Клименко Андрей Александрович
кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Куров Альберт Иванович
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Физическое воспитание как фактор сохранения и укрепления здоровья студентов
В статье рассмотрены проблемы сохранения здоровья молодого поколения, психологического воспитания учащейся молодежи и студентов. Приведена статистика знаний и интересов студентов в области физической культуры, свидетельствующая о необходимости физкультурно-оздоровительного просвещения.
Ключевые слова: здоровье, молодое поколение, спорт, здоровый образ жизни, человек, упражнения, физическая культура.
A.A. Klimenko, Candidate of Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
A.I. Kurov, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: albert.kurov.69@ mail.ru
Physical training as factor of preservation and promotion of health of students
In the article problems of preservation of health of the younger generation, psychological education of the studying youth and students are considered. The statistics of knowledge and interests of students in the field of physical culture testifying to need of sports and improving education is given.
Key words: health, younger generation, sport, healthy lifestyle, person, exercises, physical culture.
В современной России проблема сохранения здоровья молодого поколения стала не только личностной, но и государственной. Еще в 1995 г. на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ было отмечено, что фиксируемые негативные тенденции изменения состояния здоровья россиян угрожают существованию нации. За прошедшие более 20 лет ситуация, несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры, не улучшилась и даже не стабилизировалась, а продолжает ухудшаться. С каждым годом растет количество школьников и студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья разной степени тяжести.
Важным аспектом сохранения и укрепления здоровья молодежи является формирование здорового образа жизни [1]. Под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Ведущими компонентами и факторами здорового образа жизни являются правильное питание, рациональная организация труда и отдыха, оптимальный дви-
гательный режим (двигательная активность), негативное отношение к вредным привычкам, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, свежий воздух [2].
Наибольшим когнитивным, мотивационным и деятельностным потенциалом для формирования здорового образа жизни обладает процесс физического воспитания учащейся молодежи [3; 4; 5]. К основным средствам физического воспитания относятся физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы; каждая группа средств обладает мощным здоровьесберегающим ресурсом [6; 5]. Так, при выполнении физических упражнений в организме человека происходят физиологические, психические, биохимические и иные процессы, обусловливающие позитивные изменения и в двигательной, и в вегетативной сферах. Систематическая двигательная активность, таким образом, способствует совершенствованию деятельности всех органов и систем организма и в целом укреплению и улучшению здоровья человека [6]. Причем положительный здоровьесберегающий эффект от выполнения физических упражнений повышается при строгом соблюдении всех гигиенических норм и правил. Естественные силы природы (солнеч-
188
ные лучи, вода, воздух) - важнейшее средство укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. «В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями (в том числе уроков физической культуры) и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся» [6].
Теоретически для здоровьесберегающей эффективности процесса физического воспитания в образовательных организациях существуют все условия. Так, дисциплина «Физическая культура» является обязательной в вузах, ее освоение осуществляется в течение трех лет. Кроме того, спортивно-массовая работа является обязательным компонентом образовательного процесса и включает не только отдельные физкультурно-спортивные мероприятия (соревнования, праздники, дни здоровья и т.п.), но и занятия в спортивных секциях, группах лечебной физической культуры. Все перечисленные виды деятельности обеспечены материально-технической базой, инвентарем и оборудованием, кадровым составом. Тем не менее, на практике указанный потенциал часто используется не вполне эффективно. Об этом свидетельствуют данные о реальных знаниях и интересах студентов в области физической культуры и ее влияния на здоровье, а также показатели двигательной активности обучающихся. В частности, целенаправленные исследования, прводившиеся в форме опроса, анкетирования и принятия зачета по предмету «Физическая культура», выявили следующие проблемные области.
1. Самооценка состояния здоровья: лишь около половины студентов (в среднем 49,5%) оценили его как хорошее, остальные - как среднее (32,0%) и плохое (18,5%); в целом эти результаты соответствуют объективным данным, т.к. отсутствие хронических заболеваний диагностировано у 58,3% обучающихся.
2. Знание характеристик здоровья, способов и значения его диагностики. Несмотря на то, что большинство опрошенных (73,3%) утверждали, что следят за своим здоровьем, лишь 21,1% респондентов смогли назвать параметры здоровья (уровень холестерина в крови, давление, вес и пр.); кроме того, даже те студенты, которые уверены, что уделяют достаточно внимания своему здоровью, зачастую не считают это обязательным (33,7%).
3. Понимание сути и осознание важности здорового образа жизни: собственный образ жизни оценили как здоровый 66,5% студентов, объяснив свой ответ, прежде всего, тем, что они не имеют вредных привычек; занятия физическими упражнениями как показатель «здоровья» их образа жизни назвали только 38,1% опрошенных; 22,4% студентов вообще не считают нужным обращать внимание на показатели своего образа жизни.
4. Знания об оздоровительных средствах физической культуры: только четверть опрошенных (26,1%) смогли назвать физические упражнения, которые можно использовать для конкретных оздоровительных целей; факторы, обусловливающие позитивное влияние двигательной активности на здоровье и самочувствие человека, смогли назвать 23,6% студентов.
5. Использование средств физического воспитания в целях сохранения и укрепления здоровья: более половины респондентов (56,9%) вообще не занимаются физической культурой и спортом в оздоровительных целях, физические упражнения выполняют исключительно в рамках академических занятий по физической культуре; из тех, кто использует оздоровительные средства физической культуры, большинство делают это раз в 2-3 дня, а продолжительность их занятий - до 30 мин.
Следовательно, работа по популяризации здорового образа жизни и вовлечению студентов в физкультурно-спортивную и физкультурно-оздоровительную деятельность является актуальной и требует специальной организации. Анализ научной литературы по проблеме использования средств физического воспитания в целях сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, результаты собственной практической деятельности и существующего педагогического опыта позволили сделать вывод о том, что первым шагом в повышении здоровьесберегающей эффективности процесса физического воспитания должно стать физкультурно-оздоровительное просвещение студентов по следующим основным аспектам:
параметры оптимального двигательного режима (периодичность, длительность, интенсивность занятий);
способы эффективного использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьесбережения;
основы самостоятельных занятий физической культурой и спортом и рациональной организации свободного времени;
способы диагностики и самодиагностики здоровья, выбор и использование физических упражнений, двигательных практик в соответствии с особенностями состояния здоровья.
189
1. Дуркин П.К., Лебедев М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8. С. 2-5.
2. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
3. Курысь В.Н. Всеобщее физкультурное образование - путь к здоровью нации // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 1998. Вып. 16. С. 140-146.
4. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
5. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни // Физическая культура в школе. 2002. № 1. С. 37-39.
6. Теория и методика физической культуры: учеб. /под. ред. Ю.Ф. Курамшина. М., 2004.
1. Durkin P.K., Lebedev M.P. To the solution of problems of formation of healthy lifestyle of the population of Russia // Theory and practice of physical culture. 2002. № 8. P. 2-5.
2. Markov V. V. Fundamental bases of a healthy lifestyle and prevention of diseases: study aid for students of higher pedagogical institutions. Moscow, 2001.
3. Kurys V.N. Universal physical education is the path to the nation's health // Bull. of Stavropol state university. 1998. Vol. 16. P. 140-146.
4. Lubysheva L.I. Modern value potential of physical culture and sport and the ways of its development by society and personality // Theory and practice of physical culture. 1997. № 6. P. 10-15.
5. Lukyanenko V.P. Formation of a healthy way of life // Physical culture at school. 2002. № 1. P. 37-39.
6. Theory and methodology of physical culture: textbook / ed. by Yu.F. Kuramshin. Moscow, 2004.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности : материалы V Всерос. науч.-практ. конф., 25 ноября 2016 г. / ред-кол.: С. Ю. Ударцев, В. В. Стукалов, И. П. Напханенко, А. Г Белый, А. А. Сафронов, Е. В. Запорожец, А. Н. Гор -бунов. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. - 152 с.
Представлены доклады и тезисы выступлений участников V Всероссийской научно-практической конференции, в которых рассматриваются актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности на современном этапе.
Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
190