Научная статья на тему 'Курортно-рекреационный бизнес как отрасль специализации региона (на примере Кабардино-Балкарской республики)'

Курортно-рекреационный бизнес как отрасль специализации региона (на примере Кабардино-Балкарской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусуков Али Тахирович, Токбаев Мурат Владимирович

Рассматриваются теоретические вопросы выбора отрасли специализации региона. На основе модели развития рекреационного комплекса Приэльбрусье предлагается концепция его развития. Оценивается потенциальный социально-экономический эффект от реализации предложенной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resort and Recreational Business as Branch of Specialization of Region (the Example of Kabardino-Balkarian Republic)

The theoretical problems of choice of regional branch specialization are examined. The concept of development is suggested, basing on the model of developing a recreational complex «Elbrus». The potential socio economic effect from realization of the concept is estimated.

Текст научной работы на тему «Курортно-рекреационный бизнес как отрасль специализации региона (на примере Кабардино-Балкарской республики)»

Экономическая наука современной России

№ 2, 2003 г.

Курортно-рекреационный бизнес как отрасль специализации региона

(на примере Кабардино-Балкарской Республики)

© А.Т. Мусуков, М.В. Токбаев

Рассматриваются теоретические вопросы выбора отрасли специализации региона. На основе модели развития рекреационного комплекса Приэльбрусье предлагается концепция его развития. Оценивается потенциальный социально-экономический эффект от реализации предложенной концепции.

Регионы России, изначально обладая различным природно-экономическим потенциалом, подошли к периоду реформ с различными стартовыми условиями. Причиной этого явилась отраслевая политика, проводившаяся в период, предшествующий этим реформам, имевшая как объективные (рациональность размещения производительных сил), так и субъективные аспекты. На сформировавшуюся в процессе социалистического строительства отраслевую структуру регионов наложились начавшиеся в 1990 г. реформы, которые своеобразно сказались на социально-экономическом положении различных территорий, в основном увеличив отраслевые и региональные диспропорции.

Каждый регион РФ получил в «наследство» от советского периода определенную отраслевую структуру народного хозяйства, которая явилась если не определяющим, то одним из главных факторов, обус-

ловивших темпы перехода к рыночной экономике и адаптации к ней. Во время реформ руководство страны пыталось проводить некоторые мероприятия по рационализации отраслевой структуры экономики страны, но структурная реформа тормозилась другими более насущными в то время задачами. В такой ситуации основную роль в проведении инвестиционной, налоговой и структурной политики в регионах в период реформ сыграли региональные и местные власти.

Особенно ярко проявились структурные диспропорции после советского периода в экономике Кабардино-Балкарской Республики (КБР). В период социалистического строительства республика входила в планы комплексного развития страны как аграрно-индустриальный регион, специализирующийся на энергоемких (цветная металлургия и металлообработка, машиностроение) и наукоемких (приборостроение) отраслях

промышленности, продукция которых предназначалась в основном для военно-промышленного комплекса. В настоящее время эти отрасли постепенно утрачивают свое значение в связи с трудностями рыночной адаптации. В то же время, КБР, обладая уникальным рекреационным потенциалом (курортно-рекреационный комплекс «При-эльбрусье»), который в настоящий момент является точкой сравнительного преимущества региона, фактически не развивает отрасль туризма и рекреации.

Представляется, что реализация концепции развития курортно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье» и проведение политики структурной рационализации на основе развития туристско-курортного дела как отрасли специализации позволит существенно ускорить экономическое развитие КБР, будет способствовать сокращению безработицы и улучшению социального положения населения республики. В то же время оценка мультипликативного социально-экономического эффекта развития точки сравнительного преимущества региона требует определения рациональной отраслевой структуры и потенциального влияния отрасли специализации в выпуск базовых отраслей экономики.

Определение отрасли специализации региона

При определении рациональной структуры экономики региона возникает вопрос о приоритете развития тех или иных отраслей, или выборе отрасли специализации.

Основоположником теорий региональных преимуществ можно считать А. Смита, который в своем классическом труде

«Исследование о природе и причинах богатства народов» доказывал, что при отсутствии барьеров для торговли страны будут специализироваться на производстве тех товаров, по которым у них есть абсолютное преимущество. Это верно в случае монополии отдельных стран и регионов в производстве определенных товаров, связанной с наличием определенных естественных природных или иных преимуществ.

Фундаментальную теоретическую базу под определение отраслей специализации подвел Д. Рикардо, сформулировавший понятие сравнительного преимущества. Согласно классику, страна (регион) должна специализироваться на производстве тех товаров, альтернативные издержки выпуска которых на данной территории минимальны.

Преломление этого подхода применительно к туристскому бизнесу представлено в одной из публикаций, «вывешенных» в Интернете:

«Теория сравнительного преимущества... может полностью объяснить характер двусторонних обменов продуктами международного туризма как результат разницы цен [на туристские услуги] между странами. Туристские продукты очень разнообразны, и сравнивать их очень сложно. Более того, туристский продукт представляет собой услуги, которые не могут повторяться каждый раз по аналогичному сценарию. На цену туристского продукта влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги. Первый элемент, в свою очередь, зависит от цены горючего, структуры транспортных компаний, применения новых технологий и государственной экономической политики в этой сфере. Следующий элемент цены, имеющий прямое воздействие на туристский продукт, - сто-

имость проживания, которая также зависит от применения новых технологий и государственной экономической политики, особенно в области налогообложения. Например, во Франции в начале 1980-х годов из-за увеличения налога на добавленную стоимость гостиницы класса «люкс» вынуждены были повысить цены или снизить категорию, что привело к сокращению числа иностранных клиентов, останавливавшихся в отелях именно этой категории. С помощью новых технологий развивающиеся страны пытаются снизить цену труда и, соответственно, цену проживания, чтобы таким образом получить сравнительное преимущество перед другими странами... Для поддержания [конкурентоспособности] туристского продукта цена проживания может быть снижена с тем, чтобы компенсировать чрезмерно большие транспортные расходы в кризисные периоды резкого подорожания нефти. Затраты на сопутствующие услуги имеют очень большой разброс для различных стран и сильно зависят от ^ уровня развития индустрии развлечений. § Однако [сравнительный анализ] цен не [ог-счГ раничивается анализом] вышеуказанных

2 [их] составляющих;... следует учитывать ♦ также качество обслуживания. Для сохра-§ нения конкурентоспособности и завоева-£ ния сравнительного преимущества отдель-'§ ным государствам необходимо поддержи-5 вать высокий уровень обслуживания, как | это делают такие передовые туристские 8 страны, как Великобритания, Германия, | Швейцария, Австрия, где цены относи-х тельно высоки»1.

а:

| Таким образом, необходимо усилить | конкурентные позиции рекреационного

3

0

1 -

о

<т5 1 http://www.biblio-tour.ru/book05/page003.html

продукта КБР путем улучшения его качества и минимизации цены предложения.

Приведем еще одну цитату:

«Основной задачей при выработке долгосрочной политики социально-экономического развития региона является, безусловно, определение его предполагаемой специализации в межрегиональном разделении труда. Речь идет об определении имеющихся сравнительных преимуществ по отношению к другим регионам, оценка возможностей их использования, комплексном моделировании поведения экономического пространства региона в ответ на те или иные действия властных институтов и на этой основе разработки концепции развития региона в долгосрочном плане. При выработке региональной перспективной экономической политики нам представляется полезным обращение к теоретическому аппарату менеджмента, а именно - к теории конкуренции относительных преимуществ, которая обычно связывается с именами американских экономистов С. Ханта и Р. Моргана.

Интерпретированный в нашем контексте, этот теоретический подход объясняет необходимость интеграции ресурсов (компетенций) региона с его активностью по развитию своего экономического пространства. Относительное преимущество какого-то комплекса ресурсов может, но не обязательно должно, обеспечивать приоритетное развитие связанных с ним видов экономической деятельности. И здесь, по аналогии с действиями фирмы по фокусированию клиентуры, которые превращают относительные ресурсные преимущества в конкурентные преимущества в рыночном

положении, стратегия властных институтов при разработке региональной экономической программы развития включает выбор самобытных ресурсов и ключевых компетенций и четкое фокусирование протекционистских действий.

Такой подход позволяет выявить потенциальные возможности развития экономики региона, не замыкаясь лишь на уже известных, апробированных вариантах и, проведя сравнительный анализ компетенций других регионов, адекватно оценить свои возможности и преимущества.

Рассматривая Кабардино-Балкарскую Республику как регион, остро нуждающийся в настоящее время в выработке долгосрочной последовательной экономической политики, попытаемся определить и обосновать выбор ключевой компетенции, определяющей такую политику.

Еще в конце 1980-х годов рядом известных отечественных ученых-экономистов в качестве одного из возможных сценариев дальнейшего развития Кабардино-Балкарии назывался отказ от наращивания промышленного потенциала республики за исключением инфраструктурных отраслей и сосредоточение основного внимания на максимальном использовании природно-климатических, лечебно-оздоровительных и рекреационных факторов. И сейчас, в иных социально-экономических условиях, когда роль государства в экономике радикально изменилась, этот сценарий не представляется далеким от реальности» (Таов, Гуртуев, 2001).

Определение отрасли рекреации как отрасли специализации КБР в силу единственно наличия уникального природно-ресурсного потенциала (то есть абсолютного преимущества) было бы нелогичным.

Наличие абсолютного преимущества говорит лишь в пользу того, что отрасль рекреации может стать отраслью специализации региона. Это своего рода необходимое, но не достаточное условие. Общая оценка природно-рекреационного потенциала КБР, приведенная ниже, показывает, что действительно на данном этапе развития КБР горно-рекреационный комплекс «Приэльбрусье» обеспечивает абсолютное преимущество региона в сфере туризма, отдыха и курортного бизнеса. А в силу этого можно говорить о возможности превращения рекреации в отрасль относительного преимущества региона.

В развитие теории сравнительных издержек Д. Рикардо шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин разработали теорию сравнительных преимуществ, получившую впоследствии название по их имени. Если анализ А. Смита и Д. Рикардо основывался на анализе трудовых издержек, то Хекшером и Олином анализируется влияние на специализацию района с точки зрения воздействия всех основных факторов § производства, то есть, не только труда, но § также и земли и капитала. <§

о

Основные положения их теории своди- |

лись к следующему: 5

1) в странах наблюдается тенденция 1 экспортировать товары, для изготовления § которых используются имеющиеся в из- § бытке факторы производства, и, наоборот, | импортировать товары, для производства ® которых необходимы относительно редкие 8 факторы; §

2) в международной торговле, при соот- * ветствующих условиях, прослеживается 10 тенденция к выравниванию факторных цен; "

3) экспорт товаров может быть заменен § перемещением факторов производства. р

Здесь нужно отметить, что данная теория использовалась в качестве обоснования специализации определенных стран на производстве того или иного продукта и их экспорта. Если затрагивать проблемы региона внутри страны, то и здесь соблюдаются аналогичные законы. Для получения сравнительного преимущества возможно развитие той отрасли, в которой задействован наиболее избыточный, а, соответственно, и дешевый ресурс.

Анализ существующих тенденций в мировой торговле показал, что во многих странах не соблюдается закономерность, выведеная Хекшером и Олином. Это противоречие было выявлено В.Леонтьевым и носит название «парадокса Леонтьева». Оно заключается в том, что некоторые страны являясь трудоизбыточными (например Индия) экспортируют капиталоемкие товары и импортируют трудоемкие.

Однако, представляется, что при наличии избыточного трудового ресурса в КБР целесообразно развивать как отрасль специализации именно рекреационную отрасль, обеспечивая сравнительное преимущество рекреационного продукта КБР. Дело в том, что развитие отрасли рекреации позволит решить острую социальную проблему безработицы в республике, так как для обеспечения деятельности горнорекреационного комплекса «Приэльб-русье» необходимо задействовать множество смежных отраслей.

В пользу этого решения свидетельствуют и положения теории международной конкурентоспособности наций (Портер, 1993). По мнению автора этой теории, главными параметрами, определяющими

развитие современной внешней торговли, являются: 1) факторные условия; 2) условия спроса; 3) близкие и обслуживающие отрасли; 4) стратегия фирмы и конкуренция. Именно концентрация на анализе связей рекреационной отрасли КБР с близкими и обслуживающими отраслями позволит производственное окружение этой отрасли, и, соответственно, - необходимое направления развития структуры экономики региона.

Выбор в качестве отрасли специализации КБР рекреационной согласуется также и с современными теориями специализации региона. В частности, согласно теории экономической базы, чем больше специализация на продукции, пользующейся большим спросом, тем больше вывоз товаров и темпы роста в регионе.

Темпы роста мировой индустрии туризма впечатляют: 7,4% в 2000 г. Доля отрасли рекреации в сфере услуг составляет 35%. В связи с терактами в США, произошедшими 11 сентября 2001 г., прогнозировался спад темпов роста, но «...несмотря на текущие трудности, аналитики по-прежнему высоко оценивают перспективы дальнейшего развития индустрии туризма. Так, по данным Всемирной туристической организации, число международных поездок должно вырасти к 2010 г. до 1 млрд, а к 2020 г. до 1,5 млрд»2. Годовой оборот туристического бизнеса в 2000 году составил 440 миллиардов долларов США.

Теория местного роста связывает успех развития территории со способностью региона адаптировать свое развитие к местным условиям. Необходимость перехода к ориентации на местные условия в КБР

2 http://www.forextrade.ru/reviews/art 1911 .бКйп!

подтверждается также тенденциями инвестиционной политики и сокращением федеральной составляющей в инвестициях в основной капитал в КБР. Основной источник роста для экономики КБР - это использование внебюджетных источников финансирования, которые можно привлечь только под высокоэффективные проекты с местной адаптацией, которыми являются инвестиционные проекты по развитию горно-рекреационного комплекса «При-эльбрусье».

И еще цитата: «Наконец, теория адаптированное™ к условиям постиндустриального общества выявляет зависимость между возможностями экономического развития территории и акцентами ее развития на приоритетах постиндустриального общества:

развитии общего и профессионального образования;

акценте на научно-исследовательские работы, передачу технологий, создание условий для инноваций и повышении качества продукции;

содействии развитию предпринимательства на местном уровне;

привлечении на ключевые посты высококвалифицированных специалистов;

улучшении состояния окружающей среды, развитии рекреационных отраслей, культурного окружения и подобной инфраструктуры» (Гутман, Мироедов, Федин, 2001).

В завершение обсуждения вопроса об обосновании отрасли специализации КБР необходимо отметить тот факт, что выбор отрасли специализации не говорит об прекращении развития других отраслей, не связанных напрямую с рекреацией. Дело в том, что, даже если по некоторым природным ресурсам КБР в настоящее время и не

обладает преимуществом, в дальнейшем с истощением мировых запасов, например, вольфрама и молибдена, в других регионах республика, возможно, и получит исключительное положение на мировом рынке по этим видам ресурсов. Важно заранее адаптироваться к изменению региональных преимуществ и соответственно менять приоритеты структурной политики.

Концепция развития курортно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье»: потенциальный социально-экономический эффект

Несколько упрощая проблему, можно сказать, что развитие туристского комплекса в районе Приэльбрусья должно в долгосрочной перспективе обеспечить максимизацию чистой прибыли от его развития и функционирования с учетом дисконтирования прибыли и инвестиций. Эта

мысль нашла отражение в оптимизационен

ной модели, предложенной в одном из док- §

X

ладов, представленных на конференции, §

посвященной развитию рекреационной де- <§

ятельности в Кабардино-Балкарии (Джап- |

пуев, 2001). ^

Дальнейшее развитие горно-рекреаци- 1

онного комплекса «Приэльбрусье» может §

происходить по нескольким вариантам. 1

Вариант 1. Отсутствие государственно- Щ

го регулирования и финансирования. Туризм *

не развивается. Район не привлекателен для 8

инвестирования частным капиталом. 1

В результате развития этого варианта *

произойдет дальнейшее ухудшение инфра- 10

структуры и хозяйственной базы. Отсут- "

ствие доходов и дальнейшее снижение §

со

жизненного уровня приведут к эмиграции р

из Эльбрусского района большинства населения и обнищанию оставшейся части. Идеальный, хотя и малореалистичный, вариант с точки зрения сохранения природы.

Потенциал комплекса не используется.

Вариант 2. Частичное государственное регулирование и финансирование. Основной упор на частное финансирование. Развитие туризма без определенного плана.

Реализация этого варианта предполагает, что финансирование и развитие комплекса осуществляются без определенной программы. Такой вариант развития событий, прежде всего, приведет к нерациональному использованию рекреационных возможностей района, а стихийные посещения туристов приведут к резкому обострению проблемы охраны окружающей среды.

Потенциал комплекса используется частично и с малой отдачей для общества в целом.

Вариант 3. Комплексное развитие района под контролем и с участием государства, наряду с привлечением внебюджет-^ ных источников финансирования. § Только строго придерживаясь ограничено ний по максимуму антропогенной нагрузки 2 на комплекс, проводя мероприятия по охра-♦ не окружающей среды и мониторингу ее I состояния, можно сохранить природный £ потенциал для будущих поколений. '§ Программный подход с участием госу-5 дарства позволит, сохранив уникальные | природные характеристики района, с мак-8 симальным социально-экономическим эф-| фектом использовать его возможности. 1 В рамках данного варианта, наиболее § адекватного существующей ситуации и | приемлемого для реализации, предполага-§ ется на базе разработанного генерального $ плана осуществить поэтапный переход су-

ществующего комплекса в новое качество на основе мирового опыта с учетом местной специфики. Предполагается реконструировать существующие объекты рекреации, ввести в эксплуатацию новые с постепенным замещением старых фондов соответствующими мировым стандартам.

Развитие должно осуществляться на базе комплексных действий органов государственного управления всех уровней. Федеральный уровень призван обеспечивать финансирование мероприятий по поддержке и развитию инфраструктуры и хозяйственной базы, поддержание спокойной геополитической обстановки, контроль. Республиканский уровень - финансирование мероприятий по мониторингу и поддержанию состояния окружающей среды в норме, контроль и координацию действий, создание благоприятного предпринимательского климата. Местный уровень - осуществление оперативных мероприятий по программе, работу с предпринимателями, средствами массовой информации, поддержание правопорядка и обеспечение эффективной работы всех государственных служб в районе.

Признавая государственную важность развития района, Правительство Российской Федерации приняло постановление №721 от 21 июня 1996 г. - федеральную целевую программу «Развитие Приэльбрусья Кабардино-Балкарской Республики как международного центра туризма, альпинизма и горнолыжного спорта». Основной целью Программы является создание в районе Приэльбрусье современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского, альпинистского и горнолыжного комплекса, представляющего широкие возможности для удовлетворения пот-

ребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных туристических, альпинистских и спортивных услугах. Строительство комплекса будет способствовать формированию условий для подготовки района Приэльбрусья к проведению международных соревнований и обеспечит значительный вклад в развитие народного хозяйства КБР, в том числе благодаря увеличению количества рабочих мест, налоговых поступлений, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Реализация программы предусматривалась в два этапа, с финансированием первого этапа всего в объеме 213,1 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 54,7 млн руб., из республиканского бюджета -20 млн руб., внебюджетных источников -138,4 млн руб. (В ценах 2001 г. это составляло соответственно 800 млн руб., 205 млн руб., 75 млн руб., 520 млн. руб.). Всего на реализацию федеральной целевой программы предусматривалось привлечь 1 млрд 113 млн руб. (4181 млн. руб. в ценах 2001 г., или 137 млн долл. США).

На практике отсутствие финансирования со стороны государства привело к снижению инвестиционной привлекательности горно-рекреационного комплекса, к практически полному отсутствию интереса к финансированию мероприятий федеральной целевой программы со стороны частных и корпоративных инвесторов. В результате развитие комплекса пошло по первому из рассмотренных выше вариантов.

В данной ситуации основная задача государства состоит прежде всего в развитии инфраструктуры курорта и улучшении инвестиционного климата с целью придания импульса инвестиционному процессу со

стороны внебюджетных источников финансирования.

Ряд инвестиционных проектов по развитию рекреационного комплекса общей сметной стоимостью 1630 млн руб (52,5 млн долл.), включен в Федеральную целевую программу «Юг России». Из них 15 млн долл. гарантированно будут профинансированы государством до 2006 г. Это в основном мероприятия по развитию инфраструктуры курорта.

Предполагаемые временные рамки реализации концепции - 10 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нулевой этап проекта по формированию управляющей системы завершился в 2002 г. В структуре органов власти республики создано Министерство курортов и рекреации, в функциональные обязанности которого входит координация работ по развитию комплекса, общему контролю за реализацией мероприятий по программе развития.

Правительство КБР учредило государственное унитарное предприятие «Эльбру-синфра», которое будет генеральным заказчиком всех мероприятий, финансируе- §

X

мых из бюджета. Предпринимаются меры §

по привлечению инвестиций и обоснова- ®

нию эффективности реализации проекта 1

развития комплекса. ¡£

Освоение инвестиций осуществляется 1

в соответствии с временными рамками §

этапов реализации проекта. 1

1 этап: 2003-2007 годы. Развитие инф- 1

раструктуры курортно-рекреационного *

комплекса, проведение мероприятий по 8

привлечению дополнительных источников §

финансирования, создание благоприятного *

предпринимательского климата. Расшире- 10

ние существующей базы курорта, продви- "

жение туристического продукта в Российс- § кой Федерации.

В результате реализации мероприятий 1-го этапа проекта в конце 2007 г. рекреационная емкость курорта должна составить 12500 койко-мест, включая реконструированный существующий гостиничный комплекс емкостью 3300 мест. Реконструкция существующей хозяйственной базы осуществляется с использованием средств государства. Дополнительное строительство может проводиться на основе использования смешанного капитала из различных источников финансирования, частично из государственного бюджета.

На реконструкцию существующих мест размещения предполагается израсходовать 19,6 мил долл. Для окончания незавершенного строительства (повышение рекреационной емкости до 5400 мест) требуется 15,1 млн долл. Общая стоимость строительства на первом этапе с учетом сооружения новых объектов «с нуля» для доведения рекреационной емкости в 2007 г. до 12500 мест составляет 85,8 млн долл. Планируется строительство и реконструкция ^ объектов инфраструктуры и инженерного § обеспечения на сумму 95 млн долл. Предел полагается также провести реконструкцию ^ существующей сети канатных дорог на го-♦ pax Чегет и Азау и осуществить строитель-| ство новых канатных дорог с большей про-

1 изводительностью (подъем 6500 горно-лыжников в час), соответствующих между-

5 народным правилам безопасности, на об-а щую сумму 61 млн долл. 8 На строительство горнолыжных трасс | будет привлечено 15 млн долл. на первона-х чальном этапе. Для приведения трасс в со-

2 ответствие с требованиями международ-| ных горнолыжных стандартов и подцержа-g ния их на высоком уровне намечено при-$ обрести специальное оборудование (снеж-

ные пушки) на сумму 10 млн долл., создать парк снегоутрамбовочных машин на сумму 5 млн долл., а также организован прокат лыж (2,5 млн. долл.).

Для организации системы питания, отдыха и развлечений (кафе, рестораны, клубы, дискотеки, боулинги, казино и другие) требуется 50 млн долл. США.

Организация мероприятий по регулированию деятельности и управлению комплексом требует использования финансовых средств государства в сумме 12,2 млн долл. На первом этапе на эти мероприятия требуется 5 млн долл.

Бюджет мероприятий по научному обоснованию и регулированию деятельности по развитию горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье» представлен в табл. 1.

Общая сумма инвестиций, требуемых для реализации первого этапа проекта составляет 299,3 миллионов долларов.

2 этап: 2008-2012 годы. Освоение привлеченных источников финансирования. Доведение рекреационной емкости курорта до максимума. Проведение мероприятий по продвижению услуг комплекса за рубежом.

На втором этапе реализации проекта планируется доведение количества мест размещения до уровня 12500 номеров, или 25000 койко-мест. Для строительства жилья требуется привлечение инвестиций в сумме 90 млн долл. Работы по инженерному обеспечению комплекса требуют инвестиционных вливаний в сумме 30 млн. долл.

Для организации двух новых ареалов катания на горных лыжах в районе пиков Терскол и Юсеньги требуется 66 млн долл. на сеть канатных дорог с пропускной способностью 6500 человек в час, 25 млн долл. на горнолыжные трассы, 17,5 млн долл. на обеспечение работы трасс. I

Таблица 1

Бюджет мероприятий по научному обоснованию и регулированию деятельности по развитию горно-рекреационного комплекса «Приэпьбрусье»

Наименование мероприятий Инвестиции, млн. долл.

Исследование и детальное описание рекреационных возможностей 0,2

Разработка генерального плана развития района Приэльбрусья 0,5

Разработка бизнес-планов проектов, согласующихся с концепцией развития комплекса и

генеральным планом развития 0,3

Удаление и утилизация технических и бытовых отходов с гор Эльбрус, Чегет, поляны

«Зеленая гостиница» и других мест района Приэльбрусья 0,5

Проектирование объектов инфраструктуры и инженерного обеспечения 1,9

Организация мониторинга состояния окружающей среды и специальной службы утилизации

отходов 2,5

Осуществление мероприятий по внедрению новых экологически чистых источников энергии 0,1

Проектирование и строительство селелавинозащитных сооружений, лесонасаждение 6,0

Оценка экологического состояния и разработка схем защиты источников минеральной и

питьевой воды 0,2

Всего 12,2

Организация пунктов питания, сети ресторанов и кафе, отдыха и развлекательных объектов потребует освоения капитальных вложений в сумме 50 млн долл.

Дополнительные маркетинговые и экологические мероприятия потребуют от государства инвестиций в сумме 7,2 млн долл. США. Всего сумма капитальных вложений второго этапа составит 285,7 млн долл.

Информация об инвестициях по проекту в целом сведена в табл. 2.

Совокупный доход за первые пять лет реализации проекта составит 241,7 млн долл.

Требуемая сумма капиталовложений для развития комплекса объективно не может быть профинансирована полностью государством. В связи с этим, как уже было указано, необходимо провести мероприятия по привлечению частных инвестиций и использованию других внебюджетных источников для финансирования комплекса в следующих областях:

внесение законодательных инициатив на федеральном и республиканском уровнях с целью улучшения инвестиционного климата;

привлечение займов Всемирного Банка под гарантии Правительства РФ;

привлечение частных инвесторов под гарантии Правительства КБР;

использование залогово-страхового фонда Кабардино-Балкарской Республики для обеспечения инвестиций;

разработка законодательной базы по сдаче объектов рекреации в концессию.

Из общей суммы капиталовложений по проекту государственные инвестиции должны составить не менее 196,5 млн долл. (33% от требуемых инвестиций по всему проекту). Из них:

реконструкция существующих в настоящий момент объектов рекреации и завершение начатого строительства такого рода объектов - 34,7 млн долл. (20% от общей суммы требуемых инвестиций);

Таблица 2

Общие капитальные вложения по проекту развития горно-рекреационного комплекса

«Приэльбрусье»

--------- Инвестиции, млн. долл. Мероприятия ' ' ------ 1 этап 2 этап Всего

Научное обоснование и регулирование деятельности по развитию комплекса 5,0 7,2 12,2

Инфраструктура и инженерное обеспечение (дороги, мосты, газопровод,

водопровод и другие инженерные коммуникации) 65,0 30,0 95,0

Объекты туристического бизнеса, в том числе: 229,3 248,5 477,8

места размещения (гостиницы, пансионаты, кемпинги) 85,8 90,0 175,8

канатные дороги 61,0 66,0 127,0

горнолыжные трассы, включая оборудование для обслуживания 32,5 42,5 75,0

питание (кафе, бары, рестораны) 35,0 35,0 70,0

дополнительные развлекательные объекты (дискотеки, боулинг-клубы,

бильярд, катки и т.д.) 15,0 15,0 30,0

Итого по всему проекту 299,3 285,7 585,0

Таблица 3

Ежегодный доход подразделений горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье»

(тыс. долл. США)

Годы Подразделения 2003 2004 2005 2006 2007

Гостиничный комплекс 10 095 13 155 19 273 27 533 38 240

Туристические услуги 3 581 4 477 5 750 8 424 12 035

Услуги развлекательных комплексов, дополнительных пунктов питания и др. 9 240 12 040 17 640 25 200 35 000

Итого 22 917 29 671 42 663 61 157 85 275

со о о

<N1

о о.

О X X 0) 2 0) а

0) 3"

5

О

X §

л

управление проектом, экологические и маркетинговые мероприятия - 12,2 млн долл. (100% - государственные вложения);

инженерное обеспечение, инфраструктура - 95 млн долл. (100% -государственные вложения);

строительство канатных дорог - 32,1 млн долл. (30% от общей суммы требуемых инвестиций);

строительство горнолыжных трасс - 22,5 млн долл. (30% от общей суммы инвестиций).

В соответствии с законом «О зонах экономического развития в КБР» в перспективе предусматривается создание зоны эко-

номического развития в Приэльбрусье с предоставлением льгот по местным и республиканским налогам, что должно поднять инвестиционную привлекательность данного региона.

Считается также целесообразным создание на территории горно-рекреационно-го комплекса «Приэльбрусье» свободной экономической зоны, что существенно повысит инвестиционный рейтинг региона и будет способствовать реализации целей концепции развития комплекса.

Реализация целевой программы позволит получить развитый высококлассный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

горно-рекреационный комплекс с возможностью обслуживания более 25 тыс. туристов одновременно.

В результате реализации программы развития комплекса будут введены в эксплуатацию следующие объекты рекреации:

горнолыжные трассы общей протяженностью 660 км и общей площадью 1990 га, в том числе 150 км спортивных трасс, 360 км обустроенных и обслуживаемых трасс, 150 км необустраиваемых природных трасс;

36 канатных дорог общей производительностью 12500 человек на первой очереди подъема за один час;

прокат лыж для обеспечения лыжным инвентарем от 10000 до 12500 лыжников.

Будут проведены мероприятия по улучшению инфраструктуры курорта по следующим направлениям:

реконструкция и строительство дорог и мостов;

строительство жилья (220 тыс. м2); приобретение снежных пушек и парка из 10 машин для утрамбовки снега на горнолыжных трассах;

реконструкция систем жизнеобеспечения комплекса (водопровод, канализация, электро- и газоснабжение).

Реализация целевых мероприятий по развитию горно-рекреационного комплекса, кроме получения высокодоходного источника бюджетных поступлений, позволит, прежде всего, снизить остроту социальной проблемы хронической безработицы и трудоизбыточности Кабардино-Балкарской Республики.

Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов развития территориально-рекреационного комплекса. Помимо непосредственной трудовой деятельности по обслуживанию туристов, значительных

трудозатрат требует функционирование предприятий вспомогательных отраслей: торговли, общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, зрелищно-спортивного бизнеса и др.

Особенностью труда непосредственно в рекреационном комплексе является преимущественно «женский» его характер. Потребность рекреационного хозяйства в женском и мужском труде составляют соответственно 70 и 30% (Щербина, 1985).

Приток туристов в какой-либо район повышает занятость местного населения. Как показывают расчеты американских авторов, для обслуживания 1000 туристов, проживающих в отелях любого района США, необходимо 279 рабочих мест непосредственно в учреждениях туризма и еще 107 мест на предприятиях обслуживающих отраслей. Естественно, в других странах, учитывая различия в производительности труда и местную специфику, соответствующие цифры будут несколько иными.

Общая потребность в трудовых ресурсах для всего рекреационного комплекса может § быть рассчитана по нормативам численное- § ти обслуживающего персонала, исходя из <§ заданных объемов оказываемых услуг. |

Следует отметить, что для рекреацион- 8 ного комплекса необходимы трудовые ре- 1 сурсы определенной квалификации, в том § числе с высшим и средним специальным | образованием, а также квалифицирован- | ные рабочие в определенных пропорциях * соотношении. По расчетам Е.А. Котляро- ^ ва, исходя из темпов технического прог- 1 ресса, потребность в этих специалистах в * будущем будет выражаться соотношением 10 35 : 15 : 50% (Котляров, 1978). ^

Реализация концепции развития позво- § лит создать до 8 тысяч новых рабочих мест р

непосредственно в самом комплексе, что снизит напряженность в области обеспечения рабочими местами в Эльбрусском районе, где проживает около 16000 безработных граждан трудоспособного возраста. Таким образом, на 50% будет сокращена безработица только за счет основных мест обслуживающего персонала в комплексе.

Кроме этого, развитие рекреационного комплекса «Приэльбрусье» позволит создать в смежных отраслях около 15000 рабочих мест дополнительно, что будет способствовать решению проблемы снижения безработицы в республике в целом.

Рабочие места будут созданы в следующих отраслях: сельское хозяйство - 7300; транспорт - 1200; связь - 250; строительство - 1250; торговля - 350; пищевая и перерабатывающая промышленность -1700; промышленность строительных материалов -1000; научная деятельность - 50; банковская сфера - 50; здравоохранение -100; другие отрасли (традиционные ремесла, искусство, развлечения, безопасность и т.д.) - 1500. ^ Структура занятости, возникающая при § успешной реализации программы разви-

счГ

01

* Литература

| Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин C.B. Управле-

о ние региональной экономикой. - М.: Финансы и

>s статистика, 2001. С. 21.

о

| Джаппуев М.М. Экономические аспекты развития

| туризма в условиях СЭЗ. / В кн.: Рекреационная

g деятельность - приоритетное направление соци-

° ально-экономической политики Правительства

| КБР: Материалы первой международной научно-

х практической конференции. - Нальчик: Полиграф-

g сервис и Т, 2001.

X

0

§2 Котляров Е.А. География отдыха и туризма. - М.:

1 Мысль, 1978.

о '

ж

s

СП

тия комплекса, в наибольшей степени соответствует социально-экономическим условиям республики.

Кроме рекреационного назначения горный комплекс Приэльбрусья одновременно будет использоваться как база для проведения зимних Олимпийских игр и других международных соревнований по зимним видам спорта. Приэльбрусье, в силу высокогорного положения, является также идеальным местом для проведения тренировочных сборов и подготовки профессиональных спортсменов практически всех специальностей.

Учитывая отсутствие на территории Российской Федерации сертифицированной горнолыжных трасс международного уровня и принимая во внимание оптимальные природные условия для создания их на территории Кабардино-Балкарской Республики в горно-рекреационном комплексе «Приэльбрусье», стоит отметить, что реализация концепции развития комплекса приобретает немаловажный дополнительный смысл, связанный с престижем страны.

Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.

ТаовП.К., Гуртуев А.О. Рекреационная деятельность как возможная «ключевая компетенция» Кабардино-Балкарии. / В кн.: Рекреационная деятельность -приоритетное направление социально-экономической политики Правительства КБР: М-лы Первой международной научно-практической конференции. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. С. 28-29.

Щербина O.A. Модели перспективного планирования рекреационных систем (на примере Крыма) // Экономика и мат. методы. 1985. Т. XXI. Вып.1. С. 156.

Статья поступила в редакцию 27.10.2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.