Научная статья на тему 'Студенческие клубы как форма внеучебной деятельности в вузе'

Студенческие клубы как форма внеучебной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3946
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / HIGH SCHOOL / STUDENT / STUDENT ASSOCIATION / STUDENT CLUBS / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна, Ширяев Артем Александрович

Студенчество как специфическая страта молодежи активно участвует в различных объединениях, движениях. Сегодня, как никогда необходима поддержка позитивных студенческих объединений, со стороны высшего учебного заведения. В работе рассматривается внеучебная деятельность студентов, а в частности создание и развитие студенческого клуба, который способствует самообучению, самовоспитанию и саморазвитию студенческой молодежи. Цель: разработать авторский механизм, по развитию деятельности студенческого клуба «Студия». Метод проведения работы: теоретический анализ педагогической литературы по проблемам внеучебной деятельности студентов. Результаты: рассмотрен опыт Тюменского нефтегазового университета по организации и управлению внеучебной воспитательной работы со студентами. В основу этой системы легли традиции и опыт работы музыкального клуба «Студия». Приведен перечень занятий, проводимых со студентами для профессиональной мобильности, достижения карьерного роста. В заключении прослеживается развитие мотивации студентов, которые входят в состав студенческого клуба. В работе приведены сведения из личного опыта работы авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна, Ширяев Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT CLUBS AS A FORM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN HIGH SCHOOL

The students as a specific stratum of young people actively involved in various associations, movements. Today, more than ever need the support of positive student associations from universities. This paper considers the extracurricular activities of students, and in particular the creation and development of a student club that promotes self-learning, self-education and self-development of students. Purpose: to develop the author a mechanism for the development of activities of the student club «Studio». Methodology: a theoretical analysis of the pedagogical literature on the problems of students ‘ extracurricular activities. Results: the experience of the Tyumen oil and gas University on the organization and management of extracurricular educational work with students. The basis of this system became the tradition and the experience of the music club «Studio». Lists the sessions conducted with students for career mobility, career advancement. In conclusion traces the development of motivation of students, who are members of a student club. The paper presents information from the personal experience of the authors.

Текст научной работы на тему «Студенческие клубы как форма внеучебной деятельности в вузе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-46 УДК 378.18

СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ КАК ФОРМА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Толстоухова И.В., Ширяев А.А.

Студенчество как специфическая страта молодежи активно участвует в различных объединениях, движениях. Сегодня, как никогда необходима поддержка позитивных студенческих объединений, со стороны высшего учебного заведения. В работе рассматривается внеучебная деятельность студентов, а в частности создание и развитие студенческого клуба, который способствует самообучению, самовоспитанию и саморазвитию студенческой молодежи.

Цель: разработать авторский механизм, по развитию деятельности студенческого клуба «Студия».

Метод проведения работы: теоретический анализ педагогической литературы по проблемам внеучебной деятельности студентов.

Результаты: рассмотрен опыт Тюменского нефтегазового университета по организации и управлению внеучебной воспитательной работы со студентами. В основу этой системы легли традиции и опыт работы музыкального клуба «Студия». Приведен перечень занятий, проводимых со студентами для профессиональной мобильности, достижения карьерного роста.

В заключении прослеживается развитие мотивации студентов, которые входят в состав студенческого клуба. В работе приведены сведения из личного опыта работы авторов.

Ключевые слова: внеучебная деятельность; высшее учебное заведение; студент; студенческие объединения; студенческие клубы.

STUDENT CLUBS AS A FORM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

IN HIGH SCHOOL

Tolstouhova I.V. Shirjaev A.A.

The students as a specific stratum of young people actively involved in various associa-

tions, movements. Today, more than ever need the support of positive student associations from universities. This paper considers the extracurricular activities of students, and in particular the creation and development of a student club that promotes self-learning, self-education and self-development of students.

Purpose: to develop the author a mechanism for the development of activities of the student club «Studio».

Methodology: a theoretical analysis of the pedagogical literature on the problems of students ' extracurricular activities.

Results: the experience of the Tyumen oil and gas University on the organization and management of extracurricular educational work with students. The basis of this system became the tradition and the experience of the music club «Studio». Lists the sessions conducted with students for career mobility, career advancement.

In conclusion traces the development of motivation of students, who are members of a student club. The paper presents information from the personal experience of the authors.

Keywords: extracurricular activities; high school; student; student Association; student clubs.

На современном этапе развития высших учебных заведений складывается достаточно пестрая картина молодежных объединений и движений - множество клубных объединений, экологические движения, творческие клубы со своей субкультурой и т.д. Возникновение новых символических (семиотических) систем требует переосмысления учебно-воспитательных целей, разработки качественно иных педагогических подходов, методов и приемов культурного преобразования информации в процессе обучения на всех его уровнях [10, с. 132]. В высших образовательных учреждениях создается правильная организация досуга, которая позволяет реализовать творческий потенциал молодых людей, выявить их таланты и способности, занять время общественно-полезными делами.

Приоритетным достижением высшего образования выдвигается идея воспитания человека востребованного, самостоятельного, ответственного, инициативного, мобильного, думающего, успешного, способного полностью реализовать свой творческий потенциал [6, с. 100].

Главной целью внеучебной деятельности считается ее общественная направленность в форме студенческих объединений, советов, клубов и т.д. Передавая студентам, свой опыт, преподаватели или руководители подразделений создают условия для развития социальной активности, приобретения студентами самостоятельности, ответственности при решении важных

вопросов жизнедеятельности молодежи. Деятельность обучаемых приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам развития результатов творческой деятельности. В данном случае студенты приобретают еще и практику управленческой деятельности, которая будет востребована в последующем на любом производстве, в любой организации.

Таким образом, можно констатировать, что внеучебная деятельность это совокупность преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ним.

К внеучебной деятельности целесообразно применить системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина). По своей природе внеучебная деятельность является тем видом системообразующей деятельности, благодаря которой образовывается и обеспечивается внутреннее единство и устойчивость процесса воспитания. Данная деятельность обладает тремя обязательными признаками: подчиненностью определенной цели; структурированностью, а также взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью, управляемостью в процессе функционирования) [7, с. 78].

Осознание студентом самого себя как субъекта учебной и внеучебной деятельности в системе профессионального образования, способствует ускорению процесса социализации личности и является ядром процесса профессионального становления [9].

В результате, внеучебная деятельность - это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, саморазвития, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста. Участие учащихся во внеучебной деятельности создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения профессиональных навыков, необходимых будущему специалисту.

На базе Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ) осуществляют свою деятельность различные студенческие общественные объединения (органы студенческого самоуправления: студсоветы, старостаты, а также научные общества, спортивные, творческие и иные клубы), направленные как на организацию формальной общественно-полезной деятельности, так и на произвольное объединение молодежи по интересам [3, с. 145].

Например, объединение студентов в «Музыкальный клуб института геологии и геоинформатики», в дальнейшем «Студия», образовано в 2008 году под руководством А. Ширяева. В настоящее время клуб работает по трем автономным единицам: вокальная студия; инструментальная студия; клуб бардовской песни.

За время работы участники «Студии» завоевали победы на конкурсах различного уровня (от университетского до международного). Пополнение участников происходит ежегодно за счет притока студентов I курса всех специальностей. Занятия проходят 2-3 раза в неделю, продолжительностью 3,5 астрономических часа. На конкурсах могут быть представлены работы в 16 номинациях по 7 направлениям, а именно: эстрадно-джазовый вокал; народный вокал; академический вокал; бардовская песня; РЭП; битбокс; инструментальное исполнение.

На первом занятии осуществляется знакомство с участниками «Студии». Формулируются и обозначаются цели работы, такие как выступление на конкурсе «Осенняя Премьера» и другие, уже более высокого уровня. Далее необходимо путем прослушивания каждого участника составить группы и солистов, которые будут участвовать в различных конкурсах за призовые места. В процессе работы, а продолжительность её составляет 1,5 месяца, список предполагаемых групп и солистов будет меняться.

До этапа выбора источников информации необходимо обозначить существующие рамки конкурса, высказать предполагаемые предпочтения, касающиеся выбора направления, тематики и конкретизации материала. Через некоторое время следует процесс отбора и представления информации на обсуждение коллектива. Одним из основных критериев при выборе материала являются собственные эстетические потребности и предпочтения участника «Студии».

Исследовательский этап в рамках «Студии» представлен анализом отобранного материала, его адаптацией под конкретного участника или группы участников в целом и для каждого в частности, решением отдельных задач в рамках поставленных целей. Кроме того необходимо контролировать самостоятельную работу члена коллектива, ставя перед ним задачи по усовершенствованию и персонификации конкурсной программы.

В современном творчестве далеко не последнюю роль играет новизна представляемых конкурсных программ, их насыщенность, диффузия, комбинация с выделением приоритетного направления, комплексность, лаконичность и логичность отдельных элементов номера, дифференцированного на более мелкие составляющие в рамках выбора номинации. Поэтому, прежде всего, необходимо ставить перед участниками «Студии» конкретные задачи по отработке отдельных элементов синтезированных в конкурсном номере.

Главным критерием оценки работы участников «Студии» и её руководителя является мнение компетентного жюри. Первым этапом является распределение призовых мест среди конкурсантов. Далее следует обобщение мнений коллег, руководителя, заместителя директора по воспитательной работе, директора института и беседы с председателем жюри. Формирование субъективной самооценки конкурсантов происходит на основе всех вышеперечисленных аспектов. Это и является точкой отсчета нового этапа в творческой жизни студентов.

Существует несколько задач по окончании рефлексивно-оценочного этапа, таких как приобретение новых знаний, на основании оценок экспертов, смена направления работа или его корректировка, начало работы над новым материалом с учётом замечаний и пожеланий всех участников завершающего этапа.

Находиться множество мероприятий как творческих, так и общественных, где участники «Студии» могут реализовать свой творческий потенциал. Необходимо учитывать, что материал для работы, а в конечном итоге это уже конкурсные/концертные номера должны подбираться под каждое конкретное событие в творческой жизни вуза и города.

Участие студентов в мероприятиях различного формата, включая те, которые напрямую не связаны с узким направлением деятельности коллектива, необходимо для сплочения коллектива и расширения творческого кругозора. Так, например, возможно посещение концертов и конкурсов, где участвуют соседние творческие коллективы, например в направлении «Хореография». Поскольку возможны использование элементов хореографии в программах музыкального направления, то данный вид концертной практики будет полезен для развития творческого мышления, потенциала и кругозора участников представляемых музыкальных «Студий».

Полученный опыт в дальнейшем поможет участникам «Студии» к адаптации концертной программы к мероприятиям более широкого формата, нежели музыкальный конкурс. На основе сформированного представления будет возможно участие в мероприятиях различного ранга и творческой направленности. Кроме того посещение мероприятий перед дебютом первокурсника даёт возможность более полно сформировать представление и цели предстоящей подготовки к «Осенней Премьере» и другим конкурсам.

Критериями эффективности работы студенческого клуба «Студия» будут являться: дипломы лауреатов; грамоты участников; благодарственные письма; освещение в СМИ; достойное музыкальное сопровождение мероприятий внутривузовского ранга.

Мотивацией для студентов к данному виду деятельности является следующее:

1. Стремление занять призовое место.

2. Получить признание публики, друзей, сокурсников, сотрудников института, коллег по студии, руководителя.

3. Получить награду и диплом, который в последствие можно будет приложить в портфо-лио.

4. Возможность в случае успешного представления творческого номера в номинации выйти на более высокий уровень в рамках университета и далее на городском, областном, Всероссийском и Международном уровне.

5. Творческое общение с сокурсниками и старшими участниками студий предыдущих лет.

6. Получение новых теории, навыков, умений в музыке и смежных ей областях.

7. Получение консультативной и учебной помощи в поисках своего «Музыкального Я».

8. Получения эстетического удовольствия от процесса работы и её результатов, которыми являются выход на сцену, общение со зрителем по средствам музыкального самовыражения и возможность занять призовое место.

Хочется особо отметить, что именно благодаря собственной включенности коллективно-творческую общественную деятельность вуза, студент, гораздо легче вливается в общество, трудоустраиваться и адаптироваться в новом коллективе.

Делая вывод, можно говорить о том, что Тюменский государственный нефтегазовый университет должен способствовать выявлению круга интересов студентов на всем протяжении их обучения разнообразными способами, активно вовлекать их в деятельность действующих студенческих объединений, клубов, поддерживать инициативу активных студентов в желании создать, что то, новое, способствующее самореализации студенчества.

Список литературы

1. Буянова Г.В. Гитман Е.К. Учет мотивов выбора профессии в воспитательной работе вуза // В мире научных открытий. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. №7.4(67). С. 1477-1493.

2. Денисова А.Б. Возможности информационного пространства внеучебной деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2013. №2. С. 153-157.

3. Денисова Л.В. Поддержка студенческих общественных объединений как форма учебно-воспитательной работы в вузе // Новые технологии - нефтегазовому региону: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 145-147.

4. Егорова Ю.А. Студент вуза как субъект саморазвития// Педагогика высшей школы. 2015. №1. С. 3-7.

5. Пикалова А.А. Внеучебный проект как способ формирования компетенций у студентов инженерных направлений подготовки // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. №4-2. С. 81-84.

6. Рубекина И.В. КВН-движение как эффективная внеучебная форма работы со студентами // Культура и образование. 2015. №2(17). С. 99-103.

7. Симбирякова Ф.Д. К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2010. №6 (25). С. 78-80.

8. Смирнов В.А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и возможные пути развития// Alma mater. 2014. №11. С. 17-23.

9. Толстоухова И.В., Колычева В.А. Самосознание как процесс профессионального становления студента // Социальный активизм молодежи региона: материалы Всерос. науч. практ. конференции. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 139-142.

10. Шулер И.В. Психолого-педагогические механизмы развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. № 8 (87). С. 131-145.

11. Advanced Distributed Learning. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 2004. Moscow: «Informika», 2005. 29 p.

12. Arkhipova G.S. The main aspects of future specialist's competitiveness and ways of its formation // In the World of Scientific Discoveries, Series A, 2014, iss. 2. № 1, p. 18-23.

13. Lisichko, E., Postnikova, E., Tverdokhlebov, S.I. Formation of professional competence of students in engineering education // Creative Education, 2013, vol. 3, p. 104.

14. Tal B., Enenajor E. Degrees of Success: The Payoff to Higher Education in Canada, CIBC World Markets. 2013.

15. Fugelova T.A. Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning // Tyumen State University Herald. №9. Pedagogic. Psychology. 2012. Р. 57-63.

References

1. Buyanova G.V. Gitman E.K. Uchet motivov vyboraprofessii v vospitatel'noy rabote vuza [V mire nauchnykh otkrytiy. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki], no. 7.4 (67) (2015): 1477-1493.

2. Denisova A.B. Vozmozhnosti informatsionnogoprostranstva vneuchebnoy deyatel'nosti [Znanie. Ponimanie. Umenie], no. 2 (2013): 153-157.

3. Denisova L.V. Podderzhka studencheskikh obshchestvennykh ob"edineniy kak forma uchebno-vospitatel'noy raboty v vuze [Novye tekhnologii - neftegazovomu regionu: materialy Vseros. nauch.-prakt. konferentsii]. Tyumen: TyumGNGU, 2010, p. 145-147.

4. Egorova Yu.A. Student vuza kak sub'ekt samorazvitiya [Pedagogika vysshey shkoly], no. 1 (2015): 3-7.

5. Pikalova A.A. Vneuchebnyy proekt kak sposob formirovaniya kompetentsiy u studentov inzhen-ernykh napravleniypodgotovki [Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya], no. 4-2 (2015): 81-84.

6. Rubekina I.V. KVN-dvizhenie kak effektivnaya vneuchebnaya forma raboty so studentami [Kul'-tura i obrazovanie] no. 2(17) (2015): 99-103.

7. Simbiryakova F.D. K voprosu ob organizatsii vneuchebnoy deyatel'nosti studentov [Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya], no. 6(25) (2010): 78-80.

8. Smirnov V.A. Vneuchebnaya rabota v vuze: nekotorye problemy i vozmozhnye puti razvitiya [Alma mater], no. 11 (2014): 17-23.

9. Tolstoukhova I.V. Kolycheva V.A. Samocoznanie kak protsess professional'nogo stanovleniya studenta [Sotsial'nyy aktivizm molodezhi regiona: materialy Vseros. nauch.prakt. konferentsii]. Tyumen:TyumGNGU, 2014, p. 139-142.

10. Shuler I.V. Psikhologo-pedagogicheskie mekhanizmy razvitiya chitatel'skoy kul'tury lichnosti v protsesse obucheniya v vuze [Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya], no. 8(87) (2011): 131-145.

11. Advanced Distributed Learning. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 2004. Moscow, 2005. 29 p.

12. Arkhipova G.S. The main aspects of future specialist's competitiveness and ways of its formation. In the World of Scientific Discoveries, Series A, no. 1 (2014): 18-23.

13. Lisichko E., Postnikova E., Tverdokhlebov S.I. Formation of professional competence of students in engineering education. Creative Education, no. 3 (2013): 104.

14. Tal B., Enenajor E. Degrees of Success: The Payoff to Higher Education in Canada. CIBC World Markets. 2013.

15. Fugelova T.A. Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning. Tyumen State University Herald, no 9.Pedagogic. Psychology, 2012. Р. 57-63.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Толстоухова Ирина Васильевна, доцент кафедры гуманитарных наук, кандидат педагогических наук, доцент

Тюменский государственный нефтегазовый университет ул. Володарского, 38, г. Тюмень, 625000, Россия [email protected]

Ширяев Артем Александрович, аспирант Тюменский государственный нефтегазовый университет ул. Володарского, 38, г. Тюмень, 625000, Россия [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Tolstoukhova Irina Vasilievna, associate Professor, Department of Humanities, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Tyumen state oil and gas University 38, Volodarskogo street, Tyumen, 625000, Russia [email protected]

Shirjaev Artem Aleksandrovich, postgraduate student Tyumen state oil and gas University 38, Volodarskogo street, Tyumen, 625000, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.