Научная статья на тему 'Коррекция подготовки студентов вузов на занятиях по физической культуре на основе анализа структуры психофизической подготовленности'

Коррекция подготовки студентов вузов на занятиях по физической культуре на основе анализа структуры психофизической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонсалес С.Е.

В работе представлен анализ функциональной, двигательной и психологической подготовленности студентов различных регионов мира, а также методика коррекции подготовки студентов на занятиях по физической культуре с учетом их физкультурно-спортивных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция подготовки студентов вузов на занятиях по физической культуре на основе анализа структуры психофизической подготовленности»

УДК 796.011

КОРРЕКЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

С.Е. Гонсалес - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Москва

CORRECTION IN THE PREPARATION OF THE UNIVERSITY STUDENTS DURING THE CLASSES OF PHYSICAL CULTURE BASED ON ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF PSYCHOPHYSICAL READINESS

S.E. Gonsales - Senior Lecturer Department of Physical Education and Sport All-Russian Research Institute of Physical Culture and Sport

Moscow

e-mail: lightave@,mail. ru

Ключевые слова: психофизическая подготовка, физическая культура студентов.

Аннотация. В работе представлен анализ функциональной, двигательной и психологической подготовленности студентов различных регионов мира, а также методика коррекции подготовки студентов на занятиях по физической культуре с учетом их физкультурно-спортивных интересов.

Key words: psychophysical training, physical culture of students.

Summary. The paper presents an analysis of functional, motor and psychological training of students from different regions of the world, as well as the correction methods of students training during the classes ofphysical culture based on their fitness and sports interests.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе изучения вопросов подготовки студентов на занятиях по физической культуре многие авторы отмечают тенденцию снижения уровня физической, психологической и психофизиологической подготовленности при обучении в вузе [2, 3, 6].

Оценка перечисленных видов подготовленности студентов, осуществляемая один раз в семестр в соответствии с утвержденной Примерной программой физического воспитания студентов вузов [4], является сложным и трудоемким процессом. В условиях дефицита времени при одноразовых занятиях в неделю преподавателю нередко приходится решать задачи по частичной коррекции содержания занятий и, следовательно, направленности воздействия на организм студентов. Применение этих двух известных способов коррекции программы занятий по физической культуре составляет значительную часть педагогического творчества преподавателя кафедры в вузе.

Обследования российских и иностранных студентов РУДН по методике Н.А. Агаджаняна-В.А. Орлова показали, что ориентация на оценку только функционального состояния и функциональных резервов организма [3] не в полной мере отражает состояние других сторон подготовленности студентов, особенно психической и эмоциональной сфер. Недостаточно решенной представляется проблема индивидуализации занятий, что усугубляется заметной неоднородностью контингента обучающихся, представляющих различные регионы мира.

В этой связи наша работа, посвященная разработке методики частичной коррекции подготовки студентов младших курсов на занятиях по физической культуре, на наш взгляд, является полезной и актуальной с научных позиций.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обоснование методики коррекции содержания базировалась на оценке как двигательных, так и некоторых психологических способностей студентов (один раз в учебном году). Затем с применением дисперсионного анализа определялась структура так называемой психофизической подготовленности для выявления относительно сильных и слабых сторон их подготовленности. Следующий этап работы предполагал разработку комплекса основных и дополнительных физических упражнений, выполняемых студентами в основной части занятия в различных сочетаниях и оказывающих воздействие преимущественно на слабые стороны подготовленности.

В эксперименте участвовали 258 студентов РУДН, представляющих разные регионы мира: российский (61 девушка и 52 юноши), африканский (32 девушки и 33 юноши), азиатский (25 девушек), индийский (33 юноши) и латино-американский (22 девушки).

Контингент студентов каждого региона разделили на контрольную и экспериментальную группы. Каждая контрольная группа (КГ) занималась по утвержденной Примерной программе по дисциплине «Физическая культура» [4], испытуемые каждой экспериментальной группы (ЭГ) - по разработанной методике, с включением в основную часть занятия ряда упражнений локального и общего воздействия, выполняемых в определенной последовательности в основной части урока. Так, в упражнениях российских студентов (как девушек, так и юношей) акцент делался на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости; у студентов африканского региона тестирование в начале эксперимента выявило сравнительно невысокие показатели внимания и проявления ловкости; студенты азиатского, индийского и латиноамериканского регионов избрали упражнения на развитие силы и ловкости. Исходя из этих предпочтений, в известной мере отражающих типологические особенности студентов из разных стран, разрабатывались комплексы физических упражнений соответствующей направленности, выполнявшиеся в течение 40-45 минут в основной части занятия.

Преимущественная направленность упражнений в последующих занятиях планировалась в результате оценки слабых сторон при определении структуры способностей. Занятия проводились один раз в неделю, согласно расписанию занятий.

В начале и конце экспериментального периода (1-й и 2-й курсы обучения) измеряли по 17 показателей: 2 показателя физического развития (длина и масса тела, 4 -функциональной подготовленности (ИГСТ, проба Руффье, проба Штанге, кистевая динамометрия, теппинг-тест); 7 - двигательной подготовленности (бег на 100 м с высокого старта, прыжок в длину с места и с разбега, силовая выносливость - количество сгибаний туловища из положения лежа на спине у девушек или подтягиваний на перекладине у юношей, бег на 500 м у девушек или 1000 м у юношей, гибкость, челночный бег 4х10 м) и 3 показателя - психологической подготовленности (реакция на движущийся объект/РДО, корректурная проба Кольца Ландольта, вычислительные операции, выполняемые за определенный интервал времени). Для девушек и юношей контрольные дистанции составляли, соответственно, 500 и 1000 м, что значительно короче дистанций, обозначенных Примерной программой подготовки студентов вузов. Вынужденное уменьшение дистанций

обусловливалось крайне низким исходным уровнем различных физических качеств, особенно выносливости, у иностранных студентов, которые зачастую оказывались неспособными закончить требуемую программой дистанцию. При этом для обеспечения сопоставимости результатов российские девушки и юноши пробегали такие же дистанции.

Динамика перечисленных показателей подготовленности за период от начала 1-го курса до конца 2-го курса обучения оценивалась по непараметрическим критериям для зависимых выборок с применением стандартных пакетов программ Statistica 5 и 6 в операционной среде Windows XP на персональном компьютере Pentium III.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблицах 1 и 2 представлены показатели функциональной, двигательной и психологической подготовленности студентов (юношей и девушек) за период двухлетнего эксперимента.

Данные табл. 1 показывают, что у российских студентов экспериментальной группы (ЭГ) повышение общей физической работоспособности (ИГСТ на 13,3% и в беге на 1000 м на 5,5%) сопровождалось, с одной стороны, улучшением физиологических функций восстановления (проба Руффье - на 27%). Однако, с другой стороны, при этом заметно снизился уровень скоростно-силовой подготовленности (бег на 100 м - на 0,4 с, прыжки в длину - на 5,0%), а также некоторым снижением концентрации внимания в корректурной пробе (на 17%).

Таблица 1

Достоверные изменения показателей подготовленности юношей-студентов из разных

регионов мира

Контрольные измерения и тесты До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ Р КГ ЭГ Р ДЭ %

Российский регион

ИГСТ 71,1±11,5 73,2±10,9 >.01 71,6±9,6 82,9±10,6 <.01 13,3

Проба Руффье 12,9±3,3 12,9±3,4 >.05 12,3±3,4 9,4±3,4 <.01 27,1

Теппинг-тест 452±29 445±32 >.05 450±27 438±22 <.05 1,6

Бег на 100 м, с 13,7±0,5 13,8±0,5 >.05 13,7±0,4 14,2±0,4 <.01 0,2

Прыж. в длину с/м 252±15 249±15 >.05 249±14 237±8 <.01 - 4,8

Прыж. в длину с/р 443±26 441±25 >.05 444±23 419±23 <.01 - 5,0

Бег на 1000 м, с 261±22 255±20 >.05 257±20 241±24 <.01 5,5

Челноч. бег 4х10м,с 12,1±0,4 12,2±0,4 >.05 12,1±0,3 12,5±0,4 <.01 - 2,5

Корректурная проба 22±6 23±5 >.05 23±5 27±4 <.01 - 17

Африканский регион

Корректурная проба 22±3 27±5 <.05 20±2 25±5 <.01 7,4

Индийский регион

Динамометрия 28±3 29±3 >.05 27±2 33±4 <.01 13,8

Теппинг-тест 397±48 442±64 >.05 384±33 445±52 <.01 0,8

Прыж. в длину с/м 231±12 239±14 >.05 229±8 243±10 <.05 1,7

Примечания: 1). КГ и ЭГ - контрольная и экспериментальная группы, соответственно; АЭ% - прирост показателей в экспериментальной группе. 2). ИГСТ - индекс Гарвардского степ-теста

В ЭГ иностранных студентов-юношей наблюдались следующие тенденции. У студентов индийского региона отмечено заметное повышение силовых способностей (13,8%), но при этом слабо выраженная тенденция к повышению скоростно-силовых способностей (1,7%). У студентов африканского региона практически не наблюдалось каких-либо существенных изменений.

Противоположная картина наблюдалась в динамике подготовленности девушек (табл. 2).

Таблица 2

Достоверные изменения показателей подготовленности девушек-студенток из разных _регионов мира_

Контрольные измерения и тесты До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ Р КГ ЭГ Р ДЭ%

Российский регион

Масса тела 58,3±5,8 54,4±5,0 >.05 59,0±5,6 55,2±5,0 <.05 1,5

ИГСТ 73,4±5,3 73,8±5,6 >.05 71,6±2,9 77,3±4,1 <.01 4,7

Проба Руффье 13,4±2,1 13,8±2,0 >.05 13,3±1,8 12,3±2,1 <.05 10,9

Теппинг-тест 370±32 364±31 >.05 394±39 377±26 <.05 3,6

Прыж. в длину с/м 202±20 198±15 >.05 207±21 199±17 <.05 0,5

Бег на 500 м, с 118±6 117±6 >.05 122±6 111±6 <.01 5,1

Африканский регион

Проба Руффье 15,1±2,5 11,3±2,7 >.05 14,8±2,1 10,9±2,0 <.05 3,5

Силовой тест 29±7 25±8 >.05 29±6 23±7 <.05 ,0 осТ

Бег на 500 м, с 205±28 206±17 >.05 213±12 196±12 <.01 4,9

РДО, см 21±3 24±6 <.05 21±3 21±3 <.05 12,5

Корректурная проба 22±4 23±4 >.05 24±2 20±2 <.01 13,0

Азиатский регион

Бег на 100 м, с 16,7±0,6 19,6±2,2 <.05 16,6±0,5 18,9±1,8 <.05 3,6

Силовой тест 36±5 25±11 >.05 37±4 29±9 <.05 16,0

Челноч. бег 4х10м,с 13,6±0,5 15,4±0,8 <.05 13,6±0,3 15,2±0,8 <.01 1,3

РДО, см 17±3 24±1 <.05 17±3 23±1 <.01 4,2

Свойства памяти, с 9,7±2,4 7,6±3,4 >.05 9,6±2,1 7,1±2,3 <.01 6,6

Латиноамер иканский регион

Теппинг-тест 400±20 425±18 >.05 402±13 433±14 <.01 1,9

Силовой тест 20±4 30±7 <.05 21±3 30±6 <.05 0

Бег на 500 м, с 140±8 151±11 >.05 138±10 148±7 <.05 2,0

Челноч. бег 4х10м,с 14,4±0,5 13,8±0,5 <.05 14,2±0,6 13,6±0,4 <.05 1,5

РДО, см 21±2 20±5 >.05 21±2 18±3 <.05 10,0

Прежде всего, необходимо отметить прирост функциональных возможностей организма студенток (проба Руффье - 3,5% у представительниц африканского континента и 10,9% у российских девушек, табл. 2), а также улучшение результатов в беге на 500 м (от 2% у представительниц латиноамериканского региона до 5,1% у россиянок). Обобщая данные таблиц 1 и 2, следует выделить тот факт, что студенты российского региона значительно лучше адаптировались к учебным программам по физическому воспитанию. Так, испытуемые опытных групп через 1,5-2 года после начала эксперимента превосходили сверстников контрольных групп: юноши - по 9 показателям из 17, девушки - по 6 показателям. Важнейшими из этих показателей, в аспекте оздоровления студентов, являются показатели восстановления после стандартной тестовой нагрузки (индекс Руффье), повышение уровня выносливости (результат в беге на 500/1000 м) и общей физической работоспособности (ИГСТ). Перечисленные характеристики, по некоторым литературным данным [1, 5], наилучшим образом отражают качество адаптивных процессов в ходе обучения в вузе.

Таким образом, анализ структуры психофизической подготовленности учащихся младших курсов вузов позволяет выявить слабые звенья их подготовленности для последующего целенаправленного воздействия на организм студентов.

ВЫВОДЫ

1. Анализ и обработка данных о структуре психофизической подготовленности студентов вузов являются действенным инструментом диагностики, и коррекции содержания основной части занятий по физической культуре в вузе.

2. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что структура психофизической подготовленности студентов подготовительного факультета, первого и второго курсов (т.е. в течение 3-х лет обучения) обладает более высокой подвижностью у российских студентов и существенно меньшей - у студентов из разных регионов мира, что указывает на более высокие темпы прироста показателей психофизической подготовленности россиян, по сравнению с иностранными студентами.

3. Программа подготовки студентов вузов по дисциплине «Физическая культура» должна корректироваться, исходя из типологических особенностей учащихся, с целью усиления индивидуальных компонентов подготовленности студентов. Реализация такого подхода предполагает комплексный анализ переменных, прямо и косвенно отражающих особенности адаптации к учебному процессу в вузах.

Литература

1. Данилова, Н.В. Нормирование двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Данилова. - М., 2010. - 23 с.

2. Ильинич, В.И. Направленное использование средств физической культуры и спорта при подготовке студентов к профессиональной деятельности / В.И. Ильинич // Спорт - науке, наука - спорту : тез. докл. всесоюз. конф. - Новосибирск, 1984. - Ч. 1. - С. 16-17.

3. Методика комплексной оценки уровня физического развития и функциональных возможностей студентов РУДН : учебное пособие / Ю.Л. Кислицын, В.С. Анищенко, В.П. Недобывайло, И. А. Пермяков. - М. : Изд-во РУДН, 2001. - 42 с.

4. Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура» (от 26.06.2000 года). - М. : Министерство образования РФ, 2000. - 35 с.

5. Стефановский, М.В. Организация комплексного контроля в системе физического воспитания студентов вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Стефановский. - М. : ВНИИФК, 2009. - 22 с.

6. Туревский, И.М. Структура психофизической подготовленности человека / И.М. Туревский. -Тула : РИО ТППО, 1997. - 200 с.

Literature

1. Danilova, N.V. Normalization of the motion mode in the process of physical education of youth : synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Science / N.V. Danilova. - M., 2010. - 23 p.

2. Il'inich, V.I. Directed use of physical culture and sports in preparing of students for professional activity / V.I. Il'inich // Sport - Science, Science - Sport : Proceedings. of All-Union Conf. - Novosibirsk, 1984. - Part 1. - P. 16-17.

3. Methodology of comprehensive evaluation of the level of physical development and functional capabilities of students of PFUR : textbook / Ju.L. Kislitsyn, V.S. Anishchenko, V.P. Nedobyvaylo, I.A. Permyakov. -M. : Publishing House of PFUR, 2001. - 42 p.

4. Exemplary study program for higher education in the discipline "Physical Culture"(d/d 26.06.2000). -M. : The Ministry of Education of RF, 2000. - 35 p.

5. Stephanovskiy, M.V. Organization of integrated control in the system of physical education of university students : synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Science / M.V. Stephanovskiy. - M. : VNIIFK, 2009. - 22 p.

6. Tourevskiy, I.M. The structure of the human mind-body fitness / I.M. Tourevskiy. - Tula : RIO TPPO, 1997. - 200 p.

Статья поступила в редакцию 11.09.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.