СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Е. В. ДЕЕВА
В статье рассматривается один из факторов, влияющих на процесс профессионального становления молодежи - социальная успешность, которая является показателем готовности молодежи к конкурентному поведению на рынке труда и эффективной профессиональной деятельности. На этапе профессионального становления молодежи необходимо создавать ситуации успеха, способствующие приобретению опыта позитивной деятельности, развитию умения моделировать стратегии своей жизнедеятельности в целом и проектировать свое профессиональное будущее.
Ключевые слова: молодежь, социальная успешность, профессиональное становление.
Социально-экономические изменения современного общества свидетельствуют о необходимости подготовки инициативных, творчески активных молодых людей, обладающих высокой профессиональной и личностной культурой, ориентированных на социально-значимый успех и позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности, способных адаптироваться к окружающему миру и творчески его преобразовывать.
Молодежь в структуре общества занимает особое место: с одной стороны, рассматривается как группа, находящаяся на этапе профессионального, социального и личностного становления и характеризуется незавершенностью в социальном развитии, а с другой, молодежь выступает в роли стратегического потенциала, от которого завит будущее страны.
Молодежь как социально-профессиональная группа представляет собой как пассивный объект, так и активный субъект общественных отношений. Молодежь как прогрессивная и динамичная часть общества быстро улавливает новые тенденции в социально-экономической жизни общества, одновременно меняясь в новых условиях [1].
На сегодняшний день молодежь оказалась в сложных условиях общественного развития, которые характеризуются проявлением таких социально-экономических показателей как безработица, неопределенность будущего и нестабильность настоящего, что негативно влияет на социальное и физическое самочувствие молодежи, следствием чего являются стратегии выпадения из общественного функционирования, отклонение базис-
ных норм и ценностей, распространение социальных девиаций [6]. В связи с чем, социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе культурных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых целей.
Происходящие изменения в российском обществе влияют на переосмысление приоритетов в образовании, определяют новые требования к социальному заказу на воспитание подрастающего поколения. В условиях реформирования системы российского образования, система социального воспитания молодежи сегодня переориентирована на формирование самостоятельности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в жизни, что повлекло за собой и изменение позиции государства к молодежи с «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» на «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».
Эта переориентация предполагает поиск путей совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на личностное и профессиональное становление молодежи. Среди таких факторов сегодня можно выделить социальную успешность молодежи.
Анализ проблемы социальной успешности показывает, что в науке существуют различные трактовки данного понятия: успешность как высокий материальный достаток; благоприятное стечение обстоятельств; удачная карьера; известность, слава, популярность и др. Общей характеристикой данных представлений является прагматическая основа успешности.
Исследование успеха, как одно из ведущих жизненных ценностей человека, давно занимает психологов, педагогов, социологов.
В педагогике проблемы и перспективы развития социальной успешности рассмотрены в работах
B. И. Бакштановского, А. С. Белкина, О. З. Газмана, А. В. Мудрика и др.
Современные исследования по проблеме успешности личности представлены Е. Ю. Варламовой, Ж. Н. Истюфеевой, О. Ю. Клочковой,
C. Ю. Ключниковым и др.
В настоящее время возрос научный интерес к проблеме социального успеха как ценности в различных видах деятельности. Это объясняется потребностью общества и государства в грамотных и компетентных молодых людях.
Социальный успех в сознании людей может быть связан с достижениями в значимой деятельности, завоеванием признания и одобрения со стороны общества, известности среди окружающих, с обретением определенного положения и репутации, престижа.
К характеристикам социального успеха молодежи можно отнести следующие:
- стремление к достижению хороших результатов в значимой деятельности и связанных с ними авторитета и уважения окружающих;
- стремление к завоеванию высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих;
- стремление к получению общественного признания своих достижений, известности и внимания к своей личности, одобрения окружающих.
А. С. Белкин считает, что успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. По его мнению, каждый член сообщества всегда окружен системой так называемых эспектаций (ожиданиями) от его поступков, действий, линии поведения. С психологической точки зрения, успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. Он разделяет успех на кратковременный, частый и длительный, сиюминутный, устойчивый, значи-
тельный, связанный со всей жизнью и деятельностью ребенка.
А. С. Белкин считает, что все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности [2].
По мнению О. А. Яшновой, успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Она считает, что успешность можно назвать одним из социальных параметров личности, своеобразным индикатором социального статуса человека [11].
Мы рассматриваем успешность как социальное качество, которое выражается в проявлении самостоятельности и активности личности в достижении результатов в значимой деятельности. Успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы и ценности [4].
Социальную успешность молодежи мы определяем, как один из социальных параметров личности, позволяющий эффективно функционировать в социуме, в референтной группе. Социальная успешность в молодости может выступать показателем социального образования.
Направленность на успешность - это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей. Уровень успешности зависит от многих индивидуальнопсихологических особенностей личности: развитости воли, уровня притязаний, уверенности в себе и способности к самоутверждению [5].
Важным моментом в формировании социальной успешности является потребность в достижении. Придерживаясь мнения Т. И. Колесниковой, мы определяем потребность в достижениях как «постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения» [7]. Для развития личности важен не только успех как признание результатов деятельности, но и как преодоление и разрешение конкретных проблем и противоречий жизни. Мотив достижений можно определить, как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции. Мотивация достижения проявляется в стремлении молодого человека прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он счита-
ет значимой. Стремление к достижению успеха -это устойчиво проявляемая потребность индивида добиться успеха в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной [10].
Как отмечается в литературе, на сегодняшний день существует реальная потребность в конкурентоспособном поведении молодежи на рынке труда и в эффективной профессиональной деятельности. Конкурентоспособный специалист -это профессионал, готовый адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи. Конкурентоспособность приобретается за счет овладения будущими специалистами системой профессиональных и личностных качеств, которые рассматриваются как интегральная характеристика специалиста.
Степень конкурентоспособности является одним из показателей качества образовательного процесса в большинстве образовательных учреждений, в том числе в педагогических колледжах. Только конкурентоспособный выпускник способен достичь устойчивого положения на рынке труда, своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования и запросы рынка. Конкурентоспособный специалист должен обладать профессиональной компетентностью, профессиональной мобильностью, способностью принимать ответственные решения, практико-ориентированным интеллектом и т. д. Кроме того, необходимо наличие у выпускников адекватных представлений о реальных и потенциальных возможностях профессионального становления, так как не всякий выпускник по окончании учебного заведения востребован.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества обусловлено тем, что социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастной конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Появление рыночных отношений привело к большим возможностям для проявления инициативности, социальной активности молодых людей. Данные изменения оказали влияние на то, что потребность в социальной успешности стала рассматриваться как фактор профессионального становления молодежи.
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о
выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека [9].
Рассмотрим особенности профессионального становления молодежи. Молодежь как социальнодемографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет психологами разделена на два возрастных этапа: юность и молодость. Важнейшая задача юности -выбор профессии. В этот период профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
Следующая стадия профессионального становления начинается в период молодости с момента поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, колледж, вуз). Ведущая деятельность - профессиональнопознавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).
Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.
Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности. По мнению А. Н. Лейбовича, профессиональное образование - это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям [8].
Результатом профессионального обучения является профессиональная компетентность. В настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность». Наиболее близкое понятие «реальный профессионализм» характеризует индивидуальную степень соответствия требованиям профессии. Профессиональная компетентность - это профессиональная подготовленность и способность субъекта к труду, к выполнению профессиональных ролей [3].
После окончания учебного заведения, по мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Далее актуальным становится профессиональный рост, возможность которого связана с направленностью на успешность и потребностью в достижении. Сам человек несет ответственность за развитие своей карьеры, что можно определить как субъектную модель развития карьеры. Здесь проявляется разнообразие ожидаемых профессиональных результатов и вкладов в профессиональную область: молодой человек стремиться полноценно и разносторонне реализовать свой потенциал, добиться чего-то ценного, создать что-то новое. При этом доминирует понимание успеха, как результата труда.
Необходимо отметить тот факт, что достижение социальной успешности в молодости зависит от личности молодого человека как потенциально готовой к активной жизненной позиции, при условии привития ей чувства уверенности в собственных силах и ощущения свободы в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий [4].
Социальная успешность определяет готовность молодежи осуществлять социальную практику, обеспечивающую их эмоциональную удовлетворенность результатами своей деятельности; способствует приобретению опыта позитивной деятельности; развивает умение моделировать
социально ценные стратегии своей жизнедеятельности, одной из которых является профессиональное будущее.
В процессе проектирования профессионального будущего в учебные планы образовательных учреждений можно включить дисциплину по выбору «Проектирование профессиональной карьеры».
Проектирование профессиональной карьеры -процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений [9].
Целью программы дисциплины «Проектирование профессиональной карьеры» является ориентация молодежи на проектирование профессионального будущего, формирование качеств, необходимых для самореализации на рынке труда.
В рамках реализации этой программы создаются ситуации успеха на различных этапах его реализации.
В структуру программы входят четыре раздела, которые соответствуют этапам проектной деятельности с учетом специфики профессионального становления. Первый раздел - «Планируем карьеру» - включает в себя теоретические вопросы, связанные с определением понятия «карьера», этапами и типологией карьеры, мотивацией карьерного роста, гендерными особенностями карьеры, принципами и правилами карьерной стратегии, основными направлениями успешного планирования карьеры. В данном разделе предполагается блок практической работы по анализу исторической популярности разных профессий, обсуждению правил и афоризмов о жизни и карьере.
Второй раздел - «Проектирование карьеры» -направлен на рассмотрение вопросов, связанных с сущностью понятий «проект» и «проектирование», этапами проектирования, особенностями проектирования профессиональной карьеры.
В рамках третьего раздела программы -«Технология карьеры» - рассматриваются конкретные шаги по реализации проекта профессиональной самореализации. Рассматриваются про-
блемы, стоящие перед соискателем, правила написания резюме, анализируются ошибки его составления. Изучаются каналы распространения сведений о себе и каналы сбора и оценки информации о вакансиях и рабочих местах в регионе.
Четвертый раздел программы - «Формирование навыков эффективного поведения на рынке труда» - практикоориентированный, через тренинговую форму работы с использованием методов активного взаимодействия у молодежи формируются необходимые навыки конкурентоспособного поведения.
Проектирование профессионального будущего предполагает активное отношение личности к будущему, понимание своей жизненной перспективы, определение целевых установок и планов, осознание путей их осуществления.
В силу социально-возрастных особенностей молодежь ориентирована на успешность в социуме, реализуется в осуществляемой деятельности, стремится достичь поставленных целей и получить оценку со стороны социального окружения.
Для молодого человека важно осознание того, что стать успешным человеком в условиях профессиональной деятельности сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками саморазвития как личностного, так и профессионального, навыками самостоятельной работы и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть мобильным специалистом, что является залогом эффективного поведения на рынке труда.
Литература
1. Андрющенко О. Е. Взаимообусловленность профессионального образования и профессиональной активности студенческой молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. 2009. № 1.
2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
3. Болдина М. А. Формирование профессиональной компетентности специалиста как управляемый
процесс становления его профессионализма // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 317.
4. Деева Е. В. Сущность и условия процесса формирования социальной успешности юношей средствами социально - педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. Вып. 43. № 3-1. С. 317-319.
5. Деева Е. В. Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 327.
6. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.
7. Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001.
8. Лейбович А. Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. М.,1996.
9. Проектирование профессиональной карьеры / авт. сост. О. А. Дорожкина, Н. В. Милютина. Тамбов, 2013.
10. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная и педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. СПб., 1999.
11. Яшнова О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: монография. М., 2002.
* * *
SOCIAL SUCCESS AS FACTOR OF PROFESSIONAL FORMATION OF YOUTH
Ye. V. Deyeva
In article one of the factors influencing process of professional formation of youth - social success which is an indicator of readiness of youth to competitive behavior at labour market and effective professional activity is considered. At a stage of professional formation of youth it is necessary to create the situations of success promoting acquisition of experience of positive activity, to development of ability to model strategy of the activity as a whole and to project the professional future.
Key words: youth, social success, professional formation.