Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания детей со сниженным зрением'

Особенности физического воспитания детей со сниженным зрением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2926
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕТОД / ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗРЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ / STUDY / ANALYSIS / METHOD / PROCESS / EDUCATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / VISION / IMPAIRED

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергиенко Константин Николаевич, Джуха Хабиб Шавкат

Изучен современный педагогический опыт физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Установлено, что использование упражнений для исправления осанки, профилактики плоскостопия являются приоритетными средствами педагогического воздействия на физическое состояние данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергиенко Константин Николаевич, Джуха Хабиб Шавкат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PHYSICAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Studied the existing programs in physical education of primary school children with visual impairments. Found that the use of exercises to correct postural disorders, prevention flatfoot and visual training are a priority means of pedagogical influence on the physical condition of this category of children.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания детей со сниженным зрением»

Савкив Тарас Григорьевич, канд. биол. наук, проф., sattarova@mgsu.ru, Россия, Москва, Московский государственный строительный университет,

Привалова Ирина Михайловна, доц., sattarova@mgsu.ru, Россия, Москва, Московский государственный строительный университет

THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE MOSCOW STATE CONSTRUCTION

UNIVERSITY

T.G. Savkiv, I.M. Privalova

The trend of increasing students concerning the special health care team (]), so has the need for allocation in the program of physical education in higher education institutions this group of students, and students are fully exempt from practical classes, with the definition of the content and direction of their physical education.

Key words: special medical group, personally - oriented approach, physical education.

Savkiv Taras Grigoryevich, candidate of biological Sciences, professor, sattarova@mgsu.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering,

Privalova Irina Mikhaelovna, associate professor, sattarova@mgsu.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СО СНИЖЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

К.Н. Сергиенко, Х.Ш. Джуха

Изучен современный педагогический опыт физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Установлено, что использование упражнений для исправления осанки, профилактики плоскостопия являются приоритетными средствами педагогического воздействия на физическое состояние данной категории детей.

Ключевые слова: анализ, метод, процесс, образование, физическое развитие, физическая подготовка, зрение, нарушение.

Изучая специфику физического развития и физической подготовленности детей со сниженным зрением, специалисты отмечают, что для детей данной нозологии характерны значительные отклонения физического развития и физической подготовленности [1]. По мнению автора, особенно заметное отставание наблюдается в координации движений, сохранения статического и динамического равновесия, ориентации в пространстве, снижения точности и соразмерности движений, в замедлении скорости выполнения отдельных движений [1, 12].

Анализ результатов последних исследований показал, что вопросам изучения особенностей физического воспитания детей с нарушением зрения посвящено значительное количество научных трудов [1, 2, 5, 10,13 и др.].

В ходе проведенных исследований А.А. Юрченко зафиксировал у младших школьников с ослабленным зрением функциональные нарушения осанки в сагиттальной плоскости [14].

Отмечается, что у лиц с нарушениями зрения вследствие значительных трудностей с ориентировкой в пространстве, минимизируется их двигательная активность, что вызывает отклонения в физическом и психическом развитии [4]. Согласно свидетельствам исследователей, зачастую у таких детей проявляется деформация опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие

[1, 9, 10].

Следовательно, дети указанной категории имеют характерные особенности развития, что предполагает использование уникальных подходов к развитию их физических качеств. Тем не менее, среди обилия сведений, освещающих вопросы физического воспитания детей со сниженным зрением, нам не удалось найти источники, в которые содержат информацию о существующих методах и приемах их физического воспитания. Проведенный анализ большого массива информации показал, что в настоящее время не предприняты попытки систематизировать накопленный опыт.

Методы исследования. В ходе исследования нами были использованы такие методы как изучение, анализ, обобщение, систематизация данных научно-методической и специальной литературы.

Результаты исследования. Как уже отмечалось, вопросы, связанные с физическим воспитанием различных категорий людей со сниженным зрением вызывают пристальное внимание специалистов.

В ходе изучения педагогического опыта мы обратили внимание на исследование И.А. Ахмадуллиной, в результате которого автором была предложена программа физического воспитания слабовидящих учащихся юридического и педагогического отделений средне-специального учебного заведения, которая предполагала комплексное применение специфических и неспецифических средств физического воспитания коррекционно-оздоровительной направленности. Было доказано, что среди неспецифических средств наиболее эффективными являются офтальмотренинг, самомассаж, пальминг, массаж век [3].

С целью совершенствования процесса физического воспитания подростков с нарушенным зрением Л.Ю. Коткова провела серьезное научное исследование, результатом которого стала разработка коррекционно-развивающей методики с использованием игрового и кругового методических подходов [8].

Тем не менее, поскольку детский возраст является наиболее ответственным этапом для того, чтобы заложить у них основы здоровья,

основная часть наработок направлена на совершенствования процесса физического воспитания детей со сниженным зрением. В процессе изучения данных литературы нами были получены и переосмыслены сведенья о существующих методиках и технологиях, направленных на развитие физических качеств школьников со сниженным зрением.

Большой интерес вызывает методика непрерывного адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, разработанная О.В. Анфилатовой. Данная разработка направлена на улучшении состояния здоровья указанного контингента путем коррекции вторичных отклонений у детей [2, 14].

В свою очередь, И.В. Козлов представил комбинированную методику организации учебно-тренировочного процесса слабовидящих школьников. По мнению автора, такая организация процесса физической подготовки на подготовительном этапе обеспечивает комплексное развитие физических качеств при развитии «доминантных» для каждого двигательных качеств и свойств. Применение данной методики способствовало коррекции физического развития, повышению уровня общей и специальной физической подготовленности физической подготовленности слабовидящих школьников, что обусловило улучшение показателей их психоэмоциональной сферы [7].

В ходе дифференцированного физического воспитания слепых и слабовидящих в условиях специализированного интерната Л.А. Еракова разработала и научно обосновала фитнес-технологию оздоровительной направленности, использование которой позитивным образом повлияло на мотивацию школьников к занятиям физическими упражнениями [6].

Как считает В.А. Барков, для коррекции сенсорных нарушений на уроках адаптивной физической культуры нужно стремиться к максимальному уровню развития всех видов восприятия, формировать сенсорные эталоны, формы, величины предметов. По мнению автора, успешную адаптацию к предметному миру и развитие сенсорной сферы возможно достичь за счет применения методики, наиболее полно учитывающие индивидуальные особенности поражения зрительного анализатора [4].

При организации и осуществлении педагогического процесса детей со зрительной патологией Л.В. Шапкова акцентирует внимание на соблюдении принципов, используемых в специальной педагогике, а именно коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий [13]. Среди ряда применяемых методов обучения с данными категориями детей хорошо зарекомендовал себя метод практических упражнений, основанный на двигательной деятельности учащихся и предусматривающий многократное повторение изучаемых движений, выполнение их по частям и в облегченных условиях, использование страховки, использование звуковых и осязательных ориентиров.

Выявлено, что, организовывая занятия со школьниками с нарушениями зрения, специалисты особое внимание уделяют развитию их

координационных способностей. Так, Л.В. Харченко предложена коррекционная программа «Совершенствование базовых координационных способностей у школьников с нарушениями зрения», которая базируется на индивидуальном подходе с учетом степени патологии зрения и рекомендуется к использованию на протяжении всего учебного года [12].

В настоящее время разработана и теоретически обоснована методика комплексной коррекции двигательных способностей школьников 12-17 лет с нарушениями зрения на основе дифференцированного подхода при проведении дополнительных занятий адаптивной физической культурой. В.В. Андреевым установлено, что внедрение методики комплексной коррекции двигательных способностей в учебный процесс специального коррекционного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на физическую подготовленность школьников с нарушением зрения [1].

Кроме того, большая часть исследований направлена на коррекцию осанки детей со сниженным зрением. Модульную технологию коррекции нарушений пространственной организации тела детей младшего школьного возраста со сниженным зрением предложил О.А. Юрченко. Технология, базирующаяся на дифференцированном и индивидуальном подходе, включала шесть модулей, состоящих из комплексов физических упражнений различной дидактической направленности. С точки зрения автора, при разработке комплексов упражнений необходимо учитывать возраст и пол ребенка, исходный уровень физического развития и физической подготовленности, результаты медицинского осмотра и рекомендации врачей [14].

Технологию коррекции нарушений осанки детей младшего школьного возраста с ослабленным зрением представила А.А. Дяченко. Среди главных отличий технологии следует отметить ее осуществление по данным обследования биогеометричного профиля осанки, угловых характеристик наклона туловища относительно вертикали при сохранении статической позы и при ходьбе. Отметим, что составной частью коррекционной технологии является аудио-программа «Школа осанки», которую включает текстовый компонент комплексов коррекционно-профилактических упражнений, а также музыкальные сюжеты для использования во время проведения «Фестиваля осанки» [5].

Как доказал А.П. Павлов, формированию правильной осанки у школьников с нарушениями зрения способствует использование оптимальной нагрузки физических упражнений растягивающего, силового и скоростно-силового характера [11].

Выводы.

В достаточной части работ специалисты поднимают вопросы формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений у детей со сниженным зрением.

Следует отметить, что, несмотря на то, что, по мнению специалистов [1, 5, 14], одним из сопутствующих заболеваний, характерных для слабовидящих детей является нарушение опорно-рессорной функции стопы, в настоящее время не разработана технология коррекции плоскостопия в процессе адаптивного физического воспитания. По свидетельствам многочисленных авторов, у детей с нарушениями зрения наблюдается снижение уровня физического состояния. Особенно заметное отставание от практически здоровых школьников специалисты фиксируют в уровне физического развития и развитии физических качеств, в частности координационных способностей. Изучая большой массив информации, мы обратили внимание, что среди представленных работ превалируют такие, в которых авторы стремятся решить задачи повышения уровня координационных способностей детей со сниженным зрением.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в изучении и анализе существующих программ физического воспитания, предназначенных для детей со сниженным зрением, а так же обоснованию и разработке авторской программы.

Список литературы

1. Андреев В.В. Комплексная коррекция двигательных способностей школьников 12-17 лет с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Набережные Челны, 2012. 24 с.

2. Анфилатова О.В. Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения: автореф. дис. .канд. пед. наук. Киров, 2005. 23 с.

3. Ахмадуллина И.А. Физическое воспитание слабовидящих учащихся среднего специального учебного заведения: автореф. дис. .канд. пед. наук. Набережные Челны, 2011. 24 с.

4. Барков В.А. К развитию функции «чувство предмета» у детей с нарушениями зрения на уроках адаптивной физической культуры // Вюник Чершпвського нащонального педагопчного ушверситету. Вип. 107. Т. 2. 2013. С. 5-8.

5. Дяченко А.А. Корекщя порушень постави дггей молодшого шкшьного вшу з пониженим зором засобами фiзичного виховання: дис. .канд. наук з фiз. вих i спорту. Киев, 2010. 190 с.

6. Еракова Л.А. Дифференцированное физическое воспитание слепых и слабовидящих в условиях специализированного интерната: дис. ... канд. наук по физ. восп. и спорту. Киев, 2005. 182 с.

7. Козлов И.В. Изучение эффективности программы физического воспитания слабовидящих школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2007. 21 с.

8. Коткова Л.Ю. Коррекционно-развивающая методика совершенствования двигательных качеств и координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 2009. 24 с.

9. Сергиенко К.Н. Профилактика нарушений опорно-рессорной функции стопы детей 9-10 лет в процессе физического воспитания // Педагопка, психолопя та мед.-бюл. пробл. фiз. виховання i спорту. 2003. № 13. С. 89-95.

10. Серпенко К., Джуха Х. Проблема профшактики порушень опорно-рухового апарату в дггей молодшого шкiльного вiку з послабленим зором у процес фiзичного виховання // Молодiжний науковий вiсник Схщноевропейського нацiонального унiверситету iменi Лесi Украшки. Фiзичне виховання i спорт . 2013. Вип. 12. С. 59-62.

11. Павлов А.П. Формування правильно!' постави у школярiв з порушенням зору: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. 20 с.

12. Харченко Л.В. Совершенствование базовых координационных возможностей у школьников 8-12 лет с нарушениями зрения: автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 2009. 23 с.

13. Шапкова Л.В. Адаптивна фiзична культура: методолопя та розвиток в сферi вищо! професшно! освгги: дис. .д-ра пед. наук. СПб. 2003. 448 с.

14. Юрченко О.А. Корекщя порушень просторово! оргашзацп тiла дiтей молодшого шкшьного вiку з послабленим зором у процес фiзичного виховання: дис. .канд. наук з фiз. вих i спорту. К., 2012. 247 с.

Сергиенко Константин Николаевич, канд. наук по физ. восп., доц., c-k@ukr.net, Украина, Киев, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины,

Джуха Хабиб Шавкат, аспирант, kinezio203@gmail.com, Украина, Киев, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

CHARACTERISTICS OF PHYSICAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH VISUAL

IMPAIRMENTS

K.N. Sergienko, H.Sh. Juha

Studied the existing programs in physical education of primary school children with visual impairments. Found that the use of exercises to correct postural disorders, prevention flatfoot and visual training are a priority means of pedagogical influence on the physical condition of this category of children.

Key words: study, analysis, method, process, education, physical development, physical fitness, vision, impaired.

Sergienko Konstantin Nikolaevich, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, ck@,ukr.net, Ukraine, Kiev, National University of Physical Education and Sport of Ukraine,

Juha Habib Shavkat, graduate student, kinezio203@gmail.com, Ukraine, Kiev, National University of Physical Education and Sport of Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.