Роль методико-практических занятий физкультурно-оздоровительной направленности для формирования физической культуры личности будущего
учителя-предметника Кибенко Е.И.
Кибенко Елена Ивановна / Kibenko Elena Ivanovna - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра физической культуры, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Таганрог
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы организации физического воспитания студентов. Выявлена роль методико-практических занятий для формирования физической культуры личности будущего учителя-предметника. Каждый обучающийся в педагогическом вузе должен не только овладеть своей профессией, но и быть компетентным в вопросах здоровьесбережения, выработав устойчивую потребность в занятиях физической культурой и спортом. Особенно это важно для будущих педагогов, так как они обязаны иметь крепкое здоровье и быть примером для учащихся школ, пропагандируя здоровый стиль жизни.
Ключевые слова: подготовка учителя-предметника, методико-практические занятия, сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование физической культуры личности будущего учителя.
Подготовка учителя-предметника для работы в общеобразовательной школе - это очень сложный и многогранный процесс. Перед педагогами физического воспитания в высших учебных заведениях стоит одна из главных и трудных задач - формирование физической культуры личности будущего учителя, наставника молодежи.
Тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, а значит и молодых людей поступающих в вуз приняла устойчивый характер. Слабая физическая подготовленность выпускников школ, наличие у многих из них от одного до нескольких заболеваний предопределяют новые требования к профессиональной подготовке будущих учителей-предметников. Физическое воспитание в вузе должно не только способствовать развитию физических качеств у студентов и совершенствовать их двигательные умения и навыки, а обязано дать будущим учителям глубокие знания о своем организме, средствах и методах целенаправленного воздействия на физическое состояние с целью сохранения и укрепления здоровья [1]. Необходимо повысить грамотность студентов в области здоровьесбережения, обратить внимание на наличие специальных знаний физкультурно-оздоровительного характера, способствовать приобретению умений и навыков позволяющих организовывать и проводить мероприятия направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Предполагается, что в течение освоения рабочей программы дисциплины «Физическая культура» студент будет стремиться повысить уровень физической подготовленности, заинтересуется одним из видов спорта, или выберет индивидуальную систему физических упражнений, и в дальнейшем будет самостоятельно заниматься физкультурно-спортивной деятельностью. Для этого педагоги включают в учебный процесс теоретические и практические занятия. Обязательный теоретический раздел учебной программы предлагается к изучению в форме лекций. Практический раздел дисциплины в свою очередь делится на два подраздела -методико-практический и учебно-тренировочный. Учебно-тренировочные занятия имеют различную направленность. В основном они нацелены на общую физическую подготовку (ОФП) с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она способна обеспечить повышение общей физической работоспособности, улучшить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методик позволяющих будущему педагогу рационально использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности, сохранения и укрепления здоровья [3].
В качестве форм методико-практической подготовки используются ролевые, имитационные, психотехнические игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.
Методико-практические занятия проводятся по следующей схеме:
- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению;
- на занятии преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;
- студенты при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания практически, под наблюдением преподавателя;
- под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполненных заданий, студентам даются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов [4].
Закрепление и совершенствование методических приемов происходит в процессе их многократного воспроизведения в изменяющихся условиях учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту и на отдыхе. Все темы методико-практических занятий направлены на приобретение практических навыков рационального использования средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья и сохранения его на долгие годы. С этой целью изучаются следующие темы «Методика составления вариантов и проведения утренней гигиенической гимнастики (зарядки)», «Методика психорегулирующей тренировки», «Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда» и др. [2; 3]. Большое внимание уделяется организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, методам самоконтроля, профилактике профессиональных заболеваний и травматизма с использованием средств физической культуры. Рассматриваются такие темы как «Методика проведения самостоятельного тренировочного занятия оздоровительной направленности», «Методы оценки и коррекции осанки», «Методика корригирующей гимнастики для глаз», «Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом», «Первая помощь при наиболее распространенных спортивных травмах» и др. [2; 3].
Знания, умения и практические навыки, приобретаемые студентами при проведении методико-практических занятий, имеют важное значение не только для сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и работоспособности, они также дают возможность совершенствовать навыки межличностного общения, развивать различные виды коммуникаций, воспитывать толерантное отношение к окружающим, что так необходимо будущему учителю для работы в школе.
Для педагога важно найти подход к детям, расположить к себе учащихся, приобщить их к занятиям физической культурой и спортом. Мотивационной стороной для школьников могут являться следующие способности педагога:
- демонстрация своей физической подготовленности, занятия в спортивной секции;
- умение правильно разработать комплекс физических упражнений и провести его вместе с учащимися (например, организовать физкультурную минутку или физкультурную паузу);
- разработать и провести мероприятие физкультурно-оздоровительного характера на перемене, после уроков, во время туристического похода;
- в качестве болельщика посетить соревнования с участием его учеников, организовав группу поддержки. Материал, усвоенный во время проведения методико-практических занятий, позволит будущему учителю-
предметнику составить целостное представление об организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе, поможет усвоить основные принципы и методы физического воспитания, даст возможность повысить общий уровень культуры студента [3].
Результаты нашего исследования показали, что знания, умения и навыки, приобретаемые студентами с целью организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися школ, могут быть успешно усвоены лишь в том случае если в процессе обучения студентов удается обеспечить следующее:
- выработать устойчивую потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- сформировать мотивацию к занятиям физкультурно-оздоровительного характера, включая привычку здорового образа жизни;
- добиться усвоения теоретических знаний об основах физического воспитания, формируя умения и навыки организации и проведения занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
- научить организовывать различные формы самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- обучить элементам пропаганды здорового образа жизни, агитации к борьбе с вредными привычками, к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом [3].
Приобретя знания, овладев методико-практическими умениями и навыками, студенты будут иметь возможность самостоятельно решать вопросы сохранения и укрепления здоровья, рационально использовать средства и методы физического воспитания для повышения эффективности учебного труда, что в дальнейшем, безусловно, отразится на уровне их компетентности во время организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися школы.
Литература
1. Кибенко Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки.
2013. Специальный выпуск № 1. С. 32-36.
2. Кибенко Е.И. Физическая культура: методико-практические занятия / Е. И. Кибенко; под ред. проф. Г. Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2014. 252 с.
3. Кибенко Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института.
2014. № 2. С. 101-106.
4. Приказ государственного комитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» от 26 июля 1994 г. № 777 (с изм., согл. Приказа Минобразования РФ от 01.12.1999 г. № 1025). [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http:IIzakon.lawl. ruIlegal2Ise llIpravo lll66Iindex.htm.