УДК 373
Руденко Ирина Викторовна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методик преподавания Тольят-тинского государственного университета, [email protected], Тольятти
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБщНОСТИ КАК СУБЪЕКТЫ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ*
Аннотация: В статье обосновывается значимость внеучебной работы в деятельности вуза, рассматриваются направления внеучебной работы, среди которых выделяется деятельность студенческих общностей. Автор раскрывает генезис понятия «студенческая общность», характеризует виды студенческих общностей в вузе; даёт разносторонний анализ исследований отечественных ученых по изучению педагогического отряда как студенческой общности в системе внеучебной работы. Теоретическое и практическое осмыслении данного феномена обогащает теорию и методику профессионального образования.
Ключевые слова: внеучебная работа, студенческие общности, студенческий педагогический отряд.
Rudenko Irina Victorovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogy and teaching methods of Togliatti State University, [email protected], Togliatti
STUDENT COMMUNITY AS SUBJECTS IN HIGH SCHOOL ExTRACURRICULAR ACTIVITIES**
Abstract: This article explains the importance of extracurricular activities in high school activities are considered areas of extracurricular activities, among which the activities of student communities. The author reveals the genesis of the concept of "student community", describes the types of student communities in high school, gives comprehensive analysis of research of our scientists to study the pedagogical group as a community of students in the extracurricular activities. Theoretical and practical understanding of this phenomenon enriches the theory and methodology of professional education.
Keywords: extracurricular activities, student community, student teaching unit.
Современная высшая школа в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты всё более ориентируется на становление и личностное развитие студента не только как квалифицированного специалиста, но и как человека культуры, способного к самоопределению и продуктивной творческой деятельности. Как показал многолетний опыт отечественного образования, эффективность решения этой проблемы зависит от учебной, внеучебной деятельности и их успешной интеграции.
Традиционно внеучебная работа со студентами остается неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специа-
листов и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и преумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранения традиций вуза. Анализ передового педагогического опыта показывает, что в отечественных вузах реализуются следующие направления внеучебной работы со студентами:
- создание оптимальных условий, направленных на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
- организация физического воспитания, здоровьесбережения студентов;
- организация научно-исследовательской
* Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ, проект № 12-06-00031
** Article is prepared with Russian Foundation for Humanities Research, Project № 12-06-0031
работы студентов во внеучебное время;
- обеспечение трудовой занятости студентов;
- организация психологической поддержки и на ее основе консультационной помощи;
- организация профилактики наркомании и антисоциальных явлений в студенческой среде;
- информационное обеспечение студентов;
- создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы.
В Законе РФ «Об образовании» 2013 года (статья 34., п.5) закреплено право обучающихся на создание и участие в общественных объединениях вуза с целью реализации интересов и способностей, что, безусловно, расширяет возможности внеучебной деятельности в социальном воспитании будущих профессионалов [10]. Создание объединений, клубов, спортивных секций, научных и творческих коллективов позволяет говорить о наличии студенческих общностей как субъектов внеучебной работы в вузе.
Автором термина «общность» по праву считается немецкий социолог Ф. Тённис. Он в 1881 году выделил две категории социальных объединений - общность (Gemeinschaft) и общество (Gessellschaft), отметив, что общность основана на чувстве принадлежности, солидарности. Ф. Тённис выделил две основные черты общности - близость и интерес [14].
К настоящему времени уже существует большое количество исследований, которые дополняют и значительно расширяют содержание первоначального понятия «общность». Общность как систему или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включающих нормы, ценности и нормативные образцы рассматривал К. Левин. Описывая психологическое пространство общности, ученый в своих исследованиях считал обязательными характеристиками общности комплекс ин-трагрупповых социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающих психологическую природу существования коллектива, особенности его жизнедеятельности, основные этапы его жизненного пути и функционирования с
момента зарождения до «умирания» и окончательного распада как единой, целостной общности [3].
По мнению отечественного исследователя Б. Д. Парыгина, общность «характеризует связь и сопричастность людей друг к другу по тому или иному признаку». Общность означает свойства субъекта, обусловленные чувством, сознанием и переживанием им той или иной связи с другими участниками совместной деятельности. Общность как диалог развивается в ходе встречи; ее нормы, ценности не задаются извне, а вырабатываются самими субъектами [5]. Г. М. Андреева считает, что универсальным принципом психического оформления «группового сознания» общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы - чувства», являющегося своеобразным индикатором социальной идентичности. Общность содержания деятельности социальной группы порождает и общность психологических характеристик группы, тем самым формируя «групповое сознание» [1].
Главной детерминантой социальной идентичности общности выступает совместная деятельность и общение. «...Формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность», - констатирует А. И. Донцов [4].
Опираясь на мнения вышеперечисленных авторов, представляется возможным выделить студенческую общность как формальную структуру и как неструктурированное образование, определяемое конкретным образом жизни и имеющие единые ценностные основания для всех, входящих в нее.
Студенческая общность становится одним из главных субъектов и внеучебной деятельности, которую выбирают на аксиологическом и идеологическом основаниях молодёжь. Анализ современного опыта позволяет выделить различные типы студенческой общности. В высшем учебном заведении во внеучебной деятельности студенческие общности имеют, прежде всего, ценностно-целевую ориентацию. В аспекте
содержательного, сущностного основания можно выделить студенческие общности следующей направленности:
- учебные (студенческие группы);
- научные и научно-профессиональные;
- творческие;
- досуговые;
- спортивные;
- трудовые (студенческие отряды);
- общественные формирования и объединения.
Рассматривая студенческие общности, отметим, что их участникам присуще: общая цель, эмоциональное единство группы, чувство общности, духовное единство; существование в непосредственном контактном взаимодействии; возможность проявления в коллективе через эмоционально-психологический характер связей и отношений; возможность кратковременного и длительного существования. Как правило, студенческие общности имеют свою специфику и логику, присущие им функции, принципы, содержание, формы и методы, критерии оценки, результаты деятельности. Именно поэтому в поле зрения исследователей высшей школы попадают те или иные студенческие формирования - общности.
Среди работ такого плана выделяются исследования, посвященные изучению потенциала студенческих педагогических отрядов. Студенческий педагогический отряд определяется как профессионально ориентированная социальная группа, действующая на основе добровольности, самоуправляемости, предусматривающая объединение студентов и педагогов на основе интереса к педагогической деятельности для осуществления социально-образовательных инициатив. Специфическими особенностями деятельности студенческого педагогического отряда являются добровольность, высокая степень сплоченности, стремление осуществлять совместно педагогическую деятельность, непрерывность педагогической деятельности. Именно эти характеристики позволяют рассматривать студенческие педагогические отряды как специфические общности.
Педагоги-исследователи последних десятилетий достаточно разносторонне изучили этот феномен в теоретическом и эмпирическом аспектах. Студенческие педагогические отряды рассматриваются
в качестве средства внеучебной работы, влияющей на саморазвитие студентов и профессиональное становление будущих педагогов (М. Ю. Ананченко, А. Б. Денисова, А. Е. Подобин, А. В. Пономарева, Л. Н. Ручко, Е. Н. Сорочинская, Е. М. Харланова).
«Студенческие профессиональные формирования обладают достаточно сильным воспитательно-развивающим потенциалом. Участие в деятельности педагогического отряда оптимизирует процесс осознания субъектного опыта, способствует раскрытию творческих сил, удовлетворению потребности в самореализации через взаимодействие», - отмечает А. Е. Подобин [7]. Педагогический отряд является, по его мнению, средой формирования социально и профессионально значимых качеств личности будущего педагога, в которой студенты приобретают субъектный опыт педагогической деятельности, способствующий осознанному выбору технологий, методов и приемов в воспитательной работе.
Е. Н. Сорочинская, исследуя проблему формирования педагогических умений будущих педагогов во внеучебной деятельности, отмечает одной из форм внеучебной деятельности педагогической отряд, который по её представляет собой «креативную среду обучения и воспитания, ориентированную на выявление глубинной внутренней сущности студентов» [13]. Исследователем детально разработаны и внедрены программы подготовки, курсы, факультативы, практические семинары, стажерские площадки, смены в лагерях актива для эффективной подготовки студентов к работе с детскими общностями в деятельности педагогического отряда.
Работы Р. И. Платоновой, А. В. Савченко, Р. М. Ситько доказывают, что педагогический отряд представляет собой не только эффективную форму внеучебной работы, но и средой подготовки студентов к воспитательной работе, является важным фактором их профессионально-личностного развития. В деятельности педагогического отряда студенты получают возможность развивать и реализовывать свой личностный и творческий потенциал; более интенсивно включаться в социальные отношения, овладевать новыми социальными ролями; осваивать программно-целевой подход к профессионально-педагогической деятель-
ности; приобрести психолого-педагогические знания, умения, навыки; обрести опыт коллективной деятельности, практического общения с детскими общностями. А.В. Савченко предложено рассматривать профессиональную подготовку будущего педагога в деятельности педагогического отряда как процесс, включающий формирование личностной, интеллектуально-педагогической и практической готовности. Под личностной готовностью автор понимает ориентацию студента на успешное сотрудничество с детьми в неформальной социально-педагогической среде; интеллектуально-педагогическая готовность выражается в стремлении будущего педагога к приобретению знаний, умений и навыков, связанных с познанием социокультурной среды будущей профессии; практическая готовность подразумевает личный опыт социально-педагогического характера в сфере деятельности детской общности [11].
Студенческий педагогический отряд как среду для профессиональной подготовки будущего педагога рассматривает Р. И. Платонова. По мнению автора, эффективность подготовки будущих педагогов в педагогическом отряде заключается в созданных специальных организационно-педагогических условиях. Данные условия необходимы для развития устойчивой позитивной мотивации у студентов к взаимодействию с детьми, использовании практикоориентированных форм учебной деятельности по активизации сотрудничества студентов с различными детскими коллективами, накоплении и творческом осмысление студентами субъективного опыта взаимодействия с детскими объединениями [6].
Р. М. Ситько исследованы педагогические средства, усиливающими подготовку студентов к воспитательной деятельности в условиях педагогического отряда: студенческий коллектив, жизнедеятельность которого способствует формированию педагогической позиции у каждого его члена, педагогическая программа, реализуемая будущими педагогами с детскими коллективами, подготовки студентов и программа подготовки студентов к работе с детскими коллективами [12].
По мнению Л. Н. Ручко, наиболее эффективными методами обучения студентов пе-
дагогического отряда являются: проблемные лекции, лекция-беседа, метод круглого стола, метод «мозговой штурм», групповой тренинг, анализ конкретных ситуаций, деловая игра, ролевая игра [9]. Применение данных методов способствует усвоению будущими педагогами теоретических психолого-педагогических знаний, развитию теоретического мышления, формирует познавательный интерес к воспитательной работе.
Е. М. Харланова к формам деятельности студентов педагогического отряда относит школу педагогического мастерства, учебно-методические сборы, создание методических разработок, социальные акции, слет. Исследователь считает, что формы деятельности должны быть заложены в дополнительные образовательные программы по подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности [15] .
Принципы организации деятельности педагогического отряда и психолого-педагогические условия их функционирования рассматривают в своих исследованиях М. Ю. Ананченко, А. В. Пономарева.
М. Ю. Ананченко исследует принципы организации деятельности педагогического отряда. По её мнению, эффективность профессионального становления будущего педагога обеспечивается осуществлением деятельности, основанной на ряде принципов:
- личностно-ориентированного подхода;
- творческой, исследовательской направленности и концептуальной обоснованности воспитательной деятельности;
- демократизма;
- собственной активности личности;
- ориентации на развитие.
В своих исследованиях М. Ю. Ананчен-ко рассматривает виды деятельности студенческого педагогического отряда. Педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях социального патронирования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, детских оздоровительных лагерях, специальных учреждениях. К развивающей деятельности относятся курсы вожатского мастерства, обучающие тренинги, научно-исследовательская деятельность, конкурсы, фестивали, проекты, культурно-творческие дела, выездные сборы, слеты, форумы, конференции, мастер-классы [2].
Характеризуя психолого-педагогические условия функционирования педагогического отряда, А.В. Пономарева отмечает, что первым условием является интеграция деятельности студенческого педагогического отряда в социально-культурное пространство. Ко второму педагогическому условию исследователь относит стимулирование потребности студентов в творческом самовыражении. Третье педагогическое условие представляет собой влияние руководителя студенческого педагогического отряда на процесс развития социальной успешности молодежи [8].
Таким образом, анализируемые работы подтверждают, что студенческий педагогический отряд как студенческая общность является полноправным субъектом внеучеб-ной деятельности, нашедшим нишу в учреждениях высшего профессионального образования. Участие студентов в деятельности педагогического отряда является продолжением и расширением учебного процесса и предполагает интеграцию внеучебной и учебной деятельности с целью создания условий для развития профессиональной компетентности будущих педагогов.
Теоретическое осмысление опыта работы студенческих общностей различной направленности обогащает теорию и методику современного профессионального образования, раскрывает пути совершенствования опыта внеучебной работы на основе лучших традиций отечественной высшей школы.
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Социальная психология . -М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Ананченко М. Ю. Лидер как субъект процесса социального управления: социально философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. -Архангельск, 1999. - 17 с.
3. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Речь, 2000.- 364с.
4. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Медиа, 2012. - 120 с.
5. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. - СПб.: Изд-во Гум. инст. проф., 2009. - 538 с.
6. Платонова Р. И. Общепедагогические проблемы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с детскими организациями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 20 с.
7. Подобин А. Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 228 с.
8. Пономарева А. В. Развитие социальной успешности молодежи в социально-культурной деятельности студенческого педагогического отряда: диссертация ... кандидата педагогических наук . - Челябинск, 2010. - 207 с.
9. Ручко Л. С. Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности : дис. ... канд. псих. - М., 2006. - 222 с.
10. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 2. - С. 26-31.
11. Савченко А. В. Формирование готовности будущего педагога к организации деятельности детских общественных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук . - Оренбург, 1999. - 17 с.
12. Ситько Р. М. Непрерывность педагогического образования как условие его модернизации // Пед. образование и наука : науч.-метод. журн. - 2002. - № 4. - С. 48-52.
13. Сорочинская Е. Н. Подготовка социальных педагогов детско-юношеских объединений. - Ростов-на-Дону, 1996. - 175 с.
14. Тённис Ф. Общность и общество [Электронный ресурс] URL: http://www.fidel-kastro. ru/sociologia/tennis_ob.htm (дата обращения: 15.07.2013)
15. Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов педвуза в деятельности студенческого педагогического отряда: автореф. дис. ... канд. пед. наук - Челябинск, 2002. - 22 с.