Научная статья на тему 'Функции менеджмента в деятельности куратора учебной группы: проблемы и возможности'

Функции менеджмента в деятельности куратора учебной группы: проблемы и возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE MANAGEMENT / THE FUNCTIONS OF MANAGEMENT / THE FORMATION OF GOALS / PLANNING / ORGANIZATION / MOTIVATION / CONTROL / CURATOR / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Надежда Васильевна

В статье рассмотрено понятие «менеджмент» и его функции в деятельности куратора учебной группы; проведено исследование функций менеджмента в деятельности кураторов, на основе результатов которого раскрываются особенности, проблемы их реализации в воспитательной практике куратора. В статье выделены возможности использования функций менеджмента в деятельности куратора, которые могут стать важным условием повышения качества профессионального образования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management functions in the activities of the group facilitator

In the article concept «management» and its functions in activity of the curator of educational group is considered; research of functions of management is conducted in activity of curators, on the basis of which results features, problems of their realization in educational practice of the curator reveal. In the article possibilities of use of functions of management in activity of the curator which can become an important condition of improvement of quality of vocational education in high school are allocated.

Текст научной работы на тему «Функции менеджмента в деятельности куратора учебной группы: проблемы и возможности»

гипотезы) - третья ступень является самой сложной, ибо здесь надо найти нужное средство в форме догадки и логика тут не помогает. Как в жизни, так и в науке выдвинуть гипотезу - дело творческое, и оно требует особого воображения. IV. «Анализ гипотезы» - когда предположение уже взбрело в голову, то о нем начинают рассуждать в плане логической уместности. Разум стремится установить надежность и обоснованность связи между проблемой и гипотезой, используя приемы рациональной критики. V. «Проверка гипотезы фактами» - завершающий акт мышления сводится к эмпирическому обоснованию решения. Если находятся чувственные факты, которые подтверждают правомерность гипотезы, то она становится достоверным знанием. В случае отсутствия такого подкрепления к гипотезе начинают относиться с подозрением и ее может сменить другая догадка. Полный цикл мышления реализуется в науке и в школьном обучении, в обычной жизни он реализуется в сокращенном виде, выпадает формулировка проблем (II) и анализ гипотез (IV) [5].

Общепризнанно, что Дьюи внес большой вклад в педагогику. Он убедительно показал зависимость школьного обучения от типа политической власти в обществе. Если господствует тоталитаризм или авторитаризм, то обучаются массовые коллективы, молодежь готовится к труду с одной профессией, учат выполнять чужие указания, учителя навязывают ученикам догматические знания и ценности. Демократическое общество выдвигает радикально иные цели, идеалы обучения и воспитания. Школа здесь обучает личности, она готовит к выбору и критическому мышлению, развивает культуру вопрошания, учит открывать новое, развивает самостоятельность и инициативу, формирует полноценное проблемное мышление. В 1920-е годы идеи Дьюи существенно повлияли на советских педагогов и на развитие советской школы (связь обучения с трудом, «метод проектов» и т. п.). Но сталинский режим в начале 1930-х годов прекратил этот творческий эксперимент.

Итак, выяснилось, что современный компетен-тностный подход сложился на основе идей американского прагматизма. В этом философском направлении всякая компетентность так или иначе связана с постановкой проблемы и ее эффективным решением. Самые важные проблемы имеют практический характер, и если личность научена их решать, то она будет успешна в жизни. Данную линию здорового практицизма и требуется привить к российской высшей школе.

Примечания

1. Mischel, W., Shoda, Y. A cognitive-affective system theory of personality // Psychological Reports. 1973. № 102. P. 246-268.

2. Практический интеллект / P. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб., 2002. С. 13-15.

3. Пирс Ч. С. Закрепление верования // Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000. С. 234-265.

4. Джемс В. Прагматизм. СПб., 1910. С. 155.

5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997. С. 72-77.

УДК 378.014.542

Н. В. Винокурова

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

В статье рассмотрено понятие «менеджмент» и его функции в деятельности куратора учебной группы; проведено исследование функций менеджмента в деятельности кураторов, на основе результатов которого раскрываются особенности, проблемы их реализации в воспитательной практике куратора. В статье выделены возможности использования функций менеджмента в деятельности куратора, которые могут стать важным условием повышения качества профессионального образования в вузе.

In the article concept «management» and its functions in activity of the curator of educational group is considered; research of functions of management is conducted in activity of curators, on the basis of which results features, problems of their realization in educational practice of the curator reveal. In the article possibilities of use of functions of management in activity of the curator which can become an important condition of improvement of quality of vocational education in high school are allocated.

Ключевые слова: менеджмент, функции менеджмента, формирование целей, планирование, организация, мотивация, контроль, куратор, воспитательная работа, воспитательная деятельность.

Keywords: the management, the functions of management, the formation of goals, planning, organization, motivation, control, curator, educational work, educational activities.

Трансформации, происходящие в высшей школе России в период вхождения страны в систему мирового образовательного пространства в условиях Болонского процесса, требуют пересмотра основных подходов к воспитанию студенческой молодежи. Сегодня главной целью высшего образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей свободой и ответственностью, готовой реагировать на все жизненные изменения. В связи с актуальностью поиска новых подходов к воспитанию в высшей школе необходимо исследовать роли и возможности субъектов, его реализующих, и в первую очередь педагога-куратора.

© Винокурова Н. В., 2012

Кураторство в системе высшего образования России является традиционной формой взаимодействия между преподавателями и студентами, имеет глубокие исторические корни, а в современных условиях обладает значительным инновационным потенциалом. В настоящее время становится все более очевидным, что деятельность куратора в современном вузе должна быть целенаправлена, мотивирована и ориентирована на создание педагогических условий успешного профессионального и личностного становления каждого студента [1].

В то же время практика показывает, что традиционно осуществляемая деятельность куратора в большинстве случаев носит формальный характер и не отвечает целям, содержанию, технологиям воспитательной работы в современном вузе. Поэтому важным направлением повышения качества профессионального образования должно стать совершенствование воспитательной деятельности куратора учебной группы, механизмом которого может быть использование функций менеджмента в профессиональной деятельности куратора.

Интерес к осмыслению образовательного процесса в вузе с позиции менеджмента сложился достаточно давно. В психолого-педагогической литературе рассматривались различные аспекты управленческой деятельности: управление в образовательном учреждении (В. И. Загвязинский, Л. Е. Капто, М. М. Поташник и др.); управление образовательным учреждением, связанное с необходимостью поиска путей его развития, принятия стратегических и оперативных решений (Б. С. Гер-шунский, С. В. Лазарев, Е. В. Яковлев и др.); управление образовательной деятельностью (А. М. Моисеев, В. П. Симонов); как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и др.).

В деятельности куратора менеджмент может быть представлен в виде специфической управленческой деятельности в учебной группе, направленной на организацию учебно-воспитательной работы, а также обеспечение взаимодействия субъектов воспитания с целью формирования учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивающей достижение развития личности в соответствии с миссией и стратегическими целями воспитания, реализуемыми в вузе. Осуществление управленческой деятельности должно стать следствием выполнения функций менеджмента в деятельности куратора.

Впервые функции управления были выделены А. Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.

В настоящее время существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В. Г. Афанасьева, А. И. Китова, Ю. А. Конаржевского, Б. Ф. Ломова, Р. X. Шакурова, В. А. Якунина и др. выделяются следующие виды управленческих функций: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция). Основываясь на ряде исследований, посвященных педагогическому менеджменту (А. В. Гвоздева, Л. В. Горюнова, В. П. Симонов, П. И. Третьяков и др.), мы будем рассматривать систему функций менеджмента в деятельности куратора учебной группы, включающей такие частные функции, как формирование целей воспитания, планирование, организация, мотивация и контроль результатов воспитательной деятельности. Остановимся на рассмотрении данных функций более подробно.

Первая функция - формирование целей воспитания. Цель воспитания следует рассматривать в качестве системообразующего фактора воспитательной системы вуза, от которого зависит эффективность функционирования воспитательной системы в целом и воспитательной деятельности отдельных ее субъектов.

Цели воспитания студентов в вузе условно могут быть разделены на три уровня:

- стратегические, или долгосрочные, цели (уровень вуза) - достижение целей возможно в течение 5 лет, как правило, определены в Стратегии развития вуза, Концепции воспитания студентов и других локальных актах вуза;

- тактические цели (уровень факультета) определяют результат воспитания студентов, достигнуть который возможно в течение учебного года на отдельном факультете. Тактические цели воспитания определены в таких документах: план работы факультета на учебный год, план воспитательной работы факультета на учебный год, план работы куратора на учебный год;

- оперативные цели (уровень учебной группы), которые могут формулироваться куратором самостоятельно (1-й семестр обучения студентов) или совместно со студентами (2-4-й семестры обучения студентов) и отражать необходимые результаты конкретного воспитательного мероприятия или серии мероприятий, а также всей воспитательной работы в течение конкретного периода, как правило от одного месяца до семестра. Оперативные цели воспитания отражены в плане воспитательной работы куратора на семестр, квартал, месяц.

Таким образом, в своей деятельности куратор реализует функцию формирования целей на уровне факультета и уровне учебной группы, тем самым являясь участником построения так называемого «дерева целей» воспитания студентов в вузе, где стратегическая цель воспитания, определенная

Концепцией воспитания студентов, распадается на более частные, тактические цели, учитывающие специфику и традиции факультетов, а тактические цели, в свою очередь, могут быть достигнуты лишь посредствам реализации оперативных целей, определенных для каждой учебной группы.

Однако реализация функции формирования целей в деятельности кураторов имеет ряд проблем, это подтверждают результаты анкетирования кураторов учебных групп ВятГ-ГУ (23 куратора, из них: 47,8% кураторы первых курсов, 52,2% кураторы вторых курсов; стаж работы кураторов до 1 года - 8,7% , от 1 года до 3 лет - 47,8%, от 3 до 5 лет - 4,3%, свыше 5 лет - 39,1%), проведенного в январе 2012 г. в рамках краткосрочной программы повышения квалификации «Школа куратора» (33 слушателя). Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются кураторы при формировании целей воспитательной работы в учебной группе, 52,2% кураторов ответили, что сложно сочетать при формировании цели интересы вуза и студенческой группы; 26,1% респондентов отметили, что сложно учесть все требования, предъявляемые к формированию целей (конкретность, измеримость, достижимость, ориентированность на результат, конкретные сроки выполнения); 17,4% кураторов видят сложность выстраивания системы преемственности целей (вуз - факультет - группа), и только 8,7% кураторов не имеют трудностей с формированием целей воспитания. Следовательно, можно констатировать, что больше половины кураторов испытывают затруднения при формировании целей воспитания с учетом интересов вуза и учебной группы, в то время как выстраивание «дерева целей» воспитательной работы не вызывает у большинства кураторов особых проблем.

Планирование в деятельности куратора как функция менеджмента. Планирование в деятельности куратора учебной группы - это деятельность по формированию средств, форм и методов взаимодействия субъектов воспитания, обеспечивающих достижение поставленных целей. Назначение планирования как функции менеджмента -учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для достижения целей воспитания на уровне вуза, факультета и учебной группы.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей воспитания и деятельности субъектов воспитания на установленный период: определение оперативных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление ресурсов для решения поставленных задач. Результатом планирования является план, доку-

мент, указывающий содержательные ориентиры деятельности куратора, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

В зависимости от уровня целей воспитания можно выделить три вида планирования воспитательной деятельности в вузе.

Стратегическое планирование ориентировано на срок до 5 лет и предусматривает разработку общих целей воспитательной деятельности на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Результатом стратегического планирования является Стратегия развития вуза, Программа развития вуза, Концепция воспитания студентов в вузе.

На основе стратегического планирования разрабатываются среднесрочные планы, которые, как правило, охватывают период до 1 года. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение тактических целей воспитания. К среднесрочным планам в вузе можно отнести планы воспитательной работы вуза и факультета на год, план воспитательной работы куратора на учебный год.

Однако в деятельности куратора учебной группы наибольшее значение имеет текущее планирование, которое заключается в детальной конкретизации целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Данный вид планирования осуществляется на срок от 1 месяца до 1 года и представлен в виде планов воспитательной работы куратора в учебной группе на месяц, квартал, семестр.

Оперативное планирование в деятельности куратора происходит в несколько этапов: целепола-гание (формулирование оперативных целей и задач воспитания на планируемый промежуток времени); подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей; составление перечня необходимых действий; составление плана мероприятий; анализ ресурсов; анализ разработанного варианта плана; подготовка детального плана действий (сроки, ресурсы, ответственные); контроль за выполнением плана, внесение изменений в случае необходимости.

Определяя, с какими трудностями сталкиваются кураторы учебных групп при планировании воспитательной работы, мы пришли к следующим результатам: 8,7% кураторов испытывают сложности с определением оперативных целей и задач; 39,1% кураторов сталкиваются с проблемой подбора, анализа и оценки способов достижения поставленных целей и задач; 39,1% затрудняются с выявлением ресурсов для решения поставленных задач; 13% кураторов сталкиваются с такими проблемами: недостаток информации для осуществле-

ния оперативного планирования, низкий уровень самоуправления в учебной группе и незаинтересованность студентов в коллективном планировании воспитательной работы, а также отсутствие достаточного количества времени для качественного планирования; 4,3% кураторов не имеют трудностей при планировании воспитательной работы.

На вопрос «Участвуют ли студенты учебной группы в планировании воспитательной работы» 78,3% кураторов ответили положительно, 17,4% ответили отрицательно и 4,3% кураторов ответили, что иногда студенты участвуют в планировании воспитательной работы.

Существенной проблемой в планировании кураторами воспитательной работы является то, что 17,4% кураторов не пользуются ни одним документом, регламентирующим воспитательную деятельность в вузе; 60,8% кураторов используют при планировании план воспитательной работы факультета на год; 34,8% кураторов - план воспитательной работы ВятГГУ на год и 17,4% кураторов - Концепцию воспитания студентов ВятГГУ.

Таким образом, реализация такой функции менеджмента, как планирование, в деятельности куратора имеет ряд проблем, которые связаны с определением средств и выявлением ресурсов для достижения поставленных целей и задач воспитания, недостаточным использованием документов, регламентирующих воспитательную работу в вузе. Однако в большинстве случаев в планировании воспитательной работы участвуют студенты, что является значимым фактом в воспитательной деятельности кураторов.

Организация как функция менеджмента в деятельности куратора. Функция организации в деятельности куратора представлена установлением постоянных и временных взаимоотношений между всеми субъектами воспитания, в соответствии с определенным порядком и условиями реализации плана воспитательной работы. Организация воспитательной работы в учебной группе имеет два аспекта: инвариантный - это направления воспитательной работы в учебной группе, которые соответствуют выделенным направлениям воспитания студентов в вузе, определенным в Концепции воспитания студентов; вариативный - это формы и методы воспитания студентов, выбор которых осуществляется с учетом особенности факультета, специальности и интересов студентов учебной группы.

В проведенном нами анкетировании выяснилось, что 39,1% кураторов в организации воспитательной работы в учебной группе используют традиционные формы и методы (проведение кураторских часов, лекций, бесед, вечеров отдыха, экскурсий, посещение театров и т. д.); 17,4% респондентов используют инновационные формы и методы воспитания (тренинги, деловые и ролевые игры, мастер-классы, интерактивные семинары, круглые

столы, дебаты, интерактивные экскурсии, социальные акции и т. д.) и 39,1% кураторов используют как традиционные, так и инновационные формы и методы организации воспитательной работы в учебной группе.

Кроме этого следует иметь в виду, что организация воспитательной работы в группе может осуществляться непосредственно куратором через оперативное управление и с помощью студентов через выбор актива и распределение полномочий между студентами учебной группы.

Механизмом административно-организационного управления в деятельности куратора является студенческое самоуправление. Анализируя данные анкетирования кураторов, мы получили следующие результаты: 60,8% кураторов в организации воспитательной работы в учебной группе используют потенциал студенческого самоуправления, 39,2% кураторов не имеют такой возможности, так как самоуправление в курируемых ими группах носит формальный характер. Кураторы также указали причины низкого уровня развития студенческого самоуправления в учебной группе: неумение студентов планировать свое время и сочетать учебную нагрузку с общественной деятельностью (43,5%); отсутствие инициативы со стороны студентов (47,8%); отсутствие потребности у студентов в самостоятельной организации внеучебной деятельности (приоритет - учебная деятельность) (30,5%); боязнь студентов ответственности за результаты своей деятельности (13% ).

Таким образом, в организации воспитательной работы кураторы учебных групп в равной степени используют как традиционные, так и инновационные формы и методы воспитания и большинство кураторов используют потенциал студенческого самоуправления для организации воспитательной работы в учебной группе.

Четвертая функция менеджмента в деятельности куратора - это мотивация. Мотивация в деятельности куратора может быть рассмотрена как система действий по активизации мотивов студентов, которая основывается на создании условий, когда у студентов пробуждаются их собственные мотивы участия и деятельности. Функция мотивации ориентирована на эффективное управление поведением студентов как механизмом достижения целей воспитания.

В воспитательной деятельности кураторами используются такие виды управленческой мотивации, как материальная и нематериальная. Материальное стимулирование ориентировано на повышение активности студентов в научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности на уровне региона, вуза, факультета и учебной группы через получение материального вознаграждения (повышенная академическая стипендия за достижения в учебной, научно-исследо-

вательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, именные стипендии, материальное поощрение «Гордость России» и «Гордость ВятГГУ», именные стипендии, стипендии Президента и Правительства РФ). Нематериальное стимулирование студентов ориентировано на использование кураторами социальных, психологических и моральных «мотиваторов» (благодарность, одобрение, поощрение, делегирование прав и ответственности, признание заслуг, награды и т. д.).

Определяя, какие виды мотивации используют кураторы ВятГГУ для привлечения студентов к организации и участию во внеучебной деятельности в вузе, мы получили следующие результаты: 82,6% респондентов ответили, что это нематериальное стимулирование, 13% кураторов используют все виды стимулирования и 4,3% кураторов используют экономические методы стимулирования.

Итак, в своей деятельности кураторы осуществляют такую функцию менеджмента, как мотивация, однако использует лишь нематериальную мотивацию студентов, не учитывая возможности системы стимулирования активности студентов, разработанную в вузе, что, несомненно, отражается на заинтересованности студентов в участии во внеучебной деятельности, организуемой на уровне как вуза, факультета, так и учебной группы.

Контроль как функция менеджмента в деятельности куратора. Контроль в деятельности куратора - это часть системы мониторинга, который является системным исследованием процесса воспитания с целью получения достоверной информации, предназначенной для эффективного управления [2]. Результатом реализации функции контроля в деятельности куратора является управление процессом воспитания студентов, осуществляемое на полученной достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной работы, на основе проверки соответствия достигнутых результатов запланированным, а также поддержка положительных и коррекция отрицательных явлений в практике воспитательной деятельности куратора.

Контрольная деятельность кураторов осуществляется до фактического начала воспитательной работы в учебной группе (предварительный контроль, например измерение начального уровня воспитанности студентов I курса), непосредственно в ходе воспитательной работы, а именно измерение фактических результатов, полученных после проведения воспитательной работы или мероприятия (текущий контроль, например наблюдение, рефлексия), оценка достигнутых результатов и измерение эффективности воспитательной работы в учебной группе (заключительный, например оценки показателей уровня воспитанности студентов после I курса обучения).

Результаты анкетирования кураторов показали, что 43,5% респондентов на первое

место по значимости в деятельности куратора поставили текущий контроль, на втором месте - заключительный контроль - 26%, 13% респондентов поставили на третье место предварительный контроль и 17,3% кураторов определили, что все виды контроля одинаково значимы в воспитательной деятельности. При осуществлении контроля кураторами используются две группы методов: первая группа (используют 39,1% кураторов) - это методы контроля состояния процесса воспитания (педагогическое наблюдение, методы изучения и анализа педагогической документации, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности в учебной группе, методы индивидуального и коллективного анализа и самоанализа проводимых дел и т. д.); вторая группа (используют 17,4% респондентов) - это методы контроля результативности воспитательного процесса (методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, приемы анализа продуктов научно- исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, методы математическо-статисти-ческой обработки полученных результатов, тестирования и т. д.), обе группы методов контроля используют 43,5% кураторов. Следует отметить, что результаты полученного контроля используются кураторами в формировании целей воспитания (34,8%), при планировании воспитательной работы в учебной группе (47,8%), в организации воспитательной работы (26%), при стимулировании активности студентов во внеучебной деятельности, на всех этапах управленческого цикла (4,3%).

Таким образом, реализация функции контроля в деятельности куратора осуществляется через организацию текущего контроля с использованием как методов контроля состояния процесса воспитания, так и методов контроля результативности воспитательного процесса, результаты контроля используются в большинстве случаев при последующем планировании воспитательной работы в учебной группе.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что кураторы учебных групп сталкиваются со следующими проблемами при реализации функций менеджмента при осуществлении воспитательной деятельности в учебной группе:

- проблема формирования целей воспитания с учетом интересов вуза и студенческой группы;

- проблема подбора, анализа и оценки способов достижения поставленных целей и задач воспитания, выявление ресурсов для их достижения;

- проблема использования потенциала студенческого самоуправления как механизма организа-

ции воспитательной работы в учебной группе, что является следствием низкого уровня социальной зрелости студентов;

- проблема недостаточного использования возможностей системы материального стимулирования активности студентов, разработанной в вузе;

- проблема комплексного использования всех видов контроля как части системы мониторинга воспитательной деятельности в вузе.

Однако реализация в деятельности куратора функций менеджмента дает и ряд возможностей, которые в свою очередь влияют на качество воспитательного процесса в вузе в целом и на каждом факультете, учебной группе в частности. К этим возможностям можно отнести:

- формирование и реализацию «дерева целей» воспитания студентов в вузе через достижение оперативных целей воспитания, определенных в деятельности куратора для уровня учебной группы, и как следствие достижение тактических и стратегических целей воспитания в вузе;

- осуществление комплексного планирования воспитательной деятельности в вузе, основанного на направлениях Концепции воспитания студентов, традициях и особенностей факультета, интересов учебной группы;

- развитие студенческого самоуправления в вузе через делегирование прав и ответственности студентам при организации научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности и использование инновационных форм и методов воспитания;

- создание системы мотивации студентов в вузе с использованием нематериального и материального стимулирования их активности;

- создание системы мониторинга качества воспитательного процесса в вузе через комплексную реализацию всех видов и методов контроля в воспитательной деятельности куратора.

Таким образом, полагаем, что использование теории менеджмента в деятельности куратора учебой группы переведет куратора в позицию системообразующего фактора воспитательной системы вуза [3], что, несомненно, станет важным условием повышения качества профессионального образования в вузе.

Примечания

1. Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2010. С. 16.

2. Ходырева Е. А. Проблемы разработки мониторинга воспитательного процесса в гуманитарном вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3(3). С. 53.

3. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Теоретические обоснования кураторской деятельности как системообразующей в воспитательной системе вуза [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=13219165

УДК 37.013

Ю. М. Гришаева

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

В работе представлены результаты анкетирования студентов гуманитарного вуза различных направлений подготовки на предмет осознания ими некоторых характеристик понятия «экологическая культура».

The article is dedicated to the results of questionnaire poll of humanitarian higher educational institution students about ecological culture.

Ключевые слова: экологическая культура, гуманизация, гуманитаризация.

Key words: ecological culture, humanization, humanitarization.

Вопросы качественной модернизации подготовки будущих профессионалов в гуманитарной сфере отражают сегодня актуальные запросы общества и все больше находят свое воплощение в практике вузовского образовательного процесса в качестве новых принципов проектирования структуры и содержания изучаемых дисциплин. Одним из таких принципов, выбранных нами в качестве аспекта исследования, выступает принцип «усиления гуманитарной составляющей образовательного процесса», в полной мере реализующийся, на наш взгляд, в решении задач экологизации сознания будущих выпускников через присвоение ими ценностей и смыслов экологической культуры.

Объективные процессы гуманизации и гуманитаризации современного образования направлены на обогащение мировоззренческой, культурной сферы личности, акцентированы на преимущественной роли морально-этических идеалов в ходе социализации обучающихся. Последнее обстоятельство напрямую связано с целями современного экологического образования, несущего идеи глобального образования для устойчивого развития биосферы в целом. Под глобальным образованием мы подразумеваем «вид образования, рассматривающий мировые процессы с точки зрения общечеловеческих интересов, ориентированный на необходимость и возможность международного сотрудничества и взаимопомощь, способствующий гармоничному вписыванию человека в систему общекультурных ценностей, взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом и других уровнях с акцентом на этических позициях глобально ориентированной личности, предлагающий видение мира как единого целого, как огромной планетарной

© Гришаева Ю. М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.