поведения.
Подростки с девиантным поведением, по сравнению с подростками с нормативным поведением, имеют больше фрустрированных ценностей и более склонны к агрессивному реагированию в состояниях фрустрации, по сравнению с подростками с нормативным типом поведения.
Фрустрация у подростков имеет достоверные умеренные и выраженные положительные связи с агрессивностью, зависимостью, аффектом и отстраненностью, а также достоверные умеренные и выраженные отрицательные взаимосвязи с чувствами вины и стыда, социальным статусом, коммуникативной компетентностью, контролем и включенностью, что свидетельствует о существенной взаимосвязи фрустрации с комплексом психологических показателей, свидетельствующих о неблагополучии у подростков и ведущих к формированию у них девиантного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, И.Н. Димура, Е.С. Панасюк // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 14-20.
2. Белов, В.Г. Психологические особенности подростков с девиантной виктимно-стью / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.М. Кирьянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 28-73.
3. Брель, Е.Ю. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков / Е.Ю. Брель, М.В. Тихонова. - М. : Психотерапия, 2007. - 259 с.
4. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С. 118-129.
5. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков : учеб. пособие / Н.М. Платонова. - СПб. : Речь, 2005. - 322 с.
6. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.
7. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА К
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Елена Васильевна Богачева, старший преподаватель,
Воронежский государственный педагогический университет
Аннотация
Организация и содержание неспециального физкультурного образования не позволяет должным образом готовить учителей-предметников, способных в полной мере решить вопросы воспитания, приобщения учащихся к ценностям физической культуры, здоровому образу жизни. Мы полагаем, что дополнительное образование по оздоровительной аэробике позволит подготовить учителя-предметника, широко владеющего формами и средствами физической культуры для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности в школе.
Ключевые слова: учитель-предметник, физкультурно-оздоровительная деятельность, дополнительное образование, оздоровительная аэробика.
STRUCTURE OF PREPARATION OF THE FUTURE SUBJECT TEACHER TO THE
PHYSICAL CULTURE HEALTH-IMPROVING ACTIVITY AT SCHOOL
Elena Vasilyevna Bogacheva, the senior teacher,
Voronezh State Pedagogical University
Annotation
The organization and content of non-special physical culture education does not allow proper preparing of the teachers, capable to solve issues of involving pupils in a process of active participation in physical training and healthy way of life at school. We suppose that additional education in a sphere of health-improving aerobics helps to prepare the subject teacher with deep knowledge of means and methods of physical culture for active application in sport activity at school.
Keywords: subject teacher, physical culture and health-improving activity, additional education, recreation aerobics.
В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования, основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту [2]. Однако организация и содержание неспециального физкультурного образования не позволяет должным образом готовить учителей-предметников, способных в полной мере решить вопросы воспитания, приобщения учащихся к фундаментальным культурным ценностям, среди которых особое место занимает физическая культура [1].
Мы полагаем, что дополнительное образование по оздоровительной аэробике предполагает создание такой образовательной среды, которая обеспечила бы широкое использование будущим учителем современных методов, форм и средств физической культуры в спортивно-массовой и оздоровительной работе в школе для укрепления здоровья подрастающего поколения, содействия в формировании физической культуры личности школьников, их ориентации на здоровый образ жизни.
Нами разработан на кафедре физического воспитания ВГПУ учебно-методический комплекс «Оздоровительная аэробика» по дисциплине «Физическая культура» для студентов 2- 5 курсов, обучающихся в центре дополнительного образования ВГПУ [3].
Целью курса «Оздоровительная аэробика» является подготовка специалиста новой формации, не только профессионально компетентного, но и владеющего широким арсеналом средств и методов физической культуры, в частности, оздоровительной аэробики для осуществления физкультурно-оздоровительной работы в школе. Для решения поставленной цели необходимо профессионально-личностное и профессиональноприкладное становление будущего педагога в сфере физической культуры средствами оздоровительно аэробики.
Профессионально-личностное становление будущего учителя должно обеспечивать:
- понимание роли физической культуры в развитии личности, подготовке ее к жизни и профессиональной деятельности;
- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни, возрастных особенностей детей школьного возраста;
- формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Профессионально-прикладное становление будущего педагога должно обеспечивать:
- овладение практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья школьников, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, определенной психофизической готовностью выпускника педагогического вуза к профессии педагога;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных целей.
Содержание программно-методического обеспечения «Оздоровительная аэробика» для Центра дополнительного образования ВГПУ предусматривает: теоретическую подготовку; профессионально-прикладную физическую подготовку; осуществление направленности студентов на ЗОЖ; самостоятельные занятия.
Структура подготовки будущего педагога-предметника к физкультурнооздоровительной деятельности представлена на рисунке.
Рис. Структура подготовки будущего педагога-предметника к физкультурнооздоровительной деятельности
С целью исследования эффективности разработанного программно-методического обеспечения нами в течение учебного года был проведен педагогический эксперимент.
Экспериментальную группу (п=40) составили студенты Центра дополнительного образования, занимавшиеся оздоровительной аэробикой по разработанной программе, предусматривающей теоретическую подготовку в количестве 28 ч., методикопрактическую подготовку - 28 ч., учебно-тренировочную - 32 ч. Учебная нагрузка: в неделю - 6 ч., из них 2 ч. - теоретические занятия. Контрольную группу (п=40) составили студенты, занимавшиеся оздоровительной аэробикой на секционных занятиях в рамках спортивного клуба вуза по учебной программе, предусматривающей теоретическую подготовку в количестве 8 ч., методико-практическую подготовку - 24 ч., учебнотренировочную - 64 ч. Учебная нагрузка: в неделю - 6 ч. практических занятий, теоретические занятия из расчета 4 ч. в семестр.
Результаты исследования (таблица) показали, что по окончании педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы имеют более высокий уровень мотивации к занятиям оздоровительной аэробикой, более ориентированы на здоровый образ жизни, имеют более высокую физическую подготовленность, приобрели наиболее высокий уровень знаний, умений и навыков по оздоровительной аэробике и теоретической
подготовленности, чем студенты контрольной группы. Необходимо отметить, что динамика параметров исследования контрольной группы также статистически достоверна (<0,05), но в экспериментальной группе все же выше (<0,01).
Таблица
Результаты педагогического эксперимента____________________________
№ Параметры исследования Этап обследо- вания Экспериментальная группа Контрольная группа
% х2 р % х2 р
1. Професси- онально- личностная подготовка Мотивация занятий оздоровительной аэробикой (высокий уровень) До 17,5 12 <0,01 17,5 4,32 <0,05
После 57,5 42,5
Направленность на здоровый образ жизни (высокий уровень) До 35 11,36 <0,01 35 4,32 <0,05
После 75 60
2. Професси- онально- прикладная подготовка Физическая подготовленность (высокий уровень) До 35 11,36 <0,01 37,5 4,32 <0,05
После 75 62,5
Знания, умения и навыки по оздоровительной аэробике (высокий уровень) До 5 29,06 <0,01 5 9,45 <0,01
После 65 35
Теоретическая подготовленность (высокий уровень) До 10 25,49 <0,01 10 6,64 <0,01
После 67,5 40
Таким образом, разработанное нами программно-методическое обеспечение по оздоровительной аэробике, включающее в своей структуре теоретическую подготовку, направленность студентов на здоровый образ жизни, профессионально-прикладную физическую подготовку и самостоятельные занятия, направленные на профессиональноличностную и профессионально-прикладную подготовки студентов, могут позволить подготовить будущего учителя-предметника со знаниями, умениями и навыками физкультурно-оздоровительной работы в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтыбекова, Ш.М. Физическая культура в профессиональной деятельности учителя-предметника : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бахтыбекова Ш. М. - Малаховка, 1992. - 23 с.
2. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Л. И. Лубышева. - М. : Академия, 2001. - 238 с. - (Высшее образование).
3. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. - Изд. офиц. / Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : [б.и.], 2000. - 35 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922
ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
Антонина Николаевна Бражникова, кандидат психологических наук, доцент, Анна Алексеевна Зюзя, кандидат педагогических наук, доцент,
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (БГУ им. ак. И.Г. Петровского)
Аннотация
В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что доброта как нравственное качество человека, проявляется в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, стремлении