РЕКРЕАЦИОННАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С.В. Мясников,
докторант кафедры политологии Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат исторических наук [email protected]
В статье рассматриваются проблемы лесной рекреационной политики в контексте концепции устойчивого развития, анализируются процессы формирования и реализации рекреационной лесной политики в Российской Федерации. Делается вывод о том, что государству нужна обстоятельная политическая стратегия в вопросах рекреационного лесопользования в интересах формирования и функционирования социального государства.
Ключевые слова: лесная политика, рекреация, устойчивое развитие, экология, социальное государство, политическая стратегия.
УДК 323 (470 + 571) ББК 66.3 (2 Рос.)
Необходимость исследования темы «Рекреационная лесная политика в современной России» имеет глубокие научные основания. Рекреационная политика является важной составной частью современной социальной политики российского государства. Одним из наиболее перспективных направлений государственной политики в лечебно-оздоровительной и до-суговой сфере сегодня является лесная рекреация. Она обладает большим потенциалом развития. В российском обществе существует насущная потребность в ее реализации, особенно в направлениях связанных с молодежью, детьми, пенсионерами и инвалидами. Поэтому совершенно не случайно, что все возникающие в этой связи дискуссии, споры, противоречия приводят к значительной политизации данной темы.
Кроме того, эта тема тесно связана с важнейшей на сегодняшний день проблемой реализации российским государством национальной политики в сфере лесопользования. Рассмотрим лесопользование в России с позиции массового потребителя. Рекреационное лесопользование имеет глубокие гуманитарные и экологические аспекты. Оно позволяет успешно решать значительные социальные задачи. Без лесной рекреации современное российское общество фактически не может существовать, поскольку она является неотъемлемой частью традиционной повседневной жизни многих россиян, определяющей их быт и характер деятельности.
Обеспечение конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду — важнейший фактор сбережения народа. Качество жизни человека все чаще связывают с окружающей природной средой, важной составляющей частью которого является лес. Ценность лесного массива в первую очередь заключается в «невесомых полезностях леса», главную роль которых играет рекреационная функция [1, с. 10-11].
Но природа не может быть безответной, она существует по своим собственным законам и иногда непредвиденно вносит свои серьезные коррективы. Серьезные нагрузки в результате деятельности человека испытывают и российские леса. Несмотря на огромные запасы лесных ресурсов и устойчивый спрос на лесопромышленную продукцию на мировом рынке, в лесном секторе России существуют серьезные проблемы. Они обусловлены как современной кризисной ситуацией в российской экономике в целом, так и негативными последствиями проводившейся многие годы политики централизованного планирования, приведшей к практике истощительного лесопользования [2, с. 236]. В этой связи вопросы организации рекреационного планирования в лесном секторе требуют научно обоснованных подходов.
По последним данным ученых как гуманитарных, так и естественных направлений, наша мировая цивилизация впервые стоит перед серьезной опасностью экологической катастрофы планетарного масштаба. Экологические проблемы приводят к смене всей парадигмы развития человечества. Например, при предполагаемом потеплении климата Северной Евразии увеличится повторяемость аномальных состояний погоды, по меньшей мере, на локальном уровне. Возрастет вероятность возникновения таких погодных явлений, как штормы, тайфуны, ураганы, увеличится число дней с особенно высокой температурой, когда, как правило, наблюдается и повышенный уровень загрязнения
атмосферного воздуха [3]. Лесные пожары и аномальная жара в европейской части России летом 2010 г. наиболее четко иллюстрируют эти опасения.
Суть угроз заключается в том, что на Земле происходит потепление, меняется температура мирового океана, происходит изменение океанических течений. Современное потепление климата становится все более очевидным процессом вне зависимости от продолжающихся жарких дискуссий о его причинах. По оценкам 1РСС (международной научной организации) среднегодовая глобальная температура воздуха за 1905-2005 гг. возросла приблизительно на 0,7°С [4]. Заметно увеличивается количество парниковых газов в атмосфере что вызывает озабоченность ведущих мировых держав. Это стимулирует появление международных рамочных соглашений, направленных на поддержание экологического равновесия [5]. Российская Федерация проявляет в этих вопросах исключительную заинтересованность и активно идет по пути тесного международного сотрудничества.
Все подобные изменения оказывают определенное воздействие и на крупные экосистемы, такие как леса. Поэтому вполне закономерно, что данная тема актуальна с точки зрения национальных интересов Российской Федерации, поскольку Россия обладает одним из самых больших в мире лесных потенциалов.
Общеизвестно, что лес это важнейший природоресурсный материал, который широко используется в хозяйственной деятельности. Основным сырьевым продуктом леса всегда выступает древесина, которая является основой существования лесопромышленного комплекса. При этом, хотя наша страна владеет почти четвертью мировых лесных ресурсов, на ее долю приходится чуть более 3% вывозки древесины и столько же мировой лесной продукции. Лесной сектор дает России только 2,5% ВВП и 3,7% экспортной выручки [6, с. 4].
Но леса в России выступают и местом проведения досуга и традиционным пристанищем для массового отдыха населения самых разных возрастных и социальных групп. Рекреационная функция леса в России необычайно значима, важна благодаря своим и недревесным полезностям. В этой связи крайне необходимо чтобы российское государство и общество по отношению к лесу проявило большую заботу и внимание. Необходимо, чтобы государство занималось этими вопросами обстоятельно и последовательно, а все шаги и действия в этом направлении полноценно представляли национальную лесную политику в сфере рекреационного лесопользования.
Процессы формирования рекреационной лесной политики в Российской Федерации тесно связаны с концепцией устойчивого развития, с политическими процессами становления нового научного направления экологической политики и субъективными причинами, основной из которых является необходимость оптимизации деятельности государственных и общественных структур в сфере лесной рекреации, экологической безопасности и охраны окружающей среды.
В современном обществе потребность в организации отдыха и восстановлении сил стала гораздо более сложной и многообразной. В наше время существует острая необходимость максимального учета специфики запросов и нужд социальных,
возрастных групп в ходе реализации этого процесса. Современная рекреация («рекреация» — польск. Rekreacja — отдых, от лат. recreation — восстановление) требует пристального внимания и корректного отношения к физиологическим, медицинским, социально-экономическим, биолого-экологическим, учебно-воспитательным, архитектурно-строительным и другим проблемам [7].
Понятие рекреации чрезвычайно широко и разнообразно, оно охватывает фактически все виды отдыха направленные на восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне основного постоянного жилища человека на открытых природных ландшафтах. Немалый интерес во всем мире представляет рекреация в условиях леса. Данный вид рекреации, как правило, носит массовый характер, даже, несмотря на то, что делит леса на зоны умеренного и интенсивного посещения. Ее реабили-тационно-абилитационный потенциал поистине неисчерпаем. Прогулки и пляжный отдых, санаторно-курортное лечение и туризм, любительская охота и рыбалка, собирательство даров природы и массовый спорт, все эти многообразные формы современного человеческого досуга требуют, безусловно, серьезного обсуждения.
Без комплексного научного анализа, конструктивных социально-политических оценок, экспертных рекомендаций и обстоятельных исследовательских выводов ученых — представителей самых разных отраслей научных знаний обойтись невозможно. Современный междисциплинарный исследовательский подход представляется в данном случае исключительно значимым и приоритетным стратегическим направлением современной российской политики.
Лес часто называют глобальным аккумулятором живого вещества, влияющим на уровень кислородного и углеродного баланса. Социально-поведенческая мотивация человека в отношении к лесу в данной ситуации исключительно важна. Но следует, возможно, взглянуть на лесной ландшафт с позиции человека-созерцателя (т.е. потенциального рекреанта), который идет в лес, прежде всего, за красотой и душевной гармонией. Процесс познания, созерцания лесного мира должен сочетаться с желанием насладится прелестями нашей природы и естественным стремлением набраться свежих сил, энергии и впечатлений, которые необходимы для новых жизненных свершений. По мнению большинства россиян это можно считать одной из оптимальных форм проведения своего досуга.
Но важно в процессе рекреационной деятельности и не навредить лесной природе, так как лес это не просто деревья и кусты, а единый живой организм, сложнейшая экосистема. Леса по праву называют легкими планеты. Лес — это часть биосферы. Ведь несомненно, что развитие рекреации ведет и к масштабному росту рекреационной нагрузки на объекты природы, причем самый тяжелый прессинг испытывают именно такие ценные и привлекательные для большинства рекреантов объекты как леса, горы, морские побережья, реки, озера, что, безусловно, опасно для всей природной среды.
Обществу необходимо строить особые заботливые отношения с природной средой. И важнейшая роль в организации подобных ответственных отношений принадлежит именно государству. Действия государства в этом направлении не могут быть узко адресными, эпизодическими, одномерными. Государству нужна в сфере рекреационного лесопользования глубокая и обстоятельная политическая стратегия. Причем вопросам рекреационного лесопользования в этой стратегии следует уделить достойное место. Государственным ведомствам, прежде всего, Федеральному агентству по лесному хозяйству Российской Федерации (деятельность которого непосредственно курирует Министерство сельского хозяйства РФ) требуется учитывать множество социальных, экономических, экологических и политических факторов.
Сегодня на повестку дня встал вопрос о пересмотре основополагающих федеральных законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. В число этих природных объектов вошли и леса, применительно к которым предлагается реализовать новые правовые подходы и механизмы регулирования на основе принятого нового Лесного кодекса. Основным и вызывающим наиболее живой интерес является институт права частной собственности на лесной фонд. Вопрос, насколько оправданным и благоприятным с точки зре-
ния интересов государства и общества по отношению к лесам будет введение права частной собственности на леса, остается дискуссионным [8].
В современной России сложно построить гармоничные отношения общества и леса в связи еще и с тем, что большинство наших граждан не перестроили свою социалистическую мен-тальность в отношении природных благ. [9, с. 145]. Трудно в этой связи ждать какой-то действенной общественной инициативы снизу. Но, тем не менее, такие примеры имеются, в том числе и благодаря деятельности негосударственных международных организаций (Гринпис России — Green Peace, Всемирному фонду дикой природы — WWF), интересующихся экологической проблемой. Одним из примеров могут быть события с Химкинским лесом в ближнем Подмосковье. Там общественность, путем массовых усилий, проявила инициативу, упорство, и защитила важную лесную рекреационную зону, прилегающую к северу столицы, от застройки.
Вопросы разумного природопользования, организация продуманного лесопользования, сочетания необходимых интересов человека и природы как никогда требуют твердой политической воли и правильных хозяйственных решений. Именно на это направлена концепция устойчивого развития мировой экономики, базовые основы которой были утверждены ООН и признанны ведущими государствами мира в качестве приоритетов по вопросам защиты окружающей среды.
Важной причиной обращения к теме «Рекреационная лесная политика» служит сложившаяся, прежде всего, в Российской Федерации искаженная картина истинной ценности природных благ и услуг на природных рынках, не отражающая в должной мере реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов. Закрепившееся в последние годы занижение или вообще бесплатность природных благ приводит к сверхэксплуатации природы и особенно лесных ресурсов. В результате складывается неадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предложения, что не стимулирует эффективное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Серьезные трудности на пути реализации эффективной лесной рекреационной деятельности представляют некоторые недостатки действующего в России лесного законодательства и, прежде всего, Лесного кодекса РФ 2006 года. Так, например, существующий порядок предоставления лесных участков для осуществления рекреационной деятельности построен на представлении о том, что конечным результатом этой деятельности является приобретение лесных земель для их последующего использования в других целях, не связанных или мало связанных с рекреацией.
Для того чтобы исключить возможность социальных конфликтов, финансовых злоупотреблений в сфере рекреационной деятельности, необходимо признать, что предметом этой деятельности является не предоставление земельных участков (статья 41 ЛК РФ), а использование социальных полезностей леса (статья 11 ЛК РФ), не имеющих под собой вещественной основы (в сравнении с древесиной или продукцией побочного пользования). Такие полезности леса, реализуются в виде услуг, в международной практике управления лесами как «неоценимые общественные полезности», поскольку они принадлежат всему населению (согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ), а их потребление невозможно нормировать, распределять или ограничивать [10]. Эта ситуация настоятельно требует не только детального правового осмысления, но и четкой политической определенности в поиске решений.
Переход к устойчивому развитию требует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей. Следует добавить, что переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым бывает нелегко. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде и экологические последствия которых недостаточно изучены.
Кроме того, очень важным является потребность в разработке политической стратегии при комплексной реализации
досуговой деятельности в условиях лесной рекреации социальных групп общества: молодежи, детей, инвалидов, то есть лиц с неустановившимся, изменчивым или ограниченным социально-экономическим статусом. Вопросы отдыха, досуга, здоровья, а также воспитания подрастающего поколения — важнейшие элементы социальной действительности. Лесная рекреация — это важная основа современного экологического образования. Определение рациональной политической стратегии по этим направлениям позволит гораздо разумнее распределять государственные бюджетные средства, общественные и частные материальные ресурсы и способствовать лучшей интеграции этих групп в общественные отношения.
В обозримой перспективе лесная политика будущего должна определяться социальностью целей, как на глобальном, так и на государственном и локальном уровнях. Для этого необходим глубокий и обстоятельный политический анализ, изучение и обобщение реалий существующего состояния лесной политики, выработка и обоснование необходимых изменений и базовых положений политической стратегии государства в сфере рекреационного лесопользования. Этого человечество может достигнуть, в том числе, и благодаря экологизации мышления.
Необходимость сочетания экологии и экономики предполагает рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, так как обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания и отдыха настоящего и будущего поколений — важнейшие, в том числе и политические, задачи современного общества.
Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное потребление и воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. В условиях России большие лесные запасы позволяют наиболее оптимально определить и реализовать территориальные нормативы потребления рекреационного лесопользования с учетом природоохранной специфики, что в целом и является задачей современной экологической политики. Понятие способа взаимодействия природы и общества относится к экосистеме, в которой находится хозяйствующий субъект, и его деятельность может быть в экологическом плане оценена по критерию: выходит ли она за пределы емкости экосистемы (либо вмещающего социоприродного ландшафта) либо остается в ее рамках [11, с. 61].
В практическом плане выше указанные выводы могут быть использованы для решения фундаментальной проблемы, связанной с оптимизацией концепции устойчивого развития, выработке политически сбалансированной, экономически эффективной и социально значимой стратегии стабильного развития, ее направление на решение проблем охраны окружающей среды, поддержания биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности.
С учетом результатов исследования автором могут быть разработаны критерии оценки эффективности деятельности государственных органов и общественных структур по реализации молодежной политики, политики детства и политики инвалидности в области направлений социальной деятельности, связанных с лесной рекреацией.
Литература
1. Большаков Н.М. Лесная политика в постиндустриальной экономике. — Сыктывкар: СЛИ, 2007. — 224 с.
2. Влияние глобальных изменений климата на функционирование экономики и здоровье населения России / Сост. П.М. Хомяков и др. — М.: ЛЕНАНД, 2005. — 424 с.
3. Григорьев А.И., Макоско А.А. Об исследованиях влияния изменений погоды и климата на здоровье человека в программе Президиума РАН «Фундаментальные науки медицине» // Земля и Вселенная. — 2009. — № 3. — С. 20-26.
4. Замолодчиков Д. Лес и климат — вчера, сегодня, завтра // Живой лес. — 2011. — Вып.3. — С. 16-23.
5. Борьба с изменением климата: рамочное соглашение о международном сотрудничестве после 2012 года // Экос-информ. Федеральный вестник экологического права. — 2008. — №8. — С. 11-16.
6. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков [и др.]. — М.: Проспект, 2010. — 399 с.
7. Рекреация // http://ru.wikipedia.org — 28.10.2011.
8. Краснова И.О. Отношения собственности на леса — чему учит зарубежный опыт // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сб. статей. — М.: Статут, 2008. — С. 687-693.
9. Фурман Д.Е. Движение по спирали. Политическая система России в ряде других систем. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2010. — 168 с.
10. См.: Петров А.П. Аренда лесов для осуществления рекреационной деятельности: общественное благо или приватизация социальных функций // Лес и бизнес. — 2008. — № 3. — С. 25-27.
11. Бабурин С.Н., Урсул А.Д. Политика устойчивого развития и государственно-правовой процесс. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. — 557 с.