Научная статья на тему 'Инновационные подходы в подготовке инженеров-строителей'

Инновационные подходы в подготовке инженеров-строителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL PSYCHOPHYSICAL PREPARATION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH KEEPING / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IMPROVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никишкин В. А., Крылова Л. М.

Профессиональная психофизическая подготовка студентов включает их здоровьесберегающее мышление, формирование которого возможно лишь высококвалифицированным преподавательским составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES IN PREPARATION OF CIVIL ENGINEERS

Professional psychophysical preparation of students includes them health keeping the thinking which formation is possible only high quality teaching structure.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в подготовке инженеров-строителей»

ВЕСТНИК 4/2011

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

INNOVATIVE APPROACHES IN PREPARATION OF CIVIL

ENGINEERS

B.A. Никишкин, Л.М. Крылова V.A.Nikishkin, L.M.Krylova

ГОУ ВПО МГСУ

Профессиональная психофизическая подготовка студентов включает их здо-ровьесберегающее мышление, формирование которого возможно лишь высококвалифицированным преподавательским составом.

Professional psychophysical preparation of students includes them health keeping the thinking which formation is possible only high quality teaching structure.

Целью российской системы образования в вузах является повышение качества выпускников, обеспечение их конкурентоспособности с учётом условий развития общества и страны. Высокий уровень профессиональной подготовки кадров в современных условиях возможно лишь при научной разработке и внедрении инновационных технологий в образовательную сферу университетов при обеспечении необходимых условий, инфраструктуры, материально - технической базы и высококвалифицированных кадров, которые способствуют совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.

Социально-экономические преобразования последнего десятилетия в Российской Федерации, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровьесбере-гающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодёжи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства трудовых ресурсов.

Быстро меняющаяся среда обитания человека ведёт к несовпадению темпов развития её и человека, т. е. человек с трудом успевает адаптироваться к условиям и темпу сегодняшней жизни. Следовательно, повышаются требования к индивиду как к самоорганизующейся и открытой системе, способной выжить за счёт специфических видов адаптации: социокультурный, физической, психической и духовной.

Именно физическая культура обладает способностью без побочных эффектов адаптировать человека к быстро меняющимся условиям жизни. Поэтому одной из задач преподавателей кафедры физического воспитания и спорта МГСУ является использование инновационного потенциала физической культуры для улучшения здоровья студентов, формирования их потребности в двигательной активности и привитии здорового образа жизни.

Также задачей кафедры является профессиональная психофизическая подготовка будущих конкурентоспособных специалистов строительной отрасли, включающая требуемый специальностью уровень работоспособности, развития профессионально важных качеств и здоровьесберегающее мышление, т. е. целенаправленное и активное использование средств физической культуры, умение составить индивидуальную программу оздоровления.

Для успешного выполнения любой работы в различных сферах деятельности важны два компонента организма человека - физическая и психическая подготовка

4/2011 ВЕСТНИК _4/20ТТ_МГСУ

(психофизические функции). Студентам за время обучения по физической культуре предоставляется возможность привести свою физическую, функциональную и психическую подготовленность в соответствии с разработанными на кафедре моделями выпускника, включающими требования избранной специальности, т. е. достичь необходимого уровня профессиональной психофизической готовности инженера-строителя. На обеспечение этой готовности направлена учебная, методическая, воспитательная и физкультурно-спортивная деятельность.

Более 8 тысяч студентов университета проходят обучение по дисциплине «Физическая культура». Из них 10% от общего контингента составляют студенты-спортсмены, занимающиеся на курсе спортивного совершенствования, 19,5% - студенты, имеющие различные хронические заболевания, слабое физическое развитие и низкую психофизическую подготовку, которые не способны усвоить учебную программу по физической культуре и испытывают сложности в обучении по другим предметам.

Учебный процесс обеспечивает не только необходимый уровень специальных знаний, двигательных умений и физических кондиций студентов, но и формирует потребность в здоровом образе жизни с помощью внедрения инновационных оздоровительных и диагностических технологий, введением дополнительных знаний, систем физических упражнений и видов спорта, повышением степени удовлетворения академическими занятиями.

Инновации должны быть в программах, технологиях и в системах управления. Преподавательский состав кафедры занимается совершенствованием модели физкуль-турно-спортивной деятельности, ведёт поиск её эффективного управления и организации с учётом структурных изменений в университете (образованием институтов, упразднением факультетов).

В настоящее время инновационному развитию должен способствовать новый статус МГСУ как Национального исследовательского университета, который предполагает более высокий уровень научно-исследовательской работы, внедрение её результатов в учебный процесс, привлечением молодых специалистов, подготовка которых велась с инновационным развитием, а также повышение квалификации имеющихся кадров по новым современным программам.

Недостаточный научный уровень, отсутствие желания или возможности (необходимость подработки из-за низкой оплаты труда и т.п.) заниматься исследовательской работой, создавать новое отмечается у большинства преподавателей. Это приводит к тому, что обучение студентов порой продолжается по старым технологиям и не каждая исследование доводится до инновационного уровня.

Для дальнейшего инновационного развития кафедре кроме наличия интеллектуального потенциала необходим внутренний спрос и заказ на научно-исследовательские разработки, необходимые университету. В настоящее время разработки кафедры по профессиональной психофизической готовности выпускников МГСУ, мониторингу физического здоровья, психофизической и функциональной подготовленности практически не востребованы нашим университетом. Руководством университета не учитывается психофизический потенциал («качество» выпускников) в подготовке конкурентоспособных специалистов, что в свою очередь, не способствует продолжению этих исследований.

По сути кафедра работает в автономном режиме.

В статье использовались материалы авторов.

Ключевые слова: профессиональная психофизическая подготовка, здоровьесбережение, адаптация, инновационное развитие, повышение квалификации, оздоровительные технологии

Key words: professional psychophysical preparation, health keeping, adaptation, innovative development, improvement of professional skill, improving technologies

sattarova@mgsu.ru 8-499-188-03-04

Рецензент: Зуев С. H., д. п. н., профессор, РТА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.