Научная статья на тему 'Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза'

Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERFORMANCE CRITERIA / МОНИТОРИНГ / MONITORING / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / SUBJECT POSITION OF THE STUDENT / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ КАК СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / THE STUDENT COMMUNITY AS INNOVATIVE EDUCATION SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Руденко Ирина Викторовна

В статье рассматривается специфика подходов к оценке эффективности воспитательной деятельности вуза, раскрываются понятия «критерий», «мониторинг». Комплексная оценка функционирования воспитательной системы предполагает организацию систематического мониторинга по определённым критериям. Авторы раскрывают содержание критериального обеспечения через комплекс критериев, ориентирующих на качественные характеристики воспитательной системы как динамичной, развивающейся. Особое внимание уделяется внеучебной деятельности, которая должна быть, по мнению авторов, направлена на формирование профессиональных компетенций и развитие субъектной позиции обучающихся. Результативность воспитания напрямую связана с развитием субъектной позиции студентов, наличием инновационных субъектов воспитания, к которым авторы относят студенческие общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Руденко Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND PERFORMANCE INDICATORS EXTRACURRICULAR ACTIVITIES - INNOVATION UNIT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL

The article discusses the specifics of approaches to evaluating the effectiveness of the educational activities of the university, disclosed the concept of " criterion ", "monitoring". Comprehensive evaluation of the functioning of the educational system involves organizing systematic monitoring on certain criteria. The authors reveal the contents of the criteria by providing a set of criteria, focusing on the qualitative characteristics of the educational system as a dynamic, evolving. Particular attention is given to extra-curricular activities, which should be, according to the authors, is aimed at forming and development of professional competencies subject position of students. Effectiveness of education is directly related to the development of a subject position of students, innovative education subjects to which the authors refer the student community.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза»

но и «умом, разговорами, дружелюбно». Примечательно и то, что учащиеся правильно оценивают позицию гражданина в обществе: быть гражданином - значит быть патриотом, полезным для страны человеком.

Таким образом, проведенное исследование показало, что для У учащихся 5-6 классов семья как идентификационный показатель практически отсутствует, что является достаточно низким результатом, учитывая возрастную особенность детей. Для младших подростков характерны не вполне сформированное отношение к жизни, слабо выраженное самоопределение, зачастую индивидуалистическое отношение к людям (делаю только то, что считаю нужным для себя). Большинство испытуемых слабо представляют права и обязанности гражданина, путают понятия между собой. В целом для респондентов характерна низкая активность участия в исследовании, так как многие ответы на вопросы и предложения остались незавершенными.

В то же время отмечаются и положительные тенденции по отношению к пониманию роли гражданина в обществе, поэтому младшие подростки - наиболее продуктивный возраст для формирования гражданской идентичности.

СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ

1. Образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=754

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — 151 с.

3. Григорьев, Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива граж-данско-патриотического воспитания в системе образования» [сайт] / Д.В. Григорьев. - Режим доступа: http://

pшektpatrюt2jimdo.com/гpажданская-идентичность/

4. Самсонова Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 171-173.

5. Габдрафиков И.М., Сафин Ф.Г., Фатхутдинова А.И. Этническая и языковая идентичности: парадигмы и парадоксы результатов переписей населения (на примере республики Башкортостан) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 198-204.

6. Цораева Ф.Н. Национально-региональный аспект в нравственно-эстетическом воспитании детей школьного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 241-243.

7. Байрамов И.М.О. О роли национальной идентичности в формировании этносепаратизма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 35-37.

8. Иванов Д.В. Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 38-41.

9. Жданова С.Ю., Мишланова С.Л., Поляков В.Б., Рабчевский Е.А. Особенности репрезентации этнической агрессии в корпусе сообщений пермского сегмента социальной сети «Вконтакте» (vk.com) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 246-248.

10. Нестеренко В.М., Ионесов В.И. О некоторых гуманистических основаниях разнообразия и идентичности в системе межкультурной коммуникации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 148-153

WHAT IT MEANS TO BE A PATRIOT?

© 2014

K.A. Abrosimova, teacher of history and social studies, graduate student "Pedagogy and Psychology"

FBGOU Institution "Togliatti State University»

MBU school № 89 with in-depth study of specific subjects, Togliatti (Russia)

Annotation: Changes in the social life of our country over the past 20 years, largely affected the spiritual life of the people, especially the younger generation, the youth. In this regard, increasing the relevance of civic education. This article analyzes the level of formation of civic identity among younger teenagers.

Keywords: civic identity, technique, patriotism, homeland, family, school.

УДК 373

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ИННОВАЦИОННОГО БЛОКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

© 2014

Л.В. Алиева, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Центра теории воспитания

Институт теории и истории педагогики РАО, Москва (Россия) И.В. Руденко, доктор педагогических наук, профессор Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается специфика подходов к оценке эффективности воспитательной деятельности вуза, раскрываются понятия «критерий», «мониторинг». Комплексная оценка функционирования воспитательной системы предполагает организацию систематического мониторинга по определённым критериям. Авторы раскрывают содержание критериального обеспечения через комплекс критериев, ориентирующих на качественные характеристики воспитательной системы как динамичной, развивающейся. Особое внимание уделяется внеучебной деятельности, которая должна быть, по мнению авторов, направлена на формирование профессиональных компетенций и развитие субъектной позиции обучающихся. Результативность воспитания напрямую связана с развитием субъектной позиции студентов, наличием инновационных субъектов воспитания, к которым авторы относят студенческие общности.

Ключевые слова: воспитательная система, внеучебная деятельность, критерии эффективности, мониторинг, субъектная позиция студента, студенческие общности как субъекты воспитания.

Перспективы развития образования, повышения питательного потенциала и определении средств эффек-его роли в развитии государства, общества, личности- тивной реализации в дифференцированной подготовке гражданина - в осмыслении его специфического вос- нового поколения граждан страны. Вся система совре-

менного образования - уникальна по своему, прежде всего, воспитательному потенциалу, реализуемому в многообразии образовательных структур (государственных, общественных), их инновационной деятельности. Специфичен воспитательный потенциал образовательного процесса, основой которого является обучение (учение) - специфический вид совместной человеческой деятельности (объект-субъектов процесса).

Специфика воспитательной деятельности учреждения определяется его типом, традициями, педагогическими кадрами, связью основной образовательной деятельности учреждения с реальной окружающей жизнью, потребностями и проблемами ближайшего социума.

Особое место в реализации воспитательного потенциала модернизируемой системы образования занимает высшее профессиональное образование. Социально-педагогическая реальность «воспитательная система» является одним из действенных механизмов, с помощью которого вуз - образовательное учреждение расширяет сферу своего влияния на личность обучающегося и педагогического работника, максимально и эффективно реализуя специфический воспитательный потенциал содержания, форм профессионального образования.

Выявление специфического воспитательного потенциала вуза - особой образовательной организации позволяет моделировать тип воспитательной системы с учетом статуса, основного направления образовательной деятельности учреждения, кадровой базы и других факторов. Воспитательная система вуза - система динамичная, открытая, демократичная, оптимальное, позитивное функционирование которой определяет критериальное обеспечение ее моделирования, функционирования. В определении содержания критериального обеспечения эффективного функционирования воспитательной системы вуза как средства оптимизации процесса воспитания студентов и преподавателей исходим из сущностных характеристик ключевого понятия-категории - «критерий».

Феномен «критерий» (в переводе с греч. - отличительный признак [1]) представляем в его сущностной смысловой многозначности (суждение, оценка, показатель, результат, методологический ориентир) Реализация назначения каждого смысла во взаимосвязях составляет основу содержания критериального обеспечения. Критерии выступают важным блоком теории воспитательных систем; научно обоснованными подходами к моделированию, выбору средств конструирования, эффективного функционирования воспитательной системы образовательного учреждения, ее прогнозируемым результатам.

Анализ опыта создания и функционирования воспитательных систем образовательных учреждений позволил обосновать комплекс критериев - теоретико-методической основы обеспечения их эффективности.

Критериальное обеспечение создания и развития воспитательной системы вуза рассматриваем не как механический «набор» критериев, а как комплекс, в котором представлена органичная связь общих, специфических и единичных критериев позитивного, результативного функционирования системы. Общие критерии определены с учетом особенностей объекта - системы (социальной) и воспитательной системы образовательного учреждения; специфические - с учетом социального назначения и воспитательного потенциала учреждения образования; единичные - ориентируют на своеобразие (образовательное, воспитательное, социальное) конкретного учреждения (его типа, статуса, общих и специальных направленностей образования, кадрового состава и т.д.).

Содержание критериального обеспечения представляем комплексом критериев, ориентирующих на качественные характеристики воспитательной системы как динамичной, развивающейся.

1-ый блок - «критерии суждения о феномене «воспитательная система образовательного учреждения»» - методологические ориентиры познания воспитательной системы как педагогической реальности, ее роли в процессе воспитания : а) представление о воспитании как объекте науки и практики; б) современное научное знание о воспитательной системе и системообразующей деятельности г) знание воспитательной специфики типа образовательного учреждения.

2-ой блок - критерии как показатели наличия системообразующих компонентов (ядра) системы: а) воспитательные приоритеты в целеполагании, ценностях, конкретных задачах, принципах, методах воспитания, результатах; б) воспитательный ресурс основных субъектов образовательной деятельности учреждения, в) методическая подсистема, адекватная целеполаганию и содержанию воспитания; ориентированная на рациональную и эффективную организацию деятельности преподавателя и студента, обеспечивающая взаимодействие, взаимосвязи основных структур системы; г) управление процессом воспитания как неотъемлемый атрибут характеристики системы, системообразующий фактор ее функционирования и развития; средство достижения наибольшего эффекта при наименьших затратах.

3-ий блок - критерии - показатели, приоритетные для воспитательной системы конкретного учреждения-вуза:

- наличие в образовательном учреждении специфических субъектов воспитания (сети творческих общественных сообществ, объединений, органов самоуправления);

- разработка интегрированных, дифференцированных индивидуальных программ, проектов основного и внеучебного образования и воспитания;

- специфика воспитательного потенциала методов обучения;

- творческий и профессиональный потенциал педагогических работников как воспитателей;

- специфические сферы социально-педагогического, культурологического влияния системы во внеучеб-ной деятельности);

- роль социальной, практической, личностной значимости основных профессиональных знаний, умений;

- характер отношений в педагогическом и студенческом коллективах.

- позитивная динамика личностно- профессионального роста педагогов, студентов: включенность в основную и внеучебную деятельность учреждения; наличие позитивных индивидуальных достижений; становление субъектной позиции всех участников процесса ( с учетом индивидуальности, видов деятельности).

4-ый блок - критерии эффективного функционирования воспитательной системы:

- воспитательные приоритеты в основной и внеу-чебной деятельности учреждения: профессиональное воспитание, личностно ориентированная, практическая, духовно-нравственная направленность деятельности; стиль, характер взаимоотношений «педагог- студент, «студент - студент;

- укрепление воспитательных традиций и рождение инноваций, стимулирующих процесс творческого личностного роста студента и преподавателя;

- «полнота», экономичность, разумность, целесообразность использования имеющихся ресурсов (внутренних и внешних) и, прежде всего, человеческого фактора учреждения;

- самовоспроизводство воспитательных кадров в деятельности учреждения; сформированность у ведущей группы педагогов позиции воспитателя, педагога-исследователя, профессионала-личности;

- возрастание роли и значения в функционировании системы (и учреждения в целом) самоуправленческих начал в гармоничном сочетании с педагогическим

управлением и преобразование целевых установок управления в область воспитания каждого члена коллектива, стимулирования индивидуального творческого роста;

- повышение социально-воспитательной ценности профессионального образования;

- высокие результаты студентов, преподавателей на международных, региональных, местных фестивалях, конкурсах, олимпиадах;

- создание воспитательного пространства окружающего социума;

- высокий авторитет учреждения в окружающем социуме.

Содержание критериального обеспечения - это теоретически прогнозируемые показатели результативности воспитательной системы, реальность достижения которых определяется осмыслением, анализом содержания деятельности субъектов системы, образовательной деятельности учреждения. Комплексная оценка функционирования воспитательной системы предполагает организацию систематического мониторинга. Мониторинг - постоянно действующая система отслеживания показателей - результатов организуемого педагогического процесса по реализации образовательных программ в деятельности образовательной организации, включающая основные параметры оценки, по которым «сводятся», анализируются, обобщаются данные конкретных методик, анкет с целью получения оценки, приближенной к реальным, истинным результатам, относительно устойчивым [2].

Мониторинг фиксирует «начальную» (нулевую) точку отсчета (начало действия программы, функционирования нового студенческого объединения и т.д.), результаты промежуточных этапов, циклов ее реализации (представленных в содержании программы или концепции), «конечные результаты» на завершающем этапе. Именно сравнимость всех «промежуточных данных», выявленная динамика изменений (как позитивных, так и негативных) в ходе мониторинга позволяет выявить истинные показатели результативности образовательной деятельности, конкретных программ, наметить пути совершенствования.

Можно осуществлять мониторинг и внеучебной деятельности вуза. Внеучебная деятельность вуза - органичный блок воспитательной системы, придающий ей инновационность, динамизм, действенность основных критериев - показателей эффективной реализации потенциала воспитания; важный ориентир формирования современной модели воспитания в вузе.

Внеучебную деятельность вуза определяем как органичный блок его основной образовательной и социально-значимой деятельности; многообразную деятельность, включающую ее цели, содержание, организацию, деловое и межличностное общение, комплекс взаимоотношений; осуществляемую вне основного учебного времени, учебных программ, в режиме непрерывного свободного образования и самообразования на принципах добровольности, личного интереса, потребностей, индивидуальных способностей и возможностей студентов и преподавателей.

Это деятельность, интегрирующая специфические ценности образования, воспитания, социализации преимущественно в практико-ориентированной творческой деятельности студента и преподавателя (профессиональной, социальной, культурологической, общественной и др.).

Современные исследования, рассматривающие проблемы высшего образования как в России, так и за рубежом, доказывают, что можно добиться хороших результатов в подготовке студентов, когда академическая и внеучебная деятельность будут одинаково ответственны за качество профессионального образования. Единство внеучебной и учебной деятельности позволяет студен-

там в полной мере осваивать различные социальные роли, способствует успешной адаптации в вузовской и послевузовской среде.

Необходимо заметить, что многие важные качества и навыки современного конкурентоспособного специалиста (умение работать с коллективом, вести переговоры, принимать решения в нестандартных ситуациях и др.) наиболее успешно формируются во внеучебной деятельности.

Закон «Об образовании в РФ» (2013 г.), стандарты высшего профессионального образования ориентируют на приоритет в системе высшего образовании формирование профессиональной компетентности студентов. Внеучебная деятельность в новом формате может рассматриваться как среда формирования общекультурных и профессиональных компетенций, прописанных в стандартах. При этом важна субъектная позиция обучающихся.

Развитие субъектной позиции студентов в многообразных видах деятельности (основной, дополнительной профессиональной, социально-общественно значимой, культурологической, правовой, исследовательской и практической-трудовой); сформированность позитивной позиции по отношению к осваиваемой профессии как жизненной ценности - важный критерий эффективности внеучебной деятельности как инновационного блока воспитательной системы. Активная позиция студента как субъекта воспитания во внеучебной деятельности представлена дифференцированно и определяется комплексом факторов:

- уровнем общего, начального среднего профессионального образования;

- «ступенью обучения в вузе» (первый курс, старшие курсы, бакалавриат, магистратура;

- индивидуальным опытом (трудовой, жизненный, общественный);

-индивидуальными особенностями (психологические, физические, умственные, коммуникативные и др.);

- традициями внеучебной деятельности вуза.

Позиция студента - субъекта воспитания во внеучеб-

ной деятельности в массовом опыте представлена многообразными ролями и статусами:

- студенты - лидеры органов студенческого и вузовского самоуправления;

- инициаторы и разработчики тематических проектов профессиональной, социальной, культурологической направленности;

- руководители студенческих общественных объединений;

- члены экспертных советов вуза (совместно с педагогами);

- кураторы (наставники) групп первокурсников;

- активные участники творческих исследовательских групп;

- разработчики интернет-программ;

- руководители вузовских СМИ, редакторы журналов, газет и т.д.;

- организаторы массовых социально-значимых акций, соревнований, смотров.

Именно в этих позициях студент ощущает собственный рост, стимул к профессиональному и человеческому совершенствованию.

В этих ролях осуществляется профессиональное воспитание, формируются профессионально важные качества личности, что является важным результатом профессиональной подготовки в вузе. Такая позиция пробуждения у студентов творчества, жажды познания, собственных открытий, отношений делового общения, дискуссий, диалога и дает реальные позитивные результаты.

В связи с этим важным критерием качества внеучеб-ной деятельности является количество студентов, участвующих во внеучебной деятельности.

Создание и функционирование других инновационных субъектов воспитания во внеучебной деятельности

- критерий эффективности воспитательной системы, ее позитивной динамики [3-8]. К ним могут относиться различные социальные общности. Социальная общность

- объективная реальность человеческого общества; пространство бытия человека - социального субъекта, человеческая потребность общаться, со-бытийствовать; форма взаимодействия людей в пространстве социума, обусловленная общностью интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, близости их взглядов, верований, их объективных представлений о целях и средствах деятельности. Социальная общность в вузе представлена многообразием видов: сообщество, группа, объединение, коллектив. В опыте внеучебной деятельности вузов приоритетным является студенческое объединение - особый вид социальной общности и коллективный субъект воспитания педагогов и студентов.

В современном опыте активно действуют самые различные по своей целевой, содержательной, организационной направленности студенческие общности. Они представлены первичными студенческими объединениями (различной направленности основной и дополнительной образовательной профессиональной деятельности); студенческими общественными организациям и движениями; относительно стабильными и временными группами. Студенческие общности различаются по основной базе их создания:

- на базе музеев; факультета, курса; как органы самоуправления;

- на базе дополнительного профессионального образования в вузе;

- на основе разработки и реализации проектов .

Различаются студенческие общности по основным

принципам их создания:

- по инициативе студентов и педагогов в реализации общих потребностей, интересов (творческие, культурологические, туристические, спортивные, театральные); по инициативе самих студентов, органов студенческого самоуправления; по выполнению социальных заказов.

- создаваемые для организации свободного времени в студенческих общежитиях обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- временные общности (каникулярные): походы, экспедиции, трудовые студенческие отряды, бригады;

- временные: по подготовке, проведению и подведению традиционных дел, знаменательных событий в городе, стране, соревнований, смотров (профессиональных и др.) и т.д..

Анализ современного опыта позволяет выделить различные типы студенческой общности. В высшем учебном заведении во внеучебной деятельности студенческие общности имеют, прежде всего, ценностно-целевую ориентацию. В аспекте содержательного, сущностного основания можно выделить студенческие общности следующей направленности:

- учебные (студенческие группы);

- научные и научно-профессиональные;

- творческие;

- досуговые;

- спортивные;

- трудовые (студенческие отряды);

- общественные формирования и объединения [9].

Рассматривая студенческие общности, отметим, что

их участникам присуще: общая цель, эмоциональное единство группы, чувство общности, духовное единство; существование в непосредственном контактном взаимодействии; возможность проявления в коллективе через эмоционально-психологический характер связей и отношений; возможность кратковременного и длительного существования.

Как правило, студенческие общности имеют свою специфику и логику, присущие им функции, принципы,

содержание, формы и методы, критерии оценки, результаты деятельности. Специфический вклад студенческих формирований в процесс воспитания студента, его профессионального становления - в наполнении воспитательного пространства инновационными проектами, идеями ценностями.

Опыт создания студенческих объединений в многообразии их типов подтвердил их инновационную роль в модернизации воспитательной системы профессионального образования, в частности, в повышении его воспитательной направленности, в демократизации педагогического процесса, становлении системы государственно-общественного управления образовательной деятельностью вуза.

Эти результаты - весомое доказательство их востребованной, особой субъектности в системе воспитания вуза, один из критериев - показателей эффективности воспитательной системы вуза. Воспитание и его результаты - это качественная общественно-профессиональная характеристика основной образовательной деятельности учреждения высшего образования. Именно поэтому разработка их - важное направление исследовательского поиска, который может быть продолжено и подвергнуто дальнейшему анализу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новый словарь иностранных слов / под ред.

B.В.Адамчик.- МН: Современный литератор,2005. -

C.492

2. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования / под ред Л.В. Алиевой, О.В. Озёрской.- М.,2013 - С.8

3. Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 250-252.

4. Нефедова Н.А. Теоретические основы организации воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 165-168.

5. Севенюк С.А., Парфенова Т.А. Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 35-37.

6. Моисеев В.Б., Козлова Н.В. Информационные технологии как эффективное условие организации деятельности наставников студенческих академических групп в воспитательной работе технического вуза // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 7-13.

7. Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контексте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 259-262.

8. Козлова Н.В. Возможность воспитательной системы технического вуза по формированию и развитию социальных компетентностей студентов на основе применения информационных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 118-125.

9. Руденко, И.В. Студенческие общности как субъекты внеучебной работы в вузе / И.В. Руденко // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2013. - №6 - С.106-110

CRITERIA AND PERFORMANCE INDICATORS EXTRACURRICULAR ACTIVITIES -INNOVATION UNIT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL

© 2014

L.V. Alieva, Doctor of Education, Professor, Senior Fellow at the Center of the theory of education Institute of Theory and History of Pedagogy RAO, Moscow (Russia) I.V. Rudenko, Doctor of Education, Professor Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article discusses the specifics of approaches to evaluating the effectiveness of the educational activities of the university , disclosed the concept of " criterion ", "monitoring" . Comprehensive evaluation of the functioning of the educational system involves organizing systematic monitoring on certain criteria. The authors reveal the contents of the criteria by providing a set of criteria , focusing on the qualitative characteristics of the educational system as a dynamic, evolving . Particular attention is given to extra-curricular activities, which should be , according to the authors , is aimed at forming and development of professional competencies subject position of students. Effectiveness of education is directly related to the development of a subject position of students , innovative education subjects to which the authors refer the student community.

Keywords: educational system, extracurricular activities, performance criteria, monitoring, subject position of the student, the student community as innovative education subjects.

УДК 004.652.4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХРАНИЛИЩА ДАННЫХ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

© 2014

Е.А. Артюшина, старший преподаватель кафедры «Вычислительные машины и системы» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается процесс построения реляционного хранилища данных на базе аналитической платформы Deductor с использованием технологии OLAP, входящего в состав системы поддержки принятия решения по результатам выборочного тестирования в ВУЗе.

Ключевые слова: хранилище данных, иерархия OLAP-измерений, аналитическая платформа Deductor.

Постановка проблемы. В настоящее время для выработки управленческих решений все чаще применяются корпоративные аналитические системы, которые входят в совершенно новый класс информационных систем поддержки принятия решения (информационных СППР) и становятся все более востребованными на российском рынке программных продуктов.

В основе управленческих решений, принимаемых внутривузовской системой обеспечения качества подготовки специалистов, лежит статистическая информация о результатах выборочных интернет-аттестаций. Эффективность управления процессом тестирования во многом будет зависеть от эффективности применяемого метода хранения и обработки накопленных данных статистического наблюдения.

Для качественного и всестороннего анализа результатов выборочного тестирования в ВУЗе предлагается создать информационную СППР, основанную на использовании технологии OLAP (Online Analytical Processing) и включающую многомерную БД или хранилище данных.

Хранилище данных (Data Warehouse) - оптимально организованная БД, содержащая данные, агрегированные по многим измерениям, и обеспечивающая максимально быстрый доступ к информации, необходимой для анализа и последующего принятия управленческих решений. Агрегаты (или суммарные показатели) хранятся в явном виде, чтобы ускорить выполнение аналитических запросов. Пополнение хранилища происходит периодически из внешних источников данных, например, из статистических отчетов. В целом, содержимое хранилища предметно ориентировано и инвариантно во времени, данные должны быть интегрированы, а также обладать стабильностью и минимальной избыточностью [1].

Анализ последних исследований и публикаций. Осями многомерной системы координат должны являться основные атрибуты анализируемого управленческого процесса. В качестве одного из измерений обязательна временная ось. В нашем случае, измерения многомерного куба назначим на основании данных, опубликованных

в [2]:

- тестируемые специальности (ось оС);

- тестируемые циклы дисциплин (ось оD);

- периодичность интернет-аттестаций (временная ось оТ);

На пересечениях осей-измерений должны находиться данные, количественно характеризующие процесс -факты.

В соответствии с расчетами, приведенными в [3], генеральная статистическая совокупность представлена следующим образом: на факультете ВУЗа имеется 6 направлений подготовки, общее количество студенческих групп очной формы обучения 56, по каждой образовательных программе в циклах Б1 (гуманитарный, социальный и экономический блок дисциплин), Б2 (математический и естественнонаучный блок), а также в профессиональном цикле Б3 изучается в среднем 42 дисциплины. Для тестирования из генеральной совокупности ежегодно должны выбираться 3 специальности, 2 блока и 5 дисциплин. Межсерийная дисперсия выборки равна 1.2.

Формирование целей статьи. Разработанная многомерная модель ХД представлена на рисунке 1:

Рисунок 1 - Измерения и факты в многомерной модели ХД «Тестирование»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.