Научная статья на тему 'Культурологический подход как методологическое основание процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры'

Культурологический подход как методологическое основание процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / PERSONALITY'S PROFESSIONAL CULTURE / CULTURAL SCIENCE APPROACH / CULTURAL SCIENCE APPROACH IN PEDAGOGICS AND EDUCATION / CULTURAL SCIENCE APPROACH TO THE PHYSICAL CULTURE AND PEDAGOGICAL STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабаков В. Е.

В данной статье процесс подготовки специалиста по физической культуре рассматривается как процесс усвоения культуры, процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур. При этом особенности реализации культурологического подхода определяются спецификой физической культуры как вида культуры, интегра-тивная сущность которого проявляется в единстве биологического и социального в структуре личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL SCIENCE APPROACH AS METHODOLOGICAL GROUND OF SPECIALIST'S TRAINING PROCESS IN THE SPHERE OF PHISICAL CULTURE

In this article the training process of physical culture specialist is considered as the process of culture adoption, as the personal discovery process, creation of culture world inside yourself, participation in cultures dialog. The peculiarities of cultural science approach realization are determined by physical culture specification as culture aspect, the integration essence of which is displayed in biological and social union in the personality's structure.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход как методологическое основание процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры»

Коммуникативно-культурологический подход предполагает культурный плюрализм, который трактуется не только как признание человеком культурных различий, но и как способность конструктивно откликаться на идеи других людей, быть терпимым к чужим взглядам и ценностям. Проблема культурного плюрализма рассматривается в одной связке с проблемой воспитания толерантности и либерализма, когда обучающимся предоставлена свобода выбирать культурные образцы, которые не навязываются им, а являются их собственными. При-этом важным является выработка стремления студентами не столько отстаивать свою правоту, сколько потребность во взаимопонимании, в признании свободного выбора других. Для этого необходима разработка таких педагогических условий, которые способствовали бы тому, чтобы студенты могли свободно ориентироваться в различных типах культур и соотносимых с ними норм общения, адекватно интерпретировать явления и факты культуры и правильно выбирать стратегии взаимодействия в различных типах межкультурного общения.

Особенностью коммуникативно-культурологического подхода является и то, что он характеризуется изучением не только национальных культур, но и социальных субкультур. Таким

Библиографический список

образом, студенты получают представление о ценностных ориентирах и стиле жизни представителей различных слоев общества. Все это нацелено на развитие эмпатического отношения студентов к людям, принадлежащим к различным этносам, различным социальным стратам общества, политико-экономическим системам, и обучение учету этих различий в межкультур-ном общении. Рассматриваемый подход сосредоточен на решении социокультурных педагогических задач, направленных на усвоение студентами знаний о других культурах, на формирование общечеловеческих ценностей, меж-культурного диалога и этнической консолидации. Благодаря полученному опыту межкультурного общения студенты смотрят на мир шире и терпимее относятся к культурному своеобразию других людей

Основная задача развития готовности студенческой молодежи к межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал образования, нацелить его на утверждение концептуального приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран.

1. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов / Т.Г. Гру-шевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: Юни-та-Дана, 2003.

2. Шубина, Н.А. Роль культурологической парадигмы в гуманистически направленном образовании / Н.А. Шубина. // Теория и практи-

ка профессионального образования: педагогический поиск. - Екатеринбург: РГПУ, 2007. - Вып. 8.

3. Липская, Л.А. История и философия образования: антропологические основания: учеб. пособие / Л.А. Липская. - Челябинск: Уральская

академия, 2006.

4. Усанова, О.Г. Коммуникативная компетентность в культуре педагогического общения: Монография / О.Г. Усанова. - Челябинск:

ЧГПУ, 2004.

Статья поступила в редакцию 15.04.09

УДК 378 796

В.Е. Жабаков, зав. кафедрой ЧГПУ, г. Челябинск

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье процесс подготовки специалиста по физической культуре рассматривается как процесс усвоения культуры, процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур. При этом особенности реализации культурологического подхода определяются спецификой физической культуры как вида культуры, интегративная сущность которого проявляется в единстве биологического и социального в структуре личности.

Ключевые слова: культурологический подход, культурологический подход в педагогике и образовании, профессиональная культура личности, культурологический подход в подготовке физкультурно-педагогических кадров.

Современный этап развития науки характеризуется преодолением узкоспециализированного изучения культурных явлений, поскольку именно феномен культуры является источником общественных нововведений, основным средством человеческой самореализации. Применение культурологического подхода обусловлено и особенностями социально-исторического развития. Новый этап в развитии общества принес увеличение степеней свободы в решении актуальных социальных вопросов. Поэтому изучение проблемы подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования, с позиции культурологического подхода представляется актуальным.

Культурологический подход предполагает использование понятия «культура» для объяснения сознания и жизнедеятель-

ности человека, что позволяет рассматривать личность как свободную, активную индивидуальность, способную к «само-детерминации в горизонте личности» в результате общения с другими личностями, культурами. Как отмечает ГИ. Гайсина, культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур [1]. Семантическим ядром культурологического подхода является понятие «культура». В широком смысле культура понимается как «общность, характеризуемая особым набором норм, ценностей и смыслов на уровне этноса, нации или цивилизации». В узком смысле понятие «культура» понимается как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями

художественной культурой, принятыми нормами поведения. Следовательно, культура — духовное состояние всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, цели и смыслы деятельности.

Культурологический подход в современной науке разрабатывается в различных на-правлениях. Философское направление культурологического подхода представлено в работах Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, И.А. Ильина, Н.И. Пономарева, Н.С. Розова, Л.В. Тодорова и др. Как правило, в философии культурологический подход рассматривается «...как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности», имеющая «своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуры мира» [2]. В.И. Андреев относит культурологический подход к разряду философско-культурологических стратегий. Ученый считает, что «.эффективное решение многих актуальных проблем образования и воспитания невозможно без глубокого понимания того, что такое культура, без разработки культурологического метапринципа в педагогике» [3]. Поэтому обобщенное понятие «культура» выступает как вектор модернизации образовательных систем, как ориентир в теоретической и проектировочной деятельности.

Этические принципы применения культурологического подхода в педагогике исследует Г.М. Галуцкий [4], по мнению которого постепенная дегуманизация общества проявляется в непонимании социумом значения культуры в социальном развитии. Социально-этические преобразования, происходящие в обществе, провоцируют девиантное поведение учащейся молодежи. Девальвация ценностей отечественной культуры, принижение значения национальной самобытности, традиций духовности народа, обостряет проблему культурного иммунитета нового поколения россиян [2].

Культурологический подход к разработке современных образовательных систем представлен в работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Г.И. Гайсиной, А.Я. Данилюка, Н.С. Розова, В.Н. Руденко, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.

Как методологическая основа педагогики культурологический подход позволяет рас-сматривать педагогические явления как совокупность культурных компонентов, трактовать педагогические процессы как часть социокультурного фона общества, анализировать педагогические феномены в контексте локальной культурной ситуации.

Концепция личностно-ориентированного образования с позиции культурологического подхода разработана Е.В. Бондаревской [5], по мнению которой образование является частью культуры. Образование, с одной стороны, «питается» культурой, с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение будущего педагога к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, то есть поворот всех компонентов образования к культуре и человеку, как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию. Создание условий для всестороннего развития и саморазвития целостного человека культуры — цель педагогического процесса, достижение которой обеспечивает культурологический подход.

Вопрос о связи образования и культуры, по мнению В.А. Сластенина, является одним из основных вопросов современной дидактики. Рассматривая наиболее значимые направления в отечественной педагогике, ученый приходит к выводу о том, что «.образовательная система конгруэнтна культуре, некоторому ее фрагменту или виду культурной деятельности» [6, с. 56].

Культурологический подход нашел эффективную реализацию в исследовании профессиональной культуры педагогических кадров. В.А. Сластенин в структуру педагогической культуры включает интеллектуальную и познавательную культуру, культуру педагогического мыш-ления, культуру чувств, нравственную культуру общения, экологическую, правовую, физическую, психологическую, методологическую, исследовательскую, рефлексивную культуру, культуру самоопределения и самоорганизации [6].

В ряде исследований (Н.В. Кузьмина, В.А. Мясников,

A.А. Реан) выделены компоненты педагогической культуры: профессионально педагогическая позиция; профессионально значимые личностные качества, профессиональные знания, профессиональные умения, то есть ведущими основаниями профессионально педагогической культуры служат культура, личность, профессия. Следовательно, с позиции культурологического подхода необходимо рассматривать в качестве полноправных компонентов образования культуру ученика, культуру педагога и содержание образования как обобщенную культуру, предназначенную освоению [7].

Перспектива развития современного высшего образования определяется эффективностью решения его главной задачи — подготовки молодежи к трудовой профессиональной деятельности. Поэтому модернизация высшего образования направлена на обеспечение соответствия культуре, современным требованиям цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации становится предметом анализа педагогической действительности.

Реализация культурологического подхода в условиях высшей школы, по мнению Е.Н. Шиянова [8], позволяет объединить профессиональные и личностные компоненты развития студентов, выступая в качестве фактора целостности. Так, в концепции гуманитаризации высшего образования его реализация предусматривает овладение студентами гуманитарной культурой — «оптимальной совокупностью общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и творческих действий.

Таким образом, с позиции культурологического подхода профессиональная подготовка учителя представляет собой культуротворческий образовательный процесс, в котором студент и преподаватель реализуют себя как субъекты культуры, а содержание образования строится в соответствии с содержанием педагогической культуры. Кроме того, реализация культурологического подхода направлена на применение лич-ностно ориентированных технологий, использования культурных критериев и оценки уровня готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности [8].

Разработке культурологического подхода к подготовке специалиста в области физической культуры посвящены работы В.У Агеевца, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина,

B.И. Жол-дака, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева. В частности, Ю.М. Николаев [9] отмечает, что семантической основой культурологического подхода в системе физкультурного образования являются понятия «физическая культура» и «физическая культура личности». Цель, принципы, содержание подготовки специалиста в сфере физической культуры направлены на формирование культуросообразного социально-педагогического мышления специалиста.

В рамках исследования профессиональной подготовки физкультурных кадров культурологический подход разрабатывает и Н.И. Пономарев [10]. Ученый отмечает формирование культуры личности (методологической, познавательной, духовной, профессиональной) на раз-личных этапах непрерывного

специального физкультурного образования. Процесс формирования личности специалиста при этом предполагается осуществлять посредством установления устойчивых связей в педагогической системе, основанных на культурно-исторических, духовных ценностях, экономической целесообразности, социальной значимости, развитие общественных и личностных интересов.

Вопросы применения культурологического подхода в области высшего профессионального образования, в том числе и подготовки учителей физической культуры, остаются недостаточно исследованными. По нашему мнению, главная причина недостаточной разработанности теоретико-методологических основ физической культуры — отсутствие фундаментальных трудов, раскрывающих глубинные, интегративные проблемы физической культуры. Недостаточно учитывается биосоциальная природа человека, его соматопсихическое, социокультурное единство, определяющее его ценность и затрагивающее новый аспект в рассмотрении личностных характеристик субъекта в сфере физкультурной деятельности. В настоящее время необходимо не только физическое совершенствование человека, но и полноценное духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие в сфере физической культуры и что особенно актуально — в системе профессионального физкультурного образования, которая является составляющей системы физической культуры.

Мы согласны с мнением ряда авторов о необходимости культурологического подхода в подготовке учителей с целью создания нового мировоззрения специалиста, интеллектуально-духовного обогащения личности и на этой основе более глубокого понимания ею своих профессиональных качеств [1; 2; 10]. Культурологический подход в системе подготовки физкультурных кадров позволяет реализовать культуросообразные функции вузов за счет гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса, формирования гармоничного соотношения в человеке духовных и физических компонентов, развития его творческих возможностей и широкой подготовки к жизнедеятельности.

Традиционно, осуществляя культурологический анализ системы физической культуры, ученые отмечают, что «чувственно-сверхчувственная природа человеческой телесности характеризуется особым способом существования, одной из форм проявления которой является физическая культура» [11]. Поэтому, по мнению Л.И. Лубышевой, культурологический анализ системы физической культуры должен опираться на исследование человеческой телесности [12]. В таком случае понимание человеческой телесности вводится в ранг понимания человеческой сущности. Подобную гносеологическую односторонность пытается преодолеть М.Я. Виленский [11], отмечая, что культурологический анализ системы физической культуры предполагает выделение тех культурных образований, которые можно определить понятием физическая культура.

Перспективы изучения профессионального физкультурного образования во многом, по нашему мнению, определяются степенью разработки проблемы физической культуры как вида культуры. Поэтому физическая культура должна не только трактоваться равноправным видом общей культуры человека и общества, где все ее виды (материальная, духовная, физическая) взаимообусловливают, взаимоподдерживают, взаимопроникают друг в друга, но где и ее содержательные характеристики должны обосновываться исходя из философского понимания культуры.

Культурологический подход как методологическое основание физической культуры позволяет не только реализовать интегративную сущность культуры в целом, но и учитывать единство биологической и социальной составляющей человека, осознать необходимость поэтапной гуманизации образовательного процесса в вузе, способствующей повышению физической культуры личности специалистов.

Основные тезисы культурологического подхода — культурообразующая направленность подготовки учителей физической культуры, всестороннее развитие будущих учителей, формирование культуры личности, воспитание субъекта самостоятельной творческой деятельности, способного к производству новых ценностей — работают и в отношении культуры физической. Понимание телесного и духовного познания необходимости гармоничного соотношения природного и социального в сфере физической культуры позволит педагогу нетолько хорошо овладеть своей специальностью, но и выйти за пределы профессиональной деятельности. Именно в этом случае, целью профессионального образования станет «не подготовка узкого специалиста, а профессионала высокой общей культуры, ответственного не за узкое понимание результатов своей деятельности, а за глобальные ее последствия» [11].

Таким образом, «продуктом» обновленного профессионально-физкультурного образования должен стать человек культуры, культуры общей, профессиональной, физической. Необходимым компонентом приобщения человека к широко понимаемой культуре выступает профессиональная компетентность, которая предполагает физическое, культурно-нравственное, интеллектуальное развитие, введение человека в общий культурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек реализует себя как специалист, профессионал. Профессиональная компетентность является категорией определяемой уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному образованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Возрастание ценностей жизни, здоровья, активного долголетия и реализации человеческой индивидуальности все чаще рассматривается как критерий социального прогресса общества. Физическая культура как неотъемлемый вид общей культуры, несомненно, укрепляет здоровье (как физическое, так и духовное) человека. Она не только содействует формированию личности, но и помогает решить основные вопросы, которые выдвигает современная жизнь, способствует прогрессивному развитию общества. Однако все это возможно только при условии осмысления и принятия общественным сознанием содержания интегративной духовнофизической сущности физической культуры и воплощения ее в качестве нормативной основы в сферу сознания каждой личности, безусловно, во взаимосвязи с другими видами культуры. Поскольку в современном обществе с преобладанием динамических процессов человек должен готовиться к будущему, а педагогические системы (в том числе и в сфере физической культуры) должны работать на воспроизводство целостного человека, гармонически развитой личности. Именно такой человек в силу единства своего духовно-нравственного и физического развития, творческого подхода к преобразованию реальности может (и должен) противостоять неблагоприятным факторам социально-экономической обстановки, стать действительно гарантом экономического процветания и духовной безопасности общества.

Библиографический список

1. Гайсина, Г.И. Образование как социокультурный феномен / Г.И. Гайсина. - М. -Уфа: МПГУ, БашГПУ, 2000.

2. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / Под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БГУ, 1999.

3. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

4. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г.М. Га-луцкий. - М., 1998.

5. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1997. - № 4.

6. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение / В.А. Сластенин, Г.И.

Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - Рыбинск, 1993.

8. Шиянов, Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов. - М.- Ставрополь,

1991.

9. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный и результативный аспекты: учебное

пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лес-гафта / Ю.М. Николаев. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2000.

10. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1996.

11. Виленский, М.Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физической культуре в вузе / М.Я. Виленский, В.В. -Черняков // Физическая культура в школе. - № 3. - 2004.

12. Лубышева, Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубы-шева // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 2 - 4.

Статья поступила в редакцию 5.05.09

УДК 379.82 378

А.В. Пономарева, руководитель СПО «Пульс» ЧГАКИ, г. Челябинск

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье раскрываются сущностные характеристики понятия «социальная успешность», рассматриваются компоненты формирования социальной успешности молодежи на основе личностно-деятельностного и социокультурного подходов, а также выделяются особенности деятельности, формы и методы работы студенческих педагогических отрядов.

Ключевые слова: социальная успешность и ее особенности, компоненты формирования социальной успешности молодежи, личностно-деятельностный подход, социокультурный подход, студенческий педагогический отряд.

Современное российское общество нуждается в инициативных, творчески активных молодых людях, обладающих высокой профессиональной и личностной культурой, социальной мобильностью, ориентированных на социально значимый успех и позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способных адаптироваться в окружающем мире и творчески его преобразовывать. Однако политическая и экономическая нестабильность российского общества в последние десятилетия затрудняет процессы социальной адаптации и социального становления молодежи, а также формирование социально значимых качеств личности молодежи. Осмысление проблемы социальной успешности молодежи становится все более актуальной в связи с существенными изменениями в обществе. Объективной основой этого является снижение социальной активности молодежи, кризис мотивационных установок личности на достижение успеха в деятельности, снижение уровня самодостаточности, саморазвития.

В подобной ситуации актуальной становится необходимость повышения уровня мотивации личности к достижению успеха, инициированность собственных возможностей, творческая реализация по достижению результатов в поставленных перед собой целей.

Как показывает анализ психологической литературы, проблема успешности личности в течение многих лет разрабатывается в зарубежной психологии контекстно, в рамках прикладных исследований адаптированности личности, коррекции личностного развития, оказания психологической помощи (Дж Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, К. Роджерс, Т. Роттер, К. Хорни, В. Франкл, Э. Фромм и др.). Для отечественной науки проблема в целом достаточно новая, хотя имеются работы посвященные формированию индивидуальной стратегии жизни, эффективности индивидуальной и групповой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин). В педагогике проблемы и перспективы развития социальной успешности молодежи рассмотрены в работах В.И. Бакштановского, А.С. Белкина, Е.Ю. Варламовой, У. Джемса, Р.Л. Мирцхулаевой, А.В. Муд-рика, Г. Зиммеля, А. Тойнби, А. Швейцера.

Однако, несмотря на существующий интерес ученых, проблема формирования социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда остается недостаточно разработанной.

Исследуя понятие «социальная успешность» как сложное многоплановое явление во взаимодополнении содержательных трактовок самого успеха, западные ученые рассмат-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.