Научная статья на тему 'Методологические основы построения профильно-ориентированного физического воспитания курсантов вузов МВД России'

Методологические основы построения профильно-ориентированного физического воспитания курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович, Павлов Иван Владимирович

В статье рассматриваются методологические основы построения систем физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, ориентированных на соответствие особенностям организации образовательного процесса в ведомственных вузах и будущей служебной специальности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович, Павлов Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы построения профильно-ориентированного физического воспитания курсантов вузов МВД России»

УДК 378.0

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

METHODOLOGICAL BASES OF FORMING PROFESSION-ORIENTED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

А. Ф. Кузнецов, И. В. Павлов A. F. Kuznetsov, I. V. Pavlov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются методологические основы построения систем физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, ориентированных на соответствие особенностям организации образовательного процесса в ведомственных вузах и будущей служебной специальности выпускников.

Abstract. The article considers methodological bases of forming the systems of physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which are oriented on conformity with the peculiarities of organizing educational process in departmental institutes of higher education and the future official speciality of graduates.

Ключевые слова: культурологический подход, физическое воспитание, курсанты образовательных учреждений МВД России.

Keywords: culturological approach, physical training, cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Актуальность исследуемой проблемы. В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что в современной ситуации масштабных и динамичных преобразований важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности и социального прогресса является развитие человеческого потенциала, при этом приоритетным способом его реализации - развитие системы физического воспитания, массовой физической культуры и спорта; распространение стандартов здорового образа жизни.

Высшей школе отводится важная роль в решении этой задачи. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 -р, предусматривает модернизацию физического воспитания в образовательных учреждениях профессиональ-

ного образования; улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу; создание и внедрение в образовательный процесс эффективных технологий физического воспитания, ориентированных на особенности развития занимающихся.

В вузах МВД России, составляющих одно из наиболее крупных звеньев системы образовательных учреждений отраслевых министерств и ведомств, физическому воспитанию курсантов традиционно придается особое значение, поскольку профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с действиями в условиях опасности и риска, с перенесением больших физических нагрузок и нервно-психических напряжений, с необходимостью высокого уровня развития физических качеств, с владением навыками применения физической силы и боевых приемов борьбы для пресечения противоправных проявлений и задержания лиц, их совершивших. Таким образом, можно полагать, что рассматриваемые вопросы являются достаточно актуальными.

Вместе с тем сегодня в данной области сложилась ситуация, которая имеет характер острой педагогической проблемы. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности. И это, казалось бы, весьма актуально для вузов МВД России, особенно в свете проблем, поднятых в процессе происходящего сегодня реформирования правоохранительных органов. Однако действующие нормативные документы рассматривают физическое воспитание курсантов как процесс формирования физической готовности выпускников к выполнению оперативно-служебных задач, как развитие одних только физических качеств и двигательных навыков, вне мотивационно-ценностных и социально-духовных аспектов.

Цель исследования состояла в изучении современных подходов к построению физического воспитания в процессе профессионального образования, определении методологических основ профильно-ориентированного физического воспитания курсантов вузов МВД России. Предполагалось, что использование методов культурологического подхода позволит сформулировать теоретико-методологические основы построения профильно-ориентированного физического воспитания курсантов и обеспечит возможность формирования профессионально-прикладной физической культуры у обучающихся.

Материал и методика исследований. Для решения задач исследования проводился теоретический анализ и обобщение литературных данных по методологии науки (В. Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Б. Ф. Ломов, А. И. Ракитов, В. А. Штоф, Б. Г. Юдин), применению культурологического подхода в образовании (Е. В. Бондаревская, И. Е. Видт, Е. В. Гершунский, В. В. Краевский. И. Ф. Исаев, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин, Ю. В. Сенько, Г. П. Щедровицкий), теории физической культуры и физического воспитания (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев), физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу (А. Ф. Калашников, В. Я. Кикоть, А. В. Лотоненко, Ю. Ф. Подлипняк, В. А. Торопов, В. А. Щеголев).

Полученные в результате исследования данные, выводы и обобщения были использованы для разработки педагогической технологии формирования профессиональноприкладной физической культуры у курсантов вузов МВД России, которая была внедрена в образовательный процесс Омской академии МВД России и проверена экспериментальным путем. В эксперименте приняли участие 1016 курсантов 1-4 курсов. Курсанты экс-

периментальной группы (503 чел.) занимались по экспериментальной программе, разработанной на основе авторской концепции профильно-ориентированного физического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России.

Для оценки эффективности воздействия экспериментальной программы (ЭП) использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Обнаружено, что современный период развития педагогической науки характеризуется переосмыслением фундаментальных оснований, принятием новых требований к профессиональной образованности человека и его культуре. Одним из наиболее эффективных методологических инструментов, обеспечивающих решение образовательных проблем, является культурологический подход.

Данный подход осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры и предполагает специфический культурологический метод. Он рассматривается как совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ образования через призму культурологических понятий [8]; способ видения педагогических событий с точки зрения культурных норм и культуросообразности [10]; способ решения проблем образования сквозь призму понятия «культура» [2]; понимание образования как культуротворческого акта, процесса овладения культурой [1], [4], [11].

Культурологический подход предполагает культуросообразность, содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный по структуре культуре. Цель образования составляет формирование культуры личности, в качестве результата рассматривается формирование человека, усвоившего универсальные культурные ценности; овладевшего способами деятельности, необходимыми в различных сферах жизни, и навыками самосовершенствования; умеющего самостоятельно принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Методика образовательного процесса должна обеспечивать усвоение содержания культуры обучаемыми; их включение в культуротворческую деятельность, диалогическое общение и равноправные субъект-субъектные отношения обучающих и обучаемых; интеграцию профильных дисциплин.

Физическое воспитание составляет важный раздел педагогической науки и представляет собой педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей и формирование их физической культуры в соответствии с требованиями общества. Методология понимания физического воспитания в настоящее время все чаще определяется идеями, сложившимися в сфере культурологического знания. Однако культурологический подход, дающий возможность иначе посмотреть на его средства, методы и результаты, пока еще не стал основой для практической реализации. Поэтому образовательный процесс в сфере физического воспитания обычно реализуется как физическая подготовка, цели имеют узкоспециальную утилитарную направленность, и, как правило, он связан не с формированием физической культуры человека, а с его физическими способностями в прикладном аспекте.

Физическое воспитание в системе высшего профессионального образования рассматривается во взаимосвязи с предстоящим включением личности в профессиональную деятельность и в культурологическом аспекте предполагает в качестве цели формирование профессионально-прикладной физической культуры личности. Однако процесс физического воспитания в высшей школе ассоциируется исключительно с его деятельностной частью, игнорируя мотивационно-ценностные и социально-духовные аспекты. В ву-

зах МВД России процесс физического воспитания реализуется в рамках дисциплины «Физическая подготовка» и имеет целью обеспечение развития физических качеств, освоения знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач профессиональнослужебной деятельности. Богатый арсенал средств и методов дает возможность обеспечить достижение высокого уровня физической подготовленности, повысить качество профессионального образования, оказать положительное влияние на решение задач нравственного воспитания. Вместе с тем данные инспекторских проверок и научных исследований свидетельствуют, что при больших достижениях в области физического воспитания вклад образовательных учреждений в повышение профессиональной выучки сотрудников не в полной мере удовлетворяет требованиям практики [3], [5], [6], [7]. Изменение социокультурной ситуации, смена образовательных и научных парадигм и недостаточно высокая эффективность традиционной модели обуславливают необходимость переосмысления теоретико-методологических основ физического воспитания курсантов, изыскания новых, более действенных средств, методов и форм на основе культурологического подхода.

Анализ литературы позволил выделить требования культурологического подхода, имеющие значение для дальнейшего исследования: 1) образовательный процесс по физическому воспитанию в вузах МВД России должен быть ориентирован на формирование у курсантов физической культуры личности; 2) при построении образовательного процесса по физическому воспитанию в вузах МВД России следует обеспечить освоение трех уровней знания: развитие физических качеств и овладение двигательными навыками; формирование умения применять освоенный арсенал в различных ситуациях; освоение навыков здорового образа жизни и здоровьеформирующего поведения; 3) культуросообразное построение образовательного процесса по физическому воспитанию в вузах МВД России предполагает овладение курсантами содержанием физической культуры; их активное участие в культуротворческой физкультурной деятельности, диалогическое общение и равноправные субъект-субъектные отношения обучающих и обучаемых.

В теории и практике физического воспитания курсантов вузов МВД России идея ориентации его на формирование физической культуры воспринимается с интересом. Большинство ученых, изучающих проблемы физического воспитания в образовательных учреждениях МВД России, однозначно приходят к выводу, что акцент только на физическую подготовку, т. е. только на развитие физических качеств, двигательных умений и навыков курсанта, оставляя в стороне его личностное развитие, не дает ощутимых результатов, и фактически уже сегодня данный подход исчерпал свои потенциальные возможности.

Однако исследования пока еще не многочисленны и фрагментарны. Преимущественно рассматриваются проблемы формирования отдельных личностных характеристик: ценностного отношения к физическому самовоспитанию, профессионально важных качеств, воспитания личности, нравственной культуры, специальных физкультурных знаний. Вопросы целостного формирования физической культуры у курсантов подняты А. В. Евтушенко [10], А. В. Малиновским [9], С. Д. Шамраем [12], однако основным направлением изучения является деятельностное, рассматривающее феномен физической культуры как сферу развития телесно-двигательных способностей, что ограничивает возможности использования полученных результатов в современных социокультурных условиях.

Результаты экспериментального исследования показали, что педагогическая технология, разработанная на основе концепции профильно-ориентированного физического воспитания, позволяет эффективно формировать профессионально-прикладную физическую культуру у курсантов. И в экспериментальной, и в контрольной группах регистрируется положительная динамика уровней: за время эксперимента количество курсантов, отнесенных к адаптивному и конформному уровням, сокращается, а к репродуктивному и креативному - увеличивается (табл. 1). В экспериментальной группе эта тенденция выражена сильнее: процент испытуемых, отнесенных после эксперимента к конформному уровню, существенно ниже, чем в контрольной, а число отнесенных к репродуктивному и креативному - значительно больше. Поскольку исходные уровни подготовленности обеих групп были примерно равными, итоговые различия можно объяснить только тем, что эффективность средств и методов, используемых в процессе их обучения, была разной. Таким образом, результаты экспериментальной проверки дают основание заключить, что предложенная технология обеспечивает эффективное формирование профессионально-прикладной физической культуры у курсантов в процессе обучения.

Таблица 1

Количество испытуемых по уровням профессионально-прикладной физической культуры до и после эксперимента

Г руппы Количество испытуемых по уровням (в процентах)

адаптивный конформный репродуктивный креативный

до после до после до после до после

Экспериментальная группа 10,7 1,6 40,2 14,5 38,4 48,4 13,7 35,5

Контрольная группа 11,5 6,2 38,8 40,2 36,3 38,4 13,4 15,2

Резюме. Результаты исследования позволяют сделать следующее заключение.

1. Методологической основой физического воспитания курсантов вузов МВД России и наиболее эффективным методологическим инструментом его совершенствования в современных социально-экономических условиях является культурологический подход. Его применение обусловлено логикой развития физического воспитания как отрасли педагогического знания, стратегическими задачами долговременного развития Российской Федерации и повышающимися требованиями к подготовленности сотрудников.

2. Методология культурологического подхода обязывает понимать физическое воспитание в вузах МВД России как педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности. Содержанием физического воспитания курсантов является развитие физических качеств и овладение двигательными навыками; формирование умения применять освоенный арсенал в различных жизненных и профессиональных ситуациях; усвоение навыков здорового образа жизни и здоровьеформирующего поведения. При этом должна учитываться ведомственная специфика организации профессионального образования в вузах МВД и особенности должностного предназначения выпускаемых специалистов.

3. Методика образовательного процесса по физическому воспитанию в вузах МВД России должна обеспечивать: усвоение курсантами всего содержания физического воспитания; их активное участие в культуротворческой физкультурной деятельности, диалогическое общение и равноправные субъект-субъектные отношения обучающих и обучаемых в процессе обучения; интеграцию профильных дисциплин для формирования целостного знания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век / В. С. Библер.- М. : Политиздат, 1990. - 413 с.

2. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондарев-ская. - Ростов н/Д. : Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 2000. - 351 с.

3. Бородаенко, В. Н. Формирование нравственной культуры личности курсантов юридического вуза в процессе занятий по физической подготовке : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Бородаенко. -Тула : ТГПУ, 2004. - 21 с.

4. Гайсина, Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Г. И. Гайсина. - М., 2002. - 37 с.

5. Герасимов, И. А. Содержание специально направленной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И. А. Герасимов. - СПб., 2003. - 22 с.

6. Евтушенко, А. В. Формирование профессиональной физической культуры курсантов высших учебных заведений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. В. Евтушенко. - Смоленск, 1999. - 22 с.

7. Кашин, Н. И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Н. И. Кашин. - СПб., 2005. - 24 с.

8. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. -

272 с.

9. Малиновский, А. В. Формирование физической культуры личности курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Малиновский. - Барнаул, 2008. - 22 с.

10. Руденко, В. Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В. Н. Руденко // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 31-34.

11. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. - М. : Академия, 2000. - 346 с.

12. Шамрай, С. Д. Воспитание физической культуры у слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. Д. Шамрай. - СПб., 2000. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.