УДК 323 (470 + 571) ББК 66.3 (2 Рос.)
С.В. Мясников
«лесная» педагогика и детско-юношеская рекреация как фактор государственной лесной политики России
Стратегия государственной лесной политики должна соответствовать целям социального государства. Важный фактор развития государственной лесной политики -«лесная» педагогика и детско-юношеская рекреация. Благодаря активному целенаправленному контакту детей и подростков с лесом происходит формирование экологической культуры. Проектирование лесной политики в России должно происходить с учетом интересов молодежи.
Ключевые слова:
государственная лесная политика, лесная педагогика, лесная рекреация, политическое проектирование, социальное государство, стратегия развития, экологическая культура.
В 2013 г. в лесном секторе Российской Федерации произошли очень значимые события. Работа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) по ряду важных направлений деятельности была признана неудовлетворительной. Высшее руководство российского государства в лице президента и правительства подвергло Рослес-хоз жесткой конструктивной критике. Его руководитель В.Н. Масляков был снят со своего поста. Рослесхоз был переподчинен (снова) Министерству природных ресурсов и экологии РФ. Одним из главных системных недостатков в деятельности Рослесхоза до этого времени по общему признанию является отсутствие четкой скоординированной государственной лесной политики отвечающей современным реалиям [8].
На этом фоне возобновилась с новой силой общественно-государственная дискуссия по определению общей стратегии развития национальной лесной отрасли. Сотрудники Рослесхоза совместно с участниками инициативной экспертной группы одной из ведущих общественных некоммерческих организаций российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) представили на публичное обсуждение проект основ государственной лесной политики, в котором предлагается ряд радикальных мер по реформированию лесной отрасли России [10].
Однако некоторые исключительно общественно значимые с точки зрения общества аспекты пока не нашли должного внимания и освещения в данном документе и вообще в отечественных публичных дискуссиях соответствующих специалистов-практиков, экспертов лесной отрасли, среди представителей российского научного сообщества.
В частности, на наш взгляд, в недостаточной степени сегодня в российском обществе обсуждается новая стратегия рекреационной лесной политики и тесно связанные с ней аспекты государственной детско-юношеской политики и потенциальные возможности отечественной «лесной» педагогики.
Внимание к «лесной» педагогике в нашей стране имеет традиционный характер. Так, например, большой интерес к «лесной» педагогике проявляли в СССР еще с 20-х гг. XX в. Правда, тогда это направление в педагогической науке называли преимущественно лесной педологией. А под педологией (термин введен в науку американским исследователем О. Крисменом) имели в виду курс в науке (зарубежные исследователи: Г.С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер; советские исследователи: А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский), ставивший своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребенка. Сейчас уже это термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение [9]. Однако, сама идея соединения педагогики и лесной тематики сегодня, на наш взгляд, имеет полное право на существование.
Важнейшим аспектом государственной лесной политики является и вопрос о детской рекреации. Рекреация - это комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека [11]. Лес - важнейший ресурс детско- ° юношеской рекреации в России. о
Для социального государства пробле- ^ мы детства и юношества всегда приори- О
тетны. Так, в частности, Н.В. Уханова в научно-практическом комментарии к Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» пишет: «детство - это важнейший этап жизни, когда человек приобретает знания, опыт, навыки и умения, необходимые ему для дальнейшей жизнедеятельности в обществе других людей. В детстве закладывается характер и привычки человека, складывается образ его жизни, которые очень трудно изменить в зрелом возрасте. В детстве также человек получает свое физическое развитие, укрепляет свое здоровье» [13, с. 5].
Обсуждение сегодня этой темы имеет достаточно веские социальные основания. Она представляется исключительно злободневной и актуальной. В этой связи следует отметить богатый советский «багаж» практических знаний и опыта по осуществлению детской «лесной» педагогики и рекреации как важнейшего компонента современной государственной политики детства. До сих пор россияне продолжают использовать огромную сеть детско-юношеских лагерей, баз, оздоровительных комплексов, профилакториев расположенных в лесной зоне в разных регионах России.
Но сегодня, в ходе перехода государства от плановой экономики к рыночной, к большому сожалению, огромное количество таких ценных объектов, ранее находившихся на балансе профсоюзов и государственных промышленных предприятий, из-за бездумной приватизации и бесхозяйственности были безвозвратно утрачены и продолжают уничтожаться и в наши дни. Поэтому обратить внимание на это сегодня, предпринять действия по решению данных проблем - важный граж-данско-нравственный шаг.
Принципиально вернуть современному молодому поколению в России, в духе ранее существовавших советских традиций, разумеется, без какого-то прокоммунистического идеологического обоснования, полноценное право и реальную возможность на массовое воплощение «лесного» детства и юности. Ведь многие сограждане согласятся с мыслью, что у детской «лесной» педагогики и рекреации, фактически, имеется неисчерпаемый потенциал развития. И, прежде всего, - в плане практического дополнительного образования, формирования высокой экологической культуры.
Например, во многих государственных средних школах крайне формализовано трудовое обучение. В результате очень низко упало качество получаемых знаний,
умений и навыков учащимися по предмету «Труд». Это очень мешает при вступлении во взрослую жизнь. Обоснованным был бы в этой связи перенос некоторой части школьного учебного процесса на детские лесные площадки (объекты). Возможно, что для самих ребят это было бы гораздо увлекательней и интересней.
Здесь много можно сделать и в плане настоящего, не формализованного школьно-урочными рамками патриотического воспитания. Как не в условиях леса, вблизи с природой в детском, юношеском сознании может наилучшим образом найтись правильный ответ на важный риторический вопрос «С чего начинается Родина?»?
А сколько ценного может дать лес для подрастающего поколения в плане гармоничного физического и психоэмоционального развития преимущественно урбанизированной российской молодежи? По нашему мнению, лес (с его насыщенным фитонцидами воздухом) - это самое идеальное место для разгрузки психики современного ребенка от интенсивного ритма городской жизни, от соблазнов телевидения, компьютерных игр и Интернета.
Немаловажно, например, ребенку-рек-реанту с точки зрения необходимости практического познания биологии, непосредственного знакомства с природной средой иногда поиграть не с пластмассовой игрушкой с сомнительными экологическими свойствами и имеющей порой специфичный запах, а с лесной веткой, палкой или шишками. Думаю, что при правильном подходе второй вариант будет безопаснее для здоровья. Ведь желание, пишет Е.А. Чекмарева, намерение поправить здоровье отражает не столько самочувствие человека, сколько отношение к собственному здоровью, признание его ценности [15, с. 59].
На эту тему можно привести примеры удачного зарубежного опыта. Эколог из Хельсинского университета И. Хански показал, как успешно на практике реализуют «лесную» педагогику в финском поселке Тарья. Он пишет: «дети любят лазить по невысоким скалам и деревьям, ползать по лесной подстилке, находить что-нибудь неизвестное, а летом есть ягоды голубики. Но чаще всего они самостоятельно строят шалаш из сучьев, елового лапника и любого другого материала, который здесь можно найти. Они также расширяют старые шалаши или разбирают их, чтобы перенести на новое место... Детей учат не причинять вреда деревьям, не мусорить в лесу - ведь это их собственный лес. Целый день, играя в лесу, дети прекрасно развивают инициативу, моторные навыки, и при этом
получать огромное удовольствие. Можно надеяться, что у этих детей на всю жизнь останется чувство любви к природе» [14, с. 297-298].
В современной России вопросы развития, воспитания подрастающего поколения представляют сегодня исключительную значимость. Российская система образования испытывает нелегкий период реформирования. Сейчас в стране идет полным ходом школьная реформа, меняются старые базовые установки и традиции, параллельно кардинально реформируется и высшая школа. Все это вызвано потребностями времени, процессами в экономике, оптимизацией государственного управления и финансирования. Но на этом фоне нельзя забывать и о том, что сегодняшняя молодежь не только стремиться к обретению максимального полезного числа знаний, умений и навыков, которые позволяют достичь успехов во взрослой жизни. Молодые люди берут на себя определенное бремя ответственности в отношении леса, за бережное сохранение окружающей природной среды для будущих поколений. А где они этому могут лучше научиться, как не в контакте непосредственно с самой живой природой, например, в условиях леса именно с детского возраста?
Ведь не случайно А.А. Луцкевич в предисловии к первому русскому изданию книги основателя скаутского движения Р. Баден-Пауэла отмечает, что «для детей важны благородные идеи любви к своему отечеству и к ближним, и что все воспитание должно вестись разумно, в духе развития частной инициативы, ловкости, смелости, практичности. Закаляя здоровье и развивая физически и нравственно каждого «отдельного» человека, рекомендуемый им метод воспитания, имеет своей конечной целью сделать его полезным для родины, которая нуждается в помощи своих лучших сынов - этих «разведчиков» государства!» [1, с. 5-12].
Многие считают, что в современных условиях именно единство человека и природы является основным элементом системы отношений человека к миру. Поскольку эта связь имеет общечеловеческое значение, то есть этот путь видится и средством решения социальных проблем [6, с. 9].
Современные задачи в педагогике предусматривают не только высокоинтеллектуальное развитие личности в соответствии с растущими потребностями общества и хозяйства. Важнейшим компонентом формирования мировоззрения молодых людей должно быть всестороннее экологическое знание. Лучшим
подспорьем в этой связи может служить учение выдающего российского ученого В.И. Вернадского о ноосфере [4]. Причем экологические знания юного поколения не должны иметь поверхностный, сугубо теоретический характер, они, скорее всего, в жизни не могут быть эффективными и результативными на практике. Детям важно войти непосредственно в контакт с «лабораторией» живой лесной природы. Один любитель природы сказал: «деревья - те же люди, только не столь совершенные», и справедливость этого изречения день ото дня становится все ясней. Все живое обладает силой и способностями - различие только в степени обладания этими качествами» [12, с. 12].
По нашему мнению, сегодня интересны и старые советские педагогические установки на разумное гармоничное сочетание труда, учебы и отдыха в период школьных каникул. Это может быть полезно для развития современной лесной педагогики в России.
Важно всегда обращать внимание на то, что лес является не только ценным кладом древесных и недревесных продуктов, а также важнейшей экосистемой страны. Лес - это важнейший источник чистого воздуха, биорегулятор влаги, флоры и фауны. Причем у России в этом отношении на планете глобальная миссия. Россия является самой крупной лесной державой в мире, ее запасы составляют более 800 000 га. Лес занимает около 45% территории нашей страны и составляет около 24% запасов всей планеты. Но эти цифры не должны вводить в заблуждение, что запасы леса у нас почти безграничны, это, по меньшей мере, не разумно [7].
Таким образом, не развивая и не реализуя «лесную» педагогику на практике, не поднимая общую экологическую культуру, не готовя будущих потенциальных защитников и хранителей леса в лице молодежи, мы в определенной мере обрекаем нашу земную цивилизацию на грядущую экологическую катастрофу.
Логично предположить, что сегодня в процесс активного обсуждения государственной лесной политики должно включиться и российское министерство образования, а также региональные органы управления образованием. На наш взгляд, правительству РФ необходимо создать специальную комиссию по «лесной» педагогике и рекреации. Причем важно включить в ее состав широкий круг лиц, не только авторитетных ученых - педагогов, психологов, врачей, но и лесоводов, экологов, и даже представителей Министерства обо-
3 ю О
роны, компетентных в вопросах военно-патриотического воспитания. Результаты работы данной комиссии должны быть обязательно учтены при определении стратегии проведения государственной лесной политики. Кроме того, достойное финансирование инициатив комиссии в рамках реализации государственной лесной политики, представляются с общественной точки зрения исключительно важными.
Огромная деятельность в этом направлении могла быть осуществлена руководителями регионов, а также мэрами крупных городов, которые управляют значительным лесным рекреационным массивом. Благодаря их энергии и инициативе в обозримом будущем уже можно будет увидеть позитивные результаты.
Большую работу могут провести в области развития детско-юношеской рекреации и педагогики российские парламентарии. Так, в частности, с их стороны возможны интересные законодательные инициативы, предполагающие ряд соответствующих поправок в действующий Лесной кодекс РФ. Изменения и дополнения лесного законодательства могли бы касаться неких дополнительных обязательств в отношении лесных арендаторов, на арендных лесных участках которых, или непосредственно рядом с ними уже расположены, или возможно будут расположены детско-юношеские рекреационные зоны. Вероятно, новые законодательные механизмы в лесном секторе должны как-то быть направлены на стимулирование реализации на практике этих задач.
Параллельно в рамках своей компетенции большую законодательную работу в этом направлении, вероятно, проведут и парламентарии «лесных» регионов.
Вполне назрела сегодня в обществе как акт социальной справедливости и идея частичного пересмотра некоторых результатов «варварской» приватизации детско-юношеских объектов недвижимости в лесной рекреационной зоне. Пора представителям власти серьезно взяться за работу в этом направлении и очистить повсеместно рекреационные леса и прилегающие к ним озера и реки от ведомственных, корпоративных вилл, подпольных игорных домов и т.п.
Задача эта исключительно сложная. Она требует определенного мужества, отваги, твердой гражданской позиции. Ее решение в определенной мере могло бы взять на себя российское журналистское сообщество. Благодаря публичному обнародованию этих негативных фактов в
средствах масс-медиа, эту распространенную во всей России негативную тенденцию удалось бы свести к значительному минимуму. В немалой степени этому может позитивно способствовать и социально-активная блогосфера в Интернете.
На фоне такой целенаправленной борьбы за рекреационные леса, вероятно, усилится контроль и со стороны правоохранительных органов, выявленные противоправные деяния будут наказываться в соответствии с действующим законодательством, что, безусловно, можно будет рассматривать как положительное явление.
Важную роль в развитии детско-юношеского вектора лесной политики в России может сыграть и крупный частный бизнес. Прежде всего, в рамках целенаправленной благотворительной деятельности. По мнению А.Г. Дугина, крупный частный бизнес должен научиться рассматривать страну и народ как важнейший элемент своей собственной экономической стратегии, не просто как количественный материальный элемент (наемную рабочую силу и затратную часть), но как «жизненную среду» всего цикла хозяйствования. Это означает, экономическая деятельность олигархических структур должна была бы мыслиться как протекающая в конкретном социальном контексте, ответственность за гармонизацию которого несет не только государство, но и сам этот бизнес [5, с. 435].
Разумеется, большую работу по организации детско-юношеского лесного образования и отдыха могут провести и представители высшей и средне-профессиональной педагогической школы России. Опираясь на широкую методологию и традиции пионерского и скаутского движения, а также на последние достижения современной педагогической мысли работники педагогических вузов и училищ могли бы принять действенное участие в организации более масштабной работы по подготовке студенческих кадров вожатых и воспитателей.
Определенный потенциал возможностей в плане развития детской «лесной» рекреации и педагогики могли бы реализовать муниципальные власти. Однако, как справедливо замечают Е.М. Бухвальд и В.Н. Федоткин, в условиях слабости финансовой базы большинства российских муниципалитетов фактическое огосударствление институтов муниципальной собственности можно было бы даже признать необходимым шагом в интересах общей работоспособности муниципальных учреждений, прежде всего, социального характера [3, с. 159].
Без учета отмеченных факторов вряд ли современному российскому государству и обществу удастся полноценно реализовать государственную лесную политику. Как пишет в этой связи Н.М. Большаков, «лесная политика будущего должна определяться социальностью целей как на межнациональном (глобальном), так и на национальном (государственном), а также локальном (местном) уровнях, которая невозможна без возрастания рациональности и качества мышлении человека. Для этого необходим анализ, изучение и обобщение реалий существующего состояния лесной политики, выработка и обоснование необходимых в ней изменений» [2, с. 3].
Таким образом, следует вывод о том, что современная лесная политика в России имеет большую социальную составляющую. Решая необходимые экономические задачи глобального и национального характера в ходе хозяйственной деятельности лесопромышленного комплекса, государство не в праве забывать о существующих в этой связи социальных приоритетах. И, вероятно, главными соци-
альными приоритетами сегодня в рамках лесной политики являются благополучное развитие, воспитание, обучение подрастающего поколения российских граждан и сохранение, организация защиты лесной природы.
Важным моментом в ходе проектирования общей стратегии современной государственной лесной политики России является создание возможности для широкой общественной дискуссии о целях, задачах и способах ее реализации на практике с учетом интересов большей части российского общества. При этом необходимо преодолеть узковедомственный и узкопрофессиональный характер обсуждения масштабного круга вопросов связанного с лесной политикой.
Добиться успеха в процессе разработки новой государственной лесной политики в России, способной эффективно учитывать гуманитарные аспекты действительности, на мой взгляд, можно за счет осуществления основательного политического проектирования. Большой вклад в это могут сделать и представители российской политической науки.
Список литературы:
[1] Баден-Пауэл Р. Настольная книга скаута / Пер. с англ. - М: Русская книга, 2001. - 368 с.
[2] Большаков Н.М. Лесная политика в постиндустриальной экономике. - Сыктывкар: СЛИ, 2007. -224 с.
[3] Бухвальд Е.М. и Федоткин В.Н. Муниципальная реформа и социально-экономическое развитие территорий. - М.: Институт экономики РАН, 2010. - 285 с.
[4] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 576 с.
[5] Дугин А.Г. Конец экономики. - СПб.: Амфора, 2010. - 479 с.
[6] История, теория и практика скаутинга. Программы: документы и материалы / Сост. Ю.В. Кудря-шов. - Архангельск, МИИЦ, 1993. - 159 с.
[7] Леса России. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.lesa-rossii.ru
[8] Медведев отправил в отставку главу Рослесхоза Маслякова, назначен В. Лебедев. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.mk.ru/politics/russia/news/2013/04/15/
[9] Педология. - Интернет-ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org
[10] Проект лесной политики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.rosleshoz.gov.ru/activity/politics/ docs/projects/0
[11] Рекреация. - Интернет-ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia/ org
[12] Родвей Д. Леса и воды / Пер. с англ. - Изд. 2-е. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 216 с.
[13] Уханова Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный). - М.: «Деловой двор», 2010. - 144 с.
[14] Хански И. Ускользающий мир: Экологические последствия утраты местообитаний / Пер. с англ. -М.: Т-во науч. изд. КМК, 2010. - 340 с.
[15] Чекмарева Е.А. Некоторые детерминанты спроса на оздоровительный туризм в регионе // Проблемы развития территории. - Вологда, 2011. - Вып. 2. - С. 54-63.
3 ю О