Библиографический список
1. Гайсина, Г.И. Образование как социокультурный феномен / Г.И. Гайсина. - М. -Уфа: МПГУ, БашГПУ, 2000.
2. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / Под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БГУ, 1999.
3. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
4. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г.М. Га-луцкий. - М., 1998.
5. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1997. - № 4.
6. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение / В.А. Сластенин, Г.И.
Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - Рыбинск, 1993.
8. Шиянов, Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов. - М.- Ставрополь,
1991.
9. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный и результативный аспекты: учебное
пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лес-гафта / Ю.М. Николаев. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2000.
10. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1996.
11. Виленский, М.Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физической культуре в вузе / М.Я. Виленский, В.В. -Черняков // Физическая культура в школе. - № 3. - 2004.
12. Лубышева, Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубы-шева // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 2 - 4.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 379.82 378
А.В. Пономарева, руководитель СПО «Пульс» ЧГАКИ, г. Челябинск
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МОЛОДЕЖИ 0 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье раскрываются сущностные характеристики понятия «социальная успешность», рассматриваются компоненты формирования социальной успешности молодежи на основе личностно-деятельностного и социокультурного подходов, а также выделяются особенности деятельности, формы и методы работы студенческих педагогических отрядов.
Ключевые слова: социальная успешность и ее особенности, компоненты формирования социальной успешности молодежи, личностно-деятельностный подход, социокультурный подход, студенческий педагогический отряд.
Современное российское общество нуждается в инициативных, творчески активных молодых людях, обладающих высокой профессиональной и личностной культурой, социальной мобильностью, ориентированных на социально значимый успех и позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способных адаптироваться в окружающем мире и творчески его преобразовывать. Однако политическая и экономическая нестабильность российского общества в последние десятилетия затрудняет процессы социальной адаптации и социального становления молодежи, а также формирование социально значимых качеств личности молодежи. Осмысление проблемы социальной успешности молодежи становится все более актуальной в связи с существенными изменениями в обществе. Объективной основой этого является снижение социальной активности молодежи, кризис мотивационных установок личности на достижение успеха в деятельности, снижение уровня самодостаточности, саморазвития.
В подобной ситуации актуальной становится необходимость повышения уровня мотивации личности к достижению успеха, инициированность собственных возможностей, творческая реализация по достижению результатов в поставленных перед собой целей.
Как показывает анализ психологической литературы, проблема успешности личности в течение многих лет разрабатывается в зарубежной психологии контекстно, в рамках прикладных исследований адаптированности личности, коррекции личностного развития, оказания психологической помощи (Дж Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, К. Роджерс, Т. Роттер, К. Хорни, В. Франкл, Э. Фромм и др.). Для отечественной науки проблема в целом достаточно новая, хотя имеются работы посвященные формированию индивидуальной стратегии жизни, эффективности индивидуальной и групповой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин). В педагогике проблемы и перспективы развития социальной успешности молодежи рассмотрены в работах В.И. Бакштановского, А.С. Белкина, Е.Ю. Варламовой, У. Джемса, Р.Л. Мирцхулаевой, А.В. Муд-рика, Г. Зиммеля, А. Тойнби, А. Швейцера.
Однако, несмотря на существующий интерес ученых, проблема формирования социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда остается недостаточно разработанной.
Исследуя понятие «социальная успешность» как сложное многоплановое явление во взаимодополнении содержательных трактовок самого успеха, западные ученые рассмат-
ривают успех в контексте самоуважения человека, к примеру, М. Мольц считает одним из условий успеха доброту к людям и высокое самоуважение. У. Джемс считал, что самоуважение и самооценка зависят от того, кем бы мы хотели стать, какое положение хотели бы занять в этом мире. Это служит точкой отсчета в нашей оценке собственных успехов или неудач. Людям свойственно стремление максимально развивать всевозможные грани своего «Я», однако ограниченность способностей человека, ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципе заставляет каждого подходить реалистически - выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех [1].
В понимании Дж. Аткинсона, ситуация успеха предоставляет человеку шанс состоятся как личность. Если успех достигнут собственными силами, то можно утверждать о достаточно устойчивой внутренней мотивации личности, о ее самоконтроле. Ученый выделяет три характеристики мотивации достижения успеха, которые составляют суть его теории мотивации: стремление к успеху (мотив избегания неудач); ожидание успеха; ценность успеха.
В классификации отечественного психолога И.Л. Финько определены факторы успеха, среди которых на первом месте находится вера молодежи в собственные способности и усилия к достижению успеха, но не менее важной является помощь других, сложность решаемых задач, удача, везение.
Большинство российских педагогов понимают успех как результат усилий личности. Так, В.Ю. Питюков допускает, что успех может оказаться неожиданным, — когда говорят о везении, счастливой. По мнению Г.Ю. Ксензовой мотивация достижения успеха вызывает у человека желание получить высокую оценку результата своего труда.
Успех, по утверждению А.В. Мудрика зависит от того, насколько образ личного «Я» (то, как человек относится к себе в настоящее время) удовлетворяет человека; насколько его одобряют окружающие; насколько человек хочет показать (скрыть) какие-то свои черты в той или иной ситуации.
В основе многих ситуаций успеха, предлагаемых А.С. Белкиным, находится радость. Выделяя успех по типу «неожиданной радости» он определил успех как чувство удовлетворения от собственных результатов. В классификации А.С. Белкина есть следующие виды успеха: предвосхищаемый успех — причина будущей радости; констатируемый успех — служит своего рода этапом перехода от кратковременного к длительному успеху; обобщающий успех — представляет собой целый ряд успехов, приводящих личность к состоянию устойчивой радости [2].
Р. Бернс указывает, что социальная успешность определяется тремя факторами: твер-дой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
М.Р. Битянова отмечает, что субъективными составляющими успешности являются устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью.
Из сказанного следует, что готовность молодежи самоутвердиться, решить в жизни достаточно сложные задачи, добиться поставленных целей, проявляется в уверенности в себе, что необходимо для социальной успешности. Чем большего успеха добивается человек в социально значимой деятельности, тем больше он уверен в себе, уважает себя и направляет свои силы для дальнейшей деятельности. Уверенность человека в своих возможностях, как адекватных тем задачам, которые стоят перед ним в жизни, и тем, которые он
ставит перед собой сам, предполагает наличие следующих компонентов: субъективной установки на самого себя, то есть человек разрешает себе иметь и действительно имеет собственные притязания; сформированную социальную готовность и способность ее адекватно реализовывать, то есть владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления; свободы от социального страха и торможения, то есть способности молодежи регистрировать и обнаруживать собственные притязания.
Рассмотрев сущностные характеристики социальной успешности молодежи, мы можем выделить следующие ее особенности:
- высокая активность человека;
- осознание своей социальной роли;
- направленность движения к четко поставленной цели;
- мастерство в деятельности, предполагающее умение находить наилучшие пути и средства достижении цели;
- умение поддерживать в себе положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворительной оценкой своей деятельности;
- соотнесение своих действий с нравственными нормами и духовными ценностями, принятыми в обществе.
Успешная деятельность предполагает максимальное соответствие поставленной цели достигнутому результату, что невозможно без правильного выбора средств, необходимых для завоевания цели. Она включает умение человека в своем целеполагании учесть все необходимые условия, препятствия и последствия, с которыми будет сопряжено достижение успеха.
Социальная успешность является движущей силой развития и реализации потенциальных возможностей личности, актуализирует субъективную позицию личности в процессе освоения ценностей общества, которые, становясь личностно значимыми, реализуются на практике в виде личностных достижений. Ситуация успеха — целенаправленно создаваемая ситуация, в которой личность достигает запланированный результат, оценивает его как успешный и переживает его как лич-ностно и социально значимое достижение.
Социальная успешность может пониматься как приобретение индивидом в результате включения в систему социальных отношений социальных статусов и ролей, объективно значимых для общества, соответствующих сложившимся у личности интересам, адекватных ее способностям, и, следовательно, приносящим ей социальное признание и личностное удовлетво-рение.
На основе теоретико-методологического анализа, а также исходя из опыта социокультурной деятельности студенческих педагогических отрядов, наблюдения за действиями членов педагогического отряда в ходе реализации социально значимой деятельности и социальных проектов, мы выделили компоненты формирования социальной успешности. Охарактеризуем каждый из них.
Так, мотивационно-волевой компонент включает формирование мотивов, потребностей в наиболее полном, целенаправленном, свободном раскрытии и реализации сущностных сил личности в процессе социально значимой деятельности студентов; потребность личности в достижении конечной цели; развитие необходимых качеств, навыков, умений, в соответствии с характеристиками социально успешной личности.
Процессуально-деятельностный компонент характеризуется творческим подходом к деятельности, наличием навыков организации деятельности, характером совместной деятельности, умелой постановкой цели, определения содержания деятельности, технологией ее реализации.
Рефлексивно-оценочный компонент выражен в совокупности знаний, умений, качеств, позволяющих осуществлять анализ и рефлексию, оценку и самооценку социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда.
Поскольку формирование социальной успешности является многомерным социальным процессом, для его осуществления необходимо, по нашему мнению, использовать личностно-деятельностный и социокультурный подходы.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др. Личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении, определяет характер этой деятельности. Процесс формирования социальной успешности молодежи в условиях деятельности студенческого педагогического отряда происходит в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями личности. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте заключается в признании необходимости управления развитием человека, основанном на глубоком знании его личности и условий жизни. Личностный подход предполагает приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям человека с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития его личности. А.К. Маркова отмечает, что при таком подходе осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей личности, но и формирование личностных качеств, деятельностных характеристик. Личностный и деятельностный компоненты неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности. В своем деятельностном компоненте данный подход предполагает, что сознание человека определяется той деятельностью, в которую он включен. Деятельность имеет цели, мотивы, способы и результат. Цели представляют собой наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Мотивами являются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Способы — это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности, а результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Для того чтобы деятельность дала максимально желаемый эффект, ее необходимо строить с учетом личностных особенностей. В этом заключается сущность личностно-деятельностного подхода. В целом личностно-деятельностный подход означает создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной и социально успешной, саморазвивающейся личности.
Социокультурный подход разрабатывали А.Л. Андреев, Г.И. Гайсина, М.Е. Дуранов, Л.Б. Зубанова, Л.А. Челпанова, Г.Н. Щедровицкий и др. Он отражает взаимосвязь и взаимодействие культуры и социума, социокультурное развитие личности, присвоение личностью культурных ценностей, что способствует ее успешной социализации. Социокультурный подход позволяет выделить факторы влияния социокультурного пространства на процесс формирования ценностных установок личности, рассмотреть образовательную и воспитательную ценность культуры в социализации личности. Культура выступает как результат взаимодействия человека с природной и социальной средой. Результатом этого взаимодействия является создание духовных и материальных ценностей. В процессе педагогической деятельности происходит передача (трансляция) культурных ценностей личности, а вместе
с этим формируется культура отношений. Социокультурный подход позволяет рассматривать процесс присвоения культурных ценностей как культурологический процесс с одной стороны, а с другой, — как процесс управления воспитанием определенных личностных качеств, как педагогический процесс. Поэтому можно утверждать, что педагогическая деятельность руководителя — это социокультурный процесс, подчиненный управлению передачей и присвоением культурных ценностей, процесс социализации личности. Социокультурный подход позволяет рассматривать формирование социальной успешности молодежи во взаимосвязи с культурным и социальным развитием, с присвоением социокультурных ценностей общества в целом и того коллектива, где формируется личность, в частности [4].
Благоприятными условиями для проявления социальной успешности молодежи является организованная деятельность молодежных общественных объединений. Особо значимыми для нашего исследования являются работы по проблемам деятельности студенческих педагогических отрядов, по формированию социальной активности студентов в социально-значимой деятельности, а также по проблемам формирования социальной инициативы (А.В. Волохов, А.З. Иоголевич, А.Г. Кирпичник, Е.В. Криницына, Р.А. Литвак, А.Н. Лутош-кин, М.В. Поддуб-ная, С.Г. Степанец, Е.М. Харланова и др.).
Студенческий педагогический отряд представляет собой добровольное, самоуправляемое формирование учащихся высших и средних учебных заведений, объединяющихся на основе интереса к социально значимой деятельности и активной гражданской позиции, с целью осуществления социально-педагогических инициатив среди детей, подростков и молодежи и одновременного самосовершенствования.
Мы предположили, что формирование социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда будет осуществляться эффективно, если:
- в качестве методологического основания будут использованы личностно-деятельностный и социокультурный подходы;
- на основе теоретического анализа будет разработана проектная модель формирования социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда, способствующая социокультурному развитию личности, включающая взаимосвязанные блоки: исследовательско-прогностический, тренинго-развивающий, коррекционно-консультативный;
- на основе проектной модели реализуется педагогическое обеспечение формирования социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда, основанное на принципах: сотворчества, культуротворче-ства, рефлексии, метасоциализации.
При этом особенности деятельности студенческих педагогических отрядов раскрываются в следующем: осознанный выбор деятельности, изменение состава с течением времени, изменение социального статуса личности внутри коллектива с течением времени, выбор деятельности осуществляется на основе принципа свободы выбора, поведение личности зависит от требований коллектива, традиций, уставных положений и т.д. [6].
При организации деятельности студенческого педагогического отряда необходимо использовать такие методы и формы работы как: стимулирование - воздействие на мотивационную сферу, в основе которого лежит формирование осознанных побуждений жизнедеятельности; совместное упражнение - формирование устойчивых качеств личности путем многократного повторения, через воздействие на волевую сферу личности; коллективное воспитание: личность формирует коллектив и коллектив формирует личность; текстовые методики - анкеты, тесты, опросники выявляют, развивают необ-
ходимые категории; деятельность органов самоуправления; ция успеха в условиях социально-значимой деятельности была
ролевые игры; тренинг и др. заложена в основу деятельности объединения, где успех рас-
Для обеспечения социальной успешности молодежи в сту- сматривается как обязательное условие и как норма полноцен-
денческом педагогическом отряде необходимо, чтобы ситуа- ной жизни каждого его члена и коллектива в целом.
Библиографический список
1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Андреева. -
Екатеринбург, 2003.
2. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: ЮУКИ, 2004.
3. Варламова, Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успеш-ности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Варламова. - Кострома, 2004.
4. Дуранов, М.Е. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс: учеб. пособие / М.Е. Дуранов,
И.С. Ломакина. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003.
5. Ибатулин, А.Ш. Формирование молодежных инициатив в социокультурной деятельности студенческого педагогического отряда: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ш. Ибатулин - Челябинск, 2008.
6. Колебина, Е.В. Формирование толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда: теория, методика, диагностика: метод. пособие / Е.В. Колебина. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006.
7. Литвак, РА. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков /
РА. Литвак. - Челябинск, 2005.
8. Поддубная, М.В. Развитие социализации молодежи в молодежном общественном объединении: метод. рекомендации / М.В. Под-дубная. - Челябинск: РГПИ, 2003.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 930
В. М. Рябков, профессор ЧГАКИ, г. Челябинск
О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ПЕРИОДИЗАЦИИ 0 ИСТОРИОГРАФИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновывается и раскрывается метод периодизации как часть методологии историографии социально-культурной деятельности, а также освещаются особенности его применения в научных исследованиях.
Ключевые слова: историография; историография социально-культурной дея-тельности; методы историографии социально-культурной деятельности; метод периодизации в историографии социальнокультурной деятельности.
Роль метода для научного исследования чрезвычайно велика. Чтобы метод с наибольшей полнотой выявил свою плодотворность, необходимо соблюдать правила его применения. Более того, сложность историографического процесса требует применения всевозможных исследовательских приемов. Значение метода для историографии социально-культурной деятельности возрастает вследствие того, что она дает известный материал для совершенствования и обогащения методологии.
В историографии социально-культурной деятельности используются сравнительно-исторический метод, методы конкретного и логического анализа, а также методы: хронологический, периодизации, ретроспективный, актуализации. Они выявлены и исследованы, и введены в историографию социально-культурной деятельности профессором В.М. Рябковым. Причем их значение в исследовательской практике будет возрастать, ибо процесс интеграции науки проявляется во все более широком заимствовании каждой наукой исследовательских методов других наук.
В данной статье мы рассмотрим один из важных и на сегодня дискуссионных методов - метод периодизации.
Метод периодизации исторического процесса, как отмечает А.И. Зевелев, состоит в выделении формаций, эпох, периодов и этапов, отличающихся друг от друга уровнем развития производительных сил и производственных отношений, форм и методов классовой борьбы, своеобразием определенных
исторических закономерностей, тенденций. Кроме того, при его использовании происходит членение на этапы и периоды для того, чтобы обнаружить решающее направление развития научной мысли на каждом новом отрезке «историографического времени», выявить новые явления внутри действующих и выступающих им на смену историографических пластов.
Применение периодизации как метода исследования, ее научность связаны в первую очередь с выбором критериев периодизации. В историографии, как и в исторической науке, такими критериями выступают базисные и надстроечные факторы в жизни общества и связанные с ними объективные и субъективные элементы развития исторического знания. Кроме того, утверждает ученый, что критериями периодизации в историографии являются качественные изменения в развитии исторической науки, трансформация методов и характера исторического творчества, его организационных форм, происходящих под влиянием перестройки общественно-экономических отношений. Применение метода периодизации, зафиксированного в виде определенных хронологических рамок, позволяет глубже проникнуть в процесс становления и развития исторических научных знаний [1, с. 42 - 43].
Необходимо обратить внимание и на то, делает вывод А.И. Зевелев, что хронологические грани отдельных этапов и периодов не являются некоей жесткой схемой, пригодной для всех отраслей исторического знания. Кроме того, в разные