Научная статья на тему 'Роль Международного студенческого клуба в формировании навыков межкультурной коммуникации у иностранных студентов'

Роль Международного студенческого клуба в формировании навыков межкультурной коммуникации у иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ) / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / INTERNATIONAL STUDENT CLUB / RUSSIAN AS FOREIGN / FOREIGN STUDENTS / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL WORK / LINGUISTIC AND CULTURAL APPROACH / COUNTRY KNOWLEDGE / SPEECH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

Статья посвящена проблеме формирования навыков межкультурной коммуникации у иностранных студентов в системе высшего образования. Известно, что образовательный процесс заключается в обучении и воспитании учащихся. Эти две составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также имеют единую цель. По мнению автора, основная цель как обучения русскому языку иностранных студентов, так и воспитательной работы с ними заключается в формировании и развитии личности студента, способной участвовать в межкультурной коммуникации. В статье представлена одна из форм внеаудиторной работы, сочетающая обучающий и воспитательный компоненты образовательного процесса Международный студенческий клуб. Основной целью деятельности данного клуба является расширение страноведческих знаний студентов, а также развитие их речевых навыков и умений для формирования интернационального коллектива, готового к межкультурной коммуникации. Автором рассмотрены основные особенности функционирования Международного студенческого клуба и процесс организации работы. В статье представлены разнообразные формы и виды работы клуба, а также приведён пример тематического плана заседаний. В результате данного исследования можно сделать вывод, что Международный студенческий клуб предоставляет иностранным студентам возможность применять и совершенствовать речевые навыки и умения, а также получать страноведческие знания. Таким образом, студенты-иностранцы расширяют свои познания, как о русском языке, так и об истории, культуре, традициях и обычаях России, подготавливаясь к межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INTERNATIONAL STUDENT CLUB IN FORMATION OF FOREIGN STUDENTS` INTERCULTURAL COMMUNICATION SKILLS

The article is devoted to the problem of intercultural communication skills formation of foreign students in higher education. It is known that the educational process consists in the students` training and education. These two components are interrelated and interdependent, and have a common purpose. According to the author, the main purpose of both teaching Russian to foreign students and educational work with them is to form and develop a student's personality, capable of participating in intercultural communication. The article presents one of the extracurricular activities` forms that combines the training and educational components of the educational process the International student club. The main purpose of the club is to expand the students' cross-cultural knowledge, as well as the development of their speech skills and abilities for formation an international team ready for intercultural communication. The author considers the main features of the International student club and the work organization process. The article presents different forms and types of club’s work, as well as an example of the meetings` thematic plan. As a result of this study, we can conclude that the International student club provides foreign students with the opportunity to apply and improve their speech skills and abilities, as well as to obtain country knowledge. Thus, foreign students expand their knowledge of both the Russian language and the history, culture, traditions and customs of Russia, thus preparing for intercultural communication.

Текст научной работы на тему «Роль Международного студенческого клуба в формировании навыков межкультурной коммуникации у иностранных студентов»

УДК 372.881.161.1 +378

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0056

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

© 2019

Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru) Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования навыков межкультурной коммуникации у иностранных студентов в системе высшего образования. Известно, что образовательный процесс заключается в обучении и воспитании учащихся. Эти две составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также имеют единую цель. По мнению автора, основная цель как обучения русскому языку иностранных студентов, так и воспитательной работы с ними заключается в формировании и развитии личности студента, способной участвовать в межкультурной коммуникации. В статье представлена одна из форм внеаудиторной работы, сочетающая обучающий и воспитательный компоненты образовательного процесса - Международный студенческий клуб. Основной целью деятельности данного клуба является расширение страноведческих знаний студентов, а также развитие их речевых навыков и умений для формирования интернационального коллектива, готового к межкультурной коммуникации. Автором рассмотрены основные особенности функционирования Международного студенческого клуба и процесс организации работы. В статье представлены разнообразные формы и виды работы клуба, а также приведён пример тематического плана заседаний. В результате данного исследования можно сделать вывод, что Международный студенческий клуб предоставляет иностранным студентам возможность применять и совершенствовать речевые навыки и умения, а также получать страноведческие знания. Таким образом, студенты-иностранцы расширяют свои познания, как о русском языке, так и об истории, культуре, традициях и обычаях России, подготавливаясь к межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, международный студенческий клуб, русский язык как иностранный (РКИ), иностранные студенты, внеаудиторная воспитательная работа, лингвострановедческий подход, страноведческие знания, речевые навыки и умения.

ROLE OF INTERNATIONAL STUDENT CLUB IN FORMATION OF FOREIGN STUDENTS' INTERCULTURAL COMMUNICATION SKILLS

© 2019

Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru) Abstract. The article is devoted to the problem of intercultural communication skills formation of foreign students in higher education. It is known that the educational process consists in the students' training and education. These two components are interrelated and interdependent, and have a common purpose. According to the author, the main purpose of both teaching Russian to foreign students and educational work with them is to form and develop a student's personality, capable of participating in intercultural communication. The article presents one of the extracurricular activities' forms that combines the training and educational components of the educational process - the International student club. The main purpose of the club is to expand the students' cross-cultural knowledge, as well as the development of their speech skills and abilities for formation an international team ready for intercultural communication. The author considers the main features of the International student club and the work organization process. The article presents different forms and types of club's work, as well as an example of the meetings' thematic plan. As a result of this study, we can conclude that the International student club provides foreign students with the opportunity to apply and improve their speech skills and abilities, as well as to obtain country knowledge. Thus, foreign students expand their knowledge of both the Russian language and the history, culture, traditions and customs of Russia, thus preparing for intercultural communication.

Keywords: intercultural communication, international student club, Russian as foreign, foreign students, extracurricular educational work, linguistic and cultural approach, country knowledge, speech skills.

Известно, что образование представляет собой единый и целенаправленный процесс обучения и воспитания. Отметим, что эти две составляющие образовательного процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, при получении высшего образования студент формируется и как личность, и как специалист. С одной стороны, он приобретает систему общих, профессиональных и специальных знаний, умений, навыков, с другой стороны формируется как личность, обладающая определёнными нравственными нормами, привычками, а также профессиональными качествами [1-3]. В системе высшего образования ведущая роль в воспитательном процессе отводится дисциплинам гуманитарного профиля. В настоящее время в Российских вузах обучается большое количество иностранных граждан. Следует отметить, что проведение воспитательной работы с ними требует особого внимания преподавателей. Это связано с трудностями в межкультурной коммуникации и в адаптации к жизни, учёбе в России, обусловленными новыми климатическими, социокультурными условиями, а также незнанием русского языка. Таким образом, в процессе воспитания иностранных студентов в высших 216

учебных заведениях отмечается важная роль русского языка как иностранного [4-6].

Итак, рассмотрим возможности как русского языка в воспитании иностранных студентов, так и внеаудиторной воспитательной работы в системе обучения РКИ. По нашему мнению, основная цель обучения русскому языку как иностранному заключается в том, чтобы развивать личность студентов, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации на русском языке, а также самосовершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. В свою очередь эта цель раскрывается в совокупности взаимосвязанных компонентов: образовательного, развивающего, воспитательного и практического. Отметим, что воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения русскому языку иностранных студентов. Таким образом, важны не только сами знания, но и их вклад в формирование студента как личности. В этом заключается воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык как иностранный».

Для успешного достижения воспитательной цели обучения РКИ следует использовать как содержательные, Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ...

14 Участие в форуме Национальной лиги студенческих клубов ЦФО Знакомство с представителями студенческих клубов ЦФО, получение новых знаний и обмен опытом

15 Дискуссия «Всемирный день Земли» Видео экскурсии по удивительным местам нашей Планеты

16 Круглый стол «Международный женский день» Знакомство с традициями празднования Международного женского дня в России и других странах

17 Ролевая игра «День смеха» Знакомство с традициями празднования 1 апреля в разных странах

18 Участие в литературно-музыкальном вечере, посвященном Всемирному дню поэзии Повышение культурного уровня, развитие творческих способностей, расширение знаний о поэзии России и других стран

19 «Театральный капустник», посвященный международному дню театра Знакомство с историей Курского государственного драматического театра имени А.С. Пушкина. Просмотр известных спектаклей (видео)

20 Всемирная акция «День Земли» 1) Диспут «Земля - наш общий дом»; 2)конкурс сочинений «Наш общий дом в опасности». Обсуждение современных проблем экологии в разных странах мира, поиск путей их решения

21 Круглый стол «Музеи разных стран» Обсуждение вопросов развития музеев и их роли в современном мире. Знакомство с шедеврами мирового искусства.

22 Кинолекторий ко дню Победы Знакомство с основными историческими событиями России

23 Круглый стол «Международный день семьи» Обсуждение роли семьи в разных странах мира. Знакомство с семейными ценностями и традициями участников клуба.

24 Круглый стол «День Славянской письменности и культуры» Знакомство с историей праздника

25 Кинолекторий «По страницам произведений А.С. Пушкина» Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

26 Участие в литературно-музыкальном вечере, посвященном Дню рождения А.С. Пушкина Повышение культурного уровня, развитие творческих способностей, расширение знаний о русской поэзии

27 Подведение итогов работы Анализ результатов проведённой работы и определение перспектив дальнейшей деятельности

так и организационные возможности. При этом важно правильно их выделить и заложить в систему обучения. Необходимо учитывать одновременно как аудиторную, так и внеаудиторную работу. Отметим, что одним из основных направлений воспитательной работы с иностранными студентами в рамках процесса обучения РКИ является формирование и развитие у них навыков межкультурной коммуникации [7-12].

Верещагин Е.М. и Костомаров В.Г. определяют межкультурную коммуникацию как адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, относящихся к разным национальным культурам. По их мнению, недопонимание между коммуникантами может возникнуть даже при владении одним и тем же языком. Данная проблема часто обусловлена расхождением культур. Поэтому в преподавании русского языка как иностранного необходимо применять лингвострановед-ческий подход, направленный на обеспечение межкультурного общения и взаимопонимания между участниками коммуникативного акта [13,14].

Таблица 1 - Тематический план работы Международного студенческого клуба

№ Тема занятия Цель (задачи, идея)

1 Выбор актива клуба. Определение целей и задач. Соцопрос с целью изучения интересов членов клуба. Решение организационных вопросов относительно деятельности клуба

Участие в культурно-мас- Знакомство с основными

2 совых городских мероприятиях, посвященных Дню Города. достопримечательностями Курска, традициями Курского края

Беседа о проблемах адаптации иностранных студентов к жизни и учёбе в России. Анкетирование по выявлению трудностей при изучении русского языка Выявление трудностей, с кото-

3 рыми иностранные студенты сталкиваются в процессе адаптации к жизни и учебе в России, при изучении русского языка

4 Мини-конференция, посвящённая международному дню музыки «Музыкальный калейдоскоп» Знакомство с музыкальной культурой различных стран мира

5 Моя Родина - это Россия (Индия, Бразилия, Малайзия, Нигерия, Мальдивы, Тайланд, Шри-Ланка и т.д.) Видео экскурсии, презентации Знакомство с историей, культурой, традициями и обычаями родных стран студентов

6 Диспут «Мир сегодня», «Проблемы молодёжи в современном мире». Обсуждение современных проблем в разных странах мира, поиск путей их решения

7 Дискуссия «Духовная культура, мораль, нравственность». Обсуждение проблем морали и нравственности в современном мире

Прогулка по городу, в котором я учусь. Знакомство с основными

8 достопримечательностями Курска

9 Заседание, посвя-щённое Всемирному дню толерантности и Международному Дню Студента «Student's day» Знакомство с культурой, традициями и обычаями разных стран, развитие межкультурной коммуникации.

10 Подготовка участников онлайн-фестиваля дружбы Повышение культурного уровня, развитие интеллектуальных и творческих способностей

11 Круглый стол «Международный день кино» Знакомство с лучшими образцами мирового киноискусства

12 История и культура России. Праздники и национальные традиции. Новый Год. Рождество Знакомство с традициями празднования Нового года и Рождества в России и других странах

13 Ролевая игра «Всемирный день проявления доброты (приветствий)» Обсуждение проблем морали и нравственности в современном мире

Таким образом, одновременно с изучением русского языка как иностранного должно осуществляться знакомство студентов с Россией, её культурой, географическими и климатическими особенностями, основными историческими событиями, литературой, фольклором, а также русскими обычаями и реалиями. Однако, недостаточное количество часов, выделяемых для аудиторной работы со студентами в системе обучения РКИ в вузах России, не позволяет в полной мере подготовить иностранных учащихся к межкультурной коммуникации. Для решения данной проблемы необходимо использовать возможности внеаудиторной работы с иностранными студентами, в которой осуществляется сочетание обучающего и воспитательного компонентов образовательного процесса. По нашему мнению одной из наиболее актуальных и эффективных форм данной работы является Международный студенческий клуб [15-17].

Рассмотрим особенности организации и функционирования данного клуба на примере кафедры русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета. Необходимо отметить, что деятельность Международного студенческого клуба

осуществляется согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с Положением о клубах Курского государственного медицинского университета, и годовым планом работы кафедры. В состав клуба входят как иностранные студенты международного факультета, так и русские студенты лечебного и других факультетов.

Основной целью работы Международного студенческого клуба является расширение страноведческих знаний студентов, а также развитие их речевых навыков и умений для формирования интернационального коллектива, готового к межкультурной коммуникации.

В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи:

- знакомство студентов с культурой, историей, традициями и обычаями России и других стран;

- установление и развитие дружеских связей между студентами различных стран мира;

- привитие иностранным и русским учащимся духа толерантности и миролюбия;

- развитие организаторских, интеллектуальных, креативных способностей обучающихся, объединение их для реализации творческих проектов;

- содействие формированию благоприятной коммуникативной среды для членов клуба;

- организация мероприятий, направленных на повышение уровня межкультурной коммуникации.

Основным руководителем Международного студенческого клуба является преподаватель РКИ, который совместно со студенческим активом формирует план работы, организует и проводит различные мероприятия. Следует отметить, что он также помогает отобрать лучшие студенческие работы для участия в творческих проектах и осуществляет руководство при подготовке презентаций, сообщений и т.д.

Встречи в рамках работы Международного студенческого клуба организуются в соответствии с утверждённым планом. Представим пример тематического плана Международного студенческого клуба в таблице 1.

Итак, заседания Международного студенческого клуба проводятся в различных формах, таких как беседа, мини-конференция, диспут, экскурсия, видеоэкскурсия, дискуссия, круглый стол, кинолекторий с последующим обсуждением, литературно-музыкальный вечер и т.д. Руководителем используются следующие наиболее эффективные с точки зрения воспитательного, образовательного и развивающего аспектов иноязычного образования виды работы: деловые и ролевые игры, разучивание песен и стихов, презентации, «печа-куча», создание проектов. Данные виды работы обладают большими обучающими возможностями, полная реализация которых на аудиторных занятиях часто оказывается затруднительной или невозможной [18,19,20].

Тематика заседаний данного клуба определяется его целью и задачами. В соответствии с этими задачами целесообразно проведение тематических циклов, объединяющих несколько встреч. Организация работы Международного студенческого клуба по принципу тематических циклов позволяет, с одной стороны, познакомить иностранных студентов с достаточно большим объёмом важных страноведческих фактов и явлений, а с другой - увидеть их в исторической связи и закономерности.

Развитие речевых навыков и умений во время заседаний Международного студенческого клуба имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с реализацией данного процесса на занятии по русскому языку как иностранному. Во-первых, достижению учебных целей способствует непринуждённая благоприятная атмосфера, которая характерна для всех встреч клуба. Важным фактором при этом является добровольное участие в его работе только заинтересованных студентов, желающих общаться на иностранном языке. Во-вторых, во время встреч в рамках работы Международного студенческого клуба иностранные студенты имеют возможность 218

общаться на русском языке с его носителями, а также устанавливать дружеские связи с русскими студентами. Важно отметить, что при включении учащихся в иноязычное общение не следует фиксировать внимание на их грамматических и фонетических ошибках. В этом случае развивается творческая активность иностранных студентов, формируется внутренняя уверенность в своих силах, а также преодолевается языковой барьер [2123].

В результате данного исследования можно сделать вывод, что Международный студенческий клуб представляет собой не только эффективную форму взаимодействия русских и иностранных студентов из различных стран мира, но и прекрасную возможность для развития их речевых навыков и умений, а также получения страноведческих знаний. Принимая участие в работе клуба, студенты расширяют свои познания, как о русском языке, так и об истории, культуре, традициях и обычаях России, подготавливаясь, таким образом, к межкультурной коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе. - М.: Педагогика, 1986. - 189 с.

2. Путин В.В. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «Российская газета» - Федеральный выпуск №5976. - 2012. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html, свободный.

3. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы /М.В.Буланова-Топоркова [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

4. Дмитриева Д.Д. Аксиологические основы профессионального воспитания в медицинских вузах // Вестник развития науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 69-75.

5. Дмитриева Д.Д. Роль воспитательной работы в процессе адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в России (на примере международного студенческого клуба) // Региональный вестник. - 2018. - № 6 (15). - С.16-18.

6. Рогалева Г.И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 90-93.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. -М.: АСТ: Астрель, 2009. - 238с.

8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 223с.

9. Дорофеев А.Ф. Управление развитием человеческого капитала с позиции теории систем// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - №1. - С. 76-80.

10. Дурманенко О.Л. Мониторинг организации воспитательной работы в высших учебных заведениях: трудности и пути их преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014.

- № 2. - С. 35-37.

11. Нефедова Н.А. Теоретические основы организации воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 165-168.

12. Дмитриева Д.Д. Особенности организации воспитательной работы с иностранными студентами (на примере кафедры русского языка и культуры речи КГМУ) // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сб. материалов III Международной научно-методической онлайн-конференции. - Курск: Изд-во Курск, 2018. - С. 50-56. http:// www.innov.ru /science /economy/ rol-vospitatelnoy-raboty-v-formirov/.

13. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. -М.: Русский язык, 1976. - 248 с.

14. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.

15. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016».-Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. - С. 222-227.

16. Орлова О.В. Межкультурное общение в процессе обучения иностранному языку// Педагогическое образование и наука. - 2010. -№9 - С.56-60.

17. Дмитриева Д.Д. Международный студенческий клуб профессиональной ориентации как форма внеаудиторной воспитательной работы в системе обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе//Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. № 4 (21).

- С. 29-32.

18. Чиркова В.М., Рубцова Е.В. Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке // Карельский научный журнал.

- 2017. - Т. 6. № 3(20). - С. 78-80.

19. Рубцова Е.В., Снегирева Л.В. Усвоение культурологического содержания с активизацией языковых средств на материале экс-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ...

курсий в рамках решения проблемы преодоления культурного шока студентами-иностранцами медицинского вуза//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.—2016.— №2-4.—С.551-554; URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=8636 (дата обращения: 12.11.2018).

20. Дмитриева Д.Д. Роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущего выпу-скника вуза // Иннов: электронный научный журнал, 2018. № 6 (39). URL: http://www.innov. ru/science/economy/rol-vospitatelnoy-raboty-v-formirov/.

21. Кагерманьян В.С., Боденко Л.И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: всерос. конкурс моделей и проектов. — М., 2002. — С. 13-56.

22. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. — М.: Высшая школа,1991 — 117с.

23. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко [и др.]. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 2000. — 108с.

Статья поступила в редакцию 10.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.