Научная статья на тему 'Технологические приемы японской росписи по лаку маки-э'

Технологические приемы японской росписи по лаку маки-э Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
343
24
Поделиться
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ МАКИ-Э / MAKI-E LACQUER PAINTING / ЛАК УРУШИ / URUSHI LACQUER / ЭПОХА ХЭЙЯН / ТОЕТОМИ ХИДЭЕСИ / TOYOTOMI HIDEYOSHI / ОГАТА КОРИН / OGATA KORIN / ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ РОСПИСИ / TECHNIQUES AND METHODS OF PAINTING / HEYYAN ERA

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Нефедьева Алина Александровна, Зандраев Арсалан Чимитдоржиевич

Рассмотрен один из способов декорирования различных изделий в Японии маки-э нанесение изображений на лаковую поверхность путем распыления золотого или серебряного порошка, создающий эффект буквально «разбрызганных картинок». В статье освещена история возникновения японской лаковой росписи маки-э, исследованы ее основные характеристики, технологические приемы и этапы ее исполнения. Эта уникальная техника росписи по лаку, известная еще в VIII в., и сегодня очень популярна у мастеров декоративно-прикладного искусства Японии. На примере этой изысканной и самобытной техники украшения лаковых изделий прослежена преемственность традиций японской культуры.

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Нефедьева Алина Александровна, Зандраев Арсалан Чимитдоржиевич,

TECHNOLOGICAL METHODS OF MAKI-E JAPANESE LACQUER PAINTING

The paper deals with maki-e as one of the decoration methods of various Japanese ware. This is a technique of painting images on a lacquer surface by spraying gold or silver powder that creates the effect of literally “sprinkled pictures”. The article describes the history of the origin of maki-e Japanese lacquer painting, studies its basic characteristics, technological methods and implementation stages. This unique technique of painting on lacquer, known in VIII century is still very popular among the Japanese masters of arts and crafts. The continuity of Japanese cultural traditions is shown on the example of this exquisite and original technique of lacquerware decorations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Технологические приемы японской росписи по лаку маки-э»

УДК 75(571.54)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЯПОНСКОЙ РОСПИСИ ПО ЛАКУ МАКИ-Э © А.А. Нефедьева1, А.Ч. Зандраев2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрен один из способов декорирования различных изделий в Японии - маки-э - нанесение изображений на лаковую поверхность путем распыления золотого или серебряного порошка, создающий эффект буквально «разбрызганных картинок». В статье освещена история возникновения японской лаковой росписи маки-э, исследованы ее основные характеристики, технологические приемы и этапы ее исполнения. Эта уникальная техника росписи по лаку, известная еще в VIII в., и сегодня очень популярна у мастеров декоративно-прикладного искусства Японии. На примере этой изысканной и самобытной техники украшения лаковых изделий прослежена преемственность традиций японской культуры.

Ключевые слова: Япония; лаковая роспись маки-э; лак уруши; эпоха Хэйян; Тоетоми Хидэеси; Огата Корин; техника и приемы росписи.

TECHNOLOGICAL METHODS OF MAKI-E JAPANESE LACQUER PAINTING A.A. Nafedieva, A.Ch. Zandraev

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper deals with maki-e as one of the decoration methods of various Japanese ware. This is a technique of painting images on a lacquer surface by spraying gold or silver powder that creates the effect of literally "sprinkled pictures". The article describes the history of the origin of maki-e Japanese lacquer painting, studies its basic characteristics, technological methods and implementation stages. This unique technique of painting on lacquer, known in VIII century is still very popular among the Japanese masters of arts and crafts. The continuity of Japanese cultural traditions is shown on the example of this exquisite and original technique of lacquerware decorations.

Keywords: Japan; maki-e lacquer painting; urushi lacquer; Heyyan era; Toyotomi Hideyoshi; Ogata Korin; techniques and methods of painting.

История лаковой росписи маки-э

Искусство лаков проникло в Японию из Китая через Корею около VI в. В эпоху Хэйян, (VI11 —XII вв.) японские лаки обрели собственный стиль, а китайское влияние значительно ослабло. Первое упоминание о росписи маки-э как чисто японской технике декора относится к IX в., и с того времени ее развитие не прерывается до наших дней. Дальнейшие технические и художественные достижения относятся к периодам Камакура (XII—XIV вв.) и сёгуната Асикага (XIV-XVI вв.), из них следует отметить технику камакурабори -резное дерево, покрытое толстым слоем красного или черного лака. Золотые лаки периода Асикага были предметом особо популярным и очень высоко ценились в Японии. К периоду Момояма (конец XVI - начало XVII в.) относятся работы известного мастера Хо-нами Коэцу, отмеченные уверенным и простым рисунком, выполненным в технике инкрустации перламутром и металлом в сочетании с маки-э. Художественное производство изделий из лака достигло в Японии исключительного расцвета, хотя родиной техники лака является Китай [1].

Если в технике китайского и корейского лака особое значение придается перламутровым вставкам, то основная техника японского лака маки-э - разбрыз-

ганный лак - с брызгами золота, серебра и более изысканным дизайном. В эпоху сёгуната Токугава (XVII-XIX вв.) описанные выше техники получили развитие в творчестве таких выдающихся художников, как Огата Корин, Рицуо и Сибата Дзэссин. Японские лаки в этот период экспортировались в Голландию, однако первая их выставка в Европе была организована только в 1867 г. в Париже. Старейшим из известных лакированных объектов, имеющих художественную ценность, является гробница Тамамуси (VII в.) в г. Хо-рюдзи. Лак наносили на кожу, камень, плетеные изделия, бамбук, керамику, бумагу, металлы и дерево. При раскопках были найдены осколки, покрытые лаком; это говорит о том, что декоративные и защитные свойства лака были открыты очень давно и древние мастера использовали лак в своих произведениях [1].

Основные техники по работе с лаком (перламутровые вставки, которые используются в маки-э, или объемная резьба какуро-бори), несомненно, были заимствованы из Китая. Распространение буддизма с середины VI в. вызвало огромный спрос на лакированные алтари и другие ритуальные предметы, поэтому и техника лака распространялась повсюду, где строились храмы. В ту пору преобладал китайский монументально-декоративный стиль.

1Нефедьева Алина Александровна, магистр архитектуры, тел.: 89517052577, e-mail: alina_nef@mail.ru Nefedieva Alina, Master of Architecture, tel.: 89517052577, e-mail: alina_nef@mail.ru

2Зандраев Арсалан Чимитдоржиевич, доцент кафедры дизайна, тел.: 89149441369, е-mail: zandraev@yandex.ru Zandraev Arsalan, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89149441369, e-mail: zandraev@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Популярная композиция лакированного изделия: изображение деревьев и времени года

Популярными сюжетами композиций для лакированных изделий были изображения деревьев и времен года (рис. 1), а позже - поэтические мотивы и темы из «Гэндзи Моногатари» (первый в мире роман, в котором описываются насыщенная любовными приключениями жизнь принца Гэндзи, а также придворный быт, ритуалы и т.д.) Во времена периода Момо-яма постепенно изменялись формы и техника лаковых изделий. Так называемые коэцу маки-э (вид маки-э, который впервые начал изготавливать Хонами Коэцу) отличались оригинальностью замысла, смелой инкрустацией металлическими пластинами и раковинами [2].

В период Момояма к власти пришло военное сословие, которое не было связано со старыми обычаями и традициями, с другой стороны, еще с конца прошлой эпохи постепенно укрепилось экономическое положении буржуазии, у которой развивались новые вкусы, соответствующие ее огромным экономическим возможностям, и, естественно, эти поднявшиеся классы предъявили свои новые требования к прикладному искусству. Стимулом, еще более усиливавшим эту тенденцию, было проникновение в Японию иностранной культуры благодаря торговле с европейцами. Оживлению прикладного искусства того времени способствовали такие специфические явления, как стремление к роскоши, экстравагантности и эффектам. Восьмой сёгун Асикага Ёсимаса оказался несостоятельным правителем, но был покровителем искусств и помогал семье Коами развивать мастерство така-маки-э (многослойный лаковый рельеф). До XVI в. императорский двор и сёгун покровительствовали семье Коами, занимавшей доминирующее положение на рынке маки-э. Идеи для сюжетов прекрасных рисунков по лаку часто рождались из вака (стихотворение из 31 слога), это связывало эстетиче-

ские миры поэзии и лаковой миниатюры и добавляло глубины раскрытию образов в художественных произведениях из лака [3].

В конце эпохи Момояма детализация рисунков уменьшилась, рисунок стал более изысканно-строгим, а его драматизм и красочность, наоборот, усилились -это отражало настроение более смелого, напористого общественного строя, связанного с объединившимися лидерами Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Если до этого времени лаки использовались в основном для украшения внутреннего убранства дворцов, то с возвышением военного сословия появился новый класс лакированных изделий - кодайдзи маки-э. Свое название этот стиль получил от храма Кодайдзи, который Онэ, вдова полководца Тоётоми Хидэёси (1536-1598), возвела в Киото в память о своем муже. Теперь в этой технике украшали и посуду, и архитектурные элементы, и многое другое, что раньше не декорировали. Для украшения интерьеров широко использовалась техника маки-э - рисунки на лакированных изделиях, покрытые золотым или серебряным порошком. Весьма интересны маки-э в существующих и поныне синтоистском храме Цукубусума-дзиндзя и храме Дайканудзи, которые отделаны внутри с невиданной ранее роскошью. Рисунки на лаке, покрытые золотым порошком, украшают алтарь храма Кодайдзи и убранство в покоях Хидаёси и Онэ, где черные лакированные поверхности, украшенные осенними мостиками в технике маки-э, отличаются поразительной пышностью и красотой [3].

Таковы же принадлежавшие Тоётоми Хидэёси различные предметы домашнего обихода, завещанные им храму Кодайдзи. Их отличает не столько мастерство изготовления, сколько вычурность рисунка и обилие золота. На предметах домашнего обихода изображались иностранцы и различные изделия в

корейском стиле, а также предметы, связанные с христианскими обрядами. Все это делает вещи из лака еще более интересными с точки зрения современного исследования для изучения композиционных и других особенностей того периода. Часто лак использовался при изготовлении столовых приборов (прежде всего мисок для супа) и емкостей или футляров для различных целей, как например, шкатулок для хранения сухой туши и кисточек для каллиграфии. Коллекционные предметы объединяются под названием сагэмоно (висящие вещи). К ним относятся, например, индо -коробочки для лекарств, которые крепятся на поясе мужского кимоно (с помощью застежки). Известные художественные мастерские специализировались на изготовлении лаковых изделий. Изделия нэгаро - бытовая утварь, подносы, блюда, а также предметы, используемые в буддийских ритуалах, сначала изготавливали монахи храма Нэгаро в префектуре Вакаяма. Затем эта техника получила более широкое распространение. Изделие вырезали из дерева и сначала покрывали слоем черного, а затем красного лака. Полная красота изделий нэгаро раскрывалась постепенно, когда с течением времени фрагменты красного лака от частого использования предмета стиралась, и проступал черный нижний лак. Появляющиеся узоры совершенно абстрактны и непредсказуемы, чему истинные ценители искусства маки-э дают такое определение: красота изделий маки-э - это красота, сверкающая при использовании, что является в высшей степени справедливым [4].

Технологические приемы исполнения лаковой росписи маки-э

Лак - это сок дерева определенной породы, которое произрастает на Дальнем Востоке. Этот сок при

высыхании образует прочное, но пластичное и водонепроницаемое покрытие, которое может быть использовано для защиты и украшения драгоценных металлов.

Сок лакового дерева собирали в летние месяцы, причем из деревьев не менее чем десятилетнего возраста. Сок фильтровали и обрабатывали до получения однородной консистенции, затем удаляли избыток влаги и хранили в плотно закрытой посуде. Главным компонентом этого очищенного сока является вещество урушиол, от японского уруси (сок лакового дерева - Rhus vernicifera). Максимального отвердения лак достигает в условиях влажности, поэтому его высушивают во влажной атмосфере при температуре выше 16°С. Отвердение очищенного жидкого лакового сока происходит при брожении содержащихся в нем белковых элементов.

Сырой сок, из которого получается лак, так же токсичен, как и плоды ядовитого плюща (оставляет ожоги на коже). Только после длительной обработки лак постепенно становится прочным и в тоже время пластичным. После высыхания лак утрачивает токсичность и его без опасений можно использовать при изготовлении столовой посуды [5].

Самый распространенный декоративный прием в маки-э заключается в том, что на основу из влажного лака наносят узор золотой или серебряной пудрой, (рис.2) дают ему высохнуть и шлифуют древесным углем, а затем наносят следующий слой лака. На поверхность накладываются более 30 слоев прочного и невидимого лака, получаемого из сока дерева уруши. Природный лак - блестящий, гладкий, долговечный и, главное, теплый и «живой» на ощупь [5].

Рис. 2. Декоративный прием нанесения золотой и серебряной пудры

1 этап. Подготовительный. Чаще всего лакируют дерево, обладающее красивой по рисунку структурой древесины, - кипарис, кедр или сосна. При изготовлении шкатулок или подносов дерево обрабатывают с большой тщательностью. После того, как поверхности изделия придается абсолютная гладкость, на нее наносится тонкий слой сырого лака, который действует как закрепитель. Все щели и трещины в поверхности заполняют смесью древесной пыли, крахмала и лака. Затем с помощью крахмала и лака фиксируют слой пеньковой материи. Далее поочередно наносят несколько слоев жженой глины или вулканического пепла в смеси с лаком, которые после высыхания грунтуют до гладкости. Этот процесс повторяется с некоторыми изменениями в составе смесей, затем поверхность снова полируется. После этого накладывается последний подготовительный слой, просуши-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вается и полируется точильным камнем (рис. 3). Вслед за этой сложной подготовительной работой накладываются дополнительные слои лака более высокого качества и твердости, каждый из которых требует, по меньшей мере, одного дня для просушки и полировки. Поскольку на один предмет наносится не менее 35 слоев, а то и больше, процесс лакирования происходит чрезвычайно медленно. В натуральном виде лак обычно светлый и прозрачный, однако очень часто его смешивают с красной или черной минеральной краской, чтобы получить более подходящий фон для декоративных рисунков.

Красители, чаще всего включающие в свой состав оксид свинца и светло-желтое осушающее перилло-вое масло, добавляют в последние слои. В состав полирующих агентов входят сосновая зола и порошок из жженых оленьих рогов.

Щели и трещины в поверхности заполняют смесью древесной пыли, крахмала и лака

С помощью крахмала и лака фиксируют слой пеньковой материи, поочередно наносят несколько слоев жженой глины или вулканического пепла в смеси с лаком, после высыхания грунтуют до гладкости. Процесс повторяется с некоторыми изменениями в составе смесей, затем поверхность снова грунтуется

Просушивается и полируется точильным камнем Рис. 3. Подготовительный этап технологического исполнения лаковой росписи

Рис. 4. Второй этап технологического исполнения лаковой росписи

2 этап. На исходный предмет наносится предварительное изображение (рис. 4).

3 этап. Берется бамбуковая трубка и на еще не высохшую поверхность лака распыляется золотой или серебряный порошок, иногда и тот, и другой вместе. Для тонкой передачи нюансов используются частички разного размера. Вначале распыляют крупные частички, стараясь не наслаивать их друг на друга. После этого заполняются промежутки крупицами меньшего

размера. Излишек убирается кистью. После высыхания накладывается следующий слой лака и так далее. Затем изделие покрывают следующим слоем лака и после сушки полируют, в результате чего создаются эффекты объемности, пространства, мерцающие узоры проступают сквозь прозрачные слои лака, словно крошечные драгоценные камни. Так, попеременно нанося золотое напыление и убирая кистью лишнее, мастер создает свое произведение (рис. 5).

Распыляют крупные частички, стараясь не наслаивать их друг на друга. Изделие покрывают следующим слоем лака и после сушки полируют

Заполняются промежутки крупицами меньшего размера

Излишек убирается кистью Рис. 5. Третий этап технологического исполнения лаковой росписи

Рис. 6. Кисти, используемые в росписи по лаку

Одним из наиболее важных инструментов, используемых для создания росписи маки-э, являются кисти. Некоторые из них сделаны только из шерстинок определенного вида животных на основе их индивидуальных характеристик. Для кистей из волос мышей используются только те волоски, которые растут на спинке этого грызуна. Для других тонких кистей подходят волосы кошки, лисицы, лошади, белки и других видов животных (см. рис. 6).

4 этап. Когда лак высыхает, все изделие покрывают тонким слоем черного лака и вновь сушат его более недели. Затем поверхность полируют углем, расчищая выполненное золотом изображение маки-э (этот процесс носит название тоги-даси) (рис. 7). После завершающего натирания изделие готово. На фоне темного лакового фона блестят золотистые узоры, придавая объемно-пространственное звучание всей композиции [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Покрывают тонким слоем черного лака и сушат. Затем поверхность полируют углем Рис. 7. Завершающий этап исполнения лаковой росписи

Используемые материалы для росписи маки-э -золотой, серебряный порошки, олово, (использование темного олова было введено выдающимся художником Огата Корин), перламутровые раковины моллюсков, кораллы, жемчуг, панцири черепах и даже керамика. Драгоценные материалы наносятся тонкими слоями на липкий лак и формируют сложные рельефы и глубину композиции. Есть бесчисленные комбинации

методов, чтобы достигнуть определенного баланса красоты и гармонии дизайна в росписи маки-э. Это удивительное искусство развивается в Стране восходящего солнца и по сей день, отражая преемственность прошлых веков и современности в декоративно-прикладном искусстве Японии [7].

Статья поступила 06.11.2015 г.

Библиографический список

1. Виноградова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Японии. М.: Искусство, 1998. 154 с.

2. Искусство Восточной Азии: энциклопедия. М.: Искусство, 1998. 214 с.

3. История японского искусства / Ито Нобуо, Миягава Торао, Маэда Тайдзи, Ёсидзава Тю; пер. с японского В.С. Тривнинс. М.: Прогресс, 1965. 291 с.

4. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М.: Наука, 1988. 202 с.

5. Симасаки Сусуму. Нихондзин-но кирей-но кокоро: из собрания Музея искусств префектуры Исикава, Канадзава. Япония: Канадзава, 1999. 130 с.

6. Лин Б. Маки-э - искусство для души. Италия, Англия: Изд-во Dantrio, 2003. 143 с.

7. Collecting Japanese Antiques. Tokyo, 2006, 165 с.

УДК 796

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© В.А. Никишкин1

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Эффективность большинства видов деятельности зависит от профессиональной психофизической готовности, то есть достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых физических, функциональных возможностей организма человека для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени. В работе представлены программа и технологии физического воспитания студентов МГСУ, которые обеспечивают укрепление здоровья и необходимый уровень профессиональной психофизической готовности выпускников университета. Кафедра физического воспитания и спорта МГСУ строит свою работу на основе единства научной, учебно-методической, образовательной, воспитательной, оздоровительной и физкультур-но-спортивной деятельности, направленных на профессиональную психофизическую готовность выпускников университета.

Ключевые слова: профессиональная психофизическая подготовка и готовность; комплексный мониторинг; психофизическая модель; физкультурно-спортивная деятельность; программа оздоровления.

IMPROVING THE SYSTEM OF CIVIL ENGINEER PSYCHO-PHYSICAL TRAINING V.A. Nikishkin

National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.

The effectiveness of most types of activities depends on the professional psycho-physical readiness, i.e. sufficient professional performance, availability of necessary physical and functional capabilities of the human body for timely adaptation to rapidly changing conditions of production and external environment, volume and intensity of labor, ability to recover completely within the specified time limit. The paper introduces a program and technologies of physical education, which will improve health and ensure the necessary level of professional psycho-physical readiness of university graduates. The activities of the Department of Physical Education and Sports of Moscow State University of Civil Engineering are based on the unity of research, methodological, learning, educational, health improving and sports activities aimed at the enhancement of professional psycho-physical readiness of University graduates.

Keywords: professional psycho-physical training and readiness; comprehensive monitoring; psycho-physical model; sports and physical training activity; health improvement program.

1 Никишкин Василий Александрович, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, тел.: (499) 1880304, (499) 1838392, e-mail: pr-azdnik@yandex.ru

Nikishkin Vasiliy, Professor, Head of the Department of Physical Education and Sport, tel.: (499) 1880304, (499) 1838392, e-mail: pr-azdnik@yandex.ru