УДК 373
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА -
ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Л.В. Алиева1
1 Публикуется при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10308
Аннотация. В статье актуализируется проблема возрастания роли воспитания в модернизации системы высшего образования; с позиций компетентностного научного подхода обосновывается воспитательный потенциал образовательный деятельности вуза; определяется специфика, цель, содержание профессионального воспитания как приоритетного блока образования и его роль в формирования общих и профессиональных компетенций студентов во взаимодействии основной учебной и внеучебной деятельности вуза.
Ключевые слова: воспитание; воспитательный процесс; профессиональное воспитание; образование и образовательная деятельность; компетенции, компетентность, компетентностный подход.
THE EDUCATIONAL POTENTIAL
OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY -
VALUE BASIS OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS
L.V. Aliyeva
Abstract. In the article raises the problem of increasing the role of education in the modernization of the higher education system; from the perspective of competence-based scientific approach is based on the educational potential of the educational activities of the University; specificity, aim, contents of professional education as the priority of education and its role in the formation of the General and professional competences of students in mainstream education and extra-curricular activities of the University.
Keywords: education, educational process; professional education; education and educational activities; competence, competence, competence approach.
Актуальность представленной темы обусловлена возрастанием роли воспитания как: объективно-субъективной многозначной социальной реальности; динамичного цивилизованного процесса развития человека и общества в современных российских условиях; ценностного блока модернизируемой системы образования, в частности, высшего профессионального образования. Переориентация системы высшего образования на новые качественные показатели современной подготовки профессиональных кадров ориентирует на научно обоснованный анализ имеющегося образовательного потенциала (обучения, воспитания) и его эффективного использования в решении задач, определенных вузам в государственных документах; в удовлетворении запросов, возможностей человека XXI века.
Модернизация образования - процесс по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования на основе современной теории и практики воспитания. Новые ценности как цели и качественные показатели высшего образования ориентируют на возрастание роль
воспитания в основной учебной и внеучебной деятельности вуза.
Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости обоснования с позиций компетентностного подхода специфического воспитательного потенциала современного вуза в формировании общепрофессиональных компетенций студентов как ценностной основы их профессиональной подготовки. Компетент-ностный подход - комплексный инновационный научный подход к воспитанию в системе среднего и высшего профессионального образования; формированию общепрофессиональных, профессиональных, внепрофессиональных компетенций как базы становления компетентностей -качественных показателей воспитания, профессионального и личностного роста студентов и педагогов. Суть данного научного подхода сводится к качественному изменению образования, созданию новой системы человеческих ценностей, что обуславливает приоритет воспитания в образовательной деятельности; к инновационному управлению процессом воспитания в образовательной организации, в основе которого
технологии создание моделей компетенций профессиональной, общественной деятельности человека в системе высшего и среднего образования и формирование на их основе компетентно-стей - качественных свойств и качеств личности-профессионала [8, с.20].
Научное обоснование «общих ценностей» образования представлено социально-педагогическим и культурологическим феноменом «компетенция» и производными от нее понятиями «компетентность» [7,8]. Компетенции -ключевая идея модернизации образования. Эта идея выводит цель образования за пределы традиционных представлений о ней, как системе передачи суммы знаний и формируемых умений, навыков. Данное понятие в теории и практике представлено неоднозначно. Выделяются такие определяющие аспекты-характеристики: «система знаний, умений», опыт действия и мотивация, способность решения проблем («совокупность качеств, свойств» (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) [6], «общая способность» (П.И. Третьяков) [8]. Роль компетенций в образовательном процессе определяется как цели образования, воспитания; деятельностная составляющую образования, показатель качества образовательной деятельности, личностно-индивидуальная ценность профессионала.
Компетентность в обобщенной
характеристике: новообразование личности, качество гражданина-профессионала, формируемое в образовательной и самостоятельной профессиональной, общественной деятельности (а не прирожденное и развиваемое) путем индивидуального освоения и творческого овладения конкретными компетенциями (база, основа компетентности). Это качество профессионала творчески действовать в новых условиях (профессиональных, общественных) на основе индивидуально освоенных компетенций в реальном опыте, практике, в дополнительном образовании. Творчество, творческое мышление, их сформированность - показатель компетентности.
Комплекс компетенций в свете компетент-ностного подхода к воспитанию в образовании -не стабильная величина. Подходы к набору жизненно и профессионально значимых компетенций и компетентностей - важных качеств человека-профессионала, формируемых в реализации данного подхода определяются: общим государственно-общественным заказом на современного человека-профессионала-гражданина страны и мира; динамикой экономических, научных, социальных изменений в государстве, обществе; человеческим потенциалом (интеллектуальным, физическим, моральным). Специфика профес-
сионального образования вуза - важный подход к определению ведущих компетенций, реально формируемых в данном образовательном учреждении, организации. Определяющими являются профессиональные компетенции - система знаний, способов деятельности в разрешении теоретических и практических задач. Профессиональная компетентность - «поступенчатый переход в освоении разных видов социально-профессиональной подготовленности: от профессиональных квалификаций до ключевых профессиональных компетенций» (Демидова Т А.) [8].
Особенность компетентностного подхода - в рассмотрении и определении компетенций в их взаимосвязях, взаимозависимостях, взаимообогащении, что позволяет результат реализации компетентностного подхода представить системой компетенций, которой должен овладеть студент как базой для формирования компетентно-стей и которой должен владеть педагогический работник вуза с учетом его специализации и квалификации. Показатели-результаты оцениваются в формах, способах участия студентов и педагогов в основной учебной, внеучебной, общественной и других видах деятельности, в процессе проведения систематической рефлексии образовательной деятельности и саморефлексии. Компетенции и компетентности - качественные показатели результативности, эффективности воспитательного процесса (воспитания) в становления будущего профессионала, развитии личности обучающегося; профессионального личного творческого роста педагогического работника.
Компетентностный подход - современный научный комплексный подход к реализации воспитательного потенциала вуза в формировании общепрофессиональных компетенций студентов. Воспитательный потенциал вуза определяем исходя из современного научного многозначного определения воспитания и его специфической роли в модернизации системы образования как «органичного ценностно-целевого блока и приоритета модернизируемого образования, определяющего содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [13].
Воспитательные ценности и цели (потенциал воспитания), определенные Законом об образовании, традициями и инновациями, пронизыва-
ют все содержание основного образования вуза и его внеучебной деятельности [2,9].
Потенциал воспитания вуза заключается в создании реальных условий для практической реализации субъектной позиции учащегося-студента, его активного включении в образовательную и общественную деятельность учреждения: инициировании и поддержке самодеятельных творческих общественных объединений, связанных с практическим освоением азов профессии, проверкой своих возможностей, способностей; развитие самоуправления в учреждении; включение коллектива студентов в разработку совместных социально значимых, инновационных учебных проектов, программ, образовательных технологий; расширение связей, партнерства в социуме с профессиональными структурами и т.д. Процесс воспитания приобретает в лице студентов - нового активного субъекта.
Уникален воспитательный потенциал педагогического коллектива высшего профессионального образовательного учреждения. Педагог вуза - особый субъект воспитания; носитель реального образа профессионала (а не вербального, воображаемого). Личный профессиональный (педагогический и специальный) и гражданский опыт педагога - один их приоритетов воспитания в системе высшего профессионального образования.
Основу воспитания составляет природосооб-разное взаимодействие поколений; педагогов и студентов как субъектов в совместной, общезначимой деятельности (учебной, внеучебной, общественной). Тенденция создания на базе вузов молодежных общественных объединений усиливает роль социального воспитания в жизнедеятельности коллектива, формировании профессионала-индивидуальности, гражданина. Через эти общности молодые будущие специалисты проходят школу гражданственности, осваивают новые общечеловеческие компетенции. В их деятельности проверяются профессиональные компетенции, закрепляется (или меняется) мотивация выбора будущей профессии; осваиваются новые виды трудовой деятельности, смежные приобретаемой профессии.
Таким образом, специфика и потенциал воспитания в вузе связаны с новыми по своему воспитательному потенциалу субъектами воспитания: студент - гражданин - личность и преподаватель-профессионал, воспитатель, гражданин-личность, студенческие общности, общности преподавателей-педагогов, совместные объединения студентов, преподавателей, представителей социума [11].
Взаимодействие субъектов воспитания (взаимообогащение, взаимодополнение, интеграция, сотрудничество, партнерство) наполняет пространство образовательного учреждения реальными ценностями, целями, традициями; признанными большинством общественными нормами отношений, общения, что и позволяет успешно формировать компетенции как профессиональные так и общечеловеческие [4].
Главным фактором воспитания специалиста-профессионала становится инновационный учебный процесс как: специфическая деятельность, микро-воспитательное пространство, представляющее ценности осваиваемой профессии, профессионального общения студента и педагога в творческом их усвоении. Личная учебная (трудовая) деятельность - средство воспитания специалиста, самовоспитания, саморазвития. Новые гуманистические и демократические отношения в процессе обучения: процесс сотворчества, сотрудничества, направленный на поиск оптимальных решений конкретных вопросов, проблем «общих» и «индивидуальных» формируют новую самостоятельную позицию студента - субъекта управления процессами обучения и воспитания; мотивированное ценностное отношение к профессии (ее личностной и общественной значимости, перспективности).
Инновационный образовательный потенциал современных вузов в дифференцированном («ступенчатом»), индивидуализированном подходах к организации высшего профессионального образования позволяет педагогам совместно со студентами выстраивать индивидуальные траектории освоения профессии, что является показателем специфического воспитательного влияния обучения на становление личности студента - будущего профессионала.
Воспитательный потенциал современных вузов - в изменениях методологии, методики системы оценки профессиональной, социальной подготовленности студента, оценки качества профессиональной деятельности педагога и ориентирован на: воспитывающий характер оценок по всем дисциплинам, предметам; стимулирующую роль оценок в развитии интереса к профессии, «открытии» её секретов, творческому освоению; отражение в системе оценок индивидуально-профессионального становления будущего специалиста; выявление через систему оценок (качественно-количественных) индивидуальных возможностей, общих и специальных способностей студента, которые и должны быть направлены на более эффективное освоение комплекса компетенций; сочетание педагогических оценок с самооценкой студента, оценками сверстников, социальных партнеров. Особо ценными стано-
вятся такие качественные воспитательные оценки как: а) творческое самостоятельное освоение студентом новых источников, инновационного опыта с предоставлением соответствующих наглядных материалов (реферат, методическая аннотация, видео-материалы, проекты, программы); б) практическое включение студента в различные виды образовательной социально-значимой деятельности (учебной, дополнительного профессионального образования, внеучеб-ной общественной в окружающем социуме, в деятельности летних трудовых лагерей, студенческих отрядов и т.д.) [7].
Воспитательный потенциал и специфика воспитания в вузе - в складывающейся государственно-общественной системе управления вузом. Самоуправление становится социально-воспитательной ценностью, способом демократизации и гуманизации системы образовательной деятельности вуза.
Специфический воспитательный потенциал вуза рассматриваем как основу определения комплекса общепрофессиональных компетенций и их формирования с учетом профессиональной направленности его основной образовательной деятельности и представляем феноменом «профессиональное воспитание» [5].
Инновационность компетентностного подхода к воспитанию в системе высшего образования и общественного воспитания базируется на специфике профессионального воспитания. Профессиональное воспитание в новых российских условиях приобретает особое значение в подготовке современной молодежи к созидательной, творческой трудовой (профессиональной) деятельности на благо общества, государства и удовлетворения индивидуальных способностей и потребностей молодого человека; в создании современного трудового резерва. Воспитание современного профессионала-специалиста востребовано с особой силой в условиях рыночной экономики, конкуренции. Важно специалисту заявить работодателю, клиенту о себе качествами и опытом человеческого общения, коммуникативности, отношением, профессиональной культурой, широтой компетенций, качествами менеджера и т.д. Эти качества профессионала-специалиста и должны быть в поле зрения руководителей и преподавателей вузов в организации воспитательного процесса и среды его протекания.
Профессиональное воспитание рассматриваем как органичный и ведущий блок образовательной деятельности вуза, системы воспитания; базу формирования нового типа профессионала -специалиста, личности, в гражданской основе которой - профессиональная, индивидуально
выраженная позиция человека-созидателя -творца-исследователя, освоенный комплекс компетенций и формируемых компетентностей.
Профессиональное воспитание - цель и приоритетная задача вуза, основная специфика воспитательного процесса, осуществляемого во взаимодействии основной учебной и внеучебной деятельности [2,3,11].
Профессиональное воспитание студента -специфическая характеристика воспитания -многозначного, реального процесса совершенствования человека в конкретной деятельности, конкретном социуме; это педагогически организованный процесс становления человека в образовательной деятельности вуза, в основе которого «общие профессионально-личностные, гражданские ценности-компетентности» и «частные», отражающие особенности осваиваемой в вузе профессии или профессиональной области и качества человека данной профессии.
Приоритетная и специфическая ценность профессионального воспитания в системе высшего образования включает:
- формирование новых качеств личности, связанных: с творческим освоением основ, специфики профессии и связанных с ними общепрофессиональными и профессиональными компетенциями;
- развитие (оптимальное совершенствование) генетических, природных качеств человека -индивидуальности, необходимых в избранной профессии;
- формирование новых отношений, нового опыта общения в профессиональных видах трудовой деятельности, в организации управления этой деятельности, самоуправления, в системе маркетинга, бизнеса;
- воспитание позитивного, творческого отношения к профессии на примерах истории профессии, ее традиций, выдающихся представителей этой профессии (чувство гордости за принадлежность к данной профессии, уважения к коллегам);
- воспитание в реальном практическом культурном, социально значимом труде с осознанием личного вклада в общее дело;
- воспитание творчеством (профессиональным); творчество - показатель воспитания личности;
- воспитание в коллективном профессиональном труде единомышленников на основе взаимодействия, сотворчества, сотрудничества;
- воспитание через преодоление «профессиональных кризисов», цивилизованной конкуренции, соревнование как стимул творческого профессионального роста и обогащения, совер-
шенствования основной профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание становится главным средством развития личности-профессионала, одним из направлений которого является формирование профессиональных (универсальных) качеств - компетенций, компе-тентностей. Эти качества являются определяющими в трудовой и общественной жизни человека, основой профессиональной культуры.
Овладение студентами комплексом общих и профессиональных компетенций, культурой профессии; сформированность уважительного отношения к выбранной профессии, готовности к творческой самостоятельной профессиональной деятельности, профессиональному широкому самосовершенствованию - важные показатели специфичности профессионального воспитания в вузе.
Модель профессионального воспитания студентов - перспективный образец реализации
Литература:
1. Алиева, Л.В. Воспитание как объект познания: современные научные представления о данном феномене / Наука, образование и спорт: история, современность, перспективы: Материалы и статьи. 28 июня 2013. Под ред. А.Г. Мухаметшина, Р.Ш. Мали-кова. - Казань: Отечество. - 2013. - С. 3-5.
2. Алиева Л.В., Руденко И.В. Ценностно-целевые приоритеты внеучебной деятельности современного вуза. / Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века. Материалы Международной н.-п. конференции. Новосибирск, ноябрь 2012. / Т.А.Ромм, И.В. Хромовой. Новосибирск: Изд.НГПУ.
- 2012. - С.179-186.
3. .Алиева Л.В., Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность вуза: воспитательное пространство непрерывного образования и гражданского становления молодежи. /Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Материалы Международной конф. / Сост. Н.А. Лобанов Вып. 12. СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина. - 2014. -Ч.2. - С. 188-190.
4. Баранова, Н.А. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза. Монография. / Н.А. Баранова, А.Е.Баранов- Тверь: ООО «ИПФ «Виарт». - 2008.
5. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Учебно-методическое пособие. / Научн.ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. - 2004.
6. Зеер, Э.Ф.Психология профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер - М.: Изд-во МПСИ. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».
- 2003.
7. Зимняя, И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки. (К постановке проблемы
компетентностного подхода к формированию общепрофессиональных компетенций [9].
Реализация специфического воспитательного потенциала вуза в формировании общепрофессиональных компетенций студентов в основной образовательной и внеучебной деятельности вуза - это целенаправленный воспитательный процесс, в котором субъектами являются обучающиеся и педагоги, а содержанием - их взаимодействие в общих видах профессионально ориентированной деятельности (учебной, практической, общественной).
Качественными показателями этого взаимодействия являются компетенции, осваиваемые студентами (общие и профессиональные) и развивающиеся компетентности педагогических работников (преподавателей). Результативность воспитательного процесса в вузе в его динамике, взаимодействия субъектов учебной и внеучеб-ной деятельности можно определить как достижение новых качеств, свойств системы образования.
исследования) / И.А.Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2002.- 34 с.
8. Компетентностный подход к формированию содержания образования. Монография. Коллектив авторов. Под ред. Н.М. Осмоловской. - М. -2007.
9. Перспективные модели воспитания школьников и студентов / под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: ФГБНУ ИСТО РАО. - 2015.
10. Развитие воспитательного пространства вуза в свете государственных требований к качеству профессионального образования»: сб.научн. материалов / Вып.2. Сост. и научн. ред. Н.Ю. Синягина и Е.Г. Артамонова. М., 2014. - С.29-30.
11. Руденко, И.В. Воспитание в профессиональном контексте / И.В.Руденко. - Тольятти. // Вектор науки: ТГУ. - 2012.- № 1. - С.259-262.
12. Смирнов, И.П. Человек - образование - профессия - личность / И.П. Смирнов Монография - М.: УМИЦ «Граф-Пресс. - 2002.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега -Л».- 2014. - 134 с.
References:
1. Alieva, L.V. Vospitanie kak ob#ekt poznanija: sovremennye nauchnye predstavlenija o dannom fenome-ne / Nauka, obrazovanie i sport: istorija, sovremennost', perspektivy: Materialy i stat'i. 28 ijunja 2013. Pod red. A.G. Muhametshina, R.Sh. Malikova. - Kazan': Ote-chestvo. - 2013. - S. 3-5.
2. Alieva L.V., Rudenko I.V. Cennostno-celevye prioritety vneuchebnoj dejatel'nosti sovremennogo vu-za. / Strategija i resursy social'nogo vospitanija: vyzovy HHI veka. Materialy Mezhdunarodnoj n.-p. konfe-rencii. Novosibirsk, nojabr' 2012. / T.A.Romm, I.V. Hromovoj. Novosibirsk: Izd.NGPU. - 2012. - S.179-186.
3. .Alieva L.V., Nefedova N.A. Vneuchebnaja de-jatel'nost' vuza: vospitatel'noe prostranstvo nepreryvnogo obrazovanija i grazhdanskogo stanovlenija molodezhi. /Obrazovanie cherez vsju zhizn'. Nepreryvnoe obrazova-nie v interesah ustojchivogo razvitija. Materialy Mezhdu-narodnoj konf. / Sost. N.A.Lobanov Vyp.12. SPb: LGU im. A.S.Pushkina. - 2014. - Ch.2. - S. 188-190.
4. Baranova, N.A. Teoreticheskie osnovy postroe-nija i funkcionirovanija vospitatel'nogo prostranstva vuza. Monografija. / N.A. Baranova, A.E.Baranov- Tver': OOO «IPF «Viart». - 2008.
5. Borytko, N.M. Professional'noe vospitanie stu-dentov vuza. Uchebno-metodicheskoe posobie. / Na-uchn.red. N.K.Sergeev. - Volgograd: Izd-vo VGIPK RO.
- 2004.
6. Zeer, Je.F.Psihologija professional'nogo obrazo-vanija: uchebnoe posobie / Je.F. Zeer - M.: Izd-vo MPSI.
- Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK». - 2003.
7. Zimnjaja, I.A. Vospitatel'naja dejatel'nost' obra-zovatel'nogo uchrezhdenija kak ob#ekt kompleksnoj kri-terial'noj ocenki. (K postanovke problemy issledovanija) / I.A.Zimnjaja - M.: Issledovatel'skij centr pro-blem ka-chestva podgotovki specialistov. - 2002. - 34 s.
8. Kompetentnostnyj podhod k formirovaniju so-derzhanija obrazovanija. Monografija. Kollektiv avto-rov. Pod red. N.M.Osmolovskoj. - M. -2007.
9. Perspektivnye modeli vospitanija shkol'nikov i studentov / pod red. N.L.Selivanovoj. - M.: FGBNU IS-TO RAO. - 2015.
10. Razvitie vospitatel'nogo prostranstva vuza v svete gosudarstvennyh trebovanij k kachestvu profes-sional'nogo obrazovanija»: sb.nauchn. materialov / Vyp.2. Sost. i nauchn. red. N.Ju. Sinjagina i E.G.Artamonova. M., 2014. - S.29-30.
11. Rudenko, I.V. Vospitanie v professional'nom kontekste / I.V.Rudenko. - Tolyatti. // Vektor nauki: TGU. - 2012. - № 1. - S. 259-262.
12. Smirnov, I.P. Chelovek - obrazovanie - profes-sija - lichnost' / I.P. Smirnov Monografija - M.: UMIC «Graf-Press. - 2002.
13. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». - M.: Izdatel'stvo «Omega - L». - 2014. - 134 s.Smirrnov J. P. Education profession-personality". Mo-nograph-M.: UMIC Graf-Press. - 2002.
14. The Federal Act "On education in the Russian Federation". - M.: Publishing House «Omega-L ". 2013.134 s.
Сведения об авторе:
Алиева Людмила Владимировна (г.Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», e-mail: ludvlad1936@mail.ru
Data about the author:
Aliyeva L.V. (Moscow, Russia), doctor's degree in pedagogical sciences, Professor, senior fellow at the Center for strategy and theory of education Institute of education development strategy FGBNU «Institute of Education Development Strategy RAE», e-mail: ludvlad1936@mail.ru