Научная статья на тему 'Общее образование в области физической культуры: его место в системе физического воспитания и анализ взглядов на содержательную сущность данного понятия'

Общее образование в области физической культуры: его место в системе физического воспитания и анализ взглядов на содержательную сущность данного понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2547
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айдаров Р. А.

В контексте формирования физической культуры личности как целостного человеческого измерения в единстве интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов большое значение обретает процесс реализации общего образования студентов в области физической культуры. Усиление образовательной направленности занятий по дисциплине «Физическая культура», ее реальное и грамотное проектирование в соответствии современными тенденциями развития системы образования требует уточнения сущности понятия «общее образование студентов в области физической культуры» и его места в соотношении с такими понятиями как «обучение по дисциплине «Физическая культура»», «физическое воспитание» и «физическая культура». Методы исследования: анализ, синтез и обобщение научной литературы и нормативных документов, педагогическое наблюдение. Результаты. Сущность исследуемого понятия, в след за В.П. Лукьяненко и другие, раскрывается как процесс и результат формирования, прежде всего, интеллектуального компонента физической культуры личности, но выступающий не как самоцель, а в качестве важнейшего условия, обеспечивающего эффективное телесное (физическое) развитие, представляющее собой материальную основу, обусловливающую саму возможность осуществления образовательных, воспитательных воздействий, формирование достойной личности. Суть исследуемого понятия, в нашем осмыслении выражается в формировании в целостности и в сбалансированном соотношении интеллектуального и двигательного компонентов физической культуры личности, направленных на обучение физическому самосовершенствованию человека на протяжении индивидуальной жизни. На основе этого формируется мировоззрение личности, мотивационно-ценностные отношение к физкультурно-спортивному самосовершенствованию и т.д. Общее образование в области физической культуры студентов представляет процесс и основной результат обучения по дисциплине «Физическая культура». Его реализация в усеченном виде в учебном процессе снижает уровень качества физического воспитания и не позволяет на должном уровне формировать физическую культуру личности. Заключение. Уточнена сущность общего образования студентов в области физической культуры, его место в процессе физического воспитания. Полученные результаты помогают спроектировать целенаправленный процесс реализации общего образования студентов в области физической культуры в рамках преподаваемой учебной дисциплины «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айдаров Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общее образование в области физической культуры: его место в системе физического воспитания и анализ взглядов на содержательную сущность данного понятия»

УДК 796.011:37.013

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И

АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ

ДАННОГО ПОНЯТИЯ

Р. А. Айдаров - соискатель кафедры теории и методики гимнастики и информационных технологий в физической культуре и спорте Удмуртскийгосударственныйуниверситет Ижевск

GENERAL EDUCATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE: ITS

PLACE IN THE SYSTEM OF PHYSICAL UPBRINGING AND THE ANALYSIS OF THE VIEWS ON THE SUBSTANTIAL ESSENCE OF THE

CONCEPT

R.A. Aidarov - applicant of the theory and methodology of gymnastics and information technologies in physical culture and sport department

Udmurtia State University Izhevsk

senior lecturer of the physical upbringing and sport department

Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Privolzhski) Federal University

Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, общее образование в области физической культуры, обучение по дисциплине «Физическая культура», физическая культура.

Аннотация. В контексте формирования физической культуры личности как целостного человеческого измерения в единстве интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов большое значение обретает процесс реализации общего образования студентов в области физической культуры. Усиление образовательной направленности занятий по дисциплине «Физическая культура», ее реальное и грамотное проектирование в соответствии современными тенденциями развития системы образования требует уточнения сущности понятия «общее образование студентов в области физической культуры» и его места в соотношении с такими понятиями как «обучение по дисциплине «Физическая культура»», «физическое воспитание» и «физическая культура».

Методы исследования: анализ, синтез и обобщение научной литературы и нормативных документов, педагогическое наблюдение.

Результаты. Сущность исследуемого понятия, в след за В.П. Лукьяненко и другие, раскрывается как процесс и результат формирования, прежде всего, интеллектуального компонента физической культуры личности, но выступающий не как самоцель, а в качестве важнейшего условия, обеспечивающего эффективное телесное (физическое) развитие, представляющее собой материальную основу, обусловливающую саму возможность осуществления образовательных, воспитательных воздействий, формирование достойной

личности. Суть исследуемого понятия, в нашем осмыслении выражается в формировании в целостности и в сбалансированном соотношении интеллектуального и двигательного компонентов физической культуры личности, направленных на обучение физическому самосовершенствованию человека на протяжении индивидуальной жизни. На основе этого формируется мировоззрение личности, мотивационно-ценностные отношение к физкультурно-спортивному самосовершенствованию и т.д. Общее образование в области физической культуры студентов представляет процесс и основной результат обучения по дисциплине «Физическая культура». Его реализация в усеченном виде в учебном процессе снижает уровень качества физического воспитания и не позволяет на должном уровне формировать физическую культуру личности.

Заключение. Уточнена сущность общего образования студентов в области физической культуры, его место в процессе физического воспитания. Полученные результаты помогают спроектировать целенаправленный процесс реализации общего образования студентов в области физической культуры в рамках преподаваемой учебной дисциплины «Физическая культура».

Key words: physical upbringing of students, general education in the sphere of physical culture, teaching the subject "Physical culture", physical culture.

Annotation. In the context of a personality physical culture formation as an integrated human measurement in unity ofintellectual, social -psychological and motion components, the process of students'general education in the sphere of physical culture realization becomes very important. The increase of the lessons educational orientation on the subject "Physical culture", its real and competentprojection according to modern tendencies of educational system development demands the essence specification of the content "students' general education in the sphere of physical culture" and its place among such notions as "teaching the subject "Physical culture"", "physicalupbringing", "physicalculture".

Research methods:scientific literature and normative documents analysis,synthesis and summarizing, pedagogical observation.

Research results. The essence of the notion under study,observed by V.P. Luk'yanenko and others, is revealed as the process and the result of the intellectual component of a personality physical culture formation, not as an end in itself, but as an important condition providing an effective physical development. This physical development is a material base which conditions the opportunity to fulfill educational, pedagogical influence, a deserving personality formation. The essence of the notion under study, in our opinion, is revealed in formation of intellectual and motional components ofa personality physical culture in balanced correlation or integrity. These components are directed at teaching physical self-perfection during all one s life. On this basis personality worldview, motivational - valueattitude to sports self-perfection are formed. Students' general education in the sphere of physical culture is a process and the main result of teaching the subject "Physical culture". Its realization in a topped kind in an educational process decreases the quality level ofphysical upbringing and doesn't provide personality physical culture formation.

Conclusion. The essence of students' general education in the sphere of physical culture is specified its role in the process of physical upbringing. The received results help to project a purposeful process of students' general education in the sphere of physical culture realization in terms of teaching the subject "Physical culture".

Анализ научно-педагогической литературы, наблюдения и проведенные нами социолого-педагогические исследования на базе вузов Удмуртской Республики обнаруживают, что к практике физического воспитания студентов реализуется лишь узкоутилитарный подход [1]. Он связан лишь с организацией двигательной активности студентов и поддержанием определенного уровня здоровья и физической подготовленности. Вместе с тем известно, что параметры данных категорий у студентов ухудшаются в процессе обучения в вузе (В.И. Ильинич, 2004). Считается, что двухразовых занятий в неделю недостаточно для ликвидации последствий гиподинамии, испытываемой студентами в

период обучения. Так, В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина (2010) отмечают, что, по данным Госкомстата РФ, 80% учащейся молодежи страдают гиподинамией, более 50% имеют ослабленное здоровье. Кроме того, результаты социологического исследования на базе ряда вузов свидетельствуют о том, что студенты после прохождения обязательного курса по дисциплине «Физическая культура» слабо владеют теоретическими и методическими основами знаний и умений организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями [1]. Более 90% студентов прекращают систематически использовать физические упражнения и не осознают их роль в поддержании умственной и физической работоспособности в период обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности [1]. Данные результаты согласуются с результатами исследований и других авторов (Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных 1990; Д.Н. Давиденко, 2006 и др.).

Осмысление сущности физической культуры с позиций философско-культурологического подхода (Ю. М. Николаев, 1997, 1998, 1999, 2011; В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева Л.И., 1998) убедительно показывает, что физическая культура личности - это специфический элемент ее духовности, характеризующий отношение к физкультурно-спортивному совершенствованию. Как указывает Л.И. Лубышева [8], в содержание физкультурного воспитания включаются три основных направления:интеллектуальное, социально-психологическое и двигательное (телесное) воспитание, которые позволяют более полно формировать физическую культуру личности как целостное человеческое измерение. Поэтому традиционный спектр средств в процессе формирования физической культуры личности должен расширяться. В этом плане становятся приоритетными задачи такой практической реализации учебной дисциплины «Физическая культура», в которой были бы скорректированы цели, средства, методы и формы организации педагогического процесса с целью обеспечения целостного единства воздействий как на физическую, так и на духовную сторону личности.

На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации в системе физического воспитания студентов состоит в необходимости усиления образовательной направленности занятий, в реальном и грамотном ее проектировании и реализации в контексте современных тенденций развития системы образования.

В соответствии с Примерной учебной программой по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на реализацию образовательных задач предусматривается лекционный раздел по обязательной тематике в объеме 18 часов, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний, отношение к физической культуре, и методико-практический раздел в объеме 22 часов (обязательная тематика), направленный на овладение методами и способами физкультурно-спортивного совершенствования. Однако, как показывают наблюдения, в традиционной практике физического воспитания многие учебные заведения не придают должного внимания процессу осуществления общего образования в данной предметной области, реализуя его в достаточно усеченном виде. Вместе с тем подготовка специалистов нефизкультурного профиля, обладающих достаточным уровнем общего образования в области физической культуры, которые способны к самостоятельному укреплению своего здоровья, к творческому физкультурно-спортивному самосовершенствованию, является одной из актуальных проблем современного российского общества. В частности, на необходимость повышения степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения указывается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Усиление образовательного аспекта учебного процесса по физической культуре является одним из стратегических направлений совершенствования его содержания. Это отражено в концептуальных положениях формирования содержания учебного предмета «Физическая культура» как школьников, так и студенческой молодежи (Л.И. Лубышева и др. 1993, 1996, 1997; В.П.Лукьяненко, 2005; В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева, 2009).

Прежде чем вести дальнейшее исследование в этом направлении, необходимо четко определить сущность понятия «общее образование в области физической культуры» и его место в понятийно-категориальном аппарате физического воспитания.

Исследование обозначенной проблемы показывает ее неразрывную взаимосвязь с состоянием всего терминологического аппарата научной области теории физической культуры, так как, для того чтобы определить смысл понятий более частного порядка, необходимо отчетливо представлять соотношение базовых понятий данной научной области.

О неудовлетворительном состоянии проблемы терминологического аппарата в области физической культуры высказываются многие ученые [4, 9 и др.]. В частности, В.К. Бальсевич и В.П. Лукьяненко (2008)говорят о том, что ее состояние в научной области теории физической культуры пока еще далеко от удовлетворительной оценки. Так, например, одно понятие «физическая культура» насчитывает более 20 формулировок [6]. Произвол толкования понятий, их неоднозначность, небреженное отношение к использованию понятий, а в последнее время и придумывание новых понятий, не имеющих в основе педагогических реалий и др., как справедливо критикуется [10], тормозит развитие науки и осложняет взаимопонимание и объективность отдельных исследований.

Употребление терминов, отражающих процесс и результат общего образования в области физической культуры, изобилует на страницах научной печати. Причем в это понятие разные авторы вкладывают различный смысл. Кроме того, у некоторых исследователей этот смысл изменяется по истечении времени. Все это создает определенную путаницу в понимании сути общего образования в области физической культуры и того, какими должны быть его результаты. Такая неоднозначность мнений, самое главное, препятствует практическому осуществлению процесса общего образования в области физической культуры.

Проведенный нами анализ сущности исследуемого процесса, как мы полагаем, основан на достаточно полном рассмотрении и обобщении наиболее значимых научных трудов отечественных ученых по данной проблеме. Анализ использования разных терминов, связанных с общим образованием в области физической культуры учащейся молодежи, выявил, что к определению сути рассматриваемого понятия обращались многие авторы, каждый из которых привнес свою долю смысла. Причем смысл трактовок существенно различается: то чрезмерно сужен, то расширен до безграничных пределов. Поэтому можно констатировать, что данное понятие размыто, имеет множество толкований и нечетко определено. Так, можно выделить как минимум три разновидности смысла, вкладываемого разными авторами в понятие, которое отражает содержательную сущность процессов и результатов получения общего образования в области физической культуры.

Одни авторы связывают этот процесс с доминирующим развитием только двигательного компонента физической культуры человека. При этом используется термин «Физическое образование», основу которого составляет приобретение необходимого фонда двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний (П.Ф.Лесгафт, 1888; Л.П. Матвеев,1984; Б.А. Ашмарин,1990; вслед за ними Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003). По нашему убеждению и по мысли других авторов, такое представление об общем образовании в данной предметной области, чрезмерно сводимое к формированию двигательных умений и навыков, развитию физических способностей, упрощает и примитивизирует его смысл. В результате в практике общее образование в области физической культуры сводится к двигательному натаскиванию. Кроме того, такой подход к решению задач общего образования в области физической культуры, как точно замечается автором [10], приводит к своеобразному «комплексу неполноценности» учебного предмета «Физическая культура» по отношению к другим общеобразовательным предметам. Некорректность использования понятия «физическое образование» в настоящее время вызвана тем, что данный термин используется в подготовке специалистов в области физики [8,10]. Другим аргументом некорректности использования этого понятия является то, что более широкое понятие «образование» подразумевает воздействие прежде всего на духовную и интеллектуальную

сторону, а не на физическую составляющую человека. Кроме того, когда речь идет о формировании знаний, используется словосочетание «физкультурные знания», а не «физические знания» [10].

Другие авторы употребляют исследуемое понятие для обозначения его в составе содержания общего среднего образования в школе или общего высшего образования в вузе по предмету «Физическая культура» (В.В. Приходько, 1991; Н.А.Карпушенко и др. 1993, А.В. Лотоненко, 1998; В.И. Григорьев и др. 2000; Р.А. Абзалов, 2002; Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов, 2004;). Для этого используются такие термины, как «физкультурное образование», «образование по физической культуре, «общее среднее физкультурное образование» или «неспециальное физкультурное образование», которые рассматривают изучаемое понятие как процесс, направленный на формирование физической культуры личности путем решения всей совокупности задач образовательно-инструктивного, оздоровительно-рекреационного, воспитательно-развивающего характера. Однако, как справедливо замечает В.П.Лукьяненко, содержание образования в этом случае становится безразмерным и аморфным. По мысли данной группы авторов, образованию по физической культуре отводится ведущая роль в процессе формирования физической культуры личности.

Более конкретизированным и глубоко осмысленным представляется толкование данного понятия третьей группой авторов (В.М. Выдрин, 1995; Л.И. Лубышева, 1996; В.Н. Курысь, Л.Н. Следнева, 2002, 2004; В.П. Лукьяненко, 2005, 2008; Н.И. Соколова, 2006; Л.Б. Лукина, 2007), которые рассматривают сущность общего образования в области физической культуры как процесс усвоения знаний и способов их использования при воздействии на телесность. При этом подходе авторы используют следующие термины: «физкультурная образованность», «физкультурная грамотность», «образовательная направленность в сфере физической культуры», «интеллектуальное воспитание», «общее образование в области физической культуры». При воздействии на двигательную сторону человека используется прежде всего интеллект. Как справедливо отмечают данные авторы, в частности Н.И. Соколова (2006), «...такое образовательное воздействие осуществляется не как самоцель, и даже не ради разносторонности знаний, увеличения кругозора и развития интеллекта. А это необходимо для вооружения человека мощнейшим инструментом, обеспечивающим эффективное телесное развитие, представляющее собой материальную основу, обусловливающую саму возможность для самоопределения, в решении задач формирования способов познания, создания и осуществления программ физического самосовершенствования» [15, с. 22]. Таким образом, результатом общего образования в области физической культуры предстает, прежде всего, формирование интеллектуального компонента физической культуры личности. При этом мы вслед за другими авторами [9, 10, 15] понимаем, что сами по себе знания или сама по себе двигательная активность не гарантируют сформированности необходимого уровня физической культуры личности. Вместе с тем в практической деятельности именно эти элементы являются содержанием учебного процесса по физическому воспитанию и позволяют контролировать его эффективность. Необходимо еще раз подчеркнуть, что уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которых также лежит физкультурная образованность [6, 7, 9, 10].

Анализ становления в теории физической культуры понятия «общее образование в области физической культуры», которое сформировалось в понятийном аппарате теории и методики физического воспитания сравнительно недавно, выявил ряд его особенностей.

1. Историческая обусловленность формирования понятия. Необходимо отметить историческую обусловленность процесса становления и осмысления сущности понятия «физкультурного образования» в связи с историческим развитием образования и изменением педагогических парадигм системы физкультурного воспитания. Как отмечают В.А. Сластенин и др., «содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это

означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания»[11, с. 140].

Изначально акцент в понимании сущности физкультурного образования выражался в формировании двигательного компонента физической культуры личности, в результате использовался термин «физическое образование». Понятие «физическое образование» было введено основателем учения о физическом образовании детей школьного возраста известным российским ученым П.Ф. Лесгафтом. В это понятие он вкладывал идею обучения двигательным действиям.

Важно отметить, что позже такой взгляд на роль физической культуры как явления доминирующего воздействия на двигательную сторону человека во многом определил лозунг о воспитании гармоничного человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом физическое совершенство рассматривалось как гармоничное физическое развитие и всесторонняя физическая подготовленность (Ю.М. Николаев, 2003). Поэтому многие теоретики и практики, по мысли Ю.М. Николаева, процесс формирования физической культуры личности излишне смещали на развитие его биологической стороны [13].

Признание в качестве ведущей роли образовательной направленности предмета «Физическая культура» к концу 1970-х гг. стало очевидным. К середине 1980-х гг. уже не порождало сомнений переориентация направленности физической культуры в образовательно-инструктивную [5, 6, 10]. Главным фактором явились данные исследований на примере школьной физической культуры, которые показывали, что урок компенсирует в среднем 11% (максимально 40%) потребности школьников в движениях. Было обнаружено, что даже при каждодневных школьных уроках физической культуры нельзя устранить тот «двигательный голод», которые испытывают учащиеся. В связи с этим предмету «Физическая культура» отводится роль не столько формы организации двигательной активности занимающихся, а, в первую очередь, роль получения по этому предмету подлинного образования, формирующего умения заниматься физическими упражнениями самостоятельно [6, 10]. Признание образовательной направленности физической культуры в качестве ведущей вовсе не есть игнорирование ее оздоровительной, развивающей и воспитательной направленности.

2. Вторая особенность его формирования связана с изменением осмысления самой сущности понятия «физическая культура». Если сначала физическое воспитание было направлено на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, рассматривалось как средство подготовки к выполнению социальных обязанностей человека (к труду и обороне), то затем переосмысление ее сущности с позиций философско-культурологического подхода привело к появлению новой цели - формированию физической культуры личности и общества. Теперь сущность понятия «физическая культура» (в широком смысле) - это особый вид общей культуры личности и общества, одна из сфер специфической социальной деятельности, основным результатом которой является совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, создаваемых обществом для физического совершенствования людей [8]. Таким образом, результатом формирования физической культуры личности и общества становится не только телесность человека, но и его внутренний мир (социокультурный компонент). Теперь физическая культура приобретает «человеческое измерение» [14], т.е. определяется не столько развитием физических качеств и двигательных умений, сколько специфическим элементом ее духовности. Отсюда понятие «Физическая культура личности» - это элемент общей культуры человека, характеризующийся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентаций и двигательной подготовленности [10]. Физическая культура в таком осмыслении становится истинно культурным явлением, создает единство между интеллектуальным и двигательным компонентами, духовным и физическим развитием занимающихся, существенно возрастает ее роль во всестороннем и гармоничном развитии личности. Для дальнейшего проведения всесторонне обоснованного исследования

проблемы общего образования в области физической культуры авторами [6,7,9,10] предпринимается попытка глубокого осмысления не только сущности толкования этого понятия, но и его соотношение с такими понятиями как «обучение по дисциплине «Физическая культура»», «физическое воспитание» и «физическая культура».

Для этого, прежде всего, необходимо раскрыть суть наиболее общих понятий -педагогических категорий: «обучение», «воспитание», «образование» - и определить их соотношение. Не вдаваясь в подробности анализа различных трактовок понятий, думается, что достаточно будет привести по одному определению, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают суть данных категорий. ««Обучение» - основной путь получения образования, два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание - деятельность учителя, учение - деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач, в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению» [14, с. 30]. Итак, можно сказать, что основной функцией обучения является вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и использованию их на практике [11]. Несмотря на все дискуссии по поводу содержания обучения по предмету «Физическая культура», с этих позиций становится ясным его содержание как общеобразовательного предмета.

В контексте вышесказанного понятие «обучение по предмету «Физическая культура» расширяется. Так, В.П. Лукьяненко (2008) выделяет не только «двигательное» обучение, функцией которого является увеличение физических сил, но и «когнитивное» обучение, направленное на приумножение интеллектуальных сил личности. Такое наполнение содержания предмета создает условия для получения общего образования в области физической культуры и способствует сбалансированному воздействию на формирование двигательного и интеллектуального компонентов физической культуры.

Содержание понятия «образование» как педагогической категории формировалось в зависимости от превалирования тех или иных педагогических парадигм на определенном отрезке исторического развития общества. В последнее время развитие системы образования характеризуется переходом от знаниево-ориентированной парадигмы к компетентностной. Тем не менее, основная суть понятия «образование» в нашем представлении заключается в следующей формулировке [12, с. 25]: «Образование - это результат обучения, объем систематизированных знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления. Немаловажную роль в овладении знаниями, умственном развитии личности выполняет самообразование и др. В этом контексте содержание общего образования в области физической культуры включает когнитивное и двигательное обучение по предмету «Физическая культура». В.П. Лукьяненко (2008) на основе научного обоснования справедливо заключает, что «общее образование в сфере физической культуры» должно рассматриваться прежде всего как процесс и результат формирования интеллектуального компонента физической культуры личности, но выступающий не как самоцель, а в качестве важнейшего условия, обеспечивающего эффективное телесное (физическое) развитие, представляющее собой материальную основу, обусловливающую саму возможность осуществления образовательных, воспитательных воздействий, формирование достойной личности». В данном контексте выявляем, что понятие «обучение предмету «Физическая культура» нетождественно понятию «общее образование в области физической культуры», первое несколько уже, а последнее выходит за рамки педагогического процесса и включает в себя понятие самообразования.

Переходя к анализу категории «воспитание» отметим, что ее однозначных трактовок в учебниках педагогики нет. Раскроем ее содержание, по нашему мнению, наиболее точным определением (Н.В. Бордовская, А.А. Реан 2006): «воспитание как социальное явление в широком смысле, - это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению» [3, с. 25]. При этом под опытом понимаются знания, умения, способы

мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества [12]. В более узком смысле воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности [12]. Результатом воспитания выступает развитие качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные и нравственные позиции, индивидуальные устремления. В целом, воспитательный процесс направлен на всестороннее развитие личности, включая ее способность к творческому саморазвитию. «Воспитание» как всеобщая категория исторически включало в себя «обучение» и «образование» [3]. Таким образом, основным результатом воспитания выступают качества личности, характеризующие ее мировоззрение, социальные и нравственные установки и собственные интересы, исторический и культурный опыт. Важно отметить, что воспитание осуществляется в школе, семье, воспитывает сама жизнь, общественность и т.п. С этих позиций совершенно однозначно можно заключить, что процесс физического воспитания направлен на развитие физической культуры личности. В свою очередь, это внутреннее качество личности, которое проявляется в физическом самосовершенствовании и выражается в сформированных научно-практических знаниях, двигательных умениях, навыках и способностях физического самосовершенствования, в сформировавшемся мировоззрении и мотивационно-ценностностных установках. Содержание понятия «физическое воспитание» шире, чем «общее образование в области физической культуры».

На основе вышеизложенных теоретико-методологических положений, с позиций общей педагогики и дидактики, соотношение между выделенными педагогическими понятиями в сфере физической культуры можно представить в виде условной схемы (рис.1).

Рис.1. Место общего образования студентов в области физической культуры в процессе физического воспитания

Как видно из схемы, эти понятия являются источником-основанием для последующего и расширяют предыдущее понятие. Соотношение представленных категорий отражает соотношение таких общих педагогических категорий, как «обучение», «образование», «воспитание» и «развитие» [12]. Данные представления согласуются с представлениями других авторов [6, 7, 9, 10]. Первые два понятия отражают преимущественно учебную работу по предмету. Третье («физическое воспитание») включает также внеучебную работу, вневузовскую, семейные и дворовые формы и виды занятий физическими упражнениями. Все вместе взятое направлено на постижение и преумножение ценностей физической культуры или творческое саморазвитие в физическом совершенствовании [2] .

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного можно заключить:

1. Исследование практики физической культуры студентов актуализирует неотложную необходимость в грамотном проектировании и реализации процесса общего образования студентов в области физической культуры с учетом современных тенденций развития системы образования.

2. Сущность понятия, связанного с процессом и результатом общего физкультурного образования, характеризуется неоднозначностью и многочисленностью трактовок.

3. Согласно научным разработкам определенной группы авторов, с позиций представленных теоретико-методологических оснований, структура содержания общего образования в области физической культуры включает как минимум два блока: образовательный блок и блок двигательного совершенствования. Такая структура обусловлена предметами воздействия: на интеллект и физическую природу человека, которые требуют существенно различных средств, методов, форм организации занятий. Образовательный блок подразумевает формирование специальных физкультурных знаний общетеоретического, методического и узкоспециального характера, относящихся к отдельным видам упражнений, методико-практических умений и навыков, которые составляют интеллектуальную и методическую основу физического самосовершенствования. Целостная реализация образовательного и двигательного блоков в учебном процессе способствует формированию мировоззрения в этой области и мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивному самосовершенствованию. Кроме того, такое структурирование общего образования в данной предметной области отвечает основополагающему принципу формирования физической культуры личности - принципу единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов.

4. Общее образование в области физической культуры преимущественно осуществляется в процессе обучения предмету «Физическая культура». Его реализация в усеченном виде или полное отсутствие в учебном процессе не позволяют говорить о каком-либо уровне качества физического воспитания и формирования физической культуры личности, т.к. другой альтернативы, важного и надежного способа получения систематического образования в этой области нет.

Литература

1. Айдаров, Р.А. Теоретические аспекты и состояние реализации высшего неспециального физкультурного образования студентов в Удмуртии / Р.А. Айдаров // Опыт спортивного наследия -Универсиаде 2013 : Материалы Международной научно-практической конференции. - Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2009 г. - С. 7-10.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития : учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1996. - 568 с.

3. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.

4. Давиденко, Д.Н. Размышление о понятиях и сущности образования в области физической культуры / Д.Н. Давиденко, Г.Н. Понамарев // Теория и практика физической культуры, - 2004. - № 5.- С. 5255.

5. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.

6. Курысь, В.Н. Взгляды на общее непрерывное образование в пространстве педагогической антропологии / В.Н. Курысь // Теория и практика физической культуры, 2004. - № 12.- С. 14-19.

7. Курысь, В.Н. Физическая культура как общеобразовательный предмет / В.Н. Курысь, Л.Н. Следнева // Теория и практика физической культуры, 2002. - № 9. - С.57-60.

8. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6.-С. 10- 15.

9. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В.П.Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. -256 с.

10. Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры : монография / В.П.Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2008. - 168 с.

11. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А Сластенин, И.Ф., Исаев, А.И Мищенко, Е.Н. - М. : Школьная пресса, 2002. - 512 с.

12. Подласый, И.П. Педагогика : учебник для студентов педагогических учебных заведений / И.П. Подласый - М. : Просвещение : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

13. Николаев, Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности в контексте социокультурного анализ / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры, 2003. - № 8 . - С. 2- 9.

14. Николаев, Ю.М. Человекотворческая сущность физической культуры и ее теории: веление времени (к проблеме модернизации теоретико-образовательного пространства физической культуры) / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 10 . - С. 96- 106.

15. Соколова, Н.И. Теоретико-технологические и организационные особенности общего высшего профессионально-ориентированного образования в области физической культуры : дис. ... кан. пед. наук / Н.И. Соколова. - Ставрополь, 2006. - 265 с.

Bibliography

1. Aidarov, R.A. Theoretical aspects and the state of implementation of higher non-special physical education of students in Udmurtia / / Sports heritage experience - Universiade 2013 / Abstracts of the International Scientific Conference / R.A. Aidarov. - Naberezhnye Chelny: Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, 2009. - P. 7-10.

2. Andreev, V.I. Pedagogics of creative self-development: manual / V.I. Andreev. - Kazan: Kazan University Press, 1996. - 568 p.

3. Bordovskaya, N.V. Pedagogcs: manual / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - St. Petersburg. Piter, 2006. - 304

p.

4. Davidenko, D.N. Speculations on the concept and essence of education in the sphere of physical culture / D.N. Davidenko, G.N. Ponamarev // Theory and practice of physical culture, 2004. - № 5. - P.52-55.

5. Zheleznyak Y.D. Theory and methods of teaching the subject "Physical Culture": textbook for students of higher educational institutions / Y.D. Zheleznyak, V.M. Minbulatov. - Moscow: Publishing center "Academy", 2004. -272 p.

6. Kurys, V.N. The views on the general continuous education in the space of educational anthropology / V.N. Kurys // Theory and practice of physical culture, 2004. - № 12. - P.14-19.

7. Kurys, V.N. Physical culture as a school subject / V.N. Kurys, L.N. Sledneva // Theory and practice of physical culture, 2002. - № 9. - P. 57-60.

8. Lubysheva, L. I. Modern value potential of physical culture and sports, and the ways of its mastering by society and a personality/ L. I. Lubysheva // Theory and practice of physical culture, 1997. - № 6. - P. 10 - 15.

9. Luk'yanenko, V.P. The current state and the concept of reforming the system of general education in the sphere of physical culture: monograph / V.P. Luk'yanenko. - Moscow: Soviet Sport, 2005. - 256 p.

10. Luk'yanenko, V. P. Terminological ensuring of physical culture development: monograph / V.P. Luk'yanenko. - Moscow: Soviet Sport, 2008. - 168 p.

11. Pedagogics: a manual for students of teacher training educational institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko - Moscow: School Press, 2002. - 512 p.

12. Podlasy, I. P. Pedagogics: a textbook for students of teacher training educational institutions / I. P. Podlasy. - Moscow: Prosveshchenie: Humanist, publishing center VLADOS, 1996. - 432 p.

13. Nikolaev, Y. M. Physical culture and the basic aspects of life in the context of social and cultural analysis / Y. M. Nikolaev // Theory and practice of physical culture, 2003. - № 8. - P. 2 - 9.

14. Nikolaev, Y.M Human forming essence of physical culture and its theory: the need of the time (on the problem of modernization of theoretical and educational area of physical education) / Y.M. Nikolaev // Theory and practice of physical education, 2011. - № 10. - P. 96 - 106.

15. Sokolova N.I. Theoretical and technological and organizational features of general higher vocational -oriented education in the sphere of physical culture: thesis of the candidate of pedagogics / N.I. Sokolova - Stavropol, 2006. - 265 p.

Статья поступила в редакцию: 24.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.