количеству завоеванных медалей различного достоинства.
Следующий этап развития системы соревнований МФФ связан с созданием нового турнира «Champions Cup», который впервые должен быть проведен в октябре 2011 года (Чехия). В турнире будут участвовать шесть мужских и шесть женских команд.
В число участников, разыгрывающих Чемпионский Кубок, будут включены команды - победители 4-х ведущих национальных флорбольных первенств, действующий обладатель Кубка Европейских Чемпионов, а также команда, занявшая второе место в чемпионате той страны, в которой будет проводиться турнир. Этот кубок займет ведущее положение в системе соревнований ведущих клубных европейских команд. По задумкам МФФ проведение данного турнира позволит вывести на новый качественный уровень развитие клубного европейского флорбола.
ВЫВОДЫ
В результате исследования получены данные характеризующие основные этапы развития и становления Кубка Европейских Чемпионов. Выявлены победители и призеры главного официального европейского турнира среди клубных команд. Определены основные направления модернизации системы соревнований среди лучших клубных команд Европы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков, А.В. Анализ игр чемпионатов мира по флорболу среди женских и мужских команд (1996-2009) : история, статистика, результативность, рейтинг / А.В. Быков, Л.Н. Сутугина, Н.А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 19-23.
2. Быков, А. В. Технико-тактические показатели игроков различных амплуа во флорболе / А.В. Быков, Л.Н. Сутугина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 5-10.
3. Быков, А.В. Характеристика матчей финальных турниров кубка европейских чемпионов по флорболу / А.В. Быков, Л.Н. Сутугина, Н.А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 20-23.
Контактная информация: floorball@list.ru
УДК 796.07; 796.034.2
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты состояния здоровья дошкольников, а также отношение родителей к здоровью своих детей. Обозначена необходимость взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам сохранения здоровья детей.
Ключевые слова: дошкольники, здоровье, заболеваемость, дошкольное учреждение, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN THE PRESCHOOL INSTITUTION AND PARENTS ON IMPROVEMENT THE CHILDREN'S HEALTH
Tatyana Vadimovna Volosnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of health condition of preschool children, and also the relation of parents to health of the children. Necessity of interaction of preschool institution and family with the aim of preservation of children’s health has been designated.
Keywords: preschool children, health, morbidity, preschool institution, preschool institution and family interaction.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема содружества детского сада и семьи является не новой. На современном этапе она носит творческий характер; при ее решении делается акцент на дифференцированный подход к каждой семье [1-6]. Сегодня дошкольные учреждения, опираясь на новые правовые, психолого-педагогические, методические и нормативные документы, находятся в поиске путей оказания педагогической помощи семьям воспитанников. Родители становятся полноценными участниками воспитательнообразовательного процесса, и рассматриваются как непосредственные заказчики и потребители. Как отмечается в [1,4,5,9,10,14,16], содержание и формы работы с семьей в дошкольном учреждении отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях (педагогических, медицинских, правовых и др.).
В современном обществе постоянно повышаются требования к образовательному уровню подрастающего поколения. Эти тенденции находят свое отражение в процессах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако программы дошкольных учреждений, нацеленные на гармоничное развитие ребенка, должны, в первую очередь, предусматривать создание условий для формирования и укрепления его здоровья.
В то же время, опыт работы свидетельствует, что самая совершенная организация деятельности детей в дошкольном учреждении не способна полностью решить задачи укрепления их здоровья без активного участия родителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты наших исследований [2,3], а также исследований других авторов [5,6,7,811,13] показали, что родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для обеспечения ребенку нормального развития и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами:
1) незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные особенности;
2) неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком;
3) недостаточным владением двигательными умениями;
4) неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.
Современное дошкольное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья детей в семье. Эта помощь может быть выражена в различных формах взаимодействия: организация совместных физкультурных занятий родителей и детей, индивидуальные и групповые консультации для родителей, обследование состояния здоровья детей и т.п.
Правильно организованная работа по оздоровлению детей дошкольного возраста из групп риска способствует снижению заболеваемости, профилактике развития у детей хронической патологии.
Возможность организации профилактической работы изучалась нами на базе дошкольного учреждения № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали родители детей, посещающих ясельные группы (возраст детей от 2 до 3 дет). Всего было обследованы 32 семьи.
При определении риска хронической патологии у детей использовались таблицы индивидуального прогнозирования, разработанные М.В. Рубцовым [12]. В них против каждой градации факторов указаны значения прогностических коэффициентов с учетом направленности влияния. Знак «+» означает, что данная градация фактора оказывает благоприятное влияние. Знак «-» свидетельствует о негативном воздействии. Процедура индивидуального прогнозирования степени риска частых заболеваний у ребёнка заключается в сложении значений прогностических коэффициентов. В соответствии с полученным результатом ребёнок относится к определенной группе риска.
Таблицы разработаны для определения риска возникновения 4 видов патологий: 1) органов дыхания; 2) системы кровообращения; 3) органов пищеварения; 4) мочеполовой системы.
В соответствии с полученными данными, выделяются четыре группы прогноза: I - благоприятного прогноза; II - угрожаемые по развитию хронических болезней органов пищеварения; III - повышенного риска; IV - высокого риска.
Для каждой группы заболеваний разработаны отдельные показатели определения этих групп. Например, для приведенной таблицы болезней органов пищеварения эти показатели будут соответственно: I - от 0,1 до 8,4; II - от -0,1 до -8,4; III - от -8,5 до -16,9; IV - от -17,0 до -25,2.
В связи с тем, что в таблицах для различных заболеваний повторяется ряд факторов, нами была разработана единая таблица, которая объединила все факторы. С целью объективизации получаемых данных при предъявлении ее родителям в ней не указывались расчетные коэффициенты.
После получения информации, результаты разносились по четырем таблицам, и определялся прогноз возможности хронических заболеваний для каждого ребенка.
Результаты исследования показали, что только у 12,5% детей был определен благоприятный прогноз (I группа), в остальных 87,5% случаев у детей была определена II группа - угроза возникновения хронических заболеваний. III и IV группы прогнозов (повышенного и высокого риска) не встречались.
Следует отметить, что у многих детей такой прогноз угрозы возникновения хронических заболеваний сочетался по двум, трем и даже четырем группам заболеваний (рис. 1).
31,3
18,7
21,9
15,6 12,5
□ благоприятный прогноз □ по одной группе болезней
□ по двум группам болезней П по трем группам болезней
□ по четырем группам болезней
Рис. 1. Распределение детей по сочетанию прогнозов угрозы возникновения хронических заболеваний в %
Полученные результаты (рис. 2) свидетельствуют, что у обследованных детей раннего возраста наиболее часто встречается угроза возникновения заболеваний органов дыхания (68,8%). Это объясняется тем, что дошкольное учреждение посещают часто болеющие дети, которые подвержены острым респираторным заболеваниям.
болезни мочеполовой системы
болезни органов пищеварения
болезни системы кровообращения
болезни органов дыхания
20 30 40 50 60 70 80
Рис. 2. Частота встречаемости прогнозов угрозы возникновения хронических заболеваний различных групп (II группа) в %
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты позволили разработать индивидуальные рекомендации по профилактике хронических заболеваний у детей раннего возраста. Проведенное исследование показало возможность организации начальных этапов профилактической работы с родителями на базе дошкольного учреждения.
В настоящее время назрела необходимость создания системы управление здоровьем детей с целью предупреждения развития у них хронических заболеваний. Работа по предупреждению развития хронических заболеваний среди детей дошкольного возраста может быть организована в дошкольном учреждении. На первом этапе этой работы необходимо получить от родителей информацию о факторах риска здоровью детей, чтобы спланировать необходимые профилактические и коррекционные мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вершинин, М. А. Методика комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / М. А. Вершинин, Д.В. Решетов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 16-20.
2. Волосникова, Т.В. Управление оздоровлением детей в дошкольном учреждении / Т.В. Волосникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 10 (68). - С. 23-28.
3. Волосникова, Т.В. Формирование здоровья ребенка в процессе семейного, дошкольного и начального школьного образования / Т.В. Волосникова, С.О. Филиппова, А.М. Демиденко // Теория и практика образования в области физической культуры : сб. науч.-метод. работ / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2001. - С. 121131.
4. Горелов, А. А. Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников / А.А. Горелов, В.М. Немеровский, Е.В. Говердовская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 19-23.
5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112 с.
6. Кутузова, И.А. Диалоги с семьей // Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. - СПб. : ЦПИ, 2001. - С. 30-33.
7. Меняйлова, И. Н. Методика взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений и родителей по вопросам формирования физической культуры детей ясельного возраста / И. Н. Меняйлова // Ученые записки университета име-
ни П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 51-59.
8. Мухина, М.П. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии / М.П. Мухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 61-65.
9. Немеровский, В.М. Игро- и психогимнастика в развитии двигательнопознавательной сферы детей 5-6 лет в условиях ДОУ и семьи / В.М. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 81-85.
10. Немеровский, В.М. Педагогические условия формирования физкультурной и социокультурной модели «педагог-ребенок-семья» / В.М. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 67-70.
11. Панфилова, Т.Ю. Состояние здоровья детей, выросших в период социальноэкономического кризиса : автореф. дис... канд. мед. наук / Панфилова Т.Ю. - СПб., 2003. - 19 с.
12. Рубцов, М.В. Факторы риска, индивидуальное прогнозирование и профилактика хронических заболеваний у детей дошкольного возраста : автореф. дис. канд. мед. наук / Рубцов М.В. - М., 2003. - 25 с.
13. Физкультурная образованность родителей детей дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности / А.В. Сычев, С.Д. Антонюк, В.А. Гриднев, С. А. Королев. // Физическая культура. - 2004. - № 2 С. 14-18.
14. Финогенова, Н.В. Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (43). - С. 103-106.
15. Целыковская, Н.Ю. Оценка влияния комплекса социальных, гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья дошкольников г. Москвы : автореф. дис. канд. мед. наук / Целыковская Н.Ю. - М., 2000. - 24 с.
16. Черкашин, В.П. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе / В.П. Черкашин, Н.П. Финогенова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 103-107.
Контактная информация: vtv139@mail.ru
УДК 378
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
(ФИНЭК),
Дмитрий Николаевич Давиденко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Ким Джон Кил, доцент,
Университет Енг-Ин (Сеул, Южная Корея)
Аннотация
В статье рассматривается задача создания индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов, основанная на современных тенденциях формирования общих и частных профессиональных компетенций.
Ключевые слова: физическое развитие, студент, профессиональные компетенции, обра-