ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК 796 + 378
Н.Н. Бумарскова, Е.А. Лазарева
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Кафедра физического воспитания и спорта в образовательной деятельности использует инновации в комплексе здоровьесберегающих технологий и компьютерного обеспечения мониторинга студентов университета. В программу здоровьесберегающих технологий входят физические, медицинские, педагогические и психологические технологии, обеспечивающие различные уровни здоровья (биологический, психологический, эмоциональный, физический).
Ключевые слова: инновационные технологии, компьютерная программа мониторинга, здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни.
Основная цель деятельности профессорско-преподавательского состава высшей школы — это улучшение качества подготовки специалистов. Для этого необходимо применение новых стимулов и инновационных технологий получения современных знаний, в т.ч. тех, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья.
Общеизвестно, что здоровье молодежи — социально значимая категория и важнейшее условие успешной реализации профессиональных знаний, творческой активности и работоспособности будущих специалистов [1].
Здоровье является одним из важнейших факторов, влияющих на качество жизни. Программа развития ООН, появившаяся в 1990 г., подчеркивает, что главная цель экономического прогресса состоит в обеспечении каждому человеку возможностей реализовать свой потенциал и вести здоровую, активную жизнь.
Повышение качества жизни студента, а в будущем специалиста, входит в число важнейших российских государственных задач, на что неоднократно обращали внимание политические руководители. Так, на встрече со студентами региональных вузов в рамках проведения бизнес-школы «Сколково» 16 сентября 2011 г. по теме «Проблемы студентов в России», экс-президент Д.А. Медведев отмечал как важную необходимость проведение мониторинга здоровья студентов для наблюдения за их физическим состоянием в процессе обучения и на выходе из стен университетов.
Поэтому необходимо создание и внедрение в учебный процесс, а в дальнейшем и в повседневную жизнь студента компьютерной программы по мониторингу психофизического здоровья, которая будет доступна в любое время. Необходимо выделить следующие типы технологий [2—5]:
234
© Бумарскова H.H., Лазарева Е.А., 2012
Проблемы образования в высшей строительной школе
VESTNIK
MGSU
здоровьесберегающие (обеспечение двигательной активности, организация рационального здорового питания, витаминизация);
оздоровительные (физическая и функциональная подготовленность, закаливание, массаж);
технологии обучения здоровью (теоретический и методико-практический разделы программы по физической культуре);
воспитание культуры здоровья (практические учебно-тренировочные занятия, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность университета).
Сложности в практической работе со студентами возникают из-за несоответствия требований учебной программы реальным физическим способностям студентов. Поэтому необходимо их активное участие не только в учебном процессе, но и в физкультурно-спортивной деятельности.
В комплекс здоровьесберегающих технологий должны войти: физические здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие двигательную активность, соответствующую полу, возрасту, состоянию здоровья, физического развития, функциональной и физической подготовленности, индивидуальным особенностям;
медицинские здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие мониторинг здоровья студентов и контроль над воздействием на них факторов вну-тривузовской среды;
педагогические здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие безопасные условия пребывания, обучения, учебной деятельности;
психологические здоровьесберегающие технологии, направленные на воспитание культуры психического здоровья, личностных качеств студентов, формирование мотивации на здоровый образ жизни (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 393) [6—8].
Мониторинг вышеперечисленных показателей как никогда востребован и актуален. В ст. 24 «Физическая культура в системе образования» Закона «О физической культуре и спорте в РФ» записано о необходимости проведения ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся. В связи с этим усиливается необходимость в развитии объективной контрольно-оценочной системы качества обучения [9, 10].
Одной из важных задач преподавателей в вузе — научить студентов контролировать и оценивать свое здоровье. В помощь этому следует разработать компьютерную программу, которая будет единым информационным источником для эффективного взаимодействия. В настоящее время кафедра физического воспитания и спорта совместно с кафедрами математики и информатики МГСУ разрабатывают подобную программу. Мы переходим на современный этап самоконтроля за состоянием здоровья. Внеся полученные данные физического развития, физических способностей и функциональных систем студента, можно будет наблюдать динамику развития или понижения физических качеств, а также всех систем организма как преподавателю, тренеру, так и самому студенту. Необходима информатизация учебного процесса по физической культуре с целью усиления его личностной ориентации.
Для этого профессорско-преподавательским составом кафедры проводится педагогический комплексный мониторинг, включающий наблюдение, оцен-
ку, коррекцию и прогноз в учебно-тренировочном процессе, способствующий реальному управлению его качеством.
Не менее важно использовать методику мониторинга показателей физического состояния, физического развития студентов, уровня их здоровья, работоспособности, физической и функциональной подготовленности, так как своевременная объективная информация необходима для более эффективного управления учебным процессом и выработки решений, направленных на его коррекцию.
Анализ результатов комплексных мониторинговых исследований помогает объективно оценить воздействие на студентов практических занятий по физической культуре, адекватность физических нагрузок уровню здоровья, психофизической, функциональной и профессиональной подготовленности студентов.
Отслеживая мониторинг в учебно-тренировочном процессе, мы можем оценить эффективность внедрения инновационных технологий и совершенствовать как учебный процесс, так и уровень профессиональной психофизической подготовки.
Компьютерная программа будет анализировать динамику тестирования за весь период обучения в вузе каждого студента. Все данные будут обрабатываться автоматически.
Программа обследования включает хорошо знакомые для студентов тесты, что обеспечивает единство измерений, проводимых в течение двух недель каждого семестра. Тестирование проводится для студентов по специализации методических отделений и сборных команд по видам спорта.
Постоянный комплексный контроль состояния студентов, общей их работоспособности, принятие решений по коррекции физических нагрузок и необходимых восстановительных мероприятий способствует непрерывному поиску новых, прогрессивных технологий в области физической культуры, вносит коррективы в рабочие программы и повышает эффективность учебного процесса [11].
Также можно будет рассчитать биологический возраст студентов и сравнить его с паспортным.
Компьютерная программа будет хорошим дневником самоконтроля, доступного в любое время. Данную программу планируется разместить на сайте МГСУ.
Все данные конфиденциальны. Для каждого зарегистрированного студента создается личная страничка, в которой можно будет делать заметки, зная пароль и логин, но доступ к общей базе данных будет доступен профессорско-преподавательскому и тренерскому составу для коррекции содержания программы.
Библиографический список
1. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе : автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. 20 с.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4. С. 107—110.
3. Крыжановская Л.Г. Здоровьесберегающее образовательное пространство как фактор опимизации личностного развития студентов колледжа : дисс. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 48 с.
236
КБИ 1997-0935. \Zestnik МвЭи. 2013. № 1
Проблемы образования в высшей строительной школе
VESTNIK
MGSU
4. Лазарева Е.А. Формирование установок культуры здоровья у студентов посредством здоровьесберегающих технологий // Совершенствование системы физического воспитания в вузе : сб. материалов науч.-практ. конф. МГСУ 2012. Вып. 5. С. 19.
5. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология. М. : Педагогическое общество России. 2002. 224 с.
6. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 37—41.
7. Дмитриева Е.В. Новые тенденции развития высшего образования / Сб. науч. тр. «Образовательные парадигмы российской действительности». Оренбург : ОВЗРКУ, 2000. С. 43—50.
8. Дрижика А.Г. К проблеме оптимизации соревновательной деятельности путем подстройки ее ритмо-темповой структуры под индивидуальный нейродинамический ритм // Теория и практика физической культуры. 1992. № 1. С. 10—11.
9. Филатов Ф.Р. Психологический анализ социальных представлений о здоровье : автореф. дисс. ... канд. психолог. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 42 с.
10. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Воронеж : МОДЭК, 2002. 250 с.
Поступила в редакцию в октябре 2012 г.
Об авторах: Бумарскова Наталья Николаевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, pr-azdnik@yandex.ru;
Лазарева Елена Александровна — доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, pr-azdnik@ yandex.ru.
Для цитирования: БумарсковаН.Н., ЛазареваЕ.А. Инновационные технологии в здоровьесберегающей программе // Вестник МГСУ 2013. № 1. С. 234—238.
N.N. Bumarskova, E.A. Lazareva
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE HEALTH SAVING PROGRAMME
The main objective of couches employed with MGSU Department of Physical Training and Sports consists in the improvement of the quality of physical training of specialists. Attainment of this objective requires new incentives, advanced knowledge sharing and dissemination technologies.
Development and implementation of the software programme responsible for the monitoring of the psychophysical health of students and available 24 hours a day is one of the challenges of Department of Physical Training and Sports. One of the most important tasks to be solved by lecturers of higher education institutions is to teach students to assess their health. This task may also involve development of a software programme to serve as a uniform source of information needed for effective interaction between coaches (lecturers) and students.
The software is being developed by Department of Physical Training and Sports in collaboration of Department of Mathematics and Informatics. When the software is in operation, the coaches will be able to monitor the physical condition of students.
The software programme will also analyze the health data within the entire period of training of each student at an institution of higher education. All data will be automatically processed. The software programme will be a good self-check diary available at any time. All data entered into the database will be strictly confidential. Each registered student will have a personal page protected by the password and the login name; however, access to the general database will be available to lecturers and coaches who will be responsible for adjustments to personal health improvement and physical training programmes.
Key words: innovative technology, health monitoring software, health, university sports centre, healthy lifestyle.
References
1. Emel'yanova I.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti ispol'zovaniya situatsii vybora v uchebno-vospitatel'nom protsesse [Implementation of the Choice Method in the Process of Education and Instruction]. Ekaterinburg, 1994, 20 p.
2. Akhutina T.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii obucheniya [Health Saving Technologies in Education]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavskiy News Bulletin of Educational Science]. 2002, no. 4, pp. 107—110.
3. Kryzhanovskaya L.G. Zdorov'esberegayushchee obrazovatel'noe prostranstvo kak faktor opimizatsii lichnostnogo razvitiya studentov kolledzha [Health Saving Educational Space as the Factor of Optimization of Personal Development of College Students]. Orenburg, 2006, 48 p.
4. Lazareva E.A. Formirovanie ustanovok kul'tury zdorov'ya u studentov posredstvom zdorov'ezberegayushchikh tekhnologiy [Formation of Student Health Culture Guidelines Using Health Saving Technologies]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya v vuze [Improvement of Physical Training Methodologies at Institutions of Higher Education]. Scientific and practical conference, MGSU. 2012, no. 5, p. 19.
5. Shurkova N.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical Technology]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2002, 224 p.
6. Bal'sevich V.K. Intellektual'nyy vektor fizicheskoy kul'tury cheloveka [Intelligent Vector of Physical Training]. Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and Practice of Physical Training]. 1991, no. 7, pp. 37—41.
7. Dmitrieva E.V. Novye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya [New Trends in Development of Higher Education]. Obrazovatel'nye paradigmy rossiyskoy deystvitel'nosti [Educational Paradigms of the Russian Reality]. Orenburg, OVZRKU Publ., 2000, pp. 43—50.
8. Drizhika A.G. K probleme optimizatsii sorevnovatel'noy deyatel'nosti putem podstroyki ee ritmo-tempovoy struktury pod individual'nyy neyrodinamicheskiy ritm [On the Problem of Optimization of Competitive Activities through Adjustment of the Structure of Its Rhythm and Tempo to the Individual Dynamic Rhythm]. Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and Practice of Physical Training]. 1992, no. 1, pp. 10—11.
9. Filatov F.R. Psikhologicheskiy analiz sotsial'nykh predstavleniy o zdorov'e [Psychological Analysis of Social Ideas of Health]. Rostov-on-Don, 2001, 42 p.
10. Bespal'ko V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'yuterov (pedagogika tret'ego tysyacheletiya) [Computer-aided Education and Training (Pedagogy of the Third Millennium)]. Voronezh, MODEK, 2002, 250 p.
About the authors: Bumarskova Natal'ya Nikolaevna — Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Physical Training and Sports, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; pr-azdnik@yandex.ru;
Lazareva Elena Aleksandrovna — Associate Professor, Department of Physical Training and Sports, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; pr-azdnik@yandex.ru.
For citation: [Innovative Technologies in the Health Saving Programme]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 1, pp. 234—238.
238
ISSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2013. № 1