УДК 332.135 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-83-88
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ СТРАНЫ
МОРКОВИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПАНЯВИНА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СЕЙДИНАЙ ЭНРИК Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы развития малого и среднего предпринимательства в лесном секторе малолесных регионов. Установлено. что в целом по стране функционирование предпринимательства в лесном хозяйстве происходит неравномерно, несмотря на реформирование лесного законодательства и хозяйственной и управленческой функций. Для малолесной зоны использование лесов, осуществляемое в качестве предпринимательской деятельности возможно в различных формах, включая многоцелевое использование лесов, т. е. возможность сочетания различных видов лесопользования. Для реализации предложений по развитию малого предпринимательства необходимо задействовать технологические и организационные возможности, сложившиеся в малолесных регионах. Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в малолесной зоне, отличающейся защитным назначением лесов, их малой площадью в структуре земельных угодий, особой экологической и социальной ценностью, могут стать производство технологической щепы для плитных предприятий из маломерной и низкосортной древесины; энергетическое использование дровяной древесины и неиспользуемых в промышленной переработке отходов производства; производство продукции из древесины для местных нужд; переработка низкосортной древесины на древесный уголь, и продукцию лесохимии; агролесовод-ство. Ввиду высоких затрат на приобретение специализированной техники на региональном уровне целесообразно внедрять программные меры субсидирования по лизинговым платежам за приобретенное оборудование и технику. Развитию малого и среднего предпринимательства в лесном секторе будут способствовать меры экономической поддержки, направленные на обновление основных производственных фондов на качественно новой технической базе за счет возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования и модернизации лесохозяйственного производства.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, лесной сектор, поддержка, лизинг
Малый и средний бизнес представляет собой значительную сферу современного народного хозяйства, составную часть частного сектора. В большинстве стран мира на него приходится 3570 % ВВП, более половины числа занятых, около 99 % общего числа хозяйствующих субъектов.
Деятельность малых и средних предприятий является ключевым фактором в реформировании и развитии промышленности. Именно малый и средний бизнес способен частично решить социальные проблемы, принять высвобождающиеся кадры и стать опорой нового роста секторов экономики.
По состоянию на 1 января 2015 г., по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн человек, что составляет 25 % от общего числа занятых в экономике. Картина распределения количества малых предприятий по федеральным округам на 1.08.2016 г. демонстрирует неравномерное распределение предпринимательских структур. По количеству микро-, малых и средних предприятий лидируют Центральный федеральный округ и Приволжский федеральный округ от общего количества предпринимательских структур (рис. 1).
В ряде отраслей народного хозяйства России развитие предпринимательства можно считать успешным. Значительна доля предприятий, занимающихся торговлей и ремонтом (38,7 % от общего количества), более 10 % предприятий отрасли строительства малые и средние. В тоже время в лесном секторе предпринимательская деятельность продолжает оставаться высокорискованной, низкодоходной и даже в ряде случаев убыточной [1]. Более того, лесной комплекс обеспечивает лишь 1,3 % ВВП (в то время как в странах-лидерах в области лесной промышленности - около 4-5 % ВВП), в объеме отгруженной продукции по промышленности в целом - 2,5 %; по обрабатывающей промышленности - 4,3 %; в валютной выручке от экспорта -2,1 %, в численности работающих в обрабатывающей промышленности - 6,6 %.
Общепринятым универсальным показателем эффективности лесопользования считается объем снятия древесины с одного гектара, но наша страна находится по данному показателю «в хвосте» стран с интенсивными лесозаготовками (далеко отстав от Германии, Швеции, Финляндии и даже Китая). Более того, Финляндия и Швеция, лесные территории которых в 30-40 раз меньше, чем у России, при общем объеме лесозаготовок в 2 раза ниже российского, тем не менее, экспортируют лесной продукции в 2-2,5 раза больше, причем продукции с высокой добавленной стоимостью.
Реформирование Лесного Кодекса и последующее разделение производственной и управленческой функций в системе лесного хозяйства было направлено на стимулирование развития предпринимательской деятельности [2]. В целом по стране функционирование предпринимательства в лесном хозяйстве происходит неравномерно.
Проблема осуществления и развития предпринимательской деятельности в лесохозяйственной сфере наиболее остро проявляется в малолесной
зоне, объединяющей Центрально-Черноземный регион, Северный Кавказ, Западную Сибирь. Высокая степень рискованности лесного хозяйства в сочетании с неопределенностью и длительностью получения доходов от предпринимательской деятельности предопределяют непривлекательность данного сегмента экономики для предпринимателей и инвесторов [3]. Для малолесной зоны, в которой лесопользование ограничивается защитным назначением лесов, их малой площадью в структуре земельных угодий, особой экологической и социальной ценностью, необходимы новые инструменты обеспечения развития предпринимательства. Ввиду того, что на протяжении ряда лет предпринимательство в малолесной зоне продолжает оставаться низкодоходным и малопривлекательным видом деятельности, а число предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в сфере лесопользований, существенно не меняется (рис. 2).
В этой связи для рациональной реструктуризации лесной сферы малолесных регионов, укрепления хозяйственных позиций ее звеньев, притока инвестиций и комплексного использования всех лесных по-лезностей и ресурсов, представляется важным формирование рекомендаций по развитию предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны [4].
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Рис. 2. Динамика предпринимательской деятельности в сфере лесопользования (пример Воронежской области)
В настоящее время законодательно установлены 16 видов использования лесов, основным является заготовка древесины.
Для малолесной зоны использование лесов, осуществляемое в качестве предпринимательской деятельности, возможно в форме:
1) заготовки древесины;
2) заготовки живицы;
3) заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
4) осуществления рекреационной деятельности. Является одним из наиболее перспективных и динамичных видов лесопользования, дающим самый большой доход от использования единицы площади лесного фонда. Развитие рекреационно-туристического комплекса лесных участков малолесного региона возможно также с использованием экологических ресурсов заповедников и ООПТ.
5) заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
6) осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Ввиду низкой стоимости аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства рекомендуется передача их в аренду одновременно с заготовкой древесины;
7) ведения сельского хозяйства;
8) выращивания лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
9) выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых;
9) строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
10) переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Известно, что предпринимательская деятельность арендатора на арендованном лесном участке регламентируется:
договором аренды; проектом освоения лесов; лесной декларацией.
Процедурой передачи лесного участка в аренду является лесной аукцион, по результатам которого заключается договор аренды лесного участка.
Процесс взаимодействия субъектов лесных отношений по вопросам аренды лесных участков и лесопользования, предоставляемые документы отражены на рисунке 3.
Для реализации предложений по развитию малого предпринимательства необходимо задействовать технологические и организационные возможности, сложившиеся в малолесных регионах.
Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в малолесной зоне могут быть:
- производство технологической щепы для плитных предприятий из маломерной и низкосортной древесины;
- энергетическое использование дровяной древесины и неиспользуемых в промышленной переработке отходов производства;
- производство продукции из древесины для местных нужд;
- переработка низкосортной древесины на древесный уголь и продукцию лесохимии.
В соответствии с лесным законодательством и в целях повышения доходов предпринимательской деятельности допускается многоцелевое использование лесов, т. е. возможность сочетания различных видов использования лесов. При этом на уровне предприятий необходимо обеспечить создание и обновление парка лесных машин [5].
Отсутствие современной высокоэффективной лесохозяйственной техники, а также недостаток финансирования ее приобретения является причиной отсталости отрасли и низких темпов развития лесного предпринимательства. За годы реформи-
рования экономики и становления предпринимательства в лесном секторе, по причине почти полного прекращения бюджетного финансирования инвестиций, отсутствия у большинства лесных предприятий собственной прибыли на техническое
перевооружение и модернизацию производства, жесткой налоговой и кредитной политики, обновление основных производственных фондов было крайне низким.
Договор аренды лесного участка
Государственная регистрация договора
Лесоустройство Лесной план
Регламент лесничества
Проект освоения лесов
ш
1
Право использования лесного участка, обязательства по аренде
ГЦ
Лесная декларация
Проект освоения лесов
Государственная экспертиза проекта освоения лесов
Без аукциона
X
Заявление о предоставлении лесного участка
It
Постановка лесных участков на государственный кадастровый учет
Государственный лесной реестр
Рис. 3. Процесс взаимодействия субъектов лесных отношений по вопросам организации лесопользования
По данным Российской государственной агропромышленной лизинговой компании «Росагролизинг» парк лесозаготовительной техники изношен на 80 % (так как нормативный срок службы составляет 5 лет) и требует обновления в том числе ~20 % машин эксплуатируются с нарушениями технических регламентов [6].
В настоящее время основной объем продаж лесозаготовительной и лесохозяйственной техники в России производится с использованием кредитных механизмов, в связи с отсутствием у лесопромышленных организаций средств для прямой покупки техники и наличием в ряде регионов механизма субсидирования процентной ставки из средств федерального бюджета. Все это определяет необходимость разработки мер, связанных с формированием экономических механизмов, обеспечивающих обновление основных производственных фондов на качественно новой технической базе.
Ввиду высоких затрат на приобретение специализированной техники на региональном уровне целесообразно внедрять программные меры субси-
дирования по лизинговым платежам за приобретенное оборудование и технику.
Рекомендуемый механизм положительно зарекомендовал себя в отношении сельхозпроизводителей.
В его основе лежит выравнивание льгот лесного и сельского МСП, в первую очередь в области субсидирования части затрат субъектов МСП, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств, а также предоставление кредитов на техническое перевооружение.
Субсидии по лизинговым платежам предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договоры финансовой аренды (лизинга) и выступающим по ним в качестве лизингополучателей.
За основу следует взять Порядок и условия предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники, установ-
ленные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники».
Субсидия на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования, в том числе по договорам лизинга и (или) модернизации для осуществления лесохозяйственной деятельности должна предоставляться:
- во-первых, на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса (70 %) при заключении договора лизинга оборудования и (или) модернизации производства лесохозяйственных работ;
- во-вторых, на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства лесохозяйственных работ.
Основанием для предоставления субсидии станет:
- отнесение получателя субсидии к субъектам МСП (критерии: средняя численность работников за предшествующий календарный год, выручка от реализации (без НДС) за предшествующий календарный год, установленные ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);
- наличие договора аренды лесных участков под лесозаготовку и, следовательно, возникшего обременения по воспроизводству лесов (для арендаторов лесных участков);
- период осуществления деятельности организации на момент подачи заявки об оказании поддержки составляет не менее 6 месяцев;
- отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам перед Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), по страховым взносам и иным платежам перед Пенсионным фондом Российской Федерации (далее -ПФР), по страховым взносам, пеням и штрафам плательщика страховых взносов перед Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России);
- документы, подтверждающие заключение договора лизинга и произведенные затраты на уплату первого взноса и процентов.
В преддверье реализации мер поддержки лизинга лесохозяйственной техники необходимо сформировать реестр видов техники, причем не только самоходной, но и прицепной, навесной, погрузочной.
Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе.
Таким образом, развитию малого и среднего предпринимательства в лесном секторе будут способствовать меры экономической поддержки, направленные на обновление основных производственных фондов на качественно новой технической базе за счет возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования и модернизации лесохо-зяйственного производства.
Литература
1. Хорев А. И., Соколинская Ю. М. Малый бизнес как ключевой фактор экономически безопасного развития лесного сектора экономики: практико-ориентированный подход // Лесотехнический журнал. 2016. Т. 6. № 1 (21). С. 262-269.
2. Степанов С. В. Направления и механизмы государственного участия в развитии лесного сектора Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2014. № 3 (102). С. 50-55.
3. Morkovina S. S., Sibiryatkina I. V., Konovalo-va E. M., Bourtsev D. S. Investigation of entrepreneurial structures forest management performance of forestry system in sparsely forest-poor region // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 23. С. 20-27.
4. Соколинская Ю. М. Роль малого бизнеса в развитии лесной сферы экономики России // Лесотехнический журнал. 2015. Т. 5. № 3 (19). С. 282-291.
5. Морковина С. С., Денисова Ю. Г., Драпа-люк О. И., Шанянь Б. Формы поддержки развития предпринимательства в лесном секторе ЦЧР // Лесотехнический журнал. 2013. № 4 (12). С. 210-216.
6. Бакулина М. А. Лизинг в экономике РФ. Современное состояние, актуальные вопросы // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2011. № 6 (82). С.74-77.
References
1. Horev A. I., Sokolinskaya Yu. M. Malyj biznes kak klyuchevoj faktor ekonomicheski bezopasnogo razvitiya lesnogo sektora ekonomiki: praktiko-orientirovannyj podhod [Small business as a key factor for environmentally friendly development of the forest sector: a practice-oriented approach] // Lesotekhnicheskij zhurnal. 2016. T. 6. № 1 (21). S. 262-269.
2. Stepanov S. V. Napravleniya i mekhanizmy gosu-darstvennogo uchastiya v razvitii lesnogo sektora Ros-sijskoj Federacii [Directions and mechanisms of public participation in the development of the forest sector of the Russian Federation] // Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo universiteta lesa. Lesnoj vestnik. 2014. № 3 (102). S. 50-55.
3. Morkovina S. S., Sibiryatkina I. V., Konovalova E. M., Bourtsev D. S. Investigation of entrepreneurial structures forest management performance of forestry sys-
tem in sparsely forest-poor region // Asian Social Science. 2014. T. 10. № 23. S. 20-27.
4. Sokolinskaya YU. M. Rol' malogo biznesa v razvitii lesnoj sfery ekonomiki Rossii [The role of small businesses in the development of the forest sector of the Russian economy] // Lesotekhnicheskij zhurnal. 2015. T. 5. № 3 (19). S. 282-291.
5. Morkovina S. S., Denisova Yu. G., Drapalyuk O. I., Shanyan' B. Formy podderzhki razvitiya predprini-
matel'stva v lesnom sektore CCHR [Forms of support of business development in the forestry sector, the CCA] // Lesotekhnicheskij zhurnal. 2013. № 4 (12). S. 210-216.
6. Bakulina M. A. Lizing v ekonomike RF. Sov-remennoe sostoyanie, aktual'nye voprosy [Leasing in the Russian economy. Current state and topical issues] // Vest-nik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa. Lesnoj vestnik. 2011. № 6 (82). S. 74-77.
* * *
DIRECTIONS OF SUPPORTING ENTERPRISE ACTIVITY IN WOODLAND SECTOR OF THE COUNTRY
MORKOVINA SVETLANA SERGEEVNA Voronezh State Forestry Engineering University Named after G. F. Morozov, Voronezh, The Russian Federation, e-mail: [email protected]
PANYAVINA EKATERINA ANATOLYEVNA Voronezh State Forestry Engineering University Named after G. F. Morozov Voronezh, The Russian Federation, e-mail: [email protected]
SEJDINAJ ENRIK
Voronezh State Forestry Engineering University Named after G. F. Morozov Voronezh, The Russian Federation, e-mail: [email protected]
In this article the questions of the development of small and average business in woodland sector of low-forest regions are considered. It is established that countrywide functioning of business in forestry happens unevenly, despite the reforming of the forest legislation and economic and administrative functions. For a low-forest zone use of the woods which is carried out as an entrepreneurial activity happens in various forms including multipurpose use of the woods, i.e. a possibility of a combination of different types of forest exploitation. For implementation of offers on development of small business it is necessary to involve the technological and organizational capabilities which developed in low-forest regions. The priority directions of development of small and medium business in the low-forest zone differing in protective function of the woods, in their small area in structure of land grounds, in special ecological and social value can lead that production of technological spill for the slabby enterprises from undersized and low-grade wood; power use of wood and the industrial wastes which are not used in industrial processing; production from wood for local needs; processing of low-grade wood on charcoal, and production of wood chemistry; agro forestry can become more spread. In view of high costs of acquisition of the specialized equipment at the regional level it is expedient to introduce program measures of subsidizing for leasing payments for the acquired machinery and equipment. Development of small and medium business in forest sector will be promoted by the measures of economic support directed to updating of the fixed business assets on qualitatively new technical base at the expense of compensation of a part of costs of payment of the first contribution at the conclusion of the contract of leasing for the equipment and modernization of forestry and landscape production.
Key words: small and middle enterprise, forest sector, support, leasing