Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
особенности обучения действиям с оружием по подаваемым командам курсантов и слушателей образовательных организаций мвд россии
features of training in actions with the weapon on the given commands of cadets and listeners of educational institutions of the ministry of internal affairs of russia
УДК 623.5
С.А. ГИРИН
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) e-mail: [email protected]
S.A. GIRIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Ю.в. ВЕТРОВА,
кандидат технических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
Y.V. VETROVA,
Candidate of Technical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к действиям с оружием по подаваемым командам при проведении стрельб из боевого ручного оружия.
Ключевые слова: огневая подготовка, команды, действия с оружием, заряжай, огонь, разряжай, к осмотру, осмотрено, меры безопасности, руководитель стрельб, наставление, образовательные организации МВД, обучающиеся.
Abstract: in article features of training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for actions with the weapon on the given commands when carrying out firing practice are considered.
Keywords: firearms training, commands, actions with firearms, load, fire, ease springs, inspection arms, inspected, security measures, range officer, instruction, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, the trained.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
23
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Действия с оружием по подаваемым командам при проведении стрельб в образовательных организациях МВД России регламентируются Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление), которым определяется порядок организации обучения сотрудников ОВД умелому и эффективному применению огнестрельного оружия [1]. То есть в большей степени оно ориентировано на сотрудников, прошедших уже первоначальную подготовку по обращению с огнестрельным оружием и мерам безопасности при обращении с ним. В образовательные организации МВД России поступают лица, как правило, не имеющие навыков обращения с огнестрельным оружием. Соблюдение безопасности при проведении стрельб и обращении с огнестрельным оружием является основой организации огневой подготовки в образовательных организациях МВД России. В связи с этим особое внимание при подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России к проведению стрельб из огнестрельного оружия необходимо уделить обучению действиям с оружием по подаваемым командам.
Под командами в данном контексте мы понимаем краткое устное распоряжение установленной формы, выраженное специальным термином и подразумевающее определенный порядок действий с оружием при проведении стрельб. Команды призваны обеспечить однообразие действий с оружием, возможность визуального контроля над этими действиями, исключить случаи непроизвольного выстрела при проведении стрельб. В связи с этим к подаваемым при проведении стрельб командам предъявляются следующие требования:
- они должны быть понятны обучающимся как по содержанию, так и по порядку действий;
- команды не должны иметь двойного толкования, т.е. должны иметь однозначное смысловое содержание;
- не должны предусматривать большое количество самостоятельных бесконтрольных действий;
- все действия по командам должны осуществляться под вербальным сопровождением руководителя стрельб;
- порядок подачи команд должен исходить из главного требования - обеспечение безопасности при проведении стрельб и при обращении с оружием.
Начинать обучение действиям с оружием по подаваемым командам необходимо с создания предварительного представления у обучающихся о сущности разучиваемых действий и понятий. На данном этапе обучение должно опираться на ряд характерных приемов и методов:
- рассказ о специальной терминологии подаваемых при проведении стрельб команд и об используемых понятиях;
- терминологически точное наименование выполняемых действий, создающее определенное двигательное представление о выполняемых действиях;
- показ выполняемых действий для создания зрительного образа действий по определенной команде;
- объяснение выполняемых действий и их порядка для уточнения деталей техники.
Из числа приведенных методов и приемов наиболее важную роль будут играть показ и объяснение, к которым предъявляются следующие требования:точность, поэтапность разучивания движений, правильный ракурс при показе движения [5, с. 217-218].
Итак, в соответствии с Наставлением при проведении стрельб подаются следующие команды: «Магазин снарядить», «Приготовиться к стрельбе», «Заряжай», «Огонь» или «Вперед», «Разряжай», «Оружие к осмотру», «Осмотрено». Причем следует обратить особое внимание, что команды «Магазин снарядить», «Вперед» подаются на исходном рубеже, а команды «Приготовиться к стрельбе», «Заряжай», «Огонь», «Разряжай», «Оружие к осмотру», «Осмотрено» - на огневом рубеже, объяснив и показав при этом понятие и местонахождение этих рубежей. Кроме того, Наставлением предусмотрена подача команд на выдачу и получение боеприпасов, выдвижение на огневой рубеж, снятие наушников, передачу оружия, оставления оружия на огневом рубеже, прекращение стрельбы (временное или полное), осмотр мишеней [1].
Необходимо обратить внимание, что команды подаются только руководителем стрельб либо его помощником (руководителем стрельб на участке, руководителем занятия на учебном месте).
Следующий этап обучения действиям с оружием по подаваемым командам - углубленное разучивание непосредственно самих действий с оружием, основу которого составляет тренировка. Процесс тренировки должен быть основан на следующих принципах:
- поэтапное разучивание элементов техники;
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
24
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
- многократное воспроизведение действий с оружием.
В ходе тренировок в первую очередь необходимо прививать навыки безопасности обращения с оружием:
- не предпринимать никаких действий с оружием без команды руководителя стрельб;
- ствол оружия всегда должен быть направлен в сторону мишеней или в безопасную сторону;
- не касаться спускового крючка до момента выстрела, т.е. в контексте отрабатываемых действий - только по командам «Огонь» и «Осмотрено».
В процессе отработки этих правил у стрелка закладывается стереотип манипуляций с оружием, который доходит до автоматизации и становится двигательным навыком, который, в свою очередь, позволяет без привлечения дополнительного внимания относиться к огнестрельному оружию всегда так, как будто оно заряжено [4, с. 205-207; 6; 7].
Рассмотрим действия с оружием по подаваемым командам в соответствии с Наставлением по организации огневой подготовки в ОВД РФ и особенности обучения этим действиям курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на примере стрельбы из пистолета.
По команде «Магазин снарядить» обучающийся снаряжает магазин (магазины) и удерживает его (их) в руке. Порядок действий по извлечению магазина из пистолета наставлением не определен. Многие специалисты образовательных организаций и ОВД считают, что в целях безопасности извлекать магазин из оружия необходимо не вынимая его из кобуры [3, с. 17-18]. По нашему мнению, на начальном этапе обучения оружие следует извлекать из кобуры в целях реализации принципа многократности воспроизведения действий с оружием для формирования устойчивого навыка, так как, по нашим наблюдениям, зачастую именно извлечение магазина вызывает сложность (особенно у обучающихся женщин), что несомненно впоследствии усложнит проведение стрельб и понизит их безопасность.
Контролю на этапе снаряжения магазина нужно уделить повышенное внимание, так как сотрудники сами снаряжают магазин, вследствие чего могут быть произведены неправильные действия, которые могут привести к следующим ситуациям:
- неправильное снаряжение магазина -задержки при стрельбе;
- снаряжение магазина (магазинов) не тем количеством патронов - затруднение учета расхода боеприпасов при выполнении упражнения, что может привести к неконтролируемому наличию патрона в патроннике;
- хищение патронов.
Мерами повышения контроля при этой команде может быть:
- подача дополнительной уточняющей команды, например «Магазин снарядить тремя патронами» или «Первый магазин снарядить двумя патронами, второй магазин снарядить четырьмя патронами»;
- после снаряжения магазина сотрудники предъявляют снаряженные магазины, удерживая их в руке широким окном магазина на руководителя, а узким окном с зубом подавателя на себя, причем вырез должен быть полностью открыт, для проверки количества патронов и правильности их укладки.
Доклад о снаряжении магазина наставлением не предусмотрен.
По команде «Приготовиться к стрельбе» обучающийся убирает снаряженный магазин в карман кобуры для запасного магазина (при наличии нескольких магазинов
- в карман форменного обмундирования), извлекает пистолет из кобуры, проверяет отсутствие патрона в патроннике (для чего выключает предохранитель, отводит затвор в заднее положение и ставит его на затворную задержку, осматривает патронник, снимает затвор с затворной задержки), опробует ударно-спусковой механизм оружия, производя несколько выстрелов «вхолостую» в направлении мишени, включает предохранитель и убирает оружие в кобуру.
Команда имеет своей целью дать возможность проверить работу частей и механизмов пистолета, ознакомиться с ударно-спусковым механизмом пистолета
- поработать «вхолостую», привыкнуть к освещению прицельных приспособлений и мишеней, отработать действия по быстрому извлечению пистолета из кобуры, досыланию патрона в патронник и производству первого выстрела. Особую актуальность это имеет именно в образовательных организациях, где за обучаемыми не закреплено оружие и каждый раз они могут получать разное оружие. Команда предполагает большое количество самостоятельных действий, в том числе самостоятельную проверку на разряженность. Выполнение действий при этой команде и их порядок должно четко контролироваться руководителем стрельб, так как магазин уже снаряжен боевыми пат-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
25
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
ронами, что не способствует обеспечению безопасности. Особое внимание следует обратить на первые действия - убирание снаряженного магазина и проверка оружия на заряженность. Доклад после выполнения команды не предусмотрен, поэтому команда считается выполненной после того, как обучающийся убрал пистолет в кобуру либо руководитель подал дополнительную команду «Стой. Оружие в кобуру».
По команде «Заряжай» обучающийся извлекает пистолет из кобуры, вставляет снаряженный магазин в основание рукоятки и в зависимости от условий выполнения упражнения досылает патрон в патронник или убирает пистолет в кобуру и застегивает ее, или удерживает его в руке в направлении мишени и докладывает о готовности к стрельбе. Выполнение действий по этой команде представляет опасность, так как обучающиеся могут дослать патрон в патронник независимо от условия упражнения. Это связано с тем, что команда «Заряжай» в различных источниках, применяемых при обучении огневой подготовке, имеет разное содержательное значение выполняемых действий. Так, в Наставлении по стрелковому делу в пункте 86 по команде «Заряжай» стреляющий должен: вынуть пистолет из кобуры; извлечь магазин из основания рукоятки; вложить пистолет в кобуру; снарядить магазин патронами; вынуть пистолет из кобуры и вставить магазин в основание рукоятки; дослать патрон в патронник, включить предохранитель и вложить пистолет в кобуру [2, с. 577-578]. Поэтому внимание руководителя должно быть направлено на недопущение действий по досыланию патрона в патронник, если это не связано с условиями выполнения упражнения. Руководитель должен быть в готовности к немедленной подаче команд «Стой», «Разряжай».
Кроме того, некоторые практики предлагают вставлять магазин в основание рукоятки, не извлекая пистолет из кобуры, что, по их мнению, повысит безопасность действий при выполнении команды «Заряжай» [3, с. 19]. Мы согласны с их мнением в части возможности применения этих действий при выполнении команды.
По команде «Огонь» сотрудник извлекает пистолет из кобуры (если пистолет находится в кобуре), выключает предохранитель и в соответствии с условиями и порядком выполнения упражнения досылает патрон в патронник, ведет прицельный огонь. По окончании
стрельбы сотрудник принимает исходное положение, удерживая оружие в руке в направлении мишени, снимает затвор с затворной задержки (если затвор встал в крайнее заднее положение на затворную задержку), включает предохранитель и докладывает об окончании стрельбы. Необходимо отметить, что доклад об окончании стрельбы предусмотрен только после включения предохранителя.
При выполнении команды «Огонь» необходимо разъяснить, что в целях безопасности досылать патрон в патронник необходимо после того, как тело приняло устойчивое положение для стрельбы и оружие смотрит в сторону мишени. Также вызывают опасение действия по окончании стрельбы - сотрудник принимает исходное положение, удерживая оружие в руке в направлении мишени, снимает затвор с затворной задержки (если затвор встал в крайнее заднее положение на затворную задержку), включает предохранитель и докладывает об окончании стрельбы. По нашему мнению, в целях повышения безопасности принятие исходного положения возможно только после постановки оружия на предохранитель, особенно эту необходимость видно при принятии исходного положения, т.е., например, стоя после стрельбы с колена или лежа.
По команде «Разряжай» обучающийся извлекает магазин из основания рукоятки пистолета, включает предохранитель, извлекает патрон из патронника (при его наличии), для чего отводит затвор назад, включает предохранитель, убирает оружие в кобуру, извлекает патроны из магазина (магазинов (при их наличии)), достает пистолет из кобуры, вставляет магазин в основание рукоятки, убирает оружие в кобуру и застегивает ее. Подаче команды «Разряжай» может предшествовать команда «Стой, прекратить огонь», например, после истечения времени выполнения упражнения при стрельбе в ограниченное время или нарушения мер безопасности, при невозможности продолжить стрельбу после временного прекращения ведения огня, при возникновении задержек при стрельбе и т.п. При контроле выполнения действий по этой команде необходимо прежде всего обратить внимание на то, чтобы оружие было направлено в сторону мишеней и обучающийся не касался спускового крючка. Извлечение магазина является основополагающим действием по этой команде, поэтому необходимо следить, чтобы обучающиеся не путали действия с другими командами
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
26
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
(«Оружие к осмотру»). Следующее действие - это извлечение патрона из патронника, здесь необходимо контролировать, чтобы обучающийся не бросался сразу же поднимать или искать патрон, если он выпал. В целях повышения безопасности необходимо подать дополнительную команду «Поднять боеприпасы» после выполнения обучающимися всех действий по команде «Разряжай», то есть после того как пистолет убран в кобуру и она застегнута. Доклад после выполнения всех действий по этой команде не предусмотрен.
По команде «Оружие к осмотру» обучающийся, удерживая оружие в направлении мишени, выключает предохранитель, отводит затвор в крайнее заднее положение и ставит его на затворную задержку, извлекает магазин из основания рукоятки пистолета, вкладывает магазин под большой палец руки, удерживающей оружие, впереди предохранителя, так чтобы подаватель магазина был на 2-3 см выше затвора. В действиях по этой команде не предусмотрены действия по самостоятельному осмотру обучающимся патронника, так как по смыслу команды оружие предъявляется к осмотру руководителю стрельбы, однако исключать и самостоятельный осмотр в том числе также нельзя. При контроле действий по этой команде необходимо обращать внимание на следующее: направление оружия в сторону мишени; отсутствие касания пальцем спускового крючка; отсутствие патрона в патроннике; отсутствие патронов в магазине.
По команде «Осмотрено» обучающийся берет магазин в свободную руку, снимает затвор с затворной задержки, производит спуск курка в направлении мишени, включает предохранитель, вставляет магазин в основание рукоятки, убирает пистолет в кобуру и застегивает ее. Данная команда подтверждает, что оружие руководителем осмотрено, поэтому может создавать иллюзию разря-женности оружия. На практике чаще всего можно видеть картину, когда обучающиеся после команды «Осмотрено» беспечно производят спуск курка в сторону мишени но, как правило, под углом 45° вниз или вверх. Поэтому внимание руководителя должно быть направлено на то, чтобы при спуске курка
ось оружия была направлена четко в сторону мишени, а не в пол и не в потолок в сторону мишени. Действия по командам «Осмотрено» и действия по окончании стрельбы по команде «Огонь» имеют некоторое сходство, что также может вводить в заблуждение обучающегося. В целях повышения безопасности стрельбы и приведения действий к однообразию некоторые специалисты предлагают исключить спуск курка, после снятия пистолета с затворной задержки сразу включать предохранитель [3, с. 25].
Также следует особо обратить внимание на команду «Стой, прекратить огонь». Как отмечалось ранее, команда предназначена для прекращения стрельбы - как временного, так и полного - с подачей последующей команды «Разряжай». По этой команде стрельба немедленно прекращается и оружие ставится на предохранитель. Контроль за действиями по этой команде складывается из следующих составляющих: прекратить стрельбу; убрать палец со спускового крючка; включить предохранитель; удерживать оружие в направлении мишени или в другом безопасном направлении либо убрать в кобуру. Для этого может возникнуть необходимость неоднократного дублирования команды, подачи дополнительных команд «Убрать палец со спускового крючка», «Оружие на предохранитель», «Оружие в кобуру».
Таким образом, обучение действиям с оружием по подаваемым командам курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России имеет следующие особенности:
- овладение специальной терминологией подаваемых при проведении стрельб команд;
- поэтапное и точное разучивание предписанных Наставлением действий с оружием;
- многократное воспроизводство действий с оружием;
- контролю подлежат все действия по командам с оружием в руках;
- способами контроля является визуальное наблюдение за действиями с оружием по командам, подача дополнительных команд, своевременная остановка выполняемых действий или ведения огня, когда это может привести к нарушению мер безопасности.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
27
= Проблемы непрерывной профессиональной =
= подготовки сотрудников ОВД =
Литература —
1. Приказ МВД РФ от 13.11.2012 № 1030дсп «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки
в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Наставление по стрелковому делу. - М.: Воениздат, 1985. 640 с.
3. АстафьевН.В., Архипов С.Н. Повышение безопасности проведения стрельб из пистолетов посредством совершенствования команд руководителя стрельб: учебно-методическое пособие. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. 76 с.
4. Дубовицкий АА. Двигательный навык - как основа эффективного и безопасного обращения с оружием: УМК кафедры огневой подготовки академии ФСИН России. - Рязань, 2008. URL: http//omumr.apu-fsin.ru/pdf/15_1_p_ogn_p/ umk-ognev-podg.pdf. (дата обращения: 20.06.2015).
5. Новиков С.Н. Проблемы начального обучения огневой подготовке: УМК кафедры огневой подготовки академии ФСИН России. - Рязань, 2008. URL: http//omumr.apu-fsin.ru/pdf/15_1_p_ogn_p/umk-ognev-podg.pdf. (дата обращения: 20.06.2015).
References
1. Approval of the Instruction on the organization of fire training in the internal affairs of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Order of 13.11.2012 № 1030dsp.
2. Instruction on small business. - M .: Voenizdat, 1985. 640 p.
3. Astafjevs N.V, Arkhipov S.N. Improving the safety of the pistol shooting through better management team shooting: a teaching aid. - Tyumen: Tyumen Institute of Advanced Police Academy Russia, 2012. 76 p.
4. Dubovitsky AA. Motor skills - as the basis for the efficient and safe handling of weapons / CMD Department of fire training academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. - Ryazan, 2008. URL: http // omumr.apu-fsin.ru / pdf / 15_1_p_ogn_p / umk-ognev-podg.pdf. (The date of circulation: 20.06.2015).
5. Novikov S.N. The problems of primary education fire training / CMD Department of fire training academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. - Ryazan, 2008. URL: http // omumr.apu-fsin.ru / pdf / 15_1_p_ogn_p / umk-ognev-podg.pdf. (The date of circulation: 20.06.2015).
(Статья сдана в редакцию 01.07.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
28