Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности студентов во внеучебной деятельности как фактор будущей профессиональной успешности'

Формирование социальной компетентности студентов во внеучебной деятельности как фактор будущей профессиональной успешности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / PROFESSIONAL SUCCESS RATE / INDEXES AND FACTORS OF SUCCESS RATE / SOCIAL COMPETENCE / AXIOLOGICAL BASIS OF ACTIVITIES / STRATEGY OF GETTING AHEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Надежда Николаевна, Касьяненко Галина Владимировна

Статья посвящена анализу влияния социальной компетентности, формируемой у студентов, на успеш-ность будущей профессиональной деятельности выпускников. Анализируются различные подходы к понима-нию профессиональной успешности, в качестве основного фактора рассматривается социальная компетентность. На основе изучения влияния внеучебной деятельности на формирование таких составляющих социальной компетентности студентов, как осознание своих ценностей и мотивации достижения успеха, сделан вывод о влиянии внеучебной деятельности на формирование социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The students’ social competence training in the course of the extra-curricular activities

This article is dedicated to the analysis of the influence of students’ social competence to the success rate in their future profession. The authors analyse different approaches to professional success rate, considering social competence as the main agency. On the ground of studing the influence of extra-curricular activities to forming as elements of students’ social competence as understanding of their values and getting ahead motivation, the authors have concluded that the success rate is connected with the social competence.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности студентов во внеучебной деятельности как фактор будущей профессиональной успешности»

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕУЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Н. Н. Богдан, Г. В. Касьяненко

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Статья посвящена анализу влияния социальной компетентности, формируемой у студентов, на успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Анализируются различные подходы к пониманию профессиональной успешности, в качестве основного фактора рассматривается социальная компетентность. На основе изучения влияния внеучебной деятельности на формирование таких составляющих социальной компетентности студентов, как осознание своих ценностей и мотивации достижения успеха, сделан вывод о влиянии внеучебной деятельности на формирование социальной компетентности.

Ключевые слова: успешность профессиональной деятельности, показатели и факторы успешности, социальная компетентность, ценностная основа деятельности, стратегии достижения успеха.

N. N. Bogdan, G. V. Kasyanenko

The students' social competence training in the course of the extra-curricular activities

This article is dedicated to the analysis of the influence of students' social competence to the success rate in their future profession. The authors analyse different approaches to professional success rate, considering social competence as the main agency. On the ground of studing the influence of extra-curricular activities to forming as elements of students' social competence as understanding of their values and getting ahead motivation, the authors have concluded that the success rate is connected with the social competence.

Keywords: professional success rate, indexes and factors of success rate, social competence, axiological basis of activities, strategy of getting ahead.

современных условиях социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, успешность карьеры и т. д. Многочисленными исследованиями установлено, что социальная компетентность является составляющей профессиональной компетентности. По определению Е. В. Трифонова, «...социальная компетентность специалиста — это наличие у него способностей, знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия как в роли подчиненного с руководителями, так и в роли руководителя с подчиненными; наличие способностей, знаний, умений и навыков управления трудовым

© Богдан Н. Н., Касьяненко Г. В., 2012

коллективом, формирования и поддержания нормального социально-психологического климата в коллективе.» [8].

В любой сфере профессионал, работающий с людьми, включается в систему социальных отношений, и чем качественнее он подготовлен к этому, тем успешнее его профессиональная деятельность. Таким образом, социальная компетентность становится одним из важнейших условий профессионализма и является комплексной характеристикой специалиста, отражающей уровень развития социально-коммуникативных способностей, обеспечивающих его успешность в профессиональной деятельности.

■"Э

о

Р. Гарольд выделяет ряд способностей, необходимых социально компетентному специалисту. Это лидерские качества, способности межперсонального взаимодействия, способности к разрешению конфликтов, привлечению к сотрудничеству, общественной деятельности [10].

Обобщение взглядов отечественных исследователей (А. А. Деркач, Ю. И. Емельянов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Г. И. Марасанов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Цветкова, Л. Филатова, А. К. Лукина, Р. В. Богданов и др.) показывает, что социальная компетентность есть интегральное личностное образование, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию, способность к самоопределению, умение реали-зовывать социальные технологии в различных сферах жизнедеятельности [5, 7].

Важной задачей современного высшего учебного заведения является воспитание социально зрелой, активной личности. Документ, главным образом определяющий систему воспитания, — Федеральный закон «Об образовании». В его новой редакции впервые воспитание поставлено на первое место и регламентировано, что воспитательная работа должна осуществляться как в учебном процессе через содержание образовательных программ, так и во внеучебное время.

Воспитание и сама молодежь признает актуальной задачей. Так, руководителями целого ряда молодежных движений разработана декларация «Воспитание молодежи: заявление на заре XXI века», в которой определено, что «воспитание — это процесс, продолжающийся всю жизнь, и делающий возможным непрерывное развитие способностей человека как индивидуума и члена общества».

В декларации сформулированы характерные черты молодых людей — будущих граждан общества:

— осознанно делать выбор и контролировать свою личную и общественную жизнь;

— проявлять заботу о других людях, действовать вместе с ними и ради них;

— принимать ответственность за свои действия;

— выполнять взятые на себя обязательства;

— определять свои ценности и идеалы и действовать в соответствии с ними.

Перечисленные способности составляют основу социальной компетентности.

В данном документе определены также механизмы приобретения этих способностей, а именно молодым людям необходимо:

— найти надежную отправную точку, основанную на ценностях, самосознании и уверенности в себе;

— научиться гибкости, адаптируемости, готовности справляться с переменами в развитии общества;

— развивать чувство принадлежности, добиваться приятия и признания;

— обрести чувство полезности в своем сообществе;

— научиться осознавать ценность сотрудничества и командной работы.

Всемирная организация ЮНЕСКО также рассматривает воспитание в широком контексте, как процесс, необходимый для того, чтобы молодые люди «научились познавать», «научились действовать», «научились жить вместе» и, наконец, «научились быть». Для решения этой задачи выделяются три пути:

— формальное воспитание — в ходе приобретения знаний и рабочих навыков (т. е. получения академического образования) в иерархически структурированной, хронологически очерченной системе воспитательно-образовательных учреждений;

— внеформальное воспитание — приобретение и интегрирование социальных навыков, основанных на системе жизненных ценностей, в процессе организованной воспитательной деятельности вне установленных формальных систем;

— неформальное воспитание (спонтанное) — обретение общественных установок, ценностей, социальных навыков и знаний из повседневной жизни и личного опыта (семья, друзья и сверстники, ближайшее и широкое окружение, СМИ) [9].

В традиционной российской системе профессионального образования процесс обучения в вузе предусматривает две взаимосвязанные составляющие: учебно-воспитательный процесс и внеучеб-ная деятельность студентов как органично включенная в него часть. При этом внеучебная деятельность соотносится с упомянутым выше вне-формальным воспитанием, так как предполагает, с одной стороны, организованность, а с другой — отсутствие академической структурированности в формировании навыков и определенную спонтанность, самоуправляемость. Во внеучебной деятельности процесс освоения (накопления) компетенций происходит одновременно с их применением, что и делает ее более эффективной.

Существенное значение внеучебной деятельности как органичной части воспитательного процесса в вузе обосновано и теоретическими

исследованиями, и эмпирическими наблюдениями. Так, А. Г. Асмолов, изучая процесс формирования личностных установок, делает вывод: «Никакими объяснениями, инструкциями глубинных установок личности изменить нельзя. За воспитанием должен стоять процесс изменения характера связей человека с миром, с людьми.» [1, с. 83-90].

Педагоги отмечают, что образовательный процесс не равен учебному. Он включает в себя и социально-творческую деятельность студентов во внеучебное время, и практику повседневной внутривузовской жизни. Если в качестве целей воспитания рассматривать формирование ключевых социальных компетенций, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и самой организацией вузовской жизни. Поэтому важнейшим принципом деятельности вуза становится конструирование единой социокультурной среды, синтезирующей учебную и вне-учебную деятельность с целью развития социальных и профессиональных компетенций студентов [2, 3].

Для эффективного формирования социальной компетентности во внеучебной деятельности в вузе должны использоваться следующие принципы:

— включение студента в значимую общественную деятельность;

— демонстрация последствий действий студента для референтной группы;

— смена социальной позиции (роли) студента;

— учет ведущей мотивации;

— воздействие значимой личности на личность студента [3, 4].

Изучение педагогических трудов показывает, что данные принципы были положены в основу воспитательной практики таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко и В. А. Сухо-млинский. В них сфокусирована идея, вытекающая из социально-деятельностного понимания природы личности: ключ к воспитанию лежит в организации таких видов деятельности, в которых осуществляется саморазвитие человека. Осознание воспитания как наполнения смысло-жизненными ценностями деятельности молодого человека приводит к пониманию необходимости целенаправленной организации внеучеб-ной деятельности в различных формах и с помощью развивающих технологий.

Основными задачами внеучебной деятельности в вузе являются:

1) формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, потребностей, этических норм и правил поведения в обществе;

2) формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

3) формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

4) привитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления;

5) создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения, способствующей самоопределению, самоутверждению и самореализации личности студента.

Для решения данных задач разрабатывается система внеучебной работы с учетом специфики профессиональной подготовки в учебном заведении, его традиций и требований, предъявляемых к выпускникам.

В структуре внеучебной работы в вузе, как правило, можно выделить следующие направления:

— творчество (работа кружков, клубов, творческих коллективов различной направленности);

— общественная работа (студенческие советы, профсоюзные организации, самодеятельные молодежные объединения, волонтерские отряды и т. п.);

— спорт (спортивные и физкультурно-оздоровительные клубы, секции, общевузовские спортивные мероприятия);

— научная работа (научные кружки, научные студенческие общества и др.).

В последние годы важным направлением внеучебной работы со студентами стали разработка и осуществление программ вовлечения студентов в общественную деятельность [6]. Особо выделяются такие направления, как развитие студенческого самоуправления и добровольческая деятельность. Общественная работа стимулирует активную жизненную позицию студентов и создает оптимальные условия для формирования и развития социальных компетенций.

Изучение практики внеучебной работы в вузах показывает, что в крупных учебных заведениях (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточный федеральный университет, Новосибирский государственный институт экономики и управления, Новосибирский государственный технический университет и др.) активно работают молодеж-

-"Э

о

ные центры, сформированы студенческие советы, действуют профсоюзные организации студентов, научные студенческие общества, спортивные секции. Как правило, в них имеется хорошая материальная база, которая позволяет организовывать внеучебную деятельность студентов: учебные заведения обладают собственными студенческими клубами, студенческими театрами, большими залами, техническими возможностями для проведения различного рода молодежных мероприятий.

В профильных вузах (Сибирская академия государственной службы, Новосибирский государственный университет и др.) внеучебная деятельность менее разнообразна и направлена на определенные цели — например, воспитание патриотизма (в военизированных вузах), развитие научной деятельности студентов (университеты). Здесь меньше внимания уделяется творческой составляющей внеучебной работы, больше проводится студенческих конференций, тематических мероприятий (профессиональные конкурсы и смотры и т. д.).

Несмотря на различия в подходах к организации внеучебной деятельности, во всех вузах проводятся традиционные мероприятия, такие как День первокурсника, посвящение в студенты, студенческие фестивали творчества, конкурсы в студенческих общежитиях, благотворительные акции, акции по профилактике негативных явлений в молодежной среде и др., призванные объединять студенчество вуза, прививать корпоративные ценности, реализовывать творческий потенциал, выявлять студенческих лидеров. Примечательно, что к организации и проведению мероприятий активно привлекаются сами студенты.

Нами в течение 2010-2012 гг. проведено исследование влияния внеучебной деятельности на формирование таких составляющих социальной компетентности студентов, как осознание своих ценностей и мотивация достижения успеха. Исследование проводилось на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса с помощью анкетирования, тестирования, интервьюирования, а также наблюдения за участием студентов во внеучебной деятельности. В исследовании приняли участие в общей сложности более 1300 студентов различных курсов и специальностей.

Анализ результатов анкетирования показал, что в целом студенты хорошо информированы о внеучебной деятельности в вузе (ничего не знают об этой стороне жизни вуза только 11 % сту-

дентов), при этом более половины опрошенных (63 %) считают внеучебную деятельность интересной и насыщенной. Среди форм внеучебной деятельности чаще всего отмечались проведение дискотек, молодежных вечеров и мероприятий (34 %), спортивных мероприятий (23 %), участие в творческих объединениях по интересам (20 %).

Данные ответы совпадают и с представлениями о целях внеучебной работы: треть (31 %) опрошенных считает, что внеучебная работа должна быть направлена на организацию досуга, 22 % студентов обозначили главной целью вне-учебной работы раскрытие талантов и способностей, и только 15 % считают, что внеучебная работа должна способствовать подготовке к самостоятельной жизни и воспитанию нравственных качеств.

Таким образом, имеет место недооценка студентами внеучебной деятельности как способа развития необходимых в будущей профессиональной деятельности качеств.

В рамках проведенного исследования изучались представления студентов об успехе и критериях успешности и уровень мотивации к достижению успеха в будущей профессиональной деятельности. Исследование носило сравнительный характер, в зависимости от участия во вне-учебной деятельности респонденты были разделены на две группы: первая группа — студенты, принимающие активное участие во внеучебной деятельности (760 человек), вторая группа — студенты, не принимающие участия во внеучебной работе (570 человек).

Подавляющее большинство опрошенных студентов обеих групп желают достичь успеха в будущей профессиональной деятельности и жизни в целом, но в первой группе практически все студенты при ответе на вопрос, от чего зависит их успешность в будущем, из предложенных вариантов выбрали ответ «от меня самого, моей целеустремленности, активности», немногим больше половины (59 %) связывают достижение успеха с хорошей учебой, упорным трудом, талантом. Во второй группе значительная часть (28 %) склонна связывать успех с удачей, везением, благоприятным стечением обстоятельств. Для трети опрошенных студентов обеих групп эквивалентом жизненного успеха является материальное благополучие.

Изучение мнения респондентов о качествах успешного человека показало, что для большинства из первой группы (72 %) синонимом слова «успешный» является «уверенный в себе», 36 % считают, что успешный человек это — «образо-

ванный» и «ответственный», 22 % — «оптимистичный», «позитивный». В результате ранжирования отмеченных в анкетах качеств на первом месте оказались «умение ставить и достигать цели», а также «уверенность в себе» и «ответственность».

Во второй группе мнения опрошенных разделились: 32 % считают, что успешный человек — это «благополучный человек», 26 % — «достигший отличных результатов», 18 % — «сделавший карьеру», 16 % — «имеющий высокий социальный статус» и др.

Показательными являются различия в восприятии успеха студентами, участвующими и не участвующими во внеучебной деятельности. Для первой группы на высших ранговых позициях оказались такие показатели, как «профессиональная самореализация», «быть лучшим во всем», «благополучная семья и большой круг друзей», для второй группы — «материальный достаток», «внутренний комфорт», «привлекательность у противоположного пола». Очевидно, что участие во внеучебной работе способствует формированию осознанного отношения к жизненным ценностям.

В настоящее время считают себя успешными 77 % опрошенных из группы участвующих во внеучебной работе, остальные затруднились с ответом, и 39 % из группы не участвующих во внеучебной работе. В этой группе считают себя неуспешными 14 % респондентов. Относительно своей успешности в будущем в группе участвующих во внеучебной работе не выразили сомнение 94 % выпускников (6 % затруднились ответить на этот вопрос), а в группе не участвующих таких оказалось только 45 %.

Таким образом, модели жизненной успешности, формирующиеся у студентов двух групп, существенно отличаются как по восприятию жизненного и профессионального успеха, так и по качествам, необходимым для достижения успешности.

Также в исследовании установлено, что для студентов, участвующих во внеучебной деятельности, характерно наличие мотивации к успеху, при этом высокая степень свойственна 68 % опрошенных, что в 4 раза больше, чем в группе респондентов, не участвующих во внеучебной работе.

Среди студентов, не участвующих во вне-учебной деятельности, высокая степень мотивации к успеху характерна только для 17 %, а средняя — для 42 % опрошенных. Таким образом, немногим более половины студентов, не участву-

ющих во внеучебной работе, имеют мотивацию к достижению успеха.

Анализ результатов тестирования не выявил прямой зависимости мотивации к успеху от специальности, по которой обучаются студенты, хотя более высокая степень мотивации характерна для студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям, ориентированным на работу с людьми («Управление персоналом», «Государственное муниципальное управление», «Юриспруденция», «Социальная работа»), а средняя и низкая — для студентов, обучающихся по экономическим специальностям («Бухгалтерский учет», «Экономика на предприятии», «Товароведение», «Налоги и налогообложение»).

Обнаружена зависимость проявления мотивации к успеху от курсов, на которых обучаются опрошенные студенты: студентам 1-2-х курсов, не участвующим во внеучебной деятельности, практически не свойственна высокая степень мотивации к успеху, однако число студентов со средней и высокой степенью мотивации повышается от курса к курсу и достигает максимума на 5-м курсе обучения. Студенты, участвующие во внеучебной деятельности, независимо от курса обучения, имеют среднюю и высокую степень мотивации достижения успеха.

Полученные данные свидетельствуют о том, что мотивация к успеху формируется в ходе обучения, однако у студентов, участвующих во вне-учебной деятельности, она проявляется уже на первом курсе, а у студентов, не вовлеченных во внеучебную деятельность, этот процесс происходит медленнее, и мотивация достижения успеха проявляется у существенного меньшего их числа.

Результаты многолетних наблюдений авторов за студентами — активными участниками внеучебной жизни показывают, что приобретенные в общественной работе навыки они перенесли в свою профессиональную деятельность и добились определенного успеха. Многие бывшие члены волонтерских отрядов, органов студенческого самоуправления, творческих молодежных объединений в настоящее время занимают руководящие должности или являются отличными специалистами, имеют хорошие отзывы руководства и коллег по работе, некоторые занимаются предпринимательством, открыли собственный бизнес. Участие во внеучебной деятельности помогло им преодолеть комплексы, открыть в себе новые таланты и способности, совершенствовать коммуникативные навыки, приобрести умения разрешать конфликтные ситуации, рас-

-"Э

о

ставить жизненные приоритеты и в целом найти свое место в обществе.

Вместе с тем, наряду с положительными сторонами внеучебной работы в вузах, имеют место и отрицательные. Так, результаты анкетирования показывают, что студенты предпочитают развлекательные виды деятельности. Многие предлагаемые формы работы неадекватны целям и содержанию отдельных направлений воспитательного процесса в вузе.

Таким образом, необходимо совершенствование внеучебной деятельности, обновление форм и методов воспитательной работы в целом для формирования социальной компетентности будущих специалистов.

Системный характер внеучебной работе придает наличие в вузе разработанной целостной концепции внеучебной деятельности, где должны быть обозначены цели, задачи и принципы работы со студентами, а также механизмы ее организационно-методического обеспечения. При этом термин «обеспечение» в данном контексте употребляется не в значении оперирования материальными средствами, а как способ решения учебно-воспитательных задач: например, обеспечить формирование социальной компетентности как основы будущей профессиональной успешности.

С этой целью в вузе должны быть созданы координирующие структуры — управления или отделы организации воспитательной/внеучебной работы, молодежные центры и т. п. Условием эффективности деятельности организаторов вне-учебной деятельности является их профессиональная компетентность, а именно способность выстроить систему целенаправленных и разнообразных видов и форм работы со студентами.

В свою очередь, управленческая компетентность руководителей вуза в отношении внеучеб-ной деятельности должна находить свое проявление в осознании значимости внеучебной деятельности, понимании, что внеучебная деятельность несет в себе, прежде всего, определенный «профессиональный заряд». Внеучебная деятельность должна быть переориентирована с реализации традиционной парадигмы на современные подходы (см. таблицу).

Создание в вузе системы «студент — развивающая образовательно-воспитательная среда вуза — внеучебная деятельность» будет способствовать решению задачи формирования социальной компетентности и в конечном итоге приведет к профессиональной успешности выпускников высших учебных заведений.

Аспекты Традиционная парадигма Современная парадигма

Отношение Студент — объект воспитания Студент — субъект внеучебной

к студенту деятельности

Характер Добровольно-принудительный Свободный выбор траектории своего развития в деятельности

Ориентация Идеология вчерашнего дня (на прошлое) Идеология завтрашнего дня (на будущее)

Способ Учат решать поставленные задачи Формируют умения добывать, выстраивать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности знания и самостоятельно ставить задачи

Принципы Передают взгляды, позицию других Помогают формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, взгляды

Направленность Формирование личности обучающегося Формирование рефлексивной позиции (распознавать собственные потребности, ценности и мотивы и ставить цели) своего развития

Цель Подготовка к будущей жизни в стабильном обществе Подготовка к жизни в условиях неопределенности и неоднозначности

Технологии Организация воспитательного процесса Используются инновационные технологии,

по установленным схемам активные формы

Содержание Освоение установленных социальных ролей Подготовка к постоянной смене социальных ролей

Подходы к внеучебной деятельности в традиционной и современной парадигме воспитания

1. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. : Изд-во МГУ, 1990. 224 с.

2. Гуськова Н. Д., Хрулькова Ю. В. Процессный подход в управлении внеучебной деятельностью высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 6. С. 53-59.

3. Емельянова И. И. Воспитательная деятельность вуза: мифы и реальность // Там же. 2010. №№ 5. С. 45-50.

4. Емельянова И. И., Ермакова И. А. Организация воспитания через взаимодействие личности с воспитательно-развивающей средой вуза // Там же. № 1. С. 5357.

5. Лукина А. К., Богданов Р. В. Внеучебная деятельность в развитии социальной компетентности будущего социального педагога [Электронный ресурс] // Материалы конф. / Сиб. федер. ун-т, Красноярск. URL: http://

sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/problemy_ sovremennogo_obrazovanija/

6. Сенашенко В. С., Конькова Е. А. Студенческие организации как инструмент формирования социально-воспитательной среды вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 75-81.

7. Филатова М., Волкова Л. Социальные компетенции и современное образование // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 65-72.

8. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tryphonov.ru/tryphonov1/terms1/sccmpt.

9. Blimling G. S. Accountability for Student Affairs: Trends for the 21st Century // Higher Education Trends for the Next Century: a Research Agenda for Student Success. ACPA, 1999. Р. 55.

10. Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin. 2002. March.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.