12 (147) - 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
А. Б. НАГОЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: A_Nagoev@mail.ru Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова, г. Нальчик
В статье рассматриваются проблемы формирования предпосылок всесторонней модернизации региональной экономики. Особое внимание сосредоточено на противоречиях развития региональной экономики Кабардино-Балкарии. Предлагаются основные критерии стратегических инвестиционных решений для рассматриваемого региона.
Ключевые слова:региональная экономика, региональная стратегия, модернизация региональной экономики.
Важнейшим аспектом экономической политики в современных кризисных условиях становится региональная политика, формируемая и проводимая прежде всего самими регионами. Именно на этом уровне должно быть сделано максимум возможного для согласованного и взаимно интегрирующего развития всех элементов пространственно локализованного воспроизводства на конкретной территории. Только на этом уровне реально возможно учесть весь спектр местных условий и интересов, а федеральный уровень призван обеспечивать дееспособность региональной политики на местах.
Нельзя также не согласиться с утверждением, что объект региональной политики представляет собой взаимосвязи и отношения между регионами [9]. При этом особо следует выделить главный региональный интерес России, который в настоящее время можно сформулировать как отведение усиливающейся угрозы экономической дезинтеграции страны. Отсюда следует вывод: необходимо добиваться минимизации любых негативных
проявлений территориальной хозяйственной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, в том числе через поддержку местных преобразований, а также создание условий, которые позволят каждому субъекту максимально использовать свой внутренний экономический потенциал, в меньшей мере надеясь на государственную поддержку.
Одновременно в сложившейся ситуации России необходимо подняться на новую, более высокую, ступень экономического развития. Эта проблема в последние годы широко обсуждается научной общественностью [1, 6]. Разработан ряд глубоко аргументированных концепций институциональной модернизации, эффективного использования национальных проектов и федеральных программ, формирования инструментов интерактивной модернизации и ряда др. Данная масштабная задача нашла свое отражение и в основных программных документахруководствастраны [7].
Таким образом, проблемы модернизации и дальнейшего развития российской экономики становятся наиболее приоритетными на современном этапе, требуют формирования соответствующей экономической политики.
Сохранение в пореформенное время таких явлений, как примитивная сырьевая экономика, хроническая коррупция, низкая энергоэффективность производства, недостаточная производительность труда и т. п., лишний раз подтверждают необходимость масштабной и многоплановой модернизации страны. Однако это сложное и противоречивое дело, за которое, как свидетельствует опыт, нередко
нужно платить высокую социальную «цену». И в петровский, и в советский периоды все предпринимаемые меры никак не были ориентированы на интересы и защиту человека. К сожалению, и в настоящее время рыночные реформы пока тоже сопровождаются сокращением численности населения, низкими доходами большой части наших граждан, усугублением дифференциации регионального развития и др.
Таким образом, в истории нашей страны практически нет опыта гуманистической модернизации как широкомасштабного преобразования всех основ жизнедеятельности общества. В таких условиях потребуются поиски новых форм и направлений системных мероприятий, в том числе и в сфере регионального развития.
При большом разнообразии научных подходов к трактовкам модернизации наиболее распространенным является ее восприятие как общественно-исторического процесса трансформации традиционного общества в прогрессивное, отличающееся широким распространением рационализации в хозяйственной деятельности и в социальной сфере [3].
При этом основным движущим фактором является мотивация всех участников производственной и социальной деятельности на использование инновационных инструментов, предполагающих создание и внедрение новых технологий, выработку и формирование принципиально новых организационно-экономических отношений на всехуровнях [2].
В совокупности модернизация представляет собой создание новой социально-экономической системы страны, в которой одно из ключевых мест принадлежит региональным компонентам. Важную роль в этой системе должно сыграть формирование внутренних мотивационных институтов, обеспечивающих сбалансированное стратегическое развитие региональной экономики.
Мировой практике известно множество форм модернизации (так называемых органических, эндогенных, экзогенных, либеральных и др.), которые показали свою результативность в тех или иных странах. При этом все они сопровождались постоянным совершенствованием производственной системы и экономической политики тех или иных регионов и территорий, в которых преимущественно расширялась сфера сервиса и экономики знаний. Кроме того, процессы глобализации мировой экономики в последние десятилетия тесно переплелись с регионализацией хозяйственной жизни. Сформировалась достаточно противоречи-
вая дихотомия глобализации-регионализации, во многом предопределяющая пути дальнейшего развития мирового хозяйства и мировой экономической политики, особенно с учетом усложняющейся многоуровневой системы хозяйственных связей.
В итоге регионализация, с одной стороны, по всей вероятности, будет в дальнейшем воплощением глобализации, ее активным структурным компонентом, постоянно воспроизводящим многочисленные кумулятивные эффекты для совершенствования и повышения эффективности территориальных социально-экономических подсистем. С другой стороны, региональные организационно-экономические формы внутренних хозяйственных связей превращаются в реальных оппонентов международных экономических организаций и создают особые полюсы глобальных процессов. Регионализация российской хозяйственной жизни получает большое разнообразие, особенно по способам интеграции в глобальную экономику.
В соотношении процессов глобализации и модернизации применительно к условиям российской экономики, в том числе и на ее региональных уровнях, безусловным приоритетом является именно глобализация. Поэтому процесс модернизации должен быть сориентирован на эффективную адаптацию производственных структур региональных экономик к требованиям углубляющейся глобализации, что и должно стать основными стратегическими приоритетами региональной экономической политики [5,6].
В этом контексте основными стратегическими ориентирами развития регионов Южного федерального округа на краткосрочную и среднесрочную перспективы станут преимущественное развитие отраслей, обеспечивающих потребительский рынок — агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов, внутреннего транспорта, строительной индустрии. Наряду с этим, перспективными определяются подъем нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и инфраструктуры в результате развертывания добычи и транспортировки каспийской нефти, реконструкция и развитие транспортного комплекса как «южных ворот» России и ряд др.
Непосредственно в Кабардино-Балкарской Республике за 2007—2008 гг. были достигнуты определенные успехи. Ее экономика вышла из состояния депрессии и застоя. Заметно повысились темпы промышленного производства, что является одним из индикаторов некоторого улучшения эко-
номического положения республики. Ежегодный рост ВРП в 2007—2008 гг. составил 107,3 %, аиндекс промышленного производства был обеспечен на уровне 109-112%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства за 2007—2008 гг. увеличился на 7,8 %. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» ежегодное финансирование сельского хозяйства превысило 170 млн руб.
Капитальные вложения на развитие экономики и социальной сферы республики в 2007—2008 гг. за счет всех источников финансирования составляли 29,5 млрд руб. со среднегодовым ростом 124,5% к 2006 г. За указанный период в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье» предусматривалось ввести в эксплуатацию более 600 тыс. м2 жилья со среднегодовым ростом 126,7%.
За 2007—2008 гг. реальные денежные доходы выросли на 25,3%, реальная заработная плата — на 34,7%. В результате повышения платежеспособности населения ежегодный прирост оборота розничной торговли составил 6,7—10,0%, объем реализации платных услуг — на 4,5—6,4 %.
За 2007—2008 г. оборот малых предприятий республики составил 25,9 млрд руб., темп роста— 31 %. Среднесписочная численность работающих в сфере малого бизнеса в 2008г. к 2007г. увеличилась на 9 %. Улучшение финансовых показателей предприятий республики отразилось на сокращении доли убыточных предприятий в общем их количестве ежегодно на 4,0—4,5 %.
Несмотря на определенные успехи в социально-экономическом развитии республики за 2007—2008гг., необходимо еще более тесное взаимодействие органов государственной власти, общества, а также эффективное использование производственного потенциала по обеспечению высоких и устойчивых темпов роста экономики, наращиванию конкурентоспособности производства республики и востребованности ее продукции на российском рынке.
Немаловажную роль при этом должно играть развитие санаторно-курортного обслуживания населения и спортивно-оздоровительного туризма в КБР как среди российских, так и зарубежных граждан.
Важнейшими приоритетами в деятельности правительства республики стали: • активное участие в поддержке и развитии предпринимательской инициативы граждан республики;
• защита прав собственности во всех сферах экономической деятельности на территории республики;
• финансовая поддержка бизнеса посредством временных налоговых преференций;
• административная поддержка производителей, в том числе отстаивание интересов предприятий на федеральном уровне;
• поддержка мер по продвижению продукции как на внутренний, так и на внешние рынки;
• помощь в установлении контактов с бизнесом в других субъектах России и в зарубежных странах.
Весьма важным приоритетом стратегического развития экономики является формирование благоприятного имиджа КБР как успешно развивающейся республики.
В то же время комплексная оценка экономики КБР показывает ее низкую конкурентоспособность: регион занимает 81-е место — одно из последних среди субъектов РФ. Экономические проблемы характерны и для других регионов ЮФО. По мнению автора, низкая конкурентоспособность связана с низкой эффективностью использования имеющихся ресурсов. Так, например, основные отрасли экономики приносят в бюджет КБР менее 20 % валовых поступлений.
Следует отметить, что при сохранении сложившейся структуры предпосылки для преодоления кризиса конкурентоспособности слабее, чем у большинства других субъектов РФ. В то же время, по оценкам инвесторов, с учетом доли экономически активного населения, фактической пригодности региона для инвестирования и проживания, объема инвестиций на душу населения и коэффициента миграционного прироста КБР вышла на 35-е место. Относительная способность региона к конкуренции на внешнем рынке, оцениваемая по ВРП в расчете на одного занятого в экономике и доле произведенной продукции, поставленной на экспорт, оказалась на 79-м месте.
Таким образом, проблемы, накопившиеся в экономике КБР, носят системный характер. Генеральная стратегия развития региона должна предусмотреть концентрацию усилий и ресурсов на приоритетных секторах экономики, обеспечивающих высокий уровень оплаты труда, а также устойчивое поступление средств в бюджетную систему КБР.
При реализации стратегической региональной политики необходимо выявить наиболее перспективные направления экономического развития
КБР, сконцентрировать на них усилия государства, властных структур региона, общества и приступить к поэтапному изменению структуры современной экономики [8]. При этом следует учесть, что КБР потенциально имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых могут быть сформированы перспективные направления ее развития. К таким преимуществам можно отнести следующие:
• потенциально высокая обеспеченность экономики трудовыми ресурсами;
• наличие мощного рекреационного потенциала и положительного опыта масштабного его использования;
• благоприятные природно-климатические условия для создания современного комплекса сельскохозяйственного производства и глубокой переработки его продукции.
При разработке стратегии социально-экономического развития региона на длительный период необходимо выявить наиболее перспективные направления и сконцентрировать усилия в рамках региональной политики на последовательном улучшении экономических показателей. Для развития экономики КБР на долгосрочный период предусматриваются две альтернативные программы, имеющие стратегическую направленность:
1) «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования»;
2) «КБР — центр туризма и рекреации».
В случае реализации программы «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования» предлагаются широкие возможности для санаторно-курортного лечения, активного отдыха и укрепления здоровья. Для развития данного проекта в регионе имеются десятки различных уникальных по составу минеральных источников, условия для разработки и применения грязевых процедур. Также необходимо форсирование строительства новых и реконструкция действующих санаториев и домов отдыха в Нальчике, Приэльбрусье.
Строительство современного горнолыжного курорта международного уровня на 25 тыс. чел. единовременного размещения позволит ежегодно предоставлять услуги на сумму около 15 млрд руб., создать свыше 35 тыс. новых рабочих мест в горно-рекреационном комплексе «Приэльбрусье» и сопряженных отраслях (агропромышленный комплекс, транспорт, связь, легкая промышленность), увеличить к 2012 г. долю рекреации в ВРП до 20 %, а темп его роста повысить за счет этого на 60 % [4].
Главной достопримечательностью рекреационного комплекса КБР является центр горнолыжного
спорта и туризма — район Приэльбрусья, который при должном развитии может превратиться в курорт международного класса, а также центр проведения соревнований по горнолыжному спорту олимпийского уровня.
Приэльбрусье является популярным местом отдыха туристов, горнолыжников, сноубордис-тов, альпинистов со всех стран мира. Природно-климатические условия высокогорий позволяют организовать круглогодичное эксплуатирование горнолыжных трасс. Нетронутая природа, красота ландшафтов, разнообразная флора и фауна привлекают любителей природы и туристов своей неповторимостью, имеющиеся эндемические виды растений и животных вызывают живой интерес исследователей со всего мира.
Проект развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье» включает в себя следующие мероприятия:
• создание условий для размещения максимально возможного количества отдыхающих;
• создание дополнительных трассовых площадей на горнолыжных склонах;
• строительство новых подъемников;
• увеличение продолжительности горнолыжного сезона;
• развитие сопутствующих видов зимнего спорта;
• введение новых методов обслуживания инфраструктуры трасс и подъемников и улучшение горнолыжного сервиса.
Общая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта в ближайшие пять лет, составляет 19,2 млрд руб.
Широкая система подготовки кадров для туристических и санаторно-курортных учреждений, реализация указанных программ позволят создать широкий спектр новых объектов санаторно-курортного комплекса. Реализация программ в полной мере позволит использовать весь имеющийся потенциал региона, придаст устойчивый характер развитию экономики, обеспечит занятость экономически активного населения, устойчивые доходы и пополнение бюджета.
Таким образом, реализация программ «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования» и «КБР — центр туризма и рекреации» позволит:
• обеспечить высокие темпы устойчивого развития экономики региона;
• повысить финансовую самостоятельность КБР;
• сформировать структуру экономики, способную использовать конкурентные преимущества КБР;
• повысить долю собственных налоговых поступлений в доходах бюджета КБР;
• обеспечить необходимые условия для создания бизнеса и гарантии его безопасности;
• создать и использовать современные инновационные технологии;
• обеспечить высокое качество транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Список литературы
1. Аузан А., Золотое А. Коалиции за модернизацию: анализ возможности возникновения // Вопросы экономики. 2008. № 1.
2. Валеева Ю. С., Таишева Г. Р., Шарафутдинова Н.С. Особенности региональной инвестиционной политики в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 29.
3. ГранбергА. Г. Основа региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 2000.
4. Коалиции для будущего. Стратегии развития России / Коллектив экономистов «СИГМА». М.: Промышленник России, 2007.
5. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад / Пономарев И., Ремизов М., Карев Р., Бакулев K.M., 2009. URL: http://www.poHt. ra/dossie/2009/10/29/mrkpng.html.
6. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4.
7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/tran-scripts/5979.
8. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. М.: Деловая литература, 2007.
9. Региональные проблемы переходной экономики //Под ред. В.Г.Алиева. М.: Экономика, 2006.