Научная статья на тему 'Туристский кластер — стратегия модернизации экономики региона (на примере Кабардино-Балкарской республики)'

Туристский кластер — стратегия модернизации экономики региона (на примере Кабардино-Балкарской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / CLUSTER / MODERNIZATION / INNOVATIONS / TOURIST CLUSTER / DEVELOPMENT STRATEGY / REGION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жамборов Астемир Наурбиевич

В статье говорится о кластерах как о механизме модернизации стратегического развития эко­номики региона. Анализируется применение кластерного подхода в развитии туристско-рекреационного комплекса с учетом региональных особенностей, итогом которой является описание возможной эффективности инновационного внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристский кластер — стратегия модернизации экономики региона (на примере Кабардино-Балкарской республики)»

УДК 332.1

ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР — СТРАТЕГИЯ

МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Жамборов Астемир Наурбиевич, аспирант Института региональных экономических исследований, zhambor@yandex.ru,

Институт региональных экономических исследований, Москва, Российская Федерация

В статье говорится о кластерах как о механизме модернизации стратегического развития экономики региона. Анализируется применение кластерного подхода в развитии туристско-рекреа-ционного комплекса с учетом региональных особенностей, итогом которой является описание возможной эффективности инновационного внедрения.

Ключевые слова: кластер, модернизация, инновации, туристский кластер, стратегия развития, экономика региона

Стратегии социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации в некоторой степени ориентированы на появление в регионах таких элементов управления, как кластеры. В последнее время все чаще при проектировании развития территорий регионы России уделяют внимание развитию туристской сферы как возможности диверсифицировать экономику. Похожая тенденция наблюдается и в тех дестинациях, которые носят статус монопрофильных. Именно благодаря развитию сопутствующих, смежных и альтернативных отраслей хозяйствования, в том числе и туризма, данные регионы имеют шанс получить реальные возможности для совершенствования экономической системы.

Целью формирования и функционирования кластеров является выход превалирующих организаций, доминантных отраслей и видов экономической деятельности на мировой рынок с достижением лидирующих позиций, а критерием — получение, на основе синергии, мультипликативного эффекта. [1]

К развитию туризма в регионе должен быть применим комплексный подход и комплексный анализ, который может быть реализован путем кластеризации отрасли. Присутствие и учет взаимосвязей (не только территориальных) отдельных туристских объектов объединяет эти объекты в кластеры, которые в дальнейшем могут рассматриваться как отдельные туристско-рекреационные объединения. Такой подход существенно сокращает размерность задачи управления развитием региона.

В Российской Федерации уделяется значительное внимание вопросам кластерной политики. Примером того являются не только разработки ученых в данной сфере, но и законодательное закрепление положений кластерной политики в ряде субъектов РФ. Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций.

По мнению основоположника представления о кластере, лауреата Нобелевской премии Майкла Портера, под кластером понимается «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5].

В туристской сфере кластеры представ -ляют собой сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Целью создания турист-ско-рекреационных кластеров является повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе: повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, стимулирования развития новых направлений. Создание туристского кластера фактически

определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Любой регион при разработке стратегии должен делать ставку на абсолютные преимущества. Регион-лидер — это, прежде всего, лучший регион для проживания граждан. И если региону не удается найти свою специализацию и обеспечить сравнительные преимущества, то отток населения будет происходить к более развитым в экономическом плане соседям. Формирование кластеров — задача слишком солидная и ответственная, чтобы ее отдать, как говорил Шеридан Тацуно, «в руки случайных сил». Его следует планировать или организовывать. Эту мысль стали активно использовать в виде разработок целевых государственных (федеральных) программ.

В связи с этим Правительством РФ принято решение о создании особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа без проведения конкурса по отбору заявок, в том числе на территории Черекского, Чегем-ского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарской республики.

Соглашение о создании в КБР туристско-рекреационной особой экономической зоны было подписано 21 января 2011 года. В сентябре того же года утвержден комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ, в рамках которого закреплены сроки и ответственные исполнители, а также порядок финансирования.

ОЭЗ в Кабардино-Балкарской республике создается на трех площадках. Первая — туристско-рекреационный комплекс «Безенги» на территории Черекского и Чегемского муниципальных районов, требующий инвестирования в объекты инфраструктуры, по предварительным данным, 19,53 млрд рублей.

Вторая и самая перспективная площадка — горно-рекреационный комплекс «Приэль-брусье» в Эльбрусском муниципальном районе с объемом инвестиций в инфраструктуру 16,93 млрд рублей.

Третья — горно-рекреационный комплекс «Джилы-Су» в Эльбрусском муниципальном районе, необходимое инвестирование инфраструктуры — 12,6 млрд рублей.

В целом ожидаемым результатом от проекта к 2030 году должна стать выручка от реализации товаров и услуг в объеме 38 млрд 287 млн рублей [2].

Кластеры могут стать основой эффективного экономического развития регионов, являясь

инновационными системами. Кластерный подход является довольно перспективной основой для создания новых форм объединения знаний, стимулируя возникновение инновационных научно-технических направлений и их коммерческих применений, а также косвенным образом подпитывая сферу образования, науку и бизнес. Условия создания и функционирования туркластеров, особенно при объединении малых предпринимательских структур, могут быть одновременно и условиями инвестирования перспективных проектов на основе инновационных технологий.

Формирование и развитие кластерных образований является одним из важных факторов устойчивой стратегии развития бизнеса в регионе. Вообще, для бизнеса кластер — это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на пять—десять лет и более. Здесь основными факторами успеха станет активная позиция лидеров бизнеса и позитивное партнерство различных организационных групп в регионе. Соответственно, ключом к успеху кластера представляется цивилизованная конкуренция, ориентация на лидеров, своевременная модернизация и поддержка от администрации региона.

Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования развития кластерных систем предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместные усилия бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Один из способов развития кластеров — экономические и социальные программы административных структур различного уровня. Сегодня этот процесс наблюдается в России, и в частности, в Кабардино-Балкарской республике. Подобная экономическая стратегия развития регионов означает, что сосредоточение малых и средних предприятий, к которым относятся и предприятия индустрии туризма и гостеприимства, не нарушающие культурно-историческую самобытность территории, становятся символами ее развития.

В рамках разработки стратегического развития рассматривались три направления развития экономики Кабардино-Балкарии:

1) «инерционное развитие»;

2) «Кабардино-Балкарская республика — центр рекреации и туризма»;

3) «Кабардино-Балкарская республика — центр здоровья и эффективного природопользования».

Такая градация связана, прежде всего, с тем, что экономика Кабардино-Балкарской республики является одной из наименее конкурентоспособных в Российской Федерации. Причины этого — в просчетах советского периода, которые были во многом усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения [9].

Инициативу по созданию туристских кластерных объединений целесообразно проявлять среднему и малому бизнесу. Организация и развитие кластеров создаст немало преимуществ для структур всех уровней и масштабов, от предприятий и до регионов. Например, в сфере бизнеса при появлении туркластера позитивными моментами могут быть: возможность уменьшения барьеров выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера; появление возможности достижения эффекта при организованном обучении персонала; повышение эффективности закупки снаряжения, оборудования и продуктов информационных технологий; упрощение и повышение получения доступа к заказам (клиентам); перенос положительной репутации кластера на его участников (бренды); появление возможности адаптации систем профессионального образования региона (финансирование за счет бюджетов) к потребностям предприятий кластера; региональные инновационные и иные программы, реализованные в регионе, могут учитывать интересы кластера.

Преобладание в экономике кластеров, а не отдельных компаний и отраслей важно и для региональной экономики, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей. Здесь развитие кластеров также принесет преимущества:

1) обеспечит повышение занятости населения;

2) привлечет квалифицированных специалистов;

3) будет содействовать развитию смежных секторов в экономике и сфере услуг. Наиболее важным результатом для экономики конкретного субъекта или территории при создании туркластера станет сохранение рабочих мест людям, работающим в предпринимательских структурах (в том числе в туристской сфере, смежных и сопутствующих отраслях). Положительными факторами станут также увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе, сохранение и увеличение налоговых отчислений, сокращение выплат по безработице и т. д.

Эффективно функционирующие кластеры становятся перспективными структурами для появления так называемых стратегических инвесторов и крупных капиталовложений. Центром кластерной структуры обычно являются несколько крупных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения, но в то же время кластер способствует развитию и мелких предприятий. Кроме того, кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации — «совокупного инновационного продукта». Кластеризация на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а структурированную систему распространения новых знаний и технологий. Здесь основным условием эффективной трансформации идей в инновации, а инноваций — в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера [4].

Формирование стратегии долгосрочного, устойчивого развития для экономики Кабардино-Балкарской республики становится сегодня первоочередной задачей для органов государственной власти и управления. Региональная экономика получила перспективу экономического роста на основе инновационной модернизации путем обоснованного выбора, осуществления стратегических инвестиций в базовые (перспективные) отрасли. Развитие рекреационной и туристской отрасли, бесспорно, — одно из наиболее перспективных направлений экономики республики. И правительство КБР намерено использовать природные богатства, историческое наследие и преимущества географического положения предельно эффективно и рационально. КБР, обладая уникальным рекреационным потенциалом, активно развивает эту сферу [6].

Большой интерес к развитию туризма проявляют иностранные инвесторы. Недавно в республике побывала с визитом группа представителей международного Наблюдательного совета британского финансово-инвестиционного консорциума Flame Group. Визит носил ознакомительный характер. Вероятно, эта встреча положит начало большому переговорному процессу в целях скорейшей реализации программы развития туркластера в регионе.

Делегация Flame Group, состоящая из представителей деловых кругов США, Англии, Германии, Франции, Японии и Южной Кореи, посетила Эльбрусский район КБР. Здесь состо-

ялась презентация разработанного компанией «Олимп» (КБР) в сотрудничестве с ведущими южно-корейскими, австралийскими и итальянскими компаниями проекта по созданию оздоровительно-спортивного кластера мирового уровня с полной инфраструктурой под названием «Гранд Кавказ-Олимпик регион».

В инвестиционный совет проекта входят Внешэкономбанк, федеральный фонд «Спорт», японская корпорация NISSAN, южнокорейская SOLFCO, WIN Holdings из США. Проект предполагает строительство скоростной многополосной магистрали Минеральные Воды-Эльбрус-Сухум через Баксанское ущелье и Клухорский перевал, объекты энергетики и мультимодальный узел.

Строительство автодороги является ключевым пунктом программы, поскольку значительно сократит пробег между Сухумом (Абхазия) и Нальчиком на 700 км, путь от Сочи до курорта «Эльбрус» — до 250 км. Кроме того, это позволит соединить море и горы и дать Северному Кавказу торговый выход к порту Су-хум через Приэльбрусье.

По федеральной программе в этой местности проляжет железнодорожная ветка, дающая

выход к узловой станции Прохладная от города Тырныауза в Баксанском ущелье, где сосредоточены не только объекты туризма, но и горнодобывающие предприятия. В результате реализации проекта значительно улучшится транспортная доступность горнолыжных мест. Таким образом, автомагистраль в Сухум и таможенно-транспортный узел в Кабардино-Балкарии будут ориентированы не только на обслуживание рекреации, но и экономики в целом. Это удешевит произведенные в СКФО товары и даст мощный толчок развитию производства на южных территориях России [8].

При разработке стратегии в качестве главных направлений могут быть взяты развитие и устойчивость. Конкурентоспособность конечного туристского продукта будет зависеть от менеджмента, способного привести продукт на рынок, и от специалистов, их обслуживающих. Основная конкурентная борьба в последние десятилетия из ценовой конкуренции переместилась в инновационную.

Для успешной реализации стратегии необходимо грамотно организовать работу с целью опережения в инновационных областях. Опережение в инновациях отличается от страте-

Кредитные Юридические, Производственная (газоснабжение,

и страховые консалтинговые, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, компании аудиторские канализация, строительство, трансорт, связь) и

компании; социальная (жилищно-коммунальное хозяйство,

типографии, СМИ образование, здравоохранение, бытовое

обслуживание) инфраструктура территории

Другие кластеры, действующие в крупном городе

(строительный, продовольственный, промышленный, телекоммуникационный и т. д.)

Рис. 1. Концептуальная схема управления развитием туристской сферы в рамках туристско-рекреационного кластера

гии, которая осуществлялась в предыдущие эпохи, когда основой стратегии была минимизация издержек. При подготовке решений целесообразно сначала определить пути развития, а затем на базе маркетинговых исследований осуществлять работы по отбору тех направлений и продуктов, которые будут реально востребованы рынком. В дальнейшем финансовые расчеты должны показать те направления, которые дадут наибольшую экономическую эффективность или будут способствовать стабильному развитию предприятий кластера. Потребности рынка носят самый разнообразный характер. Ситуация на рынке при формировании туристско-рекреационного кластера должна тщательно отслеживаться. Например, через средства массовой информации, в ходе переговорных процессов, на основе долгосрочных договоренностей и иным образом. Все это, вне всякого сомнения, должны использовать аналитики. Но самая оперативная и самая точная информация получается в ходе реализации конкретного продукта. Целесообразно начинать анализ по маркетингу именно с этой информации.

В рамках стратегии развития туристских кластеров управление может быть организовано по схеме, представленной на рис. 1.

Вышеизложенная концептуальная схема туристского кластера региона и возможность существования в нем нескольких кластеров

закономерно вызывают вопрос о необходимости координации их деятельности. Здесь важнейшая координирующая роль должна принадлежать местным органам власти. Именно степенью участия государственных органов управления будет определяться успех функционирования туристских кластеров, а следовательно, и уровень конкурентоспособности региона как туристской дестинации на отечественном и мировом рынках туризма. При этом местные органы власти могут делегировать координирующие функции деятельности туристских кластеров как специально созданным для этого организациям (например, общественной организации, созданной на основе государственно-частного партнерства), так и уже существующим в некоторых субъектах Российской Федерации маркетинговым центрам, отвечающим за продвижение соответствующей территории на туристских рынках.

Для многих регионов кластеры являются инновационной моделью перспективного экономического развития, в том числе туристские кластеры на территориях, ранее относившихся к категории монопрофильных и ориентированных на промышленный сектор. Создание инновационного кластера в таком районе позволит наилучшим образом спроектировать возможности социально-экономического развития, а также эффективно выстроить и реализовать стратегию долгосрочного развития

Рис. 2. Модель туристского кластера в монорегионе

региона. Общую модель инновационного туристского кластера в так называемом монорегионе можно представить в виде схемы (рис. 2).

Кластеры в обязательном порядке должны формироваться и развиваться при поддержке местных органов власти и самоуправления. Благодаря этому кластерные структуры смогут решать во властных структурах вопросы улучшения условий деятельности и защиты интересов своих участников. В своей деятельности кластер создаст оптимальную, упрощенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров.

В качестве пилотного объекта инвесторы рассматривают вариант строительства многофункционального спортивно-туристского комплекса «Прометеус Фл ейм» в городе Тыр-ныауз. Участок под его строительство находится на плато Шхайты на высоте 1520 м над уровнем моря, что является оптимальной высотой среднегорья для подготовки сборных команд по олимпийским видам спорта. Представители инвестиционного проекта предполагают построить 35-этажный комплекс, который будет состоять из многочисленных спортивных и развлекательных центров. Он будет первым сооружением такого типа, масштаба и функциональности в России.

По данным «Флейм Груп», общая стоимость проекта, с учетом транспортной и энергетической инфраструктуры, включая мульти-модальный комплекс и глубоководный порт в Абхазии — порядка € 25 млрд, общая протяженность горнолыжных трасс свыше 800 км, вместимость гостиниц порядка 40 тыс. мест. Проект предполагает создание около 15 тыс. рабочих мест.

В июне 2012 года в Кабардино-Балкарии

состоялось заседание Комитета Совета Федерации по туризму, на котором справедливо было отмечено, что республика имеет ряд преимуществ, которые позволяют ей развивать не только горнолыжный туризм. Здесь можно успешно продвигать и такие виды, как агро-и этнотуризм. Кроме того, вся Кабардино-Балкария — практически один большой курорт, где отдых можно совмещать с оздоровлением и лечением благодаря наличию многочисленных минеральных водных и грязевых источников. Реализация масштабного проекта по созданию туристского кластера придаст мощный импульс всей Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарии, а значит решению очень значимой проблемы — повышению уровня занятости жителей республики.

Туризм является одним из крупнейших источников обеспечения занятости и экономического роста. Это важный вектор развития несырьевой модели экономики. И дальнейшее развитие этой отрасли поможет не только вывести отдельные субъекты на более высокий уровень, но и занять России лидирующие позиции на международном рынке туризма.

По словам главы КБР А. Б. Канокова, «Величественные горы и природа Кабардино-Балкарии — это безусловное богатство, и кластерная политика, основанная на использовании преимуществ и потенциала в целом всего Северного Кавказа, включая и Кабардино-Балкарию, подразумевает комплексный подход к решению большого количества существующих здесь проблем. Их снятие в обозримом будущем означает не только стабильность и успешную интеграцию в общероссийское и мировое экономическое и культурное пространство, но и расцвет экономики, а значит, рост благосостояния и уровня жизни населения».

Литература

1. Адамова К. З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 34. С. 172—177.

2. Вестник актуальных прогнозов «Россия: третье тысячелетие». 2012. № 30.

3. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Юнити, 2006.

4. Морозов М. А Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для вузов. М.: Академия, 2004.

5. Портер Майкл Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2001. С. 258.

6. Проект комплексного развития горно-рекреационный территории «Эльбрус». Нальчик: ФПиРФКС, 2010.

7. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р. Управление и организация в сфере услуг: Теория и практика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.

8. URL: http://www.pravitelstvokbr.ru (дата обращения: 25.12.2012).

9. URL: http://www.kbr-invest.ru (дата обращения: 25.12.2012).

10. URL: http://www.ncrc.ru/ (дата обращения: 25.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.