Научная статья на тему 'Пути повышения скоростно-силовой подготовки в подготовительном периоде легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции'

Пути повышения скоростно-силовой подготовки в подготовительном периоде легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2443
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORT / SPORTS PREPARATION / PHYSICAL TRAINING / SPEED-STRENGTH PREPARATION / TRAINING TECHNIQUE / TRAINING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебединская Ирина Герардовна

В данной статье раскрываются основные вопросы спортивной подготовки легкоатлетов,специализирующихся в беге на средние дистанции. Особое внимание уделяется подготовительному периоду спортивной подготовки, направленному на совершенствование скоростно-силовых способностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебединская Ирина Герардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVESPEED-STRENGTH TRAINING IN THE PREPARATORY PERIOD ATHLETES SPECIALIZING IN RUN ON AVERAGE DISTANCE

This article reveals the main issues of athletic training for athletes who specialize in running at medium distances. Particular attention is paid to the preparatory period of sports training aimed at improving the speed and strength abilities

Текст научной работы на тему «Пути повышения скоростно-силовой подготовки в подготовительном периоде легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции»

многом способствуют сборным командам университета по различным видам спорта в первую очередь решать задачи общей и специальной физической подготовки. Здесь в удобное для круглогодичного тренировочного цикла время проводят учебно-тренировочные сборы лучшие спортсмены вуза.

Например, на протяжении многих лет в «Ивушке» проходят учебно-тренировочные сборы команды по черлидингу «Экспрессия» Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)». Созданные условия в лагере позволяют не только решать задачи физической подготовки спортсменов, но и дают возможность отработать сложные технические элементы, добиться синхронного взаимодействия, сплотить коллектив, что в черлидинге является главным во время соревновательной деятельности.

В план тренировочного процесса обязательно входит кроссовая подготовка, которая позволяет поддерживать необходимый уровень общей выносливости спортсменов. Занятия проводятся на берегу моря, на песке и в воде, на стадионе с травяным покрытием. Для совершенствования силовых способностей черлидеры используют различные тренажерные устройства, для отработки акробатических элементов применяются ковровые покрытия и гимнастические маты. В условиях спортивно-оздоровительного лагеря в большой степени формируется сплоченный коллектив, способный эффективно решать поставленные перед командой задачи.

Как результат - «Экспрессия» входит в число лучших команд Ростовской области и Юга России.

Проведение тренировочных сборов в спортивно-оздоровительном лагере «Ивушка» способствовали успешным выступлениям мужской и женской сборным командам по мини-футболу. Мужская сборная дважды становилась чемпионом Универсиады Дона, г. Таганрога, студенческого чемпионата Юга России, призером Юга России по пляжному футболу. Женская команда - пятикратный чемпион Универсиады Дона по мини и пляжному футболу, трехкратный победитель студенческого чемпионата Юга России.

Две сборные команды Ростовского государственного экономического университета по чер-лидингу «Стар» и по баскетболу «Барсы» в августе 2016 года провели тренировочные сборы в «Ивушке», которые так же помогли им добиться успехов в осенних стартах.

На сегодняшний день спортивно-оздоровительный лагерь «Ивушка» стал базовым центром подготовки сборных команд Ростовского государственного экономического университета.

В условиях спортивно-оздоровительного лагеря эффективность массового отдыха и подготовки спортивных команд достигается не только путем совершенствования организации физкуль-турно-спортивной работы, большое значение приобретает создание благоприятного психологического климата в молодежной среде. Характер отношений среди студентов во многом определяется личностью руководителей, их авторитетом. Педагогическое мастерство управленческого персонала оказывает решающее воздействие на создание микроклимата в коллективе [1].

Энтузиазм, уверенность в общем успехе, увлеченность отражается на уровне дисциплины, эффективности проводимых физкультурно-спортивных мероприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кибенко, Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2013. - № 1с. - С. 32 - 36.

2. Кибенко, Е.И. Педагогическое моделирование физкультурно-спортивной деятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Кибенко. - Ростов-н/Д: Южный федеральный университет. 2008.

3. Кибенко, Е.И. Физическая культура: методико-практические занятия: учебное пособие / Е.И. Кибенко; под ред. проф. Г.Ф. Гребенщикова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 252 с.

4. Кибенко, Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2014. - № 2. -С. 101 - 106.

5. Матяжов, В.С. Студенческий лагерь отдыха и спорта. - Львов: Вища школа, Изд-во при Львов. ун-те, 1980.

И.Г. Лебединская

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Аннотация. В данной статье раскрываются основные вопросы спортивной подготовки лег-коатлетов,специализирующихся в беге на средние дистанции. Особое внимание уделяется подготовительному периоду спортивной подготовки, направленному на совершенствование скоростно-силовых способностей.

Ключевые слова: Спорт, спортивная подготовка, физическая подготовка, скоростно-силовая подготовка, методика тренировки, тренировочная деятельность.

I.G. Lebedinskaya

WAYS TO IMPROVESPEED-STRENGTH TRAINING IN THE PREPARATORY PERIOD ATHLETES SPECIALIZING IN RUN ON AVERAGE DISTANCE

Annotation. This article reveals the main issues of athletic training for athletes who specialize in running at medium distances. Particular attention is paid to the preparatory period of sports training aimed at improving the speed and strength abilities.

Key word: Sport, sports preparation, physical training, speed-strength preparation, training technique, training activity.

Достигнуть высокого спортивного мастерства, можно только в процессе круглогодичной тренировки, при правильном сочетании физических упражнений и отдыха, при овладении спортивной техникой и тактикой, при развитии физических качеств.

По определению педагогов А.Н. Жилкина, В.С. Кузьмина, Е.В. Сидорчук: «учебно-тренировочный процесс в легкой атлетике является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы и т. п., обеспечивающие достижения спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям [2, 347].

Современный уровень достижений в этом виде спорта в учебно-тренировочном процессе требует постоянного поиска и внедрения более эффективных методических разработок, рационального построения учебно-тренировочного процесса подготовки бегунов на средние дистанции. Успех каждого спортсмена зависит от оптимальной всесторонней подготовленности, которая включает в себя физическую, техническую, тактическую, психологическую и другие виды подго-товки»В процессе многолетней спортивной тренировки все вышеперечисленные виды подготовки, являются органически взаимосвязанными и взаимообусловленными между собой, интегрируешь в единый учебно-тренировочный процесс легкоатлетов-средневиков. Они осуществляются с применением общих и специальных средств, методов и нагрузок различного объема, интенсивности и различных форм занятий и соревнований.

Опираясь на богатый практический опыт и научные достижения последних лет, выявлены и описаны наиболее эффективные средства спортивной тренировки позволяющие повысить уровень скоростно-силовых возможностей спортсменов. Тесная взаимосвязь нагрузок скоростно-силовой направленности и других видов спортивной подготовки позволяют подвести спортсмена к боевой готовности, к достижению наивысших спортивных результатов.

Высокие спортивные результаты легкоатлетов,специализирующихся в беге на средние дистанции возможны лишь при грамотном планировании тренировочного процесса. Обучению и совершенствованию спортивного мастерства в беге на средние дистанции необходимо уделять много внимания, начиная от правильных движений и заканчивая развитием определенных физических качеств. Практический опыт и анализ литературных данных показывает, что во многом скоростно-силовая подготовкаспособствует успешности соревновательной деятельности, где оптимальным следует считать такой уровень скоростно-силовой подготовленности, который позволит спортсмену решать любые тактические задачи [2].

В тренировке средневиков применяют большое количество физических упражнений, которые в наибольшей степени развивают необходимое то или иное физическое качество. Средства и методы физической подготовки занимающихся призваны решать задачи развития двигательных качеств и навыков применительно к требованиям избранного вида, но при этом необходимо также уделять особое внимание скоростно-силовой подготовке.

Возникает необходимость индивидуального подхода применения различных средств и методов, а также их распределения в годичном цикле учебно-тренировочного процесса спортивной подготовки легкоатлета.Повышение спортивных результатов всегда связано с поиском более эффективных, более специфических средств воздействия на физическую подготовленностьсредневи-ков, и одним из компонентов тренировочного процесса является совершенствование методики скоростно-силовой подготовки легкоатлетов [1].

Поэтому одной из актуальных задач теории и методики подготовки бегунов-средневиков, является правильный выбор средств и методов скоростно-силовой подготовки в зависимости от направленности и величины их воздействия, специфики движения и режима работ мышц в данном виде.

На чем же базируется современная концепция подготовки средневиков, и каковы ее отличительные черты? Прежде всего, при ее разработке необходимо учитывать богатый практический опыт и научные достижения последних лет, критическоеосмысление итогов крупнейших соревнований с участием отечественных мастеров бега на 800 и 1500 м.Следует признать, что их результаты значительно уступают международному уровню. В последнее время российские легкоатлеты выступают не стабильно на протяжении всего соревновательного сезона, потому, что пик спортивной формы не совпадает с датой проведения главных соревнований и в первую очередь это связано с неправильным распределением тренировочных нагрузок на различных этапах подготовки.

По нашему мнению, особое внимание следует уделить подготовительному этапу тренировочного процесса. Назначение подготовительного этапа средневиков заключается в постепенной адаптации организма атлета к более высокойскоростно-силовойподготовке. Именно в этот период разворачивается процесс перехода количества в качество. И от того, насколько грамотно он будет осуществляться, зависит эффективность соревновательной деятельности на последующих этапах.

Исходя из сказанного, можно определенно сказать, что целевая установка подготовительного периода должна быть направлена на достижение высокого уровня развития скоростно-силовых показателей путем:

- увеличения объема работы скоростно-силового характера (тренировки на холмах и песчаном грунте, систематическое применение прыжковых упражнений, спринтерских пробежек в гору, с горы и др.).

- сочетания объема работы скоростно-силовой,силовой, скоростной направленности посредством интенсификации тренировочного процесса.

Методическая основа разработанной российской модели подготовки бегунов на 800 и 1500 м (включая женщин) не только теоретически созвучна с целевой установкой на достижение высоких спортивных результатов, но и направлена на ее практическую реализацию. В связи с этим в тренировочный процесс были внесены существенные коррективы. В программу подготовительного периода при совершенствовании скоростно-силовых возможностей средневиков были внедрены комплексы физических упражнений, целенаправленно влияющие как на физические способности спортсменов, так и на другие виды спортивной подготовки [4].

Каждый тренер, зная эффективность и целенаправленность воспитания силовых и скорост-но-силовых способностей, ориентируется на выбортаких специальных, специально-подготовительных упражнений, которые эффективно влияют на уровень развитиясиловых и ско-ростно-силовых способностей. При этом следует индивидуально подбирать такие средства, которые соответствуют специфике проявляемых спортсменом качеств в основном соревновательном упражнении.

Рассматривая скоростно-силовую подготовку легкоатлета-средневика, как одну из составляющих всей спортивной подготовки учетно-тренировочного процесса, можновыделить три основных направления, которые обеспечивают развитие быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний (рис.1).

скоростно-силовая подготовка

скоростное направление

скоростно-силовое направление

силовое направление

Рис. 1 Основные направления обеспечивающие развитие скоростно-силовых показателей средневиков

В развитии скоростно-силовых качеств легкоатлета-средневика следует идти:

1. В скоростном направлении - необходимо решать задачи, направленные на повышение абсолютной скорости выполнения основного упражнения. Выполнять движения надо максимально быстро, при этом чередуя заданную скорость со скоростью 95-100% от максимальной. Это достигается при постепенном непрерывном повторении упражнений до максимальной скорости.

2. В скоростно-силовом направлении следует решать задачи, способствующие увеличению силы мышц и быстроты движений, то есть их мощность. Все упражнения нужно выполнять в максимальном быстром темпе и с заданной скоростью, это способствует достижению наибольшей мощности движений и сохранению мощной амплитуде.

3. В силовом направлении - здесь основная задача состоит в том, чтобы развить силу мышц, участвующих при выполнении основного вида упражнения, при этом выполнение упражнения, его характер и темп должен быть - от 60% домаксимально быстрого [3].

Методическая основа разработанной российской модели подготовки бегунов на 800 и 1500 м (включая женщин) не только теоретически созвучна с целевой установкой на достижение высоких спортивных результатов, но и направлена на ее практическую реализацию.Серьезного переосмысления требует ряд важнейших организационно-методических вопросов таких, как развитие максимальной мышечной силы, быстроты (абсолютной скорости бега), силовой выносливости, освоение соревновательной скорости бега в подготовительном этапе годичного цикла [1].

Прежде всего, это относится:

- к осознанному выбору средств тренировки (или упражнений) с позиций физиологического воздействия;

- к рациональным сочетаниям физических упражнений и целесообразному их распределению в подготовительном периоде тренировочного процесса;

- к четкому планированию тренировочной деятельности.

Уже постановка таких вопросов свидетельствует о стремлении любого тренера проникнуть в процесс тренировки, понять его смысл и назначение.

Перед каждым тренером и спортсменом стоит вопрос, какой же способ организации скоро-стно-силовой подготовки в подготовительном периоде нужно выбрать, чтобы он оказал наиболее существенное влияние не только на уровень и динамику скоростно-силовых показателей, но и обеспечил бы рост спортивного результата и стабильность соревновательной деятельности.

В подготовке средневиков следует придерживаться специально разработанной программы, которая отражает следующие основные положения:

- максимальный объем общей беговой аэробной нагрузки на общеподготовительных этапах должен планироваться в сочетании с комплексами упражнений общеразвивающего характера и комплексами упражнений силовой, скоростной и скоростно-силовой направленности;

- максимальный объем общей беговой нагрузки в аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения на специально-подготовительных этапах следует предусматривать в сочетании с бегом и прыжками, бегом и прыжками в гору;

- целенаправленная работа над повышением и поддержанием показателей специальной подготовленности на фоне реализации отставленного тренировочного эффекта (ОТЭ) после ско-ростно-силовых нагрузок в соревновательных периодах;

- концентрированная работа силовой и скоростно-силовой направленности наряду с беговой нагрузкой в аэробной зоне и сочетание с повышением объема в смешанном аэробно-анаэробном режиме;

-на протяжении всего подготовительного периода спортивной подготовки планировать применение беговых средств, повышающих скорость в виде «ритмовых» пробежек;

- соответствие средств скоростно-силовых подготовки индивидуально-типологическим и морфологическим особенностям спортсменов применяемых [4].

Таким образом, основная идея данного подхода заключается в оптимальном сочетании скоростно-силовой работы с беговой подготовкой на основе концентрированного распределения средств скоростно-силовой направленности и планирование таких нагрузок, несомненно, позволяет получить высокий уровень физической подготовленности легкоатлетов-средневиков непосредственно ко времени основных соревнований [3].

Подготовительный период отличается самым высоким и стабильным среднемесячным объемом бега. Величина общей работы в этот период самая большая за год, ее пиковые значения приходятся, в осенне-зимний подготовительный период - на декабрь и весенний подготовительный период - апрель. В эти периоды активно развиваются скоростно-силовые качества, широко используются средства общефизической подготовки. К концу весенне-зимнего и весеннего подготовительного периода (январь, май) нагрузка несколько снижена, существенно уменьшен объем скоростно-силовой подготовки. Это вызвано предсоревновательной подготовкой к предстоящим стартам.

Основные задачи бегунов специализирующихся в беге на средние дистанциив подготовительный период являются:

1. Достижение высокого уровня общей (разносторонней) физической подготовленности.

2. Развитие и совершенствование физических качеств.

3. Достижение спортивной формы и поддержание ее в период ответственных соревнований.

Освоение нагрузок скоростно-силовой направленности - необходимое условие для глубоких адаптационных перестроек организма, обуславливающих повышение подготовленности. Чем выше подготовленность, тем большими должны быть объемы и интенсивность нагрузок [3].

Подбирая тренировочные средства скоростно-силовой направленности, необходимо помнить, что такие упражнения по своей специфике должны приближать работу мышц к условиям соревновательной деятельности. Необходимо уделять внимание целенаправленному улучшению подвижности опорно-двигательного аппарата и развитию силы тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку в беге.

Объемные скоростно-силовые нагрузки в подготовительный период продолжительностью 12 - 16 недель позволяют получить максимальный уровень скоростно-силовых, силовых и скоростных показателей. Нагрузки такого характера на протяжении всего цикла подготовки должны применяться последовательно, поэтапно, постепенно увеличивая объем и интенсивность нагрузки, и снижать нагрузку необходимо за 1 - 2 недели до соревнований.

При организации работы над скоростно-силовыми характеристиками следует уделять особое внимание освоению объемных нагрузок и степень интенсивности нагрузкиэтойнаправленно-сти.Основнаяпроблема планирования тренировочных нагрузок, объемов выполняемой работыбе-гунов на средние дистанции проявляется в отличительном сочетании эффекта силовой и скорост-но-силовой работы с беговой подготовкой, а именно в поэтапном развитии важных для средневиков таких качеств как выносливость и скорость.

Спортсмен может рассчитывать на успех в соревнованиях, только если он обладает достаточно высоким уровнем физической подготовки, равномерным по всему диапазону их проявлений: от максимально быстрых, согласованных, свободных движений до мгновенного проявления максимальных мышечных напряжений.

Для эффективности развития скоростно-силовых способностей целесообразно применять упражнения скоростно-силового, силового и скоростного характера, объединенные в различные комплексы упражнений.

К средствам, способствующих повышению скоростно-силовых способностей в процессе спортивной подготовки в подготовительном периоде средневиков относятся:

1. Общеразвивающие и специальныеупражнениябез снарядов и с отягощениями:

- с набивными мячами;

- гантелями;

- легкой штангой;

- упражнения с внешнимиотягощениями и т. п.;

2. Общеразвивающие и специальные упражнения с отягощениями:

- переменный бег на стадионе и на местности;

- бег в гору и с горы;

- повторный бег на короткие отрезки, бег на короткие дистанции, старты, ускорения;

- интервальный спринтерский бег;

- разнообразные прыжки и «многоскоки»;

- бег в утяжеленных условиях.

3. Специальные упражнения на тренажерах.

4. Спортивные игры.

5. Контрольный бег и контрольные прикидки [4].

Совершенствование в избранном виде легкой атлетики в подготовительном периоде должно проходить на фоне большой работы, направленной на общефизическую подготовку спортсмена, подъемего функциональных возможностей, максимальное развитие важнейших физических качеств.

Резюме. Эффективность учебно-тренировочного процесса средневика может быть повышена за счет развития средствскоростно-силовой подготовки и это обеспечивается:

1) разнообразием применяемых средств тренировочного процесса соответствующим специфическим требованиям скоростно-силовой подготовки;

2) соразмерностьюиспользуемых тренировочных воздействий скоростно-силовой подготовки уровню подготовленности спортсмена;

3) оптимальным сочетанием средств скоростно-силовой и других видов подготовки в подготовительном периоде;

4) использованием применяемых средств скоростно-силовой направленности в соответст-виис особенностями физической подготовленности и физического развития спортсменов;

5) интенсивностью скоростно-силовых упражнений применяемых на тренировках.

Рациональная структура используемых средств скоростно-силовой подготовки в подготовительном периоде служит достижению легкоатлетом наиболее высоких результатов в данном виде спорта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глушков, С. П., Осипов В. М. Развитие силовых способностей в тренировочном процессе легкоатлетов._Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XV Всероссийской научно-практической конферен. Томск: Изд-во ТГПУ, - 2012. - С. 187-188.

2. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.Сидорчук. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лебединская, И. Г. Подготовка студентов к соревновательной деятельности по легкой атлетике в педагогическом ву-зе.Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Научные труды XIII-той Международной практической конференции /по ред. Ю. И. Евсеева, И. А. Потапова, А. А. Князева, С. Н. Пожидаева. Том 2. -Ростов-на-Дону, - 2010. - С. 237-241.

4. Полунин, А. И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. - М.: Советский спорт, - 1990. - 62 с.

И. А. Сыроваткина, С. Б. Наумов, Г. В. Хвалебо ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье затрагиваются некоторые аспекты проблемы снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения, определяются их причины и пути решения данных проблем.

Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, здоровье, самостоятельные занятия.

I.A. Syrovatkina, S.B. Naumov, G.V. Khvalebo PROBLEMS OF FORMATION OF HEALTH OF THE YOUNGER GENERATION

Abstract. This article addresses some aspects of the problem of reducing the level of health and physical abilities of the younger generation, their causes and ways of solving these problems are determined.

Key words: physicalculture, physicaldevelopment, health, self-training.

В настоящее время воспитание нравственного, инициативного ответственного и компетентного гражданина России является одной из приоритетных задач общества и государства. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно владеть подрастающее поколение, первостепенное место занимает здоровье и здоровый образ жизни. О пристальном внимании государства и общества к проблемам здоровья подрастающего поколения свидетельствуют документы, принятые правительством или находящиеся в стадии разработки. В частности, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделен специальный раздел, акцентирующий внимание на создании условий, ориентирующих россиян на здоровый образ жизни, в том числе на занятиях физической культурой и спортом. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выделяет здоровье подростков в отдельное направление. В этом документе говорится о том, как важно и необходимо развивать в детях и подростках желание и потребность заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, соотносящихся с их собственными интересами и склонностями.

Вместе с тем в многочисленных литературных источниках последних лет прямо говорится о проблеме снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения Рос-сии.На протяжении последних 20 лет сохраняется тенденция к росту заболеваемости детей на 24% в год, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается как данными официальной статистики, так и результатами научных исследований [3; 10]. За последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4 %, подростков - на 98,4 % [8].

Снижение функциональных показателей физического развития детей подросткового возраста, характерное в целом для России и для ряда стран Западной Европы, сопряжено с сужением границ дисперсионного разброса данного показателя, в частности, мышечной силы - на 18 %, жизненной емкости легких - на 15 %, и только в некоторых регионах России доля детей с нормальным физическим развитием достигает 70 % [4].

Существенным фактором, влияющим на здоровье детей, является учебная нагрузка, наряду с биологическими и поведенческими факторами. Определенную роль в ухудшении здоровья детского населения сыграло проводимое в последние годы реформирование системы образования, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.