активности среди студенток Елецкого государственного университета (ЕГУ) им И.А. Бунина являются оздоровительные виды гимнастики: калланетика (43,2%), фитнесс (40,85), шейпинг и аэробика (33,2%); гидроаэробика и «Пилатес» (28,2%).

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При организации исследования использовались методы: анкетирование, метод антропометрических измерений, психофизиологические методы исследования, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

На базе Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина на протяжении 3-х лет проводился мониторинг по определению психофизического состояния и физической подготовленности студентов с использованием компьютерной программы «Мониторинг здоровья» и программы «Фактор».

В нашем исследовании принимали участие 70 студенток университета, обучающиеся на юридическом факультете (ЮФ), факультете дошкольной педагогики и психологии (ФПИПД), факультете педагогики и методики начального образования (ФПИМНО). В процессе тестирования определяли режим двигательной активности, интенсивность нагрузки, продолжительность одного занятия (индивидуально с учетом состояния занимающегося), количество занятий в неделю. В качестве оценки эффективности организованных занятий использовались показатели, отражающие стрессоустойчи-вость, мотивацию к улучшению состояния здоровья, психофизическое и функциональное состояние, физическую подготовленность студенток университета.

В основу нашего исследования был положен годичный образовательный цикл, состоящий из мезоциклов, в которых решаются частные задачи поэтапного планирования. Макроцикл условно делился на два периода, соответствующих осеннему и весеннему семестрам. Первый период состоял из втягивающего мезоцикла - 4 недели; трех базовых мезоциклов - недель; восстановительно-поддерживающего - 6 недель (во время зимней сессии и каникул). По преимущественному содержанию и по особенностям воздействия на динамику тренированности базовые мезоциклы подразделялись: развивающий - 4 недели, ударный тренировочный- 5 недель, стабилизирующий - 3 недели и контрольный -1 неделя. Во втягивающем мезоцикле использовались элементы легкой атлетики спортивных игр, а также средства аэробики и кондиционной гимнастики. Основная задача данного периода - развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы. В развивающем мезоцикле применялись упражнения системы «Пилатес». В данном периоде предусматривается обучение технически правильному выполнению упражнений с контролем дыхания и концентрацией на усилиях отдельных мышцах, органах или их группах [7].

Ударный мезоцикл, включал занятия по системе «Калланетик», в основу которого легли статодинамические упражнения, обладающие наивысшей оздоровительной эффективностью. В стабилизирующем мезоцикле использовались упражнения системы «Пилатес» для создания благоприятного психоэмоционального состояния перед зимней сессией и поддержания физической формы студенток. В восстановительно-поддерживающем (разгрузочном) мезоцикле занятия проводились студентками самостоятельно на основе индивидуальных программ.

В соответствии с этим соотношение используемых средств в экспериментальной технологии: занятия по системе «Калланетик» - 38,2% времени, по системе «Пилатес» -29,4%, аэробикой и кондиционной гимнастикой - 23,5%. В осенне-весенний период занятия проходили на открытом воздухе, где применялись элементы легкой атлетики и спортивных игр, что составило 8,9% от общего времени (рис.1).

□ калланетика ■ Пилатес □ аэробика Ш элементы с/и, л/а

8,90%

29,40%

Рис.1.Соотношение средств в экспериментальной программе, %

Планирование учебно-тренировочного процесса осуществлялось исходя из учебной деятельности студенток университета (рис.2).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты проведенного исследования показали эффективность воздействия занятий физической культурой с использованием элементов современных оздоровительных систем на показатели:

- - физического развития: достоверные изменения произошли в показателях ОГК на вдохе (4,96%), ОКГ на выдохе (3,39%), ОКГ в паузе (3,45%); достоверно снизились показатели кожно-жировых складок (20,8%); статистически недостоверные изменения выявлены в показателях массы тела (2,8%) (р>0,05). В контрольной группе данные изменения не являются статистически достоверным находились в пределах: 1,16-6,38 % (р>0,05) (таблица 1);

- функционального состояния: наблюдалось достоверно снижение ЧСС в покое

(16,86%), после нагрузки (5,9%) (р<0,05); АД (4,74%/5,90%) и увеличение значения ЖЕЛ (13,63%) и МПК (7,95%) (р<0,05) (таблица 2).

Рис.2. Схема структуры применения оздоровительных видов гимнастики

Таблица 1

Показатели исследования обхватных размеров студенток ЕГУ им. И.А. Бунина

Группы Показатели

ОКГ на вдохе, см ОКГ на выдохе, см ОКГ в паузе, см Окружность бёдер, см Окружность запястья, см Окружность талии, см

КГ Этапы М±а М± а М± а М± а М± а М± а

1 87,90±4Д5 81,54±4,61 82,81±4,99 94,0±6,14 15,0±1,0 67,63±7,74

2 86,77±4,54 81,44±4,74 82,66±4,09 95Д2±4,40 15Д2±0,66 68,0±7,56

3 88,92±4,57 84,46±4,19 85,84±4,18 96,46±4,07 15,15±0,89 68,76±4,30

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

ЭГ-1 1 87,15±5,94 82,36±4,12 83Д3±5Д9 97,61±7,63 15,09±0,83 68,46±5Д8

2 88,09±4,15 81,84±5,82 83,03±4,45 96,0±6,51 15,07±0,64 67,61±6,42

3 90,76±4,32 79,53±4,17 80,46±4Д3 95,46±5,05 15,07±0,86 66,0±4,26

Р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 0,05

ЭГ-2 1 86,30±5,17 82,38±5,57 83,76±5,49 96,92±6,88 15,07±0Д7 66Д7±3,79

2 88,45±3,14 82,36±3,04 83,09±3Д3 96,72±7,36 15,15±0,87 65,84±4,56

3 91,30±3,06 79,61±3,52 80,76±3Д9 94,07±6,07 15,15±0,55 65,0±6,05

Р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 0,05

Интенсивность нагрузки на занятиях гимнастикой оздоровительной направленности следует контролировать не только по ЧСС, но и по интенсивности активации мышц. Значения ЧСС в аэробной части занятий должны составлять 110-150 уд/мин., при пиковых нагрузках 80-95% от максимальной. Во время выполнения силовых упражнений в партере ЧСС необходимо контролировать в диапазоне 130-140 уд/мин;

Таблица 2

Показатели исследования функционального состояния студенток

_________________ЕГУ им. И.А. Бунина_______________________________

Группы Параметры

ЧСС в покое, уд/мин САД в покое, мм.рт.ст. ДАД в покое, мм.рт.ст. ЖЕЛ факт, мл МПК мл/мин/кг

КГ Этапы М± а М± а М± а М± а М± а

1 90,72±11,07 123,45±5,59 82,36±7,44 2854,54±1152,7 53,11±4,21

2 91Д2±14,90 123,77±7,87 81,44±6,96 2777,77±560,75 51,16±2,23

3 88,53±19,47 127Д3±18,68 79,84±7,30 2588,46±708,91 49,48±2,70

Р >0,05 0,05 >0,05 <0,05 <0,05

ЭГ-1 1 90,76±18,66 122Д3±12,14 79,53±6,53 2284,61±293,95 47,58±4,93

2 86,0±16,43 123,90±9,91 78,54±7,55 2404,54±390,16 50,03±2,93

3 75,18±10,11 116Д3±10,08 75,61±7,03 2607,69±435,81 52,69±2,84

Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,001

ЭГ-2 1 85,92±5,51 127,84±5,45 83,76±4,56 2169,23±561,81 49,90±3,17

2 75,63±7,31 122,92±10,16 79,81±7,90 2345,45±486,54 50,41±2,16

3 71,69±7Д9 122,0±7,87 78,0±8,95 2453,84±635,89 52,48±2,70

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,001

Установлены статистически достоверные изменения в показателях, характеризующих проявление быстроты (3,29%); силы мышц брюшного пресса (27,28%); силы мышц верхнего плечевого пояса (62,14%); гибкости (53,65%); скоростно-силовая выносливость (15,60%); общей выносливости (5,10%) (р<0,05; 0,01). В контрольной группе эти изменения не были столь существенны и находились в пределах 0,61-8,32% (р>0,05);

Системное построение и реализация занятий по физической культуре с использованием программы на основе оздоровительных видов гимнастики позволяют улучшить показатели эмоционального состояния студенток в период сессии, повысить интерес к занятиям физической культурой, и как результат - повысить общую успеваемость студенток университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакшина, А.И. Современные подходы к профессионально-прикладной физической подготовке студентов различных специальностей / А.И. Бакшина, Ю.В. Никитченко, Л.Д. Калашникова // Современные проблемы физической культы и спорта : материалы XII научной конференции. - Хабаровск, 2009. - С.17-19.

2. Батыргишиева, Б.Н. Двигательная активность и современный взгляд на состояние здоровья студентов / Б.Н. Батыргишиева, Р. А. Мусаева, Р.М. Макова // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала, 2010. - С. 154-156.

3. Горелов, А. А. К вопросу необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодежи оптимальными двигательными режимами / А.А. Горелов, В.И. Лях, О.Г. Румба // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010.

- № 9 (67). - С. 29-32.

4. Дубогрызова, И.А. К вопросу о повышении эффективности физического воспитания в неспециализированном вузе // Человек и вселенная. - 2007. - № 6 (59). - С. 5057.

5. Двигательная активность как основа здоровья и успеваемости студентов гуманитарных вузов / В. Л. Кондаков, О.Г. Румба, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Актуальные научно-педагогические проблемы : материалы научной сессии отделения валеологии и психофизиологии Балтийской педагогической академии / НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2009. - С. 21-24.

6. Полынский, Р. А. Региональная информационная технология мониторирования психофизического развития и двигательной подготовленности населения Липецкой области / Р.А. Полынский, П.А. Кириенко, М.В. Кацубин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 10. - С. 56-62.

7. Смирнова, О.Л. Технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смирнова О.Л. - Хабаровск, 2006. - 174 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796

К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО

РЕЗЕРВА

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва

Николай Павлович Грачев, кандидат педагогических наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы управления подготовкой резерва спортивных сборных команд Российской Федерации.

Ключевые слова: юные спортсмены, нормативно-правовые документы, тренировочный процесс.

HARKING BACK TO THE PROBLEM OF MANAGEMENT OF THE TRAINING SYSTEM FOR THE PREPARATION OF SPORTS RESERVE

Pavel Valentinovich Kvashuk, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The All-Russia Scientific Research Institute of Physical Training,

Moscow,

Nikolay Pavlovich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Voronezh State Institute of Physical Training

Annotation

The article goes into the basic problems of management of the training system for preparation of the reserve of sports national teams of the Russian Federation.

Keywords: young athletes, standard-legal documents, training process.

ВВЕДЕНИЕ

В результате произошедших в стране социально-экономических изменений система детско-юношеского спорта, обеспечивавшая ранее надлежащий уровень подготовки спортивного резерва, значительно изменилась.

Были практически утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов, территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая как массовость, так и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.

В результате этого большинство детско-юношеских спортивных школ лишилось своих исторических названий, практически прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах центральных советов спортивных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.