Научная статья на тему 'Педагогический инструментарий распределения оптимального двигательного режима и контроля показателей физического состояния студенческой молодежи ФГБОУ во Великолукская ГСХА'

Педагогический инструментарий распределения оптимального двигательного режима и контроля показателей физического состояния студенческой молодежи ФГБОУ во Великолукская ГСХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Стрелецкая Юлия Владимировна, Калинина Татьяна Владимировна

Для современного этапа реформаторских преобразований в образовательных учреждениях Российской Федерации характерен пересмотр ценностных ориентаций социального развития личности обучающегосяв соответствии с учебным планом программы подготовки бакалавриата/специалитета. Этап развития личности студенческой молодежи в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» характеризуется предъявляемыми требованиями к двигательному объему учебной нагрузки, показателям двигательной подготовленности, психофизическому и функциональному состоянию. Организация и управление учебным процессом по физической культуре и спорту реализуется с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сельскохозяйственных вузов, и предполагает разработку новых механизмов и технологий обучения. Статистические данные, приведенные в научно-методической литературе и Интернет-ресурсах, а также практический опыт профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА указывают на относительно низкий уровень мотивационно-потребностных ориентаций к занятиям физической культурой и спортом, что, в свою очередь, приводит к снижению физического/функционального состояния и подготовленности в целом. Сложившаяся ситуация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей и введения дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному/рациональному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов обучающихся на основе применения физкультурно-оздоровительных технологий с целью их успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности [1-3]. В системе высшего сельскохозяйственного образования перед профессорско-преподавательским составом кафедры физической культуры стоят задачи: заниматься поиском новых эффективных форм занятий физическими упражнениями, доступных и привлекательных в среде студенческой молодежи; приобрести способность методически обоснованно и целенаправленно использовать средства физической культуры и спорта, позволяющие у бакалавров/специалистов сформировать индивидуальную здоровьеформирующую жизнедеятельность, обеспечивающую социальную мобильность иподготовку к будущей профессиональной деятельности;базироваться на входных знаниях, умениях и компетенциях, полученных в процессе получения высшего образования (квалификации/степени бакалавр/специалист) по дисциплинам, включенным в унифицированные рабочие планы ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Стрелецкая Юлия Владимировна, Калинина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический инструментарий распределения оптимального двигательного режима и контроля показателей физического состояния студенческой молодежи ФГБОУ во Великолукская ГСХА»

УДК 796:378.663

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И КОНТРОЛЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ФГБОУ ВО ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГСХА

Елена Николаевна Чернышева, к. пед. н., доцент Юлия Владимировна Стрелецкая, к. пед. н., доцент Татьяна Владимировна Калинина, преподаватель

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки

Для современного этапа реформаторских преобразований в образовательных учреждениях Российской Федерации характерен пересмотр ценностных ориентаций социального развития личности обучающегося в соответствии с учебным планом программы подготовки бакалавриата/специалитета. Этап развития личности студенческой молодежи в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» характеризуется предъявляемыми требованиями к двигательному объему учебной нагрузки, показателям двигательной подготовленности, психофизическому и функциональному состоянию.

Организация и управление учебным процессом по физической культуре и спорту реализуется с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сельскохозяйственных вузов, и предполагает разработку новых механизмов и технологий обучения. Статистические данные, приведенные в научно-методической литературе и Интернет-ресурсах, а также практический опыт профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА указывают на относительно низкий уровень мотивационно-потребностных ориентаций к занятиям физической культурой и спортом, что, в свою очередь, приводит к снижению физического/функционального состояния и подготовленности в целом. Сложившаяся ситуация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей и введения дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному/рациональному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов обучающихся на основе применения физкультурно-оздоровительных технологий с целью их успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности [1-3].

В системе высшего сельскохозяйственного образования перед профессорско-преподавательским составом кафедры физической культуры стоят задачи: заниматься поиском новых эффективных форм занятий физическими упражнениями, доступных и привлекательных в среде студенческой молодежи; приобрести способность методически обоснованно и целенаправленно использовать средства физической культуры и спорта, позволяющие у бакалавров/специалистов сформировать индивидуальную здоровьеформирующую жизнедеятельность, обеспечивающую социальную мобильность и подготовку к будущей профессиональной деятельности; базироваться на входных знаниях, умениях и компетенциях, полученных в процессе получения высшего образования (квалификации/степени бакалавр/специалист) по дисциплинам, включенным в унифицированные рабочие планы ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА .

Ключевые слова: двигательная подготовленность, мотивационно-потребностная сфера деятельности, физическое состояние, педагогический инструментарий, функциональное состояние, образовательная компетенция, студенческая молодежь, физическая культура и спорт.

Введение

Современное образовательное пространство предусматривает и расширяет педагогический инструментарий в процессе профессионального становления бакалавров/специалистов российских вузов. В системе высшего сельскохозяйственного образования процесс преподавания по дисциплине «Физическая культура и спорт» сводится традиционно к оценке количественных и качественных показателей физического и функционального состояния, двигательной подготовке, формированию двигательных умений и навыков студенческой молодежи.

Теоретический анализ научно-методической литературы приводит статистические данные и подтверждает тенденцию снижения показателей физического/функционального состояния и двигательной (физической) подготовленности обучающихся по направлениям подготовки/специальностям в российских образовательных учреждениях. Данный факт объясняется ухудшением экологической ситуации, снижением двигательной активности, неблагоприятными социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, увеличением объема учебно-производственной нагрузки. В итоге создается дефицит двигательной активности, который отражается в целом на снижении физических кондиций и низкой моти-

вации на ведение здорового образа жизни в условиях обучения в вузе. Все отмеченные моменты приводят к ухудшению физической работоспособности и отрицательно сказываются на личностном и профессиональном саморазвитии, успеваемости в рамках основной образовательной программы [1-4].

Педагогическое проектирование образовательного процесса по физической культуре и спорту на основе компетентностного подхода, по мнению Е.Н. Чернышевой и Е.Н. Карасевой [1-4], является интегральной основой для педагогической деятельности в системе высшего образования и базируется с учетом:

- компонентов образовательной компетентности будущих бакалавров/специалистов в соответствии с профильным направлением подготовки/специализации, необходимых для повышения конкурентоспособности на современном рынке труда;

- указаний/рекомендаций, представленных в регламентирующих документах высшего образования о необходимости интеграции личности в общую культуру на основе взаимодействия гуманитарных дисциплин, анализа информационных источников, позволяющих реализо-вывать интересы и потребности, ха-р актерные для конкретного вида физической культуры;

- проблемной ситуации, требующей осмысления, поиска новой теоретической и эмпирической информации для эффективного решения возникшей практической проблемы, где практика выступает стимулирующим фактором самообразования, саморазвития и самосовершенствования для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

- мониторинга личностного развития, позволяющего корректировать процесс формирования компетенций у обучающихся в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

Разработанный на этой основе методологический подход [1-4] реализует деятельностную парадигму образования в практике образовательного процесса, в которой содержание совершаемой деятельности при формировании компетенций определяет личностное и социальное развитие обучаемых. В рамках данного подхода обосновывается вариант перехода с теоретического уровня научного анализа на эмпирический, имеющий большое значение при разработке проектов и рабочих программ по дисциплине «Физическая культура и спорт» в соответствии с направлением/специальностью и профилем подготовки/специализации обучающихся по программам бакалавриата/специали-тета.

Материал и методы

Цель исследования - совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и

спорт» обучающихся в системе высшего образования сельскохозяйственного профиля.

В процессе исследования решались следующие задачи:

- выявить мотивационно-по-требностную сферу деятельности и основные формы двигательной активности обучающихся в условиях обучения в ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА;

- изучить динамику физического состояния и двигательной подготовленности обучающихся в процессе обучения в вузе сельскохозяйственного профиля;

- разработать и обосновать физкультурно-оздоровительную технологию по физической культуре и спорту, направленную на повышение показателей физического состояния и двигательной подготовленности обучающихся сельскохозяйственного вуза;

- проанализировать состояние системы контроля показателей физического состояния и двигательной подготовленности.

Из числа экспериментальных методов исследования доминирующая роль отводится эмпирической составляющей педагогического характера с использованием инструментально-аппаратурных средств и регистрации фактов. Акцент делается на исследовательские подходы, ориентированные на интегративное познание педагогических процессов, нацеленных на синтез, при котором в процессе познания объективно отображаются прежде всего те свойства и связи исследуемых процессов, которые выражают их це-

лостность в образовательном процессе.

В исследовании были использованы:

- теоретико-логические методы (теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и информации Интернет-ресурсов, логический анализ, синтез, систематизация);

- социологические методы (педагогическое наблюдение за деятельностью студентов в ходе учебного процесса, беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки);

- эмпирические методы (нормативно-контрольные испытания, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий);

- инструментальные методы оценки физического (антропометрическое оборудование фирмы Holtain, 2006) и функционального состояния (монитор сердечного ритма Polar S810, применяется для индивидуализации физических нагрузок в процессе занятий);

- статистические методы (обработка результатов педагогического эксперимента и анкетного опроса).

Результаты и обсуждение

Логический анализ научно-методической литературы и информации, представленной в Интернет-ресурсах, связанный с основами содержания образования в Российской Федерации, позволяет прийти к заключению о том, что:

- процесс построения, преобразования и совершенствования института образования базируется на

определенной концептуальной основе, которая задает подходы и принципы реформирования образования;

- интегративные тенденции, а также междисциплинарные связи, являющиеся прикладным аспектом интеграции, являются необходимым моментом проектирования содержания обучения при формировании образовательных компетенций и позволяют создавать индивидуальные образовательные маршруты для каждого обучающегося, которые, в свою очередь, способствуют развитию стремления к саморазвитию;

- остается актуальной проблема, связанная с необходимостью поиска методологических подходов к практике формирования образовательных компетенций в контексте личностного развития в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт». Поисковая проблема приводит к эмпирическому характеру проектирования учебного материала, без опоры на методически обоснованные положения и концептуальные решения и, как следствие, к низкой эффективности освоения содержания рабочей программы.

Предварительный анализ нашего исследования дал возможность спроектировать процесс физического воспитания и образования обучающихся сельскохозяйственного вуза на основе применения физкультурно-оздоровительных технологий. Результативность освоения образовательных компетенций

выступает мерилом качества образования. Иначе, активные способы деятельности, которые реа-

лизуются на основе знаний и являются результирующим фактором сформированности личности обучающегося, которая способна методически грамотно использовать средства физической культуры для здоровьеформирующей жизнедеятельности и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Е.Н. Чернышева и Е.Н. Кара-сева [1-4] указывают, что содержательный аспект физкультурно-оздоровительной технологии характеризует ее социокультурную значимость, которая раскрывается в принципах реализации технологии, определяющих направленность физкультурно-оздоровительной деятельности, а именно:

- свободный выбор вида двигательной активности/вида спорта, культивирующегося в ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА;

- моделируется комплекс знаний, умений и навыков, определяющих набор профессиональных ключевых компетенций и их содержательное наполнение, обеспечивающее готовность выпускника сельскохозяйственного вуза к продуктивной деятельности;

- педагогическое управление и организация тренирующих воздействий;

- оптимальность физических нагрузок индивидуальной направленности (в том числе с учетом нозологических форм);

- формирование учебно-тренировочных групп с учетом двигательной подготовленности, мотиваций и интересов каждого обучаю-

щего ся в сельскохозяйственном вузе;

- интегративность содержания (динамическое сочетание методики, теории и практики) физкультурно-оздоровительной деятельности;

- преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий по физической культуре и спорту;

- моделирование физкультурно-образовательного процесса, основанного на диагностических показателях физического и функционального состояния, двигательной подготовленности;

- выбор объема физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (в том числе нозологических форм) и интенсивности двигательной активности в качестве нового критерия эффективности педагогического процесса;

- успех как стимул формирования мотивов познавательной и двигательной деятельности обучающихся.

Основной аспект составляющей части практического раздела рабочей программы дисциплины по физической культуре и спорту предполагает [1-4]:

- ежегодные социологические обследования первокурсников (выявление физкультурно-спортивных интересов, физиологических и сома-тотипических особенностей, демографических и социально-психологических характеристик и т.д.);

- мониторинг подготовленности по пяти основным двигательным ка-

чествам (скоростно-силовые, гибкость, сила, быстрота и выносливость), который осуществляется ежегодно в течение 3-4 лет в рамках обязательной (физическая культура) и вариативной (элективный курс по физической культуре и спорту) частей; эффективность учебно-тренировочного процесса определяется по динамике показателей в развитии двигательных качеств; оценка результатов обучения проводится в ходе контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации; контроль знаний и уровень освоения компетенций осуществляется с использованием фондов оценочных средств и балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся;

- тестирование показателей специальной физической подготовленности (пять тестов, отражающих динамику подготовленности занимающихся в группах с учетом специфики избранного вида спорта);

- мониторинговая оценка функционального/ физического состояния, направленная на выявление адаптационных возможностей организма к нагрузкам смешанного характера. Текущая оценка состояния вегетативной, двигательно-мышечной и сенсомоторной функций обучающихся;

- возможности в вузе материально-технического обеспечения образовательной дисциплины по физической культуре и спорту;

- информация, полученная в результате тестирований, переводится в электронный формат и обрабатывается методами вариационной ста-

тистики с использованием пакетов прикладных программ.

В системе высшего сельскохозяйственного образования профессорско-преподавательскому составу кафедры физической культуры необходимо постоянно совершенствовать образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт». Содержание и методика занятий дифференцированы по ген-дерному признаку/нозологическим формам и интересам, при соблюдении строгой последовательно-сти/этапности и регламентации изучаемого материала. Исходя из данного положения, нами было проведено исследование потребностно-мотивационных ориентаций обучающихся ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА.

Опрос преподавателей кафедр физической культуры непрофильных вузов (п=35) позволил установить основные причины низкой успеваемости обучающихся по физической культуре [3, 4]: плохая посещаемость учебных занятий (100%); слабая материально-техническая база, отсутствие разнообразия в спортивном инвентаре (82,2%); низкий уровень физического и функционального состояния, двигательной подготовленности (89,2%); невысокий уровень профессиональной подготовки кадрового состава кафедры (75,8%); отсутствие осознанного понимания у обучающихся значения систематических занятий физическими упражнениями в целях совершенствования подготовленности, укрепления здоровья (94,4%).

Научно обосновано, что индивидуальный оптимальный объем двигательной активности - непременное условие повышения показателей физического состояния и подготовленности обучающихся в академии. В нашем опросе приняли участие обучающиеся 1-3 курсов ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА: инженерного факультета (Инж Ф): 1 курс - 47, 2 курс - 38, 3 курс -25 человек; экономического факультета (Эк Ф): 1 курс - 37, 2 курс - 40, 3 курс - 47 человек; факультета технологии животноводства и агроэкологии (ФТЖиА): 1 курс - 39, 2 курс - 49, 3 курс - 80 человек.

В результате проведенного опроса установлено [1-4], что есть желание регулярно посещать учебные занятия по физической культуре и спорту у 59,1% обучающегося контингента, а только для получения зачета - у 40,9%. Причем 40,2% обучающихся отметили, что занятия отчасти нравятся, отчасти нет, 31,8% респондентов относятся пассивно-отрицательно. Наиболее важные моменты, влияющие на отношение и посещаемость занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» согласно опросу - однообразие учебного материала при изучении образовательных разделов рабочей программы (77,1%); невнимательное отношение со стороны преподавателя к личности обучающегося (62,1%); слабая организация учебных занятий профессорско-преподавательским составом (55,8%); отсутствие положительной динамики в показателях физической подготовленности (50,8%); от-

сутствие интересных упражнений (44,5%).

Анализ результатов опроса по-требностно-мотивационных сфер деятельности обучающихся ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА показал, что 70,8% хотели бы заниматься физической культурой на основе выбранного вида спорта. Девушки предпочитают больше виды оздоровительной гимнастики (атлетическая гимнастика - 78,7%, фит-н ес/пилатес/каланетика - 60,8%, бодифлекс/фитбол - 54,7%, шейпинг/аэробика - 53,2%, хатха-йога/йога - 39,4%, волейбол/пляжный волейбол - 38,2%. Неудивительно, что у юношей самыми популярными видами двигательной активности являются: атлетическая гимнастика - 88,8%, футбол/мини-футбол - 70,2%, волейбол/пляжный волейбол - 58,7%, баскетбол - 45,6%, пауэрлиф-тинг/армрестлинг - 43,2%, плавание - 43,0%. Относительно малый процент опрошенного контингента желают заниматься единоборствами (бокс - 28,0%, самбо/дзюдо - 27,4%, смешанные единоборства - 26,2%), легкой атлетикой - 26,8%, стрельбой из пневматического оружия/из лука - 26,7%, лыжными гонками -1 0,5%, шахматами/шашками, дарт-сом - 8,5%, настольным теннисом и бадминтоном - 5,7%, спортивным ориентированием и туризмом -2,5%.

Таким образом, проведенный опрос позволил выявить пути для коррекции и формирования потребностей обучающихся, удовлетворение которых наиболее эффективно

отразится на состоянии их здоровья и физическом совершенствовании в период обучения в системе высшего сельскохозяйственного образования.

Критериями педагогического контроля за показателями физического/функционального состояния и двигательной подготовленности обучающихся ВГСХА выступают [1, 3-5]: социологический аспект (анкетный опрос, теоретический анализ); медико-биологический аспект (методы оценки физического развития и функционального состояния организма: длиннотные и об-хватные размеры тела, частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), монитор сердечного ритма (Polar S810); педагогические аспекты контроля - контрольные упражнения, направленные на оценку показателей, определяющих проявление следующих качеств:

Таблица 1 - Показатели исследования

- быстрота: бег на 100 м с высокого старта / низкого старта (с);

- выносливость: тест Купера (м), бег на 1000 м (мин/с), бег на 2000 м (мин/с), бег на 3000 м (мин/с), бег по пересеченной местности (без учета времени);

- скоростно-силовые: прыжок в длину с места (см), прыжки на скакалке за 1 минуту (раз), прыжок в высоту с разбега (см), прыжок в длину с разбега (см), метание гранаты (м);

- сила: подтягивание в висе (раз), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (раз), подъем туловища в сед за 1 минуту (раз);

- гибкость: наклон (см). Результаты исследований статистически обосновали эффективность воздействия занятий физической культурой и спортом на показатели физического состояния обучающихся (таблица 1):

обхватных размеров тела

Группа Показатель

ОКГ ОКГ ОКГ Окруж- Окруж- Окруж-

на вдохе, на выдохе, в паузе, ность ность за- ность та-

см см см бедер, см пястья, см лии, см

Эк Ф курсы М±0 М±0 М±0 М±0 М±0 М±0

1 87,90±4,25 81,54±4,61 82,81±4,99 94,0±6,14 15,0±1,0 67,63±7,74

2 86,77±4,54 81,44±4,74 82,66±4,09 95,22±4,4 15,22±0,66 68,0±7,56

3 88,92±4,57 84,46±4,19 85,84±4,18 96,46±4,0 15,15±0,89 68,76±4,30

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Инж 1 87,15±5,94 82,36±4,12 83,23±5,29 97,61±7,6 15,09±0,83 68,46±5,28

Ф 2 88,09±4,15 81,84±5,82 83,03±4,45 96,0±6,51 15,07±0,64 67,61±6,42

3 90,76±4,32 79,53±4,17 80,46±4,23 95,46±5,0 15,07±0,86 66,0±4,26

Р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

ФТЖ 1 86,30±5,17 82,38±5,57 83,76±5,49 96,92±6,8 15,07±0,27 66,27±3,79

иА 2 88,45±3,14 82,36±3,04 83,09±3,23 96,72±7,3 15,15±0,87 65,84±4,56

3 91,30±3,06 79,61±3,52 80,76±3,29 94,07±6,0 15,15±0,55 65,0±6,05

р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

- обхватные размеры грудной клетки: достоверные изменения произошли в показателях ОГК на вдохе (4,96%, р>0,05), ОКГ на выдохе (3,39%), ОКГ в паузе (3,45%, р>0,05);

- достоверно снизились показатели кожно-жировых складок (20,8%) (р<0,05); статистически недостоверные изменения выявлены в показателях массы тела (2,8%). В группе обучающихся на экономическом факультете данные изменения не являлись статистически достоверными и находились в пределах 1,16-6,38%;

- функциональное состояние: наблюдалось снижение ЧСС в покое (16,86%), после нагрузки (5,9%, р<0,05); АД (4,74%/5,90%) и увеличение значения ЖЕЛ (13,63%,

р<0,05); МПК (7,95%, р<0,05) (таблица 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интенсивность нагрузки на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» в рамках базовой и вариативной частей [2-4] следует контролировать не только по ЧСС, но и по интенсивности активации мышечных групп, участвующих в двигательных действиях. Значения ЧСС в аэробной части занятий должны составлять 110-150 уд./мин., при пиковых нагрузках - 80-95% от максимальной. Во время выполнения силовых упражнений ЧСС необходимо контролировать в диапазоне 130-140 уд./мин.

Сравнительный анализ количественных показателей двигательной подготовленности указывает на положительную динамику в ее развитии.

Таблица 2 - Показатели исследования функционального состояния

Группа Параметр

ЧСС в покое, уд./мин САД в покое, мм.рт.ст. ДАД в покое, мм.рт.ст. ЖЕЛ факт, мл МПК мл/мин/кг

Эк Ф курсы М±0 М±0 М±0 М±0 М±0

1 91,72±11,07 123,45±5,59 82,36±7,44 2857,54±1152,7 53,11±4,21

2 91,22±14,90 122,77±7,87 81,44±6,96 2788,77±560,75 51,16±2,23

3 88,53±19,47 125,23±18,68 79,84±7,30 2587,46±708,91 40,48±2,70

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05

Инж Ф 1 91,76±18,66 121,23±12,14 79,53±6,53 2285,61±293,95 46,58±4,93

2 867,0±16,43 120,90±9,91 78,54±7,55 2413,54±390,16 50,03±2,93

3 78,18±10,11 115,23±10,08 74,61±7,03 2606,69±435,81 52,69±2,84

Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,001

ФТЖ иА 1 86,92±5,51 124,84±5,45 83,76±4,56 2166,23±561,81 49,90±3,17

2 76,63±7,31 122,92±10,16 79,81±7,90 2347,45±486,54 51,41±2,16

3 74,69±7,29 119,0±7,87 78,0±8,95 2464,8±635,89 53,48±2,70

р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,001

Так, в процессе исследования у обучающихся инженерного факультета и ФТЖиА установлен наибольший прирост в показателях, направленных на проявление: силы мышц брюшного пресса (Инж Ф -31,07% и ФТЖиА - 23,49%, р<0,05); силы мышц верхнего плечевого пояса (Инж Ф - 66,71% и ФТЖиА -57,58%, р<0,05); гибкости (соответственно 58,6% и 48,7%, р<0,05) и скоростно-силовой выносливости (17,85 и 13,35%, р<0,05). Повысились по отношению к исходным показатели, направленные на развитие гибкости (4,52 и 4,44%, р<0,05), силы мышц нижних конечностей (8,83 и 6,65%, р<0,05), быстроты (3,39 и 3,19%, р<0,05) и общей выносливости (5,31 и 4,89%, р<0,05). Уровень физической подготовленности обучающихся Инж Ф и ФТЖиА на завершающем этапе (3 курсе) исследования составил выше среднего (37,82-38,27 балла) (таблица 3). Ре-

зультаты полученных исследовании совпадают с данными, представленными Е.Н. Чернышевой [1-4].

В ходе исследования авторами статьи выявлено увеличение показателей двигательной подготовленности у обучающихся экономического факультета: прирост быстроты в среднем составил 0,71% (р>0,05); скоростно-силовой выносливости -7,73%; силы мышц верхнего плечевого пояса - 3,56% (р<0,05); силы мышц брюшного пресса - 8,52% (р<0,05); гибкости - 8,4% (р<0,05) и скоростно-силовых качеств - 0,79% (р>0,05). Отмечено снижение по отношению к исходному уровню таких показателей как общая выносливость (1,9%, р>0,05) и сила мышц нижних конечностей (5,89%, р<0,05). Уровень двигательной подготовленности обучающихся экономического факультета составил в пределах ниже среднего-средний (24,95-25,25 балла).

Таблица 3 - Уровень физической подготовленности обучающихся (баллы)

Груп- Курс Аэроб- Ско- Мы- Быст- Гиб- Инте- Уровень

па ная вы- ростно- шечная рота кость граль- физической

носли- сило- вынос- ная подготовленно-

вость вые качества ливость оценка сти

Эк Ф 1 4,20 4,62 4,60 5,35 5,47 24,27 низкий

2 4,30 5,50 4,55 5,30 5,30 24,95 ниже среднего

3 4,80 5,75 4,40 5,00 5,50 25,25 средний

Инж Ф 1 4,25 4,40 4,50 5,31 5,56 24,12 низкий

2 4,45 6,60 7,50 5,40 5,60 29,35 средний

3 8,62 8,78 9,10 5,65 6,32 38,27 выше среднего

ФТЖ 1 4,99 4,60 4,34 4,96 5,30 24,26 низкий

иА 2 8,40 6,50 7,60 5,20 5,90 33,40 средний

3 8,78 8,72 8,97 5,65 6,10 37,82 выше среднего

Выводы

- Таким образом, проведенные исследования показывают, что двигательная активность является непременным условием повышения показателей физического состояния и двигательной подготовленности обучающихся ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА и успешной образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура и спорт» в рамках базовой и вариативной частей учебного плана программы по направлению и профилю подготовки.

- Организационная структура учебного (образовательного) процесса по физической культуре и спорту должна предусматривать обязательный ежегодный социоло-

гический опрос первокурсников для изучения физкультурно-спортивных интересов и потребностей, мотива-ционной сферы. Результаты проведенного опроса позволят определить приоритеты в выборе технологических направлений и форм их реализации в процессе физического совершенствования.

- Разработан и апробирован методологический подход к практике физического воспитания в образовательных учреждениях сельскохозяйственного профиля, основой которого являются положения концепции ведущего вида деятельности в онтогенезе и принцип конверсии физкультурно-оздоровительных технологий в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

Библиографический список

1. Карасева Е.Н. Активизация двигательной деятельности студенток путем введения в занятия физической культуры нетрадиционных оздоровительных систем / Е.Н. Карасева, Е.Н. Чернышева // Здоровье для всех: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Писк: Беларусь, 2011. - Ч. 1. - С.106-110.

2. Карасева Е.Н. Двигательная активность как фактор эффективности здорового образа жизни студентов / Е.Н. Карасева, Е.Н. Чернышева // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2009. - С.120-124.

3. Карасева Е.Н. Мониторинг функционального и физического состояния студентов / Е.Н. Карасева, Е.Н. Чернышева // ВГСНИК Черншвського державного педагопчного ушверситету 1меш. Т.Г. Шевченка. - Черншв, 2009. - Bun. 69. - С.105-110.

4. Карасева Е.Н. Формирование физической культуры личности студенток университета средствами оздоровительных видов гимнастики / Е.Н. Карасева, Е.Н. Чернышева, С.А. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №2(72). - С.104-109.

5. Чернышева Е.Н. Оценка показателей функционального и физического состояния обучающихся в сельскохозяйственном вузе / Е.Н. Чернышева, Ю.В. Стрелецкая // Природообу-стройство и строительство: наука, образование, практика: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Благовещенск: Изд-во Дальневосточного ГАУ, 2017. - С.193-199.

E-mail: elena.chernishowa@mail.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА

Тел.: +7 (81153) 7-28-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.