К вопросу об использовании информационных И телекоммуникационных средств во внеучебной сфере деятельности образовательного учреждения
Модернизация образования связана с компетентностным подходом и информатизацией различных сфер вузовской деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя как профессиональные знания, так и социальные качества, востребованные на рынке труда (в том числе профессиональную и социальную мобильность, полифункциональность, адаптивность), а все возрастающее значение информационных и телекоммуникационных технологий заставляет уделять особое внимание вопросам информационной культуры и безопасности. Формирование всех этих качеств и свойств личности необходимы для успешной социализации молодого человека в современном информационном мире. В связи с повышением значимости социализации в современном обществе повышается значимость воспитательного компонента в образовании. Воспитание происходит во всех видах деятельности студента: учебной, внеучебной, на производственной практике. Единство целей и задач воспитательной и внеучебной деятельности, направленность внеучебной деятельности на решение задач воспитания и социализации позволяет их не разделять. Внеучебная деятельности, являясь необязательной и гораздо менее регламентируемой, чем учебный процесс, быстрее реагирует и адаптируется под происходящие социально-экономические изменения, что дает возможность внедрять и реализовывать специальные программы, направленные на формирования качеств, востребованных на данном социально-историческом этапе. Создание единой информационной образовательной среды учебного заведения предполагает информатизацию каждой из сфер его деятельности. Поэтому внедрение и использование информационных и телекоммуникационных технологий во внеучебном процессе - актуальная задача, стоящая перед воспитательной системой вуза.
Ключевые слова: компетентностный подход, ФГОС, ключевые компетенции, внеучебная деятельность, информационная безопасность.
Денисова А.Б.,
кандидат философских наук, заместитель первого проректора по воспитательной работе, МТУСИ [email protected]
Кризис отечественного образования обусловил смену образовательной парадигмы. Квинтэссенцией новой системы образования, отраженной в третьем Федеральном государственном образовательном стандарте, является компетентностный подход — целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций. Компетентностный подход призван модернизировать и гармонизировать взаимодействие образовательной и профессиональной деятельности, он является следствием новых экономических отношений и нового подхода к человеческим ресурсам. Идеи компетентностного подхода коррелиру-ются с ситуацией современного рынка труда, которые формулируют свои требования (запросы) не столько в терминах "знания", сколько — "способы деятельности". Поэтому компетентностный подход - попытка привести образование в соответствии с потребностями рынка, социального заказ на содержание образования со стороны потенциальных работодателей.
Несмотря на многообразие концептуальных подходов современной педагогической науки, многие проблемы так и остаются нерешенными, так как внедрение новых педагогических технологий в образовательную практику сдер-
живается консерватизмом дидактических схем и моделей обучения. Зачастую декларируемые цели не подкрепляются новыми образовательными стратегиями и продолжает доминировать узкопрофессиональный подход, не способствующий мобильности молодых специалистов, которая, по мнению Л.В.Горюновой, "должна стать одним из ведущих принципов современного вузовского образования" [1]. Система образования все еще остается излишне академичной и оторванной от практики. Успешно просуществовав долгое время, она ни содержательно, ни самой традиционной организацией образовательного процесса не способна обеспечить достижение новых образовательных результатов, требуемых современным этапом развития общества. Очевидно, что традиционное обучение, основанное на передаче знаний от преподавателя студенту и делающее главный акцент на память, страдает недостатком практических навыков, творческой активности, отсутствием социального контекста профессиональной деятельности, так как в ней практически нет познавательной мотивации, а значит творческого мышления, способного решать проблемы.
Основная же недостаточность традиционной системы обучения в изначальном отсутствии в ней задач по формированию и развитию коллективного взаимодействия, которое включает в себя освоение социальных ролей, управленческих компетенций, активную коммуникацию, что требуется ФГОСами в качестве соци-альнро-личностных компетенций выпускника,
является обязательным минимум требований работодателя к молодому специалисту и вытекает из коллективного характера большинства видов деятельности.
В Федеральном образовательном стандарте по направлению "Инфокоммуникацион-ные технологии и системы связи" (п.5.2.) определено, что выпускник должен обладать массой профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности, в том числе, готовностью организовать бизнес-процессы, способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации, мотивации и нормирования труда, готовностью к участию в достижении корпоративных целей и т.д. (ПК-20,21,22). Подобный перечень компетенций организационно-управленческой сферы представлен и по другим направлениям подготовки.
Таким образом, перед учреждениями высшего профессионального образования поставлена задача не только по передаче профессиональных знаний, умений, навыков, но и формирования личности, способной к межличностному, внутригрупповому и командному взаимодействию, готовой к сотрудничеству и умеющей руководить, управлять процессами и людьми, разделяющей корпоративные интересы и принципы, представляющей стратегию системы в целом и заинтересованной в ее эффективности. И если недостаток профессиональных знаний достаточно быстро восполним, то для формирования умений и навыков делового взаимо-
20
T-Comm #12-2014
действия и сотрудничества, социального поведения нужен достаточно долгий срок, а исправить ценностно-смысловые установки, доминирующие мотивации, личностные качества практически невозможно. В этом контексте актуализируются воспитательные проблемы образования, развитие гуманитарной составляющей профессиональной культуры и социокультурной компетентности.
Развитие студентов, в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта, формирование ключевых компетенций, личностных качеств, выступающих профессионально важными для любого вида деятельности - т.е. достижение требуемьх результатов образования невозможно в рамках традиционной образовательной системы, которая не отвечает уровню развития современного общества. В тишине аудиторий, вербальным способом невозможно сформировать ключевые компетенции в полном объеме. Суть процессов действия, взаимодействия, содействия на основе необходимости и потребности учитывать интересы общества, а не только свои личные раскрываются только в процессе воспитания и в совместной деятельности. Способность к социальной интеграции, активная жизненная и гражданская позиции вырабатываются только в практической деятельности, в синтезе мысли, слова и действия. Дж.Дьюи утверждал: "Не учитель и учебник - источник знаний, а руки, глаза, уши, фактически все тело", т.е. "чтобы воспитуемые имели поведение, соответствующее общественным идеалам, необходимо, чтобы воспитуемые имели приемлемые для этого межличностные отношения, складывающиеся целенаправленными усилиями воспитателя (воспитания) посредством организации определенной деятельности, то есть самодеятельности с уяснением ее идейной и нравственной сути" [2]. Поэтому наиболее актуальными технологиями в педагогике становятся технологии включения в различные виды деятельности. Через деятельность происходит накопление опыта, интегрирующего в единое целое усвоенные действия, способы, приемы решения задач [3]. Таким образом, компетентностный подход реализуется методами практико-ориентированно-го образования (деятельностный подход).
Стремительное развитие сферы ИКТ создает новую культурную среду обитания и жизнедеятельности человека, в которой по-новому переосмысляются вопросы существования и развития личности, а проблемы и значение социализации возрастают. Социализация современных молодых людей происходит более интенсивно, чем у предыдущих поколений и направлена на личностную и профессиональную
перспективу. В процессе образования социализацией можно управлять, формируя стремление к общественно-полезному труду, потребность в сотрудничестве, патриотизм, нравственность и др. качества, которые могут появиться в человеке только посредством воспитания.
В информационном мире социализация связана с ИКТ, поэтому воспитательные системы должны осваивать информационное пространство, новые формы существования человека, ставить для себя новые стратегические задачи в организации воспитательной деятельности, использовать в ней информационные и телекоммуникационные технологии и базироваться на типе мышления, характерном для систематических пользователей Интернета. Не только обучать, но и воспитывать старыми методами невозможно. Ориентация на активное использование информационных и телекоммуникационных технологий должна распространяться не только на область содержания, методику обучения, но и на воспитание. Только таким образом вузовские воспитательные системы смогут формировать созидательную активность современного поколения, так как воспитательное воздействие, определение основных направлений и форм внеучебной воспитательной работы, направленных на формирование самосознания, развитие потребностей, содержательно наполняющих личность, могут осуществляться только с учетом и в соответствии с возрастными особенностями воспитуемого, имеющимся социально-психологическим опытом, условиями его социального бытия и спецификой внешних социальных условий.
Воспитательный процесс в вузе не существует изолированно от всех остальных влияний, которым подвергается человек. Студенческая масса разнородна, на нее влияет вся совокупность существующих агентов социализации (так, воспитательное воздействие оказывает любая телевизионная программа). В вуз приходят молодые люди, частично уже сформированные под воздействием окружающей среды и социума, обладая неким мировоззрением и системой ценностей. Важнейшим фактором, влияющим на формирование индивида, являются социокультурные условия его существования. Развитие сферы информационных и телекоммуникационных технологий вносит существенные коррективы в процессы воспитания и социализации новых поколений. Несмотря на окружающую человека среду, отражающую национальные, религиозные, нравственные и др. традиции, через Интернет на него обрушивается лавина новых посылов, при чем не только декларируемых, но и подтверждаемых и даже зомбирующих. Особо уязвимыми, воспри-
имчивыми к информационному влиянию оказываются подростки и молодежь с еще несфор-мировавшейся ценностной структурой личности, доминирующим эмоциональным уровнем восприятия явлений, часто в гиперболизированной, максималистской форме.
Ограждение от нежелательной информации, ограничение доступа к ней - задача практически неразрешимая, так как уровень компьютерной грамотности молодого поколения несравнимо выше, чем у их учителей, воспитателей, родителей. Остается не решенной и далекой от решения даже проблема информационной безопасности образовательной среды, так как большинство образовательных учреждений используют заведомо небезопасные устаревшие платформы для размещения своих ресурсов, публичные открытые соединения, остается низкой квалификация обслуживающего персонала, отсутствует аудит безопасности и в принципе вопросы технической безопасности часто остаются вне технического задания разработчиков. Поэтому важнейшим способом профилактики, формированием иммунитета к возможным и реально существующим информационным вирусам и информационным атакам на сознание людей является построение воспитательных программ учебных заведений вокруг идеи формирования созидательно-активной гражданской позиции учащихся с обязательным использованием новейших технологий.
Информационные технологии в воспитательном процессе, система информационной деятельности должна быть направлена на раскрытие личностного потенциала, социализацию, адаптацию учащихся, способствовать достижению результатов в творчестве, самоопределении, самоидентификации, установлении горизонтальных и вертикальных связей и контактов в мире, насыщенном информационными и телекоммуникационными технологиями. Это соответствует расширенному представлению о свойствах личности, которые должны сформироваться в вузе: не только квалифицированный специалист, профессионал, но и гармонично развитый активный члена гражданского общества.
Когда мы говорим о воспитании в образовательном процессе невозможно не учитывать время, которое студент проводит вне вуза под мощным, постоянно воздействующим информационным влиянием. Большинство студентов находятся в стенах вуза лишь во время учебного процесса, а свободное время, досуг предпочитают проводить на улице, получая много отрицательной информации, влияющей на формирование жизненных устоев. Принципы сис-
темности, культуросообразности, нравственности, гражданственности и т.п., которым подчинена информация, получаемая в учебном заведении, находятся в конфликте с клиповостью, хаотичностью, моральным релятивизмом пропагандируемыми вне его. Аксиологическая шкала внешней по отношению к вузу среды, пропагандируемые в ней образцы и нормы поведения отличны от тех ценностных установок, на которые ориентированы воспитательные стандарты учебных заведений. Негативные влияния среды затрудняют получение положительного эффекта от их реализации.
Если во время учебного процесса студент занимается решением профессиональных вопросов, то после занятий он остается в глобальном информационном никем не регулируемом пространстве предоставленный самому себе. Это достаточно большой временной промежуток (7-8 часов) может быть заполнен всем, чем угодно, и если воспитательные структуры вуза не постараются организовать это пространство досуга, наполнить его созидательной творческой деятельностью, то этот кажущийся временной вакуум займут какие-то другие структуры. Поэтому наиболее сильные воспитательные воздействия должны быть сконцентрированы именно во внеучебное время. Они должны в определенной мере противостоять, адаптируя и корректируя отрицательные влияния внешней среды, способствуя позитивной социализации молодого человека, становлению его гражданской позиции.
Если на учебных занятиях в технических вузах информационные и телекоммуникационные технологии рассматриваются в основном с профессиональной (технической, технологической) стороны, зачастую оставляя за пределами учебного курса гуманитарные, этико-эстети-ческие, социальные и проч. стороны проблемы, то вопросы информационной культуры, информационной безопасности требуют особого внимания во внеучебное время, именно тогда, когда студент свободен от нацеленности на решение профессиональных задач. Не случайно проблемы информационной безопасности тесно смыкаются с проблемами воспитания и формирования информационной культуры, поскольку имеющийся сегодня в пространстве Интернета недоброкачественный и вредоносный контент может представлять реальную опасность в процессе формирования и воспитания личности, становления ее гражданской позиции.
Пронизывая все сферы жизни, становясь основным компонентом любого вида деятельности, информационная культура не существует изолированно и потому, исследователи счи-
тают ее частью структуры личности. Формирование высокой информационной культуры не является конечным процессом. В этом смысл непрерывного образования, обеспечивающего возможность ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке информации и адаптироваться в мире технических инноваций. На основании информационной культуры формируются базовые интеллектуальные качества, вырабатывается привычка к регулярному поиску и обработке информации, встраиванию ее в уже имеющуюся и особый тип организации знаний, индивидуальная инфраструктура информации. Таким образом, выявляется появившаяся сегодня прямая зависимость между уровнем жизни и уровнем информационной культуры, которая в свою очередь, зависит от качества образования.
Существенным элементом информационной культуры является умение организовать информационную безопасность процесса[4], владение навыками "информационной гигиены" [5]. Проблема защиты информации подразумевает множество аспектов: сохранение персональных данных, обеспечение конфиденциальности общения, недопустимость вторжения в частную жизнь, в среду управления предприятием и др. Человек перешел в виртуальный мир - преступность последовала за ним, заимев очевидные преимущества в виде масштабности аудитории, трансграничности, анонимности и слабости законодательной и правовой базы в этой сфере. Не успевающие за достижениями в области ИКТ законодательная, правовая сферы, регулирующие общественные отношений в информационном пространстве, привели к появлению новых рисков и угроз. Актуальность проблемы только подтверждается последовательной серией взломов, произошедшей в этом году.
Информационные и телекоммуникацио-ные системы имеют глобальный характер, и поэтому говорят, что связь не имеет границ или упразднила границы. Уничтожение границ в определенном смысле упраздняет основополагающий принцип государственности, так как всякое государство имеет границы, которые надежно охраняются, регулируются таможней и т.д. В этом смысле современные телекоммуникационные системы уникальны.
В отсутствие "информационной таможни" со стороны внешних сил влияния могут обрушиваться колоссальные информационные потоки, влияющие на формирование мировоззрения, аксиологической шкалы и т.д., а, следовательно, имеющие возможность контрпродуктивного воздействия на формирование гражданской позиции.
Этому необходимо противостоять созданием собственного контента влияния, развенчивания ложных посылов, идеологических установок, но не путем запретов или отрицания без объяснений, а путем научно обоснованной контрпропагандисткой деятельности, демонстрации примеров из реальной практики, а кроме того, формированием собственных информационных потоков, направленных на внешнюю (относительно государства) среду с доказательной демонстрацией преимуществ нашей гражданской позиции.
Новые условия неизбежно должны вести к кардинальным изменениям не только в системе обучения, но и воспитания, совершенствованию механизмов управления, переосмыслению организации как учебной, так и воспитательной деятельности на основе использования сетевых технологий, информационных и телекоммуникационных средств и децентрализованных личностно-ориентированных моделей. Благодаря существованию в Интернете систем социальных коммуникаций, появились новые каналы воздействия на сознание, поведение и деятельность индивида и социальных групп. Социальные сети - эффективнейшее средство распространения информации, идей и способ осуществления воспитательного влияния на студентов. Информационные и телекоммуникационные технологии должны создавать необходимую информационную среду, регулируемую образовательным учреждением и используемую студентами во внеучебное время. Игнорируя и упуская их огромные возможности в воспитательных целях, мы можем совсем потерять контроль над процессами социализации молодого поколения.
Литература
1. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук.
— Ростов на Дону, 2006. — 44 с.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с. — С.381.
3. Зеер Э.,Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. — №4.
— С. 23-29.
4. ригорьев С.Г, Гриншкун В.В., Краснова Г.А Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе // В сб. научных статей "Интернет-порталы: содержание и технологии". Вып. 2. ГНИИ ИТТ "Информика". — М.: Просвещение, 2004. —С. 56-84.
5. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. — Краснодар: СовКуб, 2005. — 356 с. — С.177.
To the question about the use of information and telecommunications in extra-curricular sphere of activity of educational institutions
Denisov Alla, candidate of philosophical Sciences, Deputy first Vice-rector for educational work, [email protected] Moscow technical University of communications and Informatics (DEPARTMENT of VPO MTUCIj
Abstract
Modernization of education is associated with a competency-based approach and information in various areas of University activity. Professional competence includes both professional knowledge and social quality, in demand on the labour market (including professional and social mobility, poly-functionality, adaptability), and the increasing importance of information and communication technologies makes it necessary to pay special attention to the issues of information culture and security. The formation of all these qualities and personality traits necessary for successful socialization of the young man in the modern information world. In connection with the increasing importance of socialization in modern society increases the importance of the educational component in education. Education occurs in all activities of the student: academic, extracurricular, in industrial practice. Unity of purpose and objectives of the educational and extracurricular activities, orientation extracurricular activities at solving the problems of education and socialization allows them not to share. Extra-curricular activities as optional and are much less regulated than the learning process, more responsive and adapts to the current socio-economic changes, which gives the opportunity to introduce and implement special programmes aimed at the formation of the qualities that are in demand on this socio-historical stage. The creation of a unified educational information environment of the educational institution involves computerization of each of the spheres of its activity. Therefore, the introduction and use of information and communication technologies in extracurricular process is a vital challenge for the educational system of the University.
Keywords: competence approach, FGOS, core competencies, extracurricular activities, information security
References
1. Goryunova L.C. Professional mobility specialist as a problem of the developing Russian education: author. dis. ... Dr. PED. Sciences . Rostov n/, 2006. 44 p.
2. Bulanova-Toporkova, M.C. Pedagogy and psychology of higher school: the manual. Roslov-on-don: Phoenix, 2002. 544 p. P 381.
3. Seer E.,Cimanuk E. Competence-based approach to modernization of professional education / Higher education in Russia. 2005. No. 4. From 23-29.
4. Grigoriev, S., Grinston Centuries, Krasnova, A Basic principles and methods of using the system of portals in the educational process / In the collection of scientific articles "Internet portals: content and technology." Vol. 2. GNII ITT "Informika". Moscow: Education, 2004. Pp. 56-84.
5. Eremin A.L. Neogenes and theory of intelligence. Krasnodar: Soukup, 2005. 356 p. P 177.
T-Comm #12-2014
23