УЕБТЫНС
мвви
УДК 796 + 378
Л.М. Крылова, В.А. Никишкин
ФГБОУВПО «МГСУ»
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В связи с разным уровнем здоровья, физической и функциональной подготовленности и различными медицинскими группами студентов применяется личност-но ориентированный подход в профессиональной психофизической подготовке выпускников университета. Для личностной ориентации в учебном процессе используются индивидуальные программы оздоровления, инновационные технологии, данные комплексного мониторинга и самостоятельные занятия студентов с целью усиления мотивации на двигательную активность.
Ключевые слова: личностно ориентированный подход, физическая культура, физическое воспитание, профессиональная психофизическая подготовка, специальная медицинская группа.
Общая стратегия развития физической культуры в МГСУ соответствует социальному заказу на подготовку конкурентоспособных специалистов строительной отрасли.
Для достижения этого профессорско-преподавательский состав кафедры физического воспитания и спорта университета в своей образовательной деятельности применяет личностно ориентированный подход к студентам в связи с их разным уровнем здоровья, физической подготовленности, функциональных резервов организма и различными медицинскими группами, стараясь улучшить их качественный уровень профессиональной психофизической подготовки [1].
В течение 10 лет нами были разработаны психофизические модели выпускников, включающие требования всех сертифицированных специальностей, которые являются фундаментом для профессионального здоровья и психофизической готовности к будущей деятельности. В настоящее время эти модели совершенствуются и разрабатываются новые [2].
Для подготовки высококвалифицированных специалистов осуществляется оценка, восстановление и коррекция профессиональной психофизической готовности благодаря комплексному мониторингу показателей физического развития, уровня здоровья, работоспособности, физической и функциональной подготовленности студентов, обеспечивающему единство измерений и своевременную коррекцию содержания учебного процесса.
В свою очередь, правильно организованная учебная работа, научно обоснованный подбор физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей студентов, функционального состояния их организма ведут к увеличению информированности и благодаря расширению информационного поля — к усилению профессиональной подготовленности учебной деятельности в целом.
Каждый студент по результатам тестирования за семестр получает рекомендации по индивидуальной программе оздоровления, коррекции функционального состояния и профессиональной психофизической подготовки с
© Крылова А.М., Никишкин В.А., 2012
239
ВЕСТНИК 1/2013
1/2013
соответствующей записью в учебном журнале с дополнительным по необходимости консультированием ведущими преподавателями кафедры.
Таким образом, осуществление целенаправленного личностно ориентированного подхода к студентам улучшает полученную обратную связь и помогает сформировать мотивацию на физкультурно-спортивную деятельность [3].
Физкультурно-спортивная деятельность также осуществляется в соответствии с результатами мониторинга и направлена не только на высшие достижения в спорте, но и на подготовку более качественного уровня конкурентоспособных специалистов.
Общеизвестно, что хорошая психофизическая подготовка в студенческие годы — залог не только здоровья и успешного освоения учебного материала, но и в дальнейшем высокопроизводительного умственного и физического труда, долголетия и творческой активности.
Формирование здоровья студенческой молодежи является одной из важных проблем в современном образовательном пространстве.
По показателям Минздрава РФ и ежегодным статистическим данным вузов в стране наблюдается постоянная и устойчивая тенденция ухудшения физического состояния студентов, ежегодно увеличивается количество отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), т.е. это студенты, находящиеся в группе риска, с низкой работоспособностью и стрессоустой-чивостью. В некоторых вузах Москвы и Санкт-Петербурга в последние несколько лет студенты специальной медицинской группы составляют 30.. .35 % [4, 5].
В МГСУ более 20 лет специальная медицинская группа не превышала 9.11 % от общего количества обучающихся по учебной дисциплине «Физическая культура». В 2011/2012 учебном году этот контингент составил уже 25 %, из них полностью освобожденных после медосмотра от практических занятий более 500 студентов. Несмотря на то, что в стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2012 г. обращается внимание, что ни один обучающийся не должен быть освобожден от занятий физической культурой, тем более, лица с ограниченными физическими возможностями и инвалиды [6].
Поэтому руководству кафедры потребовалось кадровое обеспечение и создание необходимой собственной оздоровительной среды студентов СМГ, отличающихся низкими работоспособностью и творческой активностью, повышенной тревожностью, которые испытывают значительные трудности в освоении программы обучения по различным учебным дисциплинам и предельное напряжение психики, часто за гранью адаптационных возможностей, при высоких эмоциональных нагрузках во время экзаменационных сессий.
В настоящее время студенты, полностью освобожденные от практических занятий по физической культуре, выделены из методического отделения спецгруппы, что дает возможность действительно осуществлять индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает учет пола, возраста, особенностей морфологической конституции, реактивности организма, физической и функциональной подготовленности, психомоторики, нервно-эмоциональной устойчивости, черт характера, особенностей мотивационной среды [7].
240
КБИ 1997-0935. Vestnik МвЭи. 2013. № 1
VESTNIK
MGSU
Необходимым для основ здоровьесбережения являются самостоятельные занятия студентов, которые должны стать потребностью для студентов СМГ и становятся обязательной составной частью учебного процесса. Это существенный резерв повышения эффективности физического воспитания студентов. Также в самостоятельные занятия включен самоконтроль, который дает возможность избежать неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями [8—10].
Самостоятельные занятия студентов включают задания, консультации и контроль высококвалифицированных преподавателей с дипломами методистов ЛФК.
Все студенты получают индивидуальную программу оздоровления, носящую прежде всего лечебно-профилактическую и оздоровительную направленность.
Индивидуальные программы и задания расширяют диапазон двигательных действий, улучшают уровень психофизической подготовленности и здоровья студентов, их знания и умения по преодолению имеющихся заболеваний, служат общему укреплению организма, повышают работоспособность. Освобожденные студенты также привлекаются к проведению физкультурно-спор-тивной деятельности, т.е. независимо от медицинской группы каждый студент должен создать свое собственное образовательное пространство, соответствующее его индивидуальным способностям и потребностям.
Негативная тенденция увеличения студентов, относящихся к СМГ, в стратегическом плане несет угрозу экономическому развитию и в целом национальной безопасности страны [11—13]. Следовательно, необходимо совершенствовать научно обоснованную программу оздоровления студентов университета с профилактической направленностью, акцентом на воспитание культуры здоровья, мотивацией к сохранению, укреплению и управлению своим здоровьем средствами физической культуры и здорового образа жизни.
Таким образом, в физическом воспитании студенческой молодежи необходимо использовать личностно ориентированный подход.
Библиографический список
1. Крылова Л.М. Индивидуальный подход в занятиях студентов СМГ // Совершенствование системы физического воспитания в вузе : сб. материалов науч.-практ. конф. МГСУ 2012. Вып. 5. С. 291.
2. Никишкин В.А., Гарник В.С. Иновационные аспекты физической тренировки в вузе // Совершенствование системы физического воспитания в вузе : сб. материалов науч.-практ. конф. МГСУ 2012. Вып. 5. С. 30.
3. Физическая культура в строительных вузах / В.А. Никишкин, Л.М. Крылова, А.Н. Пшеничников, С.И. Крамской. М., 2010. С. 502—503.
4. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегаю-щей среды образовательных учреждений : дисс. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007. С. 12.
5. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «школа — вуз» : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2000. 48 с.
6. Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 2002. № 6. С. 53—57.
7. Вермеер А. Изменение подходов к оказанию поддержки людям с особенностями развития // Вестник педагогических инноваций. 2006. № 1(5). С. 33—37.
ВЕСТНИК 1/2013
1/2013
8. Коржова М.Е. Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования : дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 23 с.
9. Кобяков Ю.П. Модель здоровья человека как структурная основа теории здоровья // Теория и практика физической культуры. 2006. № 1. С. 23—25.
10. Путаев Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе // Науч.-практ. сб. инновационного опыта. Ставрополь : Сервисшкола, 2001. 400 с.
11. Крылова Л.М. Инновационные технологии в образовательном процессе // Совершенствование системы физического воспитания в вузе : сб. материалов науч.-практ. конф. МГСУ 2012. Вып. 5. С. 12.
12. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: от концепции к технологиям // Проблемы обновления содержания общественного развития : сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1992. С. 25—32.
13. Шаркевич И.В. Теоретико-системный подход к оценке уровня состояния здоровья. Модель здоровья // Валеология человека: проблемы теории. 2000. № 1. С. 2—4.
Поступила в редакцию в октябре 2012 г.
Об авторах: Крылова Лилия Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, pr-azdnik@yandex.ru;
Никишкин Василий Александрович — профессор, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, pr-azdnik@yandex.ru.
Для цитирования: Крылова Л.М., Никишкин В.А. Личностно ориентированный подход в образовательном пространстве физической культуры // Вестник МГСУ 2013. № 1. С. 239—243.
L.M. Krylova, V.A. Nikishkin
PERSONALITY CENTERED APPROACH IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF PHYSICAL TRAINING
The authors argue that professional psycho-physical training of MGSU students is to be based on a personality oriented approach due to varied levels of health, physical fitness and medical groups of students. A personality centered approach in physical training contemplates individual health improvement programmes, innovative technologies, consideration of comprehensive health monitoring data and implementation of individual training sessions developed for MGSU students with a view to their higher motivation in terms of their motion activity.
Each MGSU student is to take physical training tests. They serve as the basis for individualized recommendations that encompass individual health improvement programmes and physical condition improvement plans. Coaches are to provide their advice at each stage of the process of testing and improvement of the physical health of students.
The authors argue that the personality oriented approach generates a double benefit: besides its health-related bonuses, students get more involved in practicing physical training exercises and sports.
Key words: personality centered approach, physical education, physical training, professional psycho-physical training, special medical group.
242
ISSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2013. № 1
VESTNIK
MGSU
References
1. Krylova L.M. Individual'nyy podkhod v zanyatiyakh studentov SMG [Individual Approach to the Physical Training of Students of Special Medical Groups]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya v vuze [Improvement of the System of Physical Training at Institutions of Higher Education]. Collected works of the scientific and practical conference. MGSU, 2012, no. 5, pp. 291.
2. Nikishkin V.A., Garnik V.S. Inovatsionnye aspekty fizicheskoy trenirovki v vuze [Innovative Aspects of Physical Training at Institutions of Higher Education]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya v vuze [Improvement of the System of Physical Training at Institutions of Higher Education]. Collected works of the scientific and practical conference. MGSU, 2012, no. 5, pp. 30.
3. Nikishkin V.A., Krylova L.M., Pshenichnikov A.N., Kramskoy S.I. Fizicheskaya kul'tura v stroitel'nykh vuzakh [Physical Training at Higher Education Institutions of Civil Engineering]. Moscow, 2010, pp. 502—503.
4. Rylova N.T. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya sozdaniya zdorov'esbere-gayushchey sredy obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Organizational and Pedagogical Prerequisites of the Health Improvement Environment at Educational Institutions]. Kemerovo, 2007, p. 12.
5. Abaskalova N.P. Teoriya i praktika formirovaniya ZOZh uchashchikhsya i studentov v sisteme «shkola — vuz» [Theory and Practice of Healthy Lifestyles of Schoolchildren and Students within the Framework of Secondary and Higher Education]. Barnaul, 2000, 48 p.
6. Nayn A.A. Problema zdorov'ya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Problem of Health of Contributors of the Educational Process]. Pedagogika [Pedagogy]. 2002, no. 6, pp. 53—57.
7. Vermeer A. Izmenenie podkhodov k okazaniyu podderzhki lyudyam s osobennosty-ami razvitiya [Customized Approaches to Support of Challenged Individuals]. Vestnik peda-gogicheskikh innovatsiy [Bulletin of Pedagogical Innovations]. 2006, no. 1(5), pp. 33—37.
8. Korzhova M.E. Zdorov'esberegayushchaya tekhnologiya osushchestvleniya obrazovatel'nogo protsessa v uchrezhdeniyakh srednego professional'nogo obrazovaniya [Health Saving Technology in the Educational Process at Institutions of Secondary Professional Education]. Chelyabinsk, 2007, 23 p.
9. Kobyakov Yu.P. Model' zdorov'ya cheloveka kak strukturnaya osnova teorii zdorov'ya [Human Health Model as the Structural Basis for the Theory of Health]. Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and Practice of Physical Training]. 2006, no. 1, pp. 23—25.
10. Putaev E.Z. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v obrazovatel'no-vospitatel'nom protsesse [Health Saving Technologies in the Process of Education and Instruction]. Stavropol, Servisshkola Publ., 2001, 400 p.
11. Krylova L.M. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse [Innovative Technologies in the Educational Process]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospi-taniya v vuze [Improvement of the System of Physical Training at Institutions of Higher Education]. Collected works of the scientific and practical conference. MGSU, 2012, no. 5, pp. 12.
12. Serikov V.V. Lichnostnyy podkhod v obuchenii: ot kontseptsii k tekhnologiyam [Personality Centered Approach in Education: from the Concept to Technologies]. Problemy ob-novleniya soderzhaniya obshchestvennogo razvitiya [Problems of Update of the Essence of Social Development]. Collected works, Rostov-on-Don, 1992, pp. 25—32.
13. Sharkevich I.V. Teoretiko-sistemnyy podkhod k otsenke urovnya sostoyaniya zdorov'ya. Model' zdorov'ya [Theoretical and Systemic Approach to Assessment of Health. Health Model.] Valeologiya cheloveka: problemy teorii [Human Health Science: Problems of Theory]. 2000, no. 1, pp. 2—4.
About the authors: Krylova Liliya Mikhaylovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Physical Training and Sports, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; pr-azdnik@yandex.ru;
Nikishkin Vasiliy Aleksandrovich — Professor, Chair, Department of Physical Training and Sports, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; pr-azdnik@yandex.ru.
For citation: Krylova L.M., Nikishkin V.A. Lichnostno orientirovannyy podkhod v obrazovatel'nom prostranstve fizicheskoy kul'tury [Personality Centered Approach in the Educational Environment of Physical Training]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 12, pp. 239—243.