УДК 378.172
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Е.И. Кибенко
Аннотация. Проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения настолько актуальна, что на нее следовало бы обратить особое внимание при подготовке не только учителей физической культуры, но и остальных педагогов. Улучшение материально-технического обеспечения, создание комфортных условий в процессе учебной деятельности, использование новых педагогических подходов, оздоровительных методик, которые позволяли бы создать здоровьесберегающую среду в образовательном учреждении, несомненно, важно, но без привлечения учителя-предметника к формированию культуры здоровья, навыков здорового образа жизни школьников не представляется возможным решение столь сложной задачи.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовленность, укрепление и сохранение здоровья, пропаганда здорового стиля жизни, здоровьесберегающая среда образовательного пространства.
FORMATION OF HEALTH-SAVING ENVIRONMENT
IN THE EDUCATIONAL SPACE AS A FACTOR FOR
COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF MAN
E. Kibenko
Abstract. The problem of preserving and health promotion of the younger generation is so urgent that it should be paid special attention in training not only teachers of physical culture, but other teachers, too. The improvement of material and technical support, the creation of comfortable conditions in the process of educational activity, the use of new pedagogical approaches, health-improving techniques that would make it possible to create a health-saving environment in an educational institution is undoubtedly important, but without attracting a subject teacher to the formation of a culture of health, students' skills in healthy lifestyle - such difficult problems can't be solved.
Keywords: Physical breeding, physical education, physical preparedness, preserving and health promotion, propaganda of healthy lifestyle, health-saving environment of the educational space.
Созданное по инициативе старейшего в Европе Болонского университета единое европейское пространство высшего образования, которое сейчас носит название «Болонский процесс», заставило глобально пересмотреть принципы функционирования высшего образования в Российской Федерации.
Введение двухуровневого обучения (бакалавр, магистр) при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта на начальном этапе привело педагогов в замешательство при составлении учебных программ по спортивным дисциплинам, планировании педагогической практики и многим другим составляющим учебного процесса. Появившееся понятие «компетентностный подход» вызвало многочисленные дискуссии в научных сообществах. Разработанные Федеральные стандарты требовали особого подхода. Необходимо было выявить взаимосвязь дисциплин, выстроить логическую цепочку, определить средства, методы, педагогические приемы, которые позволяли бы в результате
освоения основной образовательной программы обладать выпускнику необходимыми
компетенциями. Трудность состояла еще и в том, что каждая компетенция должна была быть освоена студентом на протяжении всего обучения в вузе в комплексе; для этого педагогам был необходим некий алгоритм действий по ее формированию.
Присоединение Российской федерации к Болонскому процессу в 2003 году на конференции в Берлине и последующая модернизация высшего образования не могли не отразиться и на школьном образовании. В 2009 году был введен новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, основой которого являлся системно-деятельностный подход. Появилось и новое понятие «универсальные учебные действия» (УУД), которое давало возможность понять сущность подхода к образованию школьников. В образовательных учреждениях Российской Федерации произошел перенос акцента с
предметных знаний, умений и навыков на компетентности, то есть когнитивно-информационная парадигма предполагала переход на компетентностную
(компетентностный подход).
Например, если раньше в результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся IV класса должны были знать и иметь представления о роли и значении занятий физическими упражнениями, физической подготовке, системах дыхания и кровообращения, физической нагрузке; уметь подсчитывать частоту сердечных сокращений, выполнять игровые действия и играть по упрощенным правилам используя спортивные виды, определенные учебной программой по физической культуре; оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах, вести дневник самонаблюдений; демонстрировать уровень физической подготовленности, выполняя контрольные упражнения-тесты: подтягивание в висе, (мальчики), подтягивание в висе лежа согнувшись (девочки), бег 60 м, бег 1000 м и т.д. [4]. То предметом итоговой оценки, но новому Стандарту, должны быть достижения предметных и метапредметных результатов при освоении основной образовательной программы начального общего образования, что является необходимым условием для продолжения образования [6]. От учителей физической культуры теперь требовалось разработать программу формирования универсальных учебных действий для каждой ступени общего образования. Поурочные планы-конспекты уже не отражали УУД; это повлекло за собой создание нового документа оперативного планирования - технологическую карту урока, где требовалось найти средства, методы и педагогические приемы для формирования основных универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Порой, один проведенный урок требовал от учителя значительного труда при определении УУД и разработке технологической карты. Особое затруднение испытывали педагоги старой закалки. Проработав много лет, имея большой опыт работы, выстроив свою четкую систему преподавания, которая позволяла добиваться хороших результатов в своей деятельности, многие учителя продолжали работать по своей методике, пренебрегая инновационными подходами. В большинстве случаев «Технологическая карта урока», тщательно разработанная учителем, лишь давала возможность защитить себя от многих проверяющих инстанций.
Опорой планирования учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузах была и остается на сегодняшний день разработанная в 2000 году Примерная программа дисциплины «Физическая культура», в которой предполагалось освоить три основные раздела: теоретический (лекции), практический и контрольный. Для определения физической подготовленности студентов программой были предусмотрены несколько обязательных упражнений-тестов, определяющих скоростные и силовые способности, а также физическое качество, выносливость [5]. На протяжении многих лет ориентиром разносторонней физической подготовленности обучающихся различных учебных заведений были нормативы Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).
Специалисты в области физической культуры и спорта обратили внимание на то, что многие молодые люди на протяжении уже достаточно длительного времени не в состоянии осилить значительную часть учебных контрольных упражнений-тестов по физической культуре. Например, многие студенты, первокурсники Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», во время практических учебных занятий по физической культуре не могут сдать контрольные нормативы в беге 2000 м. (девушки) и 3000 м. (юноши) на положительную оценку. Хотя всем известно, что именно общая выносливость является наиболее важным двигательным качеством человека, влияющим на его здоровье, так как способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, двигательного аппарата, улучшает обмен веществ, повышает умственную и физическую работоспособность. Более 40% студентов, поступивших в вуз, показывают неудовлетворительную подготовленность при сдаче контрольных тестов, характеризующих силу (подтягивание), быстроту (бег 100 м.) [1].
Вместе со слабой физической подготовленностью студентов существует и тенденция ухудшения состояния их здоровья. Анализ проведенного педагогического исследования в Таганрогском институте имени А.П. Чехова показывает, что основное учебное отделение, в которое входят студенты основной и подготовительной медицинских групп, составляет около 65%. Специальная медицинская группа, в которой занимающиеся физической культурой имеют ограничения в физических
нагрузках по медицинским показателям, составляет 12%. Студенты специальной медицинской группы имеют отклонения от нормы: в сердечно-сосудистой системе - 39%, нарушения артериального давления - 17%, желудочно-кишечного тракта - 11%, заболевания мочевыделительной системы - 9%, неврологические расстройства - 7%, заболевания органов зрения - 7%, органов дыхания - 5% и т.д. Стабильно высокий процент студентов, временно освобожденных от учебных занятий по физической культуре [1;3].
Хочется обратить внимание на то, что Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик учащихся, который предполагает следующий «портрет выпускника школы»:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [7].
Возникает вопрос: «Немало ли внимания
уделяется в «портрете выпускника школы» физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья как основы жизнедеятельности гражданина Российской Федерации?».
В образовательных учреждениях существует высокий уровень умственной и физической нагрузки; многие учащиеся, по завершении обучения в школе, имеют слабую физическую подготовленность, отклонения в состоянии здоровья. В связи с этим, возможно, следует выделить как один из важных пунктов - выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), или отметить наличие массового разряда по одному из видов спорта школьной программы, что непосредственно будет стимулировать молодых людей к занятиям физической культурой и спортом.
Возрожденный в 2014 году Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для школьников включает пять ступеней: 1 ступень - 6 - 8 лет; 2 ступень - 9 - 10 лет; 3 ступень - 11 - 12 лет; 4 ступень - 13 - 15 лет; 5 ступень - 16 - 17 лет. Упражнения-тесты, используемые в физкультурно-спортивном комплексе, доступны учащимся. Они приемлемы в сравнении с нормативными требованиями Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» 1972 года.
На данный момент проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения настолько актуальна, что на нее следовало бы обратить особое внимание при подготовке не только учителей физической культуры, но и остальных педагогов. Пропаганда здорового стиля жизни, забота о здоровье со стороны учителей-предметников, которые зачастую являются классными руководителями, помогут осознать нашему обществу ценность физического здоровья и здорового образа жизни. Возможно, стоило бы включить в план подготовки учителей-предметников дисциплины: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в муниципальных образовательных учреждениях», «Технология оздоровительной работы». Осуществить учебную практику по формированию умений и навыков физкультурно-оздоровительной направленности для работы в школе, где необходимо целенаправленно изучать:
- методику проведения малых форм физического воспитания;
- элементарные инструкторские умения и навыки;
- организацию и проведение подвижных игр, физкультурных и спортивных праздников, походов выходного дня;
- методы самоконтроля и контроля за состоянием здоровья окружающих, умения оказать первую медицинскую помощь при проведении различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе и др. [1;2].
Приобретаемые будущими учителями-предметниками знания, методико-практические умения и навыки позволили бы студентам самостоятельно решать вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников.
Выпускникам педагогических вузов, чтобы быть востребованными на современном рынке труда, необходимо знание своего предмета, владение различными видами компетенций, умелое использование в своей работе информационно-коммуникационных технологий, то есть соответствие требованиям профессионального стандарта педагога. Однако школе нужны не просто
высококвалифицированные учителя-
предметники, но и здоровые, достаточно крепкие люди, отличающиеся оптимизмом, бодростью, хорошим физическим развитием; только при таких условиях у педагога проявится желание активно трудиться и оказывать помощь в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий. Умение учителя разнообразить урок, применяя различные средства обучения, переключая внимание с одного вида деятельности на другой, не забывая о здоровьесберегающих технологиях, позволяет сохранить работоспособность, повысить адаптационные возможности организма, укрепить здоровье учащихся.
Знания, умения и практические навыки, приобретенные при освоении дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» имеют важное значение, так как способны оказать содействие в
сохранении и укреплении здоровья студентов, повысить работоспособность организма, овладеть методами самоконтроля, создать мотивацию к организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, обучить практическим навыкам межличностного общения, толерантного отношения к окружающим.
Результаты исследования показали, что формирование у будущих учителей-предметников знаний, умений и навыков по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий при работе с учащимися школ могут быть успешными, если в процессе обучения студентов в педагогическом вузе удается обеспечить следующее: выработать устойчивую потребность в занятиях физической культурой и спортом; сформировать мотивацию к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью,
включая привычку здорового образа жизни; добиться усвоения теоретических знаний об основах физического воспитания, формируя умения и навыки организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; научить организовывать различные формы самостоятельных занятий физической культурой и спортом; обучить элементам пропаганды здорового образа жизни, агитации к борьбе с вредными привычками, к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом [1;3].
Возможно, учитель-предметник и является тем недостающим звеном в системе формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения, который способен повлиять на дальнейшее всестороннее развитие человека, донести значимость валеологической культуры, выработав сознательную установку на укрепление и сохранение здоровья.
Литература:
1. Кибенко Е.И. Особенности организации физического воспитания будущих учителей-предметников / Е.И. Кибенко // Инновационные преобразования в сфере культуры физической, спорта и туризма. Т. 1. Научные труды ХУШ-ой Международной научно-практической конгресс-конференции, Ростов-н/Д. - п. Новомихайловский, 2015. - С. 287-292.
2. Кибенко Е.И. Физическая культура: методико-практические занятия / Е.И. Кибенко. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. -252 с.
3. Кибенко Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова / Е.И. Кибенко // Вестник
Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, 2014. - № 2. - С. 101-106.
4. Матвеев А.П. Программы образовательных учреждений: Физическая культура (начальные классы) / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2008. - 26 с.
5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения; авт. сост. В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2000. - 34 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Приказ Минобразования и науки РФ от 6 образовательный стандарт среднего общего
октября 2009 г. № 373. образования. Приказ Минобразования и науки РФ от
7. Федеральный государственный 17 мая 2012 г. № 413.
Сведения об авторе:
Кибенко Елена Ивановна (г. Таганрог, Россия), кандидат педагогических наук, кафедра физической культуры, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Kibenko (Taganrog, Russia), candidate of pedagogical sciences, Department of physical education, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), e-mail: [email protected]