Научная статья на тему 'Противоречия экономических интересов государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в лесном хозяйстве'

Противоречия экономических интересов государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в лесном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
5706
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / FORESTRY / ЛЕСНОЙ СЕКТОР / FOREST SECTOR / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / FOREST RESOURCES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / FOREST USE / АРЕНДА / LEASE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Зиновьева Ирина Станиславовна, Бао Шанянь

Увеличение предпринимательской активности является актуальной управленческой задачей обеспечения эффективного функционирования и развития лесного сектора региона и страны в целом. Именно с введением нового Лесного кодекса предприниматели в лесном хозяйстве стали основным опорным инструментом в осуществлении лесохозяйственного производства. Однако проведенные исследования показали, что малому и среднему предпринимательству в лесном хозяйстве приходится преодолевать существенные трудности, связанные с особенностями производства лесной продукции (длительный срок лесовыращивания), постоянным наличием неопределенностей как следствия влияния природно-климатических факторов, и, конечно, с монополией государства на лесные ресурсы. Подчеркивается, что малых предприятий в сфере использования недревесных лесных ресурсов крайне мало, ввиду того, что аренда в этом случае не получила широкого распространения. В статье рассмотрены интересы государства, лесопользователей, переработчиков древесины, экологов, населения в сфере лесных отношений. Специфика структуры экономических интересов в современном мире определена нарастающим значением экономического интереса государства, являющегося основой национального интереса. Выявлен целый ряд проблем, препятствующих эффективной предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве. Сделан вывод об отсутствии баланса интересов государства как собственника лесов и частного бизнеса (лесопользователей). Подчеркивается рост недоимок по уплачиваемым платежам за лесопользование. Определены противоречия в системе экономических интересов субъектов лесных отношений, препятствующие развитию предпринимательства и реализации государственной политики в системе лесного хозяйства. Сделан вывод о необходимости целенаправленного последовательного совершенствования политики согласования экономических интересов в лесном хозяйстве на региональном и федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Зиновьева Ирина Станиславовна, Бао Шанянь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS OF ECONOMIC INTERESTS OF THE STATE AND SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES, OPERATING IN THE FORESTRY

Increase in entrepreneurial activity is an urgent management task to ensure the effective operation and development of the forest sector in the region and the country as a whole. It is obvious that with the introduction of the new Forest Code entrepreneurs in the forestry sector have become the main reference tool in the implementation of forestry production. However, research has shown that small and medium-sized businesses in the forestry sector has to overcome significant challenges associated with the characteristics of production of forest products (long-term forest cultivation), the constant presence of uncertainty as a consequence of the influence of climatic factors, and, of course, with the state monopoly on forest resources. It is emphasized that small businesses in the use of non-timber forest resources is extremely small, due to the fact that the lease in this case is not widespread. The article describes the interests of the state, forest managers, wood processors, environmentalists, population in the field of forest relations. Specific structure of economic interests in the modern world is defined by progressive importance of economic interests of the state, which is the basis of national interest. Number of obstacles to effective entrepreneurship in forestry is identified. It was concluded that there was a balance of interests of the state as the owner of forests and private business (forest users). Growth of arrears payable on payments for forest use is emphasized. Contradictions in the economic interests of forest relations are defined impeding business development and implementation of state policy in the forestry sector. Conclusion about necessity of purposeful continuous improvement policy coordination of economic interests in the forestry sector at the regional and federal level is made.

Текст научной работы на тему «Противоречия экономических интересов государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в лесном хозяйстве»

Менеджмент. Экономика. Организация

DOI: 10.12737/6310 УДК 630*61

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА

И СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

доктор экономических наук, профессор С. С. Морковина1 кандидат экономических наук, доцент И. С. Зиновьева1

Бао Шанянь1

1 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»,

г. Воронеж, Российская Федерация

Увеличение предпринимательской активности является актуальной управленческой задачей обеспечения эффективного функционирования и развития лесного сектора региона и страны в целом. Именно с введением нового Лесного кодекса предприниматели в лесном хозяйстве стали основным опорным инструментом в осуществлении лесохозяйственного производства. Однако проведенные исследования показали, что малому и среднему предпринимательству в лесном хозяйстве приходится преодолевать существенные трудности, связанные с особенностями производства лесной продукции (длительный срок лесовыращивания), постоянным наличием неопределенностей как следствия влияния природно-климатических факторов, и, конечно, с монополией государства на лесные ресурсы. Подчеркивается, что малых предприятий в сфере использования недревесных лесных ресурсов крайне мало, ввиду того, что аренда в этом случае не получила широкого распространения. В статье рассмотрены интересы государства, лесопользователей, переработчиков древесины, экологов, населения в сфере лесных отношений. Специфика структуры экономических интересов в современном мире определена нарастающим значением экономического интереса государства, являющегося основой национального интереса. Выявлен целый ряд проблем, препятствующих эффективной предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве. Сделан вывод об отсутствии баланса интересов государства как собственника лесов и частного бизнеса (лесопользователей). Подчеркивается рост недоимок по уплачиваемым платежам за лесопользование. Определены противоречия в системе экономических интересов субъектов лесных отношений, препятствующие развитию предпринимательства и реализации государственной политики в системе лесного хозяйства. Сделан вывод о необходимости целенаправленного последовательного совершенствования политики согласования экономических интересов в лесном хозяйстве на региональном и федеральном уровне.

Ключевые слова: лесное хозяйство, лесной сектор, лесные ресурсы, предпринимательство, лесопользование, аренда.

Лесотехнический журнал 3/2014

303

Менеджмент. Экономика. Организация

CONTRADICTIONS OF ECONOMIC INTERESTS OF THE STATE AND SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES, OPERATING IN THE FORESTRY

DSc in Economics, Professor S. S. Morkovina1 PhD in Economics, Associate Professor I. S. Zinovieva1 Bao Shanyan1

1 - FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies»,

Voronezh, Russian Federation

Abstract

Increase in entrepreneurial activity is an urgent management task to ensure the effective operation and development of the forest sector in the region and the country as a whole. It is obvious that with the introduction of the new Forest Code entrepreneurs in the forestry sector have become the main reference tool in the implementation of forestry production. However, research has shown that small and mediumsized businesses in the forestry sector has to overcome significant challenges associated with the characteristics of production of forest products (long-term forest cultivation), the constant presence of uncertainty as a consequence of the influence of climatic factors, and, of course, with the state monopoly on forest resources. It is emphasized that small businesses in the use of non-timber forest resources is extremely small, due to the fact that the lease in this case is not widespread. The article describes the interests of the state, forest managers, wood processors, environmentalists, population in the field of forest relations. Specific structure of economic interests in the modern world is defined by progressive importance of economic interests of the state, which is the basis of national interest. Number of obstacles to effective entrepreneurship in forestry is identified. It was concluded that there was a balance of interests of the state as the owner of forests and private business (forest users). Growth of arrears payable on payments for forest use is emphasized. Contradictions in the economic interests of forest relations are defined impeding business development and implementation of state policy in the forestry sector. Conclusion about necessity of purposeful continuous improvement policy coordination of economic interests in the forestry sector at the regional and federal level is made.

Keywords: forestry, forest sector, forest resources, entrepreneurship, forest use, lease.

Экономические отношения в системе лесного хозяйства проявляются непосредственно через взаимодействие экономических интересов отдельных субъектов -собственника лесов (государства) и частного бизнеса (арендаторов).

Проблема обеспечения устойчивого экономического роста экономики любой страны связана с повышением эффективности управления развитием ее секторов. В

304

основе управления лесами и реализации интересов субъектов лесных отношений лежит лесное законодательство. На федеральном уровне законодательство в сфере лесных отношений основывается на Конституции РФ и Лесном кодексе, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации; на региональном уровне это Законы регионов, которые регулируют отдельные лесные отношения, возникающие

Лесотехнический журнал 3/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

в связи с использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.

Нельзя не отметить, что за последние 15 лет лесное законодательство принципиально менялось трижды (в 1993 г. были приняты Основы лесного законодательства, в 1997 г. - Лесной кодекс РФ, в 2006 г. - новый Лесной кодекс РФ).

В отличие от существующего ранее, действующий Лесной кодекс РФ [1] имеет существенные особенности, ввиду того, что закрепил заявительный порядок предоставления права лесопользования: арендатору предоставлено право на основании договора аренды разрабатывать проект освоения, планировать осуществление заготовки, а затем подавать декларацию. Это принципиальная позиция российского Лесного кодекса, которая основана на разделении систем управления и использования лесов: арендатор вправе сам принимать решение, а контроль осуществляют органы лесного хозяйства.

В то же время эти положения неоднозначно оцениваются специалистами, высказываются и предложения о возврате к

разрешительному порядку предоставления права лесопользования.

Тем не менее, реформирование Лесного кодекса (2006 г.) и последующее разделение производственной и управленческой функций в системе лесного хозяйства привело к необходимости перехода всего лесохозяйственного производства в сферу предпринимательства. Предприниматели согласно лесному законодательству стали полноправными участниками лесных отношений, осуществляющими конкурентную борьбу за право аренды лесных участков или лесопользование.

На наш взгляд реформирование Лесного Кодекса РФ открыло новые возможности для перехода лесного хозяйства на путь развития лесного предпринимательства и развитие последнего. Только за четыре года после реформ в аренду было передано свыше 160 млн га лесных участков, что во многом отражает растущий интерес в предпринимательской сфере к лесному сектору экономики (рис. 1).

Однако введенная Лесным кодексом РФ процедура заключения договора арен-

180

160

140

120

100

80

60

40

20

0

2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Площадь лесного фонда, переданная в аренду, млн. га (аренда лесных участков под заготовку и рекреационное пользование)

Лесотехнический журнал 3/2014

305

Менеджмент. Экономика. Организация

ды лесного участка с субъектами предпринимательской деятельности по результатам аукциона не учитывает ряд существенных моментов, таких как опыт ведения предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве у потенциальных арендаторов, наличие профессиональных кадров, специализированной системы лесохозяйственных машин и т.п., иными словами, отсутствуют специальные требования к участникам аукционов на заключение договоров аренды лесных участков. А.А. Чернова отмечает, что «... при этом не исключено, что победителями аукциона окажутся субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют прямого отношения к лесному хозяйству, не имеют намерения пользоваться лесными участками» [2]. Важно отметить, что при предоставлении лесных участков в аренду учитывается лишь один критерий - предложение участником аукциона наибольшей арендной платы.

Очевидно, что именно с введением нового Лесного кодекса предприниматели в лесном хозяйстве стали основным опорным инструментом в осуществлении лесохозяйственного производства. Предпринимательство в лесном секторе набирает обороты, и за период с 2009 по 2011 год наблюдается значительное увеличение

числа предпринимателей (рис. 2).

В то же время нельзя не отметить, что малому и среднему предпринимательству (МСП) в лесном хозяйстве приходится преодолевать существенные трудности, связанные с особенностями производства лесной продукции (длительный срок лесовыращивания), постоянным наличием неопределенностей как следствия влияния природноклиматических факторов, и, конечно, с монополией государства на лесные ресурсы.

Значительная часть малых и средних предприятий-лесопользователей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в лесном сегменте экономики, производит заготовку древесины с последующей ее переработкой и реализацией своей продукции на внутреннем и внешнем рынках (табл. 1).

Общий объем заготовки древесины по договорам купли-продажи в 2010 году составил 52,5 млн м , в 2011 году он вырос до 54,8 млн м , и в 2012 году произошло небольшое снижение до 47,2 млн м2. По данным Рослесхоза всего в 2012 году действовало 718 тысяч договоров.

Лесопользователь, поставляя круглые лесоматериалы потребителю, получает доходы от лесопользования в виде стоимости круглых лесоматериалов, и, естественно,

306

Рис. 2. Динамика развития предпринимательства в лесном секторе РФ

Лесотехнический журнал 3/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

Таблица 1

Динамика лесозаготовок, тыс. м3

Объем заготовленной древесины

2009 2010 2011 2012

Российская Федерация 158 868,3 173 633,7 196 879,23 191 033,1

Центральный федеральный округ 13 725,48 16 750,7 21 472,05 20 412,45

Белгородская обл. 27,5 53,2 84,9 70,4

Брянская обл. 1 227,63 1 422,9 1 708,84 1 794,27

Владимирская обл. 1 358 1 644,4 2 251,7 2 160,2

Воронежская обл. 305,6 336,2 743,7 452,7

Ивановская обл. 419,73 528,4 753,2 1 012,6

Калужская обл. 587,6 818,1 1 018,2 1 036,3

Костромская обл. 3 369,72 4 417,6 4 690,66 3 923,12

Курская обл. 93,47 121,1 182,73 155,7

Липецкая обл. 208,09 225,2 332,64 261,4

Московская обл. 211,9 348,5 817 1 117,13

Орловская обл. 17,34 16,3 11,24 13,63

Рязанская обл. 780,97 699,7 2 082,79 1 499,05

Смоленская обл. 1 132,8 1 502,7 1 852 1 801,2

Тамбовская обл. 242,55 356,2 497,2 444,1

Тверская обл. 2 635,5 2 813,5 3 048,4 3 357,77

Тульская обл. 62,71 85,4 85,47 117,03

Ярославская обл. 1 044,36 1 361,3 1 311,39 1 195,84

несет затраты на ведение лесозаготовок и ведение лесного хозяйства. И все-таки цель таких предприятий - получение дохода и прибыли.

Оба эти интереса - доход и прибыль вполне очевидны и подтверждают предпринимательский интерес МСП в лесном хозяйстве. Однако в системе лесного хозяйства существует ограничитель роста предпринимательских доходов, устанавливаемый структурами лесного хозяйства и касающийся объемов и способов проведения лесосечных работ (расчетная лесосека), а также самой их организации по месту и во времени.

Несовершенство применяемых огра-

ничений (в используемых методах определения расчетных лесосек отсутствует их экономическая часть) мешает государству как собственнику лесов предвидеть финансовые убытки, вызываемые применением усредненных корневых цен, а также неконтролируемым во времени соотношением величин отпуска в рубку древостоев разной коммерческой ценности.

По мнению заслуженного лесовода России, главного научного сотрудника СПбНИИЛХ, чл.-корр. РАСХН, профессора И.В. Шутова «очевидный общий итог происходящего: ускоренная вырубка лучших древостоев (при одновременном сохране-

Лесотехнический журнал 3/2014

307

Менеджмент. Экономика. Организация

нии и накоплении менее ценных), минимизация (вместо максимизации) сумм получаемого государством лесного дохода и обесценивание наших лесов как одного из главных сырьевых ресурсов России» [3].

Тем не менее, в системе лесного хозяйства интересы предпринимателей не ограничиваются только одним видом лесопользования. В настоящее время, в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ [1], их использование осуществляется в рамках четырех видов использования лесов:

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели и деревья других пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы);

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы);

- ведение сельского хозяйства (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность);

- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.

Юридически это пользование регулируется статьями Лесного кодекса (статьи 32-35, 38, 39 71-74, 78-80 и другие) и рядом основных документов.

Известно, что лес - это поставщик многих видов лекарственно-технического

308

сырья и пищевых продуктов, которые используются для собственных нужд регионов или вывозятся за пределы района заготовки. Пищевое растительное сырье отличается многообразием видов и их широким употреблением. В первую очередь, это съедобные грибы, ягодные растения (клюква, брусника, черника, голубика, морошка, земляника, малина, смородина и др.), папоротник-орляк, черемша, кедровый орех, березовый сок. Малые формы хозяйствования традиционно осуществляли деятельность по сбору и заготовке дикорастущих плодов и ягод в лесах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное лесное законодательство основывается на принципе платности использования лесов. Предусматриваются лишь два исключения, связанные с реализацией прав на бесплатное пребывание граждан в лесах и прав граждан, относящихся к некоторым малочисленным этническим общностям (статьи 11 и 30 ЛК РФ).

Любая коммерческая заготовка и сбор лесных ресурсов могут проводиться в лесах только на платной основе. Формами же платы за использование лесов в настоящее время выступают лишь арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (статья 94 ЛК РФ).

Основываясь на таких представлениях, можно утверждать, что индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков.

Безусловно, объемы использования недревесных лесных ресурсов пока невелики, однако в различных регионах страны

Лесотехнический журнал 3/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

процент использования значительно колеблется, достигая в некоторых субъектах Европейской части России 40-50 % и более.

В то же время, малых предприятий в сфере использования недревесных ресурсов леса немного, ввиду того, что аренда в этом случае не получила широкого распространения. Минимальный срок аренды лесных участков составляет 10 лет, это при том, что многие недревестные ресурсы, такие как пищевые и лекарственные, зависят от погодных условий, периодичности плодоношения. Для них необходимо, с нашей точки зрения, значительное снижение существующих сроков аренды, вплоть до одного года.

По данным Рослесхоза для заготовки недревесных ресурсов леса заключено 59 договоров, для пищевых и лекарственных -239, для ведения сельского хозяйства -2355 договоров и для выращивания плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений - 66 договоров. И здесь налицо противоречие интересов готовых к осуществлению предпринимательской деятельности лесопользователей и собственника - государства, не желающего создавать условия для реализации полноценных предпринимательских интересов МСП.

В тоже время малое и среднее предпринимательство, старающееся извлечь из лесных ресурсов максимум экономической выгоды, не должно противоречить интересам населения в свободном доступе в леса для удовлетворения своих потребностей. Качалова Ю. В. отмечает, что население лесных поселков, в своем большинстве, является участником сразу двух заинтересованных групп - «предприниматели», по-

тому как они извлекают прибыль из лесных ресурсов и стремятся ее увеличивать, и «население», так как имеют потребность в сборе лесных ресурсов для собственных нужд и месте для отдыха [4].

Таким образом, напрашивается вывод об отсутствии баланса в интересах этих групп. Несмотря на это, для развития лесного сектора важным является увеличение предпринимательской активности и возрастание числа предпринимательских структур ориентированных на комплексное использование лесных ресурсов и их каскадную переработку.

В последние годы возросли требования к управлению лесами, которое должно отвечать современным социальным и экономическим стандартам и удовлетворять экологические требования населения.

Ведь и сегодня лесное хозяйство -это один из видов созидательной (производственной) деятельности на земле, призванной параллельно решать две сопряженные задачи: 1) сохранение и приращение материальных благ (в нашем случае -биосферной, социальной и сырьевой ценности лесов) и 2) формирование лесничествами постоянного и максимально возможного лесного дохода для собственника лесов. Такое понимание самой сути лесного хозяйства в полной мере соответствует учению основоположника российского лесоустройства и экономики лесного хозяйства проф. М.М. Орлова.

Г лобальные и локальные биосферные свойства лесов, их социальная и духовная роль уже потеснили экономические свойства лесов как поставщика лесной продукции, древесины, живицы, грибов, ягод,

Лесотехнический журнал 3/2014

309

Менеджмент. Экономика. Организация

технологического и прочего сырья. Профессор И.В. Шутов считает, что человечество в своем развитии подошло к порогу, за которым частно-хозяйственный интерес (по М.М. Орлову), в основе которого лежит коммерческая выгода от лесов, уступает место другим категориям, в первую очередь общегосударственной значимости лесов. Но это не означает утрату интереса государства в получении лесного дохода -дохода от своей собственности.

Создание эффективных механизмов получения дохода от управления собственностью является ключевым моментом в экономике свободного рынка. Специфика структуры экономических интересов в современном мире определена нарастающим значением экономического интереса государства, являющегося основой национального интереса. Экономический интерес государства как собственника определен его собственностью на лесные земли.

Государство в лесном секторе имеет экономический, социальный и экологический интересы:

- экономический интерес государства определяется арендной платой, получаемой от использования субъектами

предпринимательства лесных ресурсов и налоговыми поступлениями в бюджет и внебюджетные фонды;

- социальный интерес государства заключается в снижении социальной напряженности и повышении социальной стабильности в лесных районах за счет создания новых рабочих мест и обеспечения работников лесного сектора достойным уровнем оплаты труда;

- экологический интерес государства состоит в сохранении (увеличении) рекреационных, водоохранных, ланшафно-эстетических и других экологических функций лесов.

В основе реализации интересов государства лежат лесные доходы (рис. 3), которые имели устойчивый рост в последние годы (в большей степени за счет возрастания лесных ставок).

При определении арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений (являющихся основными источниками лесных доходов государства) устанавливаются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности, собст-

1000 800 600 400 200 0

20009 2010 2011 2012

ВЛесной доход в млн$

Рис. 3. Динамика лесного дохода РФ

310

Лесотехнический журнал 3/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

венности субъекта РФ, муниципальной собственности, которые устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 73 и ч. 3 ст. 76 ЛК РФ) в соответствии с постановлением Правительства РФ №310 [5].

Таким образом, лесные ставки и способы их применения оказывают наиболее существенное влияние на формирование лесных доходов государства, которые выступают основой финансирования лесного хозяйства. Рост лесных ставок означает реализацию интереса собственника лесных ресурсов - государства и к ущемлению интересов лесопользователей. В этой связи увеличение лесных доходов становится возможным за счет еще одного экстенсивного пути - наращивания объемов лесопользований, что на практике означает увеличение количества лесных участков, переданных в аренду, и рост платежей за пользование лесом (рис. 4).

В то же время не следует забывать о том, что передача лесов в аренду в соответст-

вии с Лесным кодексом осуществляется с обременением. Законом определено, что использование лесов, ведение лесного хозяйства (имеется в виду противопожарная профилактика, лесовосстановление и тушение лесных пожаров) возложено на арендаторов. При этом предусмотрено, что если арендатор выполняет свои обязательства, договор аренды может быть пролонгирован еще на 49 лет.

В нормативно-правовых документах, которые являются следствием нового кодекса, четко прописано, что на арендуемых лесных участках лесовосстановление осуществляет арендатор за собственный счет. В отношении лесных участков, свободных от аренды, выполнение работ лесного хозяйства обеспечивается по результатам размещения государственных или муниципальных заказов с последующим контролем и приемкой результатов работ лесничествами.

Несмотря на то, что основным источником лесных доходов является аренда лесных участков под лесозаготовку - 65 % от всех платежей, поступающих в бюд-

21,7 21,7

22,3

19,9

18,5

11,1

-JA3______^7_

^^,6 I9,

I1HI

111 II I I I

2005 2006 2007 2008 2009 2010

2011 2012ожидаемое 2013 Прогноз

■ Всего доходов ^Федеральный бюджет ■ Бюджеты субъектов РФ

Рис. 4. Поступление платежей за пользование лесами

25

20

15

10

5

0

Лесотехнический журнал 3/2014

311

Менеджмент. Экономика. Организация

жетную систему РФ (рис. 5), возможна передача лесных участков в аренду под иные виды лесопользования (охоту, для рекреации), при этом интересы предпринимателей могут существенно не совпадать.

Еще один факт отмечает профессор, д.э.н., ректор ФАУ ВИПКЛХ А.Н. Петров: «Росту дохода в виде прибыли малых предприятий не будут способствовать также низкие объемы лесозаготовительных и лесохозяйственных работ, не позволяющие применять дорогостоящие высокопроизводительные машины и механизмы в качестве базы

для снижения текущих затрат. При этом арендатору до начала работ на лесном участке необходимо иметь первоначальный капитал для приобретения основных и оборотных средств, позволяющих организовать производственный процесс».

В этой связи основная форма лесопользования - аренда лесных участков, несет еще один конфликт между предпринимателями и фондодержателем - государством. Реализацию этого конфликта наглядно демонстрируют рост недоимок по уплачиваемым платежам за лесопользование (рис. 6).

■ Заготовка древесины

■ Виды использования, предусмотренные статьями 43-46 Лесного кодекса РФ

■ Рекреация

■ Прочие доходы

Рис. 5. Структура платежей в бюджетную систему РФ по видам использования лесов

■ Всего «Федеральный бюджет ■ Бюджет субъекта РФ Рис. 6. Динамика недоимок по лесным платежам в бюджетную систему РФ

312

Лесотехнический журнал 3/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

Размер недоимок по лесным платежам за период действия нового Лесного кодекса вырос более чем в 10 раз и составил 7,5 млрд руб., а общее количество ле-сопользователей-должников на 1.11.2012 было 10706 ед. Для сравнения: затраты государства на осуществление лесного хозяйства, включая затраты на лесоуправление - 30,7 млрд руб.

Характерно, что основная масса неплательщиков - это арендаторы лесных участков (рис. 7), их долг на конец 2012 года составлял 84 % от общей суммы.

и%

■ Аренда ■ Купля-продажа «Штрафы

Рис. 7. Недоимка по источникам доходов

Ситуация с управлением лесами как объектом государственной собственности противоестественная. Государство несет затраты на содержание своей собственности - лесного фонда, определенные на основе необходимости решения накопившихся или неотложных задач (выплата зарплаты, борьба с пожарами, проведение государственной инвентаризации лесов и т. д.), но получает фискальными методами доход только с 1 га из каждых 7 га, на которые потрачены средства федерального бюджета, зарабатывая менее 20 рублей с одного гектара лесных земель (рис. 8).

Таким образом, закрепленные в Лес-

ном кодексе положения не соответствуют интересам предпринимателей и собственника лесов - государства:

- первые не заинтересованы в реализации интереса собственника относительно лесовосстановления, охраны от пожаров и т.п;

- второй не имеет законных оснований для самостоятельного осуществления данных видов деятельности в своих интересах.

Однако, говоря о поиске баланса интересов между предпринимателями и государством, не следует забывать, что у государства есть еще обязательства и интересы, закрепленные в Конституции РФ: использовать и охранять земли и другие природные ресурсы в качестве основы жизни и деятельности, обеспечивать право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, максимизация интегрированного интереса государства возможна путем увеличения доходов от платежей за лес на корню, налогов от лесного бизнеса, капитализации леса, экономии на социальных выплатах за счет увеличения количества занятых работников в лесном бизнесе, доходов от улучшения экологических и водоохранных функций лесов, экологического лесного туризма и др.

Сложность выбора правильной стратегии управления лесным хозяйством заключается в конфликте интересов различных групп, которые условно можно разделить на четыре: государство, предприниматели, экологи, население. Центральное место в этих интересах отведено государ-

Лесотехнический журнал 3/2014

313

Менеджмент. Экономика. Организация

20

18

16

14

12

10

8

6

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

17,5

2005 2006 2007 2008 2009 2010

18,9

2011

Рис. 8. Динамика соотношения доходов от использования лесов к площади земель

лесного фонда, руб/га

ству. Интересы государства (экономические, социальные, экологические) в развитии лесного бизнеса в рыночных условиях могут иметь разнонаправленный характер по отношению к другим субъектам лесных экономических отношений.

В этом плане особую тревогу представляет ухудшение экологической составляющей лесных ресурсов. Попытаемся проанализировать экономическую категорию «лесопользование» с позиции экологических интересов.

Катастрофическое истощение экономически доступных эксплуатационных лесов ведет к постоянным попыткам вовлечения в интенсивные рубки защитных лесов, существующих и планируемых особо охраняемых природных территорий, последних массивов дикой лесной природы. Несовершенство рентного налогообложения инициирует противоречия на уровне государство - предпринимательские структуры.

Масштабы потерь хвойных лесов в результате пожаров, повреждения насеко-мыми-вредителями и ветрами, многократно превышают масштабы использования лесов для заготовки древесины, что ведет к

314

беспрецедентно быстрому истощению лесных ресурсов (табл. 2).

Известно, что масштабы гибели лесов от пожаров занижаются по стране в разы, но даже приведенные данные дают основание считать, что в борьбе с пожарами полагаться только на арендаторов лесных участков сомнительно.

Таким образом, в процессе исследования интересов в лесном хозяйстве можно выделить несколько векторов взаимодействия заинтересованных групп:

- государство - субъекты малого и среднего предпринимательства;

- крупные предприятия - субъекты малого и среднего предпринимательства;

- экологи - субъекты малого и среднего предпринимательства;

- население - субъекты малого и среднего предпринимательства (рис. 9).

- Отношения населения и субъектов МСП отражают интересы граждан на благоприятную окружающую среду, сохранение зеленых и лесопарковых зон крупнейших мегаполисов.

- Отношения между государством и МСП отражают интерес в осуществлении

Лесотехнический журнал 3/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

Таблица 2

Динамика пожарной ситуации в лесах РФ

Показатель 2011 г. 2012 г.

Количество лесных пожаров с начала сезона, тыс. шт. 20,2 20,8

Пройдено огнем, тыс. га 1 635,8 2 372,3

% пожаров, ликвидированных в день обнаружения 47 53

Рис. 9. Субъекты экономических интересов в сфере лесного хозяйства

лесохозяйственных мероприятий, имеющих ключевое значение для сохранения и воспроизводства лесных ресурсов (лесовосстановление, уход за молодняками, ликвидация очагов вредителей и болезней, противопожарное обустройство лесов и другие), наряду с получением лесного дохода в объеме, достаточном для поддержания функций леса и его воспроизводства.

Таким образом, внутренняя разбалан-сированность лесных отношений, включая экономические интересы государства, пред-принимателей-лесопользователей, экологов и населения выражается в снижении реальных лесных доходов от интенсификации использования лесов (на фоне роста экстенси-фикации), неэффективном ведении лесного

хозяйства, ухудшении качества лесной продукции, снижении инвестиционной привлекательности лесного сектора, отпуске в рубку особо ценных древостоев, подмене форм и методов ведения рубок и лесопользований, снижении качества лесовосстановления и т.п. (рис. 10).

Анализируя рис. 10 становится понятно, что один и тот же участок леса не может быть использован всеми заинтересованными сторонами одновременно.

Иными словами, формирование интересов в экономической сфере представляет собой сложный многоступенчатый процесс, начинающийся с изучения и обобщения потребностей предпринимательских структур, целей и задач функционирования лесного сектора в целом, государственной политики, реализуемой в сфере лесного хозяйства.

Таким образом, нами выявлены противоречия в системе экономических интересов субъектов лесных отношений, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства и реализации государственной политики в системе лесного хозяйства:

- в подсистеме «государство - предприниматели» (противоречие в необходимости увеличения лесных доходов государства и приоритете максимальной прибыли; т.е. нарушение правил отпуска древесины и незаконные рубки древесины -

Лесотехнический журнал 3/2014

315

Менеджмент. Экономика. Организация

Рис. 10. Результаты противоречий интересов субъектов лесных отношений

есть результат несоблюдения экономических интересов лесозаготовителей);

- в подсистеме «крупные предпринимательские структуры - малое и среднее предпринимательство» (противоречие в наличии преференций для крупного бизнеса в вопросах аренды лесных участков по результатам аукционов и отсутствии конкурентных преимуществ у МСП в сочетании с неразвитостью институтов поддержки в лесной сфере);

- в подсистеме «экологи - МСП» (противоречие в обеспечении сохранения потенциала лесов по предоставлению экосистемных услуг и приоритете в использовании высокопродуктивных и наиболее ценных лесных ресурсов как источника максимизации предпринимательских доходов; противоречие в обеспечении восстановления лесных ресурсов и приоритете минимизации предпринимательских расходов на выполнение лесохозяйственных, ле-

316

соводственных и лесокультурных работ);

- в подсистеме «предприниматели -население» (противоречие в осуществление лесопользований на арендованных участках леса субъектами МСП и свободным доступом граждан на лесные участки в целях лесопользования);

- в подсистеме «государство - субъекты МСП» (противоречие между минимизацией финансирования лесохозяйственных работ государством и качеством выполненных работ предпринимателями).

В этих условиях отправной точкой для формирования баланса интересов малого предпринимательства, государства и населения должно стать признание того, что цели и задачи лесного хозяйства и лесного предпринимательства в целом в схожи: охранять, защищать, воспроизводить леса и пользоваться ими без разрушения и деградации, производя конкурентоспособную лесную продукцию, в том числе и глубокой переработки древеси-

Лесотехнический журнал 3/2014

Менеджмент. Экономика. Организация

ны, то есть единство экономической и лесохозяйственной эффективности. В контексте вышеизложенного следует указать на тот факт, что в качестве обязательного условия эффективного развития предпринимательства в сфере лесного хозяйства выступает недопущение превалирования интересов одних субъектов лесных отношений над другими в процессе их удовлетворения.

В качестве оптимальной формы согласования экономических интересов, позволяющей достигнуть максимального эффекта, представляется повышение привлекательности деятельности в сфере лесного хозяйства, включая поддержку МСП. В то же время экономический интерес у арендатора должен заключаться не только в получении дохода в краткосрочном периоде, но и в сохранении и приумножении лесного богатства. Иными словами, проводимая государством и регионами политика согласования экономических интересов в лесном хозяйстве не приводит к существенным ре-

зультатам и требует целенаправленного последовательного совершенствования.

Требования со стороны общества к лесному хозяйству как важной отрасли народного хозяйства определены следующим образом:

- вести лесное хозяйство способами, не наносящими ущерба окружающей среде, растительному и животному миру, здоровью человека;

- постоянно и неуклонно повышать эффективность производства за счет более рационального использования земельных и лесных ресурсов, достижений науки и техники;

- обеспечивать повышение качества лесной продукции на основе роста продуктивности и хозяйственной ценности древо-стоев;

- сохранять генофонд, биологическое и ландшафтное разнообразие лесов, а также объекты историко-культурного и природного наследия.

Библиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // КонсультантПлюс онлайн - Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req =doc;base=LAW;n=133350.

2. Чернова, А. А. Лесные участки как объекты права собственности [Текст] / А. А. Чернова // Бизнес в законе. - 2009. - № 4. - С. 186-188.

3. Шутов, И. В. Сила и слабости концепции нового Лесного кодекса [Текст] / И. В. Шутов // Лесной бюллетень. - 2005. - № 29.

4. Качалова, Ю. В. Использование лесных ресурсов и его влияние на население лесных поселков [Текст] / Ю. В. Качалова // Молодой ученый. - 2011. - № 4. - Т.1. - С. 154-156.

5. Постановление Правительства РФ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» [Электронный ресурс] : от 22.05.07 № 310 (в ред. 14.02.2012) // КонсультантПлюс онлайн - Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126283

Лесотехнический журнал 3/2014

317

Менеджмент. Экономика. Организация

References

1. Forest Code of the Russian Federation: of 04.12.2006 № 200-FZ (amended. of 28.07.2012) [Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii: ot 04.12.2006 № 200-FZ (red. ot 28.07.2012)]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133350. (In Russian).

2. Chernova A.A. Forest areas as objects of property rights [ Chernova A.A. Lesnye uchastki kak obekty prava sobstvennosti]. Biznes v zakone - Business-in-law, 2009, no. 4, pp. 186-188. (In Russian).

3. Shutov I.V. Strength and weakness of the concept of the new Forest Code [ Shutov I.V. Sila i sla-bosti koncepcii novogo Lesnogo kodeksa]. Lesnoj bjulleten' - Forest Bulletin, 2005, no. 29. (In Russian).

4. Kachalova Y.V. Use of forest resources and its impact on the population of forest villages [Kachalova Y.V. Ispol'zovanie lesnyh resursov i ego vlijanie na naselenie lesnyh poselkov]. Molo-doj uchenyj - Young Scientist, 2011, no. 4, Vol. 1, pp. 154-156. (In Russian).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation "On the rates of payment per unit of forest resources and rates of payment for the unit area of the forest area, federally owned": of 22.05.07 № 310 (as amended. 14.02.2012) [Postanovlenie Pravitel'stva RF «O stavkah platy za edi-nicu obema lesnyh resursov i stavkah platy za edinicu ploshhadi lesnogo uchastka, nahodjashhegos-ja v federal'noj sobstvennosti»: ot 22.05.07 № 310 (v red. 14.02.2012)]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126283 (In Russian).

Сведения об авторах

Морковина Светлана Сергеевна - заведующий кафедрой менеджмента и экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», доктор экономических наук, профессор, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Зиновьева Ирина Станиславовна - доцент кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», кандидат экономических наук, доцент, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Бао Шанянь - аспирант кафедры менеджмента и экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Information about authors

Morkovina Svetlana Sergeevna - Head of the Department of management and Economics entrepreneurship of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», DSc in Economics, Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

Zinovieva Irina Stanislavovna - Associate Professor of Department of Economics and Finance of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», PhD in Economics, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

Bao Shanyan - Post-graduate student of the Department of management and Economics entrepreneurship of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

318

Лесотехнический журнал 3/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.