Научная статья на тему 'Информационные технологии в структуре мероприятия как основной формы внеучебной работы'

Информационные технологии в структуре мероприятия как основной формы внеучебной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Алла Борисовна

Изменения, происходящие в российском образовании, требуют особого внимания к реформации воспитательных процессов, которые являются необходимой составляющей многих видов деятельности учебного заведения и влияют на формирование студента не только как специалиста, но и активного члена общества. Процессы информатизации и компьютеризации общества способствуют созданию специфической информационной среды, в которой формирование суждения о предметах, явлениях и событиях происходит не на базе личного опыта, а на основании коммуникативной информации, т.е. информационного образа предмета или явления. Учебная и внеучебная работа так же разворачиваются в определенном информационном образовательном пространстве, для формирования которого необходимы системные и скоординированные действия. Внеучебная воспитательная деятельность, объединяя в себя различные виды деятельности учебного заведения, существует как относительно самостоятельная область, и так же требует внедрения инфокоммуникационных средств как с инструментальноNтехнической, так и с содержательной сторон. Приведен алгоритм организации мероприятия, как основной формы внеучебной работы, и возможности использования ИКТ на различных этапах его подготовки. Активное включение и использование информационных и коммуникационных технологий во внеучебной работе трансформирует исполнительское звено деятельности студентов, вносит изменение в основные функции человека: гносеологическую, коммуникативную, личностную, что в целом формирует мировоззрение, соответствующее информационному миру и способствует успешной социализации в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в структуре мероприятия как основной формы внеучебной работы»

Информационные технологии в структуре мероприятия как основной формы внеучебной работы

Изменения, происходящие в российском образовании, требуют особого внимания к реформации воспитательных процессов, которые являются необходимой составляющей многих видов деятельности учебного заведения и влияют на формирование студента не только как специалиста, но и активного члена общества. Процессы информатизации и компьютеризации общества способствуют созданию специфической информационной среды, в которой формирование суждения о предметах, явлениях и событиях происходит не на базе личного опыта, а на основании коммуникативной информации, те. информационного образа предмета или явления. Учебная и внеучебная работа так же разворачиваются в определенном информационном образовательном пространстве, для формирования которого необходимы системные и скоординированные действия. Внеучебная воспитательная деятельность, объединяя в себя различные виды деятельности учебного заведения, существует как относительно самостоятельная область, и так же требует внедрения инфокоммуника-ционных средств как с инструментально-технической, так и с содержательной сторон. Приведен алгоритм организации мероприятия, как основной формы внеучебной работы, и возможности ис-Ключевые слова: внеучебная деятельность, пользования ИКТ на различных этапах его подготовки. Активное включение и использование ин-

инфокоммуникационные технологии, формационных и коммуникационных технологий во внеучебной работе трансформирует исполни-

информационное общество, мультимедиа, тельское звено деятельности студентов, вносит изменение в основные функции человека: гносеоло-

информационное пространство учебного гическую, коммуникативную, личностную, что в целом формирует мировоззрение, соответствую-

заведения. щее информационному миру и способствует успешной социализации в нем.

Денисова А.Б., заместитель первого проректора

по воспитательной работе, к.ф.н., доцент, МТУСИ

Вопросы организации воспитательной работы являются сегодня особенно актуальными, так как большинство студентов находятся в стенах вуза лишь во время учебного процесса, а свободное время, досуг предпочитают проводить на улице, получая много негативной информации, влияющей на формирование жизненных устоев. Воспитательная работа является неотъемлимой составляющей любого направления деятельности учебного заведения, реализуя, по Парсонсу, функциональный императив интеграции, заключающийся в поддержании социальных взаимодействий и взаимоотношений[1]. Сферы внеучебной воспитательной работы возникают на стыке взаимодействий различных направлений и видов деятельности учебных заведений, а их совокупность существует как самостоятельная социальная система, имеющая разветвленные внешние и внутренние связи и обладающая обратными связями. Именно в рамках этой системы через освоение социальных ролей, овладение разнообразными видами и формами деятельности происходит формирование новых качеств и навыков личности, осознающей себя не только в качестве будущего специалиста, но и как активного члена социума, что дает некий новый интегральный результат образовательного процесса в целом.

Интернет давно перестал быть неким техническим средством для хранения и передачи информации, а стал основой для формирования нового вида реальности, информационной среды взаимодействия и жизнедеятельности людей, где реализуются самые различные виды активности, пристрастия, Компьютерные сети привели к структурным и функциональным изменениям в психологической деятельности человека: поведение человека меняется не в зависимости от информации об окружающих его предметах объективного мира, а от коммуникативной информации, содержащей мнение об этих объектах других людей. Если раньше человек познавал мир через собственный опыт — как растет, производится что-либо, какие события происходят вокруг него, т.е. имел личный контроль над действительностью, то сейчас об окружающем мире мы узнаем через субъективно переработанную информацию новостных программ:

любое событие существует не в реальности, а в информационном пространстве, мы знаем образ события, а не само событие. Динамика социальных явлений определяет скорость появления, создания и открытия новых информационных пространств, объединяющих людей друг с другом различными информационными связями.

Формирование личности, готовой к жизни в информационном мире, невозможно без единого образовательного пространства учебного заведения, тем более, что в сознании современного молодого поколения уже заложена необходимость применения интернета во всех сферах человеческой жизни (в образовании, науке, культуре, общении со сверстниками, отдыхе и т. д.). Чтобы воспитательная работа вуза не стала формальным атавизмом, и могла конкурировать с огромным количеством развлечений, зрелищ и мероприятий, предлагаемых улицей, необходимо совершенствовать и модифицировать ее формы. Несмотря на то, что основные формы внеучебной деятельности долгое время остаются неизменными: смотры, конкурсы, соревнования, фестивали, конференции, круглые столы и тд. — сегодняшнее состояние научно-технического прогресса предоставляет нам возможности использования огромного арсенала технических средств, в том числе и информационные технологии, которые повышают индивидуализацию и личностно-ориентированную направленность педагогического воздействия, изменяют интеграционные взаимосвязи элементов образовательного процесса.

Процесс информатизации и компьютеризации общества способствует формированию специфического информационного образовательного пространства, в котором должна разворачиваться и учебная, и внеучебная работа. Это предполагает построение пространства развивающих форм воспитания и обучения с использованием информационных средств. Необходимость системного внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в систему обучения в каждом вузе, при чем с учетом его специфики, позволяющих не только индивидуализировать обучение, активизировать учебно-познавательную, социальную деятельность студентов, но и приблизить ее к профессиональной, очевидна. Однако масштабное внедрение средств информатизации в самые различные виды деятельности вуза до сих пор происходит хаотично. Бессистемность в разработке, накоплении и практическом использовании информационных ресурсов, отсутствие интеграции между ними часто

приводит к дублированию информации и разночтениям, что не решает задачу лучшего информирования заинтересованных лиц, а приводит к противоположному эффекту. Только слаженная, направленная работа информационных средств может привести к действенному результату.

Внеучебная деятельность не исключение. С одной стороны, часто она инициируется самими студентами, которые, используя новейшие информационные технологии (прежде всего в сфере коммуникаций) в своей повседневной практике, вводят их использование и в этой сфере, но с другой стороны, без систематизации и интеграции эти средства так и будут оставаться единичными артефактами, не влияющими на эффективность решения воспитательных задач и не

приводящими к качественно новым свойствам системы в целом. Отсутствие определенной программы по созданию, внедрению и использованию единого инфокоммуникационного пространства вне-учебной деятельности оставит функционирование этих средств как суммативной системы, количественный рост которой не приведет к качественному изменению.

Воспитательный процесс, реализующийся в вузах, различается как теоретическими подходами, так и практическими технологиями, основной направленностью (ведущими направлениями воспитательной работы), концентрированностью по горизонтали (разнообразие воспитательной среды, возможность включения в разные виды деятельности) и по вертикали (концентрация во времени). Воз-

1. Подготовительный этап включает в себя:

Задачи подготовительною этапа

Возможное использование средств НКТ

Обсуждение, возникшей идеи и выяснение общественного мнения (при проведении плановых ежегодных мероприятий данный пункт опускается)___________________________

Для охвата аудитории и учета ее мнения используются социальные сети, группы, форумы - сервисы, обеспечивающие

возможность массовой рассылки______________

Формирование команды, постановка целей и задач, составление примерной программы мероприятия, обозначение сроков, анализ необходимых ресурсов (материальных, финансовых, людских)________________________

Используются средства коммуникации

Согласование с администрацией

Так же возможно через сервисы общения или программу электронного документооборота (если это не уникальное мероприятие, требующее личной встречи с руководством для объяснения его необходимости)___________

Распределение ответственности организации мероприятия:

по

- согласование с администрацией необходимых документов;

- организационно-творческая составляющая (сбор участников, художественных номеров, конкурсов, контроль за выполнением предварительных заданий, назначение репетиций, приглашение жюри и т.п.)

- информационное обеспечение (афиши, информация о мероприятии в интернете, в прессе, радио-выпуски, видеоинформация, изготовление и распространение билетов, обеспечение видео и фотосъемки на мероприятии)

- хозяйственно-техническая составляющая (техрайдер мероприятия (цвето-звуковое, видео- оформление, при необходимости -подготовка видеоконференции; оформление сцены, зала, фойе); встреча и размещение участников, гостей; определение и обеспечение системы судейства, призов);

- распределение ответственности по ведению

мероприятия (распределение сценических ролей, назначение ответственных за светозвуковое оформление, за порядок, группа технического обеспечения сцены)._____________

Целесообразно использование программ контроля поручений, фиксирующих ответственных, сроки исполнения и учет выполненных заданий, использование программ документооборота;

электронный вариант заполнения заявок на участие в мероприятии упрощает процесс их сбора и дает возможность создания базы, что облегчает дальнейшее оповещение участников, пользуясь услугой рассылки по электронным адресам;

используются СМИ и средства коммуникации: массовая рассылка, создание групп, событий и встреч в социальных сетях и т.п.

использование мультимедиа-средств для технического обеспечения мероприятия; создание программы, считающей оценки и др. вспомогательных средств;

использование программ контроля поручении, средства коммуникации.

можны различные теоретические подходы к систематизации и интеграции информационных ресурсов различных видов внеучебной деятельности в единую информационную среду вуза, но в любом из вариантов будет присутствовать подгруппа информационно-технических средств, обслуживающих мероприятия. Мероприятие — одна из основных организационных форм внеучебной работы и способов организации деятельности учащихся. В сущности, воспитательная работа в вузе строится как спланированный комплекс мероприятий, направленных на выполнение разных воспитательных задач и целей.

Информатизация воспитательного процесса должна идти в двух направлениях — инструментально-технологическом (как средство автоматизации процессов, сокращающее временные и энергетические затраты, информационная поддержка) и содержательном, формирующем информационную культуру (как способность человека использовать средства ИКТ), новое мировоззрение, ориентированное на проблемы информационного общества [2]. Возможности использования ИКТ в этих направлениях можно наглядно продемонстрировать, разложив мероприятие на составляющие.

Мероприятие является процессом, включающим в себя несколько обязательных инвариантных этапов, с изменяемым наполнением, зависящим от цели и содержания мероприятия. Каждый из этапов позволяет включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность, а средства ИКТ позволяют внести содержательные изменения и интенсифицировать процессы.

На данном этапе целесообразно использовать программы контроля поручений, где фиксируются ответственные, сроки исполнения и ведется учет выполненных заданий. Эту же роль могут играть закрытые форумы, где каждый из организаторов через публикацию поста сообщает всем остальным о выполнении своего участка работы и возможности перехода к следующим. При этом все этапы и сроки исполнения фиксируются в одном месте, а действия складываются в целостную картину, где видна работа каждого члена группы. График и четкая последовательность выполнения намеченного играет огромную роль для формирования в сознании студентов целостного плана организационного процесса и позволяют нарабатывать управленческие навыки.

Внеучебная деятельность в целом тем успешнее, чем лучше осуществляется информационная работа, поэтому информационная составляющая — важнейшая часть в подготовке мероприятия: правильный и грамотный РР проекта или мероприятия — половина успеха. Но, несмотря на очевидность, многие этого не учитывают, оставляя на реализацию РР-компании зачастую слишком мало сил и времени. Эта проблема актуальна для вузов, где отсутствуют или недостаточно организованы информационные центры, которые позволили бы осуществлять своевременное и полноценное информирование студентов и сотрудников университета о готовящихся, либо проведенных мероприятиях. Отсутствие информационных центров приводит к тому, что разрозненные подразделения одной организации, каковой является вуз, не имеют представления о работе других подразделений. В этом случае снижается возможность своевременного взаимодействия, что напрямую влияет на успешность функционирования организации в целом. К тому же осложняется процесс донесения внешней информации до нужного подразделения. Поэтому создание единого информационного центра , который бы регулировал взаимодействие всех информационных источников — газеты, сайта, радио, телевидения, средств массового оповещения и рассылки — является необходимостью для эффективного внеучебного воспитательного процесса, создания единого информационного пространства, консолидации сил студенчества, создания единых проектов, проведения совместных с разными подразделениями ву-

за мероприятий и, наконец, наибольшего охвата целевой аудитории. Создание информационного центра на базе студенческого совета способствует не только решению описанной выше проблемы, но и содействует развитию навыков управления проектами, которые будут полезны выпускникам вуза в дальнейшей профессиональной деятельности, так как именно такие специалисты востребованы на рынке труда.

Для регулярных и знаковых мероприятий, проводимых в вузе, оптимально создание электронного представления из набора вебстраниц, которые позволяют любому пользователю сети интернет получить:

— доступ к описанию и истории мероприятия;

— в интерактивном режиме подать анкету-заявку или подтвердить свое участие в мероприятии;

—доступ к личным страницам участников с их анкетными данными, результатом выполнения предварительного задания и др. информацией, необходимой для мероприятия (например, для конкурса "Мисс вуза" — фотографии с проведенной фото-сессии и интернет-голосование, по итогам которого присваивался титул "Мисс Популярность");

— базовую систему для общения (система комментариев или мини-конференция), куда можно написать рекомендации, пожелания, а в последствие, отзывы, выложить фотографии и видео с мероприятия;

— после проведенного мероприятия информацию о нем — итоги, отчет, видео-, фотоматериалы и т.д..

В качестве удачного примера можно привести сайт, созданный для проведения ежегодного конкурса "Мисс МТУСИ": http://miss.mtuci.ru.

2. Основной этап — проведение мероприятия, в точном соответствии с заявленным сценарием, количеством участников и наличием группы технического обеспечения сцены.

Использование различных средств ИКТ в работе творческих студий, КВН, при подготовке творческих "визитных карточек" участников различных конкурсов — т.е. фактически в любых сценических постановках и на различных мероприятияхстановится необходимостью для выражения художественных целей и воплощения новых сценических форм. Медиа-конвергенция позволяет предоставлять художественную информацию, в синкретическом единстве аудио, видео, световых эффектов, что синергетически создает новые образы и жанры. Поэтому на данном этапе очень важна работа технической группы, зависящая от правильности настройки программ сведения, воспроизведения, синхронизации, записи цвето-звуковых фонограмм.

Кроме художественной информации, которая чаще дается в видеоформате, в мероприятиях можно эффективно использовать возможности программ презентаций (АИС Power Point). Они сочетают в себе мультимедийное^ анимацию, создающую иллюзию движения и дополнительную эмоциональную окраску информации, и интерактивность, дающую возможность отвечать на реакцию воспринимающих, варьируя темп и индивидуализируя траекторию подачи материала, что создает способствует активизации внимания.

Необходимо обеспечить на мероприятии фото и видеосъемки, ответственного за репортаж для последующих информационных действий.

3. Заключительный этап — анализ результатов проведенного мероприятия. На данном этапе необходимо собирать базу статистики, по которой, при условии, что мероприятие станет повторяемым, вычисляется его популярность, необходимость, полезность — оценка социального эффекта произошедшего.

Количественные характеристики:

• сколько человек приняло участие (и как участники, и как зрители);

• какое количество людей привлекалось к реализации мероприятия;

• сколько затрачено средств.

Качественные характеристики, которые можно собрать из отзывов и комментариев о мероприятии в средствах коммуникации и посредством опросов, вывешенных в социальных сетях, на сайтах:

• как общественность среагировала на проведенное мероприятие;

• внесло ли оно вклад в работу ВУЗа, изменило ли существующую ситуацию;

• изменилось ли общественное мнение по поводу ситуации.

4. Этап — последействие, на котором происходит информационная работа по результатам уже прошедшего мероприятия (отчет о мероприятии на сайтах, в прессе, радиовыпуски, видеоинформация, фотоотчет). Благодаря развивающимся онлайнтехнологиям на сегодняшний день не требуется специальных знаний и умений для размещения мультимедиа информации в сети.

***

Средства информатизации накладывают существенные требования на знания и умения сотрудников, которые, работая с молоде-жыю, должны уметь пользоваться всеми современными средствами коммуникации. Чтобы избежать проблем образовательной деятельности в целом, когда в большинстве вузов отсутствуют специалисты по разработке и эксплуатации информационных систем и недостаточен опыт и квалификация административного персонала в области использования информационных технологий, в структурах воспи-

тательной работы должны быть задействованы молодые кадры (которые, заинтересовавшись работой с молодежыю, педагогической деятельностью, могут стать в последствие педагогическими кадрами для вуза).

Активное включение и использование информационных и коммуникационных технологий во внеучебной работе трансформирует исполнительское звено деятельности студентов, вносит изменение в основные функции человека: гносеологическую, коммуникативную, личностную, что в целом формирует мировоззрение, соответствующее информационному миру и способствует успешной социализации в нем.

Литература

1. Седов Л. А Парсонс, Толкотт// Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — С.257-260.

2. К.Колин. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma Mater, 2002, №2. — С.16-22.

3. Гриншкун В.В. Информатизация образования в современном обществе. // В сб.: 'Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции" / Актобе: Актюбинский государственный университет им. К. Жу-банова, 2002. — С.14-17.

4. Краснова ГА, Савченко ПА, Савченко НА К вопросу о концепции интерфейса электронных учебников // Индустрия образования: Сб. статей. Вып. 1. — М., 2001. — С.271-276.

5. Заболони Г.И. , Тихомирова Е.И. Направления личностного развития студентов как субъектов образовательного процесса вуза // "Образование и общество", №2, 2010. — С.51-54.

6. Гойхман О. Я. Организация и проведение мероприятий: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 120 с.

Information technology in the structure of the event as the main form of extracurricular activities Denisova A.B. Abstract

The changes taking place in Russian education, require special attention to the reformation of the educational process, which is a necessary component of many activities of the institution and affect the formation of a student not only as an expert, but also an active member of society. The processes of information and computerization of society contribute to the creation of a specific information environment in which the formation of judgments about objects, phenomena and events are not based on personal experience, but on the basis of communication of information, ie information of the image of an object or phenomenon. Academic and extracurricular activities also takes place in a specific educational information space, which are necessary for the formation of the system and coordinated action. Extra-curricular educational activities, uniting in himself the various activities of the institution as a relatively independent area, and also requires the introduction of information and communication tools with both instrumental and technical as well as to the content side. In this paper an algorithm for organizing the event, as the main form of extracurricular activities and potential use of ICTs in various stages of its preparation. Active inclusion and use of information and communication technologies in extracurricular work transforms the performing element of the student makes a change to the basic human functions: epistemological, communicative, personal, that the whole world forms, corresponding to the information world and contributes to the successful socialization in it.

Keywords: extracurricular activities, infocommunicaiion technology, information society, multimedia, information space school.

зо

T-Comm, #12-2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.