УДК 796.011.3-057.875
Д. Н. Давиденко, профессор; В. А. Пасичниченко, доцент
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
This article deals nith the effective ways of forming and developing physical culture of students on the basis of solving educational tasks. From what will be graduates of high schools, the future of Belarus will be defined in many respects. The scientific analysis does not leave doubt what exactly population health defines now prospect and future of development of any country. A considerable role in the decision of this problem the subject matter «Physical training» should play. Creation of steady motivation to healthy and productive style of a life, formation of requirement for physical self-improvement should be result of formation in the field of physical training. Present article is devoted perfection of educational process at formation of physical training of students.
Введение. Физическая культура является одной из сторон общей культуры личности. Она для человека — базовая ценность, поскольку обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к труду.
От того, какими станут выпускники вузов, во многом будет определяться будущее страны. Научный анализ не оставляет сомнений, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любого государства.
Основная часть. Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
— физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
— социально-биологические основы физической культуры;
— основы здорового образа и стиля жизни;
— оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через определенные разделы и подразделы программы.
Теоретический формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. Теоретические учебные занятия предусматривают овладение студентами объемом научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, общественной и культурной деятельности.
В дальнейшем теоретические сведения детализируются и закрепляются на практических
учебных занятиях, что дает студенту возможность выбора путей реализации своей физической активности не только во время обучения в вузе, но и позволяет вооружить его знаниями на последующий период жизни.
Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей; направленному формированию качеств и свойств личности.
На учебно-тренировочных занятиях используется система специальных физических упражнений, а также упражнений из различных видов спорта, упражнений профессионально-прикладной подготовки, оздоровительных упражнений на тренажерах. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности; достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития функциональных и двигательных возможностей; освоением жизненно необходимых навыков; формированием устойчивого отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции.
Как известно, цель курса «Физическая культура» в высших учебных заведениях — формирование физической культуры личности. Достижение этой цели и формирование здорового образа жизни требуют в настоящее время особое внимание уделять образовательной стороне учебного предмета «Физическая культура».
Общеобразовательной задачей физического воспитания является приобретение необходимого человеку объема знаний, умений и навыков в области физической культуры (в первую очередь, это касается жизненно необходимых двигательных умений и навыков: ходьбы, бега, прыжков, плавания, передвижения на лыжах и т. п., а также двигательных действий, полезных в трудовой, военной, бытовой или спортивной деятельности); повышение физкультурной образованности (грамотности) студента на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях.
В настоящее время в педагогической практике правомерно используется понятие «физкультурное образование», которое ориентирует не только на развитие физических способностей, морфофункциональных возможностей организма и двигательных навыков, но и на формирование мировоззрения, системы ценностей, мотивационной сферы личности, широты и глубины знаний в области физической культуры, а главное — деятельностный аспект реализации физкультурных ценностей в отличие от ранее широко используемого понятия «физическое образование», ориентированного в большей степени на двигательный (биологический) аспект развития личности.
Следует иметь в виду, что в рамках физкультурного образования могут быть выделены две его разновидности: 1) специальное и 2) неспециальное. Специальное физкультурное образование получают специалисты в сфере физической культуры в специализированных учебных заведениях, неспециальное — выпускники колледжей, высших учебных заведений нефизкультурного профиля.
Важно, на наш взгляд, отметить современное состояние неспециального физкультурного образования, получаемого студентами в высших учебных заведениях через обязательную для всех вузов учебную дисциплину «Физическая культура».
Результатом этого образования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.
На основании данных опроса преподавателей оказалось, что освоение дисциплины «Физическая культура» осуществляется зачастую только через проведение учебно-тренировочных занятий без должного лекционного (теоретиче-
ского) курса и проведения методико-практических занятий; в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» проводится только семестровая аттестация студентов по практическому разделу учебной программы; кафедры физического воспитания не располагают в необходимой мере учебно-тренировочной и материально-технической базой для качественного проведения учебных, дополнительных и вне-учебных занятий; учебные группы зачастую переполнены, что исключает возможность индивидуализации учебных занятий; профессора и доценты кафедры фактически выполняют учебную нагрузку преподавателей, старших преподавателей; в библиотеках университетов отсутствуют учебные пособия и учебник по дисциплине «Физическая культура», рекомендованные Министерством образования, отсутствуют спортивные клубы, которые могли бы взять на себя организацию студенческого спорта и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
При данной постановке учебного процесса кафедры действительно не способны давать физкультурное образование студентам, а могут лишь в какой-то мере заниматься их физической подготовкой. Вместе с тем вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Такое гуманитарное направление физической культуры в вузе придает ей истинно педагогический характер. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу для формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Указанный подход к физкультурному образованию студентов влечет за собой отказ от традиционных моделей вузовского педагогического процесса и необходимости пересмотра целей физкультурного процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций на современном этапе.
Характерное для большинства преподавателей физической культуры стремление к максимальной двигательной плотности занятий и их интенсивности в ущерб образовательной деятельности превращает учебные занятия в занятия физической подготовки, снижая и без того низкий образовательный эффект. Командно-
строевые методы, доминирующие до настоящего времени в так называемом физическом воспитании студентов, привели к потере личности занимающегося, где приоритетом воспитания все еще являются чисто внешние показатели уровня физической подготовленности студента и сдаваемые ими контрольные нормативы учебной программы. Отсюда принудительная подгонка личности под какие-то усредненные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности, гуманистических принципов ее формирования. К недостаткам физкультурного образования студентов можно отнести и низкую информационную насыщенность занятий, слабое привлечение студентов к анализу собственных выполняемых двигательных действий и умений, отсутствие анализа и убеждений о повседневной необходимости своей физкультур-но-спортивной деятельности и т. д.
Повышение качества учебного процесса по физической культуре также тесно связано с электронными приборами срочной и объективной диагностики функционального состояния организма студентов, совершенствующегося в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом.
Одной из актуальных проблем вузовской физической культуры является компьютерное обеспечение прохождения курса «Физическая культура». Дело в том, что современный этап в образовательной сфере характеризуется широким внедрением компьютерных технологий. Наша дисциплина не может остаться в стороне. Так, межвузовским центром по физической культуре Санкт-Петербургского государственного политехнического университета созданы компьютерные программы оценки физического развития, функциональной подготовленности и уровня здоровья студентов. Программы уже используются в ряде вузов России и Украины. Созданы и мультимедийные учебные пособия по дисциплине «Физическая культура».
Организация учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и установками примерной учебной программы по физической культуре требует от кафедр коренных преобразований в содержании работы, подчиняя его достижению основной цели, сформированной в программе, — формированию физической культуры личности студента. Особенно значимые изменения должны произойти в организации учебной работы, содержание которой в значительной степени определяет эффективность всего учебного про-
цесса. Сложившаяся десятилетиями система государственного устройства нашего общества сформировала человека, не готового к разным изменениям в обществе, к активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно-важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. Обязательные занятия по физической культуре в высшей школе должны составлять основу в формировании физической культуры личности студента.
Заключение. Анализ постановки учебного процесса в высших учебных заведениях позволяет очертить основные пути совершенствования образовательного процесса при формировании физической культуры.
1. Считать обязательным реальное выполнение государственного образовательного стандарта в организации и выполнении учебного процесса по физической культуре (полноценное чтение лекционного курса и проведение методи-ко-практических занятий в пределах рекомендованной Министерством образования Республики Беларусь программы учебной дисциплины).
2. Каждое высшее учебное заведение обязано обеспечить студентов учебными пособиями и учебником «Физическая культура студента».
3. Повысить качество издаваемых учебных и учебно-методических пособий по дисциплине «Физическая культура».
4. Принять реальные шаги по созданию необходимых условий для регулярного повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по физической культуре в рамках типовой учебной программы для высших учебных заведений.
5. Шире использовать в учебном процессе по физической культуре современные образовательные и информационные технологии.
6. Осуществить укрепление учебно-спортивной и научно-методической базы в высших учебных заведениях и создать студентам условия для занятий физической культурой во вне-учебное время.
7. Возродить в каждом высшем учебном заведении спортивные клубы, способные осуществлять организацию, развитие студенческого спорта и проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.
При эффективной реализации образовательных задач по физической культуре вузов можно ожидать позитивных сдвигов в формировании у студентов потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.