диссертационных советов субъектов Юга России способно оказать существенное влияние на развитие научного потенциала системы образования региона, а следовательно и страны в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская, Е. В. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е. В. Бондаревская, В. П. Бори-сенков, А. А. Греков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 70-76.
2. Кирюшина, О. Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: Монография / О. Н. Кирюшина. - Ростов н/Д.: Изд. центр ЮФУ, 2011. - 210 с.
3. Колин, К. К. Образование как фактор обеспечения национального богатства России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: // http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2002/6/449. html
4. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
5. Полонский, В. М. Белка в колесе: почему педагогика стоит на месте // Мир образования - образование в мире. - 2006. - № 3. - С. 168-175.
6. Тодосийчук, А. В. Прогнозирование развития системы образования // Образование в документах. - 2008. -№ 7.
7. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 378 ББК 74.480.0
Е. И. Кибенко
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Профессиональная ориентация студентов педагогического вуза на активное овладение физкультурно-спортивным мастерством нацелена на здоровьесбережение и здоровый стиль жизни, что на наш взгляд является критерием качественной подготовки учительских кадров.
Ключевые слова: физическое воспитание, учебно-воспитательный процесс, физическая культура, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, компетентностный подход, здоровьесбе-регающие технологии, здоровый образ жизни.
E. I. Kibenko
THE USE OF DIFFERENT FORMS OF EMPLOYMENT IN PHYSICAL EDUCATION IN PREPARING SUBJECT TEACHERS FOR PROTECTION
OF HEALTH EDUCATION SPACE
Abstract. Professional orientation of students of pedagogical university to actively mastering of physical culture and sports skills is aimed at health-saving and healthy style of life, which in our view is the criterion of quality of preparation of the teacher's staff.
Key words: physical education, education process, physical culture, sport, sport activities, competence- based approach, health-saving technology, healthy lifestyle.
Как бы ни рассматривался на сегодняшний день компетентностный подход в образовании -то ли как инновационный подход, то ли как модернизация содержания образования в связи с присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу - изменения в физическом воспитании студентов назрели уже давно, особенно в педагогических вузах.
Анализ научной педагогической литературы показывает, что из класса в класс ухудшается здоровье школьников. В первый класс «приходит 25 % здоровых детей, в третьем их 19 %, в восьмом -13 %, в девятом - 9 %, в одиннадцатом - 6 %. Число детей, состоящих на диспансерном учете, в отдельных школах достигает 50 %» [3, 4].
Тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, а значит и молодых людей поступающих в вуз, приняла устойчивый характер. Многие будущие педагоги во время учебных занятий по физической культуре не могут сдать контрольные нормативы в беге: 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) на положительную оценку. Хотя всем известно, что именно общая выносливость - наиболее важное двигательное качество человека, влияющее на его здоровье, так как способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, двигательного аппарата,
улучшает обмен веществ, повышает умственную и физическую работоспособность. Более 40 % первокурсников показывают неудовлетворительную подготовленность при сдаче контрольных тестов, характеризующих силу (подтягивание), быстроту (бег 60 м, бег 100 м) [4, 5].
Анализ проведенного нами исследования в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А. П. Чехова показывает, что основное учебное отделение, в которое входят студенты основной и подготовительной медицинских групп, составляет только 65 %. Специальная медицинская группа, в которой занимающиеся физической культурой имеют ограничения в физических нагрузках по медицинским показателям, составляет 12 %. Студенты специальной медицинской группы имеют отклонения от нормы: в сердечно-сосудистой системе - 39 %, нарушения артериального давления - 17 %, желудочно-кишечного тракта - 11 %, заболевания мочевыделительной системы - 9 %, неврологические расстройства - 7 %, заболевания органов зрения - 7 %, органов дыхания - 5 % и т.д. Стабильно высок процент студентов, временно освобожденных от занятий.
Практические занятия показывают, что многие студенты первокурсники не имеют элементарных навыков физкультурно-спортивной направленности: отсутствует культура движений, не усвоены элементы строевой подготовки, легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, с которыми студенты должны были ознакомиться в школе. Многие не знают правила соревнований по основным игровым видам спорта школьной программы, не говоря о самоорганизации во время занятий физкультурно-спортивной деятельностью. В этом кроется причина неуверенности, замкнутости, отсутствия мотивации и интереса к физическим упражнениям.
Студенты, которые занимались спортом в школьном возрасте, явно выделяются среди од-ногруппников. Они быстрее ориентируются и усваивают учебный материал, активны, дисциплинированы, уверены, коммуникабельны, способны анализировать свои успехи и неудачи, более работоспособны, в основном хорошо учатся, оказывают положительное воздействие на тех, кто занимается рядом.
Значение физической культуры и спорта в жизнедеятельности, духовном и физическом становлении отдельного молодого человека, нации и человечества настолько велико, что Мадридская Декларация ОПЕК в 1991году провозгласила: «Нет воспитания без воспитания физического» [2, 5].
Как сказано в проекте профессионального стандарта учителя «меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации» [8, 3].
Несомненно, педагог обязан постоянно пополнять свои знания, повышая уровень своей квалификации.
«Учитель - профессия особая. Ее величина в том, что она служит формированию человека будущего, осуществляет связь между поколениями. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников. Трудом учителя создается величайшая ценность на Земле - человек. Проходят годы, прежде чем учитель полностью увидит результаты своего труда. Зато он продолжает себя в своих учениках, он остается жить вместе с теми, кого воспитал, в их делах и творчестве», - в своей работе отмечают педагоги М. Я. Виленский и Р. С. Сафин [1, 3].
Знание своего предмета, владение различными видами компетенций, умелое использование в своей работе информационно-коммуникационных технологий, то есть полное соответствие критериям профессионального стандарта педагога, конечно же, позволят выпускникам педагогических вузов быть востребованными на современном рынке труда.
Однако в проекте профессионального стандарта педагога мало внимания уделяется здо-ровьесберегающим технологиям образовательной среды.
Школе нужны не просто высококвалифицированные учителя-предметники, но и здоровые достаточно крепкие люди, отличающиеся оптимизмом, бодростью, хорошим физическим развитием, ибо только при таких условиях у педагога проявится желание активной трудовой деятельности.
Еще мудрый Сократ говорил: «Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто» [7, 9].
Физическое воспитание в педагогическом вузе должно быть переориентировано и направлено не на формирование лишь определенных физических качеств, двигательных умений и навыков, а должно быть нацелено на то, чтобы дать будущему учителю глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, на сохранение и укрепление здоровья. Только в этом случае мы можем рассчитывать на поддержку учителя - наставника молодежи.
Обучая и совершенствуя умения и навыки физкультурно-спортивной деятельности в урочное и в неурочное время, мы решаем глобальную задачу - укрепление здоровья будущего педагога, что способно повысить компетентность учителя при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий во время работы в школе. Еще в своих трудах К. Д. Ушинский писал, справедливо подмечая, что «каков педагог, таков и воспитанник» [9, 9].
Результаты нашего исследования показали, что формирование у будущих учителей-предметников знаний, умений и навыков по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий при работе с учащимися школ могут быть успешными, если в процессе обучения студентов в педагогическом вузе удается обеспечить следующее: выработать устойчивую потребность в занятиях физической культурой и спортом; сформировать мотивацию к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, включая привычку здорового образа жизни; добиться усвоения теоретических знаний об основах физического воспитания, формируя умения и навыки организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; научить организовывать различные формы самостоятельных занятий физической культурой и спортом; обучить элементам пропаганды здорового образа жизни, агитации к борьбе с вредными привычками, к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом [4, 5, 11].
В 2010 году на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения была разработана и внедрена в учебный процесс кафедры физической культуры Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура», которая включает следующие виды учебной работы: учебно-тренировочные занятия -83 % (от общего времени, отведенного на раздел «Физическая культура»), методико-практические занятия (МПЗ) - 8 %, лекционные (теоретический раздел) - 5 % и контрольные занятия - 4 %.
Цель учебной дисциплины «Физическая культура» - формирование физической культуры личности студента, способности целенаправленно использовать знания, умения и навыки в области физической культуры, спорта и туризма способствующие сохранению и укреплению здоровья, психофизической подготовке и самоподготовке к будущей профессиональной деятельности. В программе большое внимание уделено формированию профессиональной культуры будущего педагога, под которой понимается овладение общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования компетенции, которыми должны владеть будущие педагоги, изучая раздел «Физическая культура», направлены на повышение адаптационных резервов организма и укрепление здоровья студентов (ОК-5); готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способности нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспита-ельного процесса (ПК-4); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [10].
Для решения столь сложных задач, учитывая физическую, теоретическую и другие виды подготовки поступающих в вуз, преподаватели кафедры физической культуры используют различные формы построения занятий физическим воспитанием. По особенностям организации и способам руководства все занятия разделены на две группы - урочные и неурочные.
Урочные формы - это занятия, которые проводятся преподавателем физической культуры или в вечернее время тренером-преподавателем с постоянным составом занимающихся (группой). Неурочные формы занятий, проводятся как преподавателями физической культуры, или тренерами-преподавателями, так и самими студентами самостоятельно. Они чаще всего используются как активный отдых, или выполняют определенную направленность, например: повышение работоспособности, развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков и т.д. Неурочные формы делятся на: малые формы (утренняя гимнастика, физкультминутка, физ-культпауза, микропауза); крупные формы (самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных форм); соревновательные формы - физкультурно-спортивная деятельность, где в упорной борьбе определяется победитель (первенства, чемпионаты, турниры, матчевые встречи и т.п.).
Самой массовой и основной формой организации занятий физическими упражнениями в вузе являются учебные занятия по физической культуре, которые выполняют разные виды учебной работы. Рабочей программой учебной дисциплины «Физическая культура» предусмотрено изучение материала по трем разделам: теоретическому (лекции), практическому (методико -практические и учебно-тренировочные занятия) и контрольному.
Много внимания преподаватели кафедры физической культуры уделяют лекционным и ме-тодико-практическим занятиям, которые на наш взгляд помогут будущим учителям повысить теоретические знания об основах физического воспитания и глубже понять методику применения этих знаний на практике. Основными темами лекционных занятий являются: «Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособно-
сти», «Спорт и его социальные функции. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки», «Средства и методы спортивной тренировки», «Студенческий спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений», «Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности будущего педагога», «Личность и ее формирование в процессе занятий физической культурой и спортом», «Общение в спорте как социально-психологическое явление. Психология конфликтов в спортивных коллективах», «Влияние коллектива на формирование личности занимающего физической культурой и спортом. Лидерство и его влияние на успешность физкультурно-спортивной деятельности коллектива» и др. Во время проведения методико-практических занятий студенты изучают следующие темы: «Методы развития физических способностей человека, кондиционная и координационная подготовка», «Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом», «Методика психорегулирую-щей тренировки», «Основы методики самомассажа», «Методы оценки и коррекции осанки», «Методика корригирующей гимнастики для глаз», «Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда» и др.
Учебно-тренировочные занятия составляют основу учебно-воспитательного процесса в вузе. Особое внимание преподаватели кафедры физической культуры уделяют игровым видам спорта - баскетболу, волейболу, футболу и др. Широко используются элементы гимнастики, легкой атлетики, много внимания уделяется кроссовой подготовке. С целью поднятия эмоционального фона на практических занятиях по физической культуре часто используются различные соревнования и эстафеты. Большое внимание уделено изучению подвижных игр разной направленности, проведению самостоятельной разминки, подбору упражнений для малых форм неурочной деятельности.
Для популяризации спорта открыты спортивные секции по наиболее востребованным в вузе видам спорта. На сегодняшний день действует тринадцать спортивных секций, где занимается около трехсот будущих педагогов. Ежегодно проводится около тридцати чемпионатов, турниров и первенств вуза, в которых принимает участие до двух тысяч студентов [6].
Число желающих заниматься в спортивных секциях с каждым годом увеличивается, интерес к спорту растет.
Сильным мотивирующим фактором добросовестного отношения студента к учебно-воспитательному процессу является личность педагога. На преподавателя физического воспитания возложена ответственность, создать коллектив единомышленников с нормальным психологическим климатом. Профессиональная грамотность, энтузиазм, уверенность, увлеченность преподавателя оказывают решающее воздействие на отношение студентов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, способствуют взаимопониманию в коллективе, что влияет в целом на эффективность учебного процесса [5].
Все перечисленные выше мероприятия нацелены на оптимальное физическое развитие студентов, что в дальнейшем, безусловно, повысит их уровень компетенции при организации физкультурно-оздоровительной деятельности во время работы с детьми и подростками.
Но хочется обратить внимание, что в одиночку любому учителю справиться с проблемой здоровья в школьной среде не представляется возможным. Для этого должна быть разработана программа по сохранению и укреплению здоровья школьников. Тремя уроками физической культуры в неделю в условиях школы, где часто отсутствуют элементарные гигиенические условия и не выполнены соответствующие строительные нормы и правила (СНиП) поднять на должный уровень физическое здоровье учащихся вряд ли удастся.
Многие школы г. Таганрога уже давно осознали эту проблему. Так, МОБУ СОШ № 37 «Школа здорового образа жизни», основное направление этой школы - физкультурно-оздоровительное, решение принято на заседании педагогического совета от 30 января 2004 года (протокол № 8). Педагогический коллектив школы «ЗОЖ» подчиняет свою деятельность решению главной задачи - обеспечить детей и подростков полноценным, качественным образованием в сфере физической культуры и спорта, ориентируясь на их интересы и способности.
Основными задачами, реализуемыми педагогическим коллективом являются: развитие массовой физической культуры и спорта среди учащихся, повышение результативности в физкуль-турно-спортивной деятельности; пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом; профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков; совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми во внеурочное время.
Плодотворно развивается сотрудничество и общеобразовательных школ № 3, 5, 6, 12, 20, 22, 27, 30, 33, 36, 37, 38, гимназии № 2 имени А. П. Чехова, лицея № 7 с МОБУ ДОД ДЮСШ № 3 г. Таганрога. На базе этих школ во внеурочное время успешно проводятся учебно-тренировочные
занятия по многим видам спорта, что позволяет решать одну из основных задач - привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на всестороннее развитие личности, формирование здорового образа жизни, профилактику правонарушений и социальную адаптацию.
Решение обозначенной проблемы зависит, конечно же, от профессионализма преподавательского состава образовательного учреждения.
На данный момент проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения настолько актуальна, что на нее следовало бы обратить особое внимание при подготовке не только учителей физической культуры, но и остальных педагогов.
Возможно, стоит включить в план подготовки учителей-предметников дисциплины: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в муниципальных образовательных учреждениях», «Технология оздоровительной работы». Организовать учебную практику по формированию умений и навыков физкультурно-оздоровительной направленности в школе: проведение малых форм физического воспитания, знание элементарных инструкторских умений и навыков, проведение физкультурных и спортивных праздников, походов, а также провести контроль теоретических знаний и умений, направленных на оказание первой медицинской помощи при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и др.
Физическое воспитание способно оказывать универсальное влияние на всестороннее развитие человека, особенно в школьном возрасте, который является сенситивным (чувствительным) периодом изменения ростовых, весовых показателей, физических качеств, а так же способствует воспитанию волевых и нравственных черт характера, формированию духовных качеств личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М.: Высш. шк., 1989. - 160 с.
2. Грачев, О. К. Физическая культура / О. К. Грачев. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ»,
2005. - 464 с.
3. Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин; под ред. В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005. - 538 с.
4. Кибенко, Е. И. Педагогическое моделирование физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущего учителя // Вестник Университета. - 2007. - № 12 (38). - С. 74-77.
5. Кибенко, Е. И. Роль физкультурно-спортивной деятельности в жизни студентов педагогического вуза / Е. И. Кибенко, И. А. Сыроваткина // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: сб. науч. тр. XIII-той Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. И. Евсеева и др. -Ростов н/Д., 2010. - Т. 1. - С. 365-368.
6. Кибенко, Е. И. Таганрогу нужны современные спортивные сооружения! // Задачи преобразования Таганрога: сб. науч. тр. Международ. науч.-практ. конф. - Таганрог: Изд-во МБФ «Ангел Руси», 2013. - С. 67-68.
7. Основы медицинских знаний / под ред. И. Г. Кретовой. - Самара: Изд-во «Самарский университет»,
2006. - 574 с.
8. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: // минобрнауки.рф/документы/3071
9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. А. И. Пискунова. - М: Педагогика, 1974. - Т. 2. - 438 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://narfu.ru/upload/iblock/8ec/fgos 050100.pdf
11. Хало, П. В. Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья на примере факультатива / П. В. Хало, Н. Д. Быков // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во Казан. (Приволж.) федераль. ун-та, 2011. - С. 280-283.
УДК 378 ББК 74.48
Д. А. Козлова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена организации процесса обучения с применением дистанционной формы обучения, дан анализ основных видов и моделей дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, лежащих в основе обучения. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения для реализации непрерывного образования.