Научная статья на тему 'Специфика обучения мусульманок на занятиях физической культурой в вузе'

Специфика обучения мусульманок на занятиях физической культурой в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТКИ / МУСУЛЬМАНКИ / ОБЩЕСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВУЗ / GENDER EDUCATION / TRAINING / STUDENTS / YOUNG MUSLIM WOMEN / SOCIETY / TEACHER / PHYSICAL EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугаттарова Эльвира Рифовна, Болотников Анатолий Александрович, Калманович Владимир Львович, Хайруллин Рафаэль Равилевич

Изучен вопрос гендерного подхода к образованию на занятиях физической культурой мусульманок в вузе. Выявлены проблемы обучения молодых мусульманок на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях Республики Татарстан на основе анкетного опроса и педагогического наблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугаттарова Эльвира Рифовна, Болотников Анатолий Александрович, Калманович Владимир Львович, Хайруллин Рафаэль Равилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEA TURES OF TEACHING PHYSICAL EDUCA TION TO YOUNG MUSLIM WOMEN STUDYING A T UNIVERSITY

The issue of the gender approach to education in the physical culture of Muslim women in the university was studied. The problems of training young Muslim women in physical education at higher educational institutions of the Republic of Tatarstan are identified on the basis of questionnaires and pedagogical observation.

Текст научной работы на тему «Специфика обучения мусульманок на занятиях физической культурой в вузе»

Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, mamonova-o-váimail.ru, России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

MANAGEMENT OF PHYSICAL SELF-ADMINISTRATION OF STUDENTS WITH SPECIAL

EDUCATIONAL NEEDS

O. V. Mamonova

The periods of management of physical self-education with students with special educational needs in universities are considered. The current level of physical training needs and indicators of the students' functional state on the ESTECK System Complex software and hardware complex were studied.

Key words: students with special educational needs having a special medical group, physical self-education, management

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-vamail.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova

УДК 796.011

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ МУСУЛЬМАНОК НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Э.Р. Мугаттарова, А.А. Болотников, В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин

Изучен вопрос гендерного подхода к образованию на занятиях физической культурой мусульманок в вузе. Выявлены проблемы обучения молодых мусульманок на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях Республики Татарстан на основе анкетного опроса и педагогического наблюдения.

Ключевые слова: гендерное образование, обучение, студентки, мусульманки, общество, преподаватель, физическая культура, вуз.

Исторически сложилось так, что в Советском Союзе физическое воспитание рассматривалось как компонент коммунистического воспитания, выступающий в целостности с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим образованием. Главная цель советского физического воспитания - подготовить физически развитых строителей коммунизма, способных к производительному труду и защите Родины.

М.Я. Виленский в своих работах устанавливает, что физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности в единстве с другими видами воспитания [1]. Вузовское образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура - направлены на развитие самообразовательной и само-

воспитательной функции студента, на совершенствование личных способностей, формирование его как специалиста, интеллигента, гражданина [3]. Специалисты отмечают, что в нашей стране единственной дисциплиной, проходящей через все ступени образования, и способной взять на себя функции формирования личности, и ответственной за свое здоровье, является «Физическая культура» [7].

Многие ученые в советский период в своих трудах разбирали вопрос о физическом воспитании в высшей школе, не фиксируя внимание на гендерном вопросе, студенты воспринимались как единая «бесполая» социальная группа людей, объединённая высшим образованием.

На сегодняшний день с увеличением роли женщин в обществе, ученые стали уделять заинтересованность проблеме гендерного подхода к образованию на занятиях физической культурой. Во многих работах ученые устанавливают разницу гендерного подхода от других подходов к образованию. Гендерный исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не абстрактные студенты, а конкретные юноши и девушки. Они нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя [4].

Сегодня очень актуален вопрос гендерного подхода к образованию мусульман на занятиях физического воспитания в вузах Республики Татарстан (РТ), где количество приверженцев ислама имеет значительный процент относительно людей, не проповедующих ислам. По данным исследователей (Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова и др.) Приволжский Федеральный округ (ПФО) - это регион тесного взаимодействия тюрко-мусульманской, славяно-христианской и других религиозных культур и течений. Он является одним из самых густонаселенных, в то же время здесь самая низкая доля русских по сравнению с другими округами и здесь же проживает наибольшая часть татар РФ: почти три четверти татар России (73,2 %). В совокупности русские и татары - это 82 % населения ПФО, составляя соответственно 69 и 13 %. В Татарстане по переписи 2002 г. татары составляют 52,9 %, русские - 39,5 % населения республики [6]. Более 50 % от общего числа татар составляют люди проповедующие ислам из них большая часть, это мусульманская молодежь. «Мусульманская молодежь» - это особая социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет, в той или иной степени придерживающаяся традиционных обрядов, исполняющая мусульманские ритуалы и проходящая стадию социализации [2].

Современная мусульманская молодежь составляет немалую часть студенческой молодежи Татарстана. Ежегодно количество студентов, проповедующих ислам, растет за счет молодых мусульман, приезжающих на учебу из ближних и дальних регионов Российской Федерации, а также из-за рубежа. Вследствие этого возникает актуальная проблема специфики

обучения молодых мусульманок на занятиях физической культурой (ФК) в высшей школе. Назрела необходимость изучения и применения гендерного подхода в обучении на занятиях ФК мусульманок в вузе.

Цель исследования. Определить проблемы обучения молодых мусульманок на занятиях ФК в вузе.

Метод исследования. В данном исследовании мы использовали методы: 1) наблюдение (проводилось не включенное «со стороны», открытое и сплошное); 2) опросный метод - беседа (использовали групповую беседу, интервьюирование) [9].

Результаты исследования. Изучение предоставленной проблемы было проведено на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) преподавателями кафедры физического воспитания и спорта в течение 2013-2017 гг., со студентками мусульманками (бакалавриат) 1-4-го курсов институтов: строительства, архитектуры и дизайна; транспортных сооружений; экономики и управления в строительстве; строительных технологий инженерно-экологических систем за 2013-2017 уч.гг.

В результате исследования было установлено что:

1) полное отсутствие юношей в спортивном комплексе воспринимается всеми девушками очень позитивно, что положительно повлияло на посещаемость занятий;

2) на занятиях все студентки чувствуют себя уверенно, расслаблено, получают удовольствие от процесса, не стесняются делать различные упражнения (при отсутствии юношей никто не будет «откровенно» смотреть на них, обсуждать), что, в свою очередь, позволяет обучающимся усваивать материал быстрее и легче;

3) во время занятий физической культурой девушки-мусульманки одеты в удобную спортивную одежду, прикрывающую аурат, что соответствует нормам поведения мусульманской женщины в обществе. Аурат - часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми, для женщин аурат это все тело кроме овала лица и кистей

рук;

4) уровень интенсивности и продолжительности занятий применяются с учетом специфики женского организма, а также с учетом священного месяца Рамадан (если он приходится на время учебы), когда мусульмане должны держать пост, то есть полностью отказаться от приема пищи и питья в дневное время;

5) на занятиях используются комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) из различных оздоровительных систем (йоги, пилатеса, фитнеса и т. д.), что позволяет исключить монотонность занятий и повысить заинтересованность студенток;

6) до 2012/13 уч.г. в связи с устаревшей спортивной базой, то есть отсутствием отдельного спортивного зала, мужские и женские группы занимались вместе, занятия в женских группах проводили мужчины преподаватели, студентки-мусульманки были вынуждены пропускать занятия или брать справку об освобождении от занятий ФК по состоянию здоровья;

7) для многих девушек посещение занятий ФК являются единственной возможностью заниматься спортом.

В КГАСУ в целом решена проблема специфики обучения девушек-мусульманок на занятиях ФК в университете. В некоторых вузах РТ существуют проблемы в данном вопросе: 1) нет отдельных спортивных залов; 2) нет возможности преподавания отдельно женщинами-преподавателями у девушек-студенток; 3) во многих вузах данный вопрос не рассматривают как проблему.

Вывод. Перед системой высшего образования встает проблема перехода от традиционной педагогической парадигмы к обучению инновационного типа, в основе которого должна быть забота о здоровье студентов, являющихся генетическим, культурным и профессиональным потенциалом нации [8].

Применение гендерного обучения в вузе на занятиях физической культурой раскрывает возможность обучаться студентам, относящимся к разнообразным конфессиональным группам, что, в свою очередь, позволяет вырабатывать привычку к поддержанию здорового образа жизни всем социально-демографическим группам населения нашей страны.

Список литературы

1. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник. М.: КНОРУС, 2013. 424 с.

2. Гарипов Я.З., Нуруллина Р.В. Чем живет мусульманская молодежь Поволжья // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 3 (87). С. 102-116.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Изд. 6-е, доп. и испр. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 444 с.

4. Зайцев В.П. Гендерный подход к образованию по физическому воспитанию // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2009. №4. С. 83-91.

5. Зайцев В.П. Гендерный подход к физическому воспитанию студентов // Культура физическая и здоровье. 2008. №1(15). С. 53-56.

6. Мусина Р.Н., Сагитова Л.В. Толерантность / интолерантность этноконфессиональных отношений в полиэтническом регионе //

Современные этносоциологические исследования в Республике Татарстан: сб. науч. статей. Казань: Институт истории АН РТ, 2008. 148 с.

7. Повышение мотивированности к занятиям, как важнейшее условие формирования потенциала культуры физической у студентов / Р.К. Ахметгареева [и др.] // Казанская наука. 2016. №11. С. 133-135.

8. Пути улучшения процесса физического воспитания студентов / Д.М. Насибуллина [и др.] // В мире научных открытий. 2010. №4-14. С. 33-35.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.

Мугаттарова Эльвира Рифовна, ст. преподаватель, asan611@yandex.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный медицинский университет,

Болотников Анатолий Александрович, канд. пед. наук, доц., tank.rt@mail.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный медицинский университет,

Калманович Владимир Львович, канд. пед. наук, volek71 @yandex. ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

Хайруллин Рафаэль Равилевич, ст. преподаватель, 89053146495@mail.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

SPECIFIC FEA TURES OF TEACHING PHYSICAL EDUCA TION TO YOUNG MUSLIM

WOMEN STUDYING A T UNIVERSITY

E.R. Mugattarova, A.A. Bolotnikov, V.L. Kalmanovich, R.R. Hairullin

The issue of the gender approach to education in the physical culture of Muslim women in the university was studied. The problems of training young Muslim women in physical education at higher educational institutions of the Republic of Tatarstan are identified on the basis of questionnaires and pedagogical observation.

Key words: gender education, training, students, young Muslim women, society, teacher, physical education, university.

Mugattarova Elvira Rifovna, senior lecturer, asan611@yandex.ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan State Medical University,

Bolotnikov Anatoly Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tank. rt@,mail. ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan State Medical University,

Kalmanovich Vladimir Lvovich, candidate of pedagogical sciences, volek71@yandex. ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering,

Hairullin Rafael Ravilevich, senior lecturer, 89053146495@mail. ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.