цесса [Текст] / Е. С. Щеголенкова// Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - 2010. - № 6. - С. 141-148.
9. Parsons Т. Social system and the evolution of action theory. N. Y. - L. 1977.
УДК 37.01
Гафурова Наталия Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика профессионального обучения» Сибирского федерального университета, gafurnv@yandex.ru, Красноярск
Бугаева Татьяна Петровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика» Сибирского федерального университета, bugaevatp@yandex.ru, Красноярск
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В КОНТЕКСТЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Gafurova Natalya Vladimirovna
Doctor paedagogical, professor of Professional Education Pedagogy department of Siberian Federal University, gafurnv@yandex.ru, Krasnoyarsk
Bugaeva Tatyana Petrovna
The candidate of pedagogical sciences, associate professor of Higher Mathematics department of Siberian Federal University, bugaevatp@yandex.ru, Krasnoyarsk
NATIONAL PRIORITIES IN THE CONTEXT OF THE EFFECTIVENESS OF OPERATION OF THE MODERN UNIVERSITY: EDUCATIONAL ASPECT
В ходе реализации гуманистической парадигмы в современных условиях особо значимым становится осмысление воспитания как существенной составляющей образования. Приоритетность решения задач воспитания современной молодежи отражена в нормативных актах федерального и регионального уровня: Законе «Об образовании», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Законах «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Красноярском крае», «О государственной моло-
дежной политике Красноярского края», Проекте закона «Об образовании» (в редакции 2010 г.) и др.
Опираясь на нормативные акты РФ, направленные на обновление отечественного образования, можно утверждать, что воспитание определяется как приоритет современного образования, так как его обновление предполагает, прежде всего, воспитание учащейся молодёжи, как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем.
В настоящее время в педагогической науке и практике интенсивно обсуждается проблема возрождения воспитательных систем в образовательных учреждениях на базе российских воспитательных традиций. Обозначена потребность разработки теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики, в русле которых выполнено наше исследование.
Значимость исследования проблем воспитания молодежи широко отражена в научной литературе в работах ученых и практиков. В этой связи нами были изучены труды, посвященные воспитательным системам вузов (В. С. Кагерманьян, 3. Н. Калинина, Л. И. Коханович, Н. А. Шайденко и др.), эффективности воспитательных систем (Б. Н. Боденко, Н. И. Монахов, М. М. Поташник и др.) и деятельности кураторов (В. П. Балицкий, Л. М. Васильева, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин и др.). Теоретический анализ научных источников показал, что существенные перемены в социальном, экономическом и политическом укладе стране отразились на воспитательных системах и привели к изменению социально-экономической среды вуза, субъектного состава и характеристик субъектов воспитательной системы, смене цели воспитания. Возникла проблема обоснования инновационной кураторской деятельности, соответствующей новой цели, новому содержанию и адекватным технологиям воспитательной работы. Актуальность поиска новых подходов к воспитанию в образовательных учреждениях приводит к необходимости обращения к системному подходу, исследованию роли и возможностей субъектов, его реализующих, в том числе педагога-куратора.
Работы И. А. Зимней, В. А. Караковского, Н. В. Кузьминой, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Ю. П. Сокольникова и др. позволили нам остановиться на формулировке определения воспитательной системы образовательного учреждения и выделения ее функций. Воспитательная система - это форма интеграции воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями воспитанников и обеспечивается реализация задач воспитания в специально организованных условиях. Функции воспитательной системы: интегрирующая - приводит к соединению несогласованные воспитательные воздействия; регулирующая - упорядочивает воспитательный процесс, управление им; развивающая - обеспечивает динамику воспитательной системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, развития, совершенствования [6; 9; 10; 15; 16 и др.].
Системный подход в качестве методологического инструмента позволяет рассматривать воспитательную систему, как целостность, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов (цель, среда, управление, субъекты, общность и деятельность субъектов) и подчиняющуюся общему закону организационного строения и функционирования любой системы [8].
В системном подходе исследователями выделяются четыре этапа цикличного функционирования воспитательной системы [14] и характеристики этапов (табл. 1). В качестве примера можно рассмотреть этап стабильного развития воспитательной системы, хорошо известный для вуза в советские времена, для которого были характерны позитивные процессы интеграции, создающие для субъектов стабильную комфортную среду.
Таблица 1 - Этапы функционирования воспитательной системы
Этапы функционирования воспитательной системы Характеристика воспитательной системы на данном этапе
Этап становления Стремление к упорядоченности
Этап стабильного развития Развивается ученический коллектив Формируется стабильное общественное мнение
Этап окончательного оформления Коллектив образовательного учреждения - содружество воспитанников и воспитателей Наличие в образовательном учреждении традиций Активное и творческое взаимодействие воспитательной системы и среды
Этап кризиса Усиление дезинтеграционных явлений, связанных с поиском нового, или полное разрушение воспитательной системы
Анализ исследований И. С. Болотина; С. В. Дармодехина; И. М. Ильинского, В. С. Кагерманьяна; В. М. Лопаткина; С. И. Плаксия; В. А. Садовничего; В. Я. Суртаева; Ф. Р. Филипппова; В. Д. Шадрикова и др. о современном состоянии воспитательной системы вуза, показал, что состояние воспитательной системы определено в них как кризисное. Явление кризиса - естественный процесс функционирования воспитательной системы, который характеризуется усилением дезинтеграционных явлений, связанных с поиском новых ценностей, нарушением стабильности, нарастанием индивидуальных и групповых различий, дефицитом новизны, не соответствием обновления жизни образовательного учреждения и воспитательной системы. Такие характеристики воспитательной системы на этапе кризиса позволили сделать в исследовании вывод о низкой результативности воспитательной системы современного вуза и необходимости решения проблемы ее повышения [2, с. 3].
Результативность в справочной литературе трактуется как положительный результат, соотнесенный с некоторой деятельностью. По отношению к воспитательной системе вуза результативность представляется с двух позиций: государственной в форме аккредитационных показателей и конкретизации их в психолого-педагогических исследованиях, представленных исследованиями; Л. В. Байбородовой; Б. Н. Боденко; Л. К. Гребенкиной; И. А. Зимней,
И. П. Иванова; В. А. Караковского; Н. В. Муруговой; М. П. Поповой; Е. В. Титовой и др. Анализ работ ученых показывает, в целом, совпадение этих позиций [7; 12; 13; 17 и др.]. Наиболее часто оценка результативности функционирования воспитательной системы образовательного учреждения производится с использованием двух групп критериев: количественных и качественных, предложенных Л. К. Гребенкиной и В. А. Караковским [8]. Критерии факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в образовательном учреждении воспитательная система. Критерии качества отвечают на вопрос, на каком этапе функционирования находится воспитательная система. На основе изучения работ по результативности воспитательных систем представленных выше авторов, мы развернули понимание этих критериев для практического использования в вузовской воспитательной системе (табл. 2).
Таблица 2 - Критерии результативности воспитательной системы
Критерии факта Критерии качества
^ упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения ^ наличие сложившегося единого коллектива ^ единство воспитательных воздействий степень приближенности системы к поставленным целям ^ реализация педагогической концепции ^ общий психологический климат в коллективе ^ стиль отношений между субъектами ^ самочувствие студентов и преподавателей ^ внутренний комфорт субъектов ^ уровень воспитанности выпускников
Таким образом, в настоящее время состояние воспитательной системы, определяемое, согласно системному подходу, естественной циклической сменой этапов ее функционирования (становления, стабильного развития, окончательного оформления, кризиса), характеризуется усилением дезинте-грационных явлений, связанных с поиском новых целей и ценностей, нарушением стабильности, нарастанием индивидуальных и групповых различий, дефицитом новизны, не соответствием обновления жизни современного вуза и воспитательной системы, что позволяет констатировать наличие этапа кризиса и низкую результативность воспитательной системы вуза в современных условиях.
Рассматривая возможности компонентов воспитательной системы быть системообразующими на этапе кризиса воспитательной системы, мы исходили из понимания того, что воспитательная система - это постоянно развивающийся феномен. Процесс развития воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся. Компоненты воспитательной системы, известные в педагогической теории, такие как цель, коллектив и др., в силу своих сущностных характеристик, не способны на этапе кризиса воспитательной системы вуза удовлетворять требованиям к системообразующему компоненту и способствовать ее переходу к этапу становления, исключая процессы разрушения системы. На этапе перехода воспитательной системы от кризиса к становлению системо-
образующей может быть совместная деятельность субъектов, в том числе и кураторская, интегрирующая все компоненты системы.
Различные подходы к определению структуры воспитательной системы авторов Э. Ф Зеера, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Ю. П. Сокольникова и других исследователей позволили нам определить структуру воспитательной системы современного вуза, включающую: цели, субъектов, деятельность и общность субъектов, среду вуза, управление^; 6; 8; 15; 16 и др.]. В рамках поиска системообразующего элемента на этапе кризиса мы сочли необходимым охарактеризовать субъектов воспитательного процесса, охваченных в исследовании - студентов, преподавателей, родителей студентов, администрацию вуза, сотрудников правовых, культурных, спортивных и здоровье сохраняющих подразделений вуза и внешних организаций. Компоненты системы нами были рассмотрены на каждом этапе ее функционирования с целью выстраивания соответствия между этапом функционирования воспитательной системы и возможностями компонентов системы быть системообразующими (табл. 3), согласно требованиям к системообразующему элементу воспитательной системы, представленным в системном подходе [14]. Нами были проверены возможности деятельности куратора, как совместной деятельности субъектов, выполнить требования к системообразующей деятельности.
Таблица 3 - Соответствие этапа функционирования воспитательной системы и системообразующего элемента
Этапы Характеристика системы на данном этапе Пример системообразующего элемента (из педагогических научных работ)
Этап становления Стремление к упорядоченности Цель Познавательная деятельность
Этап стабильного развития Развивается ученический коллектив Формируется стабильное общественное мнение Цель Коллектив Познавательная деятельность
Этап окончательного оформления Коллектив образовательного учреждения - содружество воспитанников и воспитателей Наличие в образовательном учреждении традиций Активное и творческое взаимодействие воспитательной системы и среды Цель Коллектив Познавательная деятельность
Этап кризиса Усиление дезинтеграционных явлений, связанных с поиском нового, или полное разрушение воспитательной системы 9
Компоненты воспитательной системы, известные в педагогической теории, такие как цель, коллектив и др., в силу своих сущностных характеристик, не способны на этапе кризиса воспитательной системы вуза удовлет-
ворять требованиям к системообразующему компоненту и способствовать ее переходу к этапу становления, исключая процессы разрушения системы.
На этапе перехода воспитательной системы от кризиса к становлению системообразующей может быть совместная деятельность субъектов, в том числе и кураторская деятельность, интегрирующая все компоненты воспитательной системы. Результатом анализа психолого-педагогической, социальной и философской теории стали наши позиции относительно поиска системообразующего элемента воспитательной системы на этапе кризиса, который способен выполнить интеграцию других компонентов системы с целью вывода ее из кризиса. Нами было установлено, что системообразующей в данных условиях может быть только совместная деятельность субъектов, и по нашему мнению такой совместной деятельностью при определенных педагогических условиях может быть деятельность куратора вуза (рис. 1).
’ , X
г \II Щ ■■■'-:Ш V8. \ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
V ■ • >•//'••
С 'иетемообрачующего элемента НЕТ
Снстемооораптощші элемент ЕСТЬ
СТАНОВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
СТАБИЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Рисунок 1 - Этапы функционирования воспитательной системы
(В. А. Караковский, Н. В. Кузьмина, Ф. Ф. Королев, Н. Л. Селиванова и др.)
Деятельность куратора - это психолого-педагогическая деятельность преподавателя образовательного учреждения, направленная на создание педагогических условий успешного профессионального становления студентов, обеспечивающих организацию системы отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива и создание условий для развития каждой личности.
Характеризуя современное состояние деятельности куратора в вузе, мы выделили ее задачи, функции, содержание. Нами установлено, что традиционно индивидуально осуществляемая деятельность куратора, результативная на этапе стабильного функционирования воспитательной системы вуза, на этапе кризиса воспитательной системы таковой не является. Индивидуальная деятельность куратора поднимается на новый уровень, когда совместная коллективная деятельность кураторов способствует новому каче-
ству деятельности. Так, массовый характер деятельности кураторов, привел исследование к получению феномена коллективного субъекта, обладающего новыми свойствами, востребованными в ситуации кризиса воспитательной системы. Это позволило нам вести речь об интеграции компонентов воспитательной системы в совместной деятельности по выработке, согласованию и реализации общей цели, установлению субъект - субъектных отношений в многообразной учебной и внеучебной деятельности.
Таким образом, характеристикой кураторской деятельности в воспитательной системе современного вуза является принятие её как нормы в структуре профессиональной деятельности преподавателей, массовость, характер коллективного субъекта, обеспеченность нормативноорганизационной базой, реализация функций по сохранности физического и психического здоровья студентов. На этапе перехода воспитательной системы от кризиса к становлению эта характеристика проявляется в интеграционных процессах по созданию коллективного субъекта через совместную деятельность по выработке, согласованию и реализации общей воспитательной цели, установлению субъект-субъектных отношений в многообразной учебной и внеучебной деятельности.
Рассмотрим обоснование педагогических условий осуществлений кураторской деятельности на этапе кризиса воспитательной системы и реализации их в педагогической практике Государственного университета цветных металлов и золота, вошедшего в состав Сибирского федерального университета.
Педагогическими условиями осуществления деятельности куратора, способствующими повышению результативности воспитательной системы современного вуза, являются: актуализация ценностного отношения к воспитательной работе со студентами у педагогического коллектива вуза; закрепление норм кураторской деятельности с учетом ее характеристик в разработанной и реализованной педагогическим коллективом вуза нормативно-организационной базе; совершенствование профессиональнопедагогической компетентности куратора; создание и реализация кураторами взаимосвязи и взаимовлияния компонентов воспитательной системы в много-функциональной и многообразной воспитательной среде, удовлетворяющей потребностям субъектов воспитательной системы; взаимодействие структур по воспитательной работе.
При обосновании первого педагогического условия с позиции системного подхода отметим, что кризис воспитательной системы вузов определен противоречиями между целями субъектов воспитательной системы вуза и механизмами их реализации [3]. Кризисный этап воспитательной системы вуза перейдет в этап становления в случае «принятия» субъектами системы новой цели, выработка которой происходит в процессе ее согласования с целями субъектов воспитательной системы. Такой процесс возможен в деятельности всех субъектов воспитательной системы, если ими признана ценность воспитательной работы. В практике педагогического эксперимента актуализация ценности воспитательной работы происходила на
заседаниях Ученых советов, совещаниях, конференциях университета, проблемных семинарах в процессе решения обострившихся проблем сохранности контингента студентов, снижения успеваемости, увеличения числа правонарушений, в том числе в студенческих общежитиях, оттока студентов из творческих студенческих коллективов, спортивных секций и т. д. Поэтому первым условием, способствующим повышению результативности воспитательной системы современного вуза, нами определена актуализация ценностного отношения педагогического коллектива образовательного учреждения к воспитательной работе со студентами. А механизмом, способствующим такому процессу, стала кураторская деятельность, способствующая «принятию» целей системы всеми ее субъектами. Отметим, что в опытноэкспериментальной работе приняли участие 106 кураторов студенческих групп, 2500 студентов первого и второго курса всех институтов и факультетов университета, администрация всех уровней управления, преподаватели, сотрудники, обеспечивающие занятость студентов во внеучебное время и родители студентов.
Чтобы кураторская деятельность с учетом ее характеристики способствовала повышению результативности воспитательной системы вуза, необходимо закрепление норм деятельности сообщества кураторов в разрабатываемой и реализуемой педагогическим коллективом образовательного учреждения нормативно-организационной базе, что явилось вторым педагогическим условием [2]. Сегодня на государственном уровне в основном есть только рекомендательная база по воспитательной работе, и вузам делегировано право разработки нормативных актов. Многие вузы в настоящее время имеют такие нормативные документы, как «Положение
о кураторе», «Программа кураторской деятельности», «Журнал куратора» и др. В начале опытно-экспериментальной работы в нашем вузе нормативные документы по воспитательной работе были представлены только Положением о кураторе в редакции 1985 г. В ходе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны и внедрены в практику работы вуза Концепция воспитательной работы, Положение о кураторской деятельности, Положение о Школе куратора, Журнал куратора, Единый план воспитательной работы, Нормы времени работы куратора, Схема взаимодействия административных структур по воспитательной работе, приказы, распоряжения и др. Эффект качественной реализации нормативной базы, представленной в исследовании, заключается в том, что в ее разработку, обсуждение и принятие была целенаправленно вовлечена большая часть педагогического коллектива, т. е. сами субъекты воспитательного процесса.
Результатом практической части исследования, также, стало разработанное методическое обеспечение кураторской деятельности, которое в начале опытно-экспериментальной работы отсутствовало, а в конце было представлено многочисленными методическими материалами: Инструкции для кураторов по организации учебной и внеучебной работы со студентами, Памятка первокурсника, Методические рекомендации для проведения ку-
раторских часов, Методические указания «Советы бывалого куратора», алгоритмы проведения культурно-массовых мероприятий и др., включающие, в том числе и электронные средства, такие как, сайт куратора и автоматизированная система управления АСУ-вуз.
Третье педагогическое условие заключается в совершенствовании профессионально-педагогической компетентности куратора. Понимая, что реализация инновационного воспитательного процесса в современном техническом вузе невозможна без специальной подготовки педагогических кадров, нами разработаны и реализованы материалы по такой подготовке педагогов и их мотивационному включению в кураторскую деятельность. Совершенствование профессионально-педагогической компетентности, как ведущей части профессиональной деятельности преподавателя в вузе, осуществлялось на основе четырехкомпонентной структуры профессиональнопедагогической компетентности и происходило в деятельности на внутри-вузовских и межвузовских ФПК. Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение мотивации кураторов к воспитательной работе со студентами, совершенствование организационных и методических форм деятельности кураторов, мер морального и материального стимулирования педагогов отразились, в том числе, и на позитивных изменениях в учебной и внеучебной жизни студентов.
Четвертым педагогическим условием стало создание и реализация кураторами взаимосвязи и взаимовлияния компонентов воспитательной системы в многофункциональной и многообразной среде вуза. Среда вуза - это компонент воспитательной системы, многообразие и многофункциональность которой направлены на обеспечение разнообразных потребностей ее субъектов. Содержательное многообразие среды вуза позволяет учесть интересы, наклонности и способности студента, включая проблемы, исходящие из субъектного опыта учащихся, возникающие в повседневной, профессиональной и социальной сферах [1; 4; 11; 13]. Функциональное многообразие среды, соответствующее многообразию воспитательных задач, выражается в многообразии внеучебных интеллектуальных, творческих, художественных, спортивных, культурных и др. мест среды для деятельности студентов. Кураторская деятельность стимулировала скоординированность и согласованность компонентов воспитательной системы, установление между ними продуктивного взаимодействия. Связи между компонентами системы, которые на предыдущем этапе функционирования воспитательной системы были слабыми или отсутствовали (рис. 2), посредством деятельности кураторов в опытноэкспериментальной работе были укреплены или вновь установлены (рис. 3), создавая целостность и единство воспитательной системы. Качественной характеристикой реализованного в опытно-экспериментальной работе многообразия среды университета стало взаимодействие всех компонентов воспитательной системы, которому способствовала системообразующая кураторская деятельность.
і і і і і і і і і і I
І І І І І І і I I I I
І І І І І і І І І І І
Рисунок 2 - Взаимодействие структур по воспитательной работе на начало ОЭР
і і і і і і і і і і і
і і і і і і і і і і і
і і і і .1. і і і J. А і
Цели воспитания
Ш
Кураторы как коллективный субъект
Ж
Студенты
Рисунок 3 - Взаимодействие структур по воспитательной работе в конце ОЭР
Реализация рассмотренных педагогических условий внесла изменения в функционирование воспитательной системы вуза, наделила кураторскую деятельность системообразующими функциями, создала условия повышения результативности воспитательной системы через ее переход с этапа кризиса на этап становления, что в ходе опытно-экспериментальной работы было подтверждено показателями, представленными по критериям факта и качества.
Библиографический список
1. Батракова, С. Н. Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. -2009.-№4.-С. 133 - 140.
2. Бугаева, Т. П. Теоретическое обоснование кураторской деятельности как системообразующей в воспитательной системе вуза [Текст] / Т. П. Бугаева, Н. В. Гафурова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 149 - 158.
3. Бугаева, Т. П., Современная воспитательная система вуза: выход из кризиса [Текст]: монография / Т. П. Бугаева, Н. В. Гафурова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, - 2010. - 158 с. + CD.
4. Бутакова, С. М. Осипова С. И. интерактивное обучение в контексте повышения качества математического образования [Текст] / С. М. Бутакова, С. И. Осипова // Вопросы современной науки и практики, - 2009 - № 10 (24).
5. Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе: [Текст] практико-ориентир. моногр. [Текст] / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2003. - 158 с.
6. Зимняя, И. А. Воспитание - проблема современного образования в России [Текст] / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова. - М.: Иц,1998. - 82 с.
7. Иванов, И. П. Звено в бесконечной цепи. [Текст] / И. П. Иванов - Рязань, 1994.-80 с.
8. Караковский, В. А. Воспитание эффективно, если оно системно [Текст] / В. А. Караковский. - М.: Вентана-Графф, 2002. С. 264-269.
9. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии её оценки [Текст] / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н. В. Кузьминой. - М.: Народное образование, 2002.
10. Новикова, Л. И. Воспитательная система: общая характеристика [Текст] / Л. И. Новикова // Воспитательная система учебного заведения как объект педагогического управления: в 2 ч. - Рига, 1989. Ч. 1. С. 7—11.
11. Осипова, С. И. Многообразие содержания и функций информационно-образовательной среды как условие выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории [Текст] / С. И. Осипова, Т. В. Соловьева // Сибирский педагогический журнал № 13, 2009.
12. Попова, М. П. Теория и методика воспитания: [Текст] Учебно-методическое пособие. / М. П. Попова - Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 60 с.
13. Резниченко, М. Г. Технология построения воспитательного пространства в вузе [Текст] / М. Г. Резниченко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. — №4.-С. 140-149.
14. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций [Текст] / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. - М.: Высшее образование, 2006. - 206 с.
15. Селиванова, Н. Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания личности [Текст] / Н. Л. Селиванова // Воспитать человека: Сб. матер, по пробл. воспитания / Под. ред. В. А Березиной, И. А. Зимней и др. - М.: Вентана-Граф, 2002. С. 174-189.
16. Сокольников, Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания [Текст]
/ Ю.П. Сокольников. - М.: Прометей, 1993. - 200 с.
17. Титова, Е. В. Воспитание. Научные дискуссии и исследования [Текст] / Е. В. Титова // Сборник научных трудов. Под ред. Е. В. Титовой. СПб.: РГПУ, 2005.