Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа со студентами в летний период времени'

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа со студентами в летний период времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1941
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ И СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / SPORT-HEALTH CAMP / PHYSICAL CULTURE / SPORT / FITNESS-HEALTH AND SPORT DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибенко Елена Ивановна, Каранда Леонид Иосифович, Занина Татьяна Николаевна

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа со студентами в летний период времени проводится в двух направлениях. В работе отражены особенности организации данных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибенко Елена Ивановна, Каранда Леонид Иосифович, Занина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS-HEALTH PROGRAM AND SPORTS WORK WITH STUDENTS IN THE SUMMER PERIOD OF TIME

Fitness-health program and sports work with students in the summer period of time is carried out in two directions. This article reflects the features of the organization of these directions.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа со студентами в летний период времени»

Раздел VI. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Е.И. Кибенко, Л.И. Каранда, Т.Н. Занина

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

Аннотация. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа со студентами в летний период времени проводится в двух направлениях. В работе отражены особенности организации данных направлений.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный лагерь, физическая культура, спорт, физкультурно-оздоровительное и спортивное направление.

E.I. Kibenko, L.I. Karanda, T.N. Zanina

FITNESS-HEALTH PROGRAM AND SPORTS WORK WITH STUDENTS IN THE SUMMER PERIOD OF TIME

Abstract. Fitness-health program and sports work with students in the summer period of time is carried out in two directions. This article reflects the features of the organization of these directions.

Key words: sport-health camp, physical culture, sport, fitness-health and sport direction.

Укрепление здоровья и улучшение физического состояния студентов являются наиболее важными задачами, которые ставят организаторы летнего отдыха в спортивно-оздоровительном лагере «Ивушка» Ростовского государственного экономического университета.

Спортивно-оздоровительный лагерь расположен в 50 км от г. Таганрога на берегу Азовского моря в селе Платово. Ежегодно в летний период времени в лагере активно отдыхает более 300 студентов.

На территории спортивно-оздоровительного лагеря имеются мини-футбольная, волейбольная, бадминтонная площадки с естественным травяным покрытием, определены места для игры в дартс, под навесом установлены столы для настольного тенниса и игр в шашки, шахматы, нарды. Для занятий физическими упражнениями на свежем воздухе имеются разновысокие перекладины, скамейки, шведские стенки, места для занятий тяжелой атлетикой, гиревым спортом, армрестлингом, подобран полный комплект спортивного инвентаря. Оборудована площадка для уличного баскетбола. В уютном помещении компактно размещены тренажеры, работает бильярдная комната.

Контингент отдыхающих от 60 до 70 % девушки. Большинство - активисты и спортсмены. В связи с этим физкультурно-спортивная деятельность осуществляется в двух направлениях: физкультурно-оздоровительном и спортивном.

I. Физкультурно-оздоровительное направление.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в лагере является одним из важнейших участков деятельности кафедры физической культуры. Она проводится в соответствии с общим планом мероприятий на каждую смену. При планировании мероприятий физкультурно-оздоровительного характера принимаются во внимание: тип лагеря, место нахождения, ландшафт, наличие спортивной базы, продолжительность смены, климатические условия, контингент отдыхающих, длительность оздоровительного сезона [5]. Ответственный за физкультурно-спортивную работу в лагере предусматривает в плане мероприятий привлечение всех отдыхающих к занятиям физической культурой и спортом, проведение тренировок, соревнований, утренней гигиенической гимнастики, организацию товарищеских (матчевых) встреч с командами, приглашенными из города Таганрога и близлежащих сел, а так же физкультурно-спортивные мероприятия на берегу моря.

В лагере применяются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы:

- ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

- тренировочные занятия;

- занятия по плаванию;

- закаливание воздухом, солнцем и водой;

- занятия физическими упражнениями на пляже;

- товарищеские и матчевые встречи;

- соревнования по различным видам спорта.

За годы работы в спортивно-оздоровительном лагере «Ивушка» сложились традиционные формы организации спортивно-массовых мероприятий, направленные на оздоровление молодежи с учетом благоприятных климатических условий, которые регулярно совершенствуются и видоизменяются.

Работа коллектива спортивно-оздоровительного лагеря «Ивушка» направлена на реализацию проекта кафедры физической культуры «Олимпийское воспитание и педагогика здоровья» и решает следующие задачи: физическое воспитание студенческой молодежи, создание условий для отдыха и укрепления здоровья, развитие оздоровительно-реабилитационной и физкультурно-спортивной работы, повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов [2].

Спортивная и физкультурно-оздоровительная работа в лагере направлена на то, чтобы задачи оздоровления и физического развития решались одновременно, отдых студентов был более рациональным и активным, сократилось пассивное времяпрепровождение.

Педагоги стремятся сделать все возможное, чтобы физическая культура прочно вошла в быт студентов, отдыхающих на берегу моря, а также вырабатывалась потребность заниматься физическими упражнениями и спортом. Главный принцип работы - физкультурно-спортивная деятельность должна нравиться студентам, для этого проявляй инициативу, творчество, смекалку.

Время для занятий физической культурой и спортом составляет 4 - 5 часов в день. При такой нагрузке особое значение имеет хорошо организованный отдых, соблюдение режима дня.

Режим дня.

8.00 - подъем под музыку;

8.15 - приветствие солнцу, морю, «Ивушке», гимн России;

8.18 - утренняя гигиеническая гимнастика для всех отдыхающих в лагере (проводится на стадионе под музыкальное сопровождение);

8.25 - самостоятельные физкультурно-спортивные занятия (на спортивных объектах лагеря, по выбору занимающихся);

8.45 - гигиенические мероприятия;

9.00 - завтрак;

10.00 - пляж;

13.30 - обед;

14.00 - тихий час;

17.00 - физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;

19.00 - ужин;

19.30 - продолжение спортивно-оздоровительных мероприятий;

20.30 - увеселительно-развлекательные мероприятия;

23.30 - отбой.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка). На протяжении многих лет утренняя гигиеническая гимнастика начинается с построения под звуки гимна России. Это стало уже доброй традицией. Затем отдыхающие приступают к выполнению утренней гимнастики, которая состоит из 4-х частей:

1) бег в медленном темпе под музыкальное сопровождение по периметру лагеря;

2) общая разминка под руководством инструктора;

3) спортивный танец под руководством трех специально подготовленных для этой цели студентов;

4) самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Четвертая часть зарядки проводится по индивидуальному принципу. На всех спортивных площадках разложен всевозможный инвентарь. Каждый студент имеет возможность самостоятельно подобрать физические упражнения и заниматься ими по своему желанию. Тренеры и инструкторы находятся среди студентов. Они дают рекомендации и вместе с занимающимися выполняют физические упражнения. Во время зарядки не приветствуется и пресекается хождение вне спортивной зоны.

Зарядка проводится под специально подобранное музыкальное сопровождение преимущественно спортивного характера. Музыка стимулирует, вызывает эмоциональный подъем у отдыхающих. Такое проведение утренней гигиенической гимнастики вызывает интерес со стороны студентов, поэтому по утрам на спортивных площадках всегда до 95 % отдыхающих в лагере.

Первые 2 - 3 дня на зарядку приходится настойчиво будить студентов и приглашать на занятия. На 4 - 5 день студенты самостоятельно приходят на построение под звуки спортивных маршей. Следует отметить то, что влияние личности педагога здесь велико. Умение найти подход к каждому студенту индивидуально - это мастерство педагога, а хорошо проведенная утренняя зарядка - залог бодрости и хорошего настроения в течение всего дня.

Пляж. Ежедневно большинство отдыхающих посещают пляж. Высокая внешняя температура, интенсивная солнечная радиация предъявляют повышенные требования к теплорегуляторным функциям организма. Тепловой баланс в организме при физической нагрузке сохраняется благодаря максимальному напряжению приспосабливаемых механизмов, в первую очередь, за счет нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Резкие температурные колебания и физические нагрузки, увеличивая частоту и глубину дыхания, выводят большое количество углекислоты из крови, вследствие чего сужаются артериальные сосуды и повышается артериальное давление. Поэтому постепенная активизация движений на отдыхе у моря способствует укреплению не только системы кровообращения, органов дыхания, но и улучшает самочувствие в целом [4, 5].

На берегу отдыхающим предлагаются спортивные игры: волейбол, бадминтон, пляжный теннис и футбол, а так же шашки, шахматы, нарды. Активисты-спортсмены проводят занятия с использованием элементов черлидинга, разучивают различные танцевальные упражнения, занимаются плаванием. С теми, кто не умеет плавать, проводятся занятия под руководством специалиста из числа сотрудников. Для студентов, умеющих плавать, организовываются различные подвижные игры в воде и соревнования по плаванию.

Тренировки и соревнования. В первые четыре дня все отдыхающие студенты приглашаются на тренировки, где знакомятся с видами спорта. Инструкторы вместе с ведущими спортсменами показывают элементы разучиваемых игр, указывают на ошибки и предлагают самостоятельно выполнить их. С 5 по 11 день пребывания на отдыхе организуются турниры и первенства лагеря по различным видам спорта.

Соревнования - важнейшая форма физкультурно-спортивной работы. Они служат средством пропаганды физической культуры и спорта, сплочения молодежного коллектива, мотивируют студентов к занятиям физическими упражнениями. Поэтому при организации соревнований педагоги руководствуются следующими принципами:

- в соревнованиях должны принимать участие как можно больше отдыхающих независимо от пола, возраста, общей физической и спортивно-технической подготовки согласно рекомендации медработника и возможностей каждого студента;

- соревнования могут быть личными, лично-командными, командными;

- программа соревнований составляется так, чтобы заинтересовать участников и болельщиков, сделать их доступными каждому. Организация и объективность судейства - важнейшие составляющие успеха проведения спортивных мероприятий;

- торжественность открытия и закрытия, награждение победителей и призеров, выступление новичков и ведущих спортсменов - все это создает высокоэмоциональную атмосферу спортивного праздника.

В каждой смене проводится от 14 до 16 соревнований. Особое предпочтение студенты отдают игре 3^3 (уличному баскетболу), волейболу, футболу, бадминтону, настольному теннису, черлидингу, спортивным танцам, дартсу, перетягиванию каната. Прижился разработанный педагогами пляжный теннис. Проводятся веселые старты, соревнования по баскетбольным броскам, нардам, бильярду, поднятию гирь, комическому футболу и др. Организуются матчевые встречи по футболу и волейболу с командами близлежащих сел и пансионатов.

Через день в лагере проводятся занятия оздоровительной направленности, во время которых используются элементы популярных физкультурно-оздоровительных программ: ритмической гимнастики, пилатеса, фитбол-аэробики, которые позволяют решать задачи оздоровления и комплексно воздействовать на организм занимающихся, гармонично развивая его в целом. Безусловно, эти тренировочные занятия вызывают большой интерес у девушек. Для того чтобы поддерживать мотивацию к занятиям оздоровительной гимнастикой необходима фактическая результативность от проведенных тренировок, поэтому при планировании такого рода мероприятий учитываются индивидуальные особенности занимающихся и конкретные параметры физических упражнений: темп, амплитуда, напряженность действий, количество повторений, паузы между сериями и общая продолжительность работы [3, 4]. Во время тренировочной деятельности инструктор использует индивидуальный подход, ставя перед собой задачу подбора таких средств физического воспитания, которые в максимальной степени удовлетворяли бы потребность отдыхающих при выполнении двигательных действий. Кроме этого инструктор создает благоприятный эмоциональный настрой, постоянно поощряя даже минимальные успехи у занимающихся.

В различные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия вовлекается в каждой смене до 90 % отдыхающих.

II. Спортивное направление.

Наиболее важной задачей спортивно-оздоровительного лагеря «Ивушка» является подготовка спортсменов к предстоящим соревнованиям в новом учебном году. Имеющиеся условия во

многом способствуют сборным командам университета по различным видам спорта в первую очередь решать задачи общей и специальной физической подготовки. Здесь в удобное для круглогодичного тренировочного цикла время проводят учебно-тренировочные сборы лучшие спортсмены вуза.

Например, на протяжении многих лет в «Ивушке» проходят учебно-тренировочные сборы команды по черлидингу «Экспрессия» Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)». Созданные условия в лагере позволяют не только решать задачи физической подготовки спортсменов, но и дают возможность отработать сложные технические элементы, добиться синхронного взаимодействия, сплотить коллектив, что в черлидинге является главным во время соревновательной деятельности.

В план тренировочного процесса обязательно входит кроссовая подготовка, которая позволяет поддерживать необходимый уровень общей выносливости спортсменов. Занятия проводятся на берегу моря, на песке и в воде, на стадионе с травяным покрытием. Для совершенствования силовых способностей черлидеры используют различные тренажерные устройства, для отработки акробатических элементов применяются ковровые покрытия и гимнастические маты. В условиях спортивно-оздоровительного лагеря в большой степени формируется сплоченный коллектив, способный эффективно решать поставленные перед командой задачи.

Как результат - «Экспрессия» входит в число лучших команд Ростовской области и Юга России.

Проведение тренировочных сборов в спортивно-оздоровительном лагере «Ивушка» способствовали успешным выступлениям мужской и женской сборным командам по мини-футболу. Мужская сборная дважды становилась чемпионом Универсиады Дона, г. Таганрога, студенческого чемпионата Юга России, призером Юга России по пляжному футболу. Женская команда - пятикратный чемпион Универсиады Дона по мини и пляжному футболу, трехкратный победитель студенческого чемпионата Юга России.

Две сборные команды Ростовского государственного экономического университета по чер-лидингу «Стар» и по баскетболу «Барсы» в августе 2016 года провели тренировочные сборы в «Ивушке», которые так же помогли им добиться успехов в осенних стартах.

На сегодняшний день спортивно-оздоровительный лагерь «Ивушка» стал базовым центром подготовки сборных команд Ростовского государственного экономического университета.

В условиях спортивно-оздоровительного лагеря эффективность массового отдыха и подготовки спортивных команд достигается не только путем совершенствования организации физкуль-турно-спортивной работы, большое значение приобретает создание благоприятного психологического климата в молодежной среде. Характер отношений среди студентов во многом определяется личностью руководителей, их авторитетом. Педагогическое мастерство управленческого персонала оказывает решающее воздействие на создание микроклимата в коллективе [1].

Энтузиазм, уверенность в общем успехе, увлеченность отражается на уровне дисциплины, эффективности проводимых физкультурно-спортивных мероприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кибенко, Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2013. - № 1с. - С. 32 - 36.

2. Кибенко, Е.И. Педагогическое моделирование физкультурно-спортивной деятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Кибенко. - Ростов-н/Д: Южный федеральный университет. 2008.

3. Кибенко, Е.И. Физическая культура: методико-практические занятия: учебное пособие / Е.И. Кибенко; под ред. проф. Г.Ф. Гребенщикова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 252 с.

4. Кибенко, Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2014. - № 2. -С. 101 - 106.

5. Матяжов, В.С. Студенческий лагерь отдыха и спорта. - Львов: Вища школа, Изд-во при Львов. ун-те, 1980.

И.Г. Лебединская

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Аннотация. В данной статье раскрываются основные вопросы спортивной подготовки лег-коатлетов,специализирующихся в беге на средние дистанции. Особое внимание уделяется подготовительному периоду спортивной подготовки, направленному на совершенствование скоростно-силовых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.