ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в строительном вузе)
УДК 681.324.1
Денисова А.Б. - кандидат философских наук, доцент
E-mail: [email protected]
Московский технический университет связи и информатики
Адрес организации: 111024, Россия, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 8 а
Роль внеучебной деятельности в подготовке современного специалиста
Аннотация
Изменения в социально-экономической сфере трансформируют требования к выпускникам высшей школы, включая в понятие профессиональной компетентности социальные, коммуникативные, организаторские умения и личностные качества специалиста. Высшая школа все еще продолжает опираться на традиционные методики преподавания, которые не могут отвечать этим запросам. Активизация внеучебной сферы дает возможности преодоления разрыва. Повышая мотивационный, профессиональнодеятельностный и рефлексивный компоненты образовательного процесса, внеучебная деятельность способствует улучшению качества профессиональной подготовки в целом, а учитывая гуманитарную направленность, особенно актуальна для технических вузов.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, интерактивные технологии,
профессиональные и личностные качества, командное взаимодействие, самореализация.
Система новых экономических взаимоотношений не только проникла во все сферы жизнедеятельности, но и изменила требования к профессионально-значимым качествам личности: необходимы специалисты, обладающие управленческими компетенциями,
навыками организационной работы, мобильностью, знанием социального контекста профессиональной деятельности. Перед новой концепцией образования встают, таким образом, две основные задачи: с одной стороны, индивидуализация обучения, личностно-
ориентированный подход, аккумулирующий и интегрирующий ведущие идеи в области развивающего образования, а с другой, формирование личности, способной к межличностному и групповому взаимодействию, готовой к сотрудничеству и умеющей руководить. Успешность послевузовской деятельности определяется не только профессиональной, но и социальной мобильностью, умением выполнять специфические профессиональные и социальные роли, быстрой адаптацией как к производству, так и к корпоративной культуре организации.
Советская педагогика находилась на позициях гностического подхода, где основной задачей являлось формирование систематизированных знаний. Сегодня знание - это средство развития личности, поэтому требуется смещение акцента в деятельности профессорско-преподавательского состава с сугубо образовательных на социальновоспитательные цели как фактора социализации личности и качественно новые технологии образования с активными методами и формами обучения.
Суть новых образовательных технологий состоит в использовании методик, содействующих становлению самостоятельности мышления. К таковым относятся: теория контекстного обучения, имитационные, когнитивные технологии, модульное обучение и др [1]. Интерактивные методы обучения в современной педагогической науке выходят сейчас на первый план, стараясь заместить традиционные. Они основаны на взаимодействии и диалоге, повышающих активность включения слушателей в процесс обучения, в котором студент превращается из объекта обучения в субъекта учебной деятельности. Характеристиками интерактивного взаимодействия являются: процессуальность, деятельность, диалог, возможность самовыражения, общение и т.д. Это методы и технологии так называемого проблемного обучения, которое давно стало применяться на Западе и разрабатывается нашими исследователями (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).
Несмотря на многообразие концептуальных подходов современной педагогической науки, внедрение новых педагогических технологий в образовательную практику сдерживается консерватизмом дидактических схем и моделей обучения. Вот некоторые
противоречия между требованиями к современному специалисту в профессиональной деятельности и навыками, которые даются в учебном процессе:
> В учебной деятельности основной упор делается на теорию, абстрактное знание, максимальное усвоение информации, которая является знаковым замещением реальности. В условиях производства на первый план выходят практические умения, где пробелы в знаниях восполнимы, а отсутствие навыков непредметных действий, социальных поступков, отсутствие опыта в выстраивании отношений приводят к трудностям социальной адаптации выпускников к профессиональной деятельности.
> Отставание от динамики в развитии профессии — вечная проблема образования, но в настоящее время это отставание становится все критичнее. Современный специалист должен быть не просто хорошо обученным, а хорошо обучаемым, т.е. быть мотивированным к обучению и познанию, творчески активным и самостоятельным, чему в образовательном процессе не уделяется особого внимания.
^ Пассивная роль обучаемого отлична от инициативной позиции специалиста в
трудовой деятельности, где необходимо принимать решения и нести за них ответственность.
^ Отсутствие личностного смысла информации приводит к непониманию и обесцениванию процесса обучения как такового, целью которого становится формальное получение диплома. Успешность в профессиональной сфере характеризуется
вовлеченностью всей личности специалиста в процессы профессионального труда, что проявляется в творческом подходе и социальной активности.
^ В процессе обучения овладение профессиональными навыками обеспечивается
средствами учебной деятельности, формы которой не адекватны формам усваиваемой профессиональной деятельности. Познавательная деятельность направлена на усвоение знаний, а профессиональная - на достижение результата.
Этот список можно продолжить. Очевидно, что традиционное обучение, основанное на передаче знаний от преподавателя студенту и делающее главный акцент на память, страдает недостатком практических навыков, творческой активности,
отсутствием социального контекста профессиональной деятельности, так как в нем практически нет познавательной мотивации, а значит, творческого мышления,
способного решать проблемы. Комплексная подготовка специалиста, способная
устранить противоречие между изменившимися социальными условиями, возросшими требованиями государства к специалисту, конкурентоспособному на рынке труда, и недостаточно адекватной профессиональной и личностной подготовкой выпускников высших учебных заведений, может быть осуществлена лишь при решении данной задачи через интеграцию учебной, производственной и внеучебной деятельности студентов. Внеучебная сфера объединяет в себе все разнообразие видов деятельности (исключая учебную). Она стимулирует творческую активность и самостоятельность, способствует раскрытию потенциальных возможностей студентов. Получаемый результат всегда личностен, воспринимается как собственное достижение и является мотивацией к последующей деятельности. Культивируется стремление и к личной, и к групповой успешности. Моделируется полный цикл мышления, необходимый квалифицированному специалисту - от зарождения проблемной ситуации, которая служит мотивацией к познавательной активности, до нахождения различных способов разрешения проблемы, выявления самого эффективного доказательства правильности избранного варианта.
Направления внеучебной деятельности охватывают множество ее видов: научную, художественную, спортивную, досугово-развлекательную, общественную, в которых формируются и реализуются когнитивные, праксиологические и коммуникативные навыки (направления и формы внеучебной сферы подробно рассмотрены в других работах автора [2]). В социальной деятельности находится применение гуманитарным знаниям, реализация социальных проектов настраивает на обдумывание нравственноэстетических проблем. Любое творчество требует знания образов мировой культуры, всплывают подтексты, архитипичные смыслы, приобщение к культурному полю идет исподволь, незаметно для обучающегося. В профессионально ориентированном проектировании происходит разностороннее раскрытие будущей деятельности, поэтапно
формируются дополнительные практические комплексные умения и навыки, и совершается переход от суммарной информации, полученной в учебном процессе, к целостному результату - знанию и компетентности на выходе.
Основная недостаточность традиционной системы обучения в изначальном отсутствии в ней задач по формированию и развитию навыков коллективного взаимодействия, которые сегодня входят в обязательный минимум требований работодателя к молодому специалисту и вытекают из коллективного характера большинства видов деятельности. Если учебная деятельность в основном индивидуальна, то внеучебная - коллективна, и поэтому они взаимодополняют друг друга. Внеучебная деятельность всегда происходит в социальном контексте, в коллективе, тем самым заставляя человека встраиваться в этот социальный контекст и находить общий язык, строить взаимоотношения с часто незнакомыми людьми и на разный период времени. Именно на этом поле развивается способность к межличностному, внутригрупповому и командному взаимодействию, владение коммуникативной техникой, культура поведения и речи, формируется ответственность не только перед собой, но и перед коллективом, способность действовать в различных сферах в соответствии с принятыми нормами, воспитывается пунктуальность, аккуратность, проявляется отношение к работе, умение ее разделять и замещать, контролировать качество исполнения. Коллективная деятельность начинает рассматриваться как ценность, из чего вытекает принятие других, как необходимых компонентов взаимодействия, готовность к конструктивному диалогу и взаимопониманию. Во внеучебной деятельности возможны, с одной стороны, индивидуализация и максимальное раскрытие личностного потенциала, с другой, формируются базовые составляющие зрелой личности, которые могут быть выработаны только в процессе коллективной деятельности.
Не идеализируя внеучебную сферу, стоит признать, что многие необходимые в дальнейшем и очень востребованные навыки за годы обучения в вузе можно получить, только активно занимаясь внеучебной работой. Внеучебная деятельность способна воспитать управленческие навыки, умение работать с коллективом, вести переговоры, действовать в нестандартных ситуациях. В отличие от учебной сферы, внеучебная направлена на формирование ценности и важности служения обществу, сострадания (активно развивающиеся сегодня волонтерские движения), гражданской ответственности, гражданского самосознания, честности. В органическом единстве учебного и внеучебного процессов, через овладение разнообразными видами деятельности происходит освоение различных социальных ролей, что дает некий новый интегративный результат образования и способствует адаптации в послевузовской среде.
Внеучебное время располагает оптимальными условиями для самораскрытия и самореализации студентов, предоставляет возможность попробовать себя в различных ипостасях и направлениях деятельности, приобрести уверенность в правильности (или неправильности) выбора профессии. Особенно это актуально для технических вузов, где, в отличие от предметов профильного образования, общественная деятельность имеет гуманитарную направленность. В процессе активной деятельности и коммуникации происходит переформирование социокультурных навыков.
Безусловно, внеучебная деятельность, чтобы обладать всеми этими свойствами, должна быть принципиально избыточна, иметь многоуровневую организацию, чтобы удовлетворять заинтересованных студентов на любом этапе их развития. Поэтому воспитательная система должна быть самоорганизующейся и иметь открытую, диссипативную среду.
Чем разнообразнее по формам и содержанию будет опыт, полученный за время обучения, тем активнее будет включение в профессиональную самореализацию, в процесс построения карьеры, так как свойство активности, креативности станет свойством личности, позволяющим быстро найти сферу приложении творческого и профессионального потенциала. Поэтому вовлечение максимального числа студентов во внеучебную деятельность позволяет приблизиться к достижению реальных целей высшего образования, «именно воспитательная система вуза как высший уровень развития воспитательного процесса может способствовать достижению эффективного
результата воспитания студентов и поэтому должна стать одним из приоритетных направлений в области образования» [3, с. 5].
***
Цели и задачи воспитательного процесса подвергаются необходимой трансформации, соответствующей требованиям времени, которые не только утверждают приоритет развития умственных и творческих способностей, самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, но и особое внимание уделяют образу мышления, развитию отношений, готовности к участию в жизни страны, способности быть субъектом общественных отношений, к жизнедеятельности в информационном обществе.
Внеучебная деятельность может выступить средством многофакторной детерминации разностороннего развития и саморазвития личности, создавая креативную среду обучения и воспитания, ориентированную на выявление глубинной внутренней сущности обучающегося, и предоставляя возможность выбора индивидуальной траектории. Не освобождая от ответственности за решения, выбор, за неудачи, внеучебная среда дает возможность проявления активности и самостоятельности, создает условия для эволюции от послушания к самоосуществлению, самореализации.
Организованная и правильно спланированная внеучебная деятельность вуза является важнейшим инструментом адаптации студентов и предоставляет им возможность реализовать свои склонности в различных областях, как смежных с профессиональной деятельностью, так и отличных от нее, наладить не только вертикальную связь преподаватель-студент, но и сформировать множество горизонтальных связей студент-студент, которые качественно влияют на ощущение защищенности и комфорта при обучении.
При этом воспитательная система должна быть открытой и мобильной, способной адаптировать студентов и адаптироваться самой к происходящим социальным изменениям (реализуя принцип «от каждого по способностям»: появился певец - организуется вокальный коллектив, появился лидер в общежитии - и вокруг него образовывается инициативная команда студсовета). Во внеучебной деятельности знания не являются самоцелью, а передаются в реальной рабочей ситуации, происходит обучение действием. Знания, формирующие технические, межличностные, информационные навыки, являются неким синтезом, квитэссенцией накопленного организацией опыта. При этом каждый является активным источником знаний и решений. Развитие человеческих ресурсов идет одновременно с преобразованием их знаний и умений в практические навыки, формируя структуру, которую можно охарактеризовать как «научающая организация» по терминологии П. Сенжа [4], где сотрудники добиваются нужных организации результатов на основе непрерывного совместного обучения и выработки новых способов мышления. Основным показателем «успеваемости» для студентов в данном случае является повышение эффективности работы системы.
Список литературы
1. Быстрова И.Н. Имитационное моделирование как технология подготовки специалистов технического профиля в вузе // Дисс. на соиск. степени канд. пед. наук. - Шахты, 2008. - 200 с.
2. Денисова А.Б. Становление и развитие внеучебной деятельности в Московском техническом университете связи и информатики. - Казань: ИПК «ЭксИм-Пресс», 2012. - 132 с.
3. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи // Автореферат канд. дисс. на соиск. степени канд. социологических наук. - Тюмень, 2007. - 25 с.
4. Senge P. The Fiffh Disciplin C: The art and practice of the learning organization, Doubleday. - London, 1990. - 425 p.
5. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике. -Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. - С. 92.-256.
Denisovа A.B. - candidate of philosophical sciences, associate professor
E-mail: [email protected]
Moscow Technical University of Communications and Informatics
Address: 111024, Russia, Moscow, Aviamotornaya st., 8a
The role of extracurricular activities in the preparation of a modern specialist
Resume
New system of economic relations has penetrated into all spheres of life and changed them. There are certain requirements to the professional qualities of a significant person, in particular, require organizational skills and management. The success of post-graduate work is not only professional but also social mobility, ability to perform specific professional and social roles, rapid adaptation to both the production and the corporate culture of the organization.
The main deficiency of the traditional education system in the initial absence of its objectives to build and develop the skills of collective interaction, the need for which stems from the collective nature of most activities.
Extra-curricular activities support a mechanism balancing the education system, creating an additional and necessary quality specialist. It solves several problems, hard to reach by traditional methods: the skills of collective thinking and action, decision-making skills of adaptation, interaction and communication in changing groups, the ability to plan and organize the execution of the task, raising social qualities and values, including responsibility, punctuality, integrity, honesty and decency. Increasing the motivation, skills and reflective components of the activity of the educational process, extracurricular activities improves the quality of training in general.
Keywords: extracurricular activities, interactive technology, professional and personal qualities, teamwork, self-realization.
References
1. Bystrova I.N. Simulation modeling as a technology of preparation of technical specialists at the university: thesis on competition of degree. of a cand. of ped. sciences. - Shahty, 2008. - 200 p.
2. Denisova A.B. The formation and development of extracurricular activities in the Moscow Technical University of Communications and Informatics. - Kazan: IPK «ExImPress», 2012. - 132 p.
3. Zhogoleva I.N. Effect of extra-curricular educational activities for high school students the process of socialization // the master's thesis author's abstract on competition of degree of a Cand. of social sciences. - Tyumen, 2007 - 25 p.
4. Senge P. The Fiffh Disciplin C: The art and practice of the learning organization, Doubleday, London, 1990. - 425 p.
5. Abakumov I.V, Yermakov P.N, Rudakov I.A. Smyslotsentrizm v pedagogike. - Rostov-na-Donu: RGU, 2006. - P. 92-256.