ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ! 39
УДК 378.1
Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
ОБ ОБУЧЕНИИ ОБРАЩЕНИЮ С ОРУЖИЕМ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В РАМКАХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
А. А. Говорова*
Аннотация. Рассматривается понятие культуры обращения с оружием, ее элементы. Обосновывается, что в рамках культурологического подхода в процессе изучения специальной учебной дисциплины «Огневая подготовка» курсанты образовательных учреждений системы МВД России приобретают навыки культуры обращения с оружием.
Ключевые слова: обращение с оружием, культура обращения с оружием, культурологический подход, огневая подготовка, образовательные учреждения.
ABOUT TRAINING IN WEAPON HANDLING AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITHIN CULTUROLOGICAL APPROACH
A.A. Govorova*
Abstract. This article discusses the concept of a culture of weapon handling, its elements. The question of whether that within the cultural approach in the study of a special discipline «Fire training», according to the author, the cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia acquire the skills of culture of handling weapons.
Keywords: the handling of weapons, the culture of handling weapons, the culturological approach, fire training, and educational institutions.
■ ■ ля выполнения возложенных на органы внут-I Щ ренних дел задач, сотрудники полиции наде-^^^^лены властными полномочиями на применение мер административного принуждения. Данные полномочия с одной стороны, вторгаются в сферу конституционных прав граждан и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, включая лишения человека жизни. С другой стороны, применение полицией мер административного принуждения является наиболее эффективным средством защиты законных интересов личности, общества и государства в целом от противоправных деяний.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» наделяет сотрудника полиции правом на применение огнестрельного оружия.
Эти права действуют при определенных условиях. Так, согласно ст. ст. 12, 23 указанного Закона сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники полиции, признанные непригодными к действиям в таких условиях, подлежат увольнению со службы.
Необходимо отметить, что правомерность применения средств принуждения сотрудниками полиции в ходе осуществления мер административного принуждения определяется не только строгим соблюдением специальных норм, устанавливающих основания и порядок применения (т.е. нормами, которые регламентируют сами действия сотрудника полиции по их применению),
© Говорова А.А./ Govorova A.A., 2016 * Говорова Александра Андреевна,
адъюнкт кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя Контакты: ул. Ак. Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117437 E-mail: [email protected]
Научныйруководитель:В.П. Полянский, доктор педагогических наук, профессор кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com * Govorova Aleksandra Andreevna,
postgraduate of the department of fire preparation of an educational and scientific complex of special preparation
Moscow University of the Russian Interior Ministry named after V.Ya. Kikot Contacts: ul. Akademika Volgina, d. 12, Moscow, Russia, 117437 E-mail: [email protected]
Research supervisor: V.P. Polyansky, the doctor of pedagogical sciences, professor of department of fire preparation of an educational and scientific complex of special preparation of the Moscow university Ministry of Internal Affairs of Russia of V.Ya. Kikotya
40 I ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
но и характером наступившего при этом вреда (т.е. последствиями, совершенных в соответствии с законом действий). При применении огнестрельного оружия сотрудник полиции должен стремиться причинить минимальный физический вред.
Анализ правоприменительной практики применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка на улицах и других общественных местах показывает, что имеются случаи применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия при которых погибли или пострадали люди, в результате небрежного к нему отношения, т.е. — в результате нарушения мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами. В этой связи немаловажное значение имеет культура обращения с оружием, которая является важным элементом совершенствования эффективности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции). Особенное место в системе профессиональной подготовке кадров МВД России отводится огневой подготовке, которая является составной частью профессиональной деятельности как практических сотрудников органов внутренних дел, так и обучающихся в образовательных учреждениях МВД России.
В процессе изучения специальной учебной дисциплины «Огневая подготовка» курсанты образовательных учреждений системы МВД России приобретают навыки культуры обращения с боевым ручным стрелковым оружием, состоящим на вооружении органов внутренних дел.
В настоящее время термин «культура обращения с оружием» еще не получил должного научного обоснования, поэтому, к данному виду культуры применимо общее определение культуры как специфического результата и способа организации и развития человеческой деятельности, представляемого в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой, к себе [1, с. 292].
По мнению автора, в качестве элементов культуры обращения с оружием можно выделить:
1) мотивационный компонент, который заключается в том, что сотрудники полиции в процессе выполнения служебных обязанностей должны постоянно осознавать наличие при нем табельного огнестрельного оружия, выполнять меры безопасности при обращении с ним, а также быть готовым к применению оружия при наступлении оснований его применения, предусмотренных законодательством;
2) эмоциональный компонент, который предполагает, что обоснованное чувство полноценного владения оружием снижает эмоциональную напряженность, укреп-
ляет уверенность в себе, создает ощущение защищенности, готовность к решительным действиям. Осознание своего умения поразить цель каждым произведенным выстрелом предупреждает ведение хаотичной бесприцельной стрельбы, могущей привести к случайным жертвам и неприятным юридическим последствиям [2, с. 8];
3) правовая подготовленность, в частности неукоснительное соблюдение нормативных правовых актов РФ, регламентирующие порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия;
4) строгое соблюдение правил и мер безопасности. Исходя из целевого назначения оружия — для поражения или уничтожения живой, или иной цели, и понимания, к каким необратимым последствия может привести неосторожное обращение с ним, категорически нельзя допускать к оружию лиц, не знающих правил и мер безопасного обращения с оружием;
5) знание материальной части оружия, его тактико-технические характеристики.
Действующие учебно-методические комплексы по юридико-специальным дисциплинам, (административная деятельность полиции, деятельность ОВД в особых условиях, огневая и тактико-специальная подготовка) в образовательных учреждениях системы профессионального образования МВД России предусматривают разделы, в которых предусмотрены разделы по формированию культуры обращения с оружием. Например, уже на первом и втором курсах обучения курсантов учат не только правовым основам применения огнестрельного оружия и методике обращения с ним, но и закладываются первоначальные знания, умения, навыки в обращении с оружием.
С первого года обучения курсанты допущены к стрельбе из пневматических пистолетов, что позволяет привить курсантам умение обращаться с заряженным оружием, так как при стрельбе из пневматического пистолета сложно проследить и непонятно, заряжен он или нет. Поэтому, обучающимся изначально закладывается правило, что оружие всегда готово к работе, оно всегда заряжено.
Анализ занятий позволяет сделать вывод о том, что у курсантов, прошедших подготовку с пневматическим пистолетом и допущенных к боевому оружию, было значительно меньше нарушений правил и мер безопасного обращения с оружием. Это свидетельствует о их повышающейся культуре обращения с оружием в процессе профессионального образования.
Обучение обращению с оружием в рамках культурологического подхода можно определить, как деятельность педагогического работника и обучающегося, когда первый передает знания, умения и навыки обучае-
№ 2/
6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
41
мым, а вторые усваивают эти знания, умения и навыки; как процесс, обусловленный потребностями развития общества, процесс присвоения общественного, общекультурного опыта [3, с. 5].
Вместе с тем, результаты нашего исследования показывают, что высоким уровнем культуры обращения с оружием владеет незначительная часть обучающихся. Потому, необходима организация специальной работы по формированию культурологической составляющей в процессе обучения обращения с оружием.
В рамках культурологического подхода нами предлагается включать в систему преподавания огневой подготовки следующие элементы: 1) цели, содержание, методов, средств, процесса обучения деятельности и взаимодействия преподавателей и обучающихся; 2) автономные формы деятельности обучающихся; 3) контроль обучения; 4) социокультурный фон, среда обучения, обусловленные социальным заказом общества на подготовку специалистов [4, с. 248].
Культурологический подход предусматривает, что преподавание огневой подготовки обучаемым должно отвечать принципам взаимодополняемости, взаимосвязи компонентов учебной деятельности на основе соединения практики применения огнестрельного оружия в профессиональной деятельности с индивидуальными особенностями и ценностными ориентациями обучаемых.
Процесс обучения обращения с оружием состоит из двух компонентов: 1) приобретение знаний; 2) развитие умений и навыков.
Приобретение знаний является центральной частью обучения и включает восприятие, осмысление, запоминание и овладение учебным материалом. Это дает возможность для формирования системы знаний по материальной части и тактико-техническим характеристикам состоящего на вооружении в подразделениях МВД России оружия и боеприпасов, мерам безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами,
правилам стрельбы из различных видов оружия, правилам хранения, сбережения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними, основам баллистики, огневой подготовки в органах внутренних дел России, о порядке и условиях выполнения упражнений Курса стрельб, вопросах профилактики случаев гибели и ранений сотрудников полиции, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами.
Второй компонент обучения обращения с оружием в рамках культурологического подхода включает формирование умений безопасного и эффективного обращения с огнестрельным оружием, устойчивых навыков стрельбы из огнестрельного оружия (действий с оружием, производства выстрела из оружия, скоростной стрельбы из пистолета из различных положений, в условиях ограниченной возможности для прицеливания с заданной зоной и заданными областями поражения, со сменой магазина, скоростной стрельбы самовзводом). Данный компонент делает огневую подготовку незаменимой в познавательной и профессиональной деятельности обучающего. В результате огневая подготовка усиливает общую познавательную и профессиональную деятельность обучаемых, повышает их мотивацию к обучению стрельбе из огнестрельного оружия.
Следует согласиться с тем, что культурологический подход при обучении обращения с оружием должен выполнять следующие функции: развивающую, учебную, воспитательную, познавательную и профессиональную [3, с. 6].
Как нам представляется, культура обращения с оружием — это сложное и многостороннее свойство, которое трудно привить обучающимся в достаточной мере в рамках существующих образовательных программ. Поэтому, мы полагаем, что для эффективного обучения курсантов культуре обращения с оружием нужны четкие принципы отбора ее элементов, с целью последующего системного внедрения в образовательный процесс.
Литература/References
1. Философский энциклопедический словарь. М.,1989 // URL://http://www.runivers.ru/upload/iblock/1b4/ñ-losofsky%20 slovar.p df
2. ВайнштейнЛ.М. Оружие-пистолет: Учеб.-метод. пособие по стрельбе из пистолета. М., 2002.
3. Наумова О.В. Культурологический аспект как основа формирования иноязычной культуры в процессе обучения английскому языку. М., 2010.
4. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия. М., 2011.
1. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Internet]. Moscow, 1989 [cited 2016 Jun 1]. Available from: URL://-http://www.runivers.ru/upload/iblock/1b4/filosofsky%20slovar.pdf
2. Vaynshteyn LM. Oruzhie-pistolet. Uchebno-metodicheskoe posobie po strel'be iz pistoleta [Weapons-gun. Educational handbook for pistol shooting]. Moscow, 2002.
3. Naumova OV. Kul'turologicheskiy aspekt kak osnova formirovaniya inoyazychnoy kul'tury v protsesse obuc-heniya angliyskomu yazyku [Cultural aspect as the basis for the formation of foreign language training in the course of teaching English]. Moscow, 2010.
4. ChoshanovMA. Didaktika i inzheneriya [Didactics and Engineering]. Moscow, 2011.