Примечания
1. Алефиренко Н. Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии: монография. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 5.
2. Антонова Е. С. Где искать ресурсы для обновления школьной методики? // Русский язык в школе. 2007. № 6. С. 10.
3. Сычугова А. П. Чудо, рожденное мыслью. (К проблеме становления языковой личности) // Русский язык в школе. 2003. № 1. С. 16.
4. Устинов А. Ю. Развитие модального компонента речи учащихся: функционально-семантический подход: монография. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. С. 55; Сычугова А. П. От атомарного подхода к линг-вокогнитивному // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (Пермь, 23 ноября 2010 г.) / ПГПУ. Пермь, 2010. С. 57.
5. Залевская А. А. О Комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Сервер дистанционного обучения психолингвистике www.csa.ru; Аеонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; Жин-кин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 364 с.
6. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999. 120 с.
7. Розенфельд М. Я. О статусе чувственного образа в структуре лексического значения // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 96.
8. Сычугова А. П. Обучение речи: культуроведчес-кий подход. Киров, 2008. С. 47.
9. Сычугова А. П. От атомарного подхода...
10. Там же.
11. Гуревич А. С. Ментальная визуализация абстрактных образов: когнитивные склейки // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009. № 1. С. 100.
12. «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999. С. 20-25.
УДК 378
А. Ф. Кузнецов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются проблемы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, обосновывается необходимость применения культурологического подхода, представляется анализ трудностей, испытываемых преподавателями вузов МВД России при решении задач формирования физической культуры у курсантов.
The problems of physical training of cadets of the Ministry of Internal Affairs educational institutions
© Кузнецов А. Ф., 2011
are considered in the article. The author proves the necessity of applying the culturological approach and analyses the difficulties experienced by teachers of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of forming cadets' physical culture.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, курсанты образовательных учреждений МВД России, профессиональная компетентность преподавателя.
Keywords: physical culture, physical training, cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional competence of the teacher.
В настоящее время стратегическим направлением совершенствования системы высшего профессионального образования в России является культуроцентристская парадигма, которая подразумевает формирование культуры личности обучаемого в процессе вузовского обучения. Методологической основой данного подхода являются работы В. С. Библера, Е. В. Бондаревс-кой, А. П. Валицкой, И. Е. Видт, Б. С. Гершун-ского, А. С. Запесоцкого, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, В. В. Серикова, М. Н. Скаткина, Г. П. Щедровицкого и других, посвященные разработке образовательных моделей, адекватных процессам становления культуры личности. Физическая культура является составной частью общей культуры личности, поэтому разработка образовательных программ, направленных на ее формирование у курсантов вузов МВД России, представляет собой актуальное для педагогической теории и практики направление научных исследований.
Системные исследования В. К. Бальсевича, И. М. Быховской, М. Я. Виленского, В. М. Выд-рина, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышевой, Л. П. Матвеева, Ю. М. Николаева, Н. И. Пономарева, В. И. Столярова, В. А. Щеголева и других показывают, что использование в процессе физического воспитания средств физической культуры содействует формированию и становлению личности, максимально полно реализующей свои потенциалы, а также дает возможность повысить общее качество вузовского обучения.
В образовательных учреждениях МВД России процесс физического воспитания курсантов в основном реализуется в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка». Результаты обучения по дисциплине составляют один из наиболее важных показателей готовности выпускников к исполнению обязанностей профессионально-служебной деятельности, поэтому физическая подготовка рассматривается как важная составная часть профессионального образования будущих сотрудников органов внутренних дел. А поскольку система образовательных учреждений МВД России на сегодня остается одной из самых крупных среди отраслевых министерств и
А. Ф. Кузнецов. Педагогические компетенции и их роль в формировании физической культуры личности.
ведомств, включая университеты, академии, юридические институты, суворовские и кадетские училища с общей численностью обучаемых свыше 100 тысяч человек, то повышение эффективности физического воспитания обучающихся может рассматриваться как актуальное и имеющее большую практическую значимость направление научного поиска.
Богатый арсенал средств и методов физической подготовки дает возможность обеспечить достижение обучаемыми высокого уровня физической подготовленности, повысить качество профессионального образования, оказать положительное влияние на эффективность морально-нравственного и культурно-эстетического воспитания (И. Ф. Амельчаков, А. Ф. Калашников, В. Я. Кикоть, В. А. Торопов). Вместе с тем данные инспекторских проверок и научных исследований свидетельствуют, что при имеющихся в последние годы достижениях в области теории и методики физического воспитания физическая подготовленность выпускников образовательных учреждениий МВД России сегодня не в полной мере удовлетворяет потребности практики.
В исследованиях С. И. Солодухина [1] показано, что по завершении обучения курсанты не в состоянии качественно выполнять приемы задержания правонарушителей из-за недостаточной физической подготовки. Р. А. Гавриленко [2] указывает на острую необходимость совершенствования методики обучения и тренировки. В диссертационном исследовании Е. В. Флусова [3] показано, что действующая модель физической подготовки курсантов вузов МВД России слабо ориентирована на нужды практики. В работе А. И. Лысова [4] отмечено, что эффективность преподавания на занятиях по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России недостаточно высока. Анализ исследований, представленный в диссертационной работе Г. И. Степанова [5], показывает, что в настоящее время у большинства курсантов отсутствует устойчивая мотивация к занятиям по физической подготовке; организация учебного процесса и методика проведения занятий по дисциплине «Физическая подготовка» требуют корректировки.
В этих условиях становится очевидным, что изменение социокультурной и экономической ситуации, смена образовательных и научных парадигм определяют необходимость переосмысления теоретико-методологических основ физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, поиска новых, более эффективных педагогических технологий использования средств, методов и форм организации физической подготовки. Наиболее перспективным в этом отношении представляется создание и обоснование образовательных моделей, в ко-
торых становление физической готовности обучаемых к выполнению профессионально-служебных задач будет сочетаться с формированием физической культуры личности. Таких моделей физической подготовки курсантов, в которых будет предусмотрено не только повышение двигательного потенциала, но и формирование их мировоззрения, глубоких знаний в области физической культуры, мотивационной сферы, системы физкультурных ценностей и способов ее освоения, и реализация которых позволит существенно улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
На наш взгляд, весь спектр потенциальных возможностей физической подготовки может быть приведен в действие в условиях образовательных учреждений МВД России, только если она будет нацелена на формирование обучаемого как субъекта культуры, если обучаемый станет равноправным участником процесса педагогического управления, осознает свои потребности и цели, идентифицирует себя в культуре и самоопределится в ее ценностях. Если традиционно ориентированный на формирование готовности выпускника к предстоящей профессионально-служебной деятельности процесс физической подготовки в вузе МВД будет дополнен установкой на формирование профессионально-профилированной физической культуры личности, если будут созданы условия для полного раскрытия потенциала каждого обучаемого, а закономерным итоговым результатом такого процесса физической подготовки будет новое качественное состояние личности курсанта, позволяющее человеку найти себя в профессии, жить и успешно развиваться в гармонии с культурой, миром, с самим собой. Для решения этой задачи мы полагаем необходимым обращение к культурологическому подходу.
Идеи культуросообразности находят свое воплощение в педагогической теории и практике вузов МВД России. В работах А. К. Белова, В. Н. Бородаенко, А. Т. Иваницкого, А. В. Малиновского, И. В. Медведева, И. Л. Миронова, Ю. А. Умрихина, С. Д. Шамрая показаны возможности формирования в процессе физической подготовки ценностного отношения курсантов к физическому самовоспитанию, становления профессионально важных качеств, развития нравственной культуры. Однако единые пути формирования физической культуры личности у курсантов вузов МВД России применительно к специфике процесса их профессионального образования пока еще не намечены, методы недостаточно эффективны.
Ведущую роль в формировании физической культуры личности у курсантов играет преподаватель. Он должен представить изучаемый мате-
риал в виде задачи, интересной для курсантов в профессиональном и в личном плане; создать атмосферу целеустремленности и полной самоотдачи, организовать возможность для получения обучаемыми позитивного опыта решения задач физического совершенствования; обеспечить освоение базовых навыков и необходимого инструментария каждым участником групповой работы для создания продуктивного общего тезауруса. Иначе говоря, он должен обладать нацеленностью на развитие физической культуры личности у курсантов, а также компетентностью в области оздоровительно-спортивных педагогических технологий.
Компетентность определяют знания, умения и опыт профессиональной деятельности, а круг профессиональных ситуаций, возникающих в процессе формирования физической культуры личности у курсантов, обусловливает перечень компетенций. Следовательно, профессиональная компетентность преподавателя и его нацеленность на развитие культуры у курсантов содержит компетенции, органично включенные в педагогические ситуации и в контекст его профессии. Полагаем, что необходимо вести речь о следующих компетенциях, которые будут отражать компетентность педагога в вопросах формирования физической культуры личности:
1. Аналитическая компетенция - теоретический анализ процессов, обеспечивающих формирование физической культуры у курсантов в процессе обучения, умение выявлять причины того или иного развития событий и их главное звено.
2. Методологическая компетенция - понимание сущности физической культуры личности, механизмов ее формирования и реальных возможностей учебного процесса для их воплощения; умение спроектировать на этой основе технологию формирования профессионально-профилированной физической культуры личности у курсантов, соответствующую специфике организации учебного процесса в вузе.
3. Практико-технологическая компетенция -владение знаниями, умениями и навыками, составляющими операционную основу организации и проведения учебного процесса; а также позитивным опытом творческой деятельности по формированию физической культуры личности у курсантов.
4. Интегративная компетенция - понимание основ профессиональной деятельности специалиста по профилю вуза МВД России; знание широкого культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется процесс обучения; способность связать теорию и практику.
При этом главное состоит в том, что компетентность преподавателя в формировании про-
фессионально-профилированной физической культуры личности у курсантов по своей природе опирается на междисциплинарные, интегра-тивные связи не только с педагогическими науками и с науками, изучающими различные проблемы человека (философией, психологией, правом, медициной, культурологией), но и с дисциплинами, составляющими основу профессионального мастерства будущих специалистов. Преподаватель является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса в вузе, поэтому им должны быть освоены все представленные компетенции и обеспечена способность на практике решать поставленные задачи.
Изучение деятельности преподавателей физической подготовки вузов МВД и других силовых ведомств показывает, что многие из них испытывают затруднения при решении вопросов формирования физической культуры личности у курсантов в процессе обучения. Методологические аспекты деятельности по формированию физической культуры у курсантов не находят своего отражения ни в содержании учебных дисциплин, ни в программах повышения квалификации. В ходе преподавания в основном преобладают нацеленность на повышение физической подготовленности, обеспечение успешной сдачи нормативов в контрольных упражнениях. Поэтому содержание и ход процесса обучения не всегда стимулируют культуротворческую активность, деятельность часто носит репродуктивный характер и не способствует получению результата, способного стимулировать переосмысление личного опыта и дальнейшее саморазвитие.
С целью выявления причин затруднений преподавателей вузов МВД России при решении вопросов формирования физической культуры личности курсантов был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 118 преподавателей физической и огневой подготовки из 14 образовательных учреждений МВД России.
Результаты анкетирования показали следующее.
Практически все опрошенные (113 чел./ 95,7%) согласны с тем, что формированию профессионально-профилированной физической культуры личности у курсантов должно уделяться внимание в учебном процессе вузов МВД России. При этом при решении вопроса о дисциплине, в рамках которой следует осуществлять этот процесс, 77,9% преподавателей высказали уверенность в необходимости объединения усилий представителей кафедр физической, огневой и тактико-специальной подготовки.
Более половины респондентов (68 чел./57,6%) профессионально-профилированную физическую культуру курсанта определяют как владение профессионально-прикладными двигательными навы-
А. Ф. Кузнецов. Педагогические компетенции и их роль 6 формировании физической культуры личности.
ками и умением применять их для выполнения профессионально-служебной деятельности. 39 чел. (33,1%) соотносят ее с высоким уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности и владением навыками ее самостоятельного повышения. В отдельных случаях (11 чел./9,3%) профессионально-профилированная физическая культура соотносится с морально-этическими и поведенческими нормами жизнедеятельности.
Структуру физической культуры все преподаватели представляют как совокупность ряда компонентов. Всеми опрошенными отмечен когнитивный компонент (знания) и деятельност-но-практические умения (технологический компонент); 39,8% преподавателей (47 чел.) включают в состав физической культуры морально-этические и правовые нормы, 24,6% (29 чел.) включают творчество; 42 чел. (35,6%) полагают, что в состав физической культуры личности должна входить система физкультурных ценностей.
Кроме того, по результатам анкетирования выявлялся уровень знаний сущностных характеристик физической культуры личности, теоретических основ, средств, методов и технологий ее формирования; наличие умений, необходимых для практического решения вопросов формирования физической культуры у курсантов (таблица).
Сформированность элементов, определяющих готовность преподавателей (в процентах от 118 опрошенных) к формированию физической культуры у курсантов вузов МВД России в процессе обучения
№ п/п Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Знание сущностных характеристик физической культуры 21,2 35,6 43,2
2 Знание основ процесса формирования физической культуры 24,6 34,7 40,7
3 Знание средств и методов формирования физической культуры 22,0 33,9 44,1
4 Знание современных оздоровительно-спортивных технологий 34,7 44,9 20,4
5 Уровень аналитических и прогностических умений 33,9 46,6 19,5
6 Уровень организационных и методических умений 50,8 28,8 20,4
7 Уровень диагностических умений 20,4 34,7 44,9
Уровень знаний оценивался нами на основании ответов респондентов на вопросы анкеты (таблица, строки 1-4), сформированность умений оценивалась самооценкой самими опрашиваемыми (таблица, строки 5-7).
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что из знаний лучше всего преподаватели владеют знанием современных оздоровительных и спортивных технологий: 34,7% опрошенных оценены «отлично»; 44,9% - «хорошо». Количество обладающих «отличными» и «хорошими» знаниями сущностных характеристик физической культуры личности; приемов, средств и методов ее формирования у курсантов в процессе обучения значительно меньше: более 40% оценены только «удовлетворительно».
Из числа умений наиболее высоко оценивается сформированность организационных и методических умений (50,8% оценены «отлично»; 28,8% - «хорошо»). Умение определить уровень сформированности физической культуры у курсантов освоено преподавателями значительно слабее (44,9% оценены «удовлетворительно» и только 20,4% - «отлично»). Достаточно высокая степень согласованности наших оценок знаний и самооценок преподавателями своих умений является, на наш взгляд, свидетельством адекватности самооценок и корректности подхода к оцениванию.
В целом представленные данные дают основание сделать вывод, что одной из основных причин затруднений, испытываемых преподавателями при решении вопросов формирования физической культуры личности в процессе обучения, является недостаточность специальных теоретических и методических знаний о сущности и процессе формирования физической культуры, умений диагностировать уровень ее развития у курсантов.
Предполагается, что обеспечение готовности преподавателей к решению задач формирования физической культуры личности позволит ввести изменения в процесс физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России и, тем самым, повысить эффективность их профессиональной подготовки.
Примечания
1. Солодухин С. И. Методика физической подготовки курсантов вузов МВД России на этапе специального профессионального обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
2. Гавриленко Р. А. Повышение результативности БПБ в ограниченном пространстве средствами РБ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
3. Флусов Е. В. Комплексное применение физических упражнений в огневой подготовке курсантов вузов МВД России: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2009.
4. Лысов А. И. Интеграция специальных средств физической подготовки в учебно-боевую практику курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.
5. Степанов Г. И. Поэтапное совершенствование навыков боевых приемов борьбы у курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис .. канд. пед. наук. М., 2006.
УДК 616.831-005.1
М. П. Бандаков, Г. В. Ковязина
ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНСУЛЬТА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Статья посвящена анализу причин и механизмов возникновения острого нарушения мозгового кровообращения, классификации вариантов его течения и клиническим проявлениям заболевания. Автор указывает на основные двигательные нарушения, которые подлежат процессу физической реабилитации на различных периодах заболевания.
The article is devoted to the problem of insult. The authors point to the main movement disorders which are to be subjected to physical rehabilitation at different stages of the disease.
Ключевые слова: инсульт, классификация инсульта, двигательные нарушения, осложнения.
Keywords: insult, classification of insult, movement disorders, complications.
Основной причиной инвалидности и смертности в нашей стране являются заболевания сердечно-сосудистой системы, из которых особое место занимает острое нарушение мозгового кровообращения.
Общее число инвалидов вследствие поражения нервной системы в Российской Федерации составляет более 1,5 млн человек, и среди них первое место занимает контингент инвалидов с церебро-сосудистой патологией [1]. Не менее 6570% таких пациентов имеют впоследствии группу инвалидности, треть из них полностью зависят от помощи окружающих [2]. Постинсультная инвалидизация занимает первое место среди всех причин инвалидности и обусловлена, прежде всего, тяжестью нарушений двигательных функций, расстройствами интеллектуальной и речевой сферы.
В настоящее время наибольшая эффективность реабилитационных мероприятий отмечается в раннем периоде восстановления, однако длительность таких мероприятий не должна ограничиваться временными рамками. Именно поэтому
© Бандаков М. П., Ковязина Г. В., 2011
физическая реабилитация в позднем периоде также является неотъемлемой частью общего процесса восстановления пациентов и одной из основных форм двигательного взаимодействия человека с окружающим его миром.
Сегодня без эффективной реабилитационной системы невозможно полноценное восстановление двигательных возможностей пациента. При этом физическую реабилитацию необходимо рассматривать не только как лечебно-педагогический, но и как воспитательный и образовательный процесс личности пациента. Именно этим определяется актуальность и необходимость дальнейших исследований с целью повышения эффективности реабилитационных мероприятий на различных периодах восстановительного процесса данной категории больных.
Цереброваскулярные болезни (ЦВБ) и наиболее тяжелые их формы - острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) - являются важнейшей медико-социальной проблемой, представляющей большую угрозу здоровью нации. По данным Всемирной организации здравоохранения, в последнее десятилетие наблюдается отчетливая тенденция к увеличению количества людей, перенесших мозговой инсульт.
Под мозговым инсультом понимают остро возникающий дефицит мозговых функций, вызванный нетравматическим повреждением головного мозга вследствие гипоперфузии, окклюзии или разрыва церебральных кровеносных сосудов, характеризующийся расстройством сознания, двигательными, речевыми, когнитивными нарушениями, которые длятся более суток.
Большинство сосудистых поражений мозга обусловлено рядом заболеваний, таких, как гипертоническая болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов головного мозга. Нарушения функций сосудистой системы приводят к глубоким гемодинамическим сдвигам в головном мозге и обусловлены тремя патофизиологическими механизмами [3]:
1) изменениями общих и региональных механизмов саморегуляции мозгового кровообращения;
2) сосудистыми изменениями;
3) нарушением физико-химических свойств крови.
Выделяют «геморрагические» и «ишемичес-кие» инсульты. Наиболее часто гемморагические инсульты поражают глубокие отделы мозга -центральные подкорковые узлы, и реже кору больших полушарий, мозжечок, зрительные бугры. Иногда кровоизлияние в вещество мозга сочетается с прорывами крови в желудочки и су-барахноидальное пространство. Массивные, но локализованные кровотечения типа гематомы обычно наступают в результате разрыва некро-