педагогические науки
Писаренко Данила Андреевич ВИРТУАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ...
УДК 373
ВИРТУАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2017
Писаренко Данила Андреевич, студент магистратуры
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Одной из проблем современного высшего образования авторы статьи называют интеграцию учебной и внеучебной деятельности в процессе профессиональной подготовки выпускников. В связи с этим в процессе исследования делался акцент на поиск современных форм организации внеучебной деятельности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Целью данной статьи стало обобщение и изучение опыта создания виртуальных студенческих сообществ в практике зарубежного и отечественного высшего образования. Автором изучены исследования отечественных ученых об организации студенческих формирований, описаны виды студенческих общностей, наиболее часто встречаемых в вузах России. Вместе с тем, акцент сделан на новой реальности современной практики - виртуальных сообществах. В статье дано определение этого термина, раскрыто влияние виртуального участия коммуникаторов на их личностное развитие. В статье приводятся данные о том, что подобные сообщества формируют чувства причастности к коллективу, эмоциональной, психологической поддержки, способствуют преодолению чувства одиночества, изолированности; обогащают студентов новыми знаниями и способствуют информационномуобмену. На основе анализа исследований K. Dyrli Keeping приведены примеры создания виртуальных студенческихсообществ в университетах США. Автором изучен и описан опыт организации Клуба виртуальной реальности (HSE VR-club) НИУ ВШЭ. Научная новизна исследования заключается во введении в оборот новых источников, подтверждающих существование новой реальности в образовательной деятельности вузов. В заключении статьи формулируются выводы о тенденциях развития этой формы во внеучебной деятельности отечественной высшей школы.
Ключевые слова: высшая школа, образовательный процесс, образовательная деятельность, внеучебная деятельность, студенческие общности, виды организаций, виртуальные студенческие сообщества, виртуальные проекты
VIRTUAL STUDENT COMMUNITIES AS A FORM OF ORGANIZING STUDENT EXTRACURRICUL ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS
© 2017
Pisarenko Danila Andreevich, master
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14, [email protected])
Abstract. The authors of the article called the integration of educational and extracurricular activities in the process of vocational training of graduates as one of the problems of modern higher education. In connection with this, the research focused on the search for modern forms of organization of extracurricular activities that meet the requirements of the modern information society. The purpose of this article was to generalize and study the experience of creating virtual student communities in the practice of foreign and domestic higher education. The author has studied the research of Russian scientists on the organization of student formations, describes the types of student communities most often encountered in Russian universities. At the same time, the emphasis is on the new reality of modern practice - virtual communities. The article defines this term, reveals the influence of virtual participation of communicators on their personal development. The article cites data that such communities form feelings of involvement in the collective, emotional, psychological support, contribute to overcoming the feeling of loneliness, isolation; Enrich students with new knowledge and facilitate information exchange. Based on the analysis of K. Dyrli's research, examples are given of creating virtual student communities in US universities. The author has studied and described the experience of the Virtual Reality Club (HSE VR-club) of the Higher School of Economics. The scientific novelty of the research is to introduce new sources in circulation, which confirm the existence of a new reality in the educational activity of universities. In the conclusion of the article, conclusions are drawn about the trends in the development of this form in the extracurricular activities of the national high school.
Keywords: high school, educational process, educational activity, extracurricular activities, student communities, types of organizations, virtual student communities, virtual projects
В начале XXI века высшие учебные заведения во всем мире выполняют серьезную образовательную миссию, направленную на полноценное всестороннее развитие студентов средствами учебной и внеучебной деятельности. Однако, как справедливо отмечают современные исследователи, «ресурсы образовательной деятельности вуза в формировании этих прикладных умений не ограничиваются только учебной деятельностью студентов. Возможности профессионального роста заложены в той воспитательной среде, которую создаёт высшее учебное заведение, заботясь о развитии и саморазвитии своих выпускников»[1, с.112]. Внеучебная жизнь, если она продуктивно и интересно организована, оказывает большое влияние на становление будущего профессионала, позволяет связать академические знания с практическим опытом, раскрыть способности, таланты, понять и осознать карьерные цели. Студенты, участвуя в творческой, волонтёрской, спортивной и др. деятельности, развивают навыки, необходимые для карьерного роста и для будущего успеха в работе.
Одной из форм внеучебной деятельности являются студенческие общности различной направленности. В АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
Законе РФ «Об образовании» (статья 34., п.5) закреплено право обучающихся на создание и участие в общественных объединениях вуза с целью реализации интересов и способностей. Исследователем И.В. Руденко анализируются студенческие общности, которые создаются в вузах России: учебные (студенческие группы); научные и научно-профессиональные; творческие; до-суговые; спортивные; трудовые (студенческие отряды); общественные формирования и объединения. Автор отмечает, что их участникам присуща «общая цель, эмоциональное единство группы, чувство общности, духовное единство; существование в непосредственном контактном взаимодействии; возможность проявления в коллективе через эмоционально-психологический характер связей и отношений; возможность кратковременного и длительного существования» [2, с.108]. В зарубежных вузах студенческие общности также весьма распространены. Например, в вузах США распространены клубы по интересам, в каждом колледже и университете их насчитывается несколько десятков, а то и сотен. Обычно, это клубы любителей какого-либо вида спорта (гольфа, регби, бейсбола, фрисби), театра, музыки, литературы,
Писаренко Данила Андреевич педагогические
ВИРТУАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ... науки
кулинарии, кино, живописи, иностранных языков, фотографии, астрономии. В американских вузах распространены сообщества молодых политиков, ораторов, дискуссионные клубы. Есть даже клубы любителей вина, аниме, кактусов и т.д. Как правило, студенческие сообщества открыты для всех учащихся вуза, они пользуются популярностью среди иностранных студентов [3]. К важнейшим традициям Гарварда можно отнести студенческие «Выпускные клубы», или «final clubs», объединяющие студентов последних курсов [4].
Однако участие в студенческих формированиях не всегда доступно студентам, обучающимся дистанционно. В этой связи обратимся к феномену, который получает широкое распространение в зарубежной практике образования - виртуальным студенческим сообществам. Термин «сообщества» наиболее приемлем для обозначения данного явления. В словаре С.И.Ожегова сообщество трактуется как «объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели» [5]. Один из первых авторов, который ввёл в оборот термин «виртуальное сообщество» - социолог Говард Рейнгольд. По его определению «виртуальное сообщество» - это «социальное образование, которое появляется на основе практики компьютерно-опосредованной коммуникации в Интернете, когда достаточное количество людей принимает участие в публичной дискуссии достаточно долгое время и с присущими человеческими чувствами, чтобы сформировать ткань личных отношений в виртуальном пространстве» [6].
Отечественные исследователи, изучая тенденции влияния на молодёжь виртуальных сообществ, отмечают, что виртуальное общение оказывает влияние на некоторые особенности личностного развития. Э.А. Игнатьева утверждает, что при наличии виртуальных коммуникативных умений у коммуниканта развиваются способности оценивания собеседника посредством составления его психологического портрета, понимания и принятия цифровой информации, построения виртуальных отношений на основе выработки тактики и стратегии виртуального общения с собеседником, самопрезентации [7]. Исследователь Д.В. Иванов считает, что виртуальные сообщества «симулируют непосредственное присутствие в общении, создают подобие социальной близости людей»[8], тем самым сближая собеседников по принципу общности интересов, поиска новых знаний или смыслов. По мнению О.В. Кретовой и Е.В. Черной, подобные феномены могут иметь как негативные последствия в форме девиаций (излишняя открытость, сопряженная с элементами эксгибиционизма, манипулирование мнением о себе, склонность к обману и др.), так и позитивные, связанные с возможностью самокоррекции имеющихся возрастных проблем (повышенной стеснительности, застенчивости, замкнутости и др.). В любом случае виртуальное общение «способствует развитию самоидентичности и самопознания»[9]. Авторы работы об виртуальных учебных сообществах Моисеева М.В. и С. Сойферт отмечают, что такие сообщества формируют чувства причастности к коллективу, эмоциональной, психологической поддержки, способствуют преодолению чувства одиночества, изолированности [10]. В то же время виртуальное общение, соединяя личный и социальный опыт коммуникаторов, способствует выработке нового знания, обогащает новыми идеями, побуждает к рефлексии и создаёт мотивацию к последующей деятельности.
Широкий диапазон студенческих сообществ существует в некоторых университетах США и реализуется через виртуальную систему. В Университете Трой в штате Алабама (США) в программе онлайн-обучения «eTroy» в 2014 году приняли участие от 8000 до 12 000 студентов. Руководство вуза одной из проблем своей деятельности обозначило следующую: «Все меры по улучшению взаимодействия между студентами с целью обмена профессиональными знаниями, опытом прак-126
тической деятельности и молодёжными проблемами направлены на студентов-очников: участие в студенческом клубе, во внеучебных мероприятиях и других видах деятельности. Ни одно из этих направлений не работает для студента, который обучается дистанцион-но»[11]. В августе 2014 года был запущен виртуальный проект - студенческое сообщество «Трой-кафе». Он призван стать местом общения студентов, обучающихся дистанционно. Руководством были созданы площадки для дискуссий, где студенты стали создавать форумы по интересам, обсуждать учебные курсы, организовывать студенческие виртуальные клубы или вступать в существующие. Сервис представляет собой некий аналог социальной сети, однако доступен только для студентов данного ВУЗа. Руководством разрабатываются проекты будущих студенческих организаций, которые могут являться как уже существующими для студентов очной формы, так и совершенно новыми [11].
Опыт создания виртуальных студенческих сообществ зарождается и в России. Так, в 2016 году НИУ ВШЭ был создан Клуб виртуальной реальности (ШЕ \"Я-с1иЬ) для формирования профессионального сообщества в области виртуальной реальности, проведения профориентационных, образовательных и развлекательных мероприятий в области Задачами студенческой организации "Клуб виртуальной реальности НИУ ВШЭ (ЖЕ \гЯ-с1иЬ)" являются:
- популяризация и пропагандирована новейших информационных технологий виртуальной реальности среди студентов различных специальностей и направлений подготовки и профирентиационная деятельность;
- разработка студенческих междисциплинарных, научных, научно-исследовательских и прикладных проектов с использованием виртуальной реальности;
- организация разнообразной внеучебной деятельности студентов НИУ ВШЭ, развитие навыков командо-образования и коммуникаций у студентов НИУ ВШЭ;
- организация тематических образовательных и развлекательных мероприятий, связанных с технологиями виртуальной реальности, для студентов и сотрудников НИУ ВШЭ.
Предполагается проводить информирование студентов НИУ ВШЭ о различных внешних мероприятиях (конференции, хакатоны, конкурсы, лекции, стажировки) в области виртуальной реальности. При поддержке учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ планируется организовать междисциплинарные команды студентов различных образовательных программ для работы над научно-исследовательскими и прикладными проектами в области виртуальной реальности. В качестве мероприятий планируется устраивать тематические и обучающие лекции, организовывать встречи с профессионалами и работодателями из области виртуальной реальности, проводить мастер-классы и организовывать развлекательные мероприятия с целью популяризации Клуба виртуальной реальности НИУ ВШЭ. Данные мероприятия буду способствовать созданию социальных связей работодатель-студент, профессионал-студент, студент-студент, студент-сотрудник, что приведет к созданию профессионального сообщества в области виртуальной реальности в НИУ ВШЭ[12].
На основе представленного анализа студенческих виртуальных сообществ можно выделить некоторых черты, которые являются их общими характеристиками.
1. Студенческие виртуальные сообщества создаются на основе общности интересов, профессиональных или личных, на основе единых взглядов, ценностей.
2.Студенческое виртуальное сообщество можно отнести к неформальной студенческой организации, в которой предполагается добровольность вступления и выхода из неё, равенство прав, добровольность выполнения обязанностей.
3. Особую статусно-ролевую структуру сообществу АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
педагогические науки
Писаренко Данила Андреевич ВИРТУАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ...
придают участники, которые имеют административный доступ к ресурсу, т.е. модераторы или лидеры.
4. Продолжительность деятельности виртуального сообщества связана с наличием общих целей, ценностей, традиций.
5. Коммуникативные связи и взаимодействие участников способствует выработке образцов и норм поведения, общих правил, на которых мождет быть основана реальная деятельность.
6. Студенческие виртуальные сообщества отвечают запросам студентов на сохранение и передачу корпоративной информации, обмен мнениями о текущей студенческой деятельности, способствуют выработке специфического языка общения.
7. Специфическими характеристиками студенческого виртуального сообщества является взаимодействие участников как в реальной , так и в виртуальной среде.
По результатам опроса студентов одного из направлений подготовки в Тольяттинском государственном университете можно обобщить, что наибольшую популярность имеют виртуальные сообщества следующей тематической направленности: объединения на основе обучения в одной учебной группе (96%); общих интересов, увлечений, (78%); объединения на основе определенного стиля жизни и поведения (40,2%), объединения по свойствам и особенностям личности (24,8%), сообщества, посвященные явлениям массовой культуры, фанатские движения (13%).
Предстоит ещё осмыслить многие тенденции, которые несут виртуальные сообщества в жизнь студентов. Тем не менее, следует признать, что эта форма коммуникации вовлекает в свои ряды молодёжь, соответствует вызовам изменяющегося информационного мира и создаёт новую реальность в образовательной среде высшей школы, являясь новой формой общения студентов вне учебы, а значит формой внеучебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Руденко И.В. Студенческий педагогический отряд как среда формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 112-114.
2. Руденко И.В. Студенческие общности как субъекты внеучебной работы в вузе //Сибирский педагогический журнал. 2013.№6. С.106-109
3. Ведущие вузы США [Электронный ресурс]: https://www.unipage.net/ru/universities_in_usa lfnf (дата обращения 27.04. 2017)
4. Гарвардский университет [Электронный ресурс]: https://www.educationindex.ru (Дата обращения 27.04.2017)
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: // http://ozhegov-online.ru/ (дата обращения 17 апреля 2017 г.)
6. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier1993. // http://www.rheingold. com/vc/book/intro.html
7. Игнатьева Э.А. Формирование коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи. Автореф. дис. д-ра психол. наук, М.,2012. 53 с.
8. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. С.30
9. Кретова О.В., Черная Е.В. Психолого-педагогические аспекты интернет-общения в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник: электронный журнал. 2015. № 5. Часть 2. С.274-276.
10. Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество. - 2001. № 4. С. 21
11. Dyrli K. Keeping remote College students connected [Электронный ресурс]. URL: https://www.universitybusi-ness.com/article/keeping-remote-college-students-connect-ed (Дата обращения 24.04.17).
12. Клуб виртуальной реальности. [Электронный ре-
сурс]: http://family.hse.ru/stud/view/391/ (дата обращения 27.04.2017)
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект «Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности образовательной организации» № 15-06-10308
Статья поступила в редакцию 20.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.
АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
127