КВАЛИФИКАЦИЯ АУДИТОРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Юнусова Дженнет Абдулкадыровна, к.э.н., доцент Юнусова Аминат Алимхановна, студентка Россия, г.Махачкала, Дагестанский государственный университет
Статья посвящена основным положениям Федерального закона "Об аудиторской деятельности", связанные с получением квалификационного аттестата аудитора.
The article is devoted to the basic provisions of the Federal law "On auditing activity", associated with obtaining the qualification certificate of the auditor.
Ключевые слова: аудиторы (auditors), аудиторская деятельность(audit activities), аудиторские организации (audit firms), квалификационный аттестат аудитора (auditor qualification), квалификационный экзамен(qualifying examination)
С 1 января 2011 г. Федеральным законом от 30.12.08 № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ) в Российской Федерации введены международные правила квалификационной аттестации аудитора.
Аудитор, успешно сдавший квалификационный экзамен и обладающий всеми необходимыми качествами, предусмотренными ст. 11 Закона № 307-ФЗ, получает единый квалификационный аттестат аудитора, который дает ему право вести аудиторскую деятельность в любой экономической области [1, ст. 11].
Для проведения квалификационных экзаменов шестью саморегулируемыми организациями аудиторов 31 августа 2010 г. в соответствии с Законом № 307-ФЗ и приказом Минфина России от 27.05.10 № 51н была создана Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК»).
Задачей АНО «ЕАК» является проведение квалификационных экзаменов по проверке квалификации лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора.
Согласно закону, квалификационный экзамен проводится для двух категорий претендентов на получение квалификационного аттестата:
• для аудиторов, уже имеющих квалификационные аттестаты;
• для вновь аттестуемых аудиторов.
С 1 января 2012 г. российские аудиторы, не получившие единый квалификационный аттестат, не имеют права подписывать аудиторские заключения, если ценные бумаги аудируемой организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных)
капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний ,а также организаций, составляющих консолидированную отчетность [1, ст.
5].
Что касается аудиторов, уже имеющих квалификационный аттестат, то к аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г., и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
Для вновь аттестуемых аудиторов требования несколько иные: к квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющий ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
Какова же сегодня ситуация, связанная с получением квалификационного аттестата аудитора?
По состоянию на 31 декабря 2009 г. было зарегистрировано, по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, 3648 аудиторских организаций и 18 257 аудиторов. А по состоянию на 31 декабря 2010 г. количество аудиторских организаций увеличилось на 1543, а аудиторов - на 8068. Тенденция увеличения прослеживается и в 2011 г., хотя не так заметно. По состоянию на 31 декабря 2011 г. аудиторских организаций зарегистрировано 5196, аудиторов - 26 800.
Больше всего аудиторских организаций сосредоточено в Центральном федеральном округе - 46%, менее всего в Северо-Кавказском округе - всего лишь 2%.
Такая же картина наблюдается и по аудиторам: наибольшее число аудиторов сосредоточено в Центральном федеральном округе - 12 318 аудиторов (46% от общего числа зарегистрированных аудиторов), наименьшее -370 аудиторов (менее 1%) - в Северо-Кавказском округе.
В 2011 г. к квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора, проводимому в упрощенном порядке, были допущены 3119 претендентов.
Учитывая, что 126 претендентов не явились на упрощенный экзамен (около 4% от числа допущенных), в 2011 г. упрощенный экзамен сдавали 2993 претендента, из них успешно сдали экзамен 1109 претендентов, что
составляет лишь 37,1%.
Что касается вновь аттестуемых претендентов на получение квалификационного аттестата, то в 2011 г. к квалификационному экзамену в части компьютерного тестирования был допущен 191 претендент, из которых 11 претендентов на экзамен не явились. Таким образом, в 2011 г. общий экзамен сдавали 180 претендентов, из них 38 претендентов этот экзамен сдали успешно, а это всего лишь 21,1% от числа сдававших. Как видно, аудиторы, уже имеющие квалификационный аттестат, в 2011 г. подтвердили свой профессиональный уровень более успешно, чем сдававшие экзамен впервые.
В 2011 г. экзамен в письменном виде не проводился.
Как изменилась ситуация со сдачей экзамена в 2012 г.?
К квалификационному экзамену на получение аттестата аудитора, проводимому в упрощенном порядке, в 2012 г. был допущен 12 351 претендент, из которых 582 претендента на экзамен не явились (около 5% из числа допущенных). Таким образом, в 2012 г. упрощенный экзамен сдавали 11 769 претендентов, успешно его сдали 2069 претендентов, что в процентном соотношении (17,6%) в два с лишним раза ниже, чем в 2011 г.
В результате анализа Единой аттестационной комиссией ошибок, допущенных претендентами на квалификационных экзаменах на получение квалификационного аттестата аудитора, при сдаче упрощенного экзамена в 2001 г. было выявлено, что претенденты допускают, как правило, ошибки двух типов: системные и несистемные.
Несистемная ошибка - это единичная ошибка, которая была допущена только одним претендентом или незначительным числом претендентов, при ответе на определенные вопросы конкретной темы.
Больший интерес для анализа результатов упрощенного экзамена представляют системные ошибки, т.е. ошибки, допущенные большим числом претендентов при ответе на определенные вопросы конкретной темы.
В области знаний «Аудит» наибольшие трудности у претендентов вызывали тесты по профессиональной этике, внутреннему контролю качества, противодействию в ходе аудиторской деятельности легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и коррупции.
В области знаний «Бухгалтерский учет и отчетность в банковской сфере» претенденты чаще всего ошибались в тестах по международным стандартам финансовой отчетности, банковским документам, бухгалтерским записям, отражающим суть хозяйственных операций, особенностям оценки активов и обязательств.
В области знаний «Бухгалтерский учет и отчетность в небанковской сфере» системные ошибки не выявлены, что, в т.ч., обусловлено незначительным количеством претендентов, сдававших упрощенный экзамен по комплексу областей знаний «Аудит» и «Бухгалтерский учет и отчетность в небанковской сфере», а также достаточно высоким уровнем знаний претендентов.
Проанализируем картину со сдачей экзамена претендентами впервые в 2012г.
В 2012 г. к квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора в части компьютерного тестирования были допущены 513 претендентов. Не явились на экзамен 29 претендентов (5,6% от числа допущенных), успешно сдали общий экзамен 96 претендентов, или 25,4%, что несколько больше, чем в 2011 г. В письменном виде в 2012 г. экзамен сдавали 65 претендентов, успешно его сдал 21 претендент.
Рассмотрим, какие же ошибки допускают претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора.
В области знаний «Правовое регулирование хозяйственной деятельности и трудовых отношений» претенденты чаще всего ошибаются в тестах по правовому регулированию трудовых отношений, страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, а также в тестах о несостоятельности (банкротстве) организации.
В области знаний «Бухгалтерский учет и отчетность» системных ошибок не выявлено. Но распространены ошибки претендентов в тестах по МСФО, а также положениям по бухгалтерскому учету, используемым аудиторами в профессиональной деятельности достаточно редко.
В области знаний «Налогообложение юридических и физических лиц» наиболее распространены ошибки претендентов по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, по специальным налоговым режимам, а также по таким специфическим налогам, как акцизы, налог на добычу полезных ископаемых.
В области знаний «Финансы организаций: менеджмент и анализ» распространены ошибки претендентов в тестах по показателям обеспеченности организации оборотными средствами, по показателям оценки эффективности использования внеоборотных активов, по рентабельности активов и собственного капитала, по бюджетированию, а также в тестах по финансовому состоянию.
В области знаний «Аудит» распространены ошибки претендентов в тестах по аудиторской выборке, профессиональной этике, по пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, по применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
В 2012 г. сдача упрощенного экзамена прекратилась, и с 2013 г. в сфере аттестации остаются только «новички».
Высокий уровень профессионализма аудиторов является залогом того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществляться на самом высоком уровне. Именно поэтому государство в лице органов, на которые возложено регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, предъявляет достаточно серьезные требования к лицам, как к только что изъявившим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и к уже имеющим статус аудитора и по-
лучившим ранее квалификационный аттестат аудитора в установленном порядке.
Список литературы
¡.Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2.Филипповская, О.В. Саморегулируемые организации аудита: преимущество нового закона и его развитие // Научные труда филиала ВЗФЭИ в г. Курске (по материалам X Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы» (г. Курск, 20 мая 2011 г.)) / О.В. Филипповская; под ред. канд. экон. наук Л. А. Дремовой. - Курск, 2011.
3.Филипповская, О.В. Получение квалификационного аттестата: вчера, сегодня, завтра // Научные труда филиала ВЗФЭИ в г. Курске (по материалам XI Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы» (г. Курск, 25 мая 2012 г.)) / О.В. Филипповская; под ред. канд. экон. наук Л. А. Дремовой. - Курск, 2012.
4. http://eak-rus.ru/
5. http://www.minfin.ru/ru/
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Юнусова Дженнет Абдулкадыровна, к.э.н., доцент Махтибекова Мадина Эльдаровна, студентка Россия, г.Махачкала, Дагестанский государственный университет
В статье ставится задача рассмотреть влияние системы внутреннего контроля на нормальное функционирование организации, определить его роль в управлении организацией в целом. Особое внимание обращается на способы построения службы внутреннего контроля, а также на ее отдельные аспекты, такие как ответственный персонал и предъявляемые к ним требования, а также способы проведения мониторинга данной службы.
Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, управление, система бухгалтерского учета, аутсорсинг, мониторинг.
OPERATING BENEFITS OF INTERNALCONTROLS Unusova Djennet Abdulkadirovna, Cand.Econ.Sci., associate professor Makhtibekova Madina Eldarovna, student Russia, Makhachkala, Daghestan state university
Annotation: The issue of this article is to determine the influence of internal control on normal organization operation and to determine the role in organization management on the whole. That is why special attention is given to building a department of internal control, to staff and to methods of realization of internal control.
Keywords: internal control, internal audit, management, accounting system, outsourcing, monitoring.