РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ И СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Т.Е. Фатьянова, канд. биол. наук, доцент Т.В. Синицына, преподаватель
О.А. Ерохина, канд. пед. наук, старший преподаватель Волжский филиал Волгоградского государственного университета (Россия, г. Волжский)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n561
Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы физической культуры и спорта студенческой молодежи, важнейшей задачей которых являются укрепление и сохранение здоровья. Рассмотрены элементы для развития у студентов правильного отношения к своему здоровью и физической культуры в ВУЗе на протяжении всего периода обучения. Показано влияние физической культуры на развитие личности, воспитание и мотивацию к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты.
Введение. В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. Здоровое молодое поколение - фундамент нашего общества и государства в целом. Физическая культура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека, что особенно актуально в процессе развития и становления студенческой молодежи.
Сегодня связь физической культуры и здоровья, работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность [ 1].
Вступая в трудовую деятельность для молодого специалиста необходимость наличия профессиональных знаний, умений и навыков носит основополагающую роль, но также в этом аспекте важное место отводится уровню состояния его здоровья. Физическая культура объективно служит
важнейшим фактором становления активной жизненной позиции молодого специалиста. Всестороннее развитие личности, это не только развитие физических и духовных сил, но и творческих его способностей. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение: способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания [2].
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования физическая культура является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры
означает выдвижение личности студента в качестве главной ценности всего педагогического процесса. Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе специалистов обусловлено, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении 6-8 часов. Физические упражнения в этих условиях -основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятие физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной [3].
В структуре физкультурного воспитания студентов ценностные ориентиры тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами. Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
- преобразовател ьно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
- интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
- проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
- проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными категориями;
- ценностно-ориентационную, когда формируются профессионально- и лично-стно-ценностные ориентации;
- коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании; социализации индивида [4].
Чтобы достичь цели физического воспитания в вузе - сформировать физическую культуру личности студента, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
- понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
- формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
- приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [5].
Обязательный минимум учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического
и контрольного учебного материала, которые регламентированы государственной учебной программой для вузов:
- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
- социально-биологические основы физической культуры;
- компоненты здорового образа жизни;
- оздоровительные системы (теория, методика и практика).
Процесс физического воспитания в Волжском филиале Волгоградского государственного университета (ВФ ВолГУ) организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также наличия и оснащенности материально-технической и спортивной базы. Физическое воспитание в ВФ ВолГУ проводится на протяжении 1-3 курсов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. В форме обязательных (практических, теоретических) учебных занятий они планируются в учебных планах по всем направлениям подготовки и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения студентов.
Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания, знаниям анатомии и физиологии человека, основами здорового образа жизни. Теоретический курс представлен в форме лекций, бесед, дискуссий, рефератов, презентаций, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.
Практический раздел учебного материала обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей. Практические занятия включают в себя две дисциплины: «Элективные курсы по физической культуре» и «Физическая
культура и спорт». Элективные курсы включают в себя занятия в секциях по спортивным играм - по баскетболу и волейболу, легкой атлетике, атлетической гимнастике и аэробике. Программа курсов содержит базу по общей физической и специальной подготовке, а также технико-тактической и теоретической по видам спорта. Приобретенные студентами на учебных занятиях знания, закрепляются в форме практических нормативов и теоретических тестов.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному (основная и подготовительная медицинские группы), специальному (с учетом уровня их функционального состояния, пола), спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются. В каждом семестре система практических занятий строится как законченный цикл, в котором по преимуществу решаются те или иные задачи.
Те студенты, которые по состоянию здоровья освобождены от практических занятий на длительный срок, осваивают доступные разделы учебной программы (так например, выполняют тематические работы, связанные с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы).
Выделяются и самостоятельные занятия, которые способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и практических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития и подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий контроль позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: теоретических, практических, контрольных; элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий; индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; самостоятельных занятий по заданию преподавателя.
Внеучебные занятия организуются в форме: выполнения физических упражнений в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Для привлечения студентов к занятиям физической культурой в институте проводятся спортивно-массовые мероприятия, спортивные праздники, соревнования по видам спорта. Физкультурно-
оздоровительные праздники не требуют от участников специальной физической подготовки. Главной задачей праздника, является пропаганда здорового образа жизни, вовлечение студенческой молодёжи в спортивно-оздоровительную жизнь, развитие навыков общения.
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия под девизом «ВФ ВолГУ - территория здоровья», такие как, «Врывайся», «День Здоровья», проводимые нашим институтом, направ-
лены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни в оздоровительных и спортивных лагерях, на спортивной базе нашего института, школ города, в городских парках. Эти мероприятия проводятся преподавателями физической культуры, студенческим советом, объединивших, не только тех студентов, которые принимают активное участие в данных мероприятиях, но и всех желающих поучаствовать в процессе их организации.
Такие мероприятия включают большое разнообразие различных конкурсов, подвижных игр, показательные выступления из различных видов спорт, презентация новых нетрадиционных видов спорта. Проведение таких мероприятий в студенческой среде необходимо с целью проведения активного отдыха, укрепления здоровья, развития психологической адаптации и умению общаться. Спортивные праздники, как показывает практика, обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями, способствуют наиболее полному проявлению личности в нестандартной ситуации. Проведение спортивно-массовых мероприятий в студенческой среде способствует: формированию положительных качеств и черт характера, нравственных качеств личности студента.
Во внеурочную спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу вовлечены не только студенты нашего вуза, но и учащиеся нашего колледжа, который существует на базе института. Ровесниками нашего института являются городской спортивный праздник посвященный «Дню Защитника Отечества», городская научно-практическая конференция «Здоровая нация - будущее России» с участием школьников города, а также городская научно-практическая конференция педагогов города и области «Формирование здорового образа жизни у школьников». Традиционным стал и проводимый не первый год
спортивный праздник «Золотая осень» с выездом наших студентов на спортивные базы школ г.Волжского. Каждый год в первый месяц летних каникул преподаватели физической культуры проводят с учащимися школ города теоретические ознакомительно-игровые занятия по спортивно-оздоровительной тематике.
Таким образом, за период обучения в вузе, где происходит становление личности будущего специалиста, у студентов должна сформироваться убежденность в необходимости постоянной работы над
собой, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Система организации физического воспитания и физкультурно-массовой работы в высших учебных заведениях должна способствовать оздоровлению студентов и активному формированию положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, как средству самосохранения, саморазвития и самореализации личности.
Библиографический список
1. Копылов Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2014. - 393 с.
2. Мельников П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров). - М.: КноРус, 2013. - 240 с.
3. Саруханян Л.А., Давудов Т.С. Спорт и физическое воспитание студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-6. - С. 951-954.
4. Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. 1 марта 2013 г. / под ред. Э.В. Маркин, А С. Парфенов - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2013. - 224 с.
THE ROLE OF PHYSICAL EDUCATION IN IMPROVING AND MAINTAINING THE
HEALTH OF THE STUDENT YOUTH
T.E. Fatyanova, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor T.V. Sinitsyna, Lecturer
O.A. Erokhina, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer Volzhsky branch of Volgograd State University (Russia, Volzhsky)
Abstract. The article is devoted to the aspects of Physical education and sport in the life of the student youth, the aim of which is promoting and preserving health. The authors consider the elements of developing the proper attitude of students to their health and Physical education in higher educational institutions during the entire study period. They show how Physical education influences the personality development, education and motivation to a healthy life style. Keywords: Physical Education, a healthy lifestyle, students.