Научная статья на тему 'Организационно-хозяйственный механизм обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны'

Организационно-хозяйственный механизм обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАЛОЛЕСНАЯ ЗОНА / ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ЛЕСНИЧЕСТВА / ЛЕСНОЙ ДОХОД / УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АРЕНДНАЯ ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ / ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / STATE – PRIVATE PARTNERSHIP / FORESTRY / SPARSELY FORESTED ZONE / FORESTRY ENTERPRISE STRUCTURES / FOREST AREAS / FOREST INCOME / UNITARY ENTERPRISES / RENT FOR USE OF FOREST LANDS / INSTRUMENTS OF INTERACTION / ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Юлия Геннадиевна

В данной научной статье на основе исследования лесного законодательства и лесохозяйственной деятельности в малолесной зоне РФ предложен механизм устойчивого развития предпринимательства посредством воздействия различных инструментов управления на деятельность лесопользователей, реализующий кооперацию государства и лесохозяйственных структур, направленный на обеспечение рационального использования и воспроизводство лесных ресурсов. Для интеграции предпринимательских структур в малолесной зоне в данном механизме описаны и экономически обоснованы наиболее эффективные инструменты взаимодействия: контрактинг, аутсорсинг, государственно-частное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисова Юлия Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM ENSURING DEVELOPMENT OF BUSINESS IN FORESTRY OF THE SPARSELY FORESTED ZONE

In this scientific article on the basis of research of the forest legislation and forestry activity in the sparsely forested zone of the Russian Federation the mechanism of a sustainable development of business by means of impact of various instruments of management on activity of the forest users, realizing cooperation of the state and the forestry structures, directed on ensuring rational use and reproduction of forest resources is offered. For integration of enterprise structures in the sparsely forested zone in this mechanism the most effective instruments of interaction are described and economically proved: contracting, outsourcing, state-private partnership.

Текст научной работы на тему «Организационно-хозяйственный механизм обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ МАЛОЛЕСНОЙ ЗОНЫ

Ю. Г. ДЕНИСОВА

В данной научной статье на основе исследования лесного законодательства и лесохозяйственной деятельности в малолесной зоне РФ предложен механизм устойчивого развития предпринимательства посредством воздействия различных инструментов управления на деятельность лесопользователей, реализующий кооперацию государства и лесохозяйственных структур, направленный на обеспечение рационального использования и воспроизводство лесных ресурсов. Для интеграции предпринимательских структур в малолесной зоне в данном механизме описаны и экономически обоснованы наиболее эффективные инструменты взаимодействия: контрактинг, аутсорсинг, государственно-частное партнерство.

Ключевые слова: лесное хозяйство, малолесная зона, лесохозяйственные предпринимательские структуры, лесничества, лесной доход, унитарные предприятия, арендная плата за использование лесных участков, инструменты взаимодействия, государственно-частное партнерство, организационно-хозяйственный механизм.

Комплексное значение предпринимательства в лесной сфере в последние годы резко возрастает. Несмотря на то, что реформирование Лесного Кодекса не привело к созданию благоприятной ситуации в сфере лесного хозяйства: работы связанные с лесовосстановлением, лесозащитой, заготовкой древесины были снижены, положительным моментом можно считать появление возможности развития предпринимательских отношений в лесном хозяйстве [1; 3].

Однако развитие предпринимательства в лесном хозяйстве происходит неравномерно в целом по стране. В малолесной зоне мало лесопользователей, устойчиво и эффективно работающих в современных условиях. Потребность в создании механизма обеспечения развития лесного предпринимательства является объективной необходимостью устойчивого функционирования и развития всего лесного комплекса страны.

Механизм обеспечения развития предпринимательства функционирует посредством формирования связей между всеми участниками предпринимательской среды и управленческих воздействий на их деятельность на различных уровнях и с применением необходимого инструментария, отвечающего особенностям лесного хозяйства малолесного региона.

Механизм обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны должен учитывать роль лесного фонда, как экоси-

стемы для регионов, а, следовательно, регулировать хозяйственную деятельность, руководствуясь правилами неистощительного, многоцелевого лесопользования.

Такой подход позволяет обозначить формируемый механизм как организационно-хозяйственный. В соответствии с чем, общая схема организационно-хозяйственного механизма обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны представлена на рисунке 1.

Центральным звеном механизма выступают предпринимательские структуры, формируемые на принципах государственно-частного предпринимательства и функционирующие в форме унитарных предприятий. Унитарное предприятие -это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В основе деятельности унитарного предприятия (например, для Воронежской области ВОГУП) будет лежать лесохозяйственное производство, реализуемое посредством лесопользования, в том числе и заготовка древесины, осуществление рекреационного лесопользования и т. п.

Существенным отличием ВОГУП от иных частных предпринимательских структур, функционирующих в системе лесного хозяйства, является его двойственный характер. С одной стороны, ВОГУП выступает перед государством на

рынке предоставления услуг в виде аутсорсера, выполняя на конкурсной основе работы, связанные с ведением лесного хозяйства (лесохозяйственные работы в области воспроизводства, защиты, лесоразведения и др.), с другой стороны, само выступает поставщиком работ и услуг для предпринимательских структур.

Сформированный механизм состоит из четырех блоков, которые в свою очередь определяют последовательность действий и состав обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны. Рассмотрим каждый функциональный блок формируемого механизма (рис. 1).

Рис. 1. Механизм обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны

Первый блок содержит факторы макро- и мезо-окружения, определяющие состояние предпринимательской среды и привлекательность всего лесохозяйственного производства для предпринимательской деятельности. Влияние этих факторов проявляется посредством изменения инфраструктурного и нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве. Основным субъектом управления в этом блоке является КУ (в системе лесного хозяйства это лесничество). Лесничества выполняют ряд функций, а в частности: осуществление государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора в лесах; управление использованием лесов; управление воспроизводством лесов; управление охраной и защитой лесов; ведение государственного лесного реестра; администрирование платежей от использования лесов; осуществление мониторинга лесных пожаров через ИСДМ - Рослесхоз; подготовка документов для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий [6].

В тоже время для выполнения работ, составляющих стратегический интерес государства, в малолесной зоне должны быть привлечены организации, располагающие специализированной техникой, технологиями, квалифицированными кадрами и т. п., а также наряду с коммерческой деятельностью способные решать социальные и экологические го-

сударственные задачи, такие как создание дорог противопожарного назначения, лесопатологические обследования, санитарно-оздоровительные мероприятия, искусственное лесовосстановление, естественное лесовосстановление, комбинированное лесовосстановление и др. [5].

Второй блок организационно-хозяйственного механизма объединяет всех участников лесных отношений (государство как собственника лесных ресурсов, предпринимательские структуры, осуществляющие деятельность в сфере лесного хозяйства, лесопользователей и др.). Отметим, что многие вопросы, связанные с развитием предпринимательства в лесном хозяйстве, выходят за отраслевые рамки. А их решение возможно лишь путем налаживания партнерских отношений с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей, занятыми охраной, заготовкой и переработкой лесных ресурсов. Этот блок отвечает за организацию эффективного взаимодействия государства и лесохозяйственных структур, согласование и оптимальное регулирование параметров системы управления и хозяйственной деятельности участников.

Рассматривая рисунок 2, мы наблюдаем рост лесных доходов (примерно в 5,7 раз), что позволяет определить уровень эффективности сложившейся системы управления лесным хозяйством [4].

400т 350 300 250 200 150 100 50

0

_

I)

2008 2010 2011 2012 □ Финансирование свободных площадей в расчете на 1 га

Рис. 2. Динамика покрытия потребности в финансировании лесохозяйственных работ на площадях, необременненых арендой средствами бюджетов (федерального и средств бюджета в субъекта РФ)

и лесного дохода (Воронежская область)

Для этого необходимо не только сопоставить финансирование лесного хозяйства с поступлениями в виде лесного дохода, но и выполнить корректирующие расчеты, связанные с изменением площадей аренды лесных участков.

При этом на непривлекательных для частного бизнеса лесных территориях ВОГУП может выступать единственным специализированным в области лесного хозяйства участником лесных отношений. Для финансирования подобного рода

работ можно использовать финансовые поступления в виде арендной платы за использование лесных участков частным бизнесом региона.

Анализируя рисунок 2, становиться понятно, что бюджетное финансирование лесохозяйственных работ сократилось за 4 года в 6,4 раз.

Тогда за отправную точку наших расчетов возьмем 2008 г. и выполним соответствующие корректировки, используя приемы факторного анализа.

Уровень покрытия потребностей в финансировании лесного хозяйства будет в 2008 г. равен 386,73 руб./га (финансирование из бюджетов различного уровня на ведение лесного хозяйства разделим на лесные площади, не переданные в аренду), а соотношение между финансированием и лесным доходом составит:

Уплх =

Фб 386,73

ЛД 169,52

= 2,28,

(1)

где Фб - финансирование лесного хозяйства из бюджетов (РФ и субъекта РФ);

ЛД - лесной доход, уплачиваемый как в бюджет РФ, так и в бюджет субъекта РФ, по установленной разнице между ставками.

Тогда, приняв за базу необходимую потребность в финансировании лесохозяйственных работ на единице лесных площадей, можно определить уровень финансирования (экономию или перерасход) за счет увеличения (снижения) арендных доходов и количества арендаторов и предпринимателей.

Соответственно, в случае сохранения первоначального количества свободных лесных площадей, и снижения объемов финансирования лесного хозяйства из бюджета, часть лесного дохода будет израсходована на дофинансирование лесохозяйственных работ. Баланс интересов будет отражен следующей зависимостью:

Фбх - Фб0 • К, < ЛД, (2)

где Фб - финансирование лесного хозяйства из бюджетов (РФ и субъекта РФ);

К - коэффициент прироста (снижения) лесных площадей свободных от аренды.

При невыполнении данного условия или изменении количества арендованных площадей можно ожидать ухудшение качества лесохозяйственных работ, управления, и прочих негативных явлений в системе лесного хозяйства.

Третий блок - прогностический, с ним связаны ожидания предпринимательских структур. В

качестве обеспечивающего элемента выступает кластерный анализ и прогнозные модели экономики предпринимательских структур при заданном наборе внешних и внутренних параметров их развития. В механизме учтены три варианта развития предпринимательства в малолесной зоне -государственное, государственно-частное и частное. Исходя из чего, в пределах региона могут обоснованно, выделены лесные зоны (группы лесничеств), тяготеющие к тому или иному виду предпринимательства.

Четвертый блок отвечает за контроль и поддержку применяемых форм взаимодействий. Особенности ведения лесного хозяйства предопределяют наличие постоянного контроля за ведением предпринимательской деятельности на лесных участках. Существуют различные меры поддержки развития предпринимательства: финансовая поддержка (компенсация части суммы процентов по кредитам, возмещение расходов, компенсация части затрат на приобретение основных средств и др.); имущественная поддержка; консультационная поддержка; информационная поддержка; применение сорсинговых связей и др. [2].

Но, в связи с тем, что в малолесной зоне отсутствует главное пользование, ведение предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве нуждается в постоянной поддержке со стороны государства [5]. Поэтому вовлечение государства в эту сферу предпринимательской деятельности необходимо, а, следовательно, развитие государственно-частного партнерства будет иметь место.

Предложенный организационно-хозяйственный механизм обеспечения развития предпринимательства в лесном хозяйстве малолесной зоны, объединяющий субъекты реализации и объекты воздействия, инструменты взаимодействия и вектора развития государственно-частного предпринимательства в малолесной зоне, может быть полезен органам регионального управления лесным хозяйством при подготовке нормативно - правовых актов, регулирующих направления и темпы развития предпринимательства в лесной сфере и способствовать решению проблемы повышения доходов лесного сектора регионов ЦЧР.

Литература

1. Лесной кодекс Российской Федерации: принят ГД ФС РФ 08.11.2006 от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Метелкин А. Е. Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 129-132.

3. Писаренко А. И., Страхов В. В. О необходимости коррекции реформ лесного хозяйства России // Лесное хозяйство. 2010. № 1. С. 5 - 8.

4. Федеральное агентство лесного хозяйства. иКЬ: http://www.rosleshoz.gov.ru

* * *

ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM ENSURING DEVELOPMENT OF BUSINESS IN FORESTRY OF THE SPARSELY FORESTED ZONE

Yu. G. Denisova

In this scientific article on the basis of research of the forest legislation and forestry activity in the sparsely forested zone of the Russian Federation the mechanism of a sustainable development of business by means of impact of various instruments of management on activity of the forest users, realizing cooperation of the state and the forestry structures, directed on ensuring rational use and reproduction of forest resources is offered. For integration of enterprise structures in the sparsely forested zone in this mechanism the most effective instruments of interaction are described and economically proved: contracting, outsourcing,

state-private partnership.

Key words: forestry, sparsely forested zone, forestry enterprise structures, forest areas, forest income, unitary enterprises, rent for use of forest lands, instruments of interaction, state -private partnership, organizational economic mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.