УДК 378.17
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Э.Р. Мугаттарова
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования здоровьесберегающей среды в ФГБОУ ВО Казанском государственном архитектурно-строительном университете с использованием метода стратегического планирования - SWOT-анализа, который позволил определить: сильное направление вуза - это активное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе; внешнюю угрозу для здоровьесберегающей среды университета - ежегодно растущий показатель количества учащихся старших классов поступающих в институт архитектуры и дизайна (ИАиД) с отклонениями в состоянии здоровья; слабую сторону здоровьесберегающей среды университета, которая в большей степени является последствием внешних факторов (внешних угроз), а также усугубление данных проблем в период обучения студентов в ИАиД; были определены варианты решения существующих и возможных проблем в будущем для формирования здоровьесберегающей среды вуза.
Ключевые слова: студенты, технический вуз, здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии, SWOT-анализ.
THE FORMATION OF HEALTH SAVING ENVIRONMENT
OF A TECHNICAL UNIVERSITY WITH IMPLEMENTATION
OF THE METHOD OF STRATEGIC PLANNING
E. Mugattarova
Abstract. The article deals with the problem of formation of health-saving environment in FSBEI "Kazan State University of Architecture and Construction" implementing method of strategic planning - SWOT-analysis, which allowed to determine: the most fruitful perspectives of University's development-active use of health - saving technologies in the educational process; external threat to the health-saving environment of the University-an annually growing indicator of the number of high school students entering the Institute of Architecture and Design (IAD) with deviations in the state of health; the weak side of health-saving environment of the University, which is largely a consequence of external factors (external threats), as well as the aggravation of these problems during the training of students in the IAD; identified ways out for solving existing and possible future problems to form a health-saving environment of the University.
Keywords: students, Technical University, health-saving environment, health-saving technologies, SWOT-analysis.
Хорошо обученные рабочие и специалисты, обладающие профессиональными личностными качествами, ориентирующиеся на
самоопределение, на успешную самореализацию в различных сферах социальной и профессиональной деятельности, требуются для решения социально-экономических задач, стоящих перед современным обществом [4]. В настоящее время научно-технический прогресс значительно повышает роль умственного труда будущего специалиста. Интеллектуальный труд повышает требования к психической устойчивости, длительным нервным
напряжениям, способности перерабатывать большой поток информации. В этих новых для организма условиях будущий специалист должен научиться спокойно и трезво оценивать свои силы и возможности, научиться управлять своим организмом, грамотно использовать для этого
средства физической культуры и спорта [2]. В процессе учебы в техническом вузе, будущим специалистам предъявляются большие требования к физической выносливости, психологической устойчивости, студентам нужно изучать существенно больший объем информации, в сравнении со школьным объемом, в процессе обучения преобладают технические предметы над гуманитарными науками, студенты обязаны быть способны к самостоятельной работе с целью получения знаний.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», устанавливающей преимущество образования в государственной политике, основные направления и план его развития до 2025 г., определено, что в сфере образования государство обязано установить приоритетной задачей и наивысшей социальной ценностью обеспечение всесторонней заботы о
здоровье учащихся и студентов, воспитание в молодых людях ответственного отношения к собственному здоровью и окружающих. Совершается смена образовательной парадигмы, внедряются новые отношения, подходы и содержание, в системе высшей школы. Высшие учебные заведения призваны выступить в качестве здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья студентов [6]. Мы считаем, что такая среда является фактором опосредованного формирования компетенций у будущих бакалавров в техническом вузе. Здоровьесберегающая среда - это окружающая и социальная среда, которая содействует личности в достижении полноценному формированию физическому, духовному и социальному благополучию, которое формируется из гармоничного сочетания всех аспектов жизни человека.
Формируя здоровьесберегающую среду вуза, мы использовали SWOT-анализ (метод стратегического планирования), который позволил определить сильные и слабые стороны здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения, выявил дальнейшие перспективы развития и решения для существующих и возможных проблем в данном направлении.
Сильной стороной вуза является активное использование здоровьесберегающих технологий и мероприятий, таких как:
- медико-гигиенические технологии - в универсальном спортивном комплексе «Тезуче» организован лицензированный медицинский пункт, который выполняет оказание неотложной и консультативной помощи; проводит различные мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся, научно-педагогических работников (НИР) и сотрудников университета; организует ежегодное прохождение медицинского осмотра студентов, преподавателей и сотрудников КГАСУ; решает различные задачи, относящиеся к компетенции медицинской службы;
- создана экологически безопасная внешняя среда вуза - КГАСУ представляет собой единый учебный кампус (университетский городок), в котором находятся основная часть учебно-лабораторных площадей, общежития, столовая, спортивные комплексы и стадион, скверы для отдыха студентов и преподавателей, они располагаются компактно в одном месте. В районе расположения университета нет промышленных предприятий с вредными выбросами, интенсивного движения транспорта;
- мероприятия по обеспечения безопасности жизнедеятельности - для защиты в чрезвычайных ситуациях в вузе регулярно проводятся учения, которые осуществляются специалистами по охране труда, пожарными инспекциями, инженерно-техническими службами;
- здоровьесберегающие образовательные технологии: а) эргономические технологии обучения, включающие: разнообразные средства обучения; кабинеты активного обучения и лаборатории, оснащенные современным оборудованием; сборники учебно-творческих задач и заданий; сборники кейсов и тестовых заданий; сборники дидактических, деловых игр и игровых занятий; учебные программы и учебные планы, и другие материалы. Эти технологии обеспечивают комфортные психолого-педагогические условия для взаимодействия, общения, сотрудничества студентов и преподавателей, безопасные условия занятий, что будет способствовать сохранению здоровья субъектов образовательного процесса [7]; б) организационно-педагогические технологии - в составлении расписания занятий используются компьютерные программы, которые грамотно организуют структуру учебного процесса, что впоследствии предотвращает усталость, переутомления, гиподинамию студентов и преподавателей; в) психолого-педагогические технологии - в университете проводится психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, ведутся индивидуальные и групповые консультации у психолога в центре психологической помощи университета; г) учебно-воспитательные технологии - содержат программы, обучающие студенческую молодежь вести правильный образ жизни. Так, ежегодно проводятся декады психологии и социологии, где рассматриваются различные аспекты жизни студентов (общение, роль семьи, проблема конфликта, его разрешение и, профилактика и др.). Активно реализуются эти технологии и на занятиях физической культурой (практический и теоретический разделы), в спортивно-оздоровительном лагере «Меша». В КГАСУ пропагандируется ЗОЖ:
а) выражение «Университет - территория без курения и сквернословия» стало лозунгом университете;
б) отказ от вредных привычек сотрудников и студентов в учебных корпусах, общежитиях;
в) активные занятия физической культурой и спортом стали нормой поведения на территории университета.
- физкультурно-оздоровительные
мероприятия - сосредоточены на физическом развитии обучающихся. Ежегодно команда студентов участвует в Спартакиаде Вузов Республики Татарстан (РТ), с 2008 г. сборная входит в тройку лидеров. С 2012 г. по настоящее время Команда КГАСУ в Спартакиаде «Здоровье» среди НПР и сотрудников Вузов РТ занимает первое место. Ежегодно проходит внутренняя спартакиада между институтами университета. Каждый год увеличивается количество студентов, занимающихся различными видами спорта в секциях университета. Достигнуты следующие результаты грамотно организованной
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в вузе:
а) в 2015 г. вузу присвоено звание «Самая спортивная организация в республиканской отрасли образования»;
б) в 2017 г. «Лучший вуз РТ по постановке массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»;
в) в 2018 г. вуз признан победителем во Всероссийском смотре-конкурсе «На лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы среди образовательных организаций высшего образования» (в группе от 5001 до 10000 студентов).
В университете студенты проходят подготовку по архитектуре и дизайну (творческие специальности), по техническим направлениям (строительные специальности по 8 направленностям). Поэтому внешние угрозы для этих направлений могут отличаться. Рассмотрим внешние угрозы для здоровьесберегающей среды университета на примере творческих специальностей. Ежегодно растет количество школьников старших классов поступающих в институт архитектуры и дизайна (ИАиД) с отклонениями в состоянии здоровья, это будущие абитуриенты, которые в свою очередь пополнят
ряды студентов вуза. Но в отличие от студентов творческих специальностей, студенты строители обладают хорошим здоровьем т.к. в период обучения в школе не были лишены физической активности. Рассмотрим, чем же обусловлены такие значительные различия.
Для того чтобы поступить в ИАиД, многие школьники проходят серьезную
профессиональную подготовку:
а) обучаются в детской архитектурно-дизайнерской школе: в студии в возрасте от 5 до 10 лет; в школе - учащиеся 5 - 8-ых классов, в колледже - 9 - 10 классов);
б) с 10 - 11 классы школьники начинают посещать подготовительные курсы ИАиД при вузе 5 раз в неделю по 2 часа (по дисциплинам: рисунок, композиция, черчение).
В начальной и средней школе, учащиеся имеют возможность 1 - 2 раза в неделю помимо занятий в художественной школе посещать различные секции или проводить достаточное время в физической активности на улице, дома. В старших классах резко возрастает учебная нагрузка, к ней добавляется ежедневная подготовка к ЕГЭ (единый государственный экзамен), а также ежедневные подготовительные курсы в ИАиД. Учащиеся практически лишены возможности отдыха и активного движения, на отдых и восстановление остается только 1 день в неделю (воскресенье) и даже в период каникул идет активная учеба. В этот период времени ухудшается здоровье учащихся или обостряются ранее приобретенные заболевания (переходят в хроническую форму).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН) [5] к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют по таблице 1 [6].
Таблица 1. - Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки по СанПиН
Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
По 6-дневной неделе, не более По 5-дневной неделе, не более
1 - 21
2 - 4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8 - 9 36 33
10 - 11 37 34
Ио нормам СанИиНа организация профильного обучения в школах в 10 - 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Но, какое количество часов учебной нагрузки школьник получает за пределами учебного заведения, регламентируют родители и сам учащийся, нередко обучение происходит на пределе физических и эмоциональных возможностей. Рост
заболеваемости, психоэмоциональные перегрузки среди будущих абитуриентов, могут в будущем привести к снижению количества здоровых студентов обучающихся в ИАиД.
Теперь рассмотрим слабые стороны здоровьесберегающей среды университета также на примере творческих специальностей, которые в большей степени возникают из-за внешних факторов (внешних угроз). Обучение в высшей школе - по сравнению с обучением в среднеобразовательном учреждении, это сложный процесс, предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологических функций организма, к физической подготовленности молодых людей. Наиболее трудно адаптируются к учебе в вузе первокурсники, к периоду поступления на первый курс у будущих студентов уже значительно ограниченные адаптационные возможности организма [1].
В строительном вузе к студентам предъявляются повышенные требования в связи с его спецификой, особенно огромна физическая и психоэмоциональная нагрузка на студентов творческих специальностей, а именно студентов-архитекторов. Помимо зачётной - экзаменационной сессии, в ИАиД 4 раза в год (2 раза в семестр) проходит сплошное проектирование.
Сплошное проектирование - это сплошная неделя, когда студенты освобождаются от всех занятий для того, чтобы подготовить проект по заданной теме (визуализация, концепция, макет). Зачётно-экзаменационная сессия в
профессиональном учебном заведении - особый, насыщенный до предела, требующий максимального использования своих
возможностей период для студентов [3]. В результате, после защиты сплошного проектирования и перенесенного стресса находясь на пределе физических и психических возможностей организма, у студентов развивается синдром хронической усталости (СХУ) - это болезнь, которая чаще всего в последнее время диагностируется у молодежи, выражается в долговременном утомлении, которое не проходит даже после долгого отдыха. Фактор, активизирующий данное заболевание - это
несбалансированная интеллектуальная,
эмоциональная нагрузка в ущерб физической деятельности [1].
Рассмотрим причины, влияющие на процесс формирования СХУ: 1) в период сплошного проектирования и сессии студенты испытывают психологическое напряжение (беспокойство по поводу задания, сможет ли с ним справиться, правильно ли его выполнит, успеет ли к сроку сдачи, оправдает ли надежды родителей), что напрямую оказывает влияние на успеваемость; 2) развитие гиподинамии - задания выполняются в статическом положении сидя, стоя или стоя в наклоне (специфика заключается в том, что студенты архитекторы 1 курса должны чертить проекты вручную, студенты 2-5 курса на компьютере); 3) нерегулярное питание (употребление в пищу «нездоровой» еды быстрого приготовления («фастфуд»), употребление бодрящих энергетических напитков в неограниченном количестве, нарушение режима сна и отдыха (студенты-архитекторы хронически не досыпают или вообще не спят перед сдачей проекта из-за волнения или в результате приема энергетических напитков); 4) пассивное проведение свободного времени, отсутствие желания в физической активности, т.е. основную часть свободного времени студенты-архитекторы тратят на сон или на общение в социальных сетях; 5) студенты-архитекторы, более творческие и ранимые, значительнее подвержены повышенному стрессу и нарушению психического здоровья, чем студенты других специальностей технического вуза.
Возможности решения проблемы преодоления СХУ для студентов-архитекторов ИАиД: 1. написание специального методического пособия для студентов-архитекторов, в котором четко объяснены правила, методы поддержания здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе учебы (сплошного проектирования, сессии); 2. обучение студентов-архитекторов на занятиях физического воспитания специальным комплексам упражнений из различных оздоровительных систем, которые позволят легче преодолеть несбалансированную интеллектуальную и эмоциональную нагрузки перед, в процессе и после окончания сплошного проектирования, сессии; З.ознакомление будущих абитуриентов ИАиД на подготовительных курсах с комплексом упражнений с элементами ментального фитнеса на учебном месте; 4. проведение обучения преподавателей подготовительных курсов оздоровительным методикам с помощью практических занятий и теоретических материалов.
Можно сделать вывод что, не смотря на наличие угроз во внешней среде и наличие слабых сторон у технического университета, деятельность по развитию здоровьесберегающей
образовательной среды КГАСУ, можно рассматривать как достаточно эффективную и перспективную.
1. Белик С.Н. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета / С.Н. Белик, И.М. Дорохова, У.Ш. Османова, М.М. Сайпулаева // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 43. - С. 201-206.
2. Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие / А.А. Бишаева. - М.: КНОРУС, 2013.
- 304 с.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Изд. 6-е, доп. и испр. - Ростов н/Д.: Феникс. -2010. - С. 258-260.
4. Корчагин Е.А. Личностно-развивающий потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов / Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин, П.Н. Осипов, Л.Р. Яруллин / Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 1(13).
- С. 24-31.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nivanscool.ucoz.ru/dokument/novye_normy_sanpin_ dlja_shkolnikov.htm
6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9736
7. Сафин Р.С. Дидактические основы проектирования эргономических технологий обучения студентов инженерно-строительных специальностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сафин Раис Семигуллович. - КГУ им. Ульянова-Ленина, 2001. -556 с.
Сведения об авторе:
Мугаттарова Эльвира Рифовна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «КГАСУ», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Mugattarova (Kazan, Russia), senior lecturer, Dep. of physical education and sports FGBOU VO «KSUAE», e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2018