Научная статья на тему 'Результаты внедрения культурологического подхода в учебный процесс обучающихся по огневой подготовке'

Результаты внедрения культурологического подхода в учебный процесс обучающихся по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / культура / обращение с оружием / компоненты / личностная структура / образовательные организации МВД России. / fire training / culture / weapon handling / components / personal structure / educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александра Андреевна Косова

Рассматривается опытное исследование, посвященное формированию культуры обращения с оружием у обучающихся в процессе профессионального образования. Приводятся результаты и выводы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александра Андреевна Косова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF CULTURAL APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF FIRE TRAINING STUDENTS

Discusses a pilot study on the formation of a culture of handling weapons in students in the process of professional education. Presents the results and conclusions of the study.

Текст научной работы на тему «Результаты внедрения культурологического подхода в учебный процесс обучающихся по огневой подготовке»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10196

© А.А. Косова, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Александра Андреевна Косова,

преподаватель кафедры огневой подготовки УНКСП Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: step-up-streets@mail.ru

Аннотация. Рассматривается опытное исследование, посвященное формированию культуры обращения с оружием у обучающихся в процессе профессионального образования. Приводятся результаты и выводы исследования.

Ключевые слова: огневая подготовка, культура, обращение с оружием, компоненты, личностная структура, образовательные организации МВД России.

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF CULTURAL APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF FIRE TRAINING STUDENTS

Alexandra A. Kosova,

Teacher of the Department of fire training UNKSP Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Discusses a pilot study on the formation of a culture of handling weapons in students in the process of professional education. Presents the results and conclusions of the study.

Keywords: fire training, culture, weapon handling, components, personal structure, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Косова А.А. Результаты внедрения культурологического подхода в учебный процесс обучающихся по огневой под-

готовке. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):372-5.

Введение. Критериями оценки работы с огнестрельным оружием у обучающихся в образовательных организациях МВД России становятся не только меткость и попадание в мишень при выполнении стрелковых упражнений, знание мер безопасности при обращении с ним, а также понимание обучающимися предназначения огнестрельного оружия, отношение к нему, уровень сформированности и доведенных до автоматизма навыков непосредственного обращения и действий с оружием, эмоциональное подкрепление уверенности, мотивации и стрелковой атрибутики. Эти факторы определяют наличие или отсутствие культуры обращения с оружием у обучающихся в процессе профессионального образования.

По нашему мнению, культура обращения с оружием сотрудника полиции является одним из главных показателей его профессионального образования, профессиональной деятельности и практической подготовленности. Она определяется пониманием предназначения боевого оружия, уровнем профессиональных навыков сотрудника и знаний при работе с огнестрельным оружием, совокуп-

ность которых позволяет ему максимально эффективно и безопасно его применять в служебной деятельности. Культура обращения с оружием в профессиональном образовании системы МВД России как учебная дисциплина, еще не нашла своего законодательного закрепления, поэтому рассматривается нами в рамках учебной дисциплины «Огневая подготовка», которая является дисциплиной, входящей в «Специальную подготовку» обязательной части профессионального образовательного цикла обучающихся в системе МВД России.

Из проведенного анализа доступной нам литературы и документальных источников, на сегодняшний день теоретико-методические предпосылки и, особенно, организационно-методические подходы решения проблемы формирования культуры обращения с оружием еще не созданы. Поэтому цель нашего исследования состояла в разработке организационно-методических условий применения культурологического подхода в процессе профессионального образования сотрудников правоохранительных органов в рамках огневой подготовки.

В ходе работы над диссертационным исследованием нами было рассмотрено понятие «культуры обращения с оружием» и ее личностная структура. В результате исследования мы пришли к выводу о том, что «Культура обращения с оружием в процессе профессионального образования» — это качественное овладение обучающимися системой знаний, умений, навыков огневой подготовки, включающее в себя безопасное и эффективное владение личным оружием, развитие профессионально- важных качеств личности будущего сотрудника полиции и компетентности в решении профессиональных задач, связанных с применением оружия [2, с. 267—273].

Основными личностными структурными компонентами культуры обращения с оружием могут быть следующие компоненты: когнитивный (знани-евый/правовой), эмоциональный, деятельностный (операционно-деятельностный, организационно-деятельностный), мотивационный и атрибутивный [2, с. 267—273; 3].

Методика и организация исследования. Наше исследование по формированию культуры обращения с оружием у обучающихся проводилось на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

В исследовании принимали участие 93 обучающихся 3—4 курсов: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности; специализация: уголовно-правовая (узкие специализации — предварительное следствие в органах внутренних дел, дознание в органах внутренних дел).

В процессе диссертационной работы использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседы, анкетирование, в том числе разработанные автором анкеты (анкетирование по опроснику САН (самочувствие, активность, настроение); тестирование по шкале Самооценки уровня личностной тревожности (Спилберга-Ханина); тестирование по методики «Самооценка личности»), методы математической статистики и анализ данных.

Специально для педагогического эксперимента было использовано моделирование и была разработана методика «имитации Дежурной части» [6, с. 194—201].

Результаты исследования и их обсуждение. Путем личного наблюдения в ходе предварительного педагогического эксперимента, нами были выявле-

ны следующие нарушения и ошибки у обучающихся на занятиях по огневой подготовке, которые в ходе опытного исследования, мы попытались устранить:

• неправильная форма доклада при получении/ сдаче оружия (например, «Курсант Иванов оружие принял/отдал»);

• неправильная форма доклад при получении боеприпасов (например, «Курсант Иванов получил боевые пули»);

• нарушение дисциплины;

• нарушение правил переноса оружия (направление ствола оружия в сторону людей);

• перенос оружия в расстегнутых (раскрытых) кобурах (при условии, если конструкция кобуры имеет закрытую систему);

• оставление учебного оружия без присмотра при перемещении между учебными местами;

• оставление оружия на столе предохранителем вниз;

• сдача оружия без магазина, т.е. были забыты и оставленные без присмотра магазины от пистолета;

• касание спускового крючка указательным пальцем (не беря во внимание случаи прицеливания и ведения огня) и др.

Методика исследования «имитации Дежурной части», на наш взгляд, позволила включить в сознание обучающихся осознание профессионального интереса себя как действующего сотрудника полиции, осознание ответственности, служебной дисциплины, соблюдение мер безопасности, контроль и анализ за своими действиями с оружием.

Для проверки уровня сформированности компонентов культуры обращения с оружием у обучающихся в образовательных организациях МВД России была создана экспертная комиссия. В состав комиссии входили 5 преподавателей кафедры огневой подготовки УНКСП Московского университета МВД России. Стаж в органах внутренних дел более 15 лет, стаж в преподавательской должности на кафедре огневой более 8 лет. Возраст преподавателей от 45—60 лет (табл.) [6, с. 194—201].

По результатам экспертной оценки мы пришли к выводу о том, что в экспериментальной группе в ходе естественно-педагогического эксперимента, в рамках совершенствования деятельностного компонента культуры обращения с оружием у об-

Таблица

Результаты проверки уровня сформированности культуры обращения с оружием экспертной оценкой (методика «имитации Дежурной Части», в %)

Нарушения и ошибки у обучающихся на занятиях по огневой подготовке Число случаев (%)

Констатирующий эксперимент (первый срез) Формирующий эксперимент (завершение эксперимента)

ЭГ КГ ЭГ КГ

Неправильная форма доклад при получении/сдаче оружия (например, «Курсант Иванов оружие принял/отдал») 60 61 35 60

Касание спускового крючка указательным пальцем (не беря во внимание случаи прицеливания и ведения огня) 58 75 20 60

Оставление оружия на стол предохранителем вниз 35 40 8 35

Сдача оружие без магазина, т.е. были забыты и оставленные без присмотра магазины от пистолета 10 12 5 20

Оставление учебного оружия без присмотра при перемещении между учебными местами 52 48 10 30

Перенос оружия в расстегнутых (раскрытых) кобурах (при условии, если конструкция кобуры имеет закрытую систему) 54 49 24 45

Нарушение правил переноса оружия (направление ствола оружия в сторону людей) 12 10 8 9

Нарушение служебной дисциплины 12 23 2 20

Неправильная форма доклад при получении боеприпасов (например, «Курсант Иванов получил боевые пули») 20 22 5 18

Достоверность различий 1=0,778 р>0,05 1=0,013 р<0,05

учающихся в образовательных учреждениях МВД России более эффективно формируются профессиональные умения и навыки безопасного обращения с оружием, навыки получения, хранения и ношения оружия, обучающиеся способны анализировать свои действия и ошибки. У обучающихся прослеживается положительная тенденция и интерес к дополнительным занятиям по огневой подготовке и к углублению прочности знаний, а также присутствует положительная тенденция к улучшению интегральной оценки (рис. 1).

Выводы и рекомендации. Теоретико-методологический анализ специальных литературных и иных информационных источников позволил определить проблему исследования, заключающуюся в требовании отдельности и единства личностных структурных компонентов культуры обращения с оружием в процессе профессионального образования, обеспечивающих эффективное формирование культуры обращения с оружием у обучающихся в образовательных организациях МВД России.

Установлено что, несмотря на наличие целого комплекса активно действующих положительных факторов и форм огневой подготовки в образовательных учреждениях МВД России, формирование культуры обращения с оружием у обучающихся в

процессе профессионального образования не достигло должного уровня.

Анализ научно-методологической литературы позволил определить целый ряд объективных и субъективных причин, которые существенно затрудняют процесс обучения, направленный на формирование культуры обращения с оружием: недостаток учебного времени, боеприпасов, тиров, трудности отбора кадров по медико-физиологическим, психологическим и прочим показателям. Поэтому, возникла необходимость изыскания всех возможных средств оптимизации процесса обучения стрельбы в профессиональном образовании.

Формирование личностных основ культуры обращения с оружием курсантов происходит в ходе профессионального становления в период обучения в образовательном учреждении МВД России. Данный процесс развивается на занятиях по огневой подготовке и ориентирован и на успешность в достижении обучающимися определенного уровня сформированности личностных основ культуры обращения с оружием, который позволит с высоким качеством выполнять поставленные задачи в правоохранительных органах.

Опытное исследование, посвященное внедрению культурологического подхода в учебный про-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

■ ЭГ третий курс 3,69 4,44

■ КГ третий курс 3,4 3,82

■ ЭГ четвертый курс 3,78 4,45

■ КГ четвертый курс 3,2 3,83

достоверность различий при t=0,032, р <0,05

Рис. 1. Интегральная оценка успеваемости (сфорсированности культуры обращения с оружием) по дисциплине «Огневая подготовка» у обучающихся в образовательных организациях МВД России

цесс обучающихся по огневой подготовке, показало эффективность педагогического воздействия.

Поскольку наше исследование в результате педагогического эксперимента показало положительную динамику компонентов личностной структуры мы пришли к выводу о том, что разработанное нами моделирование «имитации Дежурной Части» способствует формированию культуры обращения с оружием у обучающихся в процессе профессионального образования.

Литература

1. Приказ МВД России № 880 от 23 ноября 2017 г. «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_292172/

2. Полянский В.П., Говорова А.А. К вопросу культуры обращения с оружием сотрудников правоохранительных органов. // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки [Электронный ресурс]: сборник статей / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю.А. Матвейчев (отв. ред.) [и др.]. Могилев: Могилев. институт МВД, 2016.

3. Кикоть В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ ВВ

МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Я. Кикоть. СПб., ГУ, 1994.

4. Полянский В.П. Профессиональная культура обращения с оружием [Электронный ресурс] / В.П. Полянский, А.А. Говорова // Особенности подготовки сотрудников полиции к применению специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия: Сб. науч. ст. / редкол.: А.А..Тихонов, Р. А. Мерзликин, А.А. Редько, В.А. Репин. Электрон. дан. (3,19 Мб); 1 электрон. опт. диск (CD-R). Волгоград: ВА МВД России, 2015.

5. Дмитриева Ю.В. Исследование влияния различных физических упражнений на результативность выполнения курсантами скоростной стрельбы из пистолета / Ю.В. Дмитриева, А.И. Щипин // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: Мат-лы Междун. научн. конгресса / Москва 2—4 февраля 2006 г. / М.: ООО «Анита Пресс», 2006.

6. Говорова А.А. Структурные компоненты и организационно-методические условия формирования культуры обращения с оружием / Говорова А.А. // Образование и право. 2017. № 7.

7. Афанасьев А.В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений в секторах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Афанасьев А.В.; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. Омск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.